Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дзен к какой религии относится. Суть Дзен Буддизма

Говорят, что невозможно объяснить дзен-буддизм или дать ему определение. Невозможно понять его суть по книге, нескольким терминам или сайту в интернете. Такой подход замораживает дзен во времени и пространстве, ограничивая его значение.

Непознаваемый термин

Объяснить дзен - то же самое, что объяснить вкус меда человеку, который никогда его не пробовал. Можно постараться и описать во всех подробностях текстуру и аромат меда, можно сравнить и сопоставить его с другими продуктами питания. Однако мед остается медом. Пока вы не попробуете его лично, вы будете пребывать в иллюзии относительно сути этого продукта.

То же относится и к дзен, потому что дзен-буддизм - это практика, которую необходимо испытать на себе, а не просто понятие, которое можно осознать с помощью интеллекта. Ниже представлены интересные базовые сведения об этой духовной практике. Они не покрывают всего спектра понятия, но зато могут помочь интересующемуся начать постигать древнюю китайскую мудрость.

Итак, что же это такое?

Практика этого направления буддизма восходит к временам, когда духовные знания передавались непрерывно от учителя к ученикам. Начало мировой религии было положено 2500 лет назад в Индии, в момент духовного пробуждения ("сатори" по-японски) человека, ставшего известным под именем Будда (Сякямуни Готама (яп.)).

Слово "дзен" переводится с японского языка как "медитация". Существует также термин "дзадзен" - "медитация сидя". Это методика активного внимания и самопознания, практикуемая во время сидения на подушке. Это опыт проживания каждого момента, от секунды к секунде, здесь и сейчас.

Медитация - это способ духовного пробуждения, который при должной практике способен стать универсальным источником энергии для выполнения любых повседневных действий: поглощения пищи, сна, дыхания, ходьбы, работы, мышления и т.п.

Дзен-буддизм - это не теория, не идея и не специфическое знание. Это не верование, не догма и не религия. Прежде всего это практический опыт. Мы не можем познать суть дзен разумом, потому что человеческое познание слишком ограниченно.

Это направление буддизма не является моральным учением и, так как в нем отсутствует догма, не требует от человека веры во что-либо. Истинная духовная тропа не указывает людям во что верить - скорее, она поощряет правильно думать.

Рассматриваемая разновидность буддизма отрицает метафизические теории и ритуалы, фокусируясь строго на практике медитации. Философия дзен настолько проста, что ее подчас очень сложно освоить.

Нужно просто сесть в тишине додзе и, оставаясь неподвижным, отпустить на волю все свои мысли. Надо сосредоточиться только на позе и дыхании. Спину держать прямо. Когда эго и подсознание уплывут и сольются со Вселенной, настанет истинный дзен.

Будда и религия

С самого начала времен человек находится в поисках правды. Тысячи лет назад наши предки сидели у костра, смотрели на звезды и задавали себе те же вопросы, что люди задают себе сегодня: "Кто я? Почему я здесь? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Одиноки ли мы во Вселенной?"

Многие религии, философские течения и фальшивые гуру с легкостью отвечают на эти вопросы. Буддизм относится с большой осторожностью ко всем "знатокам" Бога, жизни после смерти, реинкарнации, спиритизма и прочего. Как сказал Блез Паскаль: "Это естественная для человека болезнь - думать, что он владеет истиной".

Увы, но люди остаются людьми. Человек не способен дать ответ на метафизические вопросы: он запутается в иллюзиях и субъективности.

Дзен-буддизм очень прагматичен и приземлен. Это практика, опыт, а не теория или догма. Дзен не обращается к философским течениям или каким-либо верованиям, не диктует своим последователям, во что верить. Жителям Запада сложно принять дзен, так как они привыкли к христианству, полному догм.

Дзен не отвечает на субъективные вопросы просто потому, что они не имеют значения. Важен только настоящий момент: не Бог, не жизнь после смерти - только настоящее, здесь и сейчас.

Дзен-буддизм в Японии представлен двумя главными школами - Сото и Риндзай.

Дзен Сото

Школа Сото сосредоточена на практике медитации, ведь именно дзадзен привела Будду к просвещению. Дзен-буддисты школы Сото не ищут просвещения целенаправленно; они стремятся лишь прожить полностью каждый момент бытия, познать истинную суть каждого действия и события, происходящего здесь и сейчас. Как сказал мастер дзен Тайсен Десимару: "У медитации нет объекта, она бесцельна и призвана привести нас обратно к нам самим". Не следует беспокоиться о Сатори.

Дзен Риндзай

В то время как Сото фокусируется на медитации, сущность школы Риндзай состоит в применении коан - кратких парадоксальных фраз или утверждений, передаваемых учителем ученику для стимулирования духовного пробуждения. Учителя дзен часто комментируют коан, некоторые буддисты сосредотачиваются на этих фразах во время медитации. Учителя могут оценивать практику учеников с помощью коан ("проверочных вопросов"), чтобы подтвердить их опыт духовного пробуждения.

В этой статье описаны основные правила, принципы и философия Дзен-буддизма.

Существует множество направлений различных религий. У каждого из них есть свои школы и основатели, учителя и традиции. Одно из таких учений — это Дзен. В чем его сущность и какие характерные черты? Ответ на этот и другие вопросы ищите в статье.

Учение Дзен: направление какой религиозной философии?

Учение Дзен: направление религиозной философии под названием буддизм

Дзен — это неточное название религии, претерпевшее изменения уже в наши дни, и это не совсем религия. Сначала эту философию называли Дзэн. В переводе с японского Дзен означает: 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань . Это слово переводится, как «правильно мыслить» , «сосредоточиться внутренне на чем-либо» .

Учение Дзен — это направленность религиозной философии от Будды. Оно следует наследию Махаяны, которое зародилось в Поднебесной и после этого о нем узнали на всем Дальнем Востоке (Вьетнам, Корея, Япония). Но последователи считают, что Дзен — это философия именно японского буддизма, которую привезли в эту страну из Китая в двенадцатом веке.

Что такое Дзен-буддизм: определение, основные идеи, суть, правила, принципы, философия



После 12 века традиции японского и китайского Дзена находили свое место в жизни отдельно друг от друга, но до сегодняшнего дня они сохранили единство и обрели свои особенности. Японский Дзен преподается в нескольких школах - Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

  • Слово Дзэн своими корнями уходит в санскритско-палийскую эпоху «дхьяна/джхана».
  • Китайцы раньше произносили «дзэн», как «чань».
  • Японцы произносили правильно «Дзэн», так название и звучание этого слова дошло до наших дней.
  • Сейчас Дзен — это популярная философия и практика буддийской направленности.
  • Преподается эта философия в школах-дзен. Существует еще и иное официальное название этой религии — «Сердце Будды» или «Ум Будды». Правильными считаются оба варианта.

Основные идеи и суть учения Дзен заключаются в следующем:

  • Дзэну невозможно научиться . Учителя подсказывают только пути, благодаря которым последователь может достичь просветления.
  • Стоит отметить, что мастера этой религии не употребляют в своей лексике «достигать просветления» . Правильно будет так: «прозреть и увидеть свое собственное «я»», чтобы изменить себя в лучшую сторону.
  • Невозможно указать один путь для всех, так как каждый человек индивидуален — со своими представлениями о жизненных позициях, опытом и условиями проживания. Человек должен найти свой вход, не подменяя сознание специальным выполнением практических занятий или следованием идеям.
  • Человеческий язык, образы и слова бессмысленны. С их помощью невозможно достичь прозрения. Такое состояние станет доступным благодаря традиционным дзен-методическим указаниям и даже раздражителям извне — резкому воплю, сильному удару и так далее.

Принципы Дзен-буддизма заключаются в четырех истинах:

  1. Жизнь — это страдание . Когда человек это поймет, он будет воспринимать все как должное. Люди несовершенны и мир не идеальный. Если вы хотите достигнуть Дзен, то это нужно принять. Будда это узнал и принял. Он понял, что человеку во время жизни приходится пережить многое: страдания, болезни, лишения, неприятные ситуации, горе, боль.

Следующие 3 истины заключаются в желаниях:

  1. Желание привязанности. Будда утверждал, что главная причина психоэмоционального расстройства — это привязанность к своим желаниям. Если не можем что-то получить, то нам и жизнь не мила. Но не стоит из-за этого злиться и раздражаться, нужно принять.
  2. Окончание страданий. Если избавиться от привязанности к желаниям и освободиться от мук, то разум очистится от тревог и беспокойства. Это душевное состояние на санскрите называется нирваной.
  3. Прохождение пути к окончанию страданий . Нирваны достичь просто, если вести размеренную жизнь. Следуйте Восьмеричному пути, который представляет собой самосовершенствование в своих желаниях.

Учитель должен видеть свою природу, чтобы научить этому своих учеников. Кроме этого он должен увидеть реальное состояние ученика. Только так мастер сможет дать правильные советы и указания к толчку пробуждения.

Философия Дзен-буддизма состоит из учения о трех ядах. Именно из-за них появляются в жизни человека все неприятности, терзания и заблуждения. К такому злу стоит отнести следующее:

  • Человек не понимает свою природу — ум замутнен, присутствует постоянное беспокойное внутреннее состояние и даже проявляется тупость.
  • Присутствует отвращение к конкретным ситуациям, вещам — представление чего-либо, как самостоятельное зло, жесткие взгляды на жизнь.
  • Непомерная привязанность — к чему-то приятному, цепкость за ненужные вещи в этой жизни.

Поэтому правила Дзен-буддизма гласят:

  • Успокой свой ум . Будь спокойнее, не нервничай по пустякам, чтобы жизнь протекала умиротворенно и слажено.
  • Освободись от жестких взглядов. Поймите, что зло человек создает вокруг себя своими руками. Если мы будем по-другому смотреть на жизнь, то и все вокруг нас поменяется.
  • Освободитесь от привязанности . Поймите, что хорошего понемногу, иначе жизнь потеряет вкус и яркие краски. Не должно быть неутолимой жажды к приятному. Все хорошее в меру.

Ученикам даются разные советы, но такие, чтобы они были понятны конкретному человеку. Например:

  • Занимайтесь медитацией, чтобы усмирить и успокоить свой ум. При этом старайтесь и следуйте всем советам учителя.
  • Не старайтесь достичь умиротворения и просветления, а отпускайте все, что происходит вокруг вас.

Последователи практики Дзен много занимаются медитацией в положении сидя и выполняют простую работу. Это может быть выращивание каких-то культур в горах или обычная уборка. Основная цель — это успокоить свой ум и объединить мысли. Затем прекращаются самовзбалтывания, исчезает помутнение разума (мастера Дзэн считают, что у современных людей у всех помутнен разум) и стабилизируется беспокойное состояние. После просветления легче видеть свою природную сущность.

Японский и китайский Дзен: это одно и то же?



Японский или китайский Дзен

Японский и китайский Дзен — это одно и то же, но со своими характерными отличительными особенностями.

Чань-буддизм — китайцы так называют религию Дзен . Многие последователи в начале своего пути не могут понять чань-буддизм. Кажется, что это что-то недостижимое, иррациональное и даже мистическое. Но прозрение Дзен наделяется универсальными характерными чертами.

Влияние Дзен на культурное наследие Японии заставляет признать эту школу важной и актуальной в изучении идей дзен-буддизма. Она помогает раскрыть пути развития философии и мысли.

Психологические аспекты, психотерапия Дзен-буддизма: практика



Психотерапия Дзен буддизма

Для достижения сатори человек не должен сидеть просто под деревом Бо и ждать снисхождения, просветления. Выстраиваются особые взаимоотношения с мастером и проводится конкретная система процедур. Поэтому важны психологические аспекты и психотерапия Дзен буддизма, чтобы освободить личность для духовного развития.

  • Многие психологи используют в своей практике основы Дзен буддизма.
  • Особенно хорош тот психолог, который окрылен идеями Дзен и знаком с ними не понаслышке.
  • Люди сложные по своей натуре. Кто-то обладает навязчивыми идеями отомстить другому человеку, другой стремится быстрее попасть в будущее или, наоборот, тревожится о том, что может произойти, а третий поглощен своим прошлым.
  • Человек может сам повторять действия, которые причиняют ему неприятности, но на подсознании и в словах, он хочет вырваться из этого круга.

Психология Дзен показывает, что все эти пристрастия и фиксации мешают жить и переживать настоящее. Настоящий и правильный Дзен-путь приведет к просветлению и правильному осознанию человеком бытия.

Дзен-буддизм, как философия и искусство жизни: примеры



Дзен буддизм — философия и искусство жизни

Главная цель Дзен-буддизма — это достижение просветления или сатори. Для европейцев такая философия и искусство жизни, как Дзен — это что-то недостижимое. Но в этом учении нет ничего сверхъестественного. Это обычные навыки, которые отточены мастерами Дзен до совершенства.

Вот примеры такого искусства жизни:

Наставник разговаривает со своим учеником:

- Утверждаешься ли ты в истине?
- Да, мастер.
- Что ты делаешь для своего воспитания?
- Я ем, когда я голодный, и ложусь спать, когда я уставший.
- Но так делает каждый человек. Получается, что ты не воспитываешь себя, а живешь так же как и все люди?
- Нет.
- Почему?
- Потому, что при употреблении пищи они заняты не едой, а отвлекаются на разговоры и другие посторонние предметы; когда они отдыхают, они не погружаются в сон совсем, а видят много снов и даже переживают эмоции во сне. Поэтому они не такие как я.

Объясняя этот пример-притчу, можно сказать, что обычные люди испытывают постоянный страх и смешанные чувства неуверенности в себе, а также живут в не настоящем, а иллюзионном мире. Люди думают, что они испытывают вкус и что-то чувствуют, а не действительно переживают все эмоции.

Еще один пример философии Дзен раскрывает другая притча:

Мастер данного учения рассказывает о себе: «Когда я еще не познал Дзен, реки для меня были реками, а горы — горами. С первыми знаниями Дзен реки перестали быть реками, а горы — горами. Когда я полностью постиг учение и сам стал учителем, реки снова стали реками, а горы — горами» .

Это свидетельство того, что после просветления то что здесь и сейчас начинает восприниматься по иному. Мы принимаем тени за правдоподобные вещи, а находясь в это время в темноте, невозможно познать свет. Для Дзена важно, чтобы человек познал себя изнутри, а не своим умом. Дзэн должен проникнуть в глубину человеческой души и его существа.

Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен?



Среди людей можно услышать: «Познал Дзен» . Что значит познать Дзен, состояние Дзен, внутренний Дзен? Это означает: «состояние постоянной медитации» и «абсолютный невозмутимый ум» . Но если человек об этом говорит и даже утверждает, что он знает что такое Дзэн, то он живет обманутым. Узнать суть Дзена дано только избранным людям и учения этой философии построены так, что человек не будет о себе говорить в таком ключе.

Состояние Дзен — это спокойствие изнутри, светлый ум и душа. Дзен внутри человека — это невозмутимость. Человека, который познал Дзен, невозможно вывести из равновесия. Кроме этого он может самостоятельно помочь своему оппоненту обрести внутреннее спокойствие.

Как достичь состояния Дзена?

Вход в состояние Дзена — это вовсе не игра. Последователь сосредотачивается на своей обыденной жизненной позиции. Чтобы достичь состояния дзена, должно быть все вокруг в соответствии.

  • Гармоничность во всем — это самое главное.
  • Вы уверены и знаете, что можете этого достичь.
  • Все проблемы вокруг пропадают , особенная энергетика наполняет окружающий мир. Появляется что-то идеальное, помогающее решать проблемы.
  • Ваше умение соответствует поставленным задачам — все гармонично получается. У людей, которые знакомы со спортом, такой миг называется «быть в зоне». В науке такой процесс называется «потоком».
  • Вы должны почувствовать себя как во сне . В «потоке» теряется время и сознание. Вы словно растворяетесь во всем вокруг. Ребенку легче входить в состояние Дзена, взрослым — сложнее. Они понимают определение времени. Но маленькому человеку с его неустойчивой психикой сложнее вырваться обратно в быстротечность, поэтому для ребенка состояние Дзена может быть опасным.

Когда вы погрузитесь в состояние Дзена, вы поймете, что не нужно ничего планировать. Именно привычка намечать разные планы «душит» творчество в каждом из нас. Нет ничего более пробуждающего и тонизирующего, чем быть в «потоке», специально созданными своим разумом «зоне» или «белом моменте».

Что такое Дзен медитация?



Дзен медитация — это медитативная техника расслабления от Будды. Она самая популярная техника в мире — это сердце буддийского учения. К преимуществам Дзен медитации стоит отнести следующее:

  • Обучение хорошей концентрации
  • Возможность самопознания
  • Получение спокойствия и радости
  • Улучшение здоровья
  • Появление сила воли
  • Увеличение внутренней энергии

Предупреждение: Если вы все сделаете правильно, то внутри вас произойдет эмоциональная буря. Такое состояние может наблюдаться через несколько дней или недель практики. Ваши подавленные эмоции поднимутся вверх — в сознание. В этот момент важно не бороться с ними, а дать возможность выплеснуться. После этого наступит умиротворенность, ясность ума и радость.

Техника выполнения Дзен медитации:



Существует две основных техники Дзен медитации: промежуточной и расширенной:



Две основных техники Дзен медитации

Совет: Не пытайтесь искусственным путем осознать тайну Дзен. Не зацикливайтесь на вдохе и выдохе. Самое главное будет происходить между этими процессами: раскроются тайны Вселенной, вы познаете себя и так далее. Просто правильно медитируйте и все произойдет естественным путем.

Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности

Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:

  • Саматхи — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
  • Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.

Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума. Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез. Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.

Символы Дзен-буддизма и их значение: фото

В буддизме, как и в Дзен-буддизме много разных символов. Но в Дзен самым важным и значимым считается Энсо — круг просветления и свободы. Такой символ Дзен-буддизма делают в виде татуировок, рисуют на стенах домов, особенно в Китае и Японии, и украшают его изображением интерьеры.

Энсо означает просветление, силу, изящность, пустоту, вселенную . Сам круг — это непрерывные кармические перерождения, а внутренне пространство — знак освобождения от жизненных тягостей.



Символ Дзен-буддизма

Этот символ может изображаться с цветком лотоса внутри, как свидетельство того, что человек стал белее, величественнее и неотделимым от природы — умиротворенной и спокойной.



Символы Дзен-буддизма с лотосом

На самом деле в круге Энсо можно изображать символы или даже Будду. Это все равно будет иметь правильно значение Дзен — просветление, очищение и умиротворение.

Коаны Дзен-буддизма: примеры

Коаны Дзен-буддизма — это небольшие повествования с вопросами и диалогами. Они могут не иметь логики, но будут понятны человеку, который хочет познать Дзен. Цель коана заключается в создании психологического импульса для ученика, который должен понять и достичь просветления. Это своего рода притча, но коан не нужно переводить или понимать, он служит к пониманию истинной реальности.

Вот примеры коанов:



Коаны Дзен-буддизма: примеры

Коан Дзен-буддизма: пример

Коан Дзен-буддизма

Не пытайтесь понять Дзен-буддизм. Он должен быть внутри вас, это истинная ваша сущность. Практикуйте самодисциплину, познавайте радость существования, верьте, принимайте и тогда вы сможете постигнуть Дзен и принять его в себя.

Видео: Беседа с Джинен-Мастером Дзен об истинне и медитации

Дзэн-буддизм и психоанализ Фромм Эрих Зелигманн

Принципы дзэн - буддизма

Принципы дзэн - буддизма

В кратком обзоре фрейдовского психоанализа и его развития в рамках гуманистического психоанализа я затрагивал проблему человеческого бытия и важности экзистенциального вопроса. Благополучие человека при этом рассматривалось как преодоление им отчужденности и изоляции, в то время как особенность психоаналитического подхода заключается в проникновении в человеческое бессознательное. Кроме того, я рассказал о природе бессознательного и сознательного и о том значении, которое психоанализ вкладывает в понятия «знать» и «осознавать». Наконец, я говорил о важности для психоанализа роли аналитика.

Можно было бы предположить, что систематическое описание дзэн- буддизма станет первоочередным условием его сопоставления с психоаналитическим методом, однако я затрону лишь те его аспекты, которые имеют с психоанализом непосредственные точки соприкосновения.

Главная цель дзэна состоит в достижении просветления, или сатори. Человек никогда не сможет полностью понять дзэн, если он не испытывал этого переживания. Так как сам я не переживал сатори, я не способен рассуждать о дзэне на том уровне, который подразумевается полнотой этого переживания, а могу говорить о нем лишь в самых общих чертах. В то же время, поскольку сатори «представляет собой почти непостижимые для европейского сознания искусство и способ просветления», я не буду рассматривать дзэн с позиций К. Г. Юнга. По крайней мере, дзэн для европейца является не более сложным, чем Гераклит, Майстер Экхарт или Хайдеггер. Огромное усилие, требующееся для достижения сатори, является главным препятствием на пути к пониманию дзэна. Большинство людей не способны совершить подобное усилие, поэтому даже в Японии сатори встречается весьма редко. Однако, несмотря на то что я не имею возможности говорить о дзэне компетентно, я имею примерное о нем представление, что стало возможным благодаря прочтению книг доктора Судзуки, присутствию на нескольких его лекциях и вообще ознакомлению с дзэн - буддизмом из всех доступных мне источников. Предполагаю, что я смогу осуществить предварительное сопоставление дзэн - буддизма и психоанализа.

В чем заключается главная цель дзэна? Судзуки говорит в этом отношении следующее: «Дзэн по своей природе представляет собой искусство погружения в суть человеческого бытия, он указывает путь, ведущий от рабства к свободе… Можно сказать, что дзэн высвобождает заложенную в нас природой естественную энергию, которая в обычной жизни подавляется и подвергается искажению в такой степени, что не способна реализоваться адекватным образом… Поэтому цель дзэна заключается в том, чтобы не позволить человеку лишиться разума и стать безобразным. Под свободой человека я понимаю возможность реализации всех внутренне присущих его сердцу созидательных и благородных побуждений. Обычно мы слепы в своем неведении о том, что наделены всеми необходимыми качествами, которые могут сделать нас счастливыми и научат любить».

Я хотел бы заострить внимание на некоторых важных аспектах дзэна, следующих из данного определения: дзэн - это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым.

Главной целью дзэна является переживание просветления - сатори. Этот процесс подробно описан в работах доктора Судзуки. Здесь я хотел бы остановиться на некоторых особенно важных для западного человека, и в первую очередь психолога, аспектах данного вопроса. Сатори по своей природе не является умственной аномалией. Оно не характеризуется потерей чувства реальности, как это происходит в состоянии транса. В то же время сатори не представляет собой нарциссическое состояние разума, являющееся характерным проявлением некоторых религиозных учений. «Если Вам угодно, это абсолютно нормальное состояние разума…» По мысли Йошу, «дзэн - это ваше повседневное мышление». «То, в какую сторону открывается дверь, зависит от расположения ее петель». Переживающий сатори испытывает особенное воздействие состояния просветления. «Весь процесс нашего мышления станет протекать совсем по - другому, что позволит нам испытывать большее удовлетворение, больший покой, большую радость, чем это было прежде. Изменения претерпит сама атмосфера существования. Дзэн обладает и омолаживающими свойствами. Весенний цветок станет еще более прекрасным, а горный водопад - прохладным и чистым».

Как явственно следует из приведенного отрывка работы доктора Судзуки, сатори представляет собой истинное воплощение человеческого благополучия. Пользуясь психологической терминологией, просветленность можно определить, по моему мнению, как полностью осознаваемое и понимаемое индивидом состояние, его всецелую ориентацию на реальность, как внутреннюю, так и внешнюю. Это состояние осознается не мозгом человека или какой?либо другой частью его организма, а самим индивидом в его целостности. Оно осознается им не как нечто опосредованное его мышлением, а как абсолютная реальность: цветок, собака, другой человек. Пробуждаясь, человек делается открытым и отзывчивым для окружающего мира. Это становится возможным благодаря тому, что он перестает рассматривать самого себя как вещь. Просветление подразумевает «полное пробуждение» целостной личности, ее движение в направлении реальности.

Необходимо четко себе представлять, что ни транс, при котором человек пребывает в убеждении, что он бодрствует, в то время как он крепко спит, ни какое?либо разрушение личности человека не имеют никакого отношения к состоянию просветленности. По всей видимости, для представителя западной школы психологии сатори будет выглядеть как субъективное состояние, как некоторая разновидность самостоятельно вызываемого человеком состояния транса; при всей своей симпатии к дзэн - буддизму, подобного заблуждения не избежал даже доктор Юнг: «В силу того, что воображение само по себе представляет психическое явление, не имеет ровным счетом никакого значения, будем ли мы определять просветление как «подлинное» или «мнимое». Как бы то ни было, человек, будучи «просветленным», полагает, что он является таковым вне зависимости от того, соответствует ли это действительности, или он лишь заявляет об этом… Даже если бы он был неискренен в своих словах, его ложь была бы одухотворенной». Конечно, подобное утверждение является лишь фрагментом общей релятивистской концепции Юнга, определяющей его понимание «подлинности» религиозного переживания. Со своей стороны, я ни при каких условиях не могу рассматривать ложь как нечто «духовное»; для меня она не является ничем, кроме лжи. В любом случае дзэн - буддисты не являются сторонниками этой имеющей некоторые достоинства концепции Юнга. Наоборот, действительное и, следовательно, истинное изменение человеческого мировоззрения в результате подлинного переживания сатори для них чрезвычайно важно отличать от мнимого переживания, обусловленного, возможно, психопатологическими факторами, при котором постигающий дзэн предполагает, что достиг сатори, тогда как учитель его уверен в обратном. В наблюдении за тем, чтобы изучающий дзэн не подменял подлинное просветление мнимым, и заключается одна из главных задач наставника.

Оперируя терминами психологии, можно сказать, что полное пробуждение является достижением «продуктивной ориентации», что подразумевает творческое и активное, как у Спинозы, восприятие мира, а не пассивное, потребительское, накопительское и деляческое отношение к нему. Внутренний конфликт, обусловливающий отчуждение собственного «я» от «не - я», разрешается при достижении человеком состояния творческой продуктивности. Любой рассматриваемый объект уже не существует в оторванности от человека. Видимая им роза представляет объект его мысли именно как роза, а не в том смысле, что, говоря о том, что он ее видит, он лишь утверждает, что данный объект тождествен для него определению розы. Человек, находящийся в состоянии полной продуктивности, становится в то же время и в высшей степени объективным: его жадность или страх уже не искажают видимые им объекты, т. е. он видит их такими, какие они есть в действительности, а не такими, какими он хотел бы их видеть. Подобное восприятие исключает возможность возникновения паратаксических искажений. Человеческое «я» активизируется, происходит слияние субъективного и объективного восприятия. Активный процесс переживания происходит в самом человеке, в то время как объект остается без изменений. Человеческое «я» оживляет объект, и само оживляется посредством него. Только тот, кто не отдает себе отчета в том, насколько его видение мира ментально или паратаксично по своей природе, может рассматривать сатори как некий мистический акт. Человек, осознавший это, приходит и к другому осознанию, которое можно определить как абсолютно реальное. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно лишь мимолетного переживания этого ощущения. Обучающийся игре на фортепиано мальчик не может соперничать в мастерстве с великим маэстро. Однако игра маэстро не таит в себе ничего сверхъестественного, представляя собой совокупность тех же элементарных навыков, которым обучается мальчик; разница лишь в том, что навыки эти отточены маэстро до совершенства.

Две дзэн - буддистских притчи явственно свидетельсвуют о том, насколько значимым для концепции дзэна является неискаженное и неинтеллектуальное восприятие реальности. В одной из них повествуется о разговоре между наставником и монахом:

«- Стараешься ли ты утвердиться в истине?

Каким образом ты себя воспитываешь?

Я ем, когда я голоден, и сплю, когда я утомлен.

Но ведь так поступает каждый. Получается, что они воспитывают себя так же, как ты?

Потому, что во время еды они заняты не едой, а позволяют себе отвлекаться на посторонние вещи; когда они спят, они не спят вовсе, а видят тысячу и один сон. Этим они и отличаются от меня».

Наверное, нет необходимости как?либо комментировать данную притчу. Охваченный алчностью, страхом и неуверенностью в себе рядовой человек, далеко не всегда сам это осознавая, постоянно живет в мире иллюзий. Окружающий мир в его глазах приобретает свойства, существующие лишь в его воображении. Такое положение дел было в той же мере актуальным для эпохи, к которой относится приведенная притча, что и для наших дней: и сегодня практически каждый лишь полагает, что он видит, ощущает вкус или чувствует что?либо, нежели действительно испытывает подобные переживания.

Автором другого не менее показательного высказывания стал учитель дзэна: «До того времени, как я начал изучать дзэн, реки для меня были реками, а горы - горами. После того, как я получил первые знания о дзэне, реки перестали быть реками, а горы - горами. Теперь же, когда я постиг учение, реки вновь стали для меня реками, а горы - горами». И в данном случае мы становимся свидетелями того, что действительность начинает восприниматься по - новому. Как правило, человек заблуждается, принимая тени вещей за их подлинную сущность, как это происходит в платоновской пещере. Осознав свою неправоту, он обладает пока лишь знанием о том, что тени вещей не есть их сущность. Оставляя пещеру и выходя из темноты на свет, он пробуждается и видит теперь уже не тени, а истинную сущность вещей. Находясь во тьме, он не способен постичь света. В Новом Завете (Иоанн 1, 5) говорится: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Но стоит ему выйти из тьмы, как перед ним сразу же открывается разница между миром теней, в котором он жил раньше, и реальностью.

Постижение природы человека является одной из первостепенных задач дзэна, направляющего человека к самопознанию. Однако речь здесь идет не о присущей современной психологии категории «научного» знания, не о знании познающей интеллектуальной личности, рассматривающей саму себя как объект. В дзэне же это знание является неинтеллектуальным и неопосредованным; это глубокое переживание, при котором познающий и познаваемый превращаются в единое целое. Судзуки сформулировал эту мысль так: «Главная задача дзэна заключается в максимально естественном и непосредственном проникновении в глубинные аспекты человеческого существования».

Интеллект не способен дать исчерпывающий ответ на экзистенциальный вопрос. Достижение просветленности становится возможным при условии отказа индивида от многих препятствующих истинному видению мира заблуждений, порожденных его разумом. «Дзэн требует полной свободы разума. Даже одна мысль становится препятствием и ловушкой на пути к истинной свободе души». Из этого следует, что постулируемое западной психологией понятие сочувствия, или эмпатии, по дзэн - буддистскому учению является неприемлемым. «Концепция сочувствия, или эмпатии, представляет собой интеллектуальное воплощение первичного переживания. Если говорить о самом переживании, то оно не допускает никакого разделения. В то же время в своем стремлении постичь переживание, подвергнуть его логическому анализу, предусматривающему различение, или раздвоение, разум тем самым вредит сам себе и уничтожает переживание. При этом исчезает подлинное ощущение идентичности, что позволяет интеллекту осуществить свойственное ему разрушение реальности. Феномен сочувствия, или эмпатии, являющийся результатом процесса интеллектуализации, в большей степени может быть свойствен неспособному испытывать подлинного переживания философу».

Однако спонтанность переживания может ограничиваться не только интеллектом как таковым, но и какой?либо идеей или индивидом. В этой связи дзэн «не придает большого значения священным сутрам, а также их трактовке мудрецами и учеными. Индивидуальное переживание входит в противоречие с мнением авторитета и объективными определениями». В рамках дзэна человек должен быть свободным даже от Бога, от Будды, что выразилось в дзэнском изречении: «Произнеся слово «Будда», омой свои уста».

Развитие логического мышления не является задачей дзэна, что отличает его от западной традиции. Дзэн «ставит перед человеком дилемму, которую он должен суметь разрешить на более высоком уровне мышления, чем тот, каковым является логика».

Как следствие и понятие наставника в дзэн - буддизме не соответствует западному аналогу. В дзэнском понимании польза, приносимая ученику наставником, состоит лишь в том, что последний существует в принципе: вообще, для дзэна наставник является таковым только в той мере, в какой он способен осуществлять контроль над собственной мыслительной деятельностью. «Что поделать - пока ученик не готов постичь что?либо, он не может ему ничем помочь. Высшая реальность постигается лишь самостоятельно».

Современный западный читатель, привыкший выбирать между безропотным подчинением подавляющему его и ограничивающему его свободу авторитету и полным отрицанием оного, оказывается озадаченным отношением наставника дзэна к ученику. В рамках дзэна речь идет об ином, «разумном авторитете». Ученик делает все лишь по собственной воле, не испытывая со стороны наставника никакого принуждения. Наставник ничего от него не требует. Ученик руководствуется собственным желанием обучаться у своего наставника, ибо хочет получить от него знания, которыми сам пока не располагает. Учитель «не имеет необходимости объяснять что?либо с помощью слов, для него не существует понятия священного учения. Прежде чем утверждается или отрицается что?либо, все взвешивается. Не стоит ни молчать, ни пустословить». Наставник дзэна полностью исключает какое бы то ни было навязывание ученику своего авторитета и в то же время настойчиво стремится завоевать у него истинный авторитет, основанный на реальном переживании.

Необходимо иметь в виду, что подлинное достижение просветления неразрывно связано с трансформацией человеческого характера; не отдающий себе в этом отчета вообще не будет способен понять дзэн. В этом проявляется буддистское происхождение дзэна, так как спасение в рамках буддизма подразумевает необходимость изменения человеческого характера. Человек должен освободиться от страсти обладания, должен укротить свою алчность, гордыню и высокомерие. Он должен с благодарностью относиться к прошлому, быть тружеником в настоящем и с чувством ответственности смотреть в будущее. Жить, руководствуясь принципами дзэна, - значит «относиться к себе и окружающему миру с благодарностью и благоговением». Для дзэна эта жизненная позиция, лежащая в основе «скрытой добродетели», является весьма характерной. Смысл ее в том, что человек должен не растрачивать попусту дарованные природой силы, а жить полноценной жизнью как в обычном, приземленном смысле, так и в нравственном отношении.

Дзэн ставит перед человеком цель освобождения от рабства и обретения свободы, достижения «абсолютной неуязвимости и отваги» в этическом понимании. «Дзэн основывается на характере человека, а не на его интеллекте. Следовательно, главным жизненным постулатом для него является человеческая воля».

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

ПРИНЦИПЫ ГИПНОТЕРАПИИ Я расскажу вам об одном исследовании, которое мы провели в прошлом году во Франции. Оно было посвящено изучению роли гипноза в медицине. Это даст вам представление о том, как мы используем гипноз. Было отобрано 150 пациентов, которые участвовали в

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

ПРИНЦИПЫ Мне сказали, что Вы можете объяснить, в чем дело, когда врачи бессильны поставить диагноз. У меня недавно начались сильные боли в спине, сейчас болят почки, не могу согнуться и разогнуться, причем острого не ел, не пил, переохлаждения не было. Врачи разводят руками,

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

ПРИНЦИПЫ НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ Я не знаю. Это и есть главное. Ты не знаешь чего-то. И хочешь или же не хочешь этому научиться. Это твой выбор, твоя свобода. Но если ты хочешь учиться чему-либо, то ты должен честно сказать: «Я не знаю».В этой книге речь пойдет о том, как учиться

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 17. Дзэн и традиция буддизма Когда Будду спросили, каким образом следует оценивать религиозные учения и духовных наставников, он ответил:«Вы, кто следует за мной, слушайте внимательно. Держите глаза открытыми, искатели истины. Относитесь взвешенно к слухам, обычаям,

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Новые тенденции: влияние буддизма Буддистское мышление оказало значительное влияние на различные области психологии. Медитация может обладать многими благотворными качествами психотерапии. Каррингтон, Эфрон (Carrington & Ephron, 1975) и Энглер (Engler, 1986, 1993) исследовали ряд

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

9 Дзэн-буддизм Будь сам себе светом. Будда Дзэн – не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и других тягостных переживаний, ведущий к свободе и полной духовной самореализации. В

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Техника медитации дза-дзэн Техника медитации дза-дзэн как один из методов психической саморегуляции широко практикуется в настоящее время на Западе. Она состоит в следующем. Прежде всего необходимо соблюдать правильную позу. Нужно сидеть удобно, с выпрямленной спиной,

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Дзэн, неточно дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Этимология
Энсо — символ дзэн-буддизма <<>>

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр. ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение» Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. тхиен; кор. сон), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн.

Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший впоследствии первым Патриархом дзэн (чань). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении VI—VIII веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).

Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление — это не состояние. Это способ видения.)

Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Считается, что дзэнский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

* «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
* «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

1. неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
2. отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
3. привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют:

1. успокоение ума
2. освобождение от жёстких взглядов
3. освобождение от привязанностей.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум, хороший наставник — видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие взгляды или привязанность — может помочь от него избавиться. (Таким образом, путь дзэнского практикующего — это и раскрытие «своей» мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного барьера между «моей» мудростью и «чужой».)

Многие дзэнские мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или «внезапной», но само пробуждение всегда внезапно — точнее, непостепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть. Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается. Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники могут передавать Дхарму учений — то есть, идеи и методы дзэн. Дхарма Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается ни в каких достижениях.

Итак, практика и учение дзэн нацелены на вышеупомянутые успокоение ума, освобождение от жёстких взглядов и отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа — дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.)

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн:

* Четыре Благородные Истины:
* Восьмеричный путь:

Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори.

Четыре ключевых отличия дзэн:

1. Особое учение без священных текстов.
2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

«Не твори письменных поучений»
«Передавай традицию вне наставлений»
«Прямо указывай на человеческое сердце»
«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»

По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма — Будда Шакьямуни (V в. до н. э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»).

Никто, однако, кроме одного человека — Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознёс над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзэн. Будда передал своё глубокое понимание от сердца к сердцу. Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии вот таким образом пробуждение передавалось в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы — 28-го патриарха буддийской школы созерцания в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае.

Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами». Итак согласно дзэн — истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию — «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» — благодаря традиции передачи от учителя к ученику.

Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзэн переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзэн есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.
Практики дзэн
Сатори

Сатори — «Просветление», внезапное пробуждение. Поскольку все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит в её реализации. Сатори наступает всегда внезапно, как вспышка молнии. Просветление не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.

Японский глагол «сатору» (яп. 悟る) означает «осознавать», и осознать можно лишь с помощью некого «шестого чувства», которое в чань называют «не-ум» (у-синь,). «Не-ум» — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме.

Методы пробуждения

Считается, что по сравнению с практическим обучением «от сердца к сердцу» — даже наставления самого Будды играют в дзэн-буддизме второстепенную роль. Для современных учеников — помимо передачи от сердца к сердцу также необходимы слушание, чтение, размышления. Прямые методы указания в дзэн эффективнее чтения книг, но не подразумевают совершенного отказа и от чтения.

Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа).

В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами. Самый знаменитый из них — коан. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

К коанам — близки диалоги (мондо) и самовопрошание (хуатоу):

Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Но основной практикой оставалась сидячая медитация — дзадзэн.

Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях дзэн практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все дзэнские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (начиная еще с первого чаньского монастыря — Шаолиня).

Таким образом, дзэн стал системой тренировки сознания (с помощью медитаций), духа (с помощью повседневной практики) и тела (благодаря занятиям гунфу и цигуном).

Методика обучения дзэн — сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание всевозможных парадоксов. С европейской точки зрения такой подход порой является просто жестоким. Он может быть понят лишь в рамках буддистской доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым. Методы воспитания учеников в дзэн-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии (см. Риндзай).

Медитативная практика

Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль.

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути каждодневные дела, то что вам нравится делать — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.

Любое увлечение может стать способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом ее проявлении в произведение искусства. «В каждом человеке изначально живет художник — „художник жизни“ — и этот художник не нуждается ни в каких дополнительных вещах: его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная — холстом, на котором он пишет свою жизнь.» Каждый человек — художник своей жизни и у каждого она своя. Ключ — в душе человека.

Мастер письма тушью, достигнув наивысшего медитативного состояния сознания Дзэн, состояния Духа, «выливает» его на холст или бумагу. Важен не сам результат или данное занятие, а состояние сознания, отразившееся в результате этого процесса. Любое обычное занятие — есть усилие ради чего-то. Это — своеобразная работа. Дзэн же максимально очистил эту работу от ощущения усилий ее свершения, максимально выявил «спонтанность» этих усилий и, можно сказать, обратил ее в конечном итоге в парадокс «усилия-без-усилия».

Настоящее произведение искусства в традиции чань не может быть создано трудом в прямом смысле этого термина. То же касается и традиционной сидячей медитацией дзадзэн. Сидячая медитация — отнюдь не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так».

Вообще понятие «просто так», «таковости» (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: «Так приходящий» (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.
Практика дзадзэн

Дзадзэн — медитация в «позе лотоса» — требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. «Просто сидеть» и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

«Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает»

Вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум — это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум — это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят «в ум». Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Именно в медитации дзадзэн практикуется действие даосского «у-синь» — «не-ума».

Коаны (кит. 公案, гунъань, яп. 公案, ко:ан) — короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является вывести из равновесия привычной, бытовой логики ум слушающего и сделать возможным осознание им более высших ценностей - достижения гармонии с собой и с окружающим миром или Сатори. Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией. Коаны присутствовали во всех школах китайского буддизма, таких как Риндзай.

Ступени состояния ума Дзэн

Различались несколько ступеней достижения «пустотности» сознания:

* «одноточечное сознание» (и-нянь-синь),
* «сознание, лишенное мыслей» (у-нянь-синь),
* «не-сознание» (у-синь) или «не-я» (у-во).

Это — этапы «опустошения» сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), то есть пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром).
[править] Дзэн боевых искусств и самурайский Дзэн

Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов — «воздерживайся от убийства». Вероятно именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма, — Дзэн разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам.

«Из всех собравшихся только ближайший ученик Будды Махакашьяпа воспринял знак Учителя и едва заметно улыбнулся в ответ уголками глаз». Именно из этого признанного каноническим эпизода вырастает вся традиция передачи учения чань/дзэн с помощью т.наз. «уловок» — любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая, театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств.

Впервые боевые искусства соединились с Дзэн в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия — в китайском буддийском монастыре Шаолине.

С тех пор Дзэн — это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзэна. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзэн.

В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Такуан Сохо (1573—1644), мастер Дзэн и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо) называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью. «Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас,» — говорит Такуан. «Но не позволяете своему уму „останавливаться“ на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму „останавливаться“ на этом.»

Боевые искусства Китая и Японии — это прежде всего именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая», осуществление «Пути» («дао» или «до») — пути воина, пути меча, пути стрелы. Бусидо, знаменитый «Путь самурая» — свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.
[править] Этика дзэн

Не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем (свидетелем).

Эстетика дзэн

* Сад камней
* Кендзюцу
* Иайдзюцу
* Кюдо
* Каллиграфия
* Чайная церемония

Влияние Дзэн на современный мир

В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом — в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются. ()

Буддизм – религия, возникшая невероятно давно. Она считается одной из древнейших в мире. Зарождение вероисповедания произошло в середине первого тысячелетия до нашей эры на территории Индии и сразу привлекло многочисленных последователей. Буддизм (книги рассказывают об основных принципах учения Будды, рассматривают роль человека в мире и дают много другой полезной информации) проповедуют огромное количество человек. Сегодня существует такое понятие, как дзен буддизм. В широком понятии дзен представляет собой школу мистического созерцания, а в основе учения лежит буддийский мистицизм. Еще одно направление вероисповедания – Тибетский буддизм, представляющий собой медитативные техники и практики, сочетающие традиции школ Махаяна и Ваджраяна. Истины буддизма Тибета ориентированы на передачу Учения, основанного на перерождениях знаменитых людей, практиковавших веру. Если рассматривать буддизм кратко (о религии и процессе ее становления и развития можно говорить бесконечно), то вероисповедание появилось как противостояние устоям древней Индии, переживавшей на тот момент серьезный культурный и экономический кризис. Аскетизм буддизма стал противопоставлением классовым изменениям. История буддизма начинается с его основоположника – Будды Шакьямуни (в мирской жизни – Сиддхартх Гаутама). Буддизм – википедия подробно рассматривает историю становления религии – и сегодня имеет огромное число последователей. Установить связь с Богом!

Центр буддизма – где можно постичь основы буддизма

Как считают многие, центр буддизма, находится в Индии. Ведь Индия (буддизм как религия появился именно здесь) традиционно считается местом рождения вероисповедания. Если говорить о том, где на территории страны находится центр буддизма, то это:
Бихара;
Капилаваст;
Королевский дворец;
Сарнатх.

Центр буддизма в Тибете находится в столице страны – городе Лхаса. Это основное место, куда стремятся попасть все паломники, чтобы постичь истины буддизма.

Центр буддизма в Таиланде – это, конечно, Бангкок. Именно сюда устремляются люди, чтобы узнать истины буддизма. Постигать основы буддизма можно, не выезжая за пределы страны. В России множество святых для принявших учение Будды мест есть на территории Бурятии. Центр буддизма найдется в Санкт-Петербурге, на берегах Байкала и, конечно, на Алтае. Именно здесь истины буддизма и предпочитают постигать россияне

Философия буддизма

Буддизм – основное вероисповедание многих азиатских стран. Выбирая путь буддизма, стоит знать, что он не относится к религии, центральной фигурой которой считается Бог, создавший окружающий человека мир. Философия буддизма поддерживает отличную от других верований идею – вечная душа, в дальнейшем искупающая все совершенные при жизни грехи, отсутствует. Но чем бы ни занимался человек – все возвращается (философия буддизма именно так трактует жизненный путь). Это будет не божья кара, но последствие помыслов и поступков, оставивших отпечаток на его личной карме. В этом и есть суть буддизма, по крайней мере, её важная часть.

Основы буддизма, сформированные Буддой, выражены в четырех постулатах.

Если говорить про буддизм, то в рамках учения человеческая жизнь – страдание. Все окружающее нас не имеет постоянства, и все возникшее подлежит уничтожению. Символом существования становится огонь, а ведь он несет в себе только страдание. Таковы истины буддизма, призывающие понимать жизнь по-иному.
Причиной страдания становится желание. Привязанность к материальному миру и его благам, заставляет желать жизнь. И чем сильнее желание жить, тем большие страдания будут испытаны.
Избавить себя от страданий можно лишь одним способом – отказавшись от желаний. И это возможно лишь при достижении нирваны – состояния, освобождающего человека от желаний и страстей. Такова философия буддизма.
Для достижения нирваны предстоит пройти по восьмеричному пути спасения.

Основы буддизма в виде правил Восьмеричного пути спасения выглядят весьма конкретно:
правильное понимание мира – нужно осознавать, что окружающий человека мир состоит из скорби и страданий;
правильность намерений – нужно ограничить собственные стремления и желания;
правильные разговоры – слова должны нести только добро;
правильность поступков – нужно нести людям только благо;
правильный образ жизни – жить нужно так, чтобы не вредить живым существам (только так можно избавить себя от страданий, утверждают учения буддизма);
правильность прилагаемых усилий – внутренний настой человека должен быть ориентирован на добрые поступки;
правильность помыслов – причиной всего зла становится зов плоти, и, избавившись от плотских желаний, можно избавиться от страданий (таковы учения буддизма);
постоянная сосредоточенность – основу восьмеричного пути составляют постоянные тренировки и сосредоточенность.

В этих правилах в полной мере выражается основы буддизма. Прохождение первых двух ступеней помогают человеку достичь мудрости. Три следующие помогают регулировать нравственность и поведение. Оставшиеся шаги по Восьмеричному пути спасения дисциплинируют ум.

Суть буддизма

В чем же суть буддизма? Основное положение религии, а значит и учения буддизма, – равнозначность бытия и сострадания. Вероисповедание не отвергает утверждение брахманизма о переселении душ, но некоторые изменения, все же, отражающие суть буддизма, имеются. Буддисты считают перевоплощение и все виды бытия – неотвратимым злом и несчастьем. Цель буддиста – прекращение цепи перерождение и достижение состояния нирваны, т.е. абсолютного небытия. Именно в этом стремлении и заключается суть буддизма.
Сегодня буддизм – основное учение Южной и Юго-Восточной Азии. Встречается также и на территории Америки и Европы, где буддизм – основное вероисповедание для относительно ограниченного числа людей.
Основные школы буддизма

Первые последователи, практиковавшие учение Будды при его жизни, отказывались от любой собственности. Учеников узнавали по внешнему виду – это были бритоголовые, одетые в желтые одежды люди, не имевшие определенного места жительства. И таков был путь буддизма в период становления религии. После кончины Будды учение было канонизировано. По мере существования учения сложились известные сегодня школы буддизма.

Выделяют три главных школы буддизма, формировавшихся в различные периоды существования религии.
Хинаяна. Для этой школы буддизма характерна идеализация монашеский образ жизни. Только отказавшись от мирского, человек можно достичь нирваны (избавить себя от цепи перевоплощений). Все, что случается с человеком в его жизни – результат его мыслей и действий. Это путь буддизма согласно Хинаяна долгие годы был единственным.
Махаяна. Учение этой школы буддизма учит, что наравне с монахом нирваны может достичь также и благочестивый мирянин. Именно в этой школе появляется учение о бодхисатвах, помогающих людям найти путь спасения. В этой школе формируется обновленный путь буддизма. Возникает понятие рая, возникают святые, появляются изображения будд и бодхисатв.
Ваджраяна. Учение этой школы буддизма – Тантрическое учение, основывающееся на принципах самоконтроля и медитативных практиках.

Идеи буддизма многочисленны и про буддизм можно говорить бесконечно. Но основной является принятие того, что жизнь человека – страдание. И основная цель последователя учения, поддерживающего идеи буддизма, – избавление от него (здесь подразумевается не самоубийство, как завершение жизненного пути, а достижение нирваны – состояния, после которого перерождения человека и его возвращение в жизнь невозможно – как путь буддизма).

В чем отличие буддизма от иных верований

Ведя разговор про буддизм, стоит отметить, что в нем, в отличие от монотеистических религиозных течений, нет:
единого Бога-творца;
идеи о сотворении мира (Вселенная была всегда);
вечно живущей души;
возможности искупления совершенных при жизни грехов;
безоговорочной веры во что-либо;
преданности, возведенной в ранг абсолютности;
религиозных организаций (буддийская сангха – всегда сообщество!);
понятия ереси, поскольку единого канона текста не существует, как и непререкаемых догматов;
единственной Вселенной, поскольку миры в буддизме бесконечны и многочисленны.

Основное отличие буддизма от христианства (и прочих вер) – отсутствие обязательного отказа от других вероисповеданий. Единственное требование – не нарушение основы буддизма и его истин.

Буддизм – страны, исповедующие религиозное направление многочисленны – одна из старейших мировых религий. Индия – буддизм, как учение, появился именно здесь – сегодня исповедует индуизм.

Индуизм и буддизм – различия в вере

Но не стоит считать, что индуизм и буддизм – взаимозаменяемы. Это глубоко ошибочное мнение. В учениях имеется множество существенных различий и основными можно назвать следующие:
Высшая цель индуизма – разрыв цепи последовательных реинкарнаций и соединение с Абсолютом. Буддисты стремятся к достижению Нирваны (состояние высшей благодати). Этим отличается индуизм и буддизм.
Следующее, чем разнится индуизм и буддизм, становится распространенность по миру. Индуизм – религиозное направление, практикуемое лишь на территории Индии. Буддизм – религия вне национальностей.
Для индуизма типична кастовость, тогда как в буддизме реализовано понятие всеобщего равенства. И это еще одно направление, разделяющее индуизм и буддизм.

Символы буддизма

Человечество рассматривает буддизм как одну из мировых религий. Но, если изучать верование более детально, то это скорее философия. Именно потому боги буддизма и символы буддизма не могут восприниматься как предметы культового поклонения. Поскольку символы буддизма выражают не веру в нечто божественное, а мировоззрение человека.

Символы буддизма многочисленны, но основной символикой считается изображение Будды Шакьямуни, давшего начало данному религиозному течению. И хотя такое почитание в некой мере напоминает поклонение божьему образу, Будда – реальный человек, искавший и получивший просветление. Учения буддизма изображение Будды используют как символ и живое доказательство человеческих возможностей: просветления может достичь каждый последователь учения и это будет не подарком богов, а его собственным достижением.

Следующая, не менее важная буддийская символика, – Джаммачакра (Колесо закона). Визуально это колесо с восемью спицами. Его центр – точка осознания, изучающая лучи истины.

Стоит отметить, что символы буддизма могут быть весьма сложными. Бхавачакра (Колесо жизни) – одна из сложнейших буддийских символик. На поверхности колеса имеются изображения всех миров, которые признает буддийская мифология, а также и состояний человека, сопровождающих его путь к достижению нирваны. Колесо наглядно иллюстрирует учения буддизма.

Важным символом учения становится оранжевый цвет: именно в этот цвет окрашиваются лучи, исходящие от человека при достижении им нирваны.

Стоит знать, что рассмотренные символы буддизма существуют вопреки заветам Будды. Изначально священные образы отсутствовали. Но любая религия нуждается в визуальном выражении, поскольку такова натура человека.

Боги буддизма

Буддизм – одно из тех немногочисленных религиозных верований, в котором не существует богов в привычном христианам значении: здесь бог не рассматривается как высшее существо, распоряжающееся человеческой жизнью. Боги буддизма (дэва) – такие же люди, но живущие в ином, более красивом измерении. Еще один момент, которым боги буддизма отличаются от человека, – наличие сверхъестественных способностей и неограниченной власти, что позволяет божествам исполнять любые прихоти. Но также как и обычный человек, дэва обязан идти по пути просветления, преодолевая все препятствия.

Создателя мироздания, как такового, в буддийской религии нет. Считается, что Вселенная бесконечна. Но «расширением» имеющегося мира и созданием новых измерений (миры в буддизме, согласно учению, многочисленны), занимаются особые существа – бодхисатвы. Это не боги буддизма, если рассматривать их в рамках религиозного понимания, но при этом они находятся на самой вершине иерархической божественной лестницы. Объясняется это тем, что достигнув нирваны, бодхисатвы отказались от нее, принеся в жертву свое просветление благополучию других существ. И следование по пути буддизма может помочь каждому – человек или богу – стать Бодхисаттвой.

Обряды буддизма

Обряды буддизма многочисленны. Ниже рассмотрены лишь несколько основных.
Обряды буддизма весьма нестандартны. Например, принятие прибежища – один из главных буддийских обрядов. Считается, что именно после его совершения, человек отправляется по пути поиска истины. Кроме этого, обряд рассматривается как принятие основных ценностей учения: признание Будды как Учителя, своего собственного преображения и единения с другими людьми.
Праздник Весак. Буддистами приносятся дары. День и ночь проходит в медитативных практиках
Обряды буддизма включают и Буддийский Новый год. В предновогоднюю ночь буддисты освобождают дом от всех ненужных вещей, проходя очищающий обряд – Гутор. Праздничный день проводится в молитвах, продолжающихся до самого утра. После завершения – шесть часов утра – прихожан поздравляют и все расходятся по домам. Особое внимание обряды буддизма уделяют смерти и погребению человека.

Буддизм: с чего начать свой путь?

Буддизм для начинающих стоит рассматривать как понимание основ религии и основных верований ее последователей. И если вы готовы полностью пересмотреть свою жизнь, то можно присоединяться к сообществу буддистов.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода