Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Корсунский крест история. Восставшая из свято-никольская пепла

Среди дошедших до нашего времени древнерусских выносных и запрестольных крестов встречаются памятники, история которых овеяна

легендами об их «корсунском» происхождении. В фондах Переславль- Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится такое редкое произведение русского декоративно-прикладного искусства - запрестольный крест из собора святителя Николая местного Никольского монастыря. Он поступил в музей в 1923 году, после закрытия обители, и в каталожной карточке значится как «крест корсунскнй четырехконечный. дубовый, византийской формы XVI-XVII вв.». С такой же аннотацией и датировкой крест экспонировался на постоянной музейной выставке «церковных ценностей» с 1923 по 1926 годы. В то же время среди служителей церкви и некоторых краеведов сложилось и до сих пор бытует мнение, что данный памятник является одной из древнейших святынь Ростово-Ярославской епархии, связанной с первыми веками христианства на Руси, едва ли не подлинником «корсунского дела». Эта точка зрения и по сей день остается весьма распространенной в связи с тем, что крест долгое время оставался вне поля зрения специалистов. В данной статье мы попытаемся восстановить историю появления креста в Переславле-Залесском, уточнить его датировку и дать краткую характеристику художественных особенностей памятника.

Переславский «корсунгкий» крест, имея весьма внушительные размеры, производит монументальное впечатление. Его высота - 208 см, ширина - 135 гм. Ветви креста неодинаковой длины, нижняя - заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа произведения обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной

стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и камнями-кабошонами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней - яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из крупного речного жемчуга и стеклянных бусин изумрудно-зеленого цвета.

На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии - Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; на концах - Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях - Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии - Вознесение Христово; на концах - Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях - Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения)2.

Сохранившиеся до нашего времени документы Никольского монастыря не дают никаких сведений о происхождении «корсунского» креста и обстоятельствах его появления в обители3. Сторонники древности этого памятника апеллируют к мнению известного историка церкви и исследователя пере- славской старины А. И. Свирелина, посвятившего кресту отдельную работу, опубликованную в 1900 году в «Трудах Владимирской ученой архивной комиссии».

Отнесение креста к «корсунским» древностям А. И. Свирелин аргументирует его схожестью со знаменитым запрестольным крестом из Успенского собора Московского Кремля: «Если Московский крест считается Корсунским крестом, то и Переславский крест должен быть отнесен к типу Корсунских крестов». Из этого сравнения и ряда отвлеченных историко-богословских рассуждений исследователь сделал неожиданные, ничем более не подтверждаемые выводы: 1) крест, находящийся в переславском Никольском монастыре, есть корсунский, принесенный из Киева в Ростово-Суздальскую землю в конце X или в начале XI века; 2) московский корсунский крест принесен в Москву из Ростова во второй половине XV века; 3) украшения на переславском корсунском кресте выполнены в северной Руси попечением князя Дмитрия Донского и царя Ивана Грозного с супругами; 4) корсунский крест принесен в Никольский монастырь из Суздаля во второй половине XVII века некими почитателями старины.

Что касается формы Переславского креста, то он действительно принадлежит к древнему типу прецессионных и запрестольных крестов, восходящих к кресту императора Константина, явившемуся ему перед Мильвийской битвой. Неизвестный византийский автор конца VIII - начала IX века описывает один из таких крестов, украшавших площадь Константинополя: «В северной части форума стоит крест [такой], каким увидел его на небе великий Константин, позолоченный и с круглыми шарами [яблоками] на концах». Эволюция этой формы креста изучена и подробно описана А. П. Смирновым в статье, посвященной греческому выносному кресту XI-XII веков8. Кресты, подобные Константинову, в период раннего средневековья встречались в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, на Афоне. Вполне возможно, что на Русь такие кресты впервые попали из Византии через Корсунь, и здесь за ними закрепилась традиция именования «корсунскими».

Ветви креста из Никольского монастыря, как и его византийских прототипов, заканчиваются дисками, связанными с концами перемычками, выходящими из середины выемок концов. Из глубокой древности идет и традиция обнизывать крест по периметру бусинами и жемчугом (в некоторых случаях обнизь заменялась чеканным узором из выпуклых бляшек), украшать

кастами с драгоценными и полудрагоценными камнями и снабжать его крючками и кольцами для удобства ношения во время крестных ходов. В средокрестии изображены «Распятие» (с лицевой стороны) и «Воскрссспие» (с оборотной) как ведущие сюжеты литургического действа. Но на этом сходство заканчивается.

В XI-XII веках концы византийских запрестольных крестов обычно украшали чеканные изображения Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Святых Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца, Федора Стратилата и Николая Мирликийского. В случае с Переславским крестом мы имеем дело с более сложной декорацией, включающей в гебя дробницы с мощами святых Ростовской митрополии, большинство из которых удостоились канонизации только на Макарьевских соборах середины XVI века. На почетных местах на верхней ветви с двух сторон расположены мощевики святых Василия Амасийского и Василия Анкирского, получивших известность как ревнители чистоты христианства и борцы с ересью. Такая программа декорации, несомненно, была обусловлена какими-то особыми обстоятельствами, сопровождавшими историю изготовления данного памятника.

В древности победные выносные кресты должны были убеждать новообращенных язычников и еретиков в торжестве истинного христианства и играли важную роль в религиозных процессиях и действах как на Православном Востоке, так и на Католическом Западе. Неслучайно, такой тип креста был распространен на Руси в первые века ее христианизации.

Интерес к форме большого запрестольного креста, вероятно, возродился на русской почве в середине XVII века. Н. Ф. Каптерев связывал его с деятельностью патриарха Никона. В 1656 году для только что построенного Кийского Крестного монастыря Никон заказал точную копию Креста Господня, для чего даже посылал в Иерусалим иеромонаха. На кресте были устроены мощевики с тремя сотнями частиц различных святынь. По мысли Никона, поклонение новому кресту должно было заменить путешествие в Святую землю: «Аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою того святого Животворящего Креста благодать дается, якоже путешествующим в святые палестинские места».

Деяние патриарха, надо полагать, вызвало подражание в среде ревнителей древнего благочестия. Известно, что подобные кресты появились в это время не только в Московском Кремле, но и в Ярославле, Дмитрове и других городах. Вероятно, эти новые святыни использовались в борьбе с расколом и влиянием идей протестантизма.

Когда же такой крест мог появиться в Переславле? В решении этого вопроса, пожалуй, можно согласиться с А. И. Свирелиным, который связывает его перемещение в Никольский монастырь с деятельностью в обители раскаявшегося расколоучителя Питирима, который с 1704 года был здесь строителем. С 1713 года игуменом. В начале XVIII века Питирим выступает уже в роли яростного борца с расколом, за что заслуживает поставления в 1719 году в епископы Нижегородские. Напомним, что среди мощевиков переславского креста есть ковчежец с мощами Апостола Павла, также пережившего обращение в истинную веру. Ростовской митрополией, в чьей юрисдикции находился переславский Никольский монастырь, в этот период управляли также ревнители официального православия: знаменитый митрополит Димитрий (1702-1709), а затем его преемники архиепископы Досифей (1711-1718) и Георгий (1718-1730).

При игуменстве Питирима на средства бывшего переславского купца, а в то время уже «московского гражданина», Герасима Яковлева Обухова в монастыре строился новый каменный Никольский собор, для которого и предназначалась святыня. Храм был завершен в 1721 году.

В монастырской описи конца XVIII века среди существенного соборного имущества указан «на горнем месте крест большой серебряной обложен медью.»17. О его древности не упоминается. Возможно, в самом монастыре и не питали никаких иллюзий по поводу времени создания святыни. Так, назначенный в 1898 году настоятелем Никольского собора священник Ф. П. Делекторскии в своем описании обители высказался весьма определенно: «в Николаевском монастыре находится замечательный археологический памятник XVII века - так называемый Корсунский Крест». И только ниже, будто спохватившись, излагает версию А. И. Свирелина о его корсунско-киевском происхождении.

Анализ стилистических особенностей декора креста подтверждает версию Ф. П. Делекторского. Изображения на дробницах выполнены в характерной для конца XVII - начала XVIII века «гравюрной» манере. А обрамляющие их картуши с европейскими «императорскими» коронами в верхней части не оставляют сомнений в своей принадлежности к стилю раннего русского барокко. Этому же времени и стилю присуща любовь к украшению предметов декоративного искусства мелко ограненными крупными цветными стеклами и разнообразными полудрагоценными камнями, которыми щедро декорирована вся обитая медью поверхность креста (они художественно «разбросаны» между картушами с мощевиками). Учитывая время строительства храма, для алтаря которого предназначался крест, думается, можно ограничить датировку его создания самым концом XVII - первой четвертью XVIII века.

Жесткая, несколько грубоватая техника исполнения гравировки и чеканки, а также отсутствие пробирных и авторских клейм на деталях декорировки, выполненных из серебра, могут свидетельствовать о провинциальном происхождении памятника. Фигуры людей гравированы контурно, почти без теней, что было особенно характерно для ярославских ювелиров второй половины XVII столетия. Выбор из числа русских святых, чьи мощи были вмонтированы в крест, исключительно тех, кто почитался в Ростове и Ярославле, также позволяет предположительно связать его изготовление с местными серебряниками, выполнявшими церковные и частные заказы на территории Ростовской митрополии.

В 90-е годы XIX века Никольский собор был отремонтирован на средства переславского купца А. А. Варенцова. После ремонта «корсунский» крест переместился из алтаря и оказался «на завороте к левому клиросу»21. Вероятно, сам крест также «реставрировали» в конце XIX или в начале XX века. На месте некоторых дробниц, которые А. И. Свирелин считал утраченными, появились новые - «Благовещение», «Успение», а также был заменен поврежденный мощевик Федора Стратилата (он заметно отличается небрежностью исполнения и примитивностью рисунка от более древних).

Таким образом, «корсунский» крест из переславского Никольского монастыря если и может считаться таковым, то не по происхождению, а исключительно по своей типологической принадлежности. Датировать этот памятник можно концом XVII - первыми десятилетиями XVIII века, и ничто не указывает на его более древнее происхождение. Приблизительно в это же время крест оказался в Переславле, но привезен он был сюда, вероятнее всего, не из Суздаля, а из Ростова или Ярославля. А первый серьезный исследователь креста А. И. Свирелин, видимо, оказался жертвой искушения обрести среди столь высоко ценимых им переславских древностей «настоящую корсунскую вещь», что было свойственно многим «археологам» его времени.

Корсунский крест - русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов.

Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками.

Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых.

Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

Предзнеменовение

Согласно церковному преданию (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина», I, 28), накануне решающей битвы со своим соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима в 312 году н. э. Константин увидел знак.

Вот как император описал его, в передаче Евсевия:

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил василевс, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: ἐν τούτῳ νίκα (Сим победиши!)»

Он приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу.

Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени, Константин запретил гонения на христиан и на смертном одре принял христианство.

Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов. Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками. Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых. Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.

Своей формой восходит к форме креста, по преданию, явившемуся на небе императору Константину перед Мильвийской битвой.

Своё название крест получил на Руси, так как первые его образцы попали на Русь из Византии через Корсунь (Херсонес).

В Музеях Московского Кремля находится крест выносной «Корсунский» (Западная Европа, XV в. (?), серебряные обкладки — Россия, конец XVI — нач. XVII в.), выполненный из горного хрусталя, серебра и резного дерева.

Видимо, это именно то распятие, которое сопровождало принцессу Софью Палеолог при ее приезде в Москву из Рима. Из летописей известно о связанном с ним скандале: по замыслу католических организаторов свадьбы, этот католический крест должен был предшествовать свадебному поезду, и под его сенью процессия должна была въехать в Кремль. Папский легант Антоний Бонумбре вез его в обозе. Новость об этом вызвала большое волнение на Руси. Поведение папского легата вызвало в Москве решительный отпор. Узнав, что перед легатом «крыж несут» по католическому обряду, великий князь обратился за разъяснениями к митрополиту Филиппу, который категорически потребовал запретить какую-либо пропаганду католицизма на Русской земле. Тогда Иван III « посла к тому легатосу, чтоб не шел пред ним крыж». Однако жених Иван III отправил встречать невесту боярина Фёдора Давыдовича Хромого с приказом «крыжи у легатоса отнявши, да в сани положити». Он встретил обоз за 15 верст от Москвы и вырвал крест из рук легата, не позволив будущей государыне въехать с католическим «крыжем». «Тогда же убоялся легатос».

Исследователи полагают, что распятие, тем не менее, осталось в московских сокровищницах. Его история забылась, и он был установлен в алтаре главного собора — Успенского, и использовать в качестве процессионного креста больших и малых крестных ходов. Вокруг него сложилась легенда, что он был в «старину до Ивана Грозного» прислан от греческих патриархов (то есть через Корсунь) в благословение русским государям (ср. с легендой о Шапке Мономаха), что является примером планомерной пиар-политики Ивана III по идеологическому превращению Москвы в «Третий Рим», наследника «Второго Рима».

Наиболее близкие аналоги он находит среди крестов, изготовленных в средневековой Германии.

Так как напротив нашего отеля стоял Свято-Никольский монастырь грех было знакомство с Переславлем не начать с него.


Собор был основан предположительно в 1348 году и прозван был Николаевский, что на болоте. Так как в свое время тут была болотистая местность.

Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. Он же был крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.
В 1382 году деревянные строения монастыря были разрушены татарами, в Смуту - литовцами и поляками. В конце ХVII - середине ХVIII столетия на монастырской территории появились каменные строения, в том числе ограда, шатровая колокольня 1693 года и Никольский собор 1721 года.
Эти постройки разобрали в первые десятилетия советской власти. В те годы на территории Никольского монастыря располагалась животноводческая база, многие помещения были сданы под квартиры.

Новый Никольский собор – самый высокий и вместительный храм в Переславле. Его высота 40 м. и он рассчитан на тысячу молящихся. Это собор был возведен недавно, в 2003 г. Он не повторяет архитектуру прежнего собора, разрушенного в 1930-х гг., хотя и возведен на его фундаменте.

До настоящего времени уцелели лишь две церкви - Благовещения (с настенными росписями) и надвратная Святых Апостолов Петра и Павла середины ХVIII столетия.

В настоящее время на территории Свято-Никольской обители не только активно восстанавливаются старинные сооружения, но и на средства В.И. Тырышкина на месте разрушенных построены новые. Это ограда, колокольня и главный храм - Никольский собор, возведенный по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых - благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.

Корсунский крест. Типология «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносной Мильвийской битвой, причем, как упоминают древние авторы, крест этот послужил образцом для установленного в Константинополе на Форуме креста, «позолоченного с круглыми шарами (яблоками) на концах». Быть может, образцом для такого рода украшенных позолотой и драгоценными камнями крестов послужил крест Юстиниана, сделанный для Св. Софии в Константинополе.
Из дошедших до наших дней запрестольных крестов, наибольшую близость Корсунскому кресту представляет серебряный крест из Лавры св. Афанасия на Афоне (XI в.), а также медный крест с имитацией из драгоценных камней на чеканном окладе из Новгорода (XI-XII вв.). Оба креста имеют расширяющиеся концы – у новгородского креста, как и у московского, они заостряются по краям – и медальоны с изображениями деисуса и избранных святых (средний медальон с Распятием на новгородском кресте добавлен в XIX в.).

Много общего с формой «Корсунского» креста имеют и два новгородских креста: один в басменном окладе с Распятием в центральном медальоне (деревянная основа – XI-XII в., оклад – XIX в.), другой в серебряном басменном окладе (деревянная основа – XI в., оклад – XIV,XV-XVI в.), с изображениями Распятия (на обеих сторонах), Спаса Нерукотворного и избранных святых на оборотной стороне.
Наконец, еще один крест, почти идентичный московскому и также называемый Корсунским, происходит из церкви Рождества Богородицы в Суздале, откуда он был во второй половине XVII в. Перенесен в Никольский монастырь в Переславле- Залесском.
В конце ХVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля раскольники.

Смоленско-Корнилиевская церковь конца XVII в. – единственный храм, оставшийся от некогда известного Борисоглебского на Песках монастыря. Монастырь этот был основан в 1252 г. на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислава. Расцвет монастыря пришелся на XVI в., а в XVII в. его почти полностью разграбили поляки. В 1764 г. монастырь упразднили, а церковь обратили в приходскую.

Необычна композиция Смоленско-Корнилиевской церкови. Под колокольней располагались кельи, соединенные трапезной с храмом. Высокая трехъярусная колокольня храма обрушилась в 1988 г. Сейчас церковь передана Св.Никольскому монастырю.
Сегодня Свято-Никольский монастырь является одной из процветающих обителей города.

по святым местам

«Животворящее» путешествие к чудотворным святыням России! Редкая возможность посещения величайшей реликвии Православия - Животворящего Нерукотворного Креста в Годеново , славящегося на весь мир своими чудесами и исцелениями даже от неизлечимых заболеваний. С экскурсией к месту обретения этой нерукотворной святыни - в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте и посещением чудотворных святынь Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском - благоухающего Корсунского креста и чудотворного образа святителя Николая Угодника, известных своими исцелениями и помощью в нужде.

Цена: от 1750 RUB

Храм Иоанна Златоуста в селе Годеново хранит в себе величайшую святыню Православия - огромное деревянное распятие Иисуса Христа . Животворящий Нерукотворный Крест в Годеново обретен в 1423 году, почти шестьсот лет назад непостижимым образом и на протяжении веков свершает невероятные, удивительные чудеса! У Нерукотворного Креста обретают исцеления неизлечимо больные верующие, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, алкоголизмом и самыми страшными недугами. В храме ведется документальная летопись чудес и исцелений, которая постоянно пополняется. Ученые пытались установить возраст и породу дерева, из которого изготовлен Крест и пришли к изумляющему выводу, что такого дерева на земле не существует! Во времена богоборчества Животворящий Крест пытались распилить, разрубить, сжечь, его обливали кислотой и отработанным машинным маслом, много раз пытались перенести в другое место, но непостижимым образом Крест оставался цел и невредим, и даже начал испускать тонкое благоухание! Сегодня вам представится редкая возможность приложиться с верой и молитвой к величайшей святыне (защитное стекло на Животворящем Кресте открывают только по выходным), набрать масла от лампады Нерукотворного Креста.

Экскурсия в монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте.

Сегодня мы посетим место обретения Животворящего Креста , на котором шестьсот лет назад произошли необъяснимые явления и чудеса. Именно здесь из столпа Света возник Крест, и Глас с Небес повелел воздвигнуть храм… На месте произошедшего Чуда сейчас находится монастырь Сошествия Креста на Никольском погосте - необыкновенное, благодатное, святое место! В ходе увлекательной экскурсии в сопровождении священнослужителя, вы услышите рассказ об удивительной истории обретения Нерукотворной святыни, побываете на месте ее обретения, где теперь находится колодец со святой, целебной водой, насладитесь незримой, святой благодатью веками намоленной обители. В трапезной монастыря вас ждет простой, постный, но очень вкусный обед. Отправление в Свято-Никольский женский монастырь Переславля-Залесского, к месту обретения нескольких чудотворных реликвий. По пути в монастырь - проездная экскурсия по Переславлю-Залесскому, с осмотром древнейшего Спасо-Преображенского собора, возведенного в XII веке и сохранившимся до наших дней в первозданном облике. В Свято-Никольском женском монастыре находится чудотворный благоухающий Корсунский Крест . Всего десять таких крестов с частицами мощей великих святых, привез святой благоверный князь Владимир в X веке из Корсуни. В монастыре хранятся великие святыни - мощи преподобного Корнилия Переславского Чудотворца, и редкая, почитаемая икона великого Чудотворца Николая Угодника, прославленная своими чудесами, исцелениями и помощью в нужде. находились ранее мощи святого Даниила Переславского. Обновляющее, животворное путешествие к великим Божьим Дарам России!

Время в пути: ≈4 часа.
Ярославское шоссе ≈200 км.
Продолжительность экскурсии ≈14 часов (ориентировочно).

Стоимость программы:
взрослый - 1750руб.
ребенок - 1750 руб.

Сбор в 07:15 ч. Отправление в 07:30 ч. от ст. метро «Медведково» .

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода