Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Смотреть что такое "Европейский союз" в других словарях. История и этапы создания и развития европейского союза Ес был создан в

История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

14 июня 1985 года подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан - договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС (вступил в силу 26 марта 1995 года).

7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.

В состав организации входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.

Институты Европейского Союза:

Высшим политическим органом Европейского союза является Европейский совет . Как совещание глав государств на высшем уровне, Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами. На сессиях председательствует президент или премьер-министр страны, председательствующей в руководящих органах ЕС поочередно в течение полугода.

Высший исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ) . Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы.

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.

Судебным органом ЕС высшей инстанции является Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ). Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, дает заключения по международным соглашениям.

Европейский союз (ЕС) является экономическим и политическим объединением, которое состоит из 28 европейских стран. ЕС включает в себя население, насчитывающее 508 мил. человек, 24 официальных и рабочих языков и около 150 региональных языков.

Истоки Европейского союза происходят от Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), образованного шестью странами в 1951 – Бельгией, Францией, Германией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Эти страны объединились, чтобы положить конец войнам, которые разорили европейский континент, и согласились контролировать природные ресурсы, представляющие собой интерес для разжигания войны (уголь и сталь).

Учредители ЕОУС пришли к общему мнению, что данный европейский проект будет развиваться не только для того, чтобы объединить общие ресурсы, но и для предотвращения различных конфликтов в регионе. Так, в 1957 году на основе Римского договора было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое свело воедино политические и экономические отношения шести стран-учредительниц.

С тех пор данный договор претерпел ряд изменений, а дальнейшее присоединение к нему других государств, способствовало развитию данного союза в различных областях, что в конечном счете, привело к образованию современного Европейского Союза.

Полномочия ЕС определяются рядом международных договоров государств-членов. Государства-члены ЕС признают, что посредством принятия и реализации этих принципов, каждое государство обеспечивает себе защиту собственного ​​суверенитетa и экономического процветания в тихой и безопасной среде.(?).

В основе Европейского Союза лежит ряд принципов, которые каждое государство-участник обязано соблюдать:

1. Соблюдение демократических принципов, прав человека и основных свобод

2. Равенство перед законом

3. Уважение принципов суверенитета

4. Принципы свободной рыночной экономики

5. Принцип эффективного управления и борьба с коррупцией

6. Принципы защиты окружающей среды

7. Принципы мира и стабильности на региональном и международном уровне.

Верховенство права является краеугольным камнем Европейского Союза. Согласно законодательству ЕС, закон является превыше политики и национальных интересов и ему подчиняются все, в том числе национальные лидеры и политики.

Законы ЕС затрагивают и некоторые аспекты суверенитета государств-членов. Тем не менее, страны-члены ЕС добровольно передали часть своего суверенитета европейским институтам во имя создания более сильной и развитой Европы. Страны ЕС признают, что им лучше работать вместе, чем в качестве независимых государств, вне рамках Союза.

Сердцем ЕС является единый европейский рынок. Он представляет собой экономическую зону с общей политикой регулирования продукции, включая в себя и либерализацию передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.

Благодаря этому и путем создания равных условий конкуренции, и принятия в этом направлении ряда правил и общих стандартов, удалось достичь значительных преимуществ для европейских компаний.

На самом деле, единый рынок выходит и за рамки ЕС, включая в себя еще три страны не являющиеся государствами-членами: Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. В целях обеспечения более широкого доступа к единому рынку ЕС, Республика Молдова ведет, в настоящее время, переговоры о заключении Соглашения об Ассоциации, которое включает в себя и Соглашение об Углублённой и Всеобъемлющей Свободной Торговле.

Европейский союз является чрезвычайно сложной организацией, исходя из чего не представляется возможным охватить все ее аспекты, посредством нашего веб-сайта. Поэтому нашей целью является предоставление наиболее важной и актуальной информации об отношениях РМ-ЕС. Более подробную информацию можно получить на следующих сайтах:

· Для более детального ознакомления с историей ЕС, его институтами и полномочиями, Вы можете посетить официальный сайт Европейского Союза ;

· Наиболее подробную информацию об отношениях Вы можете получить на официальном ;

· Вы также можете получить информацию о ЕС на сайте Регионального центра ;

· И, наконец, наша страница, которая постоянно обновляется, содержит большое количество полезных ссылок .

1 Европейский Союз. Краткая характеристика 3

2 История становления Европейского Союза 4

3 Компетенция ЕС и основные направления деятельности 8

4 Экономический и валютный союз 9

5 Общая внешняя политика и политика безопасности 10

6 Институты ЕС и процесс принятия решений 13

1 Европейский Союз. Краткая характеристика

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Включает 278 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

В декабре 2011 был подписан договор с Хорватией о вступлении в ЕС. В 2013 после ратификации договора Хорватия станет членом Европейского Союза.

Основные провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Численность населения стран, входящих в ЕС на 1 января 2003 составила 378, 5 млн. человек, общая площадь – 3236, 2 тыс. кв. км.

Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.

12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро.

2 История становления Европейского Союза

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).

Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.

Были высказаны еще на Парижской конференции 1867 г. Однако практической реализации эти интеграционные идеи не получили: противоречия между странами были столь глубокими, что до осознания необходимости сотрудничества страны Европы прошли через две мировые и несколько локальных войн.

Интеграционные тенденции в Европе вновь проявились сразу после окончания Второй мировой войны, когда ведущие европейские страны осознали, что восстановление и развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий и ресурсов. Представление о полувековом пути европейских стран к интеграции лучше всего дает хронология событий.

Хронология развития Европейского союза

9 мая 1950 г. — министр иностранных дел Франции Р. Шуман внес предложение о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы Франции и Германии;

18 апреля 1951 г. — в Париже подписан договор о создании Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали Франция, ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург;

25 марта 1957 г. — в Риме странами — членами ЕОУС подписаны договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества но атомной энергии (ЕврАтом);

4 января 1960 г. — образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания. Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания;

9 июля 1961 г. — подписано соглашение об ассоциированном членстве Греции в ЕЭС — первый подобный документ в истории Сообщества;

20 июля 1963 г. — подписана Яундская конвенция — соглашение, заложившее основы ассоциированных связей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществом в течение пяти лет;

1 июля 1964 г. — ЕЭС создается общий аграрный рынок ЕЭС, начало деятельности Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА);

1 июля 1968 г. — досрочно завершено создание Таможенного союза. Отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС;

Октябрь 1970 г. — комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам во главе с премьер-министром Люксембурга П. Верне- ром представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза — так называемый план Вернера. В соответствии с планом к 1980 г. планировалось создание полного экономического и валютного союза с единой валютой;

24 апреля 1972 г. — введение «валютной змеи» как реакции на нестабильность мирового валютного рынка. Предусматривалось изменение валютных курсов стран — участниц «коллективного плавания» в рамках установленных пределов отклонений от среднего центрального курса;

21 января 1974 г. — Совет министров ПС приступает к осуществлению программы социальных действий, направленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда;

9-10 декабря 1974 г. — на встрече глав государств и/или правительств в Париже определен порядок избрания депутатов Европейского парламента (всеобщим, прямым и тайным голосованием);

28 февраля 1975 г. — Европейское Сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ло- мейскую конвенцию (Ломе, Того), призванную заменить Яундекую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли;

9-10 марта 1979 г. — на сессии Европейского совета в Париже принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает:

  • (ЭКЮ),
  • механизм валютного обмена и информации,
  • кредитные условия,
  • трансфертный механизм;

8 декабря 1984 г. — 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломсйскую конвенцию. Впервые была прямо выражена идея уважения прав человека;

9 сентября 1985 г. — межправительственная конференция в Люксембурге, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов;

2-4 декабря 1985 г. — сессия Европейского Совета в Люксембурге. Принят единый европейский акт, призванный усовершенствовать

1 января 1986 г. — членами Европейского Сообщества становятся Испания и Португалия. Число стран-членов возрастает до двенадцати;

1-13 февраля 1988 г. — чрезвычайная сессия Европейского Сове- га в Брюсселе. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая гак называемый Пакет Делopa-I, а также ограничения расходов на общую аграрную политику;

8-12 декабря 1989 г. — сессия Европейского Совета в Страсбурге. Принято решение о созыве в конце 1990 г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза;

15 декабря 1989 г. — 12 государств — членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию;

18 декабря 1989 г. — подписано Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским Сообществом и СССР;

29 мая 1990 г. — в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах Центральной и Восточной Европы;

19 июня 1990 г. — Франция, ФРГ. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества;

14 декабря 1990 г. — в Риме открывается межправительственная конференция по вопросам создания политического союза, а также экономического и валютного союза;

16 декабря 1991 г. — подписаны соглашения об ассоциации между Сообществом и Венгрией, Польшей и Чехословакией;

7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества;

2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономическою пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию;

1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов;

1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз;

24 июня 1994 г. — на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ПС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждения компаний и движения капитала;

1 июля 1995 г. — вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Авсгрия, Греция и Финляндия;

26 марта 1996 г. — в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран — участниц Евросоюза. Цель конференции — принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС, и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС;

13-14 декабря 1996 г. — сессия Европейскою совета в Дублине (Ирландия). Обсуждение текста нового договора о Европейском союзе, завершившееся подписанием Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.;

июнь 1997 г. — встреча членов Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды). Появление нового проекта договора о ЕС, призванного реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения;

1 декабря 1997 г. — вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

12-13 декабря 1997 г. — на встрече в Люксембурге принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция признается официальным 13-м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «первой волны» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 г.;

2 мая 1998 г. — сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999 г. войдут в экономический и валютный союз и введут единую валюту — евро;

1 января 1999 г. — страны ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту — евро. Евро начинает использоваться в безналичном обороте для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и расчетов;

1 января 2002 г. — введение наличного евро. Замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

Первые шаги валютной интеграции в Европе были сделаны еше в 1950-х годах XX в. Создание Европейского общего рынка ускорило этот процесс.

В 1958-1968 гг. сформировался Таможенный союз:

  • отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле;
  • введены единые таможенные тарифы на ввоз товаров из третьих стран.

К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд Европейского союза. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были отменены многие ограничения на движение капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере торговли потребовала конвергенции в сфере государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных координирующих механизмов. В конце 1970 г. страны Евросоюза приняли прог рамму поэтапного создания к 1980 г. экономического и валютного союза.

План Вернера (премьер-министр Люксембурга) предусматривал три этапа.

1- этап : 1971-1973 гг. — координация и последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют;

2- этап: 1974-1979 гг. — создание наднациональных органов с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

3- этап: введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельность банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

В апреле 1973 г. странам ЕС удалось создать Европейский фонд валютного сотрудничества и европейскую расчетную единицу (ЕРЕ). Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов валют ЕЭС (Европейская «валютная змея»);
  • проведение валютных интервенций не только в долларах, но и в европейских валютах (с 1972 г.) для уменьшения зависимости от доллара;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кредитов для покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного Общего рынка;
  • введение системы компенсационных валютных выплат и сборов — налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальные валюты по специальному курсу;
  • учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов: Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

Однако значительные структурные различия экономик стран- участниц, психологическая и экономическая неготовность к передаче суверенных прав наднациональным органам регулирования валютно-финансовых отношений, экономические (прежде всего энергетический) и валютные кризисы 70-80-х годов XX в. не позволили полностью осуществить план Вернера. Его идеи в значительной мере реализовались позднее.

Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Режим «европейской валютной змеи» оказался недостаточно эффективным, поскольку не в полной мере подкреплялся координацией валютно-экономической политики стран ЕС. Чтобы не расходовать валютные резервы, некоторые страны периодически выходили из «валютной змеи». С середины 70-х годов только ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и периодически Франция участвовали в совместном плавании валютных курсов; остальные предпочитали индивидуальное плавание своих валют (Великобритания, Ирландия, Италия и периодически Франция).

К концу 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. Комиссия Евросоюза в октябре 1977 г. предложила создать европейский орган для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран — членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В Париже 9-10 марта 1979 г. состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), главные задачи которой:

  • установление относительной валютной стабильности внутри ЕС;
  • необходимость стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • усиление взаимосвязи процессов экономическою развития и придание нового импульса европейскому интеграционному процессу;
  • оказание стабилизирующего воздействия на международные экономические и валютные отношения.

Вторая мировая война ускорила европейскую интеграцию, сама идея которой возникла много раньше. Необходимость восстанавливать разрушенную войной экономику, стремление к укреплению мира и опасения по поводу возрождения национализма привели к сближению позиций ведущих стран Европы.
Борьба между двумя принципиальными подходами к европейской интеграции - федералистским и конфедеративным шла постоянно. Первый вариант предусматривал полную интеграцию, а именно, построение наднациональной Европейской федерации, примерно, Соединенные Штаты Европы. Предполагалось даже введение единого гражданства. Во втором варианте суверенитет стран-участниц сохранялся, а интеграция предусматривалась ограниченная, основанная на принципах межгосударственного согласия.

Началом процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 г., в которой содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). 18 апреля 1951 г. Договор об учреждении этого сообщества был подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией.
Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, в результате чего 25 марта 1957 г. члены ЕОУС подписали Римские договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Несколько этапов становления Европейского экономического сообщества заняло десятки лет. В 1957-1968 гг. создается зона свободной торговли и отменяются таможенные пошлины, квоты и другие ограничения в торговле между государствами - участниками ЕЭС. При этом сохраняются их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам. На 1968-1987 гг. пришлось создание таможенного союза. Был введен общий таможенный тариф и создана единая торговая политика в отношении третьих стран.
Создание единого внутреннего рынка в 1987-1992 гг. позволило достичь свободного движения услуг, капиталов и рабочей силы. В 1992-2002 гг. был создан Экономический и валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на единую валюту евро и введение единой валютной и денежной политики в странах ЕС.
Согласно Лиссабонскому договору, вступившему в силу с 1 декабря 2009 г., ЕС обрел правосубъектность. Это дает ему право выступать полномочной стороной в международных договорах в любых сферах своей компетенции.

В Европейский Совет, как в высший политический орган ЕС, входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также их заместители, а именно, министры иностранных дел. Также членом Европейского совета является председатель Еврокомиссии. Этот орган определяет основные стратегические направления развития ЕС.

Европейская комиссия

Это высший орган исполнительной власти Европейского союза, состоящий из 27 членов, делегированных по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Европейская Комиссия занимается обеспечением повседневной деятельности ЕС, и отвечает за выполнение основополагающих договоров ЕС. ЕК имеет право выступать с законодательными инициативами и контролировать их реализацию после необходимой процедуры утверждения.

Совет Европейского союза (неофициально - Совет Министров), имеет ряд функций как исполнительной, так и законодательной власти. Часто именно он является важнейшим институтом в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
В компетенции Совета - вопросы совместной внешней политики, а также политики в области безопасности и сотрудничества по внутренним вопросам ЕС. Совет ЕС входит в корпус
институтов законодательной власти Европейского союза. Хотя ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза принимаются совместным решением Совета и Европейского парламента, любой правовой акт Евросоюза должен обязательно получить одобрение Совета.
В состав Совета входят министры иностранных дел государств членов Европейского союза. Но при этом уже неоднократно Совет созывался из отраслевых министров, таких, как министры юстиции, экономики, финансов, сельского хозяйства и т.д. При этом, вне зависимости от того, каким составом принято решение, оно будет иметь одинаковую силу, как решение именно Совета ЕС.

Европейский парламент

732 депутата Европейского парламента избираются прямыми выборами сроком на пять лет гражданами государств членов ЕС. В то же время Председателя Европарламента выбирают на срок вдвое меньший - на два с половиной года. В Европарламенте принята практика, согласно которой члены парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии со своими политическими убеждениями.
Европарламент утверждает бюджет ЕС и должен рассматривать любое решение Совета ЕС, поскольку обязательно требуется либо одобрение Парламента, либо запрос его мнения. Также Парламент должен контролировать работу Комиссии, и в случае необходимости у него есть полномочия по ее роспуску.
Без одобрения Парламента невозможно принятие в Союз новых членов. Его решение требуется также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и для достижения торговых договоренностей с третьими странами.


Общая информация

В европейских институтах официально и равноправно используется 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.
В настоящее время действует три соглашения, предполагающих разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС необязательно влечет за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны - члены ЕС входят в зону евро.
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Экономика Европейского союза, поданным МВФ. производит ВВП на сумму свыше 18 394 трлн долл. США (2008 г.). Экономика ЕС представляет собой единый рынок и входит в ВТО как единая организация.
Официальный гимн ЕС утвержден в 1992 г. Это финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, сочиненной композитором в 1824 г. В гимне звучат слова «Оды к Радости» Фридриха Шиллера с легендарным призывом - «Объединитесь миллионы!».

Цифры

Площадь: 4 324 782 км 2 .

Население: 501 259 840 чел. (оценка на 2010 г.).

Число членов: 28.

Валовой внутренний продукт на душу населения: 36 812 долл. США (2008 г.).

СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ЕВРОСОЮЗА, ЕС)

Австрия
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Ирландия
Испания
Италия
Кипр
Люксембург
Латвия
Литва
Мальта
Нидерланды
Португалия
Польша
Румыния
Словакия
Словения
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Швеция
Эстония

ХРОНОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО НАЧИНАНИЯ

1951 г.: учреждение Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в соответствии с Парижским договором (Бельгия, Нидерланды. Люксембург, Франция. Западная Германия (ФРГ) и Италия); 1957 г.: в Риме подписываются договоры и учреждаются Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии - Евратом;
1965 г.: договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ - ЕОУС, ЕЭС и Евратома;
1973 г.: к ЕЭС присоединяются Великобритания, Ирландия и Дания;
1978 г.: в ЕЭС вводится европейская валютная единица - ЭКЮ (англ. ECU);
1979 г.: проводятся первые прямые выборы в Европейский парламент; 1981 г.: к ЕЭС присоединяется Греция;
1985 г.: подписание Шенгенского соглашения;
1986 г.: Испания и Португалия становятся членами ЕЭС;
1992 г.: договор о создании Европейского союза (Маастрихтский договор), вступил в силу в 1993 г.;
1995 г.: в Европейский союз вошли Австрия, Финляндия и Швеция;
1999 г.: введена общая денежная единица (евро) (в наличном обращении - с 2002 г.);
2004 г.: присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты;
2004 г.: подписание Конституции ЕС (в силу не вступила);
2007 г.: подписание Договора о реформировании в Лиссабоне;
2007 г.: Болгария и Румыния присоединяются к ЕС. Отмечается 50-летний юбилей;
2009 г.: 19 ноября - избрание постоянного Председателя Европейского совета;

2009 г.: 1 декабря - вступление в силу Лиссабонского договора, по которому Европейский союз становится правосубъектным.

Любопытные факты

Флаг Европейского союза представляет собой прямоугольное синее полотнище с соотношением сторон 2:3, в центре которого 12 золотых пятиконечных звезд, расположенных по кругу. Этот флаг был создан для Совета Европы - организации, появившейся в 1949 г. для защиты демократии и прав человека в послевоенном Старом Свете. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 25 октября 1955 г. единогласно одобрила круг из 12 звезд на синем фоне в качестве своего символа. ПАСЕ с самого начала призвала все европейские организации взять этот символ в качестве официального, чтобы укрепить идею солидарности всех институтов демократической Европы.
В 1985 г. государства - члены ЕС приняли его в качестве флага Европейского сообщества (ЕС), а с 1986 г. он используется всеми институтами Европейского союза.
В официальном пояснении к решению Комитета министров Совета Европы от 9 декабря 1955 г. по принятию флага говорится следующее: «На фоне голубого неба западного мира звезды символизируют народы Европы в кругу, знак единства. Число звезд неизменно, определяется равным двенадцати. Это число символизирует совершенство и полноту. Как двенадцать знаков зодиака представляют всю вселенную, так двенадцать золотых звезд стоят за все народы Европы и за те, что еще не могут участвовать в построении Европы в единстве и мире».
Художник, придумавший флаг Совета Европы, Арсен Хейц заявил, что вдохновлялся Откровением Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд». Интересно, что флаг был утвержден 8 декабря 1955 г., что совпало с католическим праздником Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 1956 г. Совет Европы назначил местом своего постоянного пребывания , в кафедральном соборе которого нахо
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода