Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Интересные особенности строения и питания некоторых животных. Животные и их еда - самые необычные способы пропитания Сообщение на тему пищевые повадки животных

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.

Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!

Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.

Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.

На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.

Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.

А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.

Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.

Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.

Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.

А вот пример другой :
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.

МОУ «Майская гимназия Белгородского района

Белгородской области»

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе по теме:

«Как животные питаются»

Провела учитель начальных классов

Дубровина Наталья Валерьевна

2015 г.

Тема урока: Как животные питаются.

Цели:

Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.

Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления, способствовать умению работать в группе, паре.

Формирование УУД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.

Коммуникативны е – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать растительноядных, всеядных животных и хищников

Уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

Уметь группировать животных по существенным признакам

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане:

20 урок по разделу «Царства природы», 4 урок по теме «Животные»

Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор;

Схемы классификации;

Карточки с заданием;

Учебник, рабочая тетрадь;

Опорные схемы;

Справочная литература (словари, энциклопедии, справочники).

1. Организационный момент

Урок необычный. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуйте их.

Готовы к уроку? Настроены работать в полную силу? Тогда начнём урок.

2. Определение общей темы цикла уроков «Животные – живые существа»

Закройте глаза и послушайте. (звучит запись «Звуки природы (зоопарк)») (Слайд 2)

Вы, наверное, догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке?

Да, мы с вами продолжим изучать мир животных.

3. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. На экране вопросы. Перед вами листочки, на которых вы отметите + или -

    Все животные дышат кислородом.

    У слона есть шерсть.

    Пауки – насекомые.

    Человек - млекопитающее.

    Насекомые дышат с помощью лёгких.

    Все животные размножаются.

    Все рыбы не заботятся о своём потомстве.

    Кит – большая рыба.

    Кальмар помог людям придумать реактивный двигатель.

    Жаба может дышать кожей.

(Слайд 3)

Проверьте. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные.

4. Определение темы урока

Посмотрите на доску. Нам необходимо дополнить эту схему.

ПИТАЮТСЯ!

Так вот питание животных мы с вами сегодня будем изучать.

Откройте учебники на странице 102, прочитайте тему урока.

5.Определите цели урока:

Узнать что-то новое о питании животных,

Познакомиться с приспособлениями для питания животных;

Узнать, на какие группы можно разделить животных по способу питания.

6. Определите способы достижения цели:

Работа по учебнику, по тетради, в парах, группах, самостоятельно.

7. Самостоятельная работа по учебнику: чтение статьи на с.102 – 103.

На какие группы можно разделить животных по типу питания?

Кроме тех групп, которые перечислены в учебнике, есть ещё группа, которая называется падальщики.

Для того, чтобы подробнее узнать о каждой группе животных, предлагаю разделиться на группы.

8. Работа в группах: (Слайд 7)

Выбрать представителя;

Забрать у учителя опорные листы с заданием;

Поработать по учебнику, энциклопедии, по тетради;

Защитить работу своей группы.

9. Защита работ групп, обсуждение: (Слайды 8 – 12)

10. Физкультминутка (Слайд 13)

11. Закрепление знаний о группах организмов с помощью игрового приема: (Слайды 14 – 18)

А) К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм.

1. Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы никогда не станем есть других животных!

2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения, особенно когда мы голодны. Аж зубы и когти чешутся.

3. Многие нас презирают, но мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!

4.Всё, что пригодно для питания, все съедим, даже не задумаемся.

5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!

Б) Распределить животных по типам питания (работа в парах).

(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)

Правильные ответы проецируются на экране.

12. Включение новых знаний в систему:

Где мы можем использовать полученные сегодня знания?

На контрольных;

В жизни (например, в лесу при встрече с незнакомым животным);

При составлении пищевых цепей.

13. Составление пищевых цепей:

Так как осталось время, предлагаю поиграть. Попробуйте составить пищевые цепи, используя знания, которые вы получили сегодня.

14. Общий вывод по уроку:

Учащиеся делают вывод по уроку:

Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.

У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.

15. Домашнее задание: составление пищевых цепей с использованием наибольшего количества звеньев.

16. Элемент экологического воспитания:

Ребята, подумайте, что случится, если одно из звеньев пищевой цепи исчезнет? (Полностью разрушится вся цепь).

Как вы думаете, имеет ли человек право разрушать звенья пищевой цепи?

А мир животных нуждается в защите человека или нет?

На доске плакат «Мир животных», а у вас на столах ладошки из цветной бумаги.

Те ребята, которые считают, что мир животных нуждается в защите человека, прикрепите свои ладошки к плакату, а те, кто считает, что природа не нуждается в вашей защите, можете оставить эти ладошки на своих столах.

Посмотрите, все ребята нашего класса решили, что мир животных нуждается в защите человека. Это здорово!

17. Рефлексия:

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке и самостоятельно, и в парах, и в группах. Молодцы! А вам понравилось?

Тогда я попрошу вас продолжить предложения, которые вы видите на экране:

(Слайд 25)

    Мне понравилось…..

    Мне показалось интересным….

    Я узнал (узнала), что….

Спасибо за урок!

Здравствуйте ребята! Я очень рад снова встретиться с вами. Сегодня мы продолжим знакомство с животными , и рассмотрим особенности их питания .

Вы уже знаете, что растения сами создают себе органические вещества из неорганических при воздействии солнечного света . Животные так не могут . Для питания они используют готовые органические вещества других организмов: растений и животных.

Животные питаются разнообразной пищей . Среди них есть растительноядные, насекомоядные, плотоядные (или хищные) и всеядные виды .

Растительноядные животные питаются растительной пищей . Это, например, заяц, жираф, антилопа.

Растительноядные животные

Насекомоядные животные едят насекомых .

Насекомоядные животные

Плотоядные , или хищные животные, питаются другими животными .

Хищник - это, например, пума, преследующая зайца. Животные, на которых охотятся хищники - их жертвы . Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Например, паук плетёт ловчую сеть, крокодил имеет острые зубы. Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. Огромные глаза совы помогают хорошо видеть добычу и днём, и ночью. Мягкое оперение делает её полёт бесшумным, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Но и те животные , на которых охотятся хищники , приспособлены к защите . У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки : летом она серая, а зимой белая. Ежа защищают иголки . Ящерица в момент опасности способна отбрасывать хвост . Он остаётся в лапах у хищника, а само животное убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост. Кузнечик окрашен в зелёный цвет и в траве он становится почти незаметен для хищников . А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Божьи коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы не съедобные! Не прикасайтесь!»

Всеядные животные питаются растениями и животными . Это, например, шимпанзе и медведь.

Всеядные животные

Рассмотрим, как питаются различные группы животных .

Среди насекомых есть растительноядные и плотоядные . Растительной пищей питаются многие жуки . Они имеют сильные челюсти и способны отрывать части растений. Бабочки питаются цветочным нектаром. При сосании нектара бабочка расправляет закрученный в спираль хоботок и запускает его в цветок. Божьи коровки – хищники . Они поедают тлю – мелких насекомых, которые поселяются на листьях растений и высасывают из них сок.

Насекомые

Среди рыб также есть хищники . Это, например, акулы . Добычу – других рыб – акула захватывает длинными острыми зубами.

Все земноводные - хищники , они питаются подвижной добычей : червями, насекомыми, пауками. Например, лягушки, захватывают пищу с помощью длинного и липкого языка . Язык прикрепляется ко рту своим передним концом. Задний конец свободный. Заметив какое-нибудь насекомое, лягушка широко раскрывает рот и выбрасывает язык далеко вперёд. К нему и прилипает добыча.

Земноводные

Большинство представителей пресмыкающихся также хищники . Только сухопутные черепахи питаются растениями, капустой и разными фруктами.

Ужи охотятся на лягушек. Они подстерегают свою добычу, а затем бросаются на неё. Большинство видов глотают добычу целиком. Например, яичная змея заглатывает яйца в два раза толще собственной головы. Гадюка , прежде чем проглотить свою добычу, убивает её ядом . В голове у гадюки находятся железы, которые вырабатывают сильный яд. На верхних челюстях располагаются длинные и острые зубы. При укусе гадюка широко раскрывает пасть, выбрасывает голову вперёд и вонзает зубы в добычу. От укуса образуется ранка, в которую попадает яд .

Человеку , которого укусила змея, необходимо срочно оказать первую медицинскую помощь . Его нужно уложить, обеспечить неподвижность, дать ему обильное и тёплое питьё и как можно скорее отправить в лечебное заведение.

Среди птиц есть виды, питающиеся частями растений (это гуси, лебеди, утки). Клювы насекомоядных птиц приспособлены для поедания насекомых. У одних, например, у скворцов, клюв тонкий и острый. С помощью такого клюва птицы легко склёвывают мелких насекомых с земли или с растений. Другие насекомоядные птицы, например ласточка, имеют короткий, но широко раскрывающийся клюв. Такой клюв позволяет ловить насекомых прямо в воздухе.

Хищные птицы , например соколы и орлы, благодаря длинным острым когтям и острому загнутому вниз клюву могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу на части. Немало всеядных птиц . Вороны, грачи, сороки используют как растительную , так и животную пищу .

Всеядные птицы

Среди млекопитающих также есть растительноядные , плотоядные и всеядные виды . Зубы млекопитающих подразделены на передние – резцы , средние – клыки , и задние – коренные . Резцами они отгрызают пищу. С помощью клыков они могут хватать и разрывать крупных животных. А коренными зубами тщательно перетирают пищу.

Млекопитающие (звери)

У растительноядных млекопитающих, например у белки и бобра, хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцы у этих животных крупные и острые. Клыков у этих млекопитающих нет.

У насекомоядных млекопитающих, например у крота и летучей мыши, все зубы почти одинаковые. Они позволяют только схватить и перемять добычу. У хищников , например льва, большие острые клыки и когти.

Всеядные млекопитающие , например бурый медведь, питается растительной и животной пищей.

Живые существа тесно связаны между собой в цепи питания . Рассмотрим пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания : осина – заяц – волк. Ещё пример. В лесу растёт дуб. Желудями дуба кормятся лесные мыши. А сами мыши – добыча сов. Получается такая цепь питания : дуб – лесная мышь – сова.

Как видно из примеров, цепи питания начинаются с растений . Это – первое звено . Второе звено цепи – это животные , которые питаются растениями (растительноядные животные). Третья звено насекомоядные или хищные животные.

Значит, живые организмы связаны друг с другом пищевыми связями . Растения используют солнечный свет и создают органические вещества из неорганических. А органические вещества служат пищей другим живым организмам.

Подведём итог. Животные бывают растительноядные , насекомоядные , хищные и всеядные . Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Мир природы чрезвычайно многообразен. Каждый вид приспособлен к обитанию в особых условиях. Особенности образа жизни некоторых животных вы сможете найти в разделе нашего сайта . А в данной статье мы рассмотрим, чем питаются животные.

Дикие животные

К диким животным ученые относят все виды животных, для которых естественной средой обитания считается дикая природа. Внутри этого понятия животных можно классифицировать по различным критериям. Каждый вид имеет свои особенности. О некоторых из них вы можете узнать в разделе нашего сайта .

Что касается питания, то большинство диких животных питается по-разному, в зависимости от времени года. Так, например, многие горные звери летом питаются травой с лугов. Зимой же представителям данных видов приходится спускаться со скалистых вершин в горные леса. Там они могут питаться листьями, ветками и мхом.

Многие дикие животные впадают зимой в спячку. Например, медведи в больших количествах потребляют пищу (в основном растительного происхождения) в летний и осенний периоды. Они поедают ягоды, клубни, луковицы, грибы, орехи, желуди, реже - насекомых и мед. С понижением температуры воздуха медведь находит себе место для берлоги. До весны он спит, расходуя накопленный жир. Исключением будет белый медведь. Он по своей природе - хищник и в спячку не впадает.

Есть и другие животные, чей сон спасает их от нехватки корма. Например, летучие мыши и сурки могут спать порядка 6-8 месяцев. Белки также могут уходить спать в свои гнезда, но только в самые морозные дни. В остальное зимнее время они питаются припасами, собранными за лето и осень. В основном белки питаются различными видами орехов, семечками, шишками, ягодами и некоторыми фруктами.

Зайцы в летний период любят полакомиться травой. В холодное время года, когда травы не представлены в широком доступе, они вполне могут питаться древесной корой, тонкими веточками, семенами, ягодами, молодыми побегами растений. Ученые отмечают, что среди зайцев встречаются и те, кто может ловить полевых мышей и питаться другим доступным мясом.

Лисы и волки - это типичные хищники. На протяжении всего года они выслеживают и ловят добычу среди более мелких и слабых животных. Лисы питаются грызунами, птицами, иногда травами, ягодами и кореньями. Волки же охотятся на более крупных представителей животного мира таких, как лоси, олени, кабаны, косули, антилопы.

Домашние животные

Домашними называются животные, которые были одомашнены человеком. Человек их содержит недалеко от своего жилища или непосредственно в нем, предоставляя еду и воду. Большинство представителей данных видов призвано приносить пользу людям или же скрашивать их досуг. К первой категории относятся сельскохозяйственные животные такие, как коровы, куры, свиньи, овцы и т. д. Их выращивают специально для заготовки мяса, меха, молока и т. д. Ко второй категории относятся такие животные, как: собаки, кошки, хомяки, попугайчики и т. д.

Рацион домашних животных в меньшей степени подвержен изменениям в зависимости от времени года. Связано это с тем, что домашним животным не приходится добывать пропитание самостоятельно. Весь необходимый корм человек выдает животным самостоятельно.

Чаще всего в развитых странах производятся специальные сбалансированные корма. Сельскохозяйственным животным дают комбикорма. Для животных, которые живут вместе с человеком, разрабатываются целые серии кормов. Питание должно отвечать всем потребностям организма животного. Так, например, корм для кошек, чьи потомки являются хищниками, в обязательном порядке должен содержать мясо. Но это далеко не единственный компонент.

Крупнейшие производители кормов готовы предложить владельцам домашних животных даже специальные лечебные корма, которые направлены на поддержание определенных органов и систем. Например, для кошек уже разработаны корма:

  • для облегчения периода адаптации при стрессовых ситуациях;
  • для гигиены полости рта;
  • при сахарном диабете;
  • при нарушениях пищеварения;
  • при болезнях печени;
  • при пищевой аллергии;
  • при ожирении;
  • при хронической почечной недостаточности;
  • при мочекаменной болезни и др.

Многие люди держат дома домашних животных, давая им заботу и обеспечивая едой. Наши питомцы живут в спокойствии, ведь им не приходится искать пропитание. Но нельзя сказать то же самое про тех, кто существует в дикой природе, где нет заботливого хозяина. Сейчас вы сможете узнать, чем питаются животные.

Чем питаются животные

Рацион диких животных , которые проживают в природе, зависит от времени года. Звери, которые обитают в горах, едят траву в летние месяцы. В зимнюю пору им нужно спускаться в леса, чтобы перекусывать ветками, листьями или мхом.

Многие дикие животные впадают в спячку с наступлением холодов. Медведи употребляют ягоды, грибы, орехи или желуди.

Некоторые животные проводят часть жизни во сне , что спасает их, когда нет достаточного количества еды. Летучая мышь или сурок может проспать 8 месяцев. Белки не спят так долго, поэтому едят припасы, которые сделали в тёплые деньки. Например, ягоды, семена или орехи.

Заяц любит питаться свежей травкой . Зимой её нет, поэтому они начинают употреблять в пищу древесную кору, небольшие веточки или семена. Некоторые зайцы ловят полевых мышей, чтобы потом их съесть.

Волк и лиса питаются маленькими и слабыми животными. Лиса любит полакомиться грызунами, птичками и ягодами. Волк отдаёт предпочтение более крупным животным. Он с удовольствием пообедает оленем, кабаном или антилопой.


Чем питаются домашние животные

Животные, которые проживают вместе с человеком, всегда обеспечены едой и водой в нужных количествах. Им не приходится подстраиваться под определённое время года, чтобы сделать запасы, ведь человек решает за них подобные вопросы. Очень распространены сельскохозяйственные животные , такие как:

  • корова;
  • курица;
  • свинья;
  • овца;
  • коза.

Их выращивают для того, чтобы в будущем получить мясо, молоко, яйца или мех. Чаще всего они питаются сбалансированными кормами , которыми их кормят люди. Дома люди держат:

  • хомяков;
  • попугайчиков;
  • котов;
  • собак.

Попугаям дают кормовые смеси , которые содержат все необходимые полезные вещества. Подкармливают пернатых овощами и фруктами , чтобы организм получал необходимые витамины.

Кошкам покупают рыбу, мясо или уже готовые корма, которые можно приобрести в любом зоомагазине или супермаркете.


Собаку кормят мясом , иногда смешанным с кашей. Для этого животного можно также купить корм в зоомагазине.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода