Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Царь давид. Царь давид, псалмопевец

ДАВИД (с евр. "возлюбленный") - второй и величайший царь еврейский, по общепринятому летосчислению царствовавший с 1055 по 1015 г. до Р. Хр. Будучи младшим (восьмым) сыном вифлеемского жителя Иессея, он в отрочестве пас овец своего зажиточного отца. Это не подавило в нем богатых духовных дарований, которые напротив нашли себе в красотах природы сильнейшее побуждение к развитию. Вместе с тем развивались его физические силы, он встречал с пращей в руке львов и медведей. Свои душевные настроения он изливал в игре на арфе. Между тем Самуил нашел необходимым помазать на царство вместо Саула новое лицо, и его выбор пал на Давида. Помазание сохранялось в тайне; однако сама судьба влекла Давида к центру государственной жизни. Благодаря искусной игре на арфе, он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Знаменитый подвиг в единоборств с филистимским исполином Голиафом (1Цар. 17) сделал его народным героем и поставил в враждебные отношения к подозрительному царю, который, после неоднократных неудачных попыток убить его, начал систематически его преследовать. Скрываясь от преследований царя, Дав. несколько лет вел бедственную жизнь, заставлявшую его спуститься до положения атамана вольницы. Когда Саул пал, вместе с сыновьями, в битве с филистимлянами, царство перешло в руки его соперника. Давид сделался сначала царем израильским в колене Иудином, а затем над другими коленами. - Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевуссеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фут. над уровнем моря и сильно укрепленный. Дав. овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целию возвысить его значение Дав. перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение. В делах гражданского управления Дав. обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д. Вскоре Дав. предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями, злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда; граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Чермного моря к югу. Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами и Дав. предполагал даже построить великолепный храм Иегове. Однако, он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех. Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией, повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностью и, вопреки постановлению Моисеева закона, воспрещавшего царю умножать жен (Второзак. 17, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Многочисленное поколение сыновей от этих жен сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший Амнон, третий Авессалом и четвертый Адония, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертию. Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Дав. остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой дели громадные богатства: 100 тысяч талантов золота и милл. талантов серебра (1 тал. зол. = 12,500 р.; 1 тал. сер. = 2,400 р. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и каменотесы; изготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Дав. предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону. Чувствуя приближение кончины, Дав. созвал большое государственное собрание, на котором формально объявил Соломона своим преемником. При этом он еще раз увещевал их не ослабевать в ревности при создании великой святыни, именно храма Божия, который "должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями". Тут же Давид передал Соломону все чертежи будущего храма и его принадлежностей с описью материалов и богатств, которые увеличены были приношениями начальников и князей народа. В подтверждение воли царя принесены были жертвы, Соломон окончательно провозглашен царем, а преданный ему священник Садок помазан в первосвященника. В этом торжественном собрании народа и священнослужителей Дав. между прочим сделал подробные распоряжения о порядке служения колена Левиина при будущем храме, а также и последние распоряжения касательно войска и всех других государственных дел. Но вот приблизилась и кончина, когда должен был угаснуть "светильник Израилев" (3 Дар. 2, 1 - 11). Чувствуя приближение смерти, Давид еще раз призвал своего наследника и со своего смертного одра еще раз увещевал его исполнять заповеди Божии и законы Моисеевы, дав ему в то же время несколько мудрых советов касательно приближенных, из которых Соломон одних должен был удалить (и между ними беспокойного Иоава), а других приблизить и наградить. И затем, вознеся последнюю пламенную молитву о благоденствии своего сына - преемника, Давид умер «в доброй старости, насыщенный жизнию, богатством и славою». Всего царствования его было сорок лет, из которых семь в Хевроне и тридцать три в Иерусалиме, «городе Давидовом», где он и погребен был. Гробница его сделалась общей усыпальницей и для последующих царей иудейских.

В лице Давида религиозно-нравственный дух избранного народа нашел всестороннее и высшее свое выражение. В разнообразных событиях своей жизни Дав. выступает пред нами как пастух, воин, псалмопевец, мудрый правитель, пророк и царь, объединяя в себе лучшие качества своего народа - простоту, великодушие, благоразумие и сильный религиозно-нравственный смысл. Его религиозно-нравственные песни или псалмы, в которых он, смотря по обстоятельствам своей богатой приключениями и всевозможными испытаниями жизни, вдохновенно выражал свои чувства веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе и нежности выражения, равно как и по возвышенности и пламенности религиозного чувства не имеют ничего себе подобного не только в священной поэзии других, народов, но и в книгах ветхого завета. Содержащаяся в них истины ближе всего подходят к истинам НовогоЗавета , и потому Псалтирь является и у христианских народов самою любимою книгою, в которой миллионы ищут и находят утешение и мир для своей борющейся с искушениями и невзгодами души. Как по своей жизни, так и особенно по своему духу Дав. более, чем кто-либо в ветхом завете, был истинным прообразом Христа, который поэтому с особенною выразительностью называется «сыном Давидовым». Самое имя Давид сделалось историческим именем, и увековечено в таких названиях, как «город Давидов», «престол Давидов», «семя Давидово»; оно считалось столь высоким, что уже никто не осмеливался носить его потом, вследствие чего мы уже и не встречаем его в библейской истории последующего времени. Высшей похвалой для Дав. служит то, что в нем Сам Бог нашел «Себе мужа по сердцу Своему» (1 Цар. 13, 14) и что высотою его религиозно-нравственной жизни измерялась жизнь лучших из его преемников, похвалою для которых было выражение: «он ходил правыми путями Давида, отца своего». Как и всякий человек, он нередко падал с высоты своего религиозно-нравственного идеала, и падал глубоко; но и в этом падении он преподал нам величайший пример покаянного сокрушения, дававшего ему возможность и силу вновь сбрасывать с себя бремя греховности и восставать для новой духовной жизни. Дав. есть величайший образец нравственно-доброго и одушевленного возвышенными чувствами человека, который всеми силами стремится к добру и мужественно борется с одолевающими его искушениями. В этой борьбе он может падать и падать глубоко, но он никогда не оставит этой борьбы, и после всякого падения - со слезами и сокрушением вновь начнет эту нескончаемую, ожесточенную борьбу, и в конце концов восторжествует в ней над всеми темными силами зла. Поэтому-то Псалтирь (см.), как боговдохновенная летопись испытаний духовной жизни великого псалмопевца, и поражает своею изумительною жизненною правдою, и в ней всякий находит боговдохновенное выражение тех самых чувств, которые может испытывать каждый человек, при различных обстоятельствах и превратностях жизни.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид.

Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») – второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов.

О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.

Материал по теме

Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей.

Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе.

Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом – амаликитянами – и мужи из колена Иудина в Хевроне «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4).

Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5).

При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).

Давид был мудрым и справедливым, но не безгрешным царем. Его самое тяжкое и известное прегрешение – незаконное сожительство с Вирсавией, мужа которой Урию он умышленно послал на верную смерть. У Давида и Вирсавии родился сын Соломон, которому Давид передал все свое царство.

Согласно Библии, Давид составил три плача, один гимн и песнь-завещание (2 Цар. 23:1-7), а также псалмы Давидовы (не менее 78 из 150 в Псалтири).

Иллюстрация: Лейтон Фредерик, “Давид”, фрагмент

Один из самых известных царей Израиля, величайший праведник, псалмопевец и музыкант. Давид стал основателем царской династии. Согласно традиции, еврейский спаситель - Машиах (Мессия) - будет прямым потомком Давида. При Давиде израильская держава достигла своего расцвета. Царь Давид, будучи отважным воином и искусным военачальником, разбил врагов еврейского народа и объединил 12 колен Израилевых . Давид отвоевал Иерусалим , куда перенес столицу и где создал единый духовный и политический центр. Не менее велик вклад Давида в духовную жизнь народа: Давид отредактировал книгу Теилим - сборник Псалмов (Псалтырь), многие из Псалмов написаны самим Давидом. Считается, что именно царь Давид выбрал место для иерусалимского Храма и заложил его фундамент, на котором уже сын Давида, мудрый царь Шломо (Соломон) построил великолепное здание Первого Храма.

Годы жизни: 2854-2924 гг. (906-836 гг. до н.э.).

Родился в городе Бейт-Лехеме. По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза , который был прямым потомком вождя колена Йеуды - Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11 ).

Давид в книгах ТаНаХа

Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля . В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом [Голиафом, или Гальятом] , о конфликте с тогдашним царем Шаулем .

Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.

В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше . В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид ).

Помазание на царство и воцарение Давида

В 2883 году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля - ибо такова была воля Б-га (I Шмуэль 16:11-13; Седер олам раба 13; Седер адорот ).

Помазанный на царствование пророком Шмуэлем , царь Давид [стал официально признанным царем только спустя несколько лет].

В 2884 году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот ). А в 2892 году /868 г. до н.э./, представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной.

Укрепление царства с центром в Иерусалиме

Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства. Жил он во дворце на горе Цион и все приготовил для возведения Иерусалимского Храма , но не получил на то разрешения, ибо пролил много человеческой крови. Первый Храм построил его сын от Бат-Шевы , великий и мудрейший царь Шломо (Соломон) .

Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Прирожденный правитель, он обладал способностью привлекать на свою сторону всех, с кем имел дело. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров.

Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.

Величие Давида и роль в истории

С именем Давида связано множество легенд. По одной из них, он должен был умереть сразу после рождения, но Адам, первый человек , согласился уступить ему семьдесят лет, прожив оставшиеся 930.

Своего величия Давид не потерял и после смерти: в день последнего суда, когда будет устроен великий пир для цадиков [праведников] всех поколений, именно он произнесет

Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В царь Давид упоминается как предок Иисуса.

Семья царя Давида

Жены царя Давида.

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида.

Родословие царя Давида

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.


Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в . Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида . На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

престол твой устоит во веки

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Давид и Вирсавия.

Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год

Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.

… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…

Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.

Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.

Старость и смерть царя Давида.

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Царь Давид в истории и археологии

Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.


Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 - начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd , которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.

Стела Меша

Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.

Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.

Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.

Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.

Псалмопевец Давид

Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии - главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

Оригинал взят у marinagra в Библейские сюжеты: царь Давид


Лоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 - 3-я кн. Царств, глава 2).



Джиованни де Грасси. Миниатюра с изображением Царя Давида из Часослова Висконти, Италия. 1389

Кто же такой Давид? Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах. Гениальный музыкант, который игрой на арфе излечивал мучимого душевной болезнью царя Саула. Одинокий изгнанник, вынужденный скрываться в горах от преследований обезумевшего царя. Человек, наделенный неистовой силой чувств, будь то беззаветная дружба с сыном Саула Ионафаном или страстная любовь к женщине. Неотразимый мужчина, который легко завоевывал сердца дев и замужних матрон: юной дочери Саула Мелхолы, мудрой Авигеи и прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, который отправил на верную смерть военачальника Урию, мужа полюбившейся ему Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-мятежника Авессалома. Тонкий дипломат и политик, который после гибели царя Саула и его сыновей в битве с филистимлянами сумел отстоять свое право на престол, удержать его, вопреки всем интригам, и основать династию. Великий государь и военачальник, который покорил филистимлян, создал мощную державу и сделал «град Давидов» Иерусалим столицей своего государства.


Псалтырь герцога Беррийского. 1386 г.

Давид - один из немногих ветхозаветных героев, наделенных прямой речью, причем это не отдельные реплики и не отвлеченные поучения, а открытое лирическое выражение чувств. В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное - в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым, искренним.

Фра Анжелико. Царь Давид. 1443-45 гг.

Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Но причины этого интереса не исчерпываются литературными достоинствами библейских летописей. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) - наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов - библейский царь Давид - на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.


Клаас Слютер. Пророк Давид. Колодец пророков в монастыре Шанмоль, Дижон. 1395-1406

Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель - Мессия - придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя - как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.
Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Читатель, конечно, сразу вспомнит главную достопримечательность Флоренции - знаменитую статую Микеланджело, но наш разговор начнется не с нее. У великолепного микеланджеловского Давида были предшественники, и знакомство с ними поможет нам лучше понять всю оригинальность замысла великого скульптора.


Донателло. Давид. 1408 г.

Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».
Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.


Донателло. Давид. 1430 г.

Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура. Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига. Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.


Андреа Вероккьо. Давид. 1473 г.

Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.


Микеланджело. Давид. 1504 г.

Представим себе, что человечество должно выбрать одно-единственное произведение искусства, которое олицетворяет все лучшее, что есть в юношах Земли. Наверное, избран был бы микеланджеловский Давид. Трудно представить себе образ более притягательный: возвышенный и в то же время полностью земной, одухотворенный и одновременно чувственный, исполненный благородства и внутренней силы, зрелого мужества и юношеской решительности.
В отличие от Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил не победителя, а воина-защитника, который готовится к бою. Скульптор отказался от эффектного противопоставления красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа. Отвергнув это конкретное иллюстративное решение, Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистическим смыслом.


Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г.

Давид Донателло - победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.


Андреа дель Кастаньо. Молодой Давид. 1430-е гг.


Тициан Вечеллио. Давид и Голиаф. 1542-44 гг.


Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10 гг.


Орацио Джентилески. Давид с головой Голиафа. 1610 г.


Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа. 1605 г.


Доменико Фетти. Давид с головой Голиафа. 1620 г.

Битва Давида с Голиафом была излюбленным сюжетом не только для скульпторов, но и для живописцев, особенно в 17 столетии. Эпоха барокко ценила контрасты, и идея изобразить цветущего юношу с безобразной головой врага в руках представлялась художникам заманчивой. Назовем три картины Караваджо, работы Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, не говоря уж о менее известных произведениях.


Чима да Канельяно. Давид и Ионафан. 1505-10 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.

Отдал дань этой теме и молодой Рембрандт в многофигурной композиции «Давид приносит голову Голиафа царю Саулу» (1627 г.). Но в более поздней картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 г.) перед нами предстает совсем другой Давид - не блестящий триумфатор, не славный победитель, а гонимый, доведенный до отчаяния человек. Верный Ионафан помог Давиду скрыться от гнева своего мстительного отца, царя Саула, и вот настал миг, когда он должен оставить друга в одиночестве. «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 кн. Царств, 20:41). Недвижный, словно окаменевший, Ионафан поддерживает друга мягко и бережно. Давид же обнимает Ионафана отчаянно, истово, он сломлен страхом и страданием. Мы не видим его лица, но чувствуем, что тело сотрясается от рыданий.
Примечательно, что картина Рембрандта - гимн преданности, верности, дружбе - единственная, написанная на этот сюжет. Хотя в 17 веке богословские толкования уже не имели такого влияния на умы, как в более раннюю эпоху, образ Давида-триумфатора основательно затмил прочие стороны его натуры. Показывать славного царя в тяжелую минуту жизни, когда он дал волю слезам, припав к груди друга… Это полностью шло в разрез с традицией, было не то чтобы запрещено, но не принято. Как не принято было сочувственно относиться к предшественнику Давида, отвергнутому Господом царю Саулу.


Гверчино. Саул атакует Давида. 1646 г.


Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.


Эразмус Квеллинус II. Саул и Давид. Фрагмент. 1635 г.


Лукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г.

В хрониках рассказывается, что Давид часто играл для Саула на арфе. Практически все художники, которые брались за этот сюжет, в том числе и молодой Рембрандт (картина 1630 г.), изображали момент, когда Саул в приступе безумия собирается броситься или уже набросился с копьем на Давида. Но зрелого Рембрандта, вернувщегося к этому сюжету в 1650- е годы, вдохновили другие строки хроники: «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).
Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует. Рембрандт рассказывает собственно не об эпизоде из жизни Давида, а о целительной силе искусства, о минуте душевного просветления, которую переживает ожесточившийся владыка.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1629-30 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1655-60 гг.

Так же, как и «Прощание Давида с Ионафаном», не имеет аналогов картина «Давид и Урия» (1665 г.), хотя история преступной любви Давида к Вирсавии, жене военачальника Урии, часто становилась темой живописи. На одних картинах запечатлен миг, когда Давид с высокой башни своего дворца случайно увидел купающуюся красавицу и воспылал к ней страстью, на других мы видим обнаженную Вирсавию с письмом Давида в руке. Закулисная сторона этой истории - неправедный поступок Давида, который тайно отдал приказ поставить Урию в самое жаркое место боя и оставить его без помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.

Необычна композиция картины. Три человека стоят спиной друг к другу, но лицом к зрителю. На переднем плане уходящий от царя Урия, вслед ему смотрят Давид и пророк Натан, который именем Господа осудил Давида и привел его к покаянию. Ни один не видит лица другого, ни один не должен скрывать свои чувства. Урия прижал руку к груди, у него вид обреченного, который только что услышал приговор. Во взгляде Давида - сожаление и чувство утраты. Он сознает свою греховность, но не в силах поступить иначе.


Ян Массейс. Царь Давид видит Вирсавию. Середина 16 в.

Эти три картины показывают нам, как свободно относился Рембрандт к сложившимся традициям в изображении событий Ветхого Завета. Для него существовали лишь собственные впечатления и переживания, только личный опыт. И это роднит его с Микеланджело. Оба великих и столь не похожих мастера не снисходили до изобразительного комментария к Библии. Непосредственный смысл сказаний был для них лишь поводом для обобщений, для зрелых и оригинальных суждений о человеке. Но парадоксальным образом именно их творения наиболее верно передают дух библейских текстов, их универсальное значение.


Чечино дель Салвати. Вирсавия идет к царю Давиду. 1552-54 гг.

В посвященном Микеланджело романе «Муки и радости» Ирвинг Стоун писал о статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, в котором совместились бы множество людей, все те, кто от начала времен отваживался сражаться за свободу. Давид олицетворял для него человеческую отвагу в любой сфере жизни». То же самое можно сказать и о рембрандтовских героях - Давиде, Ионафане, Сауле, Урии. Их образы воплощают множество поколений людей: тех, кто безоглядно отдавался творчеству, тех, кто был безвинно осужден, тех, кто страдал от притеснений власти и тех, кто с риском для себя защищал гонимых, тех, кто по слабости своей грешил и тех, кто проливал слезы раскаяния, - всех нас.


Питер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 г.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода