Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Самый 1 танк в мире. Первый танк в мире! (История создания)

Название

Слово «tank» по-английски означает цистерну или бак. Да, своим названием боевая машина обязана британцам. Появилось оно во время Первой мировой войны, когда Великобритания отправила на фронт первую партию танков. Чтобы скрыть этот факт от немецких разведчиков, был пущен слух, что российской правительство заказало в Лондоне большую партию топливных цистерн. Под видом огромных баков танки и были отправлены на фронт. В России слово «танк» прижилось не сразу. Боевые машины первоначально называли «баками» или даже «лоханями».

Предыстория

Предсказывал появление таких машин и военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин, который умер за два с небольшим года до появления первых танков.

Танк Да Винчи

Отцы танков

Выпуск танков начался одновременно сразу в нескольких странах и каждая из них приписывает изобретение гусеничной машины себе. В Великобритании после Первой мировой даже была созвана специальная комиссия, которая должна была доказать, что танк придумали британские инженеры. В России «отцом» танка считается изобретатель Александр Пороховщиков, — потомственный дворянин, предложивший свой проект боевой машины в 1914-м году. Машину эту Пороховщиков называл «Вездеходом», вместо колес она использовала гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Тем не менее, правительство России долго откладывало решение о начале серийного выпуска «Вездеходов», в итоге, до конца войны оно так и не было принято. Заслуги Пороховщиков оценили уже после Революции. Впрочем, изобретателя это не уберегло. В 1940-м году он был арестован, а позже расстрелян как человек, принадлежащий к дворянскому сословию.


Александр Пороховщиков (слева) и его танк

А вот проект бывшего британского офицера Эрнеста Данлопа Суинтона до ума доведен все-таки был. Танк Суинтона мало чем отличался от «Везедхода» Пороховщикова. Он тоже предложил использовать гусеницы, взяв за образец американский трактор «Холт». Проект Суинтона получил одобрение Военного министерства. Боевую машину первоначально именовали сухопутным кораблем. Первый танк был успешно испытан в феврале 1916-го года. Машину любовно назвали «Матерью», хотя позже первые два танка «MarkI» неофициально именовались «Самкой» и «Самцом». К слову, Королевская Комиссия по изобретениям позже отказала Суинтону в праве называться «отцом» танка. Этот неофициальный титул получили промышленник Уильям Триттон, — чья компания «Foster & sons» наладила серийное производство первых танков, — а также британский военный инженер Уолтер Уилсон.


Эрнест Данлоп Суинтон

Французы тоже любят предписывать себе изобретение танка. Правда, с гигантской натяжкой. Во Франции, в самом деле, еще до войны получили широкое хождение бронированные машины. Правда, это изобретение было, скорее, прототипом БТР, чем танка. Французская бронированная машина ездила на колесах и была совершенно бесполезна на бездорожье.

Впрочем, и у французов был свой «отец» танка. Полковник Жан-Батист Этьенн, по проекту которого после долгих переговоров, споров и бумажной волокиты были созданы танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер».


«Сен-Шамон» Жана-Батиста Этьенна

Споры

Танк Суинтона вполне мог повторить судьбу танка Пороховщикова. Британское правительство колебалось. Производство боевых машин стоило дорого, а уверенности в том, что они принесут успех на войне, не было. Горячим сторонником производства танков был Уинстон Черчилль (в то время Первый Лорд Адмиралтейства). А вот прославленный фельдмаршал Горацио Китченер считал производство танков пустой тратой денег. «Эта дорогая игрушка не поможет выиграть войну», — говорил он.


Горацио Герберт Китченер на британском военном плакате

Боевое крещение

Знаменитая битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916) стала первой битвой в истории человечества, в которой были применены танки. Нельзя сказать, что эта попытка была удачной. Из 50 танков, которые британцы собирались использовать для наступления, реально были задействованы лишь 18. Наступали они разрозненно и медленно, так что применить их полноценно не удалось. Но танки оказали огромное психологическое воздействие на немецкую пехоту, тем более, что их броня была неуязвима для пуль. Битва на Сомме, унесшая жизни почти миллиона человек, закончилась победой англо-французских войск. Дебют танка был признан удачным.



Тот самый британский танк «Mark 1»

Царь-танк

В России, тем временем, была сконструирована ужасающая боевая машина, вошедшая в историю под названием, «Царь-танк». Проект разработал инженер Николай Лебеденко. Гигантская машина, строго говоря, не являлась танком, ибо передвигалась с помощью колес. Самая крупная бронированная машина в истории человечества, в итоге, была признана негодной к использованию в боевых условиях. Царь-танк не прошел испытания.



Царь-танк Лебеденко

Как Германия не оценила танки

Британская контрразведка всеми силами старалась скрыть создание танков и держала производство в строжайшем секрете. Но история про цистерны для российского правительства не сработала. В Берлине о том, что Великобритания разрабатывает «сухопутные корабли» узнали примерно за полгода до битвы на Сомме. Просто германские генералы особого значения этой информации не придали. Существует легенда, что один из генералов даже произнес такую фразу: «здоровый дух немецкого солдата не позволит ему поддаться панике, и он расправится с этой неуклюжей и слепой машиной». Однако после битвы на Сомме военное командование Германской Империи приняло решение производство танков, все-таки наладить. Так появился танк A7V. 20 машин были выпущены в 1917-м году уже под конец войны. Широко применить их в боевых действиях Германия не успела.



Танк A7V в немецком военном музее

Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.

Танк - это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль - паровая телега Кюньо - был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.

Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.


Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в танкостроения,
смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.

Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.

Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.

Это все придумал Черчилль…

Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship - то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.


Обзор для командира и механика-водителя
открывался через щели, защищенные двумя стальными пластинами.

Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора - Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес - наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина - Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами - все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.


Первый танк вобрал в себя ряд решений,
позаимствованных у военно-морского флота. Он был оснащён деревянной «палубой» и спонсонами для размещения орудий. Собственно, официальное название танка MK1 было Landship - «сухопутный корабль»

Муки первых танкистов

«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, - говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, - позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м - этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями «K» (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».

Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты - мешали «щеки"-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла - командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.

Немцы побежали

«В первом бою - при Flers-Courcelette - танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, - рассказывает Федор Горбачев. - Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».

Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.


Танк не внес коренного перелома в боевые действия
Первой мировой войны, но оказался серьезной поддержкой наступающей пехоте в условиях позиционного кризиса.

Маленький Вилли» (Мк. I) - первый танк в Мире.

После первых маневренных сражений 1914 года фронты стабилизировались, и наступило то, что военные историки назвали «позиционным тупиком». Пулеметы, колючая проволока, шквальный огонь артиллерии приносили наступающим войскам страшные потери. Вместо прорыва неприятельского фронта началось его «прогрызание», когда за какие-то отобранные у врага 100-200 метров территории приходилось терять тысячи, десятки тысяч солдат. Войска зарылись в землю, а военачальники принялись искать средство, которое помогло бы выйти из тупика. И такое средство вскоре было найдено. Называлось оно «танк».

«Подвижные крепости»

Еще в Средние века хитроумные военные пытались соорудить подвижные крепости, которые защищали бы бойцов от вражеского огня. Это и боевые повозки таборитов, и гуляй-города русских ратей.


Гениальный - Леонардо да Винчи спроектировал что-то вроде танка на конской тяге, откуда надежно прикрытые щитами из дубовых досок артиллеристы могли вести огонь по противнику. Этакая башня на колесах. Но дальше проекта дело не пошло.

«Человек сошел с ума»

Всерьез о создании бронированных машин, которые могли бы сопровождать огнем свою пехоту на поле боя, заговорили лишь перед Первой мировой войной. Существовали проекты, разработанные русскими, австрийскими, французскими и британскими военными инженерами. Но поддержки они у вышестоящего командования не получили. О6 отношении генералов к этой идее хорошо говорит резолюция, наложенная на проект, поданный в военное министерство Англии. Недрогнувшей рукой один из высокопоставленных чиновников министерства написал: «Человек сошел с ума».

Потребовалось несколько чудовищных «мясорубок», чтобы командующие войсками пришли к выводу: так больше воевать нельзя. Иначе в армии просто не останется солдат. Необходимо было найти средство, которое выведет войну из «позиционного тупика».

«Сухопутные корабли»

Как ни странно, идеей строительства бронированной гусеничной машины заинтересовались не сухопутные военачальники, а моряки. А точнее, первый лорд Адмиралтейства Великобритании сэр Уинстон Черчилль. Да-да, тот самый, который потом стал премьер-министром Англии в годы Второй мировой войны.

Именно он, получив письмо подполковника Эрнеста Суинтона, военного инженера, с ходу оценил высказанную в нем идею строительства «сухопутного броненосца». Черчилль использовал все свое влияние, чтобы эта идея была воплощена в жизнь.

В 1915 году, в феврале, при Адмиралтействе по инициативе Черчилля был основан Комитет по сухопутным кораблям, и наконец дело сдвинулось с мертвой точки. Мнение фронтовиков, рассказавших о страшных потерях при попытке атаковать непреступные позиции германцев на Западном фронте, подействовало на чиновников из военного министерства. И 15 июня 1915 года был создан совместный комитет армии и флота по строительству бронированных военных машин. Однако инициатива разработок все равно осталась за представителями Адмиралтейства, а координатором работ стал подполковник Суинтон, назначенный секретарем Комитета имперской обороны.

Первые танки «Маленький Вилли» и «Большой Вилли»

В конце июня фирма «Уильям Фостер энд Компани» получила заказ от комитета на разработку машины с использованием двигателя от тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси от американского трактора «Буллок». Руководил работой инженер Уильям Триттон. Все работы производились в обстановке полной секретности.

28 сентября 1915 года была изготовлена деревянная модель, а к концу ноября к испытаниям уже был готов первый танк, получивший прозвище «Маленький Вилли». Машина могла преодолеть ров шириной до 1,52 метра, стенку высотой 60 сантиметров и подъем под уклоном до 20 градусов. Но командование английских войск во Франции выдвинуло требование: преодолевать ров в 2,44 метра и стенку высотой 1,37 метра. Нужно было искать новое решение.

Тогда и появилась идея придать гусеничному обводу форму параллелограмма, а чтобы увеличить высоту зацепа - верхнюю ветвь пустить поверх корпуса. Поскольку при этом башня, установленная сверху, подняла бы центр тяжести бронемашины слишком высоко, от нее отказались, а вооружение разместили в бортовых выступах - спонсонах.

Новая машина получила прозвище «Большой Вилли». И 30 января 1916 года новый танк отправили на заводские испытания. Спустя несколько дней оба «Вилли» продемонстрировали высшим государственным и военным чиновникам Британии. «Большой Вилли» больше понравился военным.12 февраля провели уже официальные испытания. На вооружение первую боевую машину приняли под индексом Mk. I (Mark I). Военное министерство по снабжению выдало заказ на 100 единиц.

Почему «Танк»?

С самого начала новые боевые машины считались секретным изобретением, и все, кто в какой либо мере имел отношение к новейшему военному изобретению, обязаны были хранить глубокую тайну.

Уже в начале постройки «Большого Вилли» возникла потребность как-то назвать машину. Своим видом она напоминала большой бак или цистерну. По-английски «бак» или «цистерна» - tank. Поэтому все дружно стали именно так называть новоизобретенную боевую машину.

Интересно, что, отправляя изготовленные на заводе Mk. I, на железнодорожных платформах их тщательно укутывали в брезент, на котором писали по-русски: «Осторожно! Танк. Место назначения - Петроград». Считалось, что таким способом удастся сбить с толку немецких шпионов, которых вряд ли заинтересовали бы какие-то там баки для воды.

«Мальчик» и «девочка»

Условия службы экипажей первых британских танков были ужасными. У боевых машин не было машинного отделения. И экипаж и двигатель находились в одном корпусе. Температура внутри танка поднималась до 50°С. Люди теряли сознание от порохового дыма и выхлопных газов, а иногда даже все заканчивалось летальным исходом. Противогаз или респиратор, которые входили в стандартное снаряжение экипажа, мало чем помогали, и случалось, что во время боя танкисты выскакивали из машины, не обращая внимания на вражеский огонь, - лишь бы сделать хоть несколько глотков свежего воздуха.


Экипаж Мк. I состоял из восьми человек, из которых один был командиром танка. Командир так же выполнял функции стрелка из лобового пулемета. Из-за сильного шума команды передавались сигналами рук.

Сообщения между командным пунктом и танком осуществлялось голубиной почтой - для этого в спонсоне для голубя было предусмотрено специальное отверстие, или с донесением посылали одного из членов экипажа. Чуть позже начали применять семафорную систему.


Танки Мк. I строились в двух вариантах вооружения. Первый - без артиллерийского вооружения. В спонсонах были установлены лишь пулеметы. Второй вариант - с пушками и пулеметами. Соответственно, они получили прозвища: пулеметный вариант - «самка», пушечный - «самец». Но чаще танкисты называли их более целомудренно - «мальчик» и «девочка». Позднее, когда британским танкам пришлось столкнуться с немецкими бронированными машинами, на пулеметных танках в одном из спонсонов стали устанавливать пушку. И такие танки получили прозвище «гермафродиты».

Первый танковый бой

Несмотря на все свои недостатки, первые танки оказались именно теми боевыми машинами, которые помогли пехоте выйти из «позиционного тупика». Медленно, со скоростью пешехода, двигающиеся через окопы и колючую проволоку, ведущие пулеметный и артиллерийский огонь, грозные боевые машины поначалу вызвали панику у немецких солдат.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года. В битве на Сомме, 49 машин Мк. I должны были прорвать германскую оборону, но только 32 машины смогли начать движение, и всего лишь девять добрались до германских позиций.

При виде медленно ползущих, грохочущих и лязгающих танков, неуязвимых для винтовочного и пулеметного огня, немецких солдат охватил ужас. Многие выскакивали из окопов и обращались в бегство. Другие подняв руки, сдавались в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота. В этом бою британцам удалось вклиниться в оборону противника на 5 километров в глубину.

Первый опыт применения танков показал, что они имеют множество недостатков, но и огромное будущее. Одним из первых, кто понял это, был генерал Хейг - командующий британскими экспедиционными войсками во Франции. Почти сразу после боя он послал в Лондон телеграмму с требованием прислать еще тысячу таких машин.

октября 25, 2013

Самоходный бронированный фургон

Современную армию невозможно представить без танков. Именно они составляют главную ударную силу сухопутных войск. А ведь история использования этих боевых машин еще даже не достигла столетнего рубежа.

Идея защиты пешего воина от огня противника разрабатывалась давно. Осадные башни, применяемые с древних времен – тому подтверждение. Но нужна была машина, которая могла бы двигаться в боевых порядках пехоты и поддерживать ее своим огнем.

Одним из прародителей современных танков можно считать великого Леонардо Да Винчи. Его самоходный бронированный фургон, по расчетам, должен был приводиться в движение мускульной силой людей, посредством рычагов и зубчатых колес. Конструкция предполагала размещение легких артиллерийских орудий и смотровой башни. Деревянная и металлическая обшивка корпуса должна была надежно защитить экипаж от стрел и огнестрельного оружия. Правда, до практической реализации проекта не дошло.

Гусеничный ход

Идея создания бронированных механизмов возродилась к жизни в XIX веке, когда уже получили повсеместное распространение двигатели, сначала – паровые, а затем – внутреннего сгорания и электрические.

Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Его машина должна была весить около 120 тонн, и развивать скорость до 10 км в час. Планируемое вооружение – 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета) . Поражало количество экипажа – 200 бойцов! Этот проект был запатентован, но так и остался на бумаге.

Толчок к развитию танковых войск дали сражения Первой Мировой войны. После относительно короткого маневренного периода, наступил затяжной позиционный. Налицо был кризис военной мысли. Насыщение пехоты скорострельными винтовками, пулеметами, артиллерией, инженерное оборудование оборонительных рубежей привели к тому, что ни одной стороне не удавалось прорвать фронт. Плотный ружейно-пулеметный огонь буквально выкашивал наступающие войска. Ценой огромных потерь удавалось достичь лишь небольших тактических успехов. Необходимы были какие-то совершенно новые методы взлома оборонительных порядков. Вот тогда-то на арену войны вышли, наряду с отравляющими газами, и первые танки.

Родоначальниками танков считают англичан. Именно они впервые пустили их в серийное производство и применили на поле боя. Однако вопрос первенства – довольно спорный. Дело в том, что русский инженер Пороховщиков еще в 1914 году разработал, а в 1915 – создал модель «вездехода» с гусеничным ходом, весом 4 тонны, экипажем 2 человека. Проект был высочайше одобрен, испытан, но по каким-то неясным бюрократическим причинам до серийного производства не доведен. Испытания прошли в мае 1915 года, то есть на несколько месяцев раньше англичан.

Тем не менее, официальной родиной танков считается именно Англия. Оттуда и пошло современное название. По этому поводу, кстати, существуют разночтения. По одной версии, танк (по-английски это означает цистерну, бак) был так назван в связи с внешним сходством с металлическим резервуаром. Другая версия говорит, что это произошло в ходе секретной операции по переброске боевых машин к театру военных действий, когда их перевозили под видом емкостей с жидкостями.

Самые первые танки назывались Mark I, и подразделялись на «самок» (с пулеметным вооружением) и «самцов» (с установленными пушками) . Вес боевой машины достигал 8,5 тонн. Высота танка составляла 2,5 метра, ширина до 4,3 , длина – до 10 метров с колесным «хвостом». Компоновка танка была осуществлена по ромбовидной схеме. Двигатель мощностью 105 лошадиных сил мог передвигать это бронированное чудо по пересеченной местности со скоростью до 6 км/час. Экипаж в составе 8 человек был защищен 12 мм лобовой броней, что в то время было хорошим укрытием от огня стрелкового оружия и пулеметов. Вооружены они были 1 орудием и 4 пулеметами («самцы») или 5 пулеметами («самки») . Серия танков составила 150 единиц.

Первое боевое применение танков состоялось 15 сентября 1916 года в ходе сражения на Сомме. Хотя сразу же были выявлены недостатки конструкции, все же эффект был потрясающий. Бронированные чудовища наводили ужас на обороняющихся немецких солдат. В течение одного дня боя англичанам удалось достичь тактического успеха, взломав оборону противника на глубину 5 км, понеся потери в 20 раз меньшие, чем это случалось ранее.

Таким образом, боевая значимость танков была доказана. Разработка бронетехники активно продолжилась во всех крупных государствах. Вскоре без танков представить вооруженные силы было просто невозможно.

Через несколько лет танковые войска отпразднуют свой столетний юбилей. Неузнаваемо изменился облик боевой бронированной машины. Но главные требования те же – это скорость, маневренность, защищенность и огневая мощь.

Предпосылки к созданию танков

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.

"Самоход" Блинова

Этот двигатель намного опередил свое время.

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские - начались его испытания. Этот день - 18 мая 1915 года - и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус - обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.

В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия - «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот - русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия - боевых вездеходных машин.

Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».

После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода