Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Васильевская церковь. Васильевское

Деревня (село) Васильевское находится недалеко от города Серпухов. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине ее, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетский храм, основной объем которого завершается низкой кровлей на четыре ската. Скат увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее. Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но к сожалению она утеряна. Внутри самой церкви можно увидеть сохранившиеся оригинальные резные потолочные балки. Иконостас, утварь бесследно утеряны.



Старинная церковь в глубине села Васильевское появляется перед глазами как то неожиданно, но особого впечатления сначала не производит – захламлённая территория вокруг мешает наслаждаться резной красотой. Церковь полностью деревянная, почти чёрного цвета от старости. Даже купол выполнен из резного дерева.

Никольская церковь – всё, что осталось от старинной дворянской усадьбы – датируется 1689 годом (дважды реставрировалась в прошлом веке: в 1969 м и в 1980 м годах). Храм как памятник архитектуры имеет огромную научную и художественную ценность.

В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад зерна. Во время реставрации в 1969 году разобрали колокольню. А 19 декабря 1993 года храм был передан Русской Православной Церкви, и в нём возобновлены богослужения. Они совершаются только по субботам, в престольные праздники Святителя Николая (19 декабря и 22 мая) и на большие православные праздники.

ПРОЕЗД АВТОБУСОМ №22 ДО ОСТАНОВКИ «ВАСИЛЬЕВСКОЕ», МАРШРУТКАМИ №№ 62, 63.



«Ближе к Серпухову – село Васильевское. Деревянная Никольская церковь (1689) виднеется на окраине его, посреди небольшого сельского кладбища. Это простой клетской храм, но, в отличие от большинства подобных сооружений, основной объем завершается здесь не двускатной крутой кровлей, а сравнительно низкой и на четыре ската. Он имеет небольшой «повал» (расширение в верхней части) и увенчан декоративным восьмериком, на котором возвышается покрытая лемехом главка на тонкой шее.

Церковь в Васильевском близка по типу… мелиховской Рождественской церкви. Подобные же храмы, относящиеся нередко и к более раннему времени, можно встретить и в других районах страны. Такой консерватизм архитектурных форм в деревянном зодчестве объясняется особенностями самого материала, в известном смысле «типового», - дерева, - не позволявшего строителям отступать от веками выработанных приемов и типов построек.

Никольская церковь имела прежде галерею-гульбище, но, к сожалению, недавняя реставрация осталась незавершенной, и галерея восстановлена не была.

Внутри церкви можно видеть оригинальные резные потолочные балки, причем в трапезной, где они расположены ниже (то есть на более близком расстоянии от зрителя), их резьба мельче и сложнее.

Снаружи трапезная храма скромно украшена пропильной резьбой».

Источник: М.М.Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978



Храм святителя и чудотворца Николая села Васильевское

Васильевское уже известно с 1563 г. Как сельцо упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. В 1627 г. в сельце находился «двор ево помещиков да двор людской, два крестьянских, два двора бобылей». Церковь существовала до 1689 г., так как сын Андрея Соймонова Афанасий подавая просьбу о построении храма патриарху Иоакиму в этом году «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана» . В 1690 г. храм был освящен. В 1705 г. упоминаются жившие при церкви священник Петр Иосифов и дьячок Михаил Иванов. В 1802 г. Никольский храм становится приписным к храму Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево. Документация церкви была объединена с Рождественской церковью, причт Рождественской церкви получал за Никольский храм небольшую ругу (жалование).

В XIX столетии храм святителя Николая был обновлен – пристроена деревянная колокольня, растесаны окна в храме и трапезной, повышена кровля, глава изменила свою форму, внутри храм был оштукатурен вероятно это было сделано тщанием помещицы Варвары Дмитриевны Хмелевой до 1860 г. В первой половине XIX в. богослужение совершалось в храме один раз в Великий пост, в пяток Святой Пасхи, на память святителя Николая, святителя Димитрия Ростовского. Позднее «по резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшей на прошение коллежской ассесорши Варвары Дмитриевны Хмелевой 1860 года декабря 27 дня навсегда утверждены для службы в сем храме следующие дни на 21 мая, 18 июня, на 8-е и 28 июля, на 16 августа, 1-е и 23 (день обновления храма) октября и на 24 ноября с возможным поминовением усопших родителей» . Церковь не отапливалась.

Закрыт деревянный Никольский храм был, вероятно, одновременно с главной церковью Рождества Христова в Телятьево и использовался как ссыпной пункт зерна.

В 1969 году началась реставрация Никольского храма, ему вернули, по возможности, первоначальный облик, но почему-то не была восстановлена северо-западная галерея-гульбище. В 1993 г. возобновлено богослужение. Храм открывается на память святителя Николая, на праздник Богоявления и в Великую субботу.

Никольский храм – уникальный памятник древнерусского деревянного зодчества на территории Подмосковья. Васильевская церковь принадлежит к так называемому клетскому типу храмов.

Васильевский храм поставлен на каменный фундамент, состоит из прямоугольной в плане клети, к которой с восточной стороны пристроена пятигранная алтарная апсида, а с запада прямоугольная трапезная. Сруб Никольской церкви рублен "в обло". Храмовый сруб несколько расширяется кверху, образуя повал, который позволяет вынести подальше от стен свесы кровли, предохраняя сруб храма от дождя. Кровля церкви четырех скатная, увенчана маленьким восьмигранником с восьмискатной кровелькой, на котором расположена круглая главка с шеей, крытые лемехом (деревянной чешуей из осиновых дощечек с зубчатыми краями). Алтарь храма выложен отдельно "в лапу" и тоже имеет небольшой повал. Кровля западной стены Никольской церкви декорирована скромной резьбой.

В интерьере храма сохранились уникальные балки-матицы, случайно обнаруженные под поздней штукатуркой при реставрации. Это единственные такого рода матицы, сохранившиеся в церковном интерьере средней полосы. Пятигранные сосновые матицы украшены резными, хорошо сохранившимися розетками с солярными знаками, рисунок которых не повторяется, всего розеток сорок.

Храмов, подобных Васильевскому сохранилось крайне мало, они весьма уязвимы. Такого же типа клетская , сгорела несколько лет назад.

ЗАПИСКИ РЕСТАВРАТОРОВ

Ополовников А. В., Ополовникова Е. А.

Неузнаваемо перестроенной была Никольская церковь. И выглядела она безнадежно неинтересной, долгое время не привлекая внимания реставраторов. Лишь когда штукатурка с его некогда «благолепно» выровненного потолка стала обсыпаться, обнажив невероятной красоты резные деревянные балки, реставраторы начали исследовать храм, стремясь определить его первоначальный облик. Что же касается балок, на которые опиралось потолочное перекрытие, то были они не прямоугольные, не круглые в сечении, а пятигранные с чудесной резьбой в виде розеток, каждая из которых имела свой неповторимый рисунок. Ничего подобного в деревянных церквях дотоле не встречалось. И, несмотря на эту уникальность, обнаруженную еще в конце 1960-х годов, Никольская церковь почти три десятилетия простояла в заброшенно-пустом состоянии. Начатая в 1970-е годы ее реставрация так и не была завершена. Церковь все это время не запиралась, и войти в нее мог любой желающий в любое время суток. Слава Богу, кровельных протечек не было, почему стены и драгоценные балки памятника не были повреждены. В процессе исследования Никольской церкви выяснилось, что в конце XIX века всю ее верхнюю часть перекроили заново, а с западной стороны пристроили уродливую колокольню с аляповатым верхом ставшую доминирующей частью здания. Окна и двери храма были расширены и переделаны настолько, что от них не осталось и намека на древнерусское деревянное зодчество. Наружные стены памятника, как обычно для тех времен, обшили тесом «под камень». Галерею вокруг храма уничтожили.

Всесторонние исследования позволили осуществить графическую реконструкцию памятника, воссоздав весьма точно и достоверно его былую архитектурную композицию. Только две детали этого воссоздания остались не подтвержденными следами на подлиннике. Первая - это глава, венчающая церковь, вместо которой был установлен позднейший купол. От первоначальной главы никаких следов не осталось. Вторая деталь - крыльцо, примыкавшее к галерее, от которого тоже не осталось следа. На его месте была водружена колокольня. Все остальные детали - подкупольный восьмерик, подкровельные конструкции, оконные и дверные проемы, галерея, кровли и их элементы - были воссозданы вполне обоснованно и лишь с некоторым восполнением прежних утраченных форм по аналогам с подобными формами других зданий того же времени и стилистической направленности. Потому можно считать, что памятник в целом был реконструирован правильно, хотя в мелких деталях он в чем-то может и отступать от своих подлинных первоначальных форм, оставаясь в то же время традиционным храмовым сооружением русского деревянного зодчества как в своем архитектурно-композиционном решении, так и в каждой мелочи. Здесь и трехчастный план, объединяющий трапезную, четверик и алтарь; и объемно-пространственная структура, в которой центральным композиционным звеном служит статичный и слегка повышенный куб четверика с повалом, перекрытый на четыре ската и увенчанный невысоким четвериком с главкой; и асимметричная «висячая» галерея, оживляющая аскетическую строгость и простоту общих архитектурных форм здания. К таким же типичным проявлениям традиций русского деревянного зодчества надо отнести и весь конструктивно-технический строй этого памятника. Здесь всё, начиная от способов рубки углов и обработки стен и кончая подкровельными конструкциями, сделано точно так же, как и на всех других древних деревянных памятниках России вне зависимости от места их нахождения. И к этому надо добавить, что такие детали, как дверные косяки, волоковые оконца и даже жгуты, розетки и пояски, из которых соткана уникальная вязь потолочных балок, можно встретить на самых разных памятниках деревянного зодчества, разных их деталях и в разных местах России.
В целом пропорциональный строй Никольской церкви, ее масштаб, композиционное построение и формы типичны для небольших скромных церквей.

Немало общего у этого памятника с . Обе церкви просты и не претендуют на высокие архитектурные достоинства, свойственные обычно летним храмам - монументальным и величественным сооружениям, в архитектуре которых ведущим началом выступает не столько практическая, сколько художественная сторона построения. В планировочной композиции Никольской церкви в Васильевском не трудно заметить те изменения, которые появляются в пространственной структуре деревянных церквей к концу XVII столетия. Прежде всего - одинаковая ширина трех разных помещений церкви: трапезной, четверика и алтаря, нарушающая традиционную ступенчатость композиции, а вслед затем и объемно-пространственную выразительность всего здания, в котором четверик был обычно меньшим по ширине в сравнении с трапезной, но более широким в сравнении с алтарной апсидой. Одинаковость объемов привносит некоторую монотонность в силуэт церкви в Васильевском, демонстрируя уже нарождающиеся к концу XVII века признаки деградации традиций древнерусского зодчества. Но, испытав на себе эти новые веяния, архитектура Никольской церкви в Васильевском всё-таки осталась живым воплощением самобытной строительной культуры русского народа. И самое замечательное в ней - резные балки. Они до сих пор остаются непревзойденным шедевром и классическим образцом национально-русской скульптурной пластики и резьбы по дереву. Они - главная особенность памятника. Каждая балка представляет собой пятигранный брус, у которого две нижние грани - наклонные, сопряженные между собой примерно под углом в 45 градусов. Поперечные перехваты разделяют балки на пять секций. По обеим сторонам каждого перехвата, состоящего из комбинации двух витых жгутов, среднего валика и боковых плоских поясков, зеркально располагаются кувшинообразые «дыньки», обрисованные плавными кривыми линиями, которые сходятся к центральной части каждой секции - их розеткам.

Этот основной мотив резьбы балок, повторяемый в каждой секции и на всех четырех гранях, превращает саму балку в единый скульптурный монолит, подобный резным столбам в трапезных, на крыльцах и галереях. В основе его художественной выразительности лежит ритмический шаг подчеркнуто разных архитектурных форм, построенный на их контрастном противопоставлении. Такой пример ритмичного чередования и контрастного сочетания тонко детализированных и крупномерных гладких элементов - одна из самых ярких и общих особенностей всего древнерусского деревянного зодчества. А в Никольской церкви этот общий прием получил еще индивидуальную трактовку, выраженную в том, что все розетки на обеих балках трапезной, а их сорок штук, имеют разный рисунок. Однако здесь нет того хитрого чередования нескольких разных форм, при использовании которых достигается лишь иллюзия их бесконечного разнообразия. Здесь буквально каждая розетка нарисована по-своему, и среди них нет двух одинаковых. И это, несмотря на то, что с любого места можно увидеть лишь половину из общего количества всех розеток. Каждая из них выполнена в технике трехгранной выемчатой резьбы, все они одного размера. И, на что обратим особое внимание, на них нет каких-либо следов прежней раскраски, кроме остатков позднейшей штукатурки. Более того, живая текстура дерева - годичные слои и кольца, следуя всем прихотливым переливам форм розеток, еще резче подчеркивают и выявляют сами эти формы, внося в них дополнительный декоративный мотив, органично слитый с их рисунком. Поэтому розетки, как, впрочем, и вся резьба балок, выступают как формы, специфичные для дерева и гармонически взаимосвязанные с его естеством. Пластика объемных форм, расположенных в трехмерном пространстве, сливается здесь и с выразительностью самого дерева, словно пронизывающего своими мерцающими волокнами эти формы, и создает бесконечно изменчивую гамму как бы движущихся полутонов и бликов, за которой теряется предел видимого и воспринимаемого. Добавим к сказанному, что сравнительно мелкий рисунок балок рассчитан на близкое восприятие: высота потолка в трапезной составляла всего 2,5 метра. Сами же балки выполнены из прекрасной кондовой сосны с ярко выраженной текстурой. В заповедных лесах Серпуховской земли и по сей день стоят подобного рода красавицы сосны.

http://tsobor.ru/?p=1545



В ночь с 18 на 19 июня полностью сгорела деревянно-рубленная церковь Николая Чудотворца в деревне Васильевское Серпуховского района. Это самая старая православная церковь на территории района, она построена в конце XVII века.

Как сообщили «МК» в Серпухове» специалисты противопожарной службы, в церкви не было электропроводки, поэтому пожарные подозревают умышленный поджег. Сейчас пожар полностью потушен. Информацию полностью подтвердили и в администрации Васильевского сельского поселения.

Поскольку церковь Николая Чудотворца принадлежит Серпуховскому благочинию, на место приехал отец Владимир. Несмотря на большое историческое и культовое значение церкви, она не охранялась.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. В его экспозиции - только шедевры. Их можно пересчитать по пальцам - эти жемчужины искусства Святой Руси. И в этом «Святая Святых» выставлены две иконы из сельского храма, о котором пойдет речь: церкви Святителя Василия Великого (с. Васильевское, Старицкий р-н Тверской области). «Одна - с Богоматерью Одигитрией и святителем Николаем Мирликийским на обороте, - читаем мы в путеводителе по Музею Андрея Рублева (Москва, 2012), - вторая - с фрагментарно сохранившимся «Рождеством Богоматери» и полностью переписанной в позднее время оборотной стороной». Авторы путеводителя характеризуют их как «лучшие памятники тверской иконописи в собрании музея». «Значение и художественный уровень [икон], - пишет в замечательном исследовании «Село Васильевское и деревня Рамейково. Церковь Свт. Василия Великого. Этнографический очерк» (Старица, 2013) этнограф Марина Анатольевна Зенина (родители которой, раскулаченные в начале 30-х гг., родом из д. Рамейково), - показывает включение их в самые крупные публикации музея: «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств ХIV - ХVI вв.» 1970 г., «Живопись Древней Твери» 1974 г., а также во все значительные издания, посвященные самому музею (1972 г., 1989 г., 2007 г. и др.)».

Что же это за храм, сохранивший для потомков столь удивительные сокровища? Приведем важнейшие сведения о нем, взятые, главным образом, из упомянутого исследования М.А. Зениной.

История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней - поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: дв[ор] попов, дв[ор] проскурницын, дв[ор] понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.

Но 1594 г. - это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х гг., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова - Василий и названия храма - Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.

Но вполне возможно, что храм еще более древний. Ведь упомянутые в начале очерка иконы датируются исследователями первой четвертью (первая) и первой половиной (вторая) ХV века. Конечно, иконы могли быть написаны и не для этого храма, и быть переданы туда позже. И все же!.. А Василий Поликарпов во второй половине ХV века мог возвести новое здание церкви, разобрав прежнее за ветхостью. Как это сделали его далекие потомки в начале ХIХ века.

Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.

Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) - во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) - во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом - холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной - теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида - одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, - вспоминает Константин Егорович Филиппов. - Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах - старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, - многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон - сцены с изображением Иисуса Христа.

В главном приделе частично сохранился резной деревянный иконостас.

В настоящее время известны семь икон из церкви с. Васильевское. Они были обнаружены экспедициями Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, руководимыми главным хранителем музея В.В. Кириченко - 6 икон в 1967 г. и 1 («Рождество Богоматери») в 1968 г.

Итак, две уже упомянутые древние двусторонние запрестольные выносные иконы (на древках, их выносили из алтаря на крестные ходы во время главных праздников): «Богоматерь Одигитрия (Смоленская); Никола Чудотворец» первой четверти ХV в. и «Богоматерь Толгская; Рождество Богоматери» первой половины ХV в. Кроме того, «Св. Николай с 12 клеймами» ХVII в., «Св. Сергий Радонежский с 16 клеймами» ХVII в., «Деисус: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча» ХVIII в. (3 иконы). Деисус впоследствии был передан из Музея им. Андрея Рублева во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

К сожалению, другие иконы, находившиеся в храме (а их по воспоминаниям местных жителей было немало), хоругви, утварь и т.д. были утрачены, в основном, в «лихие 90-е».
Но вернемся к истории церкви Свт. Василя Великого. Она была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й.

К моменту закрытия в храме служили два священника: о. Анатолий Вишняков и о. Иоанн (фамилия пока не установлена). Местные жители их хорошо помнят и отзываются по-доброму. «Это была очень добропорядочная семья»; «На их семью молиться и креститься надо» - о семье о. Анатолия. Жена о. Иоанна была портнихой и учила жить деревенских девочек, а сам он любил рисовать - о семье о. Иоанна. О. Анатолий жил в с. Васильевском, недалеко от церкви, по правой стороне села. Дом не сохранился. Возможно, его сожгли в период немецкой оккупации. На этом месте сейчас находится дом № 20. О. Иоанн жил в д. Рамейково, отделенной от с. Васильевского речушкой Улюсть: в части деревни, примыкающей к речке. Его дом располагался слева от дома № 6, если стоять лицом к последнему. В доме № 6 ныне проживает Валентина Афанасьева Горшкова (в девичестве - Соколова). Бывший же дом о. Иоанна номера не имел. (Нумерация строений в д. Рамейково поздняя и крайне запутанная, поэтому приходится прибегать к описательному методу). Бывший дом о. Иоанна сгорел где-то в начале 1990-х. По слухам, его подожгли ради получения страховки. До тех пор, пока действовала церковь, был и псаломщик. Он проживал в сохранившемся доныне доме № 16 с. Васильевского.

Местные жители называют разные годы ареста священников: 1932, 1933, 1934, 1936, 1937-й. «О. Иоанна и о. Анатолия забрали одновременно - вечером они были, а наутро их никого уже не оказалось, то есть арестовали ночью, - вспоминает Анна Александровна Зенина (в девичестве - Иванова). - Никто не видел, как их забирали». «Семью, наверно, выселили и угнали в Сибирь. Колокола сняли», - рассказывает Надежда Ивановна Смирнова (в девичестве - Филиппова). Известно, что дочь о. Анатолия, Ия Анатольевна Вишнякова, 1922 г.р., в 1960-е гг. работала в г. Калинине (Твери) в средней школе № 17. Несколько лет назад, - вспоминает Людмила Федоровна Демьянова (в девичестве - Виноградова), - она приезжала в Васильевское, тогда ей было уже за 80 - «обошла весь храм, где служил ее отец». У Ии Анатольевны есть сын. Может быть, они отзовутся?

После ареста священников храм закрыли, а в здании разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские. По воспоминаниям В.А. Горшковой, иконы начали растаскивать еще во время существования склада. «Но пока был склад, многие из них еще оставались, в перестройку иконы еще висели внутри, - вспоминает К.Е. Филиппов. - Хоругви лежали в небольшом помещении. Потом двери уже не запирались, все иконы и хоругви исчезли. Поскольку в церкви были керосин, бензин и азотистые удобрения, от фресок мало что осталось. В 1980-е гг. сняли паникадило и увезли в неизвестном направлении». «Лет 15 назад, - вспоминала в 2012 г. Елизавета Михайловна Смирнова (в девичестве - Филиппова), - приехали какие-то люди, привезли огромную лестницу, вырезали фреску и увезли ее не известно куда».

После закрытия храма религиозную жизнь в с. Васильевском и д. Рамейкове долгое время поддерживали две замечательные женщины: Анна Антоновна Соловцова («главная») и Вера Матвеевна Молоткова. Возможно, раньше они прислуживали в церкви. Когда не стало священников, они крестили, отпевали - читали молитвы, проводили крестные ходы. «Эти две женщины, - вспоминает А.А. Зенина, - и по виду напоминали монахинь - были одеты в черное. Они ходили отсюда пешком, вероятно, в Тверь (60 км), так как там оставались действующие церкви». «Во время первого выгона скота на пастбище в мае (очевидно, на день Св. Георгия), - вспоминает Л.Ф. Демьянова, - А.А. Соловцова и В.М. Молоткова с иконами ходили: шел скот, потом они с иконами, а за ними все остальные люди… В 1953-1955 гг. крестные ходы еще были, а при Хрущеве их уже не было».

Закрыли церковь, запретили крестные ходы, проходили годы, десятилетия, но память о жизни со Христом не умирала. Н.И. Смирнова рассказывает о своем детстве: «Ходили молиться Богу. Мама повяжет платок красивый, и я пойду. Я когда молилась, смотрела только наверх - все было разрисовано, красиво - Богородица и святые. Все сделано под золото, чисто, красиво. На стенах сделаны выгибы - одна выемка, вторая. В церкви помещение большое: стоят по рядам - так много народа… На Пасху ходили вокруг церкви - в 12 часов ночи, а потом придут домой и разговляются». А вот воспоминания А.А. Зениной о ее походах в церковь вместе с мамой, Татьяной Ивановной Ивановой: «В церковь ходили утром. Вход был со стороны колокольни… Главный придел был очень красивый и отличался от трапезной. Служба проходила в теплом приделе. Я приходила и вставала рядом с мамой, везде висели иконы, лампадки горели. Помню, как я однажды стояла в церкви, и казалось особенно красиво…»


Духовная красота, жизнь по заповедям Христовым, благодать соборной молитвы в родном храме, думалось, навсегда ушли из с. Васильевского. Но Бог поругаем не бывает. В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова (04.03.1951 - 21.04.2012) в храме начались восстановительные работы. Активное участие в них приняли Алексей Васильевич Бурлаков, Николай Григорьевич Кожевников, Александр Федорович Васильев. В трудах по обустройству храма и благоустройству территории участвовали Константин Егорович, Татьяна Семеновна и Максим Константинович Филипповы, Фаина Анатольевна Чумикова, Валентина Александровна Васильева, Елена Вячеславовна Хухрова, Людмила Аркадьевна Русакова, Наталья Михайловна Иванова, Марина Анатольевна Зенина и многие другие. Под духовным водительством о. Романа в храме свт. Василия Великого возрождается приходская жизнь. К сожалению, 21 апреля 2012 г. ушел в лучший мир главный благотворитель - Леонид Васильевич Дворников. Приостановились работы по восстановлению храма. Особенно тяжелая ситуация с трапезной, где, как мы помним, расположены два престола: много лет назад обвалилась крыша, в помещении гуляет ветер, идет снег, дождь, сыпятся остатки фресок… Приглашаем всех, кому не безразлична судьба Отечества, Русской культуры, Веры Православной, оказать посильную помощь в возрождении церкви свт. Василия Великого в с. Васильевском. Желающие помочь, могут обратиться:

в Православный Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение»
д. Броды Старицкого района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви,
настоятель священник Роман: 8-904-026-95-69, 8-930-150-56-37
председатель приходского совета Наталья Васильева: 8-910-531-96-65

А также перечислить денежные средства - реквизиты указаны на странице

К.и.н. М.М. Горинов

Существующий каменный храм во имя Св. Живоначальной Троицы (Троице-Васильевский) заложен в 1743 г. и окончен в 1751 г. «иждивением орловского купца Николая Васильевича Кузнецова с прихожанами». Храм двухэтажный, первый этаж был теплый, верхний - холодный. Первоначально имел три престола: вверху - во имя Св. Троицы, внизу - Св. Василия Великого, в правом приделе - Св. Никиты.

Каменная колокольня построена в 1802 г. В 1867 г. храм расширен на средства орловского купца Енфимия Семеновича Шелкова пристройкой с обеих сторон в два этажа. В 1881 г. вокруг церкви устроена кирпичная с железной решеткой ограда. 3 сентября 1872 г. в верхней церкви протоиереем Иоанном освящен с правой стороны придел во имя Св. Тихона Задонского, а 5 июля 1880 г. в ней же слева протоиереем Александром Павловским освещен придел во имя Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В 80-е годы был освящен придел в нижнем храме с левой стороны во имя Св. великомученицы Варвары, иконостас которого был изготовлен на средства прихожанина Павла Ивановича Афанасьева. Таким образом, церковь к концу столетия стала двухэтажной и шестипрестольной - единственной в городе Орле.

В 1896 г. произведен ее капитальный ремонт снаружи, в ходе которого, в частности, были позолочены кресты и главы, а верхний ярус колокольни переложен заново.

В 1899-1900 гг. была отремонтирована нижняя церковь, стены и потолки расписаны живописью, устроены 4 вентиляционные печи. Плотницкие работы производил подрядчик Косма Егорович Овечкин, иконостасные - болховский купец Петр Павлович Абашин, каменные и штукатурные - подрядчик П. М. Тиморин и др. На колокольне было 8 колоколов, один из которых массой 318 пудов был приобретен в 1849 г.

В числе прочего были заменены иконостасы на новые, в проходной арки по новому рисунку в форме иконостасов устроены места для икон. С правой стороны спасителя Б.М. «Страстная», Иоанна Крестителя, Вмч. Пантелеймона. С левой стороны Святой Троицы, Б.М. «Взыскание погибших», Св. Тихона Задонского, Феодосия Черниговского. Устроены два новых балдахина для икон «Млкопитательницы», Пр. Тихона Калужского, два поставных киота для икон Б.М. «Скорбящая» и трех Св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, устроен поставной крест с изображением распятия с предстоящими. Особо чтимыми были иконы Святой Троицы в серебряно-вызлащенной ризе, Б.М. «Взыскание погибших» в серебряно-вызлащенной ризе с бриллиантами и икона Пр.Тихона Калужского в серебряно-вызлащенной ризе. Достоверно известно, что болящие люди получали исцеление после чтения акафиста и совершения водосвятного молебна у икон Пр.Тихона Калужского, Б.М. «Млекопитательница».

В 20-е годы Троице-Васильевская церковь некоторое время принадлежала обновленцам, но была закрыта из-за отсутствия прихода. В 30-е годы храм утратил верхние ярусы колокольни и венчавшую главный объем главку, восстановленную в 1989 г. С этого времени храм использовался не по назначению. С 1951 года в здании располагался обком ДОСААФ, с 1972 года здесь находился городской технический клуб. В конце 1999 годов здание церкви арендовала хозрасчетная организация ООО «За рулем».

Решением Малого Совета орловского областного Совета народных депутатов от 6.07.93 № 81-7 здание храма отнесено к памятникам архитектуры регионального значения. Охранное обязательство по недвижимому памятнику религиозного значения было подписано 3 июля 2005 года.

24 июня 1999 года по решению городского Совета народных депутатов здание храма передано Орловско-Ливенской епархии. Настоятелем назначен протоиерей Сергий (Крючков С.Ю.). 21 июля 1999 года в день празднования Б.М. «Казанская» проведено первое богослужение.

12 февраля 2000 года в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого архиепископ Орловский и Ливенский Паисий совершил освящение престола Василия Великого. В настоящее время храм является действующим. Согласно православному календарю совершаются богослужения, работает воскресная школа для детей и взрослых. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы на средства прихожан, частных лиц, многих предприятий и организаций города Орла.

В 2010-е годы роспись храма выполнена художником Смородиновым.

По материалам Троице-Васильевского храма

Храм в честь Василия Великого в селе Васильевское Тверской епархии

В советское время закрыт. Здание постепенно приходило в запустение и использовалось не по назначению.

В начале 1990-х годов века церковь была открыта. С этого времени настоятелем церкви является отец Николай Дикий .

Архитектура

Один из интереснейших тверских храмов конца XVIII века с объемно-пространственной композицией в духе XVII века и барочным декором фасадов; выразительная по архитектуре колокольня выдержана в стиле зрелого классицизма.

Церковь господствует в панораме села и является вертикальной доминантой всей округи. Она стоит у перекрестка дороги и главной улицы села, на возвышенном месте, от которого к востоку рельеф понижается к реке Ведемья. При нем оставалась прежняя деревянная колокольня, оставшаяяся от прежней дереянной церкви, вместо которой в г. прихожане просили построить новую каменную по представленному проекту. Старая колокольня сгорела 9 сентября во время пожара, уничтожившего также почти все крестьянские дома, 10 церковных лавок и деревянную ограду вокруг церкви. Тогда же сгорели пять глав на храме. Строительство каменной отдельно стоящей колокольни началось в , но в оно еще не было завершено. Во время пожара 14 апреля 1823 были уничтожены западная паперть и деревянные крыши алтаря и южной паперти (построенной, очевидно, в l-й четверти XIX века. В территорию кладбища вокруг церкви обнесли каменной оградой (не сохранилась). Новая трапезная с приделами Архангела Михаила и Митрофания Воронежского возведена в 1837-44.

Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными цоколем и деталями в настоящее время утратило своды трапезной; главы храма и колокольни, а также верхняя часть стен трапезной восстановлены в 1990-е годы.

Храм принадлежит к редкому для своего времени двустолпному пятиглавому типу с трехчастной апсидой . Крупный прямоугольный, слегка вытянутый по продольной оси объем завершен четырехскатной кровлей, над которой возвышаются широкорасставленные глухие цилиндрические барабаны с луковичными главками. Более узкая и низкая апсида своеобразной трехлепестковой формы увенчана маленькой главкой над граненой кровлей. Стройная пластически развитая трехъярусная колокольня состоит из мощного нижнего четверика и двух восьмериков с узкими диагональными гранями. Широкая трапезная охватывает с трех сторон нижний ярус колокольни и западные части храма.

Фасады двусветного четверика храма, разделенные на два яруса тонким карнизом и завершенные упрощенным антаблементом, имеют необычную композицию в четыре оси проемов. Средняя часть в две оси выделена рустованным ризалитом с треугольным фронтоном над проемами первого света. На углах и между окон на западном фасаде помещены широкие гладкие пилястры, декорированные под карнизом фигурной накладкой. Верхние арочные окна и нижние с лучковыми перемычками заключены в рамочные наличники с замковыми камнями, импостами и консолями. Боковые фасады благодаря смещению портала относительно средней оси к востоку асимметричны. С южной стороны к храму пристроена паперть с двумя приземистыми колоннами, фронтоном и двускатной кровлей над крестовым сводом. Над южным порталом замковый камень и фестоны под импостами украшены рельефными головками херувимов. Трапезная с пятью равномерно расставленными прямоугольными окнами на южном и северном фасадах декора не имеет. Нижний ярус колокольни оформлен необычными шестипилястровыми портиками с расширенным центральным интерколумнием и пологими фронтонами над высоким антаблементом. Угловые пилястры рустованы. Верхние восьмерики прорезаны арочными проемами звона, а их диагональные грани, выделенные раскреповками, акцентированы парами тосканских колонн. Над арками третьего яруса пробиты круглые окна-резонаторы.

Интерьер храма отличается исключительно редкой конструктивной структурой: два поставленных на поперечной оси четырехгранных столба со срезанными углами поддерживают при помощи подпружных арок сложную систему перекрытий, состоящих из частей коробовых сводов с распалубками. Трапезная была перекрыта крестовыми сводами. Помещение нижнего яруса колокольни включает узкий основной проход на продольной оси с двумя парами глубоких полукруглых ниш и два квадратных помещения на поперечной оси. Кирпичная лестница на второй ярус колокольни расположена в толще западной стены трапезной с наружным входом у ее северо-западного угла.

Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х годах, а на рубеже XIX-XX веков была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода