Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сущность и основные черты политики. Разновидности и проявления политики

Политика имеет множество конкретных форм проявления. Можно говорить о политике государственной, партийной, профсоюзной, публичной и внутриорганизационной. В государственной политике выделяются внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности органов государственной власти в экономической, демографической, социальнокультурной, правовой, уголовноисполнительной, информационной и других сферах жизнедеятельности общества. В этих сферах государство использует широкий набор средств, направленных на закрепление или изменение существующих отношений путем согласования интересов, объединения сторонников проводимого курса. Государство как институт в разных странах с различной степенью активности участвует в управлении экономикой, сохранении или реформировании отношений собственности, применяя налоговые рычаги и осуществляя таможенную, валютную, эмиссионную политику. Для обеспечения общественной поддержки властвующая элита влияет на создание общественных статусов. Используя различные способы (экономические, пропагандистскоидеологические или репрессивные), государство поддерживает порядок, регулирует занятость, стимулируя создание рабочих мест; основывает систему социального воспитания, общего и специального образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Для поддержания правопорядка организуется розыскная и следственная, судебная и пенитенциарная системы, система работы адаптации и реадаптации лиц с девиантным поведением и т. д. Основой внутренней политики является соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития. Внешняя политика включает в себя стратегию и тактику государства в отношениях с другими государствами и межгосударственными объединениями. Выделяют внешнеэкономическую политику, внешнюю культурную политику, в том числе поддержание связей с соотечественниками за рубежом, внешнюю военную политику. Внешняя политика как бы делится по секторам в зависимости от ориентации на те или иные регионы мира и международные организации: европейская политика, политика в отношении США, ЮгоВосточной Азии, прежде всего Китая, Японии, политика в отношении стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. В отношении международных организаций выделяются политика в ООН, в Совете Европы, в отношении НАТО, Европейского Союза. В основе внешней политики лежит создание союзов государств, которые способствуют изоляции недружественных стран и созданию выгодного положения на мировой арене. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой, поскольку и та, и другая, в конце концов, должны быть направлены на поддержание целостности государства, стабильности положения различных классов и слоев общества, связь поколений, реализацию общих интересов. Современная политика невозможна без хорошо разработанной стратегии и тактики, которые бы отражали исторические запросы и текущие интересы общества. В стратегии заложены долгосрочные цели и задачи, направленные на диссоциацию сил внутри страны и на международной арене. Тактика в зависимости от конкретных условий текущего момента корректирует данные направления, реализуя оперативнотактические задачи. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно, как и ее отдельные формы. Они сменяются с каждым поворотом истории, но их принципиальная структура неизменна. Она построена как оппозиция «друг – враг», объединяющая исходя из этого различные социальные и политические силы.

Еще по теме Конкретные формы проявления политики:

  1. 1.5. Инфляция: сущность, формы проявления, последствия. Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
  2. ГЛАВА III. Формы проявления диспозитивности в уголовном процессе
  3. § 1. Формы проявления диспозитивности в досудебном производстве
  4. § 3. Формы проявления диспозитивности в иных стадиях уголовного процесса
  5. § 2. Формы проявления диспозитивности при производстве в суде первой инстанции
  6. Конкуренция и формы ее проявления в отрасли. Конкурентоспособность предприятий отрасли
  7. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Существуют различные трактовки политики:

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных, как авторитарное распределение ценностей, как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти.

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей. Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

6. Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных.

7. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

6. Признаки и виды политики.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Признаки политики: 1. политика – это сфера властных отношений, отношений по поводу завоевания, распределения, организации власти, определения деятельности государства и его институтов. 2. политика – это деятельность элит и лидеров по руководству процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти. 3. политика – это способ организации общественной жизни, основанный на объединении и согласовании разнородных социальных интересов на базе доминирующего общего интереса.

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики : 1. экономическая - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере; 2. социальная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе; 3. национальная - регулирование отношений между нациями, национальными группами; 4. культурная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни; 5. государственно-административная - регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства.

по уровням: 1. местная - регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района); 2.региональная - регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации); 3.общегосударственная - регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом; 4. международная - регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене; 5.мировая (глобальный уровень) - регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему: 1. стратегическая (долгосрочная) - выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса; 2.тактическая (краткосрочная, текущая) - решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений. по функциям государства (по области распространения): 1.внутренняя политика - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства; 2. внешняя политика - регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

Политика - это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства - такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

Связь с действиями и интересами больших масс людей;

Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Субъекты политики и ее функции

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

1. функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;

2. мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;

3. регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;

4. рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;

5. политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;

6. гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности Субъекты политики - носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Структура политики

субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, орга­низации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее;

социальный институт - структурно организованный субъект по­литики (Н: политическая партия, профсоюз);

социальные общности (слои, классы, нации) и отдельная личность (политический ли­дер, граждане);

политические отношения - отношения распределения и исполь­зования государственной власти на основе политических интере­сов, которыми они руководствуются в своей деятельности;

политическое сознание - система оценок, смыслов и утверждений участников политики;

*политическая психология - эмоции, чувства, переживания, на ос­нове которых происходит оценка реальной действительности и уча­стие в политической жизни;

политическая идеология - система представлений, на основе ко­торой строится рационально осмысленное участие в политической жизни;

* политическая культура субъектов, определяющая характер взаи­модействия участников политической жизни;

* система институтов законодательной, исполнительной и судебной

власти , существующая для своевременного представительства и удовлетворения возникающих и постоянно изменяющихся соци­альных потребностей групп и индивидов;

* политическая организация общества , которая охватывает; госу­дарство и его органы, партийную систему, группы давления и т.д.

Благодаря взаимодействию ее структурных элемен­тов, политика обеспечивает целостность общества.

Сущность власти

Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Признаки политической власти:

Делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

Использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

Наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти - государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство - это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Структура власти

Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:

Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.

Политико-управленческих, регулирующих многообразие экономических, социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.

Политико-идеологических отношений, оказывающих всестороннее и систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.

политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом, она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

Функции власти

Функции политической власти как инструмента социального управления:

Сохранение социальной целостности;

Реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

Регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;

Поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Легитимность власти

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность - это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный - власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) - власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Классификация власти

В зависимости от используемых средств влияния выделяют следующие типологию власти:

Экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;

Социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);

Культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;

Основание и ресурсы власти

Ресурсы власти: это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти в организации очень разнообразны. Одна из наиболее популярных классификаций, в соответствии с важнейшими средствами жизнедеятельности:

Экономические (финансовые) – деньги.

Социальные – способность изменения социального статуса или должности работника, а также социальные блага (медицинская страховка и т.п.).

Информационные – знания и информация, обладающие для работников важностью в том или ином аспекте (решение производственных задач, фактор престижа и т.д.).

Принудительные (силовые) – средства физического воздействия. Но в современном производстве такое не используется, поэтому, обычно, под принудительными ресурсами понимают меры административного наказания.

Есть и другие классификации.

Институциональные, связанные с организационным и ценностно- культурным регулированием.

Позиционные - обладание информацией, возможность влиять на определенных должностных лиц.

Персональные – индивидуальные знания, способности, сила воли, убежденность

В зависимости от используемых ресурсов выделяют разные виды власти (экономическая, персональная и т.д.). Основания власти выступают отражением подчиненными ресурсов, которыми обладает руководитель. Основания власти раскрывают мотивы поведения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти. Классификация оснований (и, соответственно, видов):

Вознаграждение.

Информация.

Легитимация. Основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих подчиняться.

Убеждение.

Идентификация. – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти, проявляющаяся в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать его поведение. Такое явление может объясняться несколькими причинами (например, харизмой руководителя).

Привычка к подчинению.

Организационная экология. Власть через изменение рабочей среды. Сознательное формирование руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

Политическое пространство

ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ - реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние. Политическое пространство выполняет три функции: 1) предпосылки политической жизни; 2) цели политической деятельности государств (геополитика); 3) экологической среды существования и развития разнообразных форм политической жизни. В качестве предпосылки оно определяет территориальные размеры и границы политической системы, характеризует влияние эколого-географических условий на организацию Политической жизни, на степень управляемости ею со стороны исполнительной власти, на механизм связи центра с властью на местах и др. Так, одной из предпосылок победы демократии в Западной Европе была пространственная открытость границ европейских государств.

В качестве цели политической жизни политическое пространство предстает как важный фактор “геополитики”, которая долгое время осуществлялась под имперскими лозунгами и принимала военные формы. Так, геополитика царской России осуществлялась как военная экспансия и колонизация других народов. Современная геополитика стремится обеспечить многообразие форм политической жизни этносов и народов и отказывается от объявления их геопространства зоной жизненных интересов того или иного государства. Величие государства заключается не в увеличении размеров своей территории силовыми методами, а в расширении демократического политического пространства с помощью повышения уровня и качества жизни как социальных и национальных сообществ, так и отдельного человека.

В качестве экологической среды политическое пространство позволяет осмыслить связи между элементами политической системы, характер этих связей, зафиксировать территорию и границы государственного управления, которые нередко выходят за рамки национального государства, включая, напр., колониальные владения или зоны влияния. В политическом языке политическое пространство имеет символическое и метафорическое значение. Так, в годы “холодной войны” слово “Запад” имело не просто географический смысл, а обозначало, прежде всего, военно-политическое объединение. Ныне же слово “Запад” характеризует региональные границы мирового содружества, определенную модель общественно-политического развития, составной частью которой является демократическая форма правления и рыночная экономика. Составляющие этой модели адаптируются в разных обществах и культурах. Накануне нового тысячелетия формируется мировое политическое пространство, которое характеризуется сближением разных политических систем, отбором наилучших моделей развития, поиском выхода из конфронтации и согласия в международной политике, что свидетельствует о становлении мирового сообщества.

Политическое время

ВРЕМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - условное название содержания политической жизни общества на определенном этапе его развития. В. п. многомерно, имеет разные темпы развития. Настоящее в нем во многом зависит от прошлого и в значительной степени определяет будущее. Содержание и рамки В. п. определяются характером, последовательностью и длительностью взаимодействия субъектов и объектов политики, определяющих социальный прогресс.

Появление на свет такого явления как «политика» обусловлено тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом.

Великий древнегреческий философ Аристотель сформулировал положение о том, что «... человек по природе своей есть существо политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях.

Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что известный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика.

«Политика» - одно из наиболее распространенных и многозначных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В то же время коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвестными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «. если нечто становится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь». Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский писал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахронизм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пониманию термина «политика».

Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.

1. На обыденном уровне. В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.

2. На научно-теоретическом уровне. Здесь формируется форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины мира политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.

3. На уровне технологического отражения, который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уровень существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, способы их организации и формы воплощения.

Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологического знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда используется в нескольких смыслах.

Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному.

Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).

Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы).

Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика».

В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т. е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.

Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества.

На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».

Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.
С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».

Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.

По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.

По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.

По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.

Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группами людей по поводу реализации своих политических интересов.

С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:
1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.
2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.
3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.
4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.
5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.
6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой.
8. Организационная.
9. Контрольно-распределительная.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы:
политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения;
политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти;
политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам;
политическая организация - совокупность институтов политической власти;
политическая деятельность - социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
мегауровень - международная и мировая политика;
макроуровень - высшие центральные политические институты, государственные органы управления, общественные организации и объединения;
мезоуровень - органы управления регионального, республиканского, областного, районного масштаба;
микроуровень - непосредственное политическое взаимодействие людей, малых социальных групп.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче -- получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи -- приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. Насколько это возможно? Что это такое -- «очеловечивание» политики?

Политическое проявление гуманизма

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровнородственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности, В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека (см. гл. II).

Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического, экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия -- манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) -- человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправие государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другими международными организациями.

В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. Во второй половине нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.

В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Из благородного дела, которым занималось ранее лишь преимущественно гражданское общество -- область приватных, частных взаимоотношений людей, -- гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой политики. У человеческого рода больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация чревата глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества. Насколько же реальная политика восприимчива к требованиям гуманизма и, вообще, совместимы ли политика и гуманизм?

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль (в русском языке эти термины обычно употребляются как синонимы) и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

Мораль -- особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов,

Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например моральный кодекс врачей), либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов и мораль рабовладельцев, плебса и аристократии), либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности («воровская мораль»), либо свидетельствует о низком уровне нравственного развития общности, не поднявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому («мораль» племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали).

Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначения человека. Она не утилитарна для отдельных индивидов. Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией.

В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она -- условие сохранения человеческого рода, поскольку отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, связываются с эмоциями и волей, становятся внутренними критериями оценки личностью мотивов, целей, содержания и результатов собственного поведения, а также действий других людей. Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конце концов не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества.

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выводятся из каких-либо других, более высоких экономических, политических или других ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека, всего человеческого рода.

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность человека к опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Совесть -- это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она -- проводник гуманизма в глубинах человеческой души и в реальном поведении индивида. Она -- внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен.

Совесть составляет наиболее глубокую интимную, неповторимо личностную основу человека. Руководствуясь ею, индивид оценивает весь остальной мир, в том числе и свое поведение, от своего собственного имени, с позиций внутреннего «я». Сообразуясь с совестью, вырабатывается гуманное поведение личности.

Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека. Религиозные мыслители нередко называют ее Божьей искрой в душах людей, позволяющей им осознать самих себя и свою ответственность перед людьми и Высшим Разумом. Человек с разрушенной нравственной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превращается в асоциальное, опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, проводя человеконенавистническую политику национал-социализма, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью.

Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества -- необходимое условие демократического политического строя.

Особенности морали как важнейшей сферы гуманистической регуляции действий человека в обществе, ее коллективный, общечеловеческий характер, абсолютный, универсальный и высший статус нравственных ценностей, внутриличностные, духовно-психологические механизмы ее влияния -- все это важно учитывать при рассмотрении взаимоотношений морали и политики.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода