Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип плат­ности природопользования, а также принцип экономической ответст­венности за нарушение природоохранного законодательства и являет­ся одним из финансовых методов управления в сфере природопользо­вания.

Плата за загрязнение окружающей среды была закреплена Зако­ном РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей при­родной среды», на базе которого в свое время было принято постанов­ление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природном среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В начале 2002 г. был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ с почти аналогичным названием «Об охране окружающей сре­ды», в соответствии с которым Закон РФ № 2060-1 был признан утра­тившим силу. С июня 2002 г., когда Кассационная коллегия Верховно­го Суда РФ признала плату незаконной, а Постановление Правитель­ства № 632 - недействительным, прекратила свое существование вся система экологических платежей. Следует отметить, что вышеуказан­ные платежи взимались в течение более 10 лет. Для крупнейших при- родопользователей (особенно это касается предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также предприятий металлургических, химических производств) данные платежи составляли достаточно большие суммы.

Что же касается Федерального закона «Об охране окружающей среды», то им предусмотрено, что формы платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду определяются федеральными законами. Однако, к сожалению, указанным Законом не был установлен кон­кретный механизм исчисления данной платы, а другие законодатель­ные акты по этому вопросу не были приняты до июня 2003 г. Таким образом, только спустя один год вновь стала взиматься плата за загряз­нение окружающей среды.

В настоящее время порядок определения платежной базы платы тесно связан с установлением для различных источников загрязнения окружающей среды специальных лимитов и нормативов негативного воздействия, которое осуществляет Федеральная служба по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

Федеральный закон № 7-ФЗ (с поел. изм. от 31 декабря 2005 г.) оп­ределяет правовые основы государственной политики в области охра­ны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окру­жающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколе­ний, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаи­модействия общества и природы, возникающие при осуществлении

1 См.: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и пере­движными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с поел. изм. от 1 июля 2005 г.).

хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды в.пределах территории Российской Федерации, а также на континен­тальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Плательщиками платы за загрязнение окружающей среды, разме­щение отходов и другие виды вредного воздействия являются органи­зации, а также иностранные юридические и физические лица, осуще­ствляющие любые виды деятельности на территории Российской Фе­дерации, связанные с природопользованием (природопользователи).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганиз­мов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

Загрязнение недр, почв;

Размещение отходов производства и потребления;

Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромаг­нитными, ионизирующими и другими видами физических воздейст­вий;

Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Рассчитывая платежи за загрязнение окружающей природной сре­ды, надо руководствоваться нормативами, приведенными в постанов­лении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах пла­ты за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стацио­нарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Размер платы зависит от вида загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс - в атмосферный воздух либо в поверхно­стные и подземные воды (приложение 10, табл. 1-4).

При этом сумма платы зависит также и от объемов выбросов. Они мо­гут быть в пределах допустимых нормативов или в пределах установлен­ных лимитов. Во втором случае ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше, чем в первом. Если же выбросы превышают установленные ли­миты, плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.

Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмо­сферного воздуха и почвы экономических районов России (приложе­ние 10, табл. 5), а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек (приложение 10, табл. 6). Если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, приме­няется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Кроме того, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздорови­тельных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной террито­рии и зон экологического бедствия применяется также дополнитель­ный коэффициент 2.

Итак, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов (в тоннах) умножить на базовые нормативы, а за­тем еще на «экологический» и дополнительный коэффициенты (если речь идет о выбросах в атмосферу над городами).

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2005 и 2007 гг. применяются с коэффициен­том 1,15.

Общая величина платы за загрязнение окружающей природной сре­ды складывается из платежей:

За предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих ве­ществ, другие виды вредного воздействия;

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

Сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, разме­щение отходов и другие виды вредного воздействия.

Завод в процессе своей производственной деятельности выбрасывает в воздух 5 т диоксида азота в год, что находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов. Норматив платы в 2005 г., согласно по­становлению № 344 составлял 52 руб. с 1 т диоксида азота. Завод находится на территории г. Волгограда (Поволжский экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий экологические факто­ры, в размере 1,9 с дополнительным коэффициентом 1,2 для городов.

Сумма платы = 5 (52 х 1,158) 1,9 х 1,2 = 681,72 руб.

Горно-обогатительный комбинат в процессе переработки руды сбра­сывает в поверхностные воды 25 т хрома в год, из которых 20 т находится в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, а остальное - в пределах установленных лимитов сбросов. Норматив платы в 2005 г. со­гласно постановлению № 344 составлял 13 774 руб. с 1 т в пределах уста­новленных допустимых нормативов сбросов и 68 870 руб. с 1 т в пределах

установленных лимитов сбросов. Горно-обогатительный комбинат нахо­дится на территории Самарской области (бассейн реки Волги), для кото­рого установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,36.

Плата за нормативные сбросы = 20 (13774 х 1,158) 1,36 = 430 850,72 руб.

Плата за лимитные сбросы = (25 - 20) (68 870 х 1,15) 1,36 =

535 563,40 руб.

Общая сумма платы = 430 850,72 + 538 563,40 = 969 414,12 руб.

Нефтебаза в процессе перегонки нефти сбрасывает в воздух 1000 т ле­тучих низкомолекулярных водородов в год, из которых 600 т находится в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, 200 т в преде­лах установленных лимитов выбросов, а 200 т - сверхлимитное загрязне­ние. Норматив платы в 2005 г. согласно постановлению № 344 составлял 5 руб. с 1 т в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и 25 руб. с 1 т в пределах установленных лимитов выбросов. Нефтебаза нахо­дится на территории Рязанской области (Центральный экономический район РФ), для которого установлен коэффициент, учитывающий эколо­гические факторы, в размере 1,9.

Плата за нормативные выбросы = 600 (5 х 1,15) 1,9 = 6555 руб.

Плата за лимитные выбросы = 200 (25 х 1,15) х 1,9 = 10 925 руб.

Плата за сверхлимитное загрязнение = 200 (25x5 х 1,15) 1,9= 54 625 руб.

Общая сумма платы = 6555 + 10 925 + 54 625 = 72 105 руб.

Предприятие размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на терри­тории своего производственного объединения. Поэтому при расчете пла­ты за размещение отходов производства предприятие использует понижа­ющий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где рас­положен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы заразмещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб./т.

Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в преде­лах установленных лимитов их размещения равна

248,4 х 0,3 х 2 = 149,04 руб./т.

Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т, но фактически оно разместило 7 т.

Сумму платы в пределах установленных лимитов составляет:

149,04 х 5 = 745,2 руб.

Количество размещенных отходов, превышающее установленные ли­миты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное раз­мещение отходов равна

(149,04 х 2) 5 = 1490,4 руб.

Общая сумма платежа за загрязнение окружающей среды составляет 745,2 + 1490,4 = 2235,6 руб.

Плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а плата за превышение предельно допустимых нормативов (в пределах лимита и сверх лимита) уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоря­жении природопользователя.

Природопользователи до начала очередного финансового года оп­ределяют плановые показатели объема выбросов, сбросов или разме­щаемых отходов, на основе которых они рассчитывают на год плано­вые квартальные величины платы за загрязнение окружающей среды и согласовывают их с соответствующими территориальными органами Ростехнадзора.

По истечении квартала природопользователи определяют и согла­совывают с территориальными органами Ростехнадзора фактические размеры платы за загрязнение окружающей среды.

В случаях, когда филиалы и иные подразделения предприятий рас­положены на территории других национально-государственных и ад­министративно-территориальных образований, величина платы за за­грязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия согласовывается с территориальным органом Ростехнадзора по месту нахождения этих филиалов и подразделений.

Плата за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквар­тально в следующие сроки:

Плановые платежи не позднее 20-го числа последнего месяца квартала;

Фактические платежи не позднее 20-го числа месяца, следующе­го за отчетным кварталом.

Не внесенные в срок платежи взыскиваются с предприятий в бес­спорном порядке. Суммы платежей, излишне внесенных в бюджет, за- считываются предприятию в счет платы следующего квартала. Как уже отмечалось, с 2005 г. контроль за правильностью расчета платы за за­грязнение, полнотой и своевременностью ее уплаты осуществляют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В 2007 г. нормативы отчислений от поступлений платы за негатив­ное воздействие на окружающую среду составляли 20% - в федераль­ный бюджет и 40% - в бюджеты субъектов Федерации. Остальные средства направлялись в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов, т.е. в местные бюджеты.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окру­жающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.

Кто должен платить

Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).

Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:

  • загрязняющие атмосферный воздух;
  • загрязняющие водные ресурсы;
  • размещающие отходы.

Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.

В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.

Кто не должен платить

Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:

  • на которых предусмотрены стационарные источники выброса, при этом общее количество выбросов в год не более 10 тонн;
  • на которых нет выброса радиоактивных веществ;
  • не сбросов в канализацию, подземные и поверхностные воды, на землю.

Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.

Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.

За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):

  • 30 000 – 100 000 – на организацию;
  • 5 000 – 20 000 – на руководителя.

Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:

  • За атмосферные выбросы. Обязанность по перечислению платежа за выбросы, производимые в атмосферную среду, не зависит от деятельности предприятия. Если факт выбросов есть, то обязанность у предприятий возникает;
  • За сбросы в подземные и поверхностные водные объекты. Вносят плату за сбросы в водные объекты организации и предприниматели, имеющие сточные воды;
  • За размещение отходов (Читайте также статью ⇒ ). Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.

Куда сдавать декларацию

Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.

Срок подачи декларации

Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.

То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2018 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.

Способ представления декларации

Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.

Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.

При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.

Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.

При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.

Ответственность за непредставление декларации

Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):

  • 3 000 – 6 000 рублей – для должностного лица (например, руководитель организации);
  • 20 000 – 80 000 рублей – для организации.

Срок уплаты

Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2018 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.

Пример расчета авансового платежа

Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:

За 1 квартал – 32 500 рублей

За 2 квартал – 32 500 рублей

За 3 квартал – 32 500 рублей

При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:

145 000 – 3 х 32 500 = 47 500 рублей

Законодательная база

Законодательный акт Содержание
Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
Письмо Росприроднадзора №ОД-06-01-32/3447 от 01.03.2016 «О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 от 11.04.2016 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Минприроды России №12-47/5413 от 10.03.2015 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос 1: Нужно ли платить за ЗОС, если весь наш мусор – это только офисные бытовые отходы?

Ответ: Для начала стоит убедиться, что организация не эксплуатирует объекты I-III категории опасности. Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно.

Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации?

Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены. Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату.

Плата за загрязнение окружающей среды вносится компаниями, если их деятельность негативно воздействует на природу. Однако не всеми подряд организациями, а в строго определенных случаях.

Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

По общему правилу плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые используют в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Предприниматели и иностранные организации, занимающиеся бизнесом в России, исключением не являются: они тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 , подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, , постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П .

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Об этом - в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ, пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 № 1029 и в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 № АС-09-00-36/22354 .

Не путайте плату за загрязнение окружающей среды с экологическим сбором - это совершенно разные платежи.

Важно!
Плата за загрязнение окружающей среды не является налогом. Поэтому на нее не распространяются требования, установленные налоговым законодательством. Это следует из определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О . В связи с этим обязанность по перечислению платы распространяется на организации (предпринимателей), применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов и статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 .

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Как учитывают плательщиков сбора за воздействие на окружающую среду

Правильность расчета платы и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 .

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме , утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 . Заявку составляйте отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 № 756 .

Срок подачи заявок - в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составит от 30 000 до 100 000 руб. - для организаций, от 5000 до 20 000 руб. - для руководителя.

О старых объектах негативного воздействия, которые вы эксплуатируете давно, нужно было сообщить в Росприроднадзор. Заявку следовало подать до 1 января 2017 года. Это можно было сделать это можно через личный кабинет .

В течение 10 рабочих дней на основании заявки отделение Росприроднадзора зарегистрирует объект негативного воздействия (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вам вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 № АС-03-00-36/17836 . Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 и писем Минприроды России от 28 октября 2016 № 12-50/8692-ОГ , Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 .

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие для платы за загрязнение окружающей среды

Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 № 02-12-44/17039 , от 10 марта 2015 № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 .

Начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду . Об этом - в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ.

Загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются сточные воды. Ведь их сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты , в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913).

Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов в бюджет. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • ведут деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;
  • заключили или обязаны заключить договор водоотведения в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ;
  • им принадлежат (на праве собственности или на другом законном основании) канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения;
  • для них установлены нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

Остальные организации перечисляют плату за загрязнение коммунальным службам в составе платежей за их услуги.

Такой порядок следует из положений части 1 статьи 28 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 и письма Росприроднадзора от 20 февраля 2015 г. № ОД-06-01-31/2606 .

Важная деталь: в настоящее время на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен мораторий. Он будет действовать до 1 января 2019 года (Закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ). Однако теперь организации, которые сбрасывают сточные воды, не соответствующие установленным требованиям, должны компенсировать водоканалам расходы, связанные с нейтрализацией негативного воздействия сбросов на работу централизованных систем канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 .

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов возникает у организаций, чья деятельность приводит к образованию веществ или предметов, подлежащих удалению. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды? Да, должна. За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ , ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды. Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию - собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008 , от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007 , Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации (например, полигону). Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет именно организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099 .

Нужно ли вносить плату за загрязнение окружающей среды, если единственный вид отходов, который образуется в организации, - бытовой и офисный мусор? Ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли у организации объекты негативного воздействия на окружающую среду, и от категории опасности.

Сама по себе деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, не основание для постановки на учет в Росприроднадзоре. Если у организации нет объектов негативного воздействия на окружающую среду, регистрироваться в Росприроднадзоре она не обязана. Дело в том, что Росприроднадзор регистрирует не все организации подряд, а только те, у которых есть «негативные» объекты. Ведомство ставит на учет на основании заявок , которые организации должны подавать по каждому объекту. И если, например, офис, магазин, школа, детский сад и т. п. образуют и накапливают отходы, но не эксплуатируют «негативные» объекты, заявку им подавать не нужно. Следовательно, от платы за негативное воздействие они освобождены.

Другое дело, если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия. Такие объекты нужно поставить на учет в Росприроднадзоре . А дальше все будет зависеть от того, какую категорию опасности присвоят этим объектам. Если объект отнесут к I-III категории, плату за негативное воздействие придется вносить. Если объекту присвоят IV категорию, платить за него не нужно. Такие

В России, как и во многих других странах, введена обязательная денежная компенсация за нанесение урона природе. Они предусмотрены для организаций и частных бизнесменов-предпринимателей с любым видом налогового режима – для ведения деятельности может использоваться общий режим, упрощенная схема или ставка ЕНВД. Плата за загрязнение окружающей среды актуальна для собственников и арендаторов – они несут равную ответственность за использование вредного объекта. Ниже представлены сведения о порядке оплаты, учетных документах и прочих аспектах, связанных с данными выплатами, другое название которых звучит как НВОС.

Следует сразу отметить, что экологический сбор нельзя отнести к одной группе вместе с НВОС – это разные виды платы за загрязнение.

Окружающая среда требует внимания и строгой отчетности, когда речь идет о регламентированных законом платежах. Поступление денег контролируется Федеральной службой Росприроднадзора. Наличие нормативов с заданными ставками стимулирует снижение объема выбросов или поддержание их на приемлемом уровне и может быть направлена на проектирование и создание природоохранных комплексов.

Конституционный Суд РФ относит НВОС к обязательным публично-правовым платежам. По своим характеристикам он относится к фискальным сборам, которые, в свою очередь, трактуются Налоговым Кодексом как обязательные взносы, необходимые для получения лицензии или определенных прав.

В то же время перечисление не освобождает владельцев и арендаторов от природоохранных мероприятий и рационального использования ресурсов. Вред, который был нанесен объектам природопользования и жителям населенного пункта, должен компенсироваться в полном объеме (если подобные факты имели место быть).

Порядок платы прописан в соответствующем природоохранном законе, который не исключает отрицательного влияния на окружающую среду, но при обнаружении подобных фактов обязует уплачивать суммы НВОС. Также сведения о порядке сборов за загрязнение представлены в Кодексе об административных правонарушениях.

При начислении и определении порядка оплаты также разумно опираться на базовые понятия, представленные в письмах Минприроды. В тексте одного из них содержатся ссылки на основные положения, представлены разъяснения и комментарии.

Кто входит в группы плательщиков

В основном законе, регулирующем взаимодействие с природными ресурсами, указаны конкретные виды влияний, которые должны компенсироваться денежными платежами. Организации и частные предприниматели платят НВОС в следующих случаях:

  1. Объекты стационарного вида, которыми они пользуются на праве собственности или аренды, загрязняют атмосферу.
  2. Вода является объектом загрязнения.
  3. Деятельность и потребление предполагает размещение отходов и их уничтожение.

Рассматривая законодательные нормы, можно выделить конкретные группы негативных воздействий, отличающихся повышенной опасностью для экологических структур: поступление в атмосферу чужеродных составов, проникновение в воду микроорганизмов и различных химических реагентов (находящиеся как на суше, так и под землей) и аналогичных составов в объекты водосбора, попадание загрязнений в почвы и глубокие слои, а также шумовые воздействия, влияния тепла на объекты, электромагнитных волн широкого радиуса, ионизации, наличие отходов в процессе производства и потребления. Однако не все из них являются объектами начисления платежей НВОС, так как их невозможно отнести к тем или иным нормативным значениям.

Федеральный природоохранный закон выделяет также льготные категории объектов. Речь идет о списках 4-й группы, за которые организация или ИП не платит НВОС. Ниже дан перечень характеристик, которыми можно воспользоваться при отнесении объекта в данной группе:

  1. На предприятии имеются стационарные источники вредного воздействия – в количественном объеме оно не должно превышать 10 тонн в совокупном годовом объеме. Ограничения для вещественного состава – они должны исключать вещества с 1 и 2 классом опасности и радиоактивную составляющую.
  2. При работе отходы не поступают в центральные системы водоснабжения и очистки, за исключением бытовой составляющей.
  3. Объект пользуется собственным топливом и не нуждается в сторонних источниках электроэнергии – собственные мощности позволяют покрывать производственные потребности.
  4. Оборудование используется только для исследовательских целей, научной разработки, проведения испытаний. Примером такого объекта может быть научно-исследовательский институт, конструкторское бюро.

Согласно письму Росприроднадзора законным является отнесение к 4-й группе офисных зданий, детских образовательных учреждений.

В то же время, Росприроднадзор дает указание на то, что при наличии у юридического лица или ИП объектов разных категорий, включая льготную 4-ю, оплачивать взнос придется за все имеющиеся на балансе объекты. Таким образом, если хозяйствующий субъект размещает у себя несколько объектов, по своим характеристикам соответствующих льготной группе, НВОС не начисляется в связи с минимальным влиянием на экологическую составляющую, в то время как наличие хотя бы одного объекта, работа которого заставляет отнести его к 1, 2 или 3 категории, означает, что весь комплекс становится опасным, включая тот, который можно отнести к 4-й категории.

Данное положение является противоречивым и вызывает множество споров, однако на практике НВОС начисляется на все объекты без исключения. Пример производственного объекта 4 группы – детский сад, оборудованный собственной котельной, образующий только бытовые отходы, которые отправляются в канализационные стоки. Активность выбросов котельной – не больше 10 тонн в год, причем в составе исключены наиболее опасные вещества 1 и 2 класса. Образующийся бытовой мусор вывозится специальными организациями.

Что касается постановки на экологический учет, то в общем случае освобождение от уплаты НВОС за работу объекта 4-й категории невозможно без указанной процедуры. Иного способа подтвердить льготный порядок платы за загрязнение окружающей среды, кроме получения соответствующего свидетельства, законом РФ не предусмотрено.

Данное положение опять же является спорным, так как в конце 2016 года Росприроднадзор высказал мнение о том, что офисы в большинстве своем не опасны и их мусор не может оказать существенного влияния на экологию. Тем самым ведомство упростило механизм отчетности по данным объектам, не обязывая владельца или арендатора ставить их на учет. Эта позиция основана на том, что в заявке о постановке на учет есть отметка о самостоятельном размещении отходов, которым не занимается большая часть офисов и образовательных учреждений.

Владельцы и арендаторы в данном случае руководствуются здравым смыслом при формировании отчетности по НВОС, но уточнять информацию у специалистов ведомства все же полезно, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.

Как поставить объект на учет вредных производств

  1. Определение платы, которая должна вноситься в рамках действующих норм за загрязнение окружающей среды.
  2. Планы природоохранных программ.
  3. Нормативы допустимых воздействий, которые допускаются в процессе его эксплуатации.
  4. Если объект было решено отнести к 1 категории, для него актуален порядок внедрения современных технологий экологической эффективности.

Если влияние на окружающую среду негативно, объекты вносятся в государственный реестр в обязательном порядке. Указанный механизм справедлив как для юридических лиц, так и для частных лиц, получивших статус индивидуальных предпринимателей.

Регистрация опасного для природы объекта должна быть произведена не позже 6 месяцев после начала его работы – об этом говорит федеральный закон.

Алгоритм действий таков:

Этап 1. Специалисты предприятия или частный предприниматель определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если указанное соответствие не выявлено, ставить его на учет не нужно. В противном случае, переходят ко второму пункту алгоритма.

Этап 2. Пользователи заходят на портал Росприроднадзора и, выбрав категорию, заполняют необходимые элементы формы заявки для постановки на учет.

Если по уровню воздействия объект можно отнести к нескольким группам, уровень опасности устанавливается, исходя из максимального.

Заявка направляется посредством доступа в личный кабинет. При отсутствии у владельца или арендатора объекта возможности подписывать электронные документы, надо продублировать заявление в документальной форме. В него вписывают идентификатор отчета, который был выдан при передаче данных в формате портала РПН. К бумажному варианту составляют документальное сопровождение. Датой заявления является дата поступления сведений в контролирующий орган.

Таблица 1. Кто отвечает за прием заявок

Характеристика деятельности Структура, которая уполномочена осуществлять надзор за своевременным представлением отчетности
Деятельность предприятия находится под федеральным экологическим контролем
Часть объектов находится под контролем федерации, часть – в ведении региональных экологических подразделений Региональное подразделение РПН
Деятельность объекта отслеживается на региональном уровне Территориальная исполнительная структура (один из вариантов – министерство экологии)
Объекты НВОС находятся в разных регионах На каждый регион формируется самостоятельная заявка

Этап 3. В личном кабинете природопользователя можно узнать ответ по заявке – положительный с получением свидетельства, либо отрицательный, с указанием ошибок и прошением об их исправлении.

Также на этапе обращения к специалистам можно актуализировать текущую информацию, заявить о ликвидации объекта или приостановке деятельности.

При изменении учетных сведений может меняться и присвоенная объекту категория. Обновление данных необходимо в следующих случаях:

  1. Вводится другая технология производства.
  2. Объект перемещается в другое место.
  3. Природоохранные технологии и оборудование совершенствуются, благодаря чему снижается нагрузка на окружающую среду.

Чтобы получить свидетельство о присвоенной категории объекта с учетом новых данных, нужно передать их сотруднику ведомства. Дальнейший механизм идентичен первичному алгоритму – для изучения документов у них есть 10 дней, после чего выдается официальный документ.

Если объект замораживается или проходит процесс ликвидации, его изымают из реестра — процедура государственного учета подтверждается актом, после чего по прошествии 10 дней предприятие получает свидетельство.

Если объект остается без регистрационного номера, штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 до 100 тысяч рублей, а должностные лица могут получить денежное взыскание в размере от 5 до 20 тысяч рублей – данная информация содержится в Кодексе об административных правонарушениях. Аналогичные штрафные санкции ждут руководителей и владельцев бизнеса, когда данные предоставлены не в полном объеме.

Услуга по предоставлению государственного свидетельства бесплатна. Также нужно помнить о некоторых моментах при сборе сведений, представленных ниже.

Если на одной производственной площадке задействовано несколько объектов, формирование реестра производится по каждому из них. Когда действующие объекты находятся в разных субъектах РФ, природопользователь самостоятельно определяет, в какой территориальный орган Росприроднадзора послать заявку. В случае аренды ее подает лицо, заключившее договор. Ведение деятельности на строящемся объекте предполагает, что реестр пополняется новыми данными уже после введения его в эксплуатацию.

Когда в ведомство поступают данные об объекте или комплексе, наносящем урон окружающей среде, для вынесения решения у его специалистов есть 10 дней (при условии, что по этим объектам собран полный комплект сведений). Отказать могут по причине отсутствия тех или иных документов или некорректного заполнения, о чем заявителю сообщается в течение 5 дней с даты обращения по заявке. В случае положительного исхода Росприроднадзор выдает соответствующее свидетельство.

  1. К объектам 1 категории можно отнести свиноферму, поголовье которой превышает 2000 шт., добывающее предприятие.
  2. Ко второй группе объектов относится аэропорт, который оснащен взлетно-посадочной полосой протяженностью более 2 100 метров, объект для разведения и содержания коров численностью более 400 голов.
  3. Объект 3 категории – к данной группе можно отнести хлебокомбинат с полным циклом производства, включающим заготовку муки, производство продукции и упаковку.

Как сформировать заявку

В режиме онлайн доступно заполнение заявления через личный кабинет и программный модуль.

Вне зависимости от способа оформления и передачи сведений, в состав данных об объекте войдут:

  1. Общая информация с наименованием, контактами, реквизитами, и др.
  2. Сведения о местонахождении.
  3. Дата ввода объекта в эксплуатацию и технические характеристики, в том числе его проектная мощность.
  4. Категория опасности согласно установленным критериям и нормативам.
  5. Наличие у организации или ИП природоохранных технологий и мероприятий, а также их соответствие современным требованиям.
  6. Характер отчетности перед государственными структурами.
  7. Подробная информация о видах и объемах загрязнений и источниках образования.
  8. Разрешительные документы, которые позволяют осуществлять сброс вредных веществ.

Указанный набор сведений можно получить в отделах, которые отвечают за соответствие деятельности объекта нормативным требованиям Росприроднадзора – в частности, их можно запросить у инженерной службы.

Организации и ИП должны знать примерный перечень документов, которые имеют право требовать в государственных инстанциях.

Размер платы за загрязнение

На окружающую среду воздействуют разные вещества. По каждому из них ведется платежная база. Общая схема расчетов такова: по каждой единице нормативного перечня согласно классам опасности и потребления формируется часть платежа (ставка берется с учетом понижающих и повышающих коэффициентов).

Начисление платежей производится следующим образом: платежная база по каждому загрязняющему веществу и отходу из представленных в нормативном перечне, согласно классу опасности и потребления, умножается на ставку с учетом понижающих и повышающих коэффициентов. Результирующие значения суммируются и образуется конечная стоимость НВОС к начислению. Подобные действия осуществляются в каждом отчетном периоде.

Начиная с текущего года, расчет НВОС производится однократно в течение отчетного периода.

Таким образом, расчет платы за загрязнение, которое попадает в окружающую среду, зависит от в том числе от коэффициентов индексации (см. далее).

Постановление №913 свело к нулю использование коэффициентов и нормативов, связанных с состоянием воздуха, водных объектов и почвы, особым статусом объектов, расположенных в зонах Крайнего Севера и аналогичных по статусу регионах. Добавочным стал дополнительный коэффициент 2, который обозначает территориальное расположение в особо охраняемых районах (на федеральном уровне).

Для расчета платежей НВОС понадобятся следующие данные:

  1. Нормы и лимиты загрязнений, установленные официальными документами Росприроднадзора (следует внимательно отнестись к тому, чтобы они были актуальными на дату начислений).
  2. Нормативные ставки платежей – утверждены Правительством РФ.
  3. Коэффициенты, которые определяют конечный результат, в том числе в контексте размещения отходов, инфляционной составляющей (по факту в настоящий момент он не используется, но присутствует в проиндексированных ставках), повышающей ставки 5, соответствующей плате за сверхлимитное загрязнение, которое нанесено окружающей среде.
  4. Конкретные цифры выбросов и сбросов, которыми отличается деятельность компании в отчетный период – их можно получить в виде служебной записки в уполномоченных отделах.

Если владелец или арендатор должным образом не оформил разрешение на эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на природную среду, массу отходов принимают как сверхлимитную.

На текущий период (как и на прочие) ставки платежа в рублях, которыми компенсируется 1 тонна различных загрязнений, содержатся в официальных документах. В зависимости от видов и типов веществ, ущерб определяется следующим образом:

Таблица 2. Плата за нанесение ущерба экологии – отдельные элементы перечня

Тип загрязнения Оплата вредного влияния на природные объекты, руб./тн. (округленно)
Загрязнение атмосферы:

1. Элементы азтн. кисл-ты.
2. Аммиачное загрязнение.
3. Ртутные частицы и ее соединения (за исключением диэтилртутной категории).
4. Бензапирен.
5. Элементы сероводорода.
6. Элементы серной кислоты.

1. Ставка равна 36,6 = 37.
2. Ставка соответствует 138,8 = 139.
3. Ставка оплаты равна 18 244,1 = 18 244.
4. Ставка составляет 5 472 968,7 = 5 472 969.
5. Оплата в рамках ставки за единицу 686,2 = 686.
6. Оплата ставки 45,4 = 45.
Загрязнение водных бассейнов и прочих объектов:

1. Частицами алюминия.
2. Аммиачное загрязнение.
3. Бериллием.
4. Бензапиреном.

1. Ставка за единицу имеет вид 18 388,3 = 18 388.
2. Оплата единицы 14 711,7 = 14 712.
3. Размер платежа за ед. 1 983 592,8 = 1 983 593.
4. Ставка оплаты единицы 73 553 407.
Размещение отходов деятельности объекта и потребительских отходов, которые различаются классами опасности:

1. 1 класс – к данной группе относятся чрезвычайно опасные виды загрязнений отходами.
2. 2 класс представляет собой категорию высокой степени опасности.
3. 3 класс составляет умеренно опасные вещества, образующиеся в ходе производства и потребления.
4. 4 класс – малоопасные виды загрязнений.
5. 5 класс – практически не оказывающие влияния на природные объекты группы веществ:

  • на добывающих производствах;
  • для перерабатывающих предприятий;
  • на прочих объектах.
  • 1. Ставка равна 4 643,7 = 4 644.
    2. Оплата ставки равна 1 990,2 = 1 990.
    3. Ставка составляет 1 327.
    4. Размер оплаты за единицу отходов 663,2 = 663.
    5.
  • 1,1 = 1;
  • 40,1 = 40;
  • 17,3 = 17.
  • Рассмотрим числовые значения, которые могут уменьшить или увеличить конечную стоимость денежной компенсации за нанесение урона природным объектам.

    Таблица 3. Типы воздействий с соответствующими ставками

    № варианта Числовые значения коэффициентов Виды негативных влияний
    1-й Не влияет = 0 Отходы, которые входят в 5 класс опасности и оформляются в пустоты горных пород (данная ситуация наблюдается в добывающей сфере)
    2-й 0.3 Данный коэффициент применяется, если вредные отходы поступают на специально оборудованные объекты и это размещение соответствует нормальным значениям
    3-й 0.33 Если размещаемые отходы приобрели предпоследний 4-й класс опасности после обезвреживания (первоначальная категория - 2)
    4-й 0.49 Если размещаемые отходы относятся к аналогичному четвертому классу после обезвреживания (первоначальная категория - 3)
    5-й 0.5 Если размещаемые отходы 4 и 5 классов стали таковыми в результате утилизации вредных веществ, которые были размещены в предыдущие периоды
    6-й 0.67 Указанная ставка соответствует размещенным отходам 3 класса, которые приобрели данную группу после обезвреживания отходов 2-й группы вредных веществ

    Платежи за нанесение ущерба экологии делятся на 2 типа. Базовое внесение платежей осуществляется в пределах допустимых нормативов. Второй тип платежей за загрязнение окружающей среды является дифференцированным и зависит от допустимых значений ПНООЛР.

    Плата за загрязнение природных объектов, на которые оказывается воздействие при эксплуатации, учитывается в специальном журнале обращения с отходами, влияющими на состояние окружающей среды. Крупным объектам не всегда просто определить и рассчитать размеры платежей. Облегчают задачу программные продукты – в них пользователь может самостоятельно рассчитать размер НВОС и подготовить требуемую отчетность. Существуют также специальные онлайн-сервисы, с помощью которых можно определить сумму к уплате.

    Все расчеты организация или частный предприниматель производит самостоятельно.

    Пример расчета платежа за вредное воздействие

    Ниже представлен самый простой вариант, когда данные уже сведены в общую таблицу и их достаточно проанализировать. В упрощенном примере раскрывается суть ставок и коэффициентов и их влияние на размер сумм НВОС.

    По внутренним данным предприятия «Неомаш», организация осуществляет выбросы в атмосферу, действуя при этом в особой зоне Кавказских Минеральных Вод, подлежащей охране на федеральном уровне. У данного объекта работают дымовая труба и свеча, которые наносят ущерб при эксплуатации.

    Информация по загрязнению представлена ниже.

    Таблица 4. Сведения о выбросах ООО «Неомаш»

    Наименование Кол-во (измеряется в тн.) (включая округленное значение) Ставка оплаты НВОС, руб./тн. согласно тексту Постановления № 913 (округленно)
    Элементы окс. азота 0,235 = 0,24 Ставка составляет 93,5 = 94
    Элементы азота диокс-да 0,437 = 0,44 Ставка составляет 138,8 = 139
    Окс. углерода 0,125 = 0,13 Ставка равна 1,6 = 2
    Метановые загрязнения 0,050 = 0,05 Ставка соответствует значению 108
    Бензапирен 0,278 = 0,28 Ставка оплаты составляет 5 472 968,7 = 5 472 969

    Согласно представленному выше механизму формирования оплат, посчитать урон окружающей среде, выраженный в платах НВОС, можно следующим образом:

    (0,24 * 94) + (0,44 * 139) + (0,13 * 2) + (0,05 * 108) + (0,28 * 5 472 969) = 1 521 574 руб.

    С учетом повышающей ставки на деятельность в особой природной зоне, конечная сумма к начислению будет в два раза больше: 2 * 1 521 574 = 3 043 148 руб.

    Видео — Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду

    Отчетность о деятельности предприятия в части уплаты НВОС

    Плата за загрязнение и отчетность о том, как повлияла на состояние окружающей среды и размер платежей деятельность предприятия, связана с заполнением декларации, представляющей собой установленную форму отчетности. В текущем периоде сдавать сведения по НВОС нужно тем ИП и фирмам, которые имеют разрешение или лицензию на ведение деятельности в зонах загрязнения.

    В прошлом году Росприроднадзор ввел новый бланк отчетности, согласно которому отчитываться следует в установленном формате – нужно заполнить титульный лист, рассчитать конечную платежную сумму и внести необходимые сведения в последующие разделы, в свою очередь подразделяющиеся на подразделы.

    В 1 разделе конечным итогом получают плату за выбросы стационарных объектов. Подразделы соответствуют предельно допустимым выбросам и выбросам, в количественном отношении превышающим лимитные значения. 2 раздел соответствует выбросам в воду и плате НВОС по данной группе. В 3 разделе можно найти расчет сумм платы за воздействие на природные объекты размещенных отходов, в том числе подраздел 3.1 включает данные о твердых коммунальных отходах и соответствующих платежных суммах.

    Не обязательно заполнять все пункты – это необходимо только для тех разделов, которые оказывают непосредственное влияние на суммы НВОС.

    Пример внесения сведений в шаблон декларации

    ООО «Ретта» является производителем мясных продуктов и натурального мяса – для этого используются мощности завода «Луч-1000» с производительностью 50 тонн готового продукта ежедневно.

    Данное предприятие относится к объектам, которые отличает умеренное влияние на природные ресурсы. Объект размещается в Москве по адресу: 115404, ул. XXXX, д. 10, к. 3.

    Для осуществления загрязнений организация руководствуется разрешением сроком на 5 лет и нормативными документами с аналогичным сроком действия – это позволяет ей осуществлять выбросы.

    По данным 2017 года негативное влияние объекта соответствовало характеристикам:

    1. Элементов марганца в атмосферу поступило 2 тонны – это не выше предельно допустимого размера, указанного в нормативах. Ставку можно взять из нормативных документов — согласно Постановлению Правительства РФ, оплата НВОС за 1 тонну загрязняющего воздух вещества составляет 5 473,5 рублей.
    2. Осадок на очистных водных сооружениях не превысил лимита и составил 4 тонны. Оплата за каждую тонну таких загрязнений – 663 руб. (округленное значение).

    Осадочные элементы разместили на отдельной площадке в МО по адресу: 141613, г. Клин, ул. XXXXXX, д. 55. Она имеет государственный номер NNNN в реестре.

    В предыдущем отчетном 2017 году ООО «Ретта» вложило в улучшение экологической составляющей своей деятельности:

    1. 1 тыс. руб. – расходы, которые понесла компания, чтобы снизить вредные выбросы.
    2. Аналогичная сумма была потрачена на то, чтобы предприятие формировало меньше отходов.

    Что касается авансовых квартальных сумм, то они составили:

    1. Касательно выбросов в атмосферу – в размере 1 234 рублей (эти суммы выплачивались в 1-3 кварталах).
    2. Связанные с поступлением отходов на специально оборудованные площадки – по 234 рубля в 1, 2 и 3 кварталах.

    Когда нужно сдать декларацию

    Срок отчета для всех один – подать сведения в Росприроднадзор нужно не позднее 10 марта того года, который следует за отчетным. Однако в 2018 году для плательщиков сделали исключение и продлили его до 12 марта. Это связано с тем, что отчетная дата выпадает на выходной день.

    Годовые выплаты производятся не позднее 1 марта, следующего за отчетным периодом. Следует обратить внимание, что в рамках общего правила собственник или арендатор вносит сумму четырьмя частями – три квартальных аванса и финальный платеж по окончании года.

    Осуществлять разовый платеж может только представитель малого или среднего бизнеса.

    Рассмотрим некоторые особенности, с которыми приходится сталкиваться в процессе формирования отчетных сумм.

    Первая особенность заключается в том, что крайний срок выплаты, который выпадает на выходной или праздничный день, не означает, что можно внести сумму позже. В этом случае нужно позаботиться о платежах заранее. Срок перечисления авансов – не позднее 20 числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталами, в размере ¼ от платы за предыдущий отчетный календарный год. Следовательно, для получения информации по суммам авансов НВОС в 2018 году нужно поднять сведения за 2017 год.

    Ниже приведены сроки оплат поквартально:

    1. За 1 квартал 2018 года – не позднее 20 апреля 2018 года.
    2. За 2 квартал 2018 года аванс уплачивается не позднее 20 июля 2018 года.
    3. Авансовые суммы НВОС за 3 квартал 2018 года перечисляются в бюджет не позднее 19 октября 2018 года (20 октября выпадает на субботу и переноса на последующий рабочий день закон не предусматривает).

    Вторая особенность связана со сроками существования компании. Если в 2017 году она не была создана, либо не осуществляла хозяйственную деятельность, в 2018 году авансы не уплачиваются (это касается субъектов разных видов), и лишь по итогам года подводится общий итог воздействия на окружающую среду, согласно которому вносится плата НВОС.

    Пример расчета и этапов оплаты платежей для ООО «Лима»

    Согласно полученным данным о субъекте предпринимательства, ООО не входит в группу средних и малых объектов. В рамках действующего законодательства, ООО «Лима» должно внести авансы в течение года по общей схеме. Для получения информации о платежах нужно обратиться к данным за предыдущий год – в 2017 году руководство перечислило 60 тысяч рублей. Поэтому в 2018-м в каждом квартале переведут в бюджет 15 тысяч рублей.

    Что касается графика выплат, то он представлен выше.

    По итогам 2018 года в счет оплаты НВОС сотрудники компании начислили 65 тысяч рублей. Таким образом, что не позднее 1-го числа в марте 2019 года нужно внести годовой платеж. Его размер составляет 20 000 руб. и рассчитывается данная сумма как 65 000 руб. (что соответствует годовому платежу НВОС) за вычетом 45 000 руб. (3 квартальных платежа, перечисленных на основании полученных сведений в предыдущем отчетном году).

    Какие есть варианты для подачи декларации?

    Сдавать отчетность можно в электронном формате, воспользовавшись услугами портала Росприроднадзора, либо в бумажном виде тем компаниям и частным предпринимателям, которые соответствуют требованиям:

    1. Владелец или арендатор не сможет предоставить электронную подпись.
    2. Размер НВОС в предыдущем отчетном году не превысил 25 тысяч рублей.
    3. Лицо, которое вносит оплату, не имеет технической возможности выйти в сеть Интернет.

    На бумаге декларация может быть направлена по почте заказным письмом с описью. Также можно выслать бланк через представителя.

    Вместе с бумажным вариантом нужно подготовить и электронную версию – для ее сдачи достаточно электронного носителя (например, flash-накопителя). Это связано с механизмом работы Росприроднадзора, который ведет электронную реестр данных и размещает там только компьютерные файлы.

    Тем, кто передает сведения посредством электронных каналов, дублировать бумажный вариант декларации нет необходимости.

    Инструкция по внесению данных в разделы и подразделы отчетного документа содержится в соответствующих сведениях Росприроднадзора, размещенных на сайте. Модуль природопользователя относится к бесплатно распространяемому ПО. Все действия можно осуществить, находясь в личном кабинете пользователя.

    Природопользователь при передаче данных должен соблюдать требуемый формат, если он заполняет декларацию в стороннем ПО.

    Что будет в случае просрочек?

    Если данные не поступят в Росприроднадзор вовремя, должностным лицам положен штраф в размере 3-6 тысяч рублей. Для организаций он составит от 20 до 80 тысяч рублей.

    Нужны ли к расчету платежей дополнительные документы?

    Действующее законодательство не предполагает предоставление сопутствующих сведений к расчету в декларации НВОС. При этом Росприроднадзор может запросить в целях проверки корректности расчета платежей такие копии документов, как:

    1. Договор об аренде или собственности на объекты (к данной группе могут относиться помещения, здания, земельные участки коммерческого и производственного назначения).
    2. Нормативные сведения для конкретной организации.
    3. Договор на передачу отходов.
    4. Документы, в которых зафиксировано непосредственное использование отходов, и т.д.

    Данное условие особенно касается крупных плательщиков.

    В отдельных случаях представители Росприроднадзора могут ограничиться справкой о производственной деятельности. Многое зависит и от территориального расположения подразделений и конкретных требований на местах. Дополнительные сведения желательно уточнить в том подразделении учета, где было получено свидетельство о типе объекта в сфере загрязнения.

    Что нужно знать тем, кто ведет учет

    Для бухгалтерского учета плата за загрязнение окружающей среды важна тем, что она оказывает влияние на налоговую составляющую в части налога на прибыль. Алгоритм здесь используется следующий: в пределах лимитов денежным сумм платежи НВОС относятся к материальным расходам, в то время как сверхнормативный платеж не учитывается при определении налоговой базы. Такой порядок применяется также для упрощенной системы – как и в рамках общей системы налогообложения, бухгалтер сокращает базу на размер НВОС в пределах нормативных.

    Другими словами, налоговая нагрузка связана с размеров выбросов и отходов в тех случаях, когда деятельность объекта излишне негативно воздействует на природные объекты. Остальные платежи бухгалтерия относит к прочим расходам, которые не включаются в расчет суммы налога (сюда же относятся штрафные санкции за несвоевременную выплату).

    Заключение

    Перечисление платежей НВОС является компенсацией вредного воздействия производственных комплексов и деятельности объектов частных предпринимателей на окружающие природные объекты. Платежи, поступающие в бюджет, идут на строительство очистных сооружений, внедрение новых энергосберегающих технологий, разработку новых способов уменьшения отходов и выбросов, являясь стратегически важными для каждой отрасли. Получая денежные средства от вредных предприятий, государство осуществляет регулирующую функцию.

    Оплата за воздействие на экологию осуществляется поквартально или раз в год – это зависит от типа организации. Как для перечисления платежных сумм, так и для передачи отчетных сведений есть конкретно установленные сроки, которые следует соблюдать во избежание штрафных санкций. Следует помнить о периодах, которые выпадают на праздничные и выходные дни и заранее заботиться о том, чтобы не опоздать с внесением аванса и заполнением отчетности.

    Деятельность предприятия является сложной системой, поэтому для корректного расчета можно воспользоваться специальным программным обеспечением. На крупных заводах ее использование является насущной необходимостью, так как состав комплекса может изменяться, как и категории различных объектов. В целом для упрощения механизма сведения данных и отправки отчетов также можно воспользоваться возможностями портала Росприроднадзора , на сайте которого можно найти подробную инструкцию по заполнению декларации по платежам НВОС.

    Уточнять всю дополнительную информацию желательно по месту регистрации объекта в части принадлежности к тому или иному классу опасности. За непредоставление сведений об объектах, негативно влияющих на окружающую среду, владельцев и арендаторов ожидают штрафные санкции. Следует четко понимать, что за введением той или иной производственной мощности в эксплуатацию должен последовать учет объекта с присвоением индивидуального номера. Каждый из них отражается в электронной картотеке Росприроднадзора и требует своевременной отчетности о лимитах, нормативах, превышениях, конкретных суммах к начислению, и т.д.

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода