Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Всевидящее око православная икона. Икона "всевидящее око божие"

Не очень традиционные по стилю и композиции иконы, являющиеся результатом народной религиозной рефлексии, сегодня очень интересуют как коллекционеров антикварной религиозной живописи, так и музеи, которые используют их в качестве экспонатов постоянных и непостоянных экспозиций. Такие иконы становятся темами научных работ и популярными в обсуждениях на различных форумах и конференциях. Один из подобных образов (а именно икона «Всевидящее око») станет темой и для данной статьи.

Происхождение иконы

Означенный образ является удивительным примером того, как народное творчество в сфере религии стало примером столь серьезного обсуждения и востребованного в культе продукта. Икона «Всевидящее око» появилась впервые во Владимирских землях из под кисти местных мастеров. Соответственно, первые и наиболее ранние образцы выдержаны в традициях Владимирского иконописания. Это действительно очень простая и в то же время красивая композиция. Сложность ее заключается в символизме, который она несет, так как, во-первых, он несколько расходится с концепцией канонической иконографии в области, касающейся способа подачи символических ключей. А во-вторых, будучи относительно новоделом (впервые образ появился около трехсот лет тому назад, то есть во времена заката традиций русской иконописи), икона «Всевидящее око» заключает в себе концептуальный смысл автора, который со стороны может быть проинтерпретирован неоднозначно.

Традиции исполнения

Традиционный образ, о котором мы говорим, исполнен в традиционных для Владимирской школы охряных тонах. Необычна композиция иконы, которая свидетельствует о стремлении автора передать через внешнюю простоту всю мощь и глубину образа.

Икона «Всевидящее око» является одной из самых таинственных, полных загадок образов. На этой почве, как и следует ожидать, рождается множество домыслов и разного рода предположений, от вполне себе убедительных версий до фантасмагорических гипотез, могущих посоперничать по своей остроте с лучшими образчиками конспирологических теорий. Однако образ действительно приковывает к себе внимание и заставляет погрузиться в него, сконцентрировавшись на сокрытых смыслах. Его мистичность и загадочность обеспечили ему популярность среди верующих даже вопреки неприятию со стороны значительной части духовенства.

Описание иконы

Основное изображение состоит из кругов, вписанных друг в друга в соответствии с особой схемой. Центральное место отводится сфере, в пространстве которой изображены четыре глаза, нос и рот. Из антропоморфных фигур на иконе присутствуют сразу как минимум три - Спаситель в традициях Спаса Эммануила, Богоматерь - нечто среднее между изображением Оранты и Покровы, а также фигура Бога-Отца, Господа Саваофа, которого, к слову сказать, вообще-то изображать нельзя. Все они расположены в различных круга, так что Икона «Всевидящее око», значение которой в общем и целом сводится к понятию всеведения, всезнания и предвидения Бога, приобретает своеобразный объем и определенные богословские акценты.

Почитатели образа настаивают на том, что при долгом его созерцании возникает эффект купольности, изменяющий в некоторой степени сознание и приоткрывающий перед молящимся дверь в духовный мир. Кроме того, если всматриваться со спокойным умом в икону при ровном освещении, то вскоре возникнет эффект вращение сфер. Икона «Всевидящее око» значение свое приобретает также благодаря общей согласованности всех ее элементов - их колористической и композиционной гармонии. Смотрящему на нее человеку она внушает, что Бог постоянно видит каждого человека насквозь, знает все его мысли, чувства, слова и поступки, как добрые, так и дурные. Четыре никогда не усыпающих глаза как бы символизируют это постоянное молчаливое наблюдение, побуждают верующего к практике непрестанного хождения в Божьем присутствии.

История образа

Если более подробно углубиться в историю образа, то можно узнать, что он появился впервые в XVIII веке, как считается, под влиянием западного искусства. Первоначально он, если не лгут исторические свидетельства, наносился под куполом храма. Собственно, композиция, которую мы видим на иконе, представляет собой репрезентацию архитектуры крестово-купольного храма с точки зрения наблюдения ее из нижнего центра под куполом так, как если бы взгляд был направлен вверх. Чуть позже распространившиеся образцы икон стали так популярны, что икона «Всевидящее око» Божие в доме стало вполне привычным делом.

Современное распространение

Когда-то будучи популярным, сегодня данный тип иконографии представляет собой крайнюю редкость. Такие иконы чрезвычайно трудно отыскать в храмах и даже купить в церковной лавке. Эта ситуация усугубляется тем, что многие священнослужители считают этот образ не вполне каноническим и предостерегают свою паству от увлечения им.

Икона «Всевидящее око»: где вешать в доме

Тем не менее в эпоху стремительного технического прогресса и вседоступности интернета нет ничего невозможного. Купить такую икону легко можно в интернете. Она может быть относительно дешевой, отпечатанной на бумаге, либо же дорогой, написанной настоящим мастером иконописного дела. Есть, однако, один вопрос, волнующий тех, у кого уже есть икона «Всевидящее око».

Где вешать этот образ? Потому что не все почему-то могут поставить его в один ряд с привычными иконами, то ли в силу его необычности, то ли в силу какого-то особенного ожидания. Ответ будет самый простой - стоит повесить эту икону там, где она будет видна вам и таким образом сможет оказывать должный эффект - напоминать о всеприсутствии Бога и его всезнании. Если вы собираетесь созерцать ее в течение длительных периодов времени, то лучше расположить образ так, чтобы вам самим было удобно работать с ним.

Не очень традиционные по стилю и композиции иконы, являющиеся результатом народной религиозной рефлексии, сегодня очень интересуют как коллекционеров антикварной религиозной живописи, так и музеи, которые используют их в качестве экспонатов постоянных и непостоянных экспозиций.

Такие иконы становятся темами научных работ и популярными в обсуждениях на различных форумах и конференциях. Один из подобных образов (а именно икона «Всевидящее око») станет темой и для данной статьи.

Происхождение иконы

Означенный образ является удивительным примером того, как народное творчество в сфере религии стало примером столь серьезного обсуждения и востребованного в культе продукта.

Икона «Всевидящее око» появилась впервые во Владимирских землях из под кисти местных мастеров. Соответственно, первые и наиболее ранние образцы выдержаны в традициях Владимирского иконописания. Это действительно очень простая и в то же время красивая композиция.

Сложность ее заключается в символизме, который она несет, так как, во-первых, он несколько расходится с концепцией канонической иконографии в области, касающейся способа подачи символических ключей.

А во-вторых, будучи относительно новоделом (впервые образ появился около трехсот лет тому назад, то есть во времена заката традиций русской иконописи), икона «Всевидящее око» заключает в себе концептуальный смысл автора, который со стороны может быть проинтерпретирован неоднозначно.

Традиции исполнения

Традиционный образ, о котором мы говорим, исполнен в традиционных для Владимирской школы охряных тонах. Необычна композиция иконы, которая свидетельствует о стремлении автора передать через внешнюю простоту всю мощь и глубину образа.

Икона «Всевидящее око» является одной из самых таинственных, полных загадок образов. На этой почве, как и следует ожидать, рождается множество домыслов и разного рода предположений, от вполне себе убедительных версий до фантасмагорических гипотез, могущих посоперничать по своей остроте с лучшими образчиками конспирологических теорий.

Однако образ действительно приковывает к себе внимание и заставляет погрузиться в него, сконцентрировавшись на сокрытых смыслах. Его мистичность и загадочность обеспечили ему популярность среди верующих даже вопреки неприятию со стороны значительной части духовенства.

Описание иконы

Основное изображение состоит из кругов, вписанных друг в друга в соответствии с особой схемой. Центральное место отводится сфере, в пространстве которой изображены четыре глаза, нос и рот.

Из антропоморфных фигур на иконе присутствуют сразу как минимум три – Спаситель в традициях Спаса Эммануила, Богоматерь – нечто среднее между изображением Оранты и Покровы, а также фигура Бога-Отца, Господа Саваофа, которого, к слову сказать, вообще-то изображать нельзя.

Все они расположены в различных круга, так что Икона «Всевидящее око», значение которой в общем и целом сводится к понятию всеведения, всезнания и предвидения Бога, приобретает своеобразный объем и определенные богословские акценты.

Почитатели образа настаивают на том, что при долгом его созерцании возникает эффект купольности, изменяющий в некоторой степени сознание и приоткрывающий перед молящимся дверь в духовный мир. Кроме того, если всматриваться со спокойным умом в икону при ровном освещении, то вскоре возникнет эффект вращение сфер.

Икона «Всевидящее око» значение свое приобретает также благодаря общей согласованности всех ее элементов – их колористической и композиционной гармонии. Смотрящему на нее человеку она внушает, что Бог постоянно видит каждого человека насквозь, знает все его мысли, чувства, слова и поступки, как добрые, так и дурные.

Четыре никогда не усыпающих глаза как бы символизируют это постоянное молчаливое наблюдение, побуждают верующего к практике непрестанного хождения в Божьем присутствии.

История образа

Если более подробно углубиться в историю образа, то можно узнать, что он появился впервые в XVIII веке, как считается, под влиянием западного искусства.

Первоначально он, если не лгут исторические свидетельства, наносился под куполом храма. Собственно, композиция, которую мы видим на иконе, представляет собой репрезентацию архитектуры крестово-купольного храма с точки зрения наблюдения ее из нижнего центра под куполом так, как если бы взгляд был направлен вверх.

Чуть позже распространившиеся образцы икон стали так популярны, что икона «Всевидящее око» Божие в доме стало вполне привычным делом.

Современное распространение

Когда-то будучи популярным, сегодня данный тип иконографии представляет собой крайнюю редкость. Такие иконы чрезвычайно трудно отыскать в храмах и даже купить в церковной лавке.

Эта ситуация усугубляется тем, что многие священнослужители считают этот образ не вполне каноническим и предостерегают свою паству от увлечения им.

Икона «Всевидящее око»: где разместить в доме

Тем не менее в эпоху стремительного технического прогресса и вседоступности интернета нет ничего невозможного. Купить такую икону легко можно в интернете.

Она может быть относительно дешевой, отпечатанной на бумаге, либо же дорогой, написанной настоящим мастером иконописного дела. Есть, однако, один вопрос, волнующий тех, у кого уже есть икона «Всевидящее око».

Где вешать этот образ? Потому что не все почему-то могут поставить его в один ряд с привычными иконами, то ли в силу его необычности, то ли в силу какого-то особенного ожидания.

Ответ будет самый простой – стоит повесить эту икону там, где она будет видна вам и таким образом сможет оказывать должный эффект – напоминать о всеприсутствии Бога и его всезнании. Если вы собираетесь созерцать ее в течение длительных периодов времени, то лучше расположить образ так, чтобы вам самим было удобно работать с ним.

Молитва перед иконой «Всевидящее Око Божие»

Господь Бог всемогущ, а потому обращаться к Нему с молитвой можно при любой нужде и горести, будь то просьбы о здоровье или счастье, о духовном просветлении, об улаживании вражды и конфликтов, о помощи в любых начинаниях и о благословлении на совершении важных дел.

Надо лишь помнить о том, что о чём бы ни взывали богомольцы к Всевышнему, молитва их должна быть искренна, чиста, усердна и горяча.

Так как для иконы «Всевидящее Око» не установлены специальные молитвы и акафисты, то можно использовать традиционные молитвы к Спасителю, Богородице и Господу Богу.

Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице

Пресвятая Владичеце моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смереннаго(ой) и окаянного(ой) раба(ы) Твоего(ей), унынее, забвение,неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окояннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;погаси пламень страстей моих, яко нищ(а) есмь и окаянен(нна). И избави мя от многих и лютых воспоминаний и преприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице

От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго(ую) и грешнаго(ую), ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому Ангелу-хранителю

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, ими же аз окаянный прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господом; явися мне милосерд и не отлучайся мене сквернаго даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне непотребном и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченной милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю, и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити притрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Всевидящее Око Божие

Русский учёный Александр Виноградов писал об иконе "Всевидящее Око Божие":
"Изображение двойного лица человеческого в виде четырёх или двух глаз, одного носа и губ без сомнения указывает на тесное сближение солнца стихийного и Солнца Духовного - Иисуса Христа Богочеловека, в обоих же вместе макрокосмос и микрокосмос, ибо человек есть малый образ великого образа - мира".
Символический лик окружают фигуры четырёх евангелистов: это и четыре стихии, и четыре стороны света, и - если угодно - четыре человеческих темперамента. Ну, а звёздное небо, на фоне которого изображён Христос, не нуждается в толковании: это "Небо небес", царство добра, истины, красоты.

Икона выражает идею всеведения Господа, который уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - нашему высшему органу - глазу.

На иконе изображён круг, концентрически слагающийся из трёх или четырёх кругов:

I) Круг первый, центральный, самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.
II) Круг второй, больший, представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены 4 глаза, нос и уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».
III) Над вторым кругом и надписью изображена с воздетыми руками Богородица. Третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного Солнца Правды - Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано: «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая».
IV) Круг четвёртый, самый большой изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями на окружности против них: «Серафим слово Бог», или изображены 4 ангела, из которых два внизу имеют свитки.
Над третьим кругом и главой Богородицы венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено «Небо небес» с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы.

Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». На всей же окружности четвёртого круга надпись: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.

На углах всей иконы расположены 4 круга евангелистов, начинающиеся от третьего круга и выступающие за четвёртый; в них на окружностях приведены объяснительные надписи, содержащие имя и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.

Икона «Всевидящее Око» выступает символической и аллегоричной композицией на слова Святого Писания, гласящие про неусыпно всевидящего и всеведующего Христа.

Изначальные появления картины Всевидящего ока, заключённого в фигуре треугольника, возникают с конца восемнадцатого – первой части девятнадцатого столетия. В более поздних версиях христианской иконографии (в основной массе у старообрядцев) можно повстречать лик «Всевидящего ока Божьего». В этом материале я раскрою вам историю появления иконы, а также её сакральное символическое значение.

Символ Всевидящего Ока изображают заключённым в равнобедренном треугольнике, от которого в стороны расходятся яркие лучи. Око выступает олицетворением просвещённости сознания, понимания высших материй, а также пристального и вечного наблюдения за человеком со стороны высших сущностей.

Если рассматривать Око с позиции масонства, то оно является точкой, не имеющей определённого размера, но находящейся везде в пространстве. Для приверженцев масонского учения данный символ воспринимается, как внимание Высшей силы ко всему в общем и по отдельности к каждому из приверженцев тайной организации.

Масонская символика очень многогранная, она состоит из многих символов, среди которых глаз является святым Абсолютом, совершенным строением всего насущного. А лучи, которые расходятся в разные стороны, ассоциируются с туманом, скрывающим землю от взгляда Всевышнего.

Есть несколько вариантов трактовок данного символа:

  • олицетворяет собой Солнце, Высший разум, космическую гармонию;
  • символизирует способности к ясновидению, умение видеть то, что не способны видеть обычные люди;
  • воплощение всех солярных божеств, которые имеют живительную солнечную энергию;
  • восприятие Всевышнего, как источника света для души человека.

История возникновения иконы

Данное священное изображение является наглядным образцом вероятной популяризации народного творчества в религиозной жизни за всё своё существование. Хотя икона Всевидящего Ока – символ достаточно неоднозначный, она, тем не менее, пользуется огромной популярностью у православных людей.

Изначально картина возникла во Владимирской земле, где была создана руками местных мастеров в стилистике и традиции Владимирского иконописания (как минимум такими были первые вариации иконы).

Гамма исполнения – охристые тона, типичные для того региона. А основная отличительная особенность иконы – её простота с одновременной привлекательностью композиции. Трудность восприятия заключена в большом количестве различных символов, изображённых на лике. Икона Всевидящего Ока Божьего имеет отличную концепцию от традиционной канонической иконографии, но также и по-другому подаёт все ключи, раскрывает их сакральное значение.

Помимо этого, она выступает довольно молодым образом, возраст которого не превышает триста лет – то есть представляет собой новодел. Сотворение иконы приходится на закат традиционной русской иконописи, вероятно по этой причине «Всевидящее око» наполнена таким неоднозначным с первого взгляда, концептуальным авторским замыслом.

Как вы уже наверняка поняли, Всевидящее око – это отнюдь не просто христианский символ. Глаз, изображаемый нарисованным в равностороннем треугольнике (лучезарной дельте) представляет собой герб масонов. Он ассоциируется со скрываемой истиной, мудростью и совестью, первопричиной всего в нашем мире, торжества над злыми силами, а ещё – выступает олицетворением Великого Архитектора Вселенной – той верховной сущности, которая и создала нашу Галактику.

Также аналогичный символ можно обнаружить и в истоках древнеегипетской культуры. У жителей Древнего Египта Всевидящее Око олицетворялось с жизненной энергией, плодородием и царской властью.

Интересный факт! Как правило, духовенство выражает довольно скептическое отношение к данному лику из-за его мистичности, которая, однако, нисколько не снизила популярность иконы среди православных верующих.

Что обозначает икона Всевидящее Око

Изображение подобной святыни отличается многогранностью, поэтому, если вы желаете получить максимум информации про икону, запаситесь терпением.

В центральной части мы можем наблюдать лик Спаса Эммануила – юного Сына Божьего, благословляющего людей. В некоторых случаях он в левой руке держит Евангелие, в котором на церковнославянской вязи написана фраза: «Придите ко мне все, кто нуждается во мне».

От круга, в котором изображается , диагонально отходят четыре луча треугольного сечения. Они могут притрагиваться к внешнему ореолу либо заходить за его границы и завершатся тетраморфом (небольшими ликами апостола Матфея, Марка, Иоанна и Луки). В основной массе случаев последователи Христа изображены в виде аллегорических образов, как ангел, лев, телец и орёл и обозначены с помощью соответствующих подписей-титлов.

Следующий круг (алого цвета) представляет собой изображение глаз, носа и уст – символа постоянного присутствия Создателя в жизни православных мирян, а ещё – его искреннее желание и стремление позаботиться о каждом грешнике. Именно этот круг и обусловил получение иконой своего наименования. Над данной частью красуется надпись: «Угль Исаия проявляй, солнце из Девическия утробы возсияет во тме заблудшим благоразумным». А выше изображается лик Святой Девы Марии, принявшей на себя ипостась Оранты, которая молится.

За этим кругом мы можем наблюдать наличие зелёного (в некоторых случаях тёмно-красного кольца), усеянного большим количеством звёзд. Кольцо выступает олицетворением божьей благодати, снизошедшей на верующих после того, как Иисус принёс себя в жертву. Напоминание этого – высказывание из Евангелия от Луки, которые начертаны на ободке: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя».

Наружное кольцо (тёмно-синего либо алого цвета) изображает серафимчиков с шестью крылышками. Это символ обители, где нашли вечный покой святые и праведники, восхваляющие Создателя.

Ангельские существа с огромным чувством радости и душевного трепета смотрят на Саваофа, который изображён в ореоле внизу. Сам Создатель нарисован с распростёртыми руками, словно он стремится обнять и прижать к своей груди каждого, кто обратит внимание на реликвию. В некоторых версиях иконы образ Творца украшен с помощью облаков и радуги, а на груди его изображается белоснежный голубь – выступающий эмблемой Святого Духа, посетившего Деву Марию.

Безусловно, восприятие такого сложного рисунка даётся не сразу – нужно заниматься постепенным и очень детальным его изучением, концентрируясь на каждом из изображённых символов. Но за счёт созданной необычной подачи иконы она приобретает ещё более важное значение – Спаситель словно просвещает всю нашу Землю, давая обет защищать и оберегать православных людей столько, сколько это потребуется.

Однако, он также внимательно следит за действиями всех людей и проявляет справедливое осуждение по отношению к ним.

В каких случаях обращаются к данной иконе?

Итак, самый интересный вопрос – когда же стоит читать молитвы перед иконой «Всевидящего Ока»?

Данное изображение является полностью универсальным, не имеющим никаких пределов в просьбах, так как человек не имеет возможности накладывать ограничения на Бога, сотворившего и контролирующего всё на нашей планете. Бог имеет безграничную силу: он способен устранить из жизни человека неудачи, подарить ему здоровье, бодрость, а также помочь исполнить сокровенные желания.

Вследствие этого перед этой иконой можно читать абсолютно любые мольбы и прошения, которые тревожат вашу душу.

Икона «Всевидящее Око» поможет в ряде ситуаций:

  • убережёт от неблагоприятных воздействий, сглаза;
  • поспособствует раскрытию и проявлению потаенных возможностей и талантов личности;
  • исцелит от слепоты, нормализует зрение;
  • убережёт от различных печалей, забот и патологий;
  • поможет человеку удержаться от совершения прегрешений;
  • притормозит греховные мысли в мозгу;
  • грешным людям – помогает укреплять их веру;
  • родители с помощью данного становятся более мудрыми в воспитании малышей;
  • и ещё икона поспособствует принятию верных решений, как духовных, так и плотских.

Но не забывайте про то, что Бог не является Дедом Морозом или волшебной палочкой, он не станет исполнять абсолютно все ваши прихоти и капризы. А иконы не относятся к волшебным предметам, вроде лампы джина. Они лишь призваны настроить человека на правильную волну и способствуют очищению сознания, что добавляет молитвам большей искренности.

Как уже упоминалось выше, описываемый образ в нечастых случаях встречается в церкви, на что влияет его неоднозначность и неканоничность, вследствие которой икона не пользуется спросом у большей части священнослужителей.

Несмотря на это, первоначально лик «Всевидящее Око» применяли как декоративный элемент, которым украшались стены, купола и плюс его использовали в качестве храмовой росписи. До сегодняшнего дня её можно наблюдать в таких местах в церквях, относящихся к восемнадцатому-девятнадцатому столетию, а более современные храмы такую роспись уже не применяют. Со временем указанный лик начал возникать в качестве полноценного образа на иконостасах в церквях и жилищах.

Обратите внимание на тот факт, что приобретение такой иконы допускается исключительно в тех ситуациях, когда этого искренне жаждет и тело и душа. Большая часть верующих пребывает в сомнениях по этому вопросу, кроме того высшее духовенство также не может однозначно ответить на вопрос: «Когда допускается приобретение иконы?».

Когда же покупка уже сделана, необходимо озадачиться правильным размещением иконы среди иных изображений.

В стародавние времена все иконы традиционно помещали в специальный «красный угол», который располагался с восточной стороны дома, обязательно в качественно освещённом месте. На данный момент времени такого угла уже нет, однако иконы всё равно советуют расставлять именно вдоль восточных стен в тех областях, где достаточно хорошее освещение. Конечно, делается это лишь тогда, когда есть возможность.

Старайтесь, чтобы иконы находились как можно дальше от предметов техники (телевизоры, радио, компьютеры), а также книжные полки. На полочке с иконами должны стоять исключительно иконы, откажитесь от размещения на ней любых посторонних предметов (картин, декоративных элементов, полок с книжками и так далее). Допускается вариант украшения этого места с помощью цветов или полотенец собственноручного изготовления.

На открытых полках допускается размещение лампад, в которых в процессе совершения молитв зажигаются свечи. На центральном месте в иконостасе должны располагаться образы Иисуса Христа и Божьей Матери. Важно, чтобы они имели достаточно большой размер. А с боковых сторон возможно размещение уже прочих икон по желанию хозяев (образов святых, ангельских существ и так далее).

Обязательное условие для иконостаса – вас ничего не должно отвлекать от молитв.

Наряду с прочими образами располагайте и икону «Всевидящего ока». Сразу необходимо отметить, что к ней отсутствуют какие-либо специальные молитвы, но это совершенно не означает, что вы не можете выражать свою искреннюю молитву с помощью обычных слов, исходящих из вашего сердца и души. Просто поговорите с Всевышним, расскажите ему про свои проблемы, которые мучают вас и попросите ему помочь вам. Если ваша просьба будет искренней – она непременно будет услышана.

Теперь вам известно значение иконы Всевидящего Ока, а также то, в чём она помогает. В завершение темы рекомендуем вам к просмотру интересный видео-материал:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

События из истории иконы

Это одна из самых редких икон, но имеет только местночтимое значение, а жаль, ибо аллегория, заключенная в этой красивой композиции, глубока и многосимволична. Икона пришла в Россию из Святого Афона, где была создана приблизительно на рубеже XIII – XIV веков греческим иконописцем Мануилом Панселином, работавшим в македонской школе, кисти которого принадлежат росписи таких Свято-Афонских монастырей, как Ватопед, Успенский собор в Протата в Карее (там же, на Афоне). Также некоторые западные исследователи предполагают, что Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквах монастырей Пантократор и Великая лавра. Ему же принадлежат иконы и многие иные древние иконописные шедевры в монастырях Святого Афона.

В России в городе Рыбинске есть монастырская икона недалеко от вокзала г. Рыбинска, известная чудотворной силой. Сведения, как добраться до места, где она находится, см. в разделе «В каких храмах есть икона». В рыбинскую часовню ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина. Только вот название этой иконы – «Спас Недремлющее око». Тут начинается некоторая путаница, которая возникает, например, при указании изобразительной разницы между иконами Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец». Они различаются в деталях, но типология и значение их практически едины.

Есть в Угличе в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря икона «Спас Недремлющее око», которую в 1848 году оставила в дар жительница города А.В. Лебедева, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Список иконы хранится там поныне.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в часовне, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году.

Значение иконы

«Спас Недреманное око», по-гречески «Христос-Анапесон» – иконографический тип, который имеет немного канонических версий. Сюжет иконы «Недреманное око» основан на предании о земной жизни Богоматери. На пути из Иерусалима в Назарет (по другим предположениям – по пути в Египет, но тогда Христос совсем еще дитя) уставший от дороги Христос-Отрок прилег отдохнуть, а Богоматерь оберегала Его сон. Во время отдыха ангелы возвестили Ей о будущем крестном страдании Первенца Ее, отчего так скорбно Ее лицо и нежно-печально склонен к ложу Сына стройный стан. Параллельный отдыху – упокоению – символ на образе, где вместо престола, ложа, на котором отдыхает Христос, изображен пологий крест, и на иконе – надпись «Господь Вседержитель Недреманное око, вознесен бе на кресте».

В поздних списках, один из которых иконописец Юрий Кузнецов взял за основу списка в стиле кузнецовского письма, на иконе изображены два ангела. Тот, что парит над ним, держит в руках рипиду 1 . Эта древняя церковная утварь участвует в литургии, когда происходит освящение даров перед причастием: хлеба и вина – тела и крови Христовой, ими осеняют дискос, на котором лежат хлебы-просфоры, символ тела Его, и потир – чаша с вином, символом крови Его. В целом – жертвой бескровной. Здесь, на иконе, рипида колышется в небесах над юным Христом, который еще не вышел на путь проповеди; но это – провозвестие о Нем, как об агнце на заклании, о чем упоминали ветхозаветные пророки.

В Его ногах стоит ангел с крестом, копием и тростью с губкой: крест – символ Древа, на котором Он будет распят, копие – пронзит Его грудь, губка на трости – Его напоследок по Его просьбе напоят уксусом: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Инн. 19; 28–30).

А пока Он – только усталый мальчик, который спит и не спит, как юный лев, Мать Которого уже все знает о будущем Сына и каждый раз, глядя на него в следовании за Ним по Его пути, помнит заранее и о Его крестных муках, и Его Воскресении. Но, несмотря на знание о Воскресении, о великом качестве события, которое перевернет все духовное бытие человечества, открывая всем, кто последует за Сыном Человеческим, путь к Бессмертию, Ее материнское сердце страдает, ибо часы Его мук – это муки Ее Божественного Первенца, Ее РЕБЕНКА. Только Ей, Богородице, ведомы и вся горечь, и все потрясение от утраты единственного Дитя, и радость Его Пасхального Воскресения. Не потому ли, когда мы произносим слова: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…», то ком становится в горле, поскольку мы вкладываем в слова этой прекраснейшей и нежнейшей из богородичных молитв смысл великого со-чувствия избавлению от Материнских мук о Сыне и вечной радости пребывания с Ним рядом, а что может быть прекраснее священной участи матери, чем существование рядом со своим возлюбленным чадом…

Знает все это и Отрок-Христос, и подвиг Его, при внимательном, горячем, сердечном рассмотрении этой иконы, становится еще величественней, выше, и, если хотите, трогательней для души, еще более возвеличивая суть и смысл того, во что верят христиане.

Вот неслышимый диалог между Матерью и Сыном, который предполагают богословы и который вполне реален и логичен: «Господь Всемогущий, Сын мой и Бог мой, прислушайся и выслушай молитву Твоей Матери, которая просит Твою святость». Сын же отвечает: «Почему, дорогая мать, ты боишься, видя, что я упокоился на брачной постели, распят и уложен во гроб? Я воскресну во славе и покараю силы ада».

Теперь, зная чуть больше об иконе «Спас Недреманное око» и глядя на нее, созданную в кузнецовском письме, в его радостных, сияющих тонах, не подумается ли, что, конечно, можно и нужно приехать на поклонение в места, где находится этот редкий, осененный временем и многими молитвами – диалогами с Господом и Матерью Божией – список. Но чтобы видеть этот священный, удивительный по своей многозначности образ ежедневно – не включить ли его в череду своих домашних икон?

Посмотрите на эту икону еще раз, заново, после того, что прочли о ней, о ее значении. Порадуйтесь тому, что при желании, если она будет у Вас дома, Вы сможете подойти к ней каждый день, если того потребует душа, тоскующая по Любви, взыскующая Веры, стремящаяся не утратить Надежды. Мы все, уверовавшие в Него, вечно теперь стоим перед Его Недреманным оком, которое защитит и направит нас всегда, а Богоматерь – отныне и вовеки будет нашей перед Ним Ходатаицей и Заступницей.

___________________________
1 Рипи́да (с греч. – опахало, веер) – в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического либо деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Выпуск 25

Время от времени в жизни каждого из нас наступает миг, когда этот мир кажется нам юдолью скорбей и болезней. Причины могут быть разные: собственная болезнь, недомогание близких или их кончина. Мало ли препон подстерегает нас от рождения к могиле. И день оборачивается ночью: мы погружаемся в беспросветный мрак, над которым, кажется, никогда не встаёт солнце. Холод и отчаяние лишают сил, и мы в беспокойстве оглядываемся по сторонам в поисках сочувствия. И находим их у всесвятой и всеблагой Божией Матери. Она осушает наши слёзы и посылает лучик тепла и надежды, что разгоняет самую беспросветную, самую холодную мглу.

О, сколько православных икон Божией Матери хранятся почтительно и любовно по бескрайним просторам Руси. И в каждом пребывает частичка благодати Царицы Небесной. К Её иконам несут православные свои беды и радости, к Ней обращаются за помощью и поддержкой. Среди сонма богородичных образов есть один, о котором практически ничего не известно — кто его написал и когда. Но трогательное, поэтическое название иконы наполняет душу особым светом и теплом: вслушайтесь — православная икона Божией Матери «Недремлющее око». Имя это радостно, как улыбка, слетевшая с горних высот.

Суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, не позволили сохраниться множеству документов. Они сгорели в горниле революций и войн. Вместе с этими документами безвозвратно исчезли факты, и теперь мы можем лишь догадываться, додумывать. Что нам известно о православной иконе Божией Матери «Недремлющее око»? Увы, практически ничего. Можно лишь сказать, что тот, кто писал этот образ, был приверженцем итальянской школы живописи. Зато народная память сохранила чудеса, явленные Божией Матерью ради Её иконы «Недремлющее око».
Подавляя в себе предательскую жалость, товарищ Трухин вёл хрупкую измождённую женщину для исполнения приговора. Он давно знал эту контру, но не это мешало ему. Мало ли знакомых он ставил к стенке и исполнял справедливый приговор революции. Смущало другое. Впервые он увидел Ирину Константиновну цветущей женщиной, которая сидя за праздничным столом, приветствовала его: «Христос, воскресе!». И даже сейчас, как и тогда в душе откликнулось: «Воистину воскресе». Трусливо оглянувшись — не подслушал ли кто контрреволюционных мыслей, Трухин ударил женщину. Ударил, чтобы выбить из себя эти ненужные и опасные воспоминания. Женщина поскользнулась, но не упала. Она оглянулась на мучителя и тот удивился: Ирина Константиновна не кричала, не плакала, не просила. Такое самообладание редко, но случалось видеть Трухину. Но эта женщина… улыбалась, не блуждающей улыбкой сумасшедшей, а радостной улыбкой встречи с родными. При этом она смотрела на купола собора, стоящего неподалёку. Трухин оглянулся и увидел, как в безоблачном небе, на фоне куполов, проступает икона Богородицы. Ирина Константиновна перекрестилась, шепча молитву, а Трухин в злобе и панике выстрелил в образ. Икона вспыхнула нестерпимым светом. Обезумевший от страха Трухин, бросил оружие и с жалобным криком прикрыл ослепшие глаза: теперь он был беспомощнее котёнка, а о расстреле забыл и думать.

Православна икона Божией Матери «Недремлющее око» известна не так широко, как Казанский или Владимирский образы, но ежедневно сотни паломников стекаются в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска, чтобы поклониться дивному образу, дабы попросить Царицу Небесную ради Её образа «Недремлющее око» о том, чтобы не оставила неразумных чад в опасности телесной и духовной. Сей чудотворный образ прославлен также благодатными исцелениями. Перед этой иконой читается следующая молитва: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода