Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Швейцария швейцарская конфедерация. Государственное устройство

Государство в Центральной Европе. Столица - г. Берн. Форма государственного устройства - федеративное государство. Название "конфедерация" - результат компромисса, достигнутого при одобрении Конституции 1848 г., положившего конец противостоянию (принявшему в 1830-1332 гг. вооруженную форму) между сторонниками унитарной Гельветической Республики, провозглашенной в 1798 г. под влиянием Французской революции (упразднена в 1803 г.), и сторонниками союза независимых кантонов по Договору о Союзе 1815 г. Ныне действующая Конституция 1874 г. определяет (ст. 3) пределы суверенитета кантонов: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти". Это позволяет характеризовать Ш. именно как федеративное государство, причем как федерацию конституционную, а не договорную. Территориальное деление - 23 кантона (даны названия в соответствии с языком, на котором говорит большинство жителей данного кантона): Ааргау, Аппенцелль, Базель, Берн, Вале, Во, Гларус, Граубюнден, Женева, Золотурн, Люцерн, Невша-тель, Санкт-Галлен, Тичино, Тур-гау, Унтервальден, Ури, Фрибург, Цуг, Цюрих, Шафхаузен, Швиц, Юра. Каждый кантон имеет свою Конституцию, парламент и правительство. В пределах своей компетенции кантоны издают законодательные акты. Глава государства - президент, избираемый Федеральным собранием (парламентом) из числа членов Федерального совета (правительства) сроком на 1 год без права переизбрания на следующий срок. Обычно на этом посту чередуются представители различных кантонов. Одновременно избирается и вице-президент, представляющий, как правило, другую языковую и религиозную общность. Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета кантонов (верхняя палата) и Национального совета (нижняя палата). Совет кантонов состоит из 49 депутатов (каждый кантон избирает по два депутата). Национальный совет состоит из 200 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Помимо законотворческой деятельности в компетенцию парламента входит избрание правительства, Федерального суда, канцлера, главнокомандующего армией, а также одобрение конституций кантонов, контроль за исполнением кантонами своих обязанностей как членов федерации. Исполнительная власть осуществляется Федеральным советом - правительством - во главе с президентом. В состав правительства входят на коалиционной основе 7 федеральных советников (министров), являющихся начальниками департаментов. Вице-президент также входит в состав правительства, возглавляя один из департаментов. Правительство избирается парламентом сроком на 4 года. Помимо обычных для правительства полномочий, Федеральный совет вправе решать споры между кантонами, в том числе и по вопросам применения федерального законодательства. Он также дает заключения по законопроектам, внесенным палатами Федерального собрания или законодательными органами кантонов. Судебная система имеет два уровня: федеральный и кантональный. Федеральный суд, все члены которого избираются Федеральным собранием, состоит из нескольких палат по отраслям права. На него возложены также функции конституционной юрисдикции. В виде отдельной его палаты заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Судебные органы кантонов не единообразны и несут на себе печать местных традиций. Они имеют в своем составе мировых судей, полицейские суды, исправительные трибуналы и т. д. В ряде кантонов суды избираются населением; мировыми судьями могут быть и лица без юридического образования. Однако следствие и защита осуществляются на профессиональной основе. (А. К.)


Смотреть значение Швейцария (швейцарская Конфедерация) в других словарях

Конфедерация — ж. лат. тесный союз государей или государств. Польские конфедерации были заговоры, возмущенья.
Толковый словарь Даля

Конфедерация Ж. — 1. Союз независимых государств, имеющих объединенные органы для координации военной, внешнеполитической и некоторых других задач. // Соответствующая форма государственного........
Толковый словарь Ефремовой

Швейцарская Ж. — 1. Комната швейцара.
Толковый словарь Ефремовой

Конфедерация — конфедерации, ж. (латин. confoederatio). 1. Союз, сообщество, объединение каких-н. организаций (право). государств. Всеобщая унитарная конфедерация труда во Франции (объединение........
Толковый словарь Ушакова

Конфедерация — (от лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты К. образуют постоянный союз в целях координации своей........
Политический словарь

Конфедерация — -и; ж. [лат. confederatio]
1. Союз, объединение каких-л. организаций. Всемирная к. труда. К. профсоюзов.
2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся........
Толковый словарь Кузнецова

Конфедерация — (позднелат. confoederatio -
союз,
объединение) - временный союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных........
Экономический словарь

Форма Счетоводства, Швейцарская — - разновидность французской формы счетоводства. Ее особенность заключалась в
переносе статей из памятной
книги в Главную.
Техника переноса предполагала........
Экономический словарь

Швейцарская Биржа Финансовых Фью — (Swi Option and Financial Future Exchange, SOFFEX) учреждена в 1988 г. фондовыми биржами Цюриха, Базеля и Женевы при участии пяти
банков. Находится в Цюрихе. Среди совершаемых сделок -
........
Экономический словарь

Швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опционов — Первая полностью автоматизированная мировая система торговли с полностью интегрированной и автоматизированной клиринговой системой. Контракты включают свободно........
Экономический словарь

Swiss Options And Financial Futures Exchange (soffex) (швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опци — Расположенная в Цюрихе биржа финансовых фьючерсов (financial futures). Среди совершаемых на ней сделок присутствуют индексные фьючерсы (index futures) на базе индекса швейцарского........
Экономический словарь

Швейцарская — -ой; ж. Комната швейцара в подъезде.
Толковый словарь Кузнецова

Ашанти Конфедерация — раннеполитическое образование ашанти на территориисовременной Ганы. Основана в кон. 17 - нач. 18 вв. ЗахваченаВеликобританией и в 1901 включена в состав колонии Золотой Берег.

Барская Конфедерация — в 1768-72 вооруженный союз польской шляхты противкороля Станислава Понятовского и России. Образовалась в г. Бар (Подолье).Подавление королевскими войсками Барской конференции........
Большой энциклопедический словарь

Всемирная Конфедерация Труда (вкт) — основана в 1920 при поддержкеВатикана под названием Международная конфедерация христианских профсоюзов(МКХП). Св. 14 млн. членов (кон. 1990). Местопребывание - Брюссель.
Большой энциклопедический словарь

Всеобщая Итальянская Конфедерация Труда — крупнейший национальныйпрофцентр Италии. Основан в 1944. 4,5 млн. членов (1992).
Большой энциклопедический словарь

Всеобщая Конфедерация Труда — Франции - крупнейший национальный профцентр.Основан в 1895. Входит во Всемирную федерацию профсоюзов. 1,3 млн. членов(1988).
Большой энциклопедический словарь

Ирландская Конфедерация — революционная организация в 1847-48. Созданалевыми элементами Ассоциации рипилеров. Организованное Ирландскойконфедерацией восстание (1848) было подавлено английскими........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация — (от позднелат. confoederatio - союз - объединение),1) формагосударственного устройства, при которой государства, образующиеконфедерацию, полностью сохраняют свою независимость,........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация Журналистских Союзов — самоуправляемая независимая творческаяорганизация. Создана в 1991 в Москве (ведет историю от Союза журналистовСССР, основан в 1959).
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация Союзов Кинематографистов — творческая общественнаяорганизация, объединяющая деятелей киноискусства различных государств.Создана в 1990 в Москве на основе Союза кинематографистов СССР (образованв........
Большой энциклопедический словарь

Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (мксп) — основана вдекабре 1949 в Лондоне в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов(ВФП); в 1989 - 142 национальных организации 100 стран и территорий общейчисленностью ок.........
Большой энциклопедический словарь

Международная Конфедерация Христианских Профсоюзов — до 1968 названиеВсемирной конфедерации труда.
Большой энциклопедический словарь

Саксонская Швейцария — (Sachsische Schweiz) - предгорья Рудных гор, наюго-востоке Германии, в Саксонии. Высота 500-700 м. Прорезана ущельями р.Эльба и ее притоков. Причудливые формы рельефа (башни, иглы,........
Большой энциклопедический словарь

Тарговицкая Конфедерация — союз польских магнатов (акт Тарговицкойконфедерации опубликован 14.5.1792 в местечке Тарговица, Targowica).Стремясь ликвидировать реформы Четырехлетнего сейма, Тарговицкаяконфедерация........
Большой энциклопедический словарь

Французская Демократическая Конфедерация Труда (фдкт) — национальныйпрофессиональный центр Франции. Основан в 1964. Ок. 470 тыс. членов (1992).
Большой энциклопедический словарь

Швейцария — (нем. Schweiz - франц. Suisse, итал. Svizzera), ШвейцарскаяКонфедерация, государство в Центр. Европе. 41,3 тыс. км2. Население 6,99млн. человек (1993). Городское население 60% (1991). Официальные........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация — конфедера́циясоюз государственных образований на основе принципов федерализма. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свою независимость и имеют собственные........
Географическая энциклопедия

Саксонская Швейцария — Саксо́нская Швейца́рия(Sächsische Schweiz), сев. предгорья Рудных гор на ЮВ. Германии, между городами Пирна (Германия) и Дечин (Чехия). Высота 500–700 м. Сложены песчаниками и конгломератами,........
Географическая энциклопедия

Швейцария — (немецкое Schweiz, французское Suisse, итальянское Svizzera, английское Switzerland), Швейцарская Конфедерация, гос-во в Центр. Европе. Пл. 41,3 тыс. км², столица Берн. Федерация в составе........
Географическая энциклопедия

Швейцария находится в самом центре Европы . Границы с Италией, Австрией и Францией проходят по горным хребтам Альп и Юры, а с Лихтенштейном и Германией по долине реки Рейн. Почти 2/3 территории страны расположено в горной местности. На территории Швейцарии находится пик Дюфур высотой 4634 метра, который считается самой высокой точкой Альп.

В центре страны раскинулось Швейцарское плоскогорье. Особым украшением пейзажей Швейцарии являются округлые зеленые холмы и большие озера — Женевское, Цюрихское, Невшательское. Из-за разнообразия рельефа климат в разных регионах страны имеют значительные отличия. В Альпах зимняя температура воздуха часто падает до -10 -12° С. В горных впадинах и речных долинах климат имеет более мягкий характер. Например, в так называемой Итальянской Швейцарии, даже в условиях открытого грунта растут пальмы, магнолии и множество других теплолюбивых растений.

1 августа считается национальным праздником. Именно 1 августа 1291 года три кантона - Унтерваль-ден, Уре и Швиц, чтобы отстоять свою независимость от посягательств австрийских Габсбургов заключили «вечный союз». В 1481 году уже 10 кантонов объявили себя самостоятельным государством. Международное признание Швейцарская Конфедерация получила в 1648 году. 12 апреля 1798 года была создана Гельветическая республика, которая просуществовала до 1803 года. На Венском конгрессе, который проходил в 1814 - 1815 годах были определены границы Швейцарии и декларирован ее «вечный нейтралитет». Конституция принятая 12 сентября 1848 года провозгласила, что Швейцария является единым федеральным государством. Ныне Федерация включает 23 кантона. Президент - глава государства. Двухпалатное Федеральное собрание - законодательный орган. Правительство формирует коалиция разных партий, которые набрали больше всего голосов на выборах.

В международных отношениях Швейцария придерживается принципов нейтралитета. Благодаря нейтралитету в стране проводятся разнообразные международные встречи.

Швейцария - высокоразвитая промышленная страна . За уровнем доходов на одного жителя государство выходит на первые место в Европе, а по объемам промышленного производства - 14 место в мире. Отсутствие собственных полезных ископаемых и энергоносителей заставили сориентировать промышленное производство на изготовление продукции, которая требует не объема, а высокого качества и соответственно высокой стоимости готовой продукции. В промышленном производстве приоритетными являются машиностроительная и химическая отрасли. Машиностроение специализируется на изготовлении часов, сверхточных станков, полиграфических комплексов, турбин для атомных, тепловых и гидроэлектростанций и электронной измерительной аппаратуры. Химическая промышленность страны ориентирована на производство лекарств, витаминов и красителей. Швейцария экспортирует на мировые рынки почти половину часов и витаминов.

В сельскохозяйственном производстве производимой продукции занимает животноводство. На первом месте находится молочное животноводство. Один из важнейших предметов экспорта сельскохозяйственной сектора экономики является швейцарский сыр. .

Под сельскохозяйственным производством задействовано всего лишь 6% площади страны. Подавляющее большинство площадей сельскохозяйственных угодий засеяно пшеницей. Также выращивают картофель, помидоры. Большие площади отведены под сады. В некоторых районах страны огромные площади занимают виноградники, абрикосовые и яблочные сады.

Швейцария расположена на перекрестке многих европейских торговых путей, поэтому имеет отлично отлаженную транспортную инфраструктуру. Большую роль в транспортных связях страны играет железнодорожный транспорт. С Швейцарией прямыми авиарейсами связаны более 50 стран мира.

В Швейцарии мирно сосуществуют четыре народности: италошвейцарцы, германошвейцарцы, франкошвейцарцы и ретороманцы. Они отличаются языком, культурными особенностями и этническим самосознанием.

4,2 млн германошвейцарцев в основном проживают в центральных, северных и северо-восточных кантонах страны. Франкошвейцарцы проживают преимущественно в западных и юго-западных районах. Почти 230 тысяч италошвейцарцев сосредоточено в южных районах. Народность ретороманцев проживает в кантоне Граубюнден.

Формы и типы сельских поселений зависят от рельефа местности. На швейцарском плоскогорье преобладают большие села, а в горных местностях - небольшие хутора, состоящие из 1 - 5 дворов. Характерной застройкой сельских дворов является объединение под одной крышей жилых и хозяйственных построек. Хотя конструктивные особенности и дизайн имеют значительные отличия.

Разные местности Швейцарии отличаются не только традицией строительства, но и разнообразием традиционных блюд. Па-лента - густая кукурузная каша, является любимым блюдом у горцев, а для жителей центральных районов Швейцарии это замечательный корм для животных. В районе Центрального плоскогорья употребляют преимущественно еду из круп и муки. В северных альпийских районах, где распространено животноводство больше всего потребляют молока и молочных продуктов.

Народная одежда в обиходе нынешних швейцарцев применяется изредка. Хотя крестьяне, а иногда и городские жители по праздникам носят народные костюмы. Женский костюм состоит из кофты с корсажем и юбки с фартуком. Мужской праздничный костюм напоминает характерную одежду пастухов. Он состоит из белой рубашки, красного жилета, белых или желтых брюк на подтяжках, белых вязаных чулков и туфлей с пряжками. И ныне многие швейцарцы носят выдолбленную из дерева или на деревянной подошве обувь.

Берн - нынешняя столица Швейцарии . Он основан в ХІІ веке. Расположен он на высоком берегу реки. Центральная часть города осталась такой как была в XVIII — XIX веке. Узкие улицы, серо-зеленые жилые дома с аркадами, множество старинных фонтанчиков. Центром города является городская ратуша, построенная еще в ХV веке.

За полтора часа езды на юг от Берна находится Женева. Она расположена у подножия Альп, на берегу Женевского озера, где из него берет начало река Рона. Этот город является одним из самых старых в Европе. В средние века он был городом-республикой, и вошел в состав Швейцарской Конфедерации только в 1815 году.

Самый больший город Швейцарии - Цюрих . Он расположен на берегу одноименного озера. История города насчитывает больше 2 тысяч лет. Здесь сохранились руины римского цирка. Выдающейся достопримечательностью города является Грюссмюнтерский собор и две колокольни расположенные рядом. Одна из них украшена фигурой Карла Великого. Неподалеку расположены здания Ратуши и Дома ремесленных корпораций, которым более трех сотен лет. Современная, деловая часть города расположена на противоположном берегу реки Лиммат.

Город Базель расположен в северной части Швейцарии почти на границе с Германией и Францией, на обоих берегах реки Рейн. Первые упоминания о населенном пункте на месте современного Базеля относятся к 372 году до нашей эры. Как и многие из городов Швейцарии Базель играет важную роль в общеевропейской торговле. В настоящее время это также и большой промышленный центр. В центральной части города сохранилось множество исторических достопримечательностей: собор, дом купеческой гильдии и другие. Достопримечательностью города является художественный музей, где экспонируется хотя и небольшая, но очень ценная коллекция картин.

Швейцария

Швейцарская Конфедерация

Площадь: 41,3 тыс. кв. км

Административно-территориальное деление: 26 кантонов

Столица: Берн

Официальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманский

Денежная единица: швейцарский франк

Население: 7,5 млн (2007)

Плотность населения на кв. км: 181,5 чел.

Доля городского населения: 68 %

Этнический состав населения: германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретороманцы; ок. 20 % населения страны составляют иностранцы (итальянцы, испанцы, немцы, французы и др.)

Религия: доминирует католическое христианство (42 % населения), на втором месте – протестантизм (33 % населения)

Основа экономики: промышленность, банковские услуги

Занятость населения: в сфере услуг – св. 70 %; в промышленности – ок. 26 %; в сельском хозяйстве – ок. 4 %

ВВП: 386,1 млрд USD (2007)

ВВП на душу населения: 51,4 тыс. USD

Форма государственного устройства: федерализм

Форма правления: парламентская республика

Законодательный орган: двухпалатный парламент

Глава государства: президент

Глава правительства: премьер-министр

Партийные структуры: многопартийность

Основы государственного устройства

В раннее Средневековье почти вся территория Швейцарии входила во Франкское государство. После распада империи Карла Великого Швейцария делилась на множество практически не связанных между собой земель – кантонов (от фр. canton – округ). В августе 1291 г. с целью совместных действий против территориальных претензий Габсбургов лесные кантоны Швейцарии заключили между собой «вечный союз», заложивший основы Швейцарской Конфедерации (Швейцарского Союза), которая обладала широкими правами в рамках Священной Римской империи. (1 августа в Швейцарии отмечается национальный праздник – День основания Конфедерации.)

За долгие годы существования государства, конституции, отражавшие различные периоды истории Швейцарии, принимались пять раз: в 1795, 1802, 1848, 1874 гг. и последняя – в 1998 г. 18 декабря 1998 г. одобрена парламентом, 18 апреля 1999 г. принята на референдуме, 1 января 2000 г. вступила в силу). В составе нынешней Конституции преамбула, шесть частей и сто девяносто семь статей. Поправки к Конституции выносятся на референдум и окончательно принимаются волеизъявлением народа.

Благополучие Швейцарии тесно связано с политикой нейтралитета. С 1848 г. нейтралитет является конституционной нормой.

Коллективным главой государства и одновременно высшим органом исполнительной власти (правительством) является Союзный (Федеральный) совет в составе семи членов, которых сроком на четыре года избирает парламент. Все члены Совета равны в правах и принимают решения исключительно на коллегиальной основе. Из числа советников по принципу ротации избирается Союзный президент, полномочия которого длятся не более года; на следующий срок заступает член Совета, занимавший до того пост вице-президента. Президент председательствует на заседаниях Союзного совета и выполняет в основном представительские функции. Каждый из советников возглавляет один из союзных департаментов (министерств): департамент иностранных дел; департамент внутренних дел; департамент юстиции и полиции; департамент обороны, защиты населения и спорта; департамент экономики; департамент финансов; департамент транспорта, связи и энергетики.

Верховную (законодательную) власть в Конфедерации осуществляет Союзное собрание (парламент), которое состоит из двух палат: Национального совета и Совета кантонов. Конституция указывает, что обе палаты имеют равное положение.

Выборы в Национальный совет (двести депутатов) производятся раз в четыре года. В основу выборов положен принцип пропорциональности. Каждый кантон должен иметь в Совете не менее одного места. Процедура выборов в Совет кантонов регулируется самими кантонами. Всего в Совет кантонов по мажоритарной системе избираются сорок шесть депутатов. Срок полномочий депутатов определяется конституциями кантонов, обычно это три или четыре года.

Председатели обеих палат переизбираются ежегодно.

Избирательным правом в Швейцарии пользуются граждане, достигшие восемнадцати лет. Важно указать, что Швейцария стала последней страной в Европе, предоставившей избирательные права женщинам. Произошло это в 1971 г.

Каждый из двадцати шести кантов Швейцарии имеет свою конституцию, парламент и правительство. Основными административно-территориальными единицами кантонов являются коммуны (всего в Швейцарии около трех тысяч коммун). Прямое демократическое правление осуществляется при помощи проведения референдумов и собраний коммун.

Судебная система

На уровне Конфедерации верховным органом правосудия является Союзный суд, который одновременно осуществляет функции Конституционного суда. Согласно сто восемьдесят девятой статьи Конституции, в его компетенцию входит разрешение жалоб на нарушение конституционных прав; на нарушение автономии общин и других гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций; на нарушение государственных договоров или договоров кантонов. Также Союзный суд может рассматривать публично-правовые споры между Союзом и кантонами или между кантонами.

В каждом кантоне действует своя судебная система.

Ведущие политические партии

В Швейцарии зарегистрировано более двадцати партий общенационального уровня, в кантонах есть свои партии.

Старейшая Радикально-демократическая партия Швейцарии (РДПШ) основана в 1848 г. С этого же года неизменно представлена в парламенте.

Достоин уважения и возраст Демократическо-христианской партии Швейцарии (ДХПШ; до 1970 г. называлась Консервативная христианско-социальная католическая партия). В 2008 г. ей исполнилось сто двадцать семь лет.

Ненамного моложе ДХПШ Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ), существующая с 1888 г. В конце XIX – начале ХХ в. основной костяк партии составляли политические эмигранты из разных стран, в том числе и из Российской империи.

В 1913 г. был основан Либерально-демократический союз Швейцарии (ЛДСШ), в наши дни преобразованный в Либеральную партию Швейцарии (ЛПШ).

Преемницей Коммунистической партии Швейцарии (КПШ), основанной в 1921 г. и в 1944 г. прекратившей свое существование, стала Швейцарская партия труда (ШПТ). В последней четверти ХХ в. ШПТ пересмотрела свои позиции, прежде ориентированные на достижение социалистических идеалов, и сблизилась с демократами.

Швейцарская народная партия (ШНП) существует с 1971 г. Под ее крылом объединились выходцы из Партии крестьян, бюргеров и ремесленников (основана в 1919 г.) и Демократической партии Швейцарии (основана в 1941 г.).

К новым партиям относятся Евангелическая народная партия, партия «Швейцарские демократы» и «зеленые».

Президент

Ежегодно сменяемый член коллегиального Союзного совета; полномочия президентов начинаются и заканчиваются 1 января

Из книги Энциклопедия собаки. Охотничьи собаки автора Пуньетти Джино

167. ШВЕЙЦАРСКАЯ ГОНЧАЯ (Лауфхунд) Происхождение. Эта гончая произошла от охотничьих собак, которых разводили на побережье Нила. В Европу они были завезены финикийцами, а в Швейцарию - римскими легионерами. Самое первое изображение этой собаки, которое хранится в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШВ) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Швейцария Швейцарская Конфедерация Дата создания независимого государства: 1 августа 1291 г.Площадь: 41,3 тыс. кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 26 кантоновСтолица: БернОфициальные языки: немецкий, французский, итальянский и ретороманскийДенежная единица:

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Швейцарская Конфедерация Консульский отдел посольства: г. Берн, Эльфенаувег, 81, 3006, тел. 031/44-05-67, телекс 911297, телефакс 031/44-55-95.Генеральное консульство: г. Женева, Рю Шоб, 24, 1202, тел. 022/734-90-83, 022/734-79-55, телекс

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Швейцария (Швейцарская Конфедерация) ШВЕЙЦАРИЯ (Швейцарская Конфедерация) - государство, расположенное в Центральной Европе. Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, три из

Из книги Энциклопедия спецназа стран мира автора Наумов Юрий Юрьевич

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Роберт Вальзер (Robert Walser) Помощник (Der Gehulfe) Роман (1908) Швейцарская провинция начала XX в. Молодой человек по имени Иозеф Марти поступает помощником в техническое бюро инженера Карла Тоблера. До

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Официально Швейцария является конфедерацией (что означает союз нескольких независимых государств), но по сути представляет собой федеративную республику, объединяющую несколько суверенных кантонов под единой властью и с единым федеральным центром.
Такое расхождение возникло по причине исторического названия страны на латинском языке - Confoederatio Helvetica, соответствующего государственному устройству до 1848 года.

В 1848 году была объявлена новая конституция Швейцарии, согласно которой несколько отдельных кантонов объединились в прочное союзное государство с единым политическим строем. С этого момента начинается современная история Швейцарии как страны с полным порядком в политической системе. Новая конституция также заложила основы федеративной парламентской системы , которые действуют до сих пор.

Швейцарию нельзя назвать настоящей парламентской или президентской республикой, так как в стране действуют уникальные правила в государственном устройстве. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Союзному собранию, которое делится на Национальный Совет и Совет кантонов, полностью равноправных. Национальный совет состоит из 200 депутатов, выбираемых на 4 года путем всеобщего голосования. Совет кантонов составляют по 2 представителя из каждого кантона и по одному из полукантонов.

Любые принимаемые законы должны быть одобрены депутатами обеих палат, чтобы минимизировать риск принятия законов, не соответствующих интересам жителей страны. Кроме того, в течение 10 дней после принятия парламентом какого-либо закона проводится всенародный референдум, на котором нужно набрать как минимум 50 тысяч подписей для утверждения. Таким образом осуществляется политика прямой демократии в Швейцарии. Изменения в Конституции утверждаются только путем всенародного обязательного референдума.

Депутаты Парламента назначают 7 членов Федерального Совета, который представляет собой правительство, обладающее исполнительной властью. Каждый год один из этих 7 представителей назначается на пост президента, таким образом, глава государства меняется ежегодно. Остальные члены Федерального Совета возглавляют департаменты или министерства, один из них также назначается вице-президентом. Состав Федерального Совета подбирается таким образом, чтобы в нем были представители всех основных политических партий и географических районов страны.

Все правительственные органы расположены в столице страны, городе Берне. Швейцарский федеральный суд, которому принадлежит высшая судебная власть, находится в Лозанне. Несмотря на то, что этот орган по сути является верховным судом государства, он не может объявлять федеральные законы неконституционными.

В составе Швейцарии находятся 26 кантонов и полукантонов, каждый из которых имеет свои органы власти и свою конституцию, ограниченную основной швейцарской конституцией. Федеральные власти решают вопросы войны, внешней политики, армии, ведения федерального бюджета, железных дорог. Исполнительная власть в кантонах принадлежит правительственному совету, состоящему из нескольких членов - от 5 до 11 человек, с президентом во главе. В небольших кантонах правительство работает на общественных началах.

Швейцария, несомненно, является одним из самых маленьких существующих федеративных государств. Например, Соединенные Штаты в 227 раз больше, чем Швейцария. Численность населения Швейцарии достигает приблизительно 6,3 миллионов. Однако Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых является государством с суверенной юрисдикцией. Кантон Аппенцелль Иннерроден насчитывает только 14000 жителей. В нем меньше жителей, чем государственных служащих в городе Цюрихе. Но эти малые демократические государства могут развиваться в современном окружении высоких технологий и сверхдержав, когда экономика требует больших территорий и больших рынков.

Исторически Швейцария как страна возникла на месте традиционной конфедерации старых средневековых государств. Хотя институционально Швейцария стала федеративным государством, она все еще называется Конфедерацией. Причина этой путаницы заключается в особенностях перевода. По-немецки Швейцария называется «Schweizerische Eidgenossenschaft». Немецкое слово «Eidgenossenschaft» не переводится на французский, итальянский или даже английский языки. Это немецкое слово буквально означает, что Швейцария - это страна, основанная на соглашении «присягнувших».

Каждый субъект Швейцарской конфедерации имеет свою конституцию, легислатуру и правительство, однако их права ограничиваются федеральной Конституцией: согласно ст. 3 Конституции, кантоны суверенны в той мере, в которой их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Принимая во внимание все эти обстоятельства, исследователи указывают, что Швейцария разделена на 26 кантонов, каждый из которых «является государством с суверенной юрисдикцией» Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 540..

На федеральном уровне автономия кантонов защищается не только Конституцией, но и политической практикой, часто выходящей за существующие правовые рамки, но и в конечном счете получающей институциональное воплощение.

Швейцария является «пестрой» в этнонациональном отношении страной, состоящей из четырех основных этнических групп: немецкая -- 65%; французская -- 18%; итальянская -- 10%; ретороманская -- 1% (представлена швейцарскими романшами). В соответствии с Конституцией все эти группы равноправны и все четыре языка -- государственные (впрочем, романшский -- «ограниченно» государственный, т. е, не все официальные документы публикуются на этом языке). Лингвистический состав населения таков: немецкий (63,7%), французский (19,2%), итальянский (7,6%), романшский (0,6%). В Швейцарии проживают около 1 млн неграждан-иностранцев (порядка 6% населений принадлежат этническим группам, отличным от перечисленных). Католицизм и протестантизм исповедуют примерно равное число швейцарцев (на прочие культы и религии приходится 5% от общего числа жителей страны).

Швейцарский федеративный опыт уникален: он выходит за рамки классического американского или канадского федерализма. Швейцарское федеративное устройство часто характеризуется в понятиях разделенного (или ограниченного) суверенитета. Согласно Конституции, сувереном -- наравне со всем швейцарским народом как единым целым -- выступают и отдельно взятые кантоны. Кантоны суверенны в том, что они являются учредителями самих себя и соучредителями единого государства. Но государство утверждается также всем швейцарским народом как целым, и это целое тоже суверенно. Таким образом, народ Швейцарии и граждане кантонов «делят» суверенитет. В институционально-функциональном плане это отражается в автономных полномочиях как центральной власти, так и властей кантонов.

Кроме работающего в условиях Швейцарии принципа, что каждое кантональное большинство должно считаться с таким же правом локальных (коммунальных или муниципальных) меньшинств, в швейцарской модели имеются и другие институты сохранения единства на федеральном уровне. Федеральная власть оставляет в своей исключительной законодательной компетенции сферы внешней политики и обороны, финансовую систему, гражданское и уголовное право, патентное право, транспорт, почту, социальное страхование, атомную энергетику. Высшей инстанцией, подтверждающей изменения в конституциях кантонов, которые обязаны выполнять федеральные законы, является Федеральное Собрание.

Высший орган исполнительной власти -- Федеральный Совет. Семь его членов избираются на четырехлетний срок на совместной сессии обеих палат Федерального Собрания. При формировании Федерального Совета исключается избрание двух человек из одного кантона. В декабре каждого года Федеральное Собрание выбирает из состава Федерального Совета Федерального президента и его заместителя сроком на один год. Федеральный президент выполняет функцию главы государства, но имеет весьма ограниченные полномочия, будучи «первым среди равных» в Федеральном Совете. Правительство подотчетно Федеральному Собранию, однако последнее не имеет полномочий по роспуску или отставке Федерального Совета. В свою очередь, Федеральный Совет так же не может распустить парламент.

Из состава нижней палаты парламента выбираются члены Федерального Верховного Суда, Федерального Страхового Суда.

Считается, что судебная система страны функционирует в основном на кантональном уровне. Каждый кантон имеет апелляционный суд, кассационный суд, общегражданский и уголовный суды.

Высшим законодательным органом Швейцарии является Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат -- Национального совета и Совета кантонов.

Нижняя палата парламента -- Национальный совет -- состоит из 200 депутатов, избираемых на четырехлетний срок в ходе прямых выборов по пропорциональной системе.

Верхняя палата парламента -- Совет кантонов -- состоит из 46 человек (два депутата от каждого кантона; в разделенных кантонах -- по одному депутату от каждого полукантона), избираемых на основе кантональных законов, которые значительно разнятся от кантона к кантону.

На законодательные акты, одобренные обеими палатами парламента, исполнительной властью не может быть наложено вето. Такие законы также не могут быть опротестованы в судебном порядке. Особенностью законодательного процесса в Швейцарии являются предусмотренные Конституцией страны внесения конституционных изменений или дополнений по итогам референдумов, считающихся наиболее эффективным способом влияния на законодательные решения. 50 тыс. граждан могут потребовать референдума по поводу решения Федерального Собрания. Таким образом, швейцарская политическая традиция отдает предпочтение народным инициативам и референдумам. Как считают сами швейцарцы, в системе, где власть передана кантонам и коммунам, принципы представительной демократии играют второстепенную роль. На кантональном уровне законодательную власть осуществляет Большой Совет или Совет Кантона, или Совет Земли.

Исполнительная власть -- прерогатива правительства кантона, которое возглавляется избираемым местными законодателями один год председателем (эта должность называется в различных кантонах по-разному). В небольших кантонах (полукантонах Аппенцелля и Унтервальдена, Гларус) выборы не проводятся,-- общие собрания граждан принимают решения простым голосованием.

Кантоны лишены права свободного выхода из состава федерации, хотя в Конституции нет положения, регулирующего этот вопрос. Согласно ст. 6 Конституции, кантоны должны получать у федерации одобрение (гарантии) своим Конституциям. Федеральные законы предусматривают меры по обеспечению этих гарантий, в том числе меры федерального вмешательства - отзыв субсидий, применение военной силы, которая не использовалась с 1847 году.

В то же время в выполнении своих обязательств выявляется политическая автономность кантонов, поскольку федеральное правительство не имеет исполнительных структур для прямой реализации федеральных законов. Их внедрение и исполнение -- функция властей кантонов. В данной связи кантоны сохраняют известную остаточную автономию даже в сфере исключительной компетенции федерации. Кантоны не могут организовывать себя по типу монархии. Их правительственная система должна быть либо республиканской, либо демократической. Однако они могут копировать Вестминстерскую модель, американскую или даже французскую президентскую систему. Однако ни один из кантонов не использовал эти возможности. Так что кантональные системы так или иначе изменили систему федерального правительства, единственного в мире правительства, которое копировало директивную систему второй Французской Республики 1795 г. Энциклопедия: Федерализм. // Под ред. В.И. Коваленко. М., 2000. С. 374

Институты местного самоуправления в Швейцарии представлены коммунами (муниципалитетам), т. е. такой формой самоорганизации, которая позволяет наиболее эффективно сбалансировать интересы кантонов и граждан. Последним предоставлена широкая возможность принятия решений на самом низовом уровне. Роль коммун (их насчитывается более трех тысяч) в политическом процессе настолько значительна, что швейцарскую федеративную модель иногда называют коммунальным федерализмом. Постепенно происходит рост числа местных сообществ за счет дробления и образования новых коммун. Примерно половина коммун насчитывает не более 500 человек. В некоторых кантонах коммуны объединяются в районы. Степень автономии коммун различна и регулируется кантональными Конституциями. Однако за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.

Целесообразно остановиться на такой уникальной особенности Швейцарии как институт двойного (иногда тройного) гражданства, предусматривающий предоставление федерального гражданства негражданам лишь после получения муниципального (коммунального), а затем и кантонального гражданства.

Принципиально важно, что Конституция Швейцарии начинается словами: «Мы, народ Швейцарии и кантоны», что дает основание говорить, как уже подчеркивалось выше, об особом принципе суверенитета, а также о своеобразной кантональной и коммунальной лояльности, органично дополняемой и лояльностью к федерации в целом. Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531.

Необходимо особо отметить характер политической культуры швейцарцев, в значительной степени определяющей облик этой страны. Как утверждал Дэниел Элейзер, несмотря на множество разделительных линий, политическая культура Швейцарии является федералистской во всех своих проявлениях (включая институциональные), особенно в организации ячеек гражданского общества в умении создавать консультативные механизмы с целью принятия решений на основе консенсуса. По мнению этого исследователя ковенантная родословная швейцарского федерализма проявляется хотя бы в том факте, что немецкоговорящие швейцарцы до сих пор называют федерацию «Eidgenossenschaft», что можно перевести как «ассоциация (Genossenschaft), скрепленная особым обязательством в форме взаимной клятвы (Eid)», а гражданина Швейцарии - «Eidgenosse», что означает участника соглашения, товарища, связанного клятвой. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. № 5. С. 106--115.

Здравый смысл, умеренный консерватизм и толерантность проявляются на всех уровнях власти и во всех сферах жизни Швейцарии. Уже много лет согласно неписаному правилу в федеральное правительство входят по два представителя Радикально-демократической партии, Христианско-демократической народной партии, Социал-демократической партии и один представитель Швейцарской народной партии, что позволяет поддерживать политический баланс в обществе. Так что можно говорить о том, что в многопартийной Швейцарии доминирует четырехпартийная коалиция.

Соблюдению договоренностей по партийному составу федерального совета и других органов федеральной власти способствует партийная система. В отличие от большинства других федераций, в Швейцарии организационные центры партий рассредоточены по кантонам, т. е. географические размежевания внутри партий играют более важную роль, чем идеологические разногласия между различными партиями. В результате на федеральных выборах основная борьба разворачивается непосредственно в кантонах.

Принцип разделения полномочий касается не только Федерального Совета, но и других федеральных структур, а также всех уровней власти. Различные сегменты общества (национальные общины, конфессиональные и языковые группы) рассматриваются как партнеры в политическом процессе. С учетом этого принципа швейцарская федеральная почтовая служба, например, возглавляется тремя директорами, каждый из которых принадлежит к определенной языковой группе.

Хотя в ст. 3 и 5 Конституции провозглашается суверенитет кантонов, они не являются независимыми во внешних сношениях. Согласно ст. 8 Конституции, заключение союзов и договоров является исключительным правом Швейцарской конфедерации, однако -- в качестве исключения -- статья 9 наделяет кантоны «правом заключать соглашения в сфере экономических связей госсектора, регулирования отношений с соседями и по вопросам полицейского сотрудничества при условии, что они ни в чем не противоречат Конфедерации или правам других кантонов». В практическом плане кантоны обладают лишь параллельными и подчиненными полномочиями, что оговорено в ст. 10 Конституции: «В целях добрососедства кантоны могут напрямую устанавливать отношения с соответствующими им по уровню властями и официальными лицами», однако это право, как следует из ст. 9, не должно использоваться «в ущерб Конфедерации или правам других кантонов». Конституции государств Европы: Т.3 // Под ред. Окунькова Л.А. М.,2001. С. 531-540.

Швейцария во многих отношениях является потенциально очень конфликтной страной. Поэтому так важны процедуры, которые помогают сохранять спокойствие в обществе.

Многие наблюдатели думают, что демократические процедуры в Швейцарии неэффективны, поскольку требуется обычно более десяти лет, чтобы реализовать политическую идею, которая нуждается в поправках к конституциям и законам. Но такая процедура позволяет всем группам, интересы которых не совпадают, защитить свои интересы в процессе рациональной и открытой процедуры.

Кроме того, поскольку парламентские предложения о новых законах или расходах отклоняются, если граждане не убеждены в их легитимности и необходимости, меньшинства всегда имеют возможность помешать принятию новых законов в ходе референдума. И, так как легко предлагать новые инициативы, меньшинства также имеют хорошую возможность для выдвижения новых политических идей и возобновления установленных политических структур.

Многие критики утверждают, что эти процедуры очень неэффективны. Если эффективность измерять временем, необходимым для реализации новых идей, которые будут приняты на уровне законов, эта критика оправдана. Но, если принимать во внимание, что эти идеи должны быть осуществлены в обществе, что они должны быть приведены в исполнение без полицейской силы и без нарушения интересов меньшинств, тогда испытание таковых идей на эффективность в Швейцарии проходит успешно.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода