Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Старообрядческое подмосковье.

В начале XVII в. Алексино - дворцовое село, в 1627 г. оно принадлежало Киприану, митрополиту Сарскому и Подонскому. Церковь в селе уничтожена в Смутное время - в селе лишь церковное место. К 1653 г. относится жалованная грамота Серапиону, митрополиту Сарскому и Подонскому, который и восстановил церковь (первое упоминание - 1676 г.) В документе 1678 г. - "село Алексино на колодезе" с митрополичьим домом, в котором 6 человек, 11 дворов крестьян (23 человека), и село принадлежит Варсонофию, митрополиту Крутицкому. В 1705 г. - двор архиерейский, двор приказчиков, конюшенный, скотный, 27 дворов крестьян во владении Иллариона митрополита Сарского и Подонского. В 1715 г. это владение преосвященного Алексия, митрополита Сарского и Подонского. После 1764 г. село стало экономическим (то есть управлялось Коллегией экономии).

Опись церковного имущества церкви Покровской села Алексина за 1813 г.

Церковь каменного здания с приделами Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Внутри оштукатурена, снаружи оштукатурена и выкрашена желтой краской, покрыта листовым железом. Глава на настоящей обита английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью, на приделах главы обиты железом и кресты железом. Колокольня каменная покрыта железом, шпиль обит английской жестью, крест деревянный, обит такой же жестью.

В оной церкви окон нижних 17, средних 8 с железными решетками, верхних 4 без решеток. Во святом алтаре настоящей церкви Святой Антиминс на белом атласе, хитон тафты коричневой.

На престоле срачицы из белого полотна, одежда саржевая черного цвета, крест малиновой ленты.

На жертвеннике срачица из белого полотна, одежда тафтяная клетчатая.

Напрестольных Евангелий.

1-е Полуалександрийское, цеки (?) обиты черной медью и высеребрены, на нем в середине Спаситель и евангелисты на финифти.

2-е Вдсеть обтянуто малиновым плисом, в середине Спаситель и евангелисты медные и высеребрены.

3-е Малое обтянуто малиновым плисом. Спаситель и евангелисты медные и высеребрены.

Серебряный и вызолоченный со вложением древа с распятием и с предстоящими и вверху Господа Саваофа иконного писания.

Сосуды серебряные как то: потир, дискос, звезда, два блюдца серебряных и вызолочены, лжица медная, копье стальное, ковчег оловянный.

Дароносица оловянная.

Сосуды для святого мира и елея стеклянные.

Покров на престоле малинового штофу, вокруг обложен черным атласом, крест мишурный. Над престолом сень с изображением вверху на полотне образа отечества на четырех колоных столбах которые местами серебром и золотом и выкрашены разными красками.

На жертвеннике покров палевой тафты.

Образ запрестольной Божией Матери Казанской, с другой стороны образ Чудотворца Николая без венцов и оклада.

Запрестольный крест написан на дереве, по которому в клеймах с обеих сторон написаны разные образы.

Но горнем месте образ Преображения Господня без венца и оклада.

Плащаница на полотне в рамках.

В алтаре выносных подсвечников три медных и один большой.

У царских врат завеса тафты белой, на ней крест мишурный.

Иконостас столярной работы с резьбою выкрашен из масла зеленой краской в пять ярусов, а резьба высеребрена, а местами вызолочена.

В первом ярусе.

1-и С правой стороны Спасителя образ, риза медная высеребрена, венец медный и вызолочен.

2-и Покрова Пресвятой Богородицы на нем риза медная высеребрена, венец медный и вызолочен.

3-и На обороте иконостаса образ Воскресения Христова без венца и окладу.

1-и с левой стороны Тихвинския Божия Матери, риза медная и высеребрена, венцы медные вызолочены.

2-и Николая Чудотворца без венцов и окладу.

3-и на обороте иконостаса Трех Святителей без венцов и окладу.

Царские врата резные высеребрены, местами вызолочены, на них в клеймах написаны образа Благовещение и четырех евангелистов. во 2 ярусе.

Вверху над царскими вратами образ Тайной Вечери, а по сторонам образа двунадесятых праздников.

в 3 ярусе.

Образ Царя Царей, а по сторонам лик святых апостолов.

в 4 ярусе.

Образ Киевопечерския Божия Матери и по сторонам Святых пророков.

в 5 ярусе.

Кринование (коронование) Божия Матери, а по сторонам Святых праотец.

Над ним свыше распятие Христово с предстоящими Божия Матери Иоанна Богослова и двух ангелов резных с рапидами.

На северной двери образ Архидьякона Стефана, на южной Архидьякона Евпла.

На клиросах две хоругви на полотне живописной работы. На первом образа Преображения Господня, на обороте Покрова Божия Матери.

На другом образ Вознесения Христова и Николая Чудотворца.

На аналое образ Воскресения Христова без венцов и оклада.

Да в церкви же поставлены три образа по разным местам без венков и окладу.

Пред местными и прочими иконами 4 медных и высеребренных лампад.

Среди церкви паникадило медное и две люстры хрустальные.

Два аналогия живописной работы.

В пределе Алексия Митрополита.

Иконостас столярной работы.

Царские врата с резьбой и сиянием в коем изображение Святого Духа в виде голубине и образа Благовещения и евангелистов, от царских врат с правой стороны образ Спасителя без венца и окладу.

Другой Алексия Митрополита без венца и окладу, с левой стороны образ Боголюбской Божия Матери без венца и окладу.

На северной двери образ Иосифа Царевича, на обороте иконостаса образ Живоначальной троицы без венца и окладу.

И еще два образа первый Архистратига Михаила, великомученика Георгия, Священномученика Власия, на коем риза медная и высеребрена.

Еще образ мученика Иоанна Воина без венцов и окладу.

В оном приделе пред местными иконами 5 лампад медных.

На колокольне колоколов 3, в первом весу 6 пуд, во 2-м четыре пуда, в 3-м 1 пуд.

Священно-церковнослужителей 2 комплекта.

Священник Симеон Герасимов 65 лет, вдов.

Другой священник Алексей Димитриев 58 лет, женат.

Дьякон Василий Иванов 48 лет, женат.

Дьячок Петр Иванов 45 лет, женат.

Дьячек Петр Егоров 19 лет, женат.

Церковный староста Акинфий Астафьев.

Клировые ведомости за 1916 г.

Построена в 1803 г. тщанием доброхотных дателей. Каменная, крыта железом и обнесена каменной оградой с железной решеткой. Престолов три: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Алексия и во имя Святителя Николая. По штату положено два священника, дьякон, два псаломщика и просфорница. Земли усадебной с погостом церковным 2 дес. 1800 кв. саж., пахотной 27 дес., сенокосной 7 дес. 1200 кв. саж. Для улучшения содержания причта крестьянином села Алексина Георгием Архиповичем Красильщиковым пожертвованы 30 дес. земли под мелким лесом для отопления домов причта. Церкви принадлежит здание каменной крытой железом сторожки, в которой находится церковно-приходская школа. К церкви приписана каменная часовня в Деревне Марьине в пяти верстах. "Часовня построена, как гласит предание, на месте некогда бывшей деревянной церкви".

Священник Георгий Александрович Розанов , сын дьякона, 35 лет. Награжден набедренником 30 апреля 1911 г., скуфьей 2 мая 1915 г. Обучался в Московской Духовной семинарии и окончил полный курс наук по 2 разряду 16 июня 1902 г. Состоял учителем при московской Николо-Дербеновской церковно-приходской школе со 2 декабря 1902 г. по 20 декабря 1904 г. Определен на настоящее место во священника 20 декабря 1904 г. Состоял законоучителем Манеихской и Старской земских школ с 30 ноября 1905 г. по 23 сентября 1909 г. Состоял наблюдателем по Закону Божию в Алексинской школе питомцев Московского воспитательного дома с 19 февраля 1909 г. по 1 сентября 1909 г., законоучителем Шелковской земской школы с 24 февраля 1910 г. по 30 августа 1911 г. Состоит с 1 ноября 1909 г. заведующим и с 1 сентября 1907 г. законоучителем Алексинской церковно-приходской школы. Утвержден настоятелем означенной церкви 25 июля 1909 г. Состоит законоучителем Алексинской земской школы с 29 сентября 1909 г. Жена Александра Ивановна (1 апреля 1876).

Священник Борис Александрович Ансеров , сын дьякона, 33 лет. Награжден набедренником 3 мая 1914 г. За плодотворные труды на поприще религиозно-нравственного просвещения и законоучительства награжден в 1916 г. скуфьею. Обучался в Московской Духовной семинарии, окончил курс наук по 2 разряду 18 июня 1904 г. По окончании курса в семинарии добровольно отбыл воинскую повинность вольноопределяющимся в 10-м гренадерским Малороссийском полку и выдержав офицерский экзамен был уволен в прапорщики и назначен в 9-й гренадерский Сибирский полк, где и находился до увольнения в запас армии 23 декабря 1905 г. Состоял учителем при церковно-приходской школе в селе Одинцове Звенигородского уезда, а также регентом организованного им любительского церковного хора с 9 января 1906 г. по 23 февраля 1909 г. Определен на настоящее место во священника 23 февраля 1909 г. Состоит законоучителем Лыщиковской (бывшей Старской) земской школы с 23 сентября 1909 г., законоучителем Шелковского имени генерал-майора В.Ф. Джунковского двухклассного училища с 1 сентября 1911 г. Прослушал Миссионерские епархиальные курсы в Москве с 15 ноября по 15 декабря 1912 г. Состоит законоучителем Марьинской земской школы Рузского уезда с 8 января 1916 г. Жена Екатерина Николаевна (4 ноября 1890), сын Василий (19 июля 1910).

Дьякон Василий Николаевич Троицкий, сын священника, 35 лет. Обучался в Московской Духовной семинарии, выбыл из 4-го класса в 1902 г. Состоял учителем Городенковской церковно-приходской школы Серпуховского уезда с 20 ноября 1903 г. , учителем Рогачевской церковно-приходской школы Дмитровского уезда с 1 сентября 1904 г., учителем Дорковско-Архангельской церковно-приходской школы Бронницкого уезда с 5 июля 1905 г. Определен во дьякона к церкви Николаевской села Кувекина 23 января 1906 г. Состоял законоучителем Растороповской земской школы с 23 января 1907 г. По делу о нетрезвости решением епархиального начальства 5 апреля 1911 г. решено его за нетрезвое поведение и некоторые неблаговидные поступки отрешить от места и оставив под запрещением в священнослужении низвести на причетническую должность впредь до раскаяния и надлежащего исправления. Был без места с 20 апреля по сентябрь 1911 г. Определен исполняющим должность псаломщика к церкви Борисоглебской села Куритникова в сентябре 1911 г. Определен на настоящее место во дьякона с разрешение священнослужения 27 мая 1914 г. Состоит законоучителем Манеихской и Аблянищевской земских школ с 1 сентября 1914 г.

Жена Елизавета Михайловна (18 апреля 1882), дети: Ангелина (25 октября 1909), Клавдия (30 октября 1912), Игорь (11 февраля 1915).

Псаломщик Семен Иванович Знаменский , сын псаломщика, 28 лет. Окончил курс в Звенигородском духовном училище, определен и.д. псаломщика к церкви Михаило-Архангельской села Михайловского Рузского уезда 24 июля 1908 г. Утвержден в должности псаломщика 17 августа 1909 г. Переведен на такую же должность к церкви Богородицерождественской села Васильевского Рузского уезда 2 ноября 1909 г. Переведен к церкви Покровской села Алексина 17 августа 1911 г. В стихарь посвящен. Состоит регентом местного церковного хора.

Псаломщик Петр Сергеевич Костюнин , сын крестьянина, 27 лет. Имеет в память 300-летия дома Романовых светло-бронзовую медаль. Окончил московское Петровско-Серпуховское городское училище 20 мая 1901 г. Выдержал экзамен на псаломщика и имеет свидетельство экзаменационной комиссии 4 ноября 1911 г. Исправлял должность псаломщика по найму в церкви Александро-Невской при приюте имени Александра II в г. Москве с 8 мая 1911 г. по 11 ноября 1913 г. Определен на настоящее место и. д. псаломщика 17 октября 1913 г. Утвержден в должности псаломщика и посвящен в стихарь 30 марта 1914 г.

Просфорница Наталия Алексеевна Волкова , дочь псаломщика, 61 года. Определена на должность 25 августа 1898 г. Вдова.

Староста с 4 апреля 1905 г. крестьянин села Алексина Георгий Архипович Красильщико в 79 лет. Награжден серебряной медалью в память коронации Александра III 15 мая 1883 г., серебряной медалью в память коронации Николая Александровича 14 мая 1896 г., золотой медалью на станиславской ленте от Московской тюремной инспекции пересыльной тюрьмы за пожертвование иконостаса 15 мая 1907 г.

Заштатный священник Михаил Иванович Руднев 75 лет. Обучался в Вифанской духовной семинарии и окончил полный курс наук по 2 разряду. По окончании курса определен во псаломщика к церкви Воскресенской на Остоженке г. Москвы. Определен во дьякона к церкви Троицкой на Воробьевых горах 20 марта 1866 г. Определен во священника к церкви Иверской погоста Бурхина Бронницкого уезда 20 января 1880 г. Переведен к церкви Николаевской села Кувекина Подольского уезда 20 июня 1886 г. Определен к церкви Знаменской села Холма Звенигородского уезда 28 августа 1892 г. Переведен в Спасо-Бородинский монастырь 29 августа 1895 г. Переведен к церкви Покровской села Алексина. Состоял духовником по ведомству Козинского благочиния Звенигородского уезда. Состоял законоучителем в земской школе с 1881 по 1891 г. Состоял заведующим и законоучителем в Алексинской церковно-приходской школе. Состоял благочинным 3 округа Рузского уезда. Был за штатом с 1891 г. и уволен за штат 31 октября 1904 г.

В приходе деревни Голенина, Лыщиково, Эскино, Старая, Манеиха, Березкино, Гранино, Шелковка, Аблянищево, Марьино, Кузовлево, Землино (последняя неразборчиво написана).

433 двора, 1388 муж., 1609 жен.

Клировые ведомости за 1902 г.

Уточнено, что построена в 1803 г. вместо сгоревшей деревянной.

Протоиерей Михаил Стефанович Васильевский , сын священника, 73 лет. По окончании курса в Вифанской семинарии с аттестатом 2 разряда, уволен в Епархиальное ведомство 15 июля 1852 г. Определен на настоящее место во священника 6 февраля 1854 г. В 1898 г. утвержден духовником 1 половины Алексинского благочиния. С 1864 по 1875 г. проходил должность учителя и законоучителя в Алексинской и Шелковской школах от палаты Государственных имуществ. В 1875 г. утвержден законоучителем в Алексинской школе от Верейского земства, каковую проходит и ныне. Три года проходил должность законоучителя в Шаликовской школе, которая переведена в село Пушкино. 15 октября 1881 г. утвержден наблюдателем в преподавании Закона Божия в Алексинской школе питомцев Московского воспитательного дома, 5 марта 1896 г. в той же должности в Аблянищевской школе питомцев Московского воспитательного дома. В 1901 г. утвержден законоучителем в Макеихской школе от Верейского земства. Имеет наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте за войну 1853-1856 гг. Награжден 2 мая 1870 г. набедренником, 8 мая 1877 г. скуфьей, 3 мая 1882 г. камилавкой, 15 февраля 1893 г. за ревностное преподавание Закона Божия в Алексинской земской школе наперсным крестом, 23 февраля 1895 г. орденом Св. Анны, также за преподавательскую деятельность, 15 июня 1899 г. саном протоиерея.

Жена Акилина Гавриловна 71 года. Дети: Аркадий 43 лет, священник села Ошейкина Волоколамского уезда, Дмитрий 40 лет, в должности псаломщика, Петр 47 лет, дьякон в селе Муромцеве Дмитровского уезда, Николай 35 лет, дьякон церкви Троицкой г. Можайска, Владимир 36 лет, околоточный надзиратель в г. Москве, Капитолина 32 лет, за священником села Борзецова Рузского уезда.

Священник Михаил Иоаннович Руднев 52 лет, сын пономаря. По окончании курса в Вифанской семинарии в 1864 г. с аттестатом 2 разряда, определен во дьячка к церкви Воскресенской, что на Остоженке г. Москвы. Определен во дьякона к церкви Троицкой на Воробьевых горах. Произведен во священника к церкви Иверской погоста Бурхина Бронницкого уезда 20 января 1888 г. Переведен к церкви Николаевской села Кувекина Подольского уезда 10 июня 1886 г. В 1891 г. по собственному прошению и по болезни уволен за штат. По излечении в Московской Екатерининской больнице, 22 августа 1892 г. определен к церкви Знаменской села Холма Звенигородского уезда, 29 января 1895 г. переведен в Спасо-Бородинский монастырь. 30 января 1896 г. переведен на настоящее место. 10 августа 1900 г. утвержден благочинным. Состоял законоучителем в земской школе с 1881 по 1891 г.

Награжден 20 мая 1874 г. набедренником. Состоял духовником по ведомству Козинского благочиния Звенигородского уезда с 15 ноября 1893 г. 5 мая 1897 г. за труды по всеобщей переписи награжден темно-бронзовой медалью для ношения на груди на ленте из государственных цветов. 20 мая 1899 г. скуфьей. Состоит законоучителем в земской школе при деревне Аблянищеве, законоучителем и заведующим в церковно-приходской школе в селе Алексине.

Дьякон Алексей Васильевич Прытков , 39 лет, вдов, родился в Московской губернии, сын дьякона. По увольнении из 1 класса Вифанской семинарии и по выдержании экзамена на звание учителя 10 июня 1897 г., состоял учителем в школах в селе Брынькове и Старой Рузе от Рузского земства с 16 сентября 1881 г. по 10 июня 1886 г. Определен на настоящее место во дьякона 10 июня 1886 г. Рукоположен 8 июля 1886 г. Состоит учителем Алексинской церковно-приходской школы с 18 сентября 1900 г.

Дети: Глафира 15 лет, обучается в Филаретовском училище, Николай 12 лет, в Звенигородском духовном училище, Екатерина 8 лет, в Алексинском земском училище.

Псаломщик Иоаким Григорьевич Кудрявце в, сын пономаря, 52 лет. Обучался в Звенигородском духовном училище. По исключении из 3 класса определен на настоящее место во дьячка 18 февраля 1867 г. В стихарь посвящен 24 сентября 1867 г. Зять просфорницы Наталии Волковой.

Жена Александра Алексеевна 52 лет, дети: Алексей 25 лет, псаломщик в селе Холме Звенигородского уезда, Мария 23 лет, за помощником учителя в г. Звенигороде, Варвара 18 лет, за помощником бухгалтера Верейского казначейства, Анна 14 лет, окончила Курс в Алексинской школе.

Псаломщик Петр Иванович Иоакиманский 48 лет, сын дьякона. По увольнении из 4 класса Дмитровского духовного училища, определен на должность псаломщика к церкви Христорождественской села Рождествена Звенигородского уезда29 сентября 1879 г. В стихарь посвящен 20 января 1880 г. В 1885 г. переведен к церкви Воскресенской села Клокова Подольского уезда, в 1885 же году переведен к церкви Спасской села Свинорья Звенигородского уезда. 1 сентября 1899 г. переведен на настоящее место.

Жена Ольга Стефановна 44 лет. Дети: Александр 21 года, псаломщик в селе Рождествене Бронницкого уезда, Агриппина 20 лет, Анна 17 лет, Елизавета 16 лет, Екатерина 13 лет, Евдокия 11лет, Борис 5 лет.

Сиротствующие

Села Алексина умершего священника Стефана Васильевского дочь Прасковья Стефановна 76 лет, проживает у племянника в селе Горетове Можайского уезда.

Того же села умершего псаломщика Михаила Старорузского жена Елизавета Васильевна 63 лет. Дети ее: Пелагея 45 лет, за мещанином г. Саратова, Мария 41 года, за помощником начальника станции Брестской железной дороги, Екатерина 40 лет, Николай 28 лет, Александра 25 лет, за псаломщиком села Свинорья Звенигородского уезда.

Клировые ведомости за 1850 г.

Пономарь Алексей Алексеевич Старорузский 47 лет, с 10 марта 1820 г., был пономарем церкви села Кожина с 17 июля 1826 г.

В связи с увеличением числа приходов в Раменском благочинии учрежден отдельный Бронницкий благочиннический округ .

Земли, на которых расположен Раменский район, до года входили в состав самого большого уезда Московской губернии - Бронницкого. Москва-река делит земли района на две почти равные части, сильно отличающиеся друг от друга. Северо-восточная - начало Мещёрской низменности, леса и болота, богатые торфом. К этой части относились самые промышленно-развитые волости уезда - Раменская, и известная с XIV века Гжель, где процветали кустарные промыслы. Правый, высокий берег Москвы-реки в пределах Бронницкого уезда носит название Польщина - это край издревле возделываемой земли. Само название главного города района - Раменское - происходит от слова "Раменье", что означает участок леса в соседстве с полями.

Люди здесь селились издревле, но первое упоминание о сёлах, входящих ныне в Раменский район, относится к году (в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты). Если северная часть раменских земель покрыта лесами, но в южной - издавна возделываемые поля разделяются перелесками. Заливные луга по течению Москвы-реки способствовали размещению в селе Бронничи царских конюшен, а позднее казенного конюшенного завода. Бронницкий уезд, в северной своей части, был промышленным, значительный процент населения этих мест состоял из староверов, южная часть - была краем старинной дворянской культуры. До революции года она была усыпана усадьбами, принадлежавшими наиболее родовитой части русского дворянства. Большую роль в истории уезда играли потомки А.С.Пушкина. Его сын Александр Александрович в 1860-х годах временно ушел с военной службы в отставку и был мировым посредником, по должности он проводил раздел земли между помещиками и крестьянскими общинами после отмены крепостного права в году. Он был награжден почётными знаками «За успешное введение в действие положения 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и "За поземельное устройство бывших государственных крестьян". Внук А.С.Пушкина, тоже Александр Александрович, оставил о себе память построенными им школами, библиотеками, санаторием и больницами.

Первые упоминания о храмах Раменской дворцовой волости относятся к XIV веку. Деревянные храмы сменялись каменными, из которых самый древний, дошедший до нашего времени, храм Благовещения (сохранились части здания XVI века) в селе Степановском. 70-летняя война с Церковью привела ко многим невосполнимым потерям. Разрушены храмы: Предтеченский села Новорождествена, Богоявленский села Амерева, Вознесенский села Рыболово, Покровский села Слободино, Михаила Архангела в селе Константинове, Спасский села Ульянино, Знаменский в селе Давыдове, Георгиевский погоста Сильвачева, Спасский села Косяково, Покровский села Велино, Георгиевский села Ганусово, Космодамианский села Толмачово, Ильинский села Большое Ивановское, Покровский села Никулино, погоста Ивань (Живоносный источник), Петропавловский поселка Ильинское, Никольской погоста Борщевка (Романь).

В 1960-х годах уничтожен храм XVI века в Спас-Михневе. Разрушены храм Илии Пророка в селе Ильинском (около Денежниково), и храм в селе Воскресенском. К году остались только десять действующих храмов.

Приходы

  • Благовещения Пресвятой Богородицы, с. Степановское Раменского района
  • Богоявления Господня, с. Семеновское Раменского района
  • Владимирской иконы Божией Матери, с. Никитское Раменского района
  • Воздвижения Креста Господня, с. Татаринцево Раменского района
  • Всех скорбящих радость, иконы Божией Матери, с. Ульянино Раменского района
  • Иерусалимской иконы Божией Матери, г. Бронницы Раменского района
  • Михаила Архангела, собор, г. Бронницы Раменского района
Вы можете помочь восстановить Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Погост Юрьевец (Юрьевиц) Коломенского уезда находился в Федосьинской волости, к югу от Богдановки, на правом берегу реки Осёнки, около леса. Упоминается в писцовых книгах за 1577-78 гг.: «Погост на рчк. на Осенке, а в нем церк. Покров Пречистые Богородицы, на Юрьевце, древеня, клецки, стоит без пенья...». В середине XIX в. здесь насчитывалось 147 дворов, душ мужского пола - 586, женского пола - 698. Церковь Покрова Пречистой Богородицы построена в 1855 г. с двумя престолами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С 1872 по 1879 гг. в числе церковного причта упоминаются священник Иоанн Друганов, пономарь Василий Константинович Померанцев, псаломщик Николай Успенский. В 1883 г. священник Иоанн Друганов скончался, и на место настоятеля был переведён священник Кирилл Соколов из с.Семёновское Броницкого уезда. 11 февраля 1890 г. умер священник Кирилл Соколов, и на место почившего настоятеля был определён воспитанник Московской семинарии Алексей Голубев, псаломщиком оставался Сергий Воронцов. В 1895 г. в Покровской церкви погоста Юрьевец был избран и утверждён старостой на 3-е трёхлетие крестьянин Гавриил Мартынов. В 1895 г. священник Алексей Горский из Покровской церкви погоста Юрьевец перемещён на священническое место в с. Дыдылново Подольского уезда. В 1895 г. в Покровском храме служил священник Василий Крюков. Псаломщиками в 1897 г. были Андрей Невский и Сергий Воронцов. 5 мая 1898 г. настоятель Покровского храма священник Сергий Парусников был утверждён в должности законоучителя начального народного училища в д.Субботово. В Покровской церкви погоста Юрьевец в 1898 г. на трёхлетие был избран старостой коломенский мещанин Александр Григорьев Кунавин, а в 1902 г. - крестьянин Николай Максимов Леонтьев. За усердные труды в 1903 г. настоятель Покровской церкви был удостоен церковной награды - права ношения набедренника. 6 ноября 1909 г. настоятелем церкви погоста Юрьевец стал учитель Воронинской церковно-приходской школы Клинского уезда Александр Базилевский. 7 февраля 1910 г. на вакансию псаломщика церкви погоста Юрьевец был переведён псаломщик с.Сляднево Рузского уезда Александр Соколов. 6 февраля 1910 г. на вакансию псаломщика церкви с.Голобково Клинского уезда был назначен псаломщик погоста Юрьевец Сергей Воронцов. 28 апреля 1911 г. на вакансию псаломщика церкви с.Михалево Бронницкого уезда назначен псаломщик погоста Юрьевец Александр Соколов. 28 апреля 1911 г. на должность псаломщика церкви погоста Юрьевец назначен крестьянин с.Залинейное Константиноградского уезда Полтавской губернии Антоний Пашков. 13 января 1913 г. псаломщики погоста Юрьевец Алексей Ласкин и с.Марьинское Иван Королёв назначены один на место другого. 26 января 1916 г. на вакансию священника при Богородицерождественской, у речки Рудни, церкви Богородского уезда был назначен священник Покровской церкви погоста Юрьевец Василий Надеждин. 2 сентября 1916 г. на вакансию псаломщика при Успенской церкви с.Гжель Бронницкого уезда перемещён псаломщик Покровской церкви погоста Юрьевец Димитрий Истомин. 13 декабря 1916 г. на вакансию псаломщика при Покровской церкви погоста Юрьевец определён псаломщик Воскресенской церкви с.Новое Коломенского уезда Николай Горанский. В 1924 г. на погосте числилось 3 двора и 10 жителей. Постановление Мособлисполкома от 16 июня 1935 г. определяло, что «церковь Юрьевского погоста Коломенского района подлежит ликвидации». Но в связи с обжалованием верующими этого решения храм просуществовал ещё некоторое время. Жительница д. Богдановка Н. Киселёва рассказала, что когда было решено взорвать церковь, председатель колхоза предложил разобрать её на кирпич для колхозных нужд. Были сделаны подкопы под фундамент, и, не выдержав нагрузку, сначала треснули своды, а затем рухнула вся кладка. По воспоминаниям В.И. Шотина, будучи ребёнком, он однажды возвращался из школы и увидел, что от церкви, которая стояла ещё утром, осталась груда камней и кирпича. В настоящее время на месте погоста Юрьевец расположено действующее кладбище. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы полностью разрушена, о ней напоминают многочисленные осколки кирпича и белого камня. Перво

Дата публикации или обновления 01.05.2015

  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Протоиерей Н.П. Сперанский. (Некролог)

    13-го июля с. г. в 8 ч. утра, после продолжительной болезни скончался на 71 г. от роду настоятель Успенской, села Гжели, церквей, Бронницкаго уезда, протоиерей Николай Павлович Сперанский.

    Почивший о. протоиерей священствовал 49 лет и был ставленником митрополита Филарета. По окончании курса в Вифанскской духовной семинарии с званием студента, он с 24 июня 1853 года 24 августа 1863 года священствовал при Троицкой, в с. Троицком, на Москве реке, церкви, Звенигородского уезда, откуда тем же митрополитом был переведен в село Гжель, где и умер. С 1877 года 1890 год о. протоиерей состоял благочинным, каковую должность оставил вследствие состоявшего и, по прошению, отмененного перемещения к Тихвинской, г. Богородска, церкви, а в 1894 году бы избран духовником благочиния.

    Почивший о. протоиерей за свое учительское и о церкви попечительское служение, был лично известен митрополиту Филарету, который и наградил его в 1859 году набедренником, каковая награда, как известно, очень им ценилась и давалась достойным.

    За труды по народному образованию он имел орден св. Анны 3 степени, а пред смертию за построение на собственные средства церковно-приходской школы в деревне Фениной, своего прихода, награжден был тем же орденом 2 степени.

    Свои учительские труды он не оставлял почти до самой смерти, и только тяжкая болезнь, постигшая его с начала текущего года, удалила его от детей, которых он всегда любил и для которых много потрудился. Своими педагогическим приемами и учительскими трудами он был известен Училищному Совету и не раз получал от него благодарности и чрез Епархиальное начальство награды.

    Много трудов почивший о. протоиерей положил и в заботах о своем приходском храме. Храм села Гжели - однопрестольный - он почти вновь перестроил и сделал три престола в ряд, отчего храм стал вмещать без тесноты всех молящихся своего двухкомплектного прихода. В это же время к храму была пристроена очень высокая и величественная колокольня с прекрасным звоном и двумя часовнями по бокам. Затем весь храм внутри был расписан живописью, а три очень прекрасной работы иконостаса и все киоты покрыты позолотою. Утварь церковная была им приобретена вся массивная, а ризница составлена очень богатая. Все это было делом его рук и забот, а также и собственных средств. Все последующее время он заботился о том, чтобы храм не упадал, а находился в первоначальном своем благолепии и чистоте, чего и достигал, умея привлечь к этому прихожан и расположить добрых людей.

    Что касается административной деятельности, то она еще у всех сослуживцев его в памяти. Благодаря своему природному уму и наблюдательности, он умел сразу видеть корень дела и дать всегда добрый совет и полезное наставление, благодаря чему и Епархиальное Начальство не обременялось излишнею перепискою. За такую полезную деятельность в должности благочинного он и был в 1899 г. мая 3 дня награжден саном протоиерея.

    Как духовный отец, он, благодаря своей житейской опытности, богословской и святоотеческой начитанности был незаменим. Исповедь у него - это беседа любящего отца с заблудшим сыном; по выходе от него всякий всегда чувствовал себя бодрым и спокойным душою, унося в сердце твердую надежду на безграничную милость Божию. Вечный покой и царство небесное и его доброй и любящей душе!

    Большую потерю понес в лице почившего Гжельский приход, что w выразили прихожане, единодушною молитвою у его гроба.

    Похороны о. протоиерея происходили 16 июля, а накануне он был вынесен в храм ко всенощному бдению.

    Божественную литургию и отпевание совершал благочинный с. Маркова священник И. М. Казанцев в сослужении второго священника с. Гжели А. С. Рождественского, с. Ашиткова - священника Ф. С. Некрасова, с. Малахова священника А. И. Соколова, с. Алешина - священника С. Н. Владычинского с прибывшим диаконами.

    Слово, посвященное памяти покойного, говорил за литургией священник с. Речиц, который участвовал и в отпеванй вместе со священником села Игнаткова, (так в тексте) Богородского уезда, Н. Троицким и внуком покойного - священником Век Ефим. Соболевым, который за отпеванием также произнес глубоко-прочувственное слово, охарактеризовав в нем почившего деда как человека твердых правил, ревнителя о славе дома Божия и просвещения народа, борца за правду и любящего пастыря и отца.

    Прихожане, переполнявшие храм, слушая горячие слова молодой пастыря об их любимом старце - настоятеле и духовном отце, вспоминая его долгую жизнь у них, плакали и горячо молились о упокоении со святыми его и его супруги, умершей в 1899 году.

    Многие из его духовных детей и сослуживцев, вследствие дождливой погоды накануне и плохой дороги, не смогли прибыть на его погребение.

    Мир праху твоему, добрый пастырь Христова стада и честный труженик на ниве Его!

    Духовный сын».

    Вместе с о. Николаем служил священник Дмитрий Семенович Рождественский (род. в 1842 г.). К сожалению, остается на известным, когда и откуда он был переведен в гжельскую церковь Успения Божией Матери. Впервые в документах о нем упоминается только в 1884 г.

    Зато сохранились сведения о наградах отца Дмитрия и его послужной список после 1884 г. В 1884 г. он был награжден за заслуги по духовному ведомству бархатной фиолетовой скуфьей. В 1890 г. священник Дмитрий Рождественский назначен законоучителем Гжельского земского училища, в 1898 г. - законоучителем Григоровского начального земского училища в 1899 г. - попечителем Гжельского начального училища.

    В 1891 г. ко дню Священной Коронации Их Императорских Величеств награжден камилавкою. 14 мая. 1897 г. за труды в народном образовании от Святейшего Синода награжден наперсном крестом.

    5 сентября 1908 г. о. Дмитрий умер, не оставив наследников (видимо, к тому времени скончался и его сын (р. 1869 г.), состоявший священником при Тихвинской церкви села Душенова Богородского уезда).

    В 1902 г. на место умершего протоиерея Николая Сперанского в Успенскую церковь назначен священник Александр Орлов, переведенный из Никольской церкви погоста Пятикрестов Коломенского уезда. В 1892 г. за службу он был награжден набедренником. 25 апреля 1900 г. по ходатайству Совета Кирилло-Мефодиевского Братства резолюцией Его Высокопреосвященства митрополита Московского и Коломенского Владимира награжден бархатной фиолетовой скуфьей.

    12 мая 1909 г. о. Александр, по утверждению митрополита Московского и Коломенского Владимира, был назначен на должность настоятеля Успенской церкви, на которой и оставался вплоть до 1929 г. В 1919 г. за труды по «Епархиальному ведомству» настоятель Успенского храма был награжден саном протоиерея.

    12 сентября 1908 г. распоряжением Московского Епархиального начальства на вакансию священника из Никольской церкви села Лужково Рузского уезда переведен Иоанн Архангельский. Первым местом служения о. Иоанна была Покровская церковь села Мазы Макарьевского уезда Нижегородской епархии, откуда он был переведен в Никольскую церковь в 1906 г. 6 мая 1912 г. за усердие и труды на поприще просветительской и пастырской деятельности о. Иоанн был награжден набедренником, а в 1918 г. - бархатной фиолетовой скуфьей. О. Александру и о. Иоанну выпало служить в начале XX в., в быстро меняющемся мире. То, что раньше казалось устойчивым и привычным, подвергалось резким изменениям. Новые реалии требовали от священнослужителей все большей вовлеченности в административную жизнь губернии. Наиболее ярко это проявилось в истории с отчуждением церковной земли в польз) Люберецко-Арзамасской железной дороги.

    Село Гжель располагается вдоль Егорьевского шоссе, которое когда-то называлось Касимовским трактом. Тогда это был единственная дорога к городу Касимову на Оке, обеспечивавши выход на новые рынки сбыта. По тракту шли купеческие обозы как на Касимов, так и на Москву, и путь продолжался не один день. А предприимчивые жители придорожных деревень и сёл строили постоялые дворы, харчевни, чайные и питейные заведения, куда непременно заглядывали путники. В середине XIX i в Гжели было две лавки, три питейных дома, пять постоялых дворов, две харчевни.

    И это был один из источников дохода гжельцев. Все меняется во второй половине XIX в., когда в России начинают строить железные дороги. И через Гжель проходит одна ветвь, соединяющая Москву с восточными окраинами страны. По ней пошел основной грузопоток. Егорьевская дорога утрачивает свое значение, все заведения, обслуживающие путников, были закрыты, а местным жителям пришлось искать другие заработки.

    И, наконец, в 1912 г. железной дороге понадобился водопровод для подачи воды на станцию Гжель. Для этого планировалось отчуждение участка земли площадью в 2 десятины (чуть больше 2 га).

    19 августа 1912 г. причт гжельской церкви написал прошение в Московскую Духовную Консисторию: «При Успенской церкви с. Гжели земли церковной значится только 38 десятин и то в двух участках. Один участок в 30 десятин находится близ деревни Обуховой в двух верстах от церкви. другой участок в 8 десятин, разделяющийся речками Гжелкой и Царповкой на три неравные части, находится близ церкви. Отсюда ясно, что земли церковной при двухкомплектном причте слишком недостаточно (Обычно, при церкви с одним причтом было положено иметь не менее 33 десятин земли).

    В добавление к сему Правление Люберецко-Арзамасской железной дороги крайне нуждается в воде для станции Гжель, устроило для сей цели водопровод на речке Карповке в 2 верстах от станции и отчуждено под сею нашей церковной земли 1 десятину и 2365 квадр. саж. в два раза. В прошлом году 173 квадр. саж. и в нынешнем 1 десятина 2192 квадр. саж. Эти 2 десятины, как не лежащие около церковной усадебной земли, крайне нам нужны и мы объявили цену земли по 3 рубля за 1 квадр. саж., желая хоть сколько-нибудь вознаградить себя и будущие принты за лишение крайне нужной земли. Уполномоченный от Общества железной дороги не согласился с нами на эту сумму.

    Опасаясь, что нужды железной дороги с годами растут и со временем, может быть, железной дороге понадобится и весь этот участок, мы снимаем с себя всякую ответственность и осмеливаемся просить Московскую Духовную Консисторию защитить интересы наши и будущих принтов нашей Успенской церкви.

    Кроме того, на речке Карповке находится колодезь с ключевой водой, почитаемый цельбоносным, и к нему стекается много богомольцев в день Успения Божией Матери, и если этот колодезь зальется водой, как и предполагается инженерами железной дороги, и средь наших крестьян, а также и приходящих богомольцев подымутся ропот и возмущение. Церковь и причт лишатся доходов от богомольцев.

    Приняв все это во внимание, мы покорнейше просим Московскую Духовную Консисторию постоять пред

    Обществом железной дороги, что принт Успенской церкви с. Гжели может уступить землю под водопровод только на следующих условиях:

    1 -е) Причт может уступить землю никак не дешевле 3 рублей за 1 квадр. саж.

    2-е) Общество Люберецко-Арзамасской железной дороги обязуется гарантировать целость помянутого колодца, устроив вокруг нею каменное ограждение в виде бассейна с сохранением над колодцем сени в виде часовни и к нему путь, чтобы к нему можно было ходить и с крестным ходом и богомольцам.

    Прошение подписали:

    настоятель Успенской церкви с. Гжели Александр Орлов,

    священник Иоанн Архангельский,

    диакон Василий Зверев,

    псаломщик Феодор Соболев,

    псаломщик Николай Руднев».

    При этом прошении внизу благочинный 6-го округа Бронницкого уезда погоста Дорков священник Николай Протопопов написал: «...свидетельствую, но думаю, что при отчуждении земли под Государственные надобности, плату за отчуждаемую землю назначает особая утвержденная Комиссия...»

    Что, вероятно, можно понять, как «полностью вас понимаю, готов войти в положение, но, боюсь, что с государством не поспоришь».

    31 августа 1912 г. указом № 14976 Московская Духовная Консистория распорядилась: «...разъяснить причту, что для защиты интересов церкви ему надлежит пригласить опытного присяжного поверенного...»

    12 октября 1912 г. причт Успенской церкви написал в Mocковскую Духовную Консисторию прошение с просьбой выдать надлежащее уполномочие помощнику присяжного поверенного Михаилу Евграфовичу Смирнову на ведение дела по отчуждению участка их церковной земли под Люберецко-Арзамасскую железную дорогу...

    К сожалению, сейчас уже невозможно сказать, чем завершилось дело, но источник тот сохранился по сей день, и так же почитаем, как и много лет назад.

    Во многом благодаря священникам, служившим здесь последние годы перед революцией 1917 года, Успенский храм был очень богатым. На 13 августа 1912 г. его среднегодовая доходность за последние 10 лет составила 618 рублей - самая высокая в 6-м округе Бронницкого уезда и одна из самых высоких в Бронницком уезде и в Московской губернии.

    УДК 271.2+94(47)

    ДУХОВЕНСТВО БРОННИЦКОГО УЕЗДА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

    ПО ОТЧЕТУ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕПИСКОПА ДМИТРОВСКОГО ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)

    Белоногова Ю.И.

    В статье рассматривается состояние приходского духовенства Бронницкого уезда Московской губернии по материалам отчета преосвященного Трифона епископа Дмитровского, формирование положительного облика приходского духовенства, взаимоотношения епархиальной власти и клириков сельских приходов.

    Ключевые слова: приходское духовенство, епископ Трифон (Туркестанов), Бронницкий уезд, Московская губерния.

    ORTHODOX PRIESTHOOD OF BRONNITSY COUNTY IN THE EARLY 20TH CENTURY

    BY THE REPORT OF THE BISHOP OF DMITROV TRYPHON (TURKESTANOV)

    Belonogova J.I.

    The article considers the state of the Orthodox priesthood of Moscow Province Bronnitsy County according to the materials of the report of the Bishop of Dmitrov Tryphon, formation of a positive image of the Orthodox priesthood, the relationship between the diocesan authorities and the clergy of the rural parishes.

    Keywords: parish clergy, Bishop of Tryphon (Turkestanov), Bronnitsy County, Moscow Province.

    В конце XIX – начале ХХ веков в России наметились глобальные перемены в жизни населения: ломался традиционный уклад сельской жизни, стремительно росли промышленные города, все чаще была слышна антигосударственная и антирелигиозная агитация. Православная Церковь, не смотря на множество проблем, с которыми она сталкивалась, не могла не откликнуться на новые потребности паствы. Много времени и сил уделяли церковные деятели борьбе за трезвость, просвещению и облагораживанию досуга своих прихожан, для этого были созданы различные организации, братства, приходские общества.

    Но Церковь в представлении народа – это, прежде всего, священник, ведь именно через него прихожане участвуют в Таинствах. Священник совершает требы, к нему прибегают во всех духовных нуждах. Поэтому на священнослужителей церковная власть всегда обращала большое внимание, канонические требования к священникам жестче, чем к простым мирянам. Строгие нормы на Руси были распространены не только на священников, но и на церковнослужителей – причетников, от них, например, тоже требовалось единобрачие (решение Владимирского собора 1274 г. ). В XVIII – XIX веках от священников требовалось не только благочестие, но и образованность, а в отдельных случаях, даже медицинские навыки . Епархиальная власть внимательно наблюдала за поведением духовенства, его нравственными качествами, отношениями с прихожанами.

    Благодаря реформаторской деятельности Петра I у нас есть подробные сведения о деятельности приходского духовенства Синодального периода. В XVIII веке создаются духовные консистории и разрабатывается система отчетности. Отчеты, подаваемые ежегодно священнослужителями в духовную консистории, со временем усовершенствуются, становятся все более подробными. В них описывается не только состояние храма, количество прихожан, но и приводится подробная информация о священнослужителях: образование, послужной список, награды, информация о жене и несовершеннолетних детях. Тем не менее, личное знакомство правящего архиерея или викария остаются актуальными и интересными как для епархиальной власти, которая наглядно видит вверенные ее попечению храмы, знакомится с священно- и церковнослужителями, так и для современных историков, так как в отчетах приведена не только статистика, но и личные впечатления, характеристики церквей и клириков, появляется возможность воссоздать детали быта и отношений епископата и духовенства.

    Интересный отчет об инспекторской поездке по церквям Бронницкого уезда оставил владыка Трифон. Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) был московским викарием в 1901-1916 годы . Он помогал в управлении Московской епархией митрополиту Владимиру (Богоявленскому) до 1917 года. Епископ Дмитровский считался старшим среди всех московских викариев , которых к тому времени было четверо. В начале XX века Дмитровским епископам были подведомственны церкви Китайского и Ивановского сороков города Москвы, так же они наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губернии . Владыка Трифон был человеком далеко не ординарным, он происходил из старинного грузинского рода, путь монашества им был выбран самостоятельно . Владыка отправился в инспекторскую поездку по Бронницкому уезду в 1904 году. Округа состояла из 6 благочиний, включала 90 церквей, из них 3 были приписные, 2 бесприходные и 1 единоверческая, так же в уезде было 45 церковно-приходских школ. Поездка была чрезвычайно насыщенной: за 11 дней путешествия владыка Трифон осмотрел 73 храма, пообщался с учащимися церковно-приходских школ. Общий вывод поездки положительный «Храмы везде благоустроены, сдержатся в полном порядке и чистоте. Богатых больше, чем бедных. В некоторых фабричных селениях не уступают московским» . Однако, отчет не был формальным и владыка смог увидеть и понять недостатки и проблемы вверенного его ревизии уезда.

    В свете проблем духовной жизни начала ХХ века, владыка обращает внимание на актуальные для его времени вопросы – духовного просвещения народа. Поэтому особое внимание уделено воскресным школам. Епископ Трифон встречается с детьми, беседует с ними, проверяет знания Закона Божия. В разговоре с детьми внимание обращал на умение креститься, знание молитв. Епископ Трифон выяснил, например, что ученики церковной школы с. Криницы «ничего не знают по Закону Божию» .

    Так же владыка давал развернутые характеристики отдельным храмам и приходским постройкам. Не смотря в целом на положительный вывод, епископ Трифон отмечает и недостатки, в том числе, относительно состояния церковных строений, которые никогда не попадали на страницы клировых ведомостей и отчетов благочинных. Каменный храм Рождественского погоста оказался «ветхим, сырам, довольно запущенным» . Храм иконы Живоносный источник села Иван не смотря на то что «был недавно отделан» оказался снаружи грязным . В с. Кутузово храм Рождества Христова отказался старым с «покосившимся полом», да и клир не порадовал владыку опрятностью «миро хранилось небрежно в пузырьке с грязной пробкой» . Отмечал владыка и особенно понравившиеся ему церкви. Например, храм святителя Николая села Лямцево был отмечен как благолепный . Удивление вызвал храм Живоначальной Троицы села Лобаново, который был «совершенное подобие московского Симонова монастыря», правда при ближайшем рассмотрении оказалось, что, «краска облезла, штукатурка обвалилась, помещения обветшали» .

    Самое интересное в отчете преосвященного Трифона – это характеристика приходского духовенства Бронницкого уезда. Владыка не только повторяет известные из отчетов сведения о возрасте и образовании, но и дает личные характеристики священнослужителей. Например, о священнике с. Быкова владыка записал «Свящ. Воскресенский – тип священника формалиста, отвечал мне неохотно, почти грубо, видимо тяготясь моими вопросами. По-видимому, больше интересуется доходами, чем пастырским делом. Надо полагать, что редко произносит проповеди, ибо, насколько я заметил, собравшиеся крестьяне мало привыкли слушать поучений» . Священник В. Померанцев так же удостоился не лестной характеристики «характера тяжелого, постоянно ссорится с учителем». Свящ. А. Лебедев оказался «молодой, но, по-видимому, довольно ленивый» . Так же от внимания преосвященного Трифоне не ускользнули и церковнослужители, о псаломщике С. Смирнове от пишет «знает не устав, а заведенный порядок службы, иногда крайне неправильный» . А о псаломщике П. Самолучшеве замечает «нерадив и очень нетрезв. За 9 лет службы не подает надежды на исправление» , так же строго отнесся и к псаломщикам Николаю Хитрово: «читает и поет посредственно, по жизни беспорядочен» и Василию Пономареву: «читает бойко, но с ошибками в ударения, поет торопливо» .

    В с. Велино еп. Трифона вообще встретили нерадушно «священник крайне неделикатно отнесся к моему приезду. Церковь была не освещена. Священник меня не ждал, а псаломщика вообще не было, ибо он ушел рыть картошку» . Таким образом, владыке приходилось много ездить, посещать каждодневно по несколько храмов, знакомство с духовенством было не формальным, епископ Дмитровский имел возможность не только увидеть церковные строения, но и проэкзаменуюсь духовенство. Из отчета видно, что поездка имена не отчетно-парадный характер, владыка обращает внимание на болезненные вопросы, которые, по-видимому, были известны в епархии заранее и для составления собственного независимого мнения преосвященный Трифон разбирает эти проблемы. Например, нелесную характеристику дал епископ Дмитровский свящ. Ивану Любимову «скрытный, несимпатичный, сторонник земской школы из-за корыстных расчётов» , конечно информация о взглядах священника не была неожиданной для епархиальных властей, а викарий проверял достоверность информации.

    Приходилось вникать еп. Трифону и в конфликтные ситуации. Например, в селе Авдотьино между священником и отцом псаломщика (заштатным диаконом) постоянно возникали конфликты, т.к. отец диакон спорит со священником, для урегулирования ситуации было предложено решение – отправить его (заштатного диакона) в богадельню .

    Преосвященный отмечал не только недостатки, о свящ. Соколове он пишет «производит впечатление простого, но усердного труженика» . Отметила он и молодого священника церкви Рождества Христова Алексея Клеменко «выделяется из ряда многих священников своим пастырским рвением по обращению раскольников» , свящ. Константин Соловьев тоже оставил «впечатление серьезного и симпатичного пастыря» .

    Епископ Трифон оставляет в отчете свои личные впечатления, давая неофициальную характеристику священнослужителям как людям: «производит впечатление забитого нуждой человека» , – пишет он о псаломщике А. Воздвиженском, или наоборот: «старательный человек, но более хозяйственного духа, чем пастырского» , – это о свящ. В. Виноградове.

    Особое внимание епархиальные власти уделяли просветительской деятельности духовенства, поэтому в отчете регулярно встречается упоминание о количестве прочитанных священниками в течение года проповедей и особенно отмечаются усердные пастыри, которые сами их составляли. Например, свящ. Николай Протопопов за год говорил 20 проповедей и все они были «неопустильнельно печатные» , а священник Дмитрий Сперанский произнес в минувшем году 30 письменных поучений , остальные священники произносили по 7-12 проповедей.

    Отчет преосвященного Трифона (Туркестанова) помогает раскрыть отдельные черты церковной политики в отношении к подведомственному духовенству, определить основные ее приоритеты. В отчете пишется много о недостатках духовенства, но это показывает не просто их наличие, но и стремление их исправить. Так же отчет показывает, как подобные поездки помогали наладить живую связь между простым сельским духовенством и епископатом. В России епархии были обширны и посещение архиереем храмов, особенно деревенских считалось большой редкостью, даже многие церкви были освещены малым освещением (иерейским чином). Но изменение социальных условий в конце XIX – начале ХХ века заставили епархиальную власть относится с большим вниманием к духовенству, поднимать вопрос не только о его нуждах, но и о повышении его просветительской и культурной роли в жизни русской деревни. Замечания и вопросы, рассмотренные преосвященным Трифоном, говорят о заинтересованности священноначалия в росте нравственного авторитета духовенства.

    В условиях роста революционной и антирелигиозной агитации Церковь должна была найти ответ для своих прихожан и защитить себя в лице своих служителей от крикливой антиклерикальной пропаганды. Этот ответ был в усилении внимания к нуждам населения, расширение социальной деятельности, а так же в повышении авторитета священнослужителей.

    Список литературы:

    1. Авдеев А.Д. Начальная медицинская подготовка воспитанников духовных семинарий в дореволюционной России // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 142 – 146.

    2. Дмитровское викариатство // Православная энциклопедия. Т. 15. С. 449-452.

    3. Никитин В. Памяти митрополита Трифона (Туркестанова) // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 9. C. 16-22.

    4. Памятники древне-русского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1.

    5. Указ Св. Синода от 9 июля 1744 «Об именовании архиерейских домовых правлений консисториями» // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. 1744-1748. СПб., 1830. Т. 12. С. 166 – 167.

    6. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 19. По отчетам преосвященного Трифона об обзоре церквей Бронницкого уезда за 1904 г.

    Белоногова Юлия Игоревна – кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия).

    Data about the

    Belonogova Julia Igorevna – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Saint Tikhon"s Orthodox University of Humanities (Moscow, Russia).

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода