Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Слободской С., прот., Закон Божий. Через что прошел Иисус Христос в Гефсиманском саду

После трапезы Иисус с учениками отправился в Гефсиманский сад, что был разбит на склоне Масличной горы. Он уже не раз приходил туда, чтобы вдали от шумных толп отдохнуть, подумать и помолиться. Ученики хорошо знали это место, знал его и Иуда Искариот.

Придя в Гефсиманский сад, ученики расположились на отдых. Троих из них, Петра, Иакова и Иоанна, Иисус попросил побыть с Ним - на сердце у Него было очень тяжело. Те ответили, что будут бодрствовать и не оставят Его одного.

И вот Иисус отошел немного в сторону от троих учеников, упал на колени и стал горячо молиться:

Отче Мой! Если только можно, да минует Меня чаша сия; если можно, избавь Меня от страшной казни. Впрочем, пусть все будет по Твоей воле, а не по Моей.

Ученики же тем временем, хотя и обещали бодрствовать, все мирно уснули. Иисус подошел к ним, разбудил:

Неужели вы и одного часа не можете побыть со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, - сказал Он им и Сам, отойдя, продолжал молиться:

Отче Мой! Если не может чаша эта миновать Меня, да будет воля Твоя.

Снова подойдя к ученикам, Иисус увидел, что они так и не смогли победить сон. Он опять разбудил их и сказал:

Проснитесь! Вот, приблизился час, и Сына Человеческого предадут в руки грешников. Встаньте, пойдем - приближается предавший Меня.

Протерев сонные глаза, ученики увидели, что в свете факелов, мелькающих меж оливковых деревьев, к ним приближается толпа вооруженных людей. Во главе толпы, среди священников и старейшин, они разглядели знакомую фигуру Иуды Искариота.

Тихо, чтобы не слышали Иисус и ученики, Иуда сказал священникам:

Кого я поцелую, и есть Тот человек, за которым вы пришли.

Затем он подошел к Иисусу и со словами: "Здравствуй, Учитель!" - поцеловал Его.

Не успел Иисус спросить Иуду: "Друг, зачем ты пришел?" - как тут же вооруженные люди бросились к Нему и схватили Его, как если бы это был опасный преступник.

Петр в гневе схватил меч и устремился на помощь Учителю. Первым же ударом он отсек ухо одному из рабов первосвященника. Но Иисус сказал ему:

Убери свой меч, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Ты разве не знаешь, что стоит Мне попросить Отца Моего, и Он пришлет на помощь легионы ангелов? Теперь Я предаю Себя в руки врагов Моих, потому что такова воля Моего Отца.

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк 14 :33–42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении - и не получает его, - это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами - в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения - и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда - с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус - не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение - это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место - поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем - нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос - с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он - со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.


Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду относится к одному из событий Страстной (Великой) недели , в которую во время церковных богослужений воспоминаются последние дни земной жизни Спасителя. Великим называется и каждый из дней этой недели, имеющий свое условное название, посвященное тому или иному событию. Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду воспоминается в Великий четверг.

«Молением о чаше» называют молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста. Эта молитва, с точки зрения христианских богословов, является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую: Спаситель, преклонив колени, молился, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 20: 40-46). Иоанн Дамаскин так трактует молитву Спасителя: «Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, страдание стало вольным и по человечеству Христову». Как человек Христос умирает, как Бог возрождается.

«Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "Посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши, молился, говоря те же слова. Потом снова возвращается к ученикам и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня"» (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

Вечером в Страстной четверг на чтении 12 Евангелий читается рассказ о страшной ночи, одиноко проведенной Иисусом Христом на Масличной горе в ожидании смерти. Это, несомненно, отрывок, к которому мы должны приближаться коленопреклоненно. Здесь изучение должно переходить в поклонение. И перед иконой «Моление о чаше» не молятся, поскольку в этот момент происходит молитва Самого Христа, и мы можем Ему только благоговейно сострадать. Икона эта обычно помещается в алтаре храма, у жертвенника.

В Гефсиманском саду Христос был совершенно уверен в том, что впереди Его ждет смерть. Здесь Иисусу пришлось вынести самую тяжелую борьбу, чтобы подчинить Свою волю воле Божьей. Это была борьба, исход которой решал все. В этот момент Сын Божий знал только одно: Он должен идти вперед, а впереди — крест. Мы можем сказать, что здесь Иисус познает урок, который однажды должен познать каждый: как принять то, что невозможно понять. Воля Божья властно звала Его вперед. В этом мире с каждым из нас происходят события, которые мы не в состоянии осмыслить, вот тогда в полной мере испытывается вера человека, и в такой момент человек может быть укреплен тем, что Христос тоже прошел через это в Гефсиманском саду. А это значит, что каждый человек в нужный момент должен научиться сказать: «Да будет воля Твоя».

В тот вечер Христос с учениками пришли в Гефсиманский сад, находившийся недалеко от Иерусалима. Проходя между деревьями сада, ученики заметили, что лицо Иисуса Христа сильно изменилось. В Его глазах появилась ужасающая скорбь и глубокая тоска. Они никогда раньше не видели Его таким. Тогда Иисус сказал им: Душа Моя скорбит смертельно . Затем Он попросил учеников подождать Его, а Сам отошел немного вперед и, упав на землю, стал скорбно взывать к Богу Отцу.

Христос знал, что приблизилось время Его смерти за грехи людей. Самое страшное для Него было не то, что Он умрет, и даже не то, что эта смерть будет ужасно мучительной, когда Его руки и ноги прибьют гвоздями к деревянному кресту и затем Его повесят, чтобы Он постепенно умирал, истекая кровью. Намного страшнее для Него было другое. Ему предстояло взять на Себя грехи всего человечества.

Что это означало, и насколько это было ужасно для Него - этого мы наверное никогда не сможем до конца понять. Иисус Христос, святой и безгрешный, должен был принять на Себя мучение за всю вину, за все зло, когда либо сделанное людьми.

Душевные муки, которые Его ожидали, были несравненно тяжелее физических страданий, которым подвергли Его люди во время . И в этом Гефсиманском саду Иисусу Христу нужно было принять окончательное решение: пойти на это, или отказаться от этих страданий.

Молитва Христа в Гефсиманском саду.

В Евангелии записаны слова Иисуса, которыми Он молился:

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

Если бы была какая-нибудь другая возможность спасти человечество, то Иисус не брал бы грехи людей на Себя. Слишком уж тяжелой была эта "чаша" даже для Него. Но другой возможности спасти людей не было, и Он понимал это. Поэтому, спустя некоторое время, проведенное в тяжелой внутренней борьбе, Христос снова молится так:

«Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».

Этими словами Он принял окончательное решение. В этом Гефсиманском саду решилась судьба всего человечества. Христос принял то, что Его ожидало теперь. Если бы Он не сделал этого, то все люди были бы осуждены а ад за свои грехи. Но Христос настолько любил людей, что решил Сам пережить это осуждение, чтобы дать нам возможность избежать его.

Кровь Иисуса Христа стекала с Его лица в виде кровавого пота.

В Евангелии говорится, что во время этой молитвы и принятия окончательного решения Иисус испытывал такое сильное состояние агонии и внутренней борьбы, что пот Его был как капли крови, падающие на землю. Это редкое явление "кровавого пота" в медицине известно как гематидроз, когда от сильного эмоционального напряжения из кровеносных капилляров кровь просачивается наружу через потовые протоки.

Но теперь решение было принято, и Иисус, успокоившись, возвращается к ученикам и говорит:

«Приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня».

Список литературы:

  • Евангелие от Матфея 26:38-39
  • Евангелие от Матфея 26:42
  • Евангелие от Луки 22:44

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе - молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33-42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим - потому что он с тоскующими, ужасающимся - потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода