Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сколько колоколов на ростовской звоннице. Сысой (колокол)

Колокола Ростова Великого

Если в столице взрослеющего государства отливались самые большие в мире колокола, высоко в небе горели золотые купола на самых больших храмах и самых высоких колокольнях, то в провинции, «во глубине России», монументальности было меньше - все как-то спокойнее, будничнее, человечнее.

Исключение - колокола Ростова Великого, но это особый случай: их уникальный звон признан лучшим и в наши дни. В свое время этот город тоже был столицей - Ростовского княжества.

Ростовский кремль - это удивительный памятник русского зодчества, народного искусства и промыслов. Здесь собраны самые лучшие образцы иконописи, фресковой живописи, резьбы по камню и дереву, художественной лепки и керамики, литейного искусства и кузнечного дела. Славу Ростову Великому принесли и неповторимые колокольные звоны. Самые знаменитые звоны были слышны за восемнадцать верст, в далеких окрестностях Ростова Великого.

Впервые город упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом, когда его округу населяли угро-финские племена. Новгородские словене и смоленские кривичи стали проникать на территорию Ростово-суздальской земли с севера и запада в IX веке. В самом начале XI века происходит христианизация края, усиливается влияние Киевской Руси.

В 1164 году в Ростове были обретены мощи святителя Леонтия Ростовского - впервые в Северо-Восточной Руси. Первый белокаменный храм строится здесь при Андрее Боголюбском.

Центральную часть города составили вечевая площадь, куда по звону колокола собирался народ, епископский двор, Иоанновский и Григорьевский монастыри, а позже и Успенский собор, Борисоглебская церковь. В XIII веке это городское ядро, расположившееся на берегу озера Неро, обносят деревянными укреплениями, рвом с водой.

Ростов издавна славился своими колоколами, и их отливали лучшие в те годы мастера-умельцы. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин приводит факт из летописи, что в 1290 году в Устюг из Ростова Великого был отправлен колокол «Тюрик». И позже в летописях XV века неоднократно встречаются записи о колоколах, «политых в Ростове». О том, что их слава была признана на Руси, говорит и тот факт, что на главной колокольне Ивана Великого московского Кремля звонит «Ростовский» колокол весом 3267 килограммов, отлитый в 1687 году. Он был отлит в Белогостицком монастыре, находившемся близ Ростова (отсюда и название колокола). Автор колокола - московский плавильный и колокольный мастер Филипп Андреев, работавший на Пушечном дворе с 1664 по 1688 год.

Большая земляная крепость «о девяти углах», названная впоследствии ростовским кремлем, строилась в первой трети XVII века. Главным сооружением стал большой комплекс Архиерейского дома, окруженный земляными валами с одиннадцатью башнями и обширными незастроенными пространствами. Создание столь могучего города-крепости связывают с деятельностью последователя патриарха Никона митрополита Ионы, сторонника идеи господства церковной власти над светской. Архитектурными доминантами города становятся расположенный в его геометрическом центре огромный Успенский собор (усыпальница ростовских князей, митрополитов) и к востоку от него звонница.

Современный Успенский собор был построен в 1502–1512 годах, но службы на этом месте велись намного раньше, с 991 года, в самом первом храме. А всего их было пять, и с ними связано много легенд. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей - Сергий Радонежский.

В летописях и документах XIV века часто упоминается ростовский архиепископ Феодор, и не случайно. Племянник преподобного Сергия Радонежского Иоанн в двенадцать лет принял постриг с именем Феодор у своего дяди и впоследствии с его благословления основал в Москве Симонов монастырь, стал его игуменом и духовником великого князя Дмитрия Донского.

Прекрасно владея греческим языком, будучи образованным, эрудированным человеком и тонким дипломатом, святитель в 80-х годах XIV века выполнял самые ответственные поручения князя в Византийской столице - Царьграде. После последнего посещения патриарх Антоний возвел его в сан архиепископа Ростовского, и святитель Феодор стал вторым архиепископом на Руси (первым это высокое звание получил владыка Великого Новгорода). У себя на родине, в Ростове, он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы. В 1394 году он был погребен в Успенском соборе Ростова.

В 1609 году в соборе оборонялись горожане, не признавшие Лжедмитрия, и многие погибли под его сводами; в этом храме поляки и предатели схватили митрополита Филарета - будущего патриарха, и увели его в плен почти на десять лет. В соборе служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1913 году молился последний российский царь Николай II.

Самый яркий памятник архитектуры ростовского кремля - звонница Успенского собора. Трехпролетную звонницу начали воздвигать недалеко от собора в 1682 году, и уже скоро митрополит Иона решает отлить колокол весом 2 тысячи пудов и для этого приглашает в Ростов известного московского мастера-колокололитейщика Флора Терентьева, который великолепно справился с поставленной перед ним задачей.

Флор Терентьев лил колокола в конце XVII - начале XVIII века. В 1689 году мастер изготовил 2000-пудовый гигант, сохранившийся до наших дней. Его колокола звучали в Москве (Покровский собор на Рву), Ярославле (церковь Святого Дмитрия), в псковском Благовещенском соборе их было два, это храмы, о которых сохранились сведения. Так как в документах Пушкарского приказа его имя никогда не упоминалось, можно предположить, что мастер работал самостоятельно, брался за конкретную работу и выполнял ее блестяще.

В 1688 году к звоннице была пристроена мощная высокая башня с проемом для отлитого колокола-гиганта, получившего имя «Сысой», с языком, весившим сто пудов. Управляли им не менее двух звонарей.

Легенда передала нам слова Ионы Сысоевича: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». В них - гордость за сделанное своими руками, любовь к родному дому. Ласкательные, уменьшительные суффиксы в те годы часто использовались в русском языке, время было доброе, многообещающее. А «колоколишка» мог весить и две тысячи пудов.

В 1689 году полностью были закончены все работы на звоннице, и тринадцать колоколов заняли определенные им места на балках из лиственницы, заняли надолго - висят и сейчас, только к ним в XIX веке добавили еще два колокола; теперь их пятнадцать.

Вот как описывает набор колоколов Успенского собора известный исследователь М. Н. Тюнина:

«"Сысой" - 2000 пудов (32 тонны), отлит Флором Терентьевым в 1688 г. и водружен на специально для этого пристроенной высокой части звонницы;

- "Полиелейный", или "Полиелей", - 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 г. московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном;

- "Лебедь" - 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 г. также Филиппом Андреевым. Назван так за красивый трубный звук;

- "Голодарь" - 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит, последний раз в 1856 г.; назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам;

- "Баран" - 80 пудов (1,28 тонны) отлит в 1654 г. в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым, умершим в этом же году от моровой язвы.

Следующие колокола меньшего веса имеют названия "Красный", "Козел", остальные без названия, кроме двух небольших "зазвонных", первого и второго.

На восточной стене собора, обращенной к звоннице, висел маленький, но звучный колокол "Ясак", которым давали звонарям знак о начале звона» (см.: Ростовские колокола и звоны. Колокола. М., 1985).

Историческая звонница и сегодня является одной из самых больших в России по своим размерам: длина ее 32 метра, ширина почти 11 метров и высота 17 метров. Ее пропорции, удачное размещение рядом со старшим по возрасту Успенским собором, традиционно строгое оформление делают ее гармоничным и очень привлекательным сооружением русской архитектуры конца XVII века. Проемы для колоколов, обрамленные белыми рамами, сразу же привлекают внимание. Спокойной мощью веет от огромных, в то же время изящной формы, темных колоколов. А внизу каждый пролет подчеркнут горизонталью - легкой ажурной металлической решеткой. Взгляд скользит выше, поднимается на кровлю, а на ней над каждым пролетом - изящные главки с крестами, устремленными в небо. Эта выстроенная талантливыми зодчими композиция совершенна по своим формам, и любоваться ею можно бесконечно. Однако рассмотрим основной объем звонницы. Он так же прост и изящен, несмотря на свои размеры, - шесть вертикальных лопаток-выступов в виде колонн и три горизонтальных карниза. На белом фоне совсем не лишние, функционально необходимые двери в цокольном этаже, узкие окна-бойницы на втором и третьем этажах и еле заметные оконца, освещающие проложенную внутри массива стены лестницу.

Специалисты, исследователи, занимающиеся изучением редчайшего феномена колокольного звона, считают, что красота звучания ростовских колоколов во многом определяется конструкцией звонницы. Дело в том, что внутри тела звонницы от верхней площадки пролетов прямо под колоколами оставлены каналы - пустоты в кладке, идущие до самой земли, которые резонируют и усиливают звучание (прием, используемый в органах). И еще один маленький секрет строителей ростовской звонницы: она поставлена вблизи озера, водная поверхность которого также усиливает акустический эффект.

Не так просто сложилась судьба ростовских колоколов, бывало, что только чудо их спасало и они оставались жить, а значит - звонить.

Колокола со звонницы Успенского собора избежали участи сотен своих звонкоголосых собратьев, которые по указу Петра I после поражения под Нарвой были перелиты в пушки, необходимые царю для будущих баталий.

Тогда было переплавлено около четвертой части всех колоколов России, среди них были и бесценные. Но звонницы Успенского собора указ царя об изъятии колоколов не коснулся. Дело в том, что в самые первые годы своего правления, начиная с 1691 года, царь обращался к ростовской митрополии с просьбой дать ему серебра, чтобы отчеканить монеты. Царю шли навстречу, сумма была предоставлена весьма солидная по тем временам - пятнадцать тысяч рублей; это-то через десять лет и спасло колокола. Не раз колокола были близко от гибели во время пожаров, этого страшного бедствия деревянных построек в России. Особенно сильными были пожары в 1730 и 1758 годах, но звонница уцелела, только копоть и чуть обгоревшие брусья напоминают об этой угрозе. После пожара 1758 года в ростовском кремле все деревянные, крытые тесом, лемехом, дранкой крыши и главки заменили металлом.

Реальная угроза нависла над колоколами в 1919 году; по инициативе местных властей их должны были снять и переплавить на нужды промышленности. Неожиданно помощь пришла от главы Наркомпроса А. В. Луначарского, который на собрании городского актива сказал: «Храните исторические ценности и памятники Ростова и отвечайте за сохранность их». Слова наркома были восприняты как указание, и местные власти оставили колокола в покое.

Звон ростовской звонницы на службах был прекращен в 1928 году, но в 1932 году колокола зазвонили во время съемок фильма «Петр I». С тех пор Ростовский кремль и звонница стали популярными у кинематографистов. Ростовские колокола звонили в исторической эпопее «Война и мир», в фильмах «Братья Карамазовы», «Держись за облака», «Семь нот в тишине» и др.

В начале ноября 1941 года, когда враг был рядом, было принято решение снять колокола и эвакуировать их в тыл, но после разгрома немцев под Москвой необходимость в этом отпала.

В августе 1953 года невиданный в этих местах смерч снес кровлю и повредил главы звонницы. Вскоре реставраторы восстановили утраченное и пострадавшее.

Новая страница в биографии ростовских колоколов открылась в 1963 году, когда в «Неделе» (№ 13), приложении к газете «Известия», вышел очерк А. Бутлерова «Русские звоны» с прекрасными фотографиями. Как рассказывают ветераны-«известинцы», это была идея главного редактора А. Аджубея, который побывал в Ростове Великом, увидел чудом сохранившуюся жемчужину русского зодчества, великолепные колокола и направил туда корреспондентов. В то время это был поступок - ведь Аджубей был зятем Первого секретаря ЦК и первого богоборца страны Н. Хрущева.

После опубликования очерка в популярной газете новое поколение узнало о прекрасных колоколах Ростова, об их истории. А вскоре (по историческим меркам), через три года, при подготовке Всемирной выставки ЭКСПО-67 в Монреале, фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью колокольных ростовских звонов, и к ним пришла мировая известность.

Сорок лет прошло с тех пор. Сегодня услышать звон ростовских колоколов едут туристы из самых дальних уголков России и зарубежья. И звучат колокола во время службы в храмах и в дни фестивалей, когда показать свое мастерство съезжаются лучшие звонари - мастера удивительного искусства звона.

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Колокола истории автора Фурсов Андрей Ильич

КОЛОКОЛА ИСТОРИИ Не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн IМы живем в парадоксальное время: XXI в. и третье тысячелетие еще не наступили, а вот тысячелетие второе и век XX уже кончились. И не потому, что средневековый монах, переписывавший

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Колокола Трудно представить себе монастырь без колоколов и колокольни. Тем не менее в Фонте-Авеллана суровый Петр Дамианский осуждал «бесполезное звучание колоколов». И все же, в конце концов, он купил колокола «из милосердия к человеческой слабости и к человеку, этому

автора Мощанский Илья Борисович

Оборона Ростова Германское командование, потерпев неудачу 5–8 ноября в сражении с 9-й армией и лишившись тем самым возможности нанести удар на Ростов со стороны северного фланга и тыла, предприняло фронтальный удар на ростовском направлении. Используя преимущество в

Из книги Остановить танки! автора Мощанский Илья Борисович

Освобождение Ростова 24 ноября Ставка директивой № 005128 поставила следующую ближайшую задачу войскам Южного фронта с общим названием «Разгром бронетанковой группы Клейста и овладение районом Ростов, Таганрог с выходом на фронт Ново-Павловка, Куйбышево, Матвеев Курган,

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23-го ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба. Главнокомандующий сразу

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Колокола льют - Нет ли в Москве разговору какого? - спрашивает у свахи Акулины Гавриловны Красавиной томящаяся от скуки и одиночества купеческая вдова «тридцати шести лет, очень полная женщина, приятного лица» Домна Евсигневна Белотелова.На что сваха ей

автора

Колокола Самгиных В 1783 году купец 1-й гильдии Афанасий Никитич Самгин оставляет свое дело и средства сыну Николаю, который был увлечен промышленными нововведениями и в них видел свое будущее. Николай Афанасьевич основывает в Москве небольшой колокололитейный завод. В 1813

Из книги Повседневная жизнь России под звон колоколов автора Горохов Владислав Андреевич

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Казнь колокола Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии - и пал

Из книги Записки (ноябрь 1916 года - ноябрь 1920 года) автора Врангель Петр Николаевич

Глава V Развал От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23-го ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба.

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Казнь колокола Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховской мост. Ударили в колокол у святой Софии - и пал

автора Волков Сергей Владимирович

Р. Гуль С ФРОНТА ДО РОСТОВА Была осень 1917 года. Мы стояли в Бессарабии… Голубые, морозные, душистые бессарабские дни. Желто–красно–зеленые деревья. Высокое, золотое, негреющее солнце. Красивый народ в кожаных, с рисунками безрукавках. Белые хаты, внутри увешанные

Из книги Зарождение добровольческой армии автора Волков Сергей Владимирович

Последние бои у Ростова 7 февраля Донской атаман генерал Назаров сообщил генералу Корнилову, что он более не задерживает Добровольческую армию. Генерал Корнилов теперь был свободен в своих решениях и решил оставить Ростов в ночь с 9–го на 10 февраля, дав своей армии два

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23 ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная, и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба. Главнокомандующий сразу

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Глава 21 РАЗГРОМ РОСТОВА В августе 1919 г. казаки заняли Одессу, Киев, а в сентябре - Курск, Воронеж, Орел, до Москвы оставалось 320 км. Но положение осложняла война на нескольких фронтах. РККА перебросила к Курску Латышскую стрелковую дивизию, бригаду Червонных казаков, а к

В.А. Горохов

Русский человек с раннего детства и до смертного часа слышал колокольный звон – утром и вечером, в праздничные и печальные дни. Для всех людей, независимо от их положения и состояния, голос Церкви – голос Православия – звучал одинаково. Наверное, поэтому колокольный звон на Руси давно стал глубоко национальным явлением. Этот живой голос и сейчас словно идет из глубины веков. Русские колокола слушают православные в разных уголках мира, но только на Руси звучали и звучат самые звонкие, самые мелодичные и самые душевные колокола. Слушаешь их и не понимаешь, «то ли с неба звон, то ли с земли»…

Если в столице взрослеющего Московского государства отливались самые большие в мире колокола, высоко в небе горели золотые купола на самых больших храмах и самых высоких колокольнях, то в провинции, «во глубине России», монументальности было меньше – все как-то спокойнее, будничнее, человечнее.

Исключение – колокола Ростова Великого, но это особый случай – их уникальный звон признан лучшим и в наши дни. В свое время этот город тоже был столицей – Ростовского княжества.

А. Косничев. «У Сысоя». 2007 г. Холст, масло

Ростовский кремль – это удивительный памятник русского зодчества. Здесь собраны образцы иконописи, фресковой живописи, резьбы по камню и дереву, художественной лепки и керамики, литейного искусства и кузнечного дела. Славу Ростову Великому принесли и неповторимые колокольные звоны. Самые знаменитые из них были слышны за восемнадцать верст , в далеких окрестностях Ростова Великого.

Впервые город упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом, когда его округу населяли угро-финские племена. Новгородские слове́не и смоленские кри́вичи стали проникать на территорию Ростово-Суздальской земли с севера и запада в IX веке. В самом начале XI века происходит христианизация края, усиливается влияние Киевской Руси.

В 1164 году в Ростове были обретены мощи святителя Леонтия Ростовского – на территории Северо-Восточной Руси это произошло впервые. Первый белокаменный храм строится здесь уже при Андрее Боголюбском.

Центральную часть города составили вечевая площадь, куда по звону колокола собирался народ, епископский двор, Иоанновский и Григорьевский монастыри, а позже и Успенский собор, Борисоглебская церковь. В XIII веке это городское ядро, расположившееся на берегу озера Неро, обносят деревянными укреплениями, рвом с водой.

Ростов издавна славился своими колоколами, и их отливали лучшие в те годы мастера-умельцы. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин приводит факт из летописи, что в 1290 году в Устюг из Ростова Великого был отправлен колокол «Тю́рик» . И позже, в летописях XV века неоднократно встречаются записи о колоколах, «политых в Ростове».

На главной колокольне Ивана Великого Московского Кремля звонит «Ростовский» колокол весом 3267 кг, отлитый в 1687 году. Он был отлит в Белогостицкий монастырь, находившийся близ Ростова (отсюда и название колокола). Автор колокола – московский плавильный и колокольный мастер Филипп Андреев, работавший на Пушечном дворе с 1664 по 1688 год.

Звонница Успенского собора. 1682-1689 гг.
Митрополичий двор, Ростов Великий

Большая земляная крепость «о девяти углах», названная впоследствии Ростовским кремлем, строилась в первой трети XVII века. Главным сооружением стал большой комплекс Архиерейского дома, окруженный земляными валами с одиннадцатью башнями. Обширное пространство вокруг оставлено незастроенным. Создание столь могучего города-крепости связывают с деятельностью последователя патриарха Никона митрополита Ионы, сторонника идеи господства церковной власти над светской. Архитектурными доминантами города становятся расположенный в его геометрическом центре огромный Успенский собор (усыпальница ростовских князей, митрополитов) и к востоку от него звонница.

Современный Успенский собор был построен в 1502-1512 годах, но службы на этом месте велись намного раньше, с 991 года, в самом первом храме. А всего их было пять, и с ними связано много легенд. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей – Сергий Радонежский.

В летописях и документах XIV века часто упоминается Ростовский архиепископ Феодор, и не случайно. Племянник преподобного Сергия Радонежского Иоанн в двенадцать лет принял постриг с именем Феодор у своего дяди и впоследствии с его благословления основал в Москве Симонов монастырь, стал его игуменом и духовником великого князя Дмитрия Донского.

Прекрасно владея греческим языком, будучи образованным, эрудированным человеком и тонким дипломатом, святитель в 80-х годах XIV века выполнял самые ответственные поручения князя в византийской столице. После последнего посещения Царьграда патриарх Антоний возвел его в сан архиепископа Ростовского, и святитель Феодор стал вторым архиепископом на Руси (первым это высокое звание получил владыка Великого Новгорода). У себя на родине, в Ростове, он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы. В 1394 году он был погребен в Успенском соборе Ростова.

Надвратная церковь Воскресения. Ок. 1670 г.
Митрополичий двор, Ростовский Кремль

В 1609 году в соборе оборонялись горожане, не признавшие Лжедмитрия, и многие погибли под его сводами; в этом храме поляки и предатели схватили митрополита Филарета – будущего патриарха, и увели его в плен почти на десять лет. В соборе служил Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1913 году молился последний российский царь Николай II.

Самый яркий памятник архитектуры Ростовского кремля – звонница Успенского собора. Трехпролетную звонницу начали возводить недалеко от собора в 1682 году, и уже скоро митрополит Иона решает отлить колокол весом 2000 пудов и для этого приглашает в Ростов известного московского мастера-колокололитейщика Флора Терентьева, который великолепно справился с поставленной перед ним задачей.

Флор Терентьев лил колокола в конце XVII – начале XVIII века. В 1688 году мастер изготовил 2000-пудовый гигант, сохранившийся до наших дней. Его колокола звучали в Москве (Покровский собор на Рву), Ярославле (церковь св. Димитрия), в псковском Благовещенском соборе их было два; это храмы, о которых сохранились сведения. Так как в документах Пушкарского приказа его имя никогда не упоминалось, можно предположить, что мастер работал самостоятельно, брался за конкретную работу и выполнял ее блестяще.

В 1688 году к звоннице была пристроена мощная высокая башня с проемом для отлитого колокола-гиганта, впоследствии получившего имя «Сысо́й» , и с языком, весившим сто пудов; управляли им не менее двух звонарей.

Портрет митрополита Ионы III (Сысоевича),
строителя Ростовского кремля и Белой Палаты,
писанный при жизни святителя в XVII в.
Фото С.М. Прогудина-Горского, 1911 г.
Государственный музей-заповедник
«Ростовский кремль »

Легенда передала нам слова митрополита Ростовского и Ярославского Ионы (Сысоевича, 1607-1690), от имени которого колокол вероятнее всего и получил свое название самый большой из ростовских колоколов: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». В них – гордость за сделанное своими руками, любовь к родному дому. Ласкательные, уменьшительные суффиксы в те годы часто использовались в русском языке, время было доброе, многообещающее. А «колоколишка» мог весить и две тысячи пудов.

В 1689 году полностью были закончены все работы на звоннице, и тринадцать колоколов заняли определенные им места на балках из лиственницы, заняли надолго – висят и сейчас, только к ним в XIX веке добавили еще два колокола; теперь их пятнадцать.

Вот как описывает набор колоколов Успенского собора известный исследователь М.Н. Тюнина:

«"Сысо́й" – 2000 пудов (32 тонны), отлит Флором Терентьевым в 1688 г. и водружен на специально для этого пристроенной высокой части звонницы;

"Полиеле́йный" , или "Полиеле́й" , – 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 г. московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном;

"Ле́бедь" – 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 г. также Филиппом Андреевым. Назван так за красивый трубный звук;

"Голода́рь" – 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит, последний раз в 1856 г.; назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам;

"Бара́н" – 80 пудов (1,28 тонны), отлит в 1654 г. в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым, умершим в этом же году от моровой язвы.

Следующие колокола меньшего веса имеют названия "Красный" , "Козе́л" , остальные без названия кроме двух небольших "зазвонных", первого и второго.

На восточной стене собора, обращенной к звоннице, висел маленький, но звучный колокол "Ясак", которым давали звонарям знак о начале звона» (см.: Тюнина М.Н. Ростовские колокола и звоны // Колокола: история и современность. – М., 1985).

А. Косничев. «Звонари». 2000 г. Холст, масло

Историческая звонница и сегодня является одной из самых больших в России по своим размерам: длина ее 32 метра, ширина почти 11 метров и высота 17 метров. Ее пропорции, удачное размещение рядом со старшим по возрасту Успенским собором, традиционное строгое оформление делают ее гармоничным и очень привлекательным сооружением русской архитектуры конца XVII века. Проемы для колоколов, обрамленные белыми рамами, сразу же привлекают внимание. Спокойной мощью веет от огромных, в то же время изящной формы, темных колоколов. А внизу каждый пролет подчеркнут горизонталью – легкой ажурной металлической решеткой. Взгляд скользит выше, поднимается на кровлю, а на ней над каждым пролетом – изящные главки с крестами, устремленными в небо. Эта выстроенная талантливыми зодчими композиция совершенна по своим формам, и любоваться ею можно бесконечно. Однако рассмотрим основной объем звонницы. Он так же прост и изящен, несмотря на свои размеры, – шесть вертикальных лопаток-выступов в виде колонн и три горизонтальных карниза. На белом фоне совсем не лишние, функционально необходимые двери в цокольном этаже, узкие окна-бойницы на втором и третьем этажах и еле заметные оконца, освещающие проложенную внутри массива стены лестницу.

Специалисты, исследователи, занимающиеся изучением редчайшего феномена колокольного звона, считают, что красота звучания ростовских колоколов во многом определяется конструкцией звонницы. Дело в том, что внутри тела звонницы от верхней площадки пролетов прямо под колоколами оставлены каналы – пустоты в кладке, идущие до самой земли, которые резонируют и усиливают звучание (прием, используемый в органах). И еще один маленький секрет строителей ростовской звонницы: она поставлена вблизи озера, водная поверхность которого также усиливает акустический эффект.

Не так просто сложилась судьба ростовских колоколов, бывало, что их спасало только чудо и они оставались жить, а значит – звонить.

Колокола со звонницы Успенского собора избежали участи сотен своих звонкоголосых собратьев, которые по указу Петра I после поражения под Нарвой были перелиты в пушки, необходимые царю для будущих баталий.

Тогда было переплавлено около четвертой части всех колоколов России, среди них были и бесценные. Но звонницы Успенского собора указ царя об изъятии колоколов не коснулся. Дело в том, что в самые первые годы своего правления, начиная с 1691 года, царь обращался к ростовской митрополии с просьбой дать ему серебра, чтобы отчеканить монеты. Царю шли навстречу, сумма была предоставлена весьма солидная по тем временам – пятнадцать тысяч рублей; это-то через десять лет и спасло колокола. Не раз колокола были близко от гибели во время пожаров, этого страшного бедствия деревянных построек в России. Особенно сильными были пожары в 1730 и 1758 годах, но звонница уцелела, только копоть и чуть обгоревшие брусья напоминают об этой угрозе. После пожара 1758 года в Ростовском кремле все деревянные, крытые тесом, лемехом, дранкой крыши и главки заменили металлом.

Колокол «Сысой»

Реальная угроза нависла над колоколами в 1919 году; по инициативе местных властей их должны были снять и переплавить на нужды промышленности. Неожиданно помощь пришла от главы Наркомпроса А.В. Луначарского, который на собрании городского актива сказал: «Храните исторические ценности и памятники Ростова и отвечайте за сохранность их». Слова наркома были восприняты как указание, и местные власти оставили колокола в покое.

Звон ростовской звонницы на службах был прекращен в 1928 году, но в 1932 году колокола зазвонили во время съемок фильма «Петр I». С тех пор Ростовский кремль и звонница стали популярными у кинематографистов. Ростовские колокола звонили в исторической эпопее «Война и мир», в фильмах «Братья Карамазовы», «Держись за облака», «Семь нот в тишине» и др.

В начале ноября 1941 года, когда враг был рядом, было принято решение снять колокола и эвакуировать их в тыл, но после разгрома немцев под Москвой необходимость в этом отпала.

В августе 1953 года невиданный в этих местах смерч снес кровлю и повредил главы звонницы. Вскоре реставраторы восстановили утраченное и пострадавшее.

Галерея звонницы Ростовского Кремля

Новая страница в биографии ростовских колоколов открылась в 1963 году, когда в «Неделе» (№ 13), приложении к газете «Известия», вышел очерк А. Бутлерова «Русские звоны» с прекрасными фотографиями В. Ахломова и П. Носова. Как рассказывают ветераны-«известинцы», это была идея главного редактора А. Аджубея, который побывал в Ростове Великом, увидел чудом сохранившуюся жемчужину русского зодчества, великолепные колокола и направил туда корреспондентов. В то время это был поступок – ведь Аджубей был зятем Первого секретаря ЦК и первого богоборца страны Н. Хрущева. Вот выдержки из исторического очерка, когда на встречу пришли «последние из могикан» – звонари-виртуозы, показать свое искусство и оставить его потомкам в записи.

«Они сидят в большой комнате под звонницей – пятеро умельцев, знающих цену своему редчайшему мастерству. Каждому под семьдесят, но все крепкие, ладные, похожие на старых мастеровых…

Накануне была репетиция. Я видел, как Александр Сергеевич Бутылин – главный звонарь – внимательно осмотрел все колокола, особенно "Красный", свой любимый, затем связал веревками языки семи маленьких колоколов, устроил из большого деревянного бруса "ножную педаль" к восьмому и вдруг потянул веревки на себя. Колокола грянули разом, потом звук рассыпался – то по двое, то по трое, то поодиночке заговорили, запели звоны, рванулась в небо прозрачная, густая, звонкая музыка. Неуловимыми движениями пальцев Бутылин управлял ею…

Смешно, конечно, говорить о каком-то возрождении колокольной музыки. Эпоха колоколов прошла. Но сохраняем же мы памятники старины, ибо неразрывными традициями связано наше сегодняшнее искусство с искусством предшествующих поколений! Надо сохранить и колокольные звоны, и не только в звукозаписи. В том же Ростове-Ярославском знаменитые его звоны могли бы стать главным музейным экспонатом».

Такими словами закончился очерк, написанный 45 лет тому назад.

Имя мастера Флора Терентьева на колоколе

С чувством понимания и глубокой благодарности относимся к автору, который в начале 60-х годов выступил с ярким незабываемым рассказом о православных колоколах и их месте в истории нашего народа, привлек внимание читателей к проблеме. И это в то время, когда лидер партии и государства громогласно заявил, что через двадцать лет в стране не будет ни одного священника и ни одного верующего, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Правда, вместо объявленного коммунизма провели тогда Олимпиаду, а история и народ внесли свои поправки. Не хотелось бы все повторять снова.

После публикации очерка в популярной газете новое поколение узнало о прекрасных колоколах Ростова, об их истории. А вскоре (по историческим меркам), через три года, при подготовке Всемирной выставки ЭКСПО-67 в Монреале, фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью колокольных ростовских звонов, и к ним пришла мировая известность.

Что произошло во время записи звона колоколов Ростова Великого, прервавшего после долгих лет свое молчание, и как к этому отнеслись местные жители, написал в своих воспоминаниях актер Малого театра Анатолий Борисович Свенцицкий.

«…С.П. Щипачев, которого я хорошо знал, рассказывал мне на даче в Переделкине, как опробовали и записывали "звоны" в Ростове Великом. "Приехали мы, писатели, музыканты, корреспонденты газет, и ждем… И вот первый удар колокола, затем второй, третий, начался малиновый трезвон… И побежали, крестясь, жители города к монастырю, и старые, и молодые – думали, кончилась советская власть… Разочарованы были", – улыбаясь, добавил Степан Петрович.

С тех пор прошли годы… Снова звонят на Руси колокола, и нет в ней власти советской.

Думаю, что сегодня вместе с русским народом перекрестился бы и Степан Петрович Щипачев».

Эта пластинка появилась у меня в далеком 1967-м. Первоначально их было три. Две улетели в Африку. Провожая меня в экзотическую далекую командировку, отец решил, что этот звон должен сопровождать сына и напоминать о доме. Он оказался прав: православные колокола волнительно звучали у подножия Джур-Джуры и в песках Сахары. Ту, что осталась, я слушаю на старом патефоне. Звучат колокола, напоминая о молодости, помогая размышлять о прошлом, настоящем и будущем.

Зазвонные (малые) колокола

И все же слушать колокола лучше всего в Ростове Великом.

Сегодня услышать звон этих колоколов едут паломники и туристы из самых дальних уголков России и зарубежья. И звучат колокола во время службы в храмах и в дни фестивалей, когда показать свое мастерство съезжаются лучшие звонари – мастера удивительного искусства звона.

Звонница Успенского собора входит в ансамбль памятников Ростовского кремля. Её корпус выстроен рядом с Успенским собором и вытянут по направлению с севера на юг. Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя время их строительства разделяет более чем одно столетие. По вертикали здание звонницы расчленено плоскими выступами - лопатками; по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь и хозяйственные помещения. Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 г. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь». Аккорд колоколов звонницы был минорным, что по неизвестным причинам не устроило ростовского митрополита. Иона Сысоевич пригласил в Ростов колокололитейщика Флора Терентьева, перед которым была поставлена сложнейшая задача - перевести звонницу на мажорный лад. Мастер великолепно справился с этой задачей.

В 1688 году он отлил колокол «Сысой», весом 2000 пудов. Огромному колоколу, с массой одного только языка около 100 пудов, потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвёртого пролёта и была пристроена к прежней трёхпролётной конструкции. «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» вместе образовали до-мажорное трезвучие. Работа была сделана очень точно, тон «Сысоя» менее чем на треть процента отклоняется от частоты, требуемой музыкальным строем для образования мажорного аккорда. Предположительно, оставшись довольным, Иона Сысоевич назвал новый колокол в честь своего отца. В одном из своих частных писем ростовский митрополит писал: «На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».

До сих пор существует версия, что пруд посредине кремлёвского двора и служил литейной ямой, однако, это очень маловероятно. В подобном случае транспортировка колоколов к звоннице представляла бы очень большую сложность, тем более, что стены, отделявшие пруд от звонницы, к тому моменту уже были возведены. Возможно, литейная яма для отливки больших колоколов находилась на соборной площади позади церкви Одигитрии - напротив звонницы, однако, это предположение требует археологической и документальной проверки. Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов. Угроза уничтожения неоднократно нависала над ростовскими колоколами.

Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов, чтобы возместить недостаток в орудиях. Однако, Ростовские храмы и звонница Успенского собора избежали этой участи. Это произошло благодаря тому, что в 1691 году Пётр I взял из митрополичьих кладовых 15 пудов серебряной утвари для чеканки монеты, а позже - с 1692 по 1700 годы ростовская митрополия выплатила в государственную казну ещё 15 000 рублей. Огромная плата подорвала экономическую мощь некогда очень богатой митрополии, так что ведение нового сколько-нибудь значительного строительства на её территории стало невозможным. Однако это помогло сохранить ростовские колокола, о которых Платон Левшин писал в XVIII веке следующее: Близ собора колокольня, небольшая, но широкая; на той колокольне колоколов: 1-й в 2000 пудов, звон гвостовский, 2-й в 1000 пудов, 3-й в 500, a всех, 13 колоколов; звон удивительный и нигде примера не имеющий, ибо устроен по инструментальной музыки и пресладостно вызванивают три порядочные концерта: первый называется Георгиевским, 2-й Якимовским, 3-й Арсениевским, и все колокола к тому прибраны способные, и звонари звонят со вниманием друг на друга и на ударение колоколов смотрят. В XX веке, с приходом советской власти над колоколами нависла новая угроза.

В тяжёлые годы гражданской войны, на волне борьбы новой власти с религией и всем, что напоминало о царском режиме, поступило предложение снять колокола со звонницы и превратить их в сырьё для промышленных нужд. К счастью, работавший тогда директором ростовского музея Д.А. Ушаков обратился с ходатайством о сохранении колоколов в Москву. Благодаря ему и прибывшему летом 1919 года в Ростов с группой учёных наркому А.В. Луначарскому, колокола удалось спасти. Однако, в 1923 году на звонницу обрушилась ещё одна беда - оборвался ремень, на котором держался язык «Сысоя». Крепление языка должно быть мягким, в давние годы он сначала был подвешен на моржовой жиле, потом на специально выделанном сыромятном ремне. В годы разрухи не было возможности найти подходящий материал. Язык был укреплён на металлическом стержне и подтянут наверх. После этого удар стал приходиться не в музыкальное кольцо, а немного выше. Это ослабило силу звука, изменило его тембр, вызвало скрипы.

По мнению специалистов, язык колокола надо перевесить, чтобы вернуть ему былое звучание, тем более что за сотни лет на обоих краях «Сысоя» остались следы от ударов, хотя в разное время в колокол били по-разному - то в один, а то в оба края. Время полёта языка колокола при этом составляет 1,4 секунды. С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году. С тех пор они воспроизводились в 1932 году при съёмках кинокартины Пётр I и в марте 1963 года, когда киностудия имени Горького записывала звоны для фонотеки страны, в июне 1963 года при съёмках кинокартины «Война и мир» и для ряда последующих фильмов. В 1966 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом виниловую пластинку «Ростовские звоны». Пластинка стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале. С этого времени ростовские звоны стали постепенно возрождаться.

Колокола

"Сысой" - 2000 пудов (32 тонны), отлит литейщиком Московского пушечного двора Флором Терентьевым в 1688 году и водружён на специально обустроенной для этого пристроенной высокой части звонницы. Основной тон колокола - практически чистое "до" малой октавы. Имя колокол получил в честь отца ростовского митрополита Ионы Сысоевича - схимонаха Сысоя. "Полиелейный" - 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит "Многомилостивый".

Колокол украшен двумя широкими поясами орнаментов, основной тон колокола - нота "ми" малой октавы, дающая большую терцию к "до" "Сысоя". "Лебедь" - 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 году вместе с "Полиелейным" также Филиппом Андреевым и назван так за красивый трубный звук. Колокол образует малую терцию от тона "Полиелейного" и чистую квинту от тона "Сысоя", звучит в ноту "соль" малой октавы и вместе с двумя крупнейшими колоколами звонницы даёт до-мажорный аккорд. "Голодарь" - 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит; последний раз - в 1856 году, назван так потому, что в него звонили в великий пост к определённым службам. Колокол звучит в ноту "ля♭" малой октавы и потому, сам по себе красивый колокол по звучанию, практически не подходит к до-мажору ростовской звонницы, однако "Ростовским старикам" (1963-1970) удавалось вписывать его звучание в общую мелодию, и "Голодарь", даже, разнообразил её. Это очень хорошо слышно на аудиозаписях 1963 года. "Баран" - 80 пудов (1,28 тонны), отлит в 1654 году в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым. Это самый древний колокол в ростовском подборе колоколов.

"Баран" звучит в ноту "ми" первой октавы и некогда использовался для отбивания часов. «Красный» весит около 30 пудов и не имеет датировки. Тем не менее, особенности его орнамента находят ближайшие аналоги среди колоколов XVII - начала XVIII века]. Основной тон колокола - нота "соль" первой октавы. «Козёл» - весит 20 пудов. Отлит во второй половине XIX века на Ярославском заводе Оловяшникова. Согласно рекомендации отца Аристарха Израилева, колокол отливался с совершенно гладкой поверхностью, чтобы орнамент не оказывал пагубного влияния на звук. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла, а после полученного повреждения колокол стали использовать редко. Тем не менее этот колокол имел ключевую роль в "Егорьевском звоне" у "Ростовских стариков" в 1963-1970 гг. "Набатный" или "Ионафановский" - вес 256 фунтов (106 килограммов).

Отлит в 1894 году на ярославском заводе Оловянишникова и был подарен звоннице отцом Аристархом по случаю пятидесятилетнего служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Ионанафана, о чём свидетельствует надпись в верхней части колокола. Его основной тон - "ми" второй октавы. Также на звоннице 4 безымянных колокола: 11-пудовый, - "до" второй октавы (в 2001 году заменён по причине того, что первый безымянный дал серьезную трещину. Новый 326-килограмовый "пятковский" колокол плохо вписывается по внешнему виду в ансамбль старых ростовских колоколов и, несмотря на тот же основной тон, негативно влияет на звучание звонницы)., 8,8-пудовый, - "ре" второй октавы 5,3-пудовый, - "фа" второй октавы 4,4-пудовый, - "фа#" второй октавы. Кроме того в подборе колоколов присутствуют 2 зазвонных колокола: 7-пудовый - "соль" второй октавы 2,6-пудовый - "ля" второй октавы На стене собора, обращённой к звоннице, висел маленький, но звучный колокол «Ясак», которым давали звонарям знак о начале звона. Благодаря отцу Аристарху, в XIX веке колокол попал на звонницу вместе с Ионафановским.

"Ясак" завершил звукоряд Ростовской звонницы и стал третьим колоколом "до" в подборе. Используется колокол очень редко. Иногда в Будничном звоне и в малом трезвоне современных ростовских звонарей. В основном колокол участвует в Ионафановском звоне, благодаря которому он и оказался на звоннице.

Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314).

На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро.

Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»). Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.

Колокола звонницы Ростовского кремля

«Сысой » — самый крупный колокол. Его вес составляет 32 тонны. Он был отлит Флором Терентьевым, литейщиком Московского пушечного двора. Митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца Сысоя, скромного сельского священника. Основной тон колокола — «до» малой октавы.

«Полиелейный ». С греческого языка название переводится как «многомилостивый». Вес составляет 16 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном — мастерами из Москвы. Основной тон — нота «ми» малой октавы.

«Лебедь ». Вес составляет 8 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым. Нота «соль» малой октавы.

«Голодарь ». Вес 2800 кг. Один из самых красивых по своему звучанию колоколов. В него били во время великого поста, от этого факта он получил свое название. Нота — «ля».

«Баран ». Вес 1310 кг. Самый древний колокол на Ростовской звоннице. Был изготовлен в 1654 году московский мастером Емельяном Даниловым для звонницы, которая находилась при Успенском соборе ранее. Нота «ми».

«Красный ». Вес 491 кг. Нота «соль» первой октавы.

«Козел ». Вес 327 кг. Был изготовлен в XIX веке на ярославском заводе Оловянишникова.

«Набатный » или «Ионафаноский». Вес 106 кг. Изготовлен в 1894 году на заводе Оловянишникова. Основной тон — «ми» второй октавы.

На звоннице расположено также четыре безымянных колокола весом 180, 144, 87 и 72 килограмма.

Несколько раз колокола были под угрозой уничтожения. Петр I во время войны со Швецией собирался перелить колокола в оружие. Но митрополия отдала из своих кладовых около 245 кг (15 пудов) серебра, а позже выплатила в государственную казну огромную для того времени сумму — 15 тыс. рублей. В XX веке во время гражданской войны поступали предложения о переплавки колоколов в сырье. После 1928 годы были прекращены звоны на звоннице. Однако ростовские звоны использовали при съемках кинофильмов «Петр I» и «Война и мир». В конце 60-х гг XX века звоны постепенно начали возвращаться.

Звонница вместе с Успенским собором входят в состав исторических памятников Ростовского кремля, но не относятся музею-заповеднику Ростовский кремль. Поэтому касса для посещения звонницы расположена на ее первом этаже.

Колокола звонницы Успенского собора Ростова Великого

Еще в XIX столетии исследователи признавали, что лучшие по тону колокола в России находятся на звоннице Успенского собора в Ростове Великом. Звоны там названы по именам учредителей: Ионинский , по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 года по 1691 год в течение 39-и лет правил Ростовской митрополией; Георгиевский , особенно хороший, как говорят знатоки, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уничтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский , по имени архиепископа Иоакима, 1731-1741 год. Известны и другие ростовские звоны , например, Ионафановский . Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2.000 пудов, второй в 1.000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. Всех колоколов в то время было тринадцать. Сейчас на звоннице находятся пятнадцать колоколов. Многие из них уникальны по своей истории, технике литья, а главное - по своему звучанию.

Колокол "Сысой"

Вверху, вокруг главы написано: "Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни и Благоверныя Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев", а внизу, вокруг краев написано: "и при Благоверных Государынях Царицах и Великих Княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при Великом господине Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященного Ионы митрополита Ростовского и Ярославского лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов". Помимо надписи колокол украшает довольно сложный орнамент. Над текстом расположен ряд изображений серафимов (благодаря искусству литейщика они составляют как бы волнообразную линию). Под надписью проходит узкая полоса цветочного орнамента и ряд из шестикрылых херувимов. Тон этого колокола соответствует ноте "До", находящейся на второй добавочной снизу линии нотной системы с басовым ключом и весьма близко подходит к малой терции нормального диапазона простых колебаний. Колокол этот имеет то особенное достоинство, что, кроме основного тона "До", дает еще верхний гармонический тон, составляющий чистую большую терцию, соответствующую ноте "Ми", находящейся между третьей и четвертой линиями нотной системы с ключом басовым. Этот верхний тон - большая терция "Ми" - становится особенно слышною тогда, когда мы удаляемся от сего колокола, во время благовеста в него. При совместном звучании с двумя менее крупными колоколами ростовской звонницы - "Лебедем" (500 пудов) и "Полиелейным" (1000 пудов), отлитыми знаменитым мастером Филиппом Андреевым соответственно в 1682 и 1683 годах, звон их образует до-мажорное трезвучие, и слаженность, необходимая для этого, поразительна. Низший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелейного".

Колокол "Полиелейный"


Колокол "Лебедь"
"Лебедь" весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с "Полиелейным" в 1682 году. "Лебедем" его прозвали за красивый полётный голос. Это третий по величине колокол ростовской звонницы. По характеру убранства он типичен для своего времени. Наиболее нарядно украшена верхняя часть колокола. Здесь в поясе с текстом изображен Галгофский крест, под надписью проходит растительный орнамент из восьмилепестковых розеток, вьющегося стебля с цветами, бутонами и плодами. Очень сходный по рисунку с этим орнаментом декор был использован мастерами Василием и Яковым Леонтьевыми для украшения колокола под названием "Широкий" 1677 года. Он сейчас находится возле звонницы собора Святой Софии в Новгороде. Под ним расположен ряд с изображениями четырехкрылых существ с хвостами-ламбрекенами. Оба этих мотива очень напоминают декор "Полиелейного" колокола. Литье также было выполнено с некоторыми изъянами: мелкие детали почти не проработаны.

Рядом с "Лебедем", в третьем пролёте звонницы находятся ещё три колокола - "Красный" (30 пудов), "Козел" (20 пудов) и "Набатный". Другие четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвёртым пролётами.

1 стр. 2 стр.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода