Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий. «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?"

September 22nd, 2014

Субботний день экскурсии, мягко говоря, не благопориятствовал. Весь день моросил холодный дождик, солнца не было, темнеть начало рано. Поэтому, когда я подходил к ограде католического храма, я уже точно знал, что много народу не будет, но надеялся, что придет хоть кто-то. У ограды уже ошивался один смутно знакомый мне кемеровчанин - кажется, Захар Любов. Или Рахим, как его почему-то называют тут священники... Так как было ужасно холодно, а я был с упругой и дочкой - мы зашли внутрь. Тут же у меня два раза подряд зазвонил телефон. Сначала это был известный вам МихаТ, а потом - Рубин-хазрат. Я вышел, мы немного постояли в ограде храма. Через пару минут подошли Никита Голованов и еще незнакомые мне немолодые мужчина и женщина. Потом, в середине экскурсии, присоединилась еще одна дама. И это все. Как я и говорил отцу Андрею, с десяток не набралось.

Отец Андрей меня заранее предупредил, что не сможет провести нас по храму. И предупредил отца Павла - мол, придут тут такие, вопросы задавать будут... Отец Павел сначала был немного растерян, потому что, кажется, не совсем понимал, зачем мы приперлись. Но потом общение наладилось.

Как я уже писал раньше, отец Павел - поляк. По-русски говорит очень хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Больше я о нем лично ничего не знаю.

Мы сели на скамеечки, отец Павел спросил, все ли мы верующие, на что я тактично промолчал. Потом он спросил, все ли тут православные, на что тактично промолчал уже Рубин-хазрат. А я выдал свою жену: она у меня, представьте себе, в глухом и диком молдавском селе была крещена как раз таки в католичестве. Этому обстоятельству отец Павел так обрадовался, что сразу стало ясно: нечасто, очень нечасто им тут приходится встречать католиков с детства.

На самые простые вопросы типа "А это что такое?" отец Павел отвечал очень подробно, начиная от сотворения мира. Мне было интересно, но Сонька откровенно засыпала, что и понятно. Я все его слова, конечно, пересказывать не буду. Проведу вам с помощью фотограмм краткий ликбез, чтобы, если судьба занесет вас под готические своды, вы не опростоволосились и понимали, что и где происходит.

Итак.


Начем с главного. Это (в красном овале) алтарь. Алтарь это центр храма во всех смыслах - от духовного до архитектурного.
Алтарь - это не христианское изобретение. За тысячи лет до Авраама и его потомков люди молились самым разным богам и приносили им жертвы - пищу, цветы, животных и даже людей, смотря по обстоятельствам. Жертва приносилась в особом месте - святилище. И чаще всего на особом сооружении - жертвеннике. Еще со времен палеолита жертвенник было принято устраивать из камней или даже из одного большого плоского камня. В разных культурах жертва либо приносилась на жертвенный камень в уже готовом виде, либо готовилась прямо на нем (барашков рэзали, например, или голубей, кур, человеков, опять же...). А потом или оставлялась или, чаще, сжигалась.
Современный христианский алтарь - это прямой потомок языческих жертвенников по своему смыслу, устройству и предназначению. Единственная разница: на нем не люди приносят жертвы Богу, а Бог однажды вечером в четверг, за ужином, поднес себя людям в виде хлеба и вина. С тех пор на алтаре подготавливаются Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - и рядом с алтарем совершается таинство Святого Причастия (Евхаристии).
Я наивно полагал, что существует некий канон в отношении формы алтаря, материала, украшений. Оказалось, нет. Функционально, это самый обычный стол. И любой стол может быть использован в качестве алтаря, что и просиходит регулярно, когда церковные обряды совершаются в неподготовленном для этого помещении. Алтарь может быть любого размера и формы, даже круглым, хотя отец Павел признался, что круглых ему видеть не приходилось.
Бывают также легкие переносные алтари.
Еще важно: вам может показаться, что в православном храме алтаря нет. Это не так. Просто там, где мы на фото католического храма видим ведущие к алтарю ступени - в православном храме стоит стена: иконостас. А там, за этой стеной, скрытый от глаз верующих, стоит, по сути, такой же алтарь, на котором так же готовятся к Причастию вино и хлеб.


За алтарем находятся Святые Дары. Собственно, это специальный пресный хлеб - в виде маленьких плоских лепешек, вино и освященная вода. Они стоят в нише под большим распятием и закрываются квадратной дверцей, которую вы видите на фото. Сама дверца квадратная, а на ней изображена золотая евхаристическая чаша - но это просто украшательство. Дверца может быть любых размеров и формы, украшенная или нет. Это совершенно не важно. Главное: Святые Дары всегда находятся у алтаря, они всегда (кроме нескольких минут во время богослужения) скрыты от глаз, и возле них всегда горит огонь - например, маленькая красная лампадка, которую вы видите справа от квадратной дверцы. А почему в кемеровском католическом храме дверца именно квадратная? Художник так видит!


Рядом с алтарем стоит вот такая узнаваемая штука, которую по-русски обычно называют кафедрой, но в церкви она называется "амвон" (от др. греч. "возвышение"), а кафедрой тут называют совсем другое. Изначально, амвон - это место, с которого учитель произносит слова учения, обращенные к ученикам. Любой учитель. Амвон, опять же, штука дохристианская. В церкви же - католической и православной - с амвона священник читает Святое Писание или проповедь. Разница в том, что у православных эти штуки чаще легкие и переносные, а у католиков более основательные. Амвон вполне может быть микрофонизирован, как мы видим. Интересно, что в православных храмах я пока микрофонов не видел.


А вот готичные стулья за амвоном - это и есть кафедра. Собственно, по-древнегречески "кафедра" и означает просто "стул". Во время службы на эти стулья-кафедру садится священник и те, кто ему помогает вести богослужение. Если храм посещает епископ или кардинал, то он занимает всегда самый высокий стул. В католичестве есть еще понятие "экс кафедра" - что-то вроде обращения высокого церквого начальства к народу.


Самое первое, что бросается в глаза православным, попавшим в католический храм - ряды скамеек. Они нужны не просто для того, чтобы ноги не уставали. На классической церковной скамейке сидеть, честно говоря, не намного удобнее, чем стоять. Дело в том, что положение сидя у католиком рассматривается как поза учения и послушания. Ученики всегда сидят перед учителем во время урока. Вот и верующие, пришедшие внимать слову Божьему, садятся. Впрочем, положения иногда меняются. Во время собственно молитвы верующие в католическом храме встают ("стоя" - это общепризнанная в христианстве молитвенное поза, основная в православии), иногда - опускаются на колени. Для колен - вон та узкая приступка внизу. Ну, просто чтобы не на пол опускаться.


Мраморная чаша, напомнившая мне фонтанчик в мечети, это купель. В нее наливают воду, освящают ее, а потом крестят младенцев. Как я понял со слов отца Павла, крещение младенцев в кемеровском католическом храме - событие редкое. Чаша стоит пустой.
У входа в храм, справа от двери, стоит похожая чаша поменьше. Она всегда полная. Входя в церковь, каждый верующий опускает в нее пальцы и потом крестится. Католики как-то связывают этот ритуал с расступающимися водами Иордана из истории еврейского исхода, но я, честно говоря, особой связи не уловил.


Икона на стене - встречается, оказывается, в католических храмах довольно часто. Причем, именно эта икона, а точнее, ее копии.
У нее долгая история. Она выполнена в восточно-церковном стиле и поэтому легко опознаваема православными. оригинал иконы долгое время находился в одном из католических храмов Европы, который потом был разрушен и икона считалась утерянной. Затем она была чудесным образом найдена, попала в руки Папы Римского и он, в середине 19 века, передал ее ордену монахов-редемптористов со словами "Сделайте так, чтобы ее узнали во всем мире". С тех пор монахи стараются. Хотя в остальном, конечно, иконы для католичества не характерны.


Ступеньки, ведущие к алтарю, амвону, кафедре, купели и Святым Дарам - отделяют основное помещение храма от "пресвитория". Раньше эта часть храма была доступна только священникам. Но после Второго Ватиканского Собора в 1962 году в пресвиторий разрешено входить мирянам, помогающим в богослужении и даже женщинам. С тех пор прихожане участвуют в богослужении уже не только как воспринимающая сторона, но, например, читают и поют с амвона вместо священника.
А дырки в ступеньках - это часть системы вентиляции этого конкретного храма. Вентиляция была задумана принудительной, но на необходимое оборудование денег не нашлось. Поэтому отверствия в настоящее время бессмысленны.


Это вид на молельный зал с балкончика, который тянется по противоположной от алтаря стене. На этом балконе стоят певчие - приходской хор. Всего певчих бывает человек десять-пятнадцать, что мало для храма, но приход небольшой и больше взять негде.


Тряпочкой накрыт маленький недорогой синтезатор. Настоящий орган - слишком дорогая и сложная штука для кемеровской церкви. Впрочем, для нетребовательных верующих звуки у инструмента вполне органные.


На балконе на отца Павла напал Никита Голованов с вопросами о том, как совмещается человеческая свобода и всеведение Господа...


Отец Павел отбивался как мог а Мог был крепким парнем...


Я предложил Никите прийти на следующий день со мной в группу катехизиса и позадавать вопросы, но он, конечно, не пришел. А зря. Меня там чуть не съели в воскресенье.


С балкона мы спустились в подвал. Там стоял, например, Священный Теннисный Стол Раскладной.


Здесь же находится приходской офис с обычной офисной мебелью и оргтехникой.


На каждой двери в храме, даже на дверях служебных помещений, вот такие буквы. Они имеют глубокий смысл, восходящий к ветхозаветной истории евреев, и обновляются каждый год при освящении помещения.


На стенах в храме висят картинки, нарисованные верующими - более или менее взрослыми. Картинки изображают сцены из церковной жизни или из Святого Писания.


Это главный стол храма. Ну, просто, самый большой стол. Он стоит в подвале, за ним проводятся собрания, а по вечерам и праздникам - общие трапезы. Так что этот зал еще и монастырская трапезная. Часть здания храма, где расположены жилые помещения для священнико в и монахинь - это настоящий монастырь. Постороним в монастырь вход закрыт.


Это уже известный вам зал, где иногда прихожане пытаются распять и съесть любопытствующих о церковной жизни кемеровских блогеров...


Портреты на стене - это руководители ордена редемптористов. Первый в ряду - основатель: неаполитанец Альфонс де Лигуори. Портреты не подписаны, потому что, как сказал отец Павел: "Это наша семья, вы ведь не подписываете имена на фотографиях в семейном альбоме".


Это герб ордена. Как видим, на нем глаз, который глупые юные кемеровчанки иногда считают знаком масонской ложи:)


В подвале стоит самодельный макет храма из картона. На нем детям объясняют, что к чему и для чего в церкви.


Нужные книги всегда должны быть под рукой у прихожан.


Кухня, на которой готовятся монастырские трапезы и праздничный угощения. Тесная и маленькая. Хотя, как видите, есть все, что нужно.


И, наконец, помещение, которое я до этого дня видел только в голливудских фильмах - исповедальня. Она скрыта за двумя дверьми в стене храма, сразу налево от входа.


Исповедальня разделена на два помещения. Одно - для священника, с двумя дверями. Это нужно, чтобы на входе-выходе священник не сталкивался с исповедуемым.


Второе - только с одной дверью и такой вот табуреткой. Сюда садится исповедуемый.


Два помещения исповедальни разделяет решетчатая перегородка. В принципе, как нам объяснили, перегородка может быть любой - стеклянной, матерчатой, металлической. Но обычно она выглядит именно так, как на фото. Решетка символизирует тюрьму, в которую себя помещает человек, потакая своим грехам.
Интересно, что в католичестве исповедь и причастие не связаны так жестко, как в православии. Кто не знает, в православной церкви вам будет дозволено причаститься только после исповеди. В католической можно исповедоваться и причащаться отдельно, вне всякой последовательности.


А это уже не в храме, конечно:) На автобусной остановке. Все-таки, как богат нынче рынок духовных услух. Каких только видов спасения и умиротворения не предлагают. А у кого-то душа требует плохой поэзии с грамматическими ошибками...

Кто не пришел на экскурсию - зря. Хотя, храм открыт всегда, и вы можете посетить его в любой день. Тем более, вы теперь знаете в общих чертах, как он устроен.

Пожалуй, одной из самых больших христианских церквей является католическая церковь Римская. Ответвилась она от общего направления христианства еще в далекие первые века его возникновения. Само слово “католичество” образовано от греческого “всеобщий”, или “вселенский”. Более подробно о происхождении церкви, а также о ее особенностях мы и поговорим в этой статье.

Происхождение

Католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, - и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения - православие и католицизм.

В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.

Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части - Восточную и Западную.

Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.

Современное распространение католицизма

На сегодняшний день католицизм - это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).

На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте - на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).

Внутреннее управленческое устройство церкви

Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. католической церкви - это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.

  • Епископ, священник, диакон - степени священства.
  • Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. - церковные степени и должности (их гораздо больше).

Территориальные единицы в католицизме следующие:

  • Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
  • Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
  • Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
  • Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
  • Приходы - это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.

Существующие обряды церкви

Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:

  • латинский;
  • лионский;
  • амвросианский;
  • мосарабский и т.д.

Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.

Монашеские ордена в составе церкви

Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:

  • Августинцы . Его история начинается приблизительно с V века с написания устава Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
  • Бенедиктинцы . Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
  • Госпитальеры . начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
  • Доминиканцы . Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания - борьба с еретическими учениями.
  • Иезуиты . Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
  • Капуцины . Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же - борьба с Реформацией.
  • Картезианцы . Первый был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
  • Тамплиеры . Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
  • Тевтонцы . Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
  • Францисканцы . Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.

Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты - те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:

  • армяно-католиков;
  • редемптористов;
  • белорусскую греко-католическую церковь;
  • румынскую греко-католическую церковь;
  • российскую православную католическую церковь;
  • украинскую греко-католическую церковь.

Святые церкви

Ниже мы рассмотрим, какие существуют наиболее известные святые римско-католической церкви:

  • Св. Стефан Первомученик.
  • Св. Карл Борромео.
  • Св. Фаустина Ковальска.
  • Св. Иероним.
  • Св. Григорий Великий.
  • Св. Бернард.
  • Св. Августин.

Отличие католической церкви от православной

Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:

  • Для православных единство церкви - это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
  • Для православных Вселенская церковь - это каждая поместная церковь, которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
  • У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков - и от Отца, и от Сына.
  • В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
  • В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
  • Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
  • Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.

Заключение

Несмотря на некоторые отличия, католическая церковь Римская все же является братской по вере для православных. Недоразумения в прошлом разделили христиан, превратив их в непримиримых врагов, но это не должно продолжаться сейчас.

Католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica, англ. Roman Catholic Church) - христианская конфессия, признающая в качестве своего главы и высшего церковного авторитета папу Римского.

Название «католическая» происходит от греческого слова καθολικός, означающего «всеобъемлющий», «вселенский». Со II в. это слово использовалось применительно ко всей Церкви. После раскола 1054 г. католической начала именовать себя Западная (латинская) Церковь. Впервые термин «католическая» как определение именно Западной Церкви использовал Фома Аквинский . В настоящее время Католическая Церковь превосходит по численности все другие христианские конфессии. Согласно «Католической энциклопедии», в 2001 г. в мире насчитывалось 1061 млн католиков, что составляет 52% от общего числа христиан.

Особенности вероучения католической Церкви

1. По вероучению католической Церкви Святой Дух исходит от Отца и от Сына - в противоположность восточному (православному) учению о том, что Святой Дух исходит только от Отца. Латинское словосочетание Filioque («и Сына») стало нарицательным для обозначения этого догмата.

2. Католическая Церковь утверждает существование чистилища (purgatorium). Непосредственным практическим следствием данного догмата является вера в возможность для живых повлиять на судьбу умерших путем дел милосердия, молитв об отпущении грехов и покаяния, совершаемых во благо душ усопших (ср. ККЦ, п. 1032).

3. Согласно догмату о непорочном зачатии пресвятой Девы Марии (immaculate conception beatae Mariae Virginis), провозглашенному в 1854 г. папой Пием IX, «преблаженная Дева Мария была с первого мгновения своего зачатья, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога… предохранена ото всякой скверны первородного греха» (KKЦ, п. 490).

4. Католическая Церковь признает также, т.н. догмат о непогрешимости (лат. infallibilitas; букв. не-ошибочность, без-ошибочность) папы Римского, когда он «окончательным решением провозглашает положения учения о вере и нравственности» (ККЦ, п. 891). Этот догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 г. (в его первоначальной формулировке говорилось о «безошибочности» папы, когда он «ex cathedra loquitur» (говорит с кафедры), т.е. «исполняет свои обязанности пастыря и учителя всех христиан».

Обряды католической Церкви

После раскола 1054 г. разделение произошло в том числе и по обрядовому признаку. Однако с течением времени многие из Древневосточных Церквей , а также некоторые православные общины воссоединились с Католической Церковью. В результате в настоящее время Католическая Церковь включает в себя помимо поместных Церквей латинского обряда т.н. восточнокатолические Церкви. Эти общины, признавая главенство папы и католическую догматику, имеют свой обряд, свои церковные структуры и свои нормы канонического права. После II Ватиканского собора был разработан новый литургический календарь и новый чин богослужений в латинском обряде. В настоящее время в Церквах и общинах латинского обряда богослужения совершаются помимо латыни на народных языках. Чин богослужений и календарь восточнокатолических Церквей находятся в ведении самих этих Церквей.

Структуры и каноническое право Католической Церкви

Во главе церковной иерархии Католической Церкви стоит папа Римский, который согласно кодексу канонического права (ККП) «пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью» (ККП, п. 331). Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов , который собирается по указанию папы для обсуждения вопросов, предложенных к рассмотрению понтификом. Папа осуществляет свою власть через должностных лиц, составляющих римскую курию . Члены курии объединены в конгрегации, ведающие различными сферами церковной жизни. В состав курии входит также государственный секретариат, представляющий государство Ватикан на международной арене, судебные инстанции и др.

По кодексу канонического права второй высшей инстанцией в католической Церкви является коллегия епископов (т.е. собрание всех епископов), которая осуществляет свою власть на Вселенском соборе. Право созывать и распускать собор, а также председательствовать на нем принадлежит только папе. Епископы, епархии которых находятся на территории одной страны, составляют конференцию епископов . Вне церковной иерархии находятся монашеские ордена и конгрегации , имеющие собственные структуры управления.

Правовым документом, регулирующим жизнь Католической Церкви латинского обряда, является Кодекс канонического права (Сodex Iuris Canonici), официально обнародованный папой Иоанном Павлом II в 1983 г. Делами восточнокатолических Церквей занимается созданная в 1917 г. в рамках римской курии Конгрегация по делам восточных Церквей .

История католической Церкви

Хотя формально говорить об истории католической Церкви как отдельной конфессии можно лишь с 1054 г., фактически к этому времени история Западной и Восточной Церквей уже давно шла разными путями. Более уместно принять за точку отсчета 476 г. - год падения Западной Римской империи, на территории которой образовались варварские королевства. С некоторой долей условности в истории Западной (Католической) Церкви можно выделить следующие периоды.

1. 476 - кон.VIII в. В этот период главной и жизненно необходимой задачей Западной Церкви в лице в первую очередь папства была христианизация варварских народов и создание (восстановление) церковных структур на территории Западной Европы. В 756 г. франкский король Пиппин Короткий даровал папе Стефану II земли, отвоеванные у короля лангобардов. Таким образом возникло Папское государство; все последующие папы, находясь во главе Церкви, обладали светской властью над этой территорией. В 800 г. папа Лев III короновал Карла Великого императорской короной, положив начало империи Каролингов и - в дальнейшем - Священной Римской империи.

2. VIII-XI вв. Важным фактом во взаимоотношениях Западной и Восточной Церкви стала т.н. «Фотиева схизма» - разрыв, случившийся во время понтификата папы Николая I (858-867). На протяжении почти всего X в. папство переживало глубокий кризис. Согласно древнему обычаю римский епископ должен был избираться римскими священниками и «римским народом», в результате чего папский престол постоянно оказывался ставкой в борьбе соперничающих знатных римских семейств. Только в 1046 г. вмешательство императора Священной Римской империи Генриха III положило этому конец, однако с этого момента на какое-то время назначение пап стало прерогативой германского императора.

3. Кон. XI в. - 1563 г. В ходе «григорианской реформы», проводимой папой Григорием VII (1073-1085), церковная иерархия была названа столпом христианского мира; светская власть исполняет по отношению к ней вспомогательную роль; папа выступает верховным властителем, авторитетом и судьей как в духовных, так и в мирских делах. Вплоть до конца XIV в. основные коллизии в истории католицизма сводятся к борьбе между Церковью и светской властью за право юрисдикции в тех или иных сферах жизни. В XII в. на первом плане находятся проблемы инвеституры (назначения епископов и более высоких церковных иерархов) и подсудности духовных лиц светскому суду; к XIV в. в центре внимания оказывается вопрос о праве на налогообложение духовенства.

В указанный период также происходит активное развитие канонического права. Именно к этому времени относится большая часть общих соборов Западной Церкви (в католической традиции они наравне с первыми семью именуются вселенскими): I Латеранский (1123), II Латеранский (1139), III Латеранский (1179), IV Латеранский (1215), I Лионский (1245), II Лионский (1274), Виенский (1311-1312), Констанцский (1414-1418), Ферраро-Флорентийский (1431-1445), V Латеранский (1512-1517). Наибольший интерес с точки зрения организации жизни средневековой Церкви представляют постановления IV Латеранского собора, с точки зрения догматики - решения Ферраро-Флорентийского собора.

Притязания Церкви на роль ведущей силы в христианском мире привели в итоге к ее секуляризации, выразившейся, в частности, в активном участии папства в европейской политике. В нач. XIII в. существенную проблему представляет борьба с ересями (альбигойская ересь, катары); в 1309 г. после бегства ставленника французского короля папы Климента V из Рима в Авиньон начинается «Авиньонское пленение» пап. В 1381 г. начинается Великая схизма, в результате которой во главе Церкви оказываются два, а впоследствии три папы, каждый из которых назначает своих епископов, порождая параллельные церковные иерархии. Реакцией на схизму и общее падение авторитета папства стал созыв собора в Констанце, на котором были провозглашены и воплощены в жизнь идеи «конциларизма» (соборности). Собор присвоил себе верховную власть в Церкви, низложил трех пап и избрал нового, существенно ограничив его права и власть. Однако уже на следующем Ферраро-Флорентийском соборе сторонники неограниченной власти папы взяли верх и конциларизму был положен конец.

Завершающей точкой данного этапа в развитии Католической Церкви является Триденский собор (1545-1563). Его результатом явилось окончательное размежевание католической и протестантской конфессий, в первую очередь в догматическом плане.

4. 1564-1962 гг. В XVI-XVIII вв. католическая Церковь разворачивает активную миссионерскую деятельность в разных странах. Важную роль в этом сыграл созданный в 1540 г. орден иезуитов. В XIX - нач. XX в. значимым аспектом деятельности Католической Церкви становится социальная работа Подъем революционного, национально-освободительного движения в Италии привел к ликвидации в 1870 г. Папского государства. Согласно «Закону о гарантиях», принятому итальянским парламентом в 1871 г., папе гарантировалась суверенность и личная неприкосновенность; в качестве владений ему были предоставлены Ватикан, Латеран и Летний дворец на Альбанском озере. В 1929 г. по латеранскому соглашению Ватикан был признан отдельным государством, а папа - его главой.

5. С 1962 г. Новый период в истории католической Церкви начинается с провозглашения решений Второго Ватиканского собора (1962-1965). Документы собора свидетельствуют о коренных переменах в представлениях католической Церкви о своем месте и роли в современном мире. В частности, претерпело серьезные изменения отношение к другим христианским конфессиям и другим мировым религиям , а также оценка роли мирян в Церкви.

З.Ю. Метлицкая

Рекомендуемая литература

Вишневский А.А. Каноническое право: Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006.

Документы II Ватиканского Собора / Пер. с лат. А. Коваля. М., 2004.

История Второго Ватиканского Собора / Пер. с итал. А. Кисилева и др.; под ред. Дж Альбериго и др. М., 2003-2009. 5 т.

Катехизис Католической Церкви. М., 2001.

Кодекс канонического права / Пер. с лат. А. Коваля. М., 2007.

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. Древность и Средние века; М., 2000. Т. 2. Новое время.

Рожков Владимир, прот. Очерки по истории Римско-католической Церкви. М., 1998.

Dwyer J.C. Church history: twenty centuries of the Catholic Christianity. New York, 1998.

Hughes Ph. A History of the Church. London, 1935. Vol. 1-3.

Tanner N. The councils of the Church: a short history. Crossroad, 2001.

Кельнский собор (Cologne Cathedral)

Этот собор - не только одна из самых известных католических святынь в Германии, но и визитная карточка города на протяжении многих столетий. С 1880 года, когда закончили строить шпили, до 1884 года церковь была самым высоким зданием в мире. Она хоть и уступила звание самого высокого здания монументу Вашингтона, однако до сих пор остается самой высокой церковью, построенной в готическом стиле.

Начали строить святыню на месте бывшего римского храма в 13 веке, а завершили через 600 лет. Собор построен в честь Девы Марии и апостола Петра. Здесь хранится самая большая святыня Западной Европы - саркофаг с мощами волхвов. Перевезли позолоченный саркофаг из Милана.

Аахенский собор (Aachen Cathedral)

Старейший в Северной Европе собор имеет еще название Собора Империи. Его строительство начал в далеком 786 году архитектор по фамилии Шарлеманя (Charlemagne). Когда в 814 году зодчий умер, его останки похоронили на территории собора в собственной часовне. На саркофаг великого архитектора можно посмотреть и сейчас. Кстати, ему принадлежит важнейшая в композиции собора часть - Дворец Шапель (Palace Chapel). Сейчас она кажется крохотной по сравнению с позже достроенными элементами церкви. В целом в архитектуре собора угадывается классический византийский, германо-францисканский стили. В его стенах было короновано 30 императоров Римской империи, а сам собор строили около 600 лет.

Базилика Национального Храма Вознесения Девы Марии (Basilica of the National Shrine of the Assumption of the Virgin Mary)

Святыня, построенная в США сразу после принятия Конституции, в то время была самым величественным храмом во всей Северной Америке. Строил здание Бенжамин Генри Летроуб (Benjamin Henry Latrobe) с 1804 по 1821 год. Этот архитектор известен своей работой над Капитолием.

Базилика Храма Непорочного Зачатия (Basilica of the Shrine of the Immaculate Conception)

Базилика посвящена Святой Деве Марии, покровительнице США; собор является самым большим храмом во всем Западном Гемпшире, поскольку в Соединенных Штатах Америки нет официальной религии, однако базилика стала неофициальным национальным храмом.

Начало строительства церкви пришлось на 1921 год, а открыли базилику в 1959 году. Она построена в романском стиле, здесь много часовен, украшенных мозаикой. Также здесь находится одна из крупнейших мозаик в мире - ее размер 3600 м². Она показывает Христа в образе Панкратора - традиционное изображение для восточнохристианского мира.

Собор Святого Патрика в Нью-Йорке (St. Patrick"s Cathedral, New York)

Собор построен в готическом стиле в самом сердце мегаполиса. Ежегодно его посещает около 3 млн. человек. Церковь щедро украшена прекрасными витражами, которые были созданы во Франции, Англии и США. Настоящей жемчужиной собора является работа Чарльза Коника (Charles Connick) - витраж под названием «Окно из роз». Послушать органную музыку могут одновременно около 2200 человек - на столько рассчитан собор. Кстати, здесь есть целых три ограна.

Вестминстерский Кафедральный Собор (Cathedral Church of Westminster)

Вестминстерский Кафедральный Собор расположен в Лондоне. Посвящен Пресвятой Крови Владыки нашего Иисуса Христа. Собор построен в раннем восточнохристианском византийском стиле архитектором Джоном Франциско Бентли (John Francis Bentley). Первый камень в строительство заложили в 1895 году, а уже через 8 лет церковь открыли.

Собор Божией Матери, Париж (Notre Dame, Paris)

Известный собор начали строить в сердце Парижа в 1163 году, однако завершить его удалось только в 1345 году. Тогда же изменили интерьер, выполненный в готическом стиле.

Собор состоит из нескольких часовен, которые строились в разные годы 12-13 в.в. Именно в Нотр-Дам де Пари правили выдающиеся литургические мессы: месса в честь освобождения Франции (1944), месса в честь Шарля де Голля (1970 год), месса Папы Римского Иоанна Павла II (1980).

Церковь Святого Фрациска Серафима (Saint Francis Seraph Church)

Церковь возведена в честь основоположника ордена францисканцев Франциска Серафима. Расположена в Филадельфии и является главным храмом католической епархии в округе.

Церковь Святого Баво (Saint Bavo Cathedral)

Святой Баво родом из Бельгии. По легенде, он в свое время был герцогом, имел жену и дочь. Однако после смерти жены решил не жениться больше и посвятить себя служению Богу. Ныне церковь, построенная в его честь, является крупнейшим в местности католическим приходом. Помимо богослужений здесь можно послушать органную музыку и попасть на концерты известных музыкантов.

Базилика Святой Девы Марии, Ковингтон, Кентуки (St. Mary"s Basilica, Covington, Kentucky)

А эта Базилика известна крупнейшим в мире витражом - длиной 61 метр и шириной 22 метра. На витраже изображен Вселенский собор 5 ст. в Эфесе, во время которого Деву Марию было провозглашено Матерью Божьей. Место расположения святыни - Ковингтон, США.

Базилика Святого Петра, Ватикан (St. Peter"s Basilica)

Невозможно не вспомнить эту едва ли не самую большую святыню католического мира. Считается, что ее начали строить по приказу императора Константина в 342 году н.э., а в 15 веке было решено внести некоторые изменения в конструкцию и интерьер базилики. Реконструкция началась во времена папы Юлия II в 1504 году, а завершилась при Папе Павле V в 1615 году. Над отделкой работали немало выдающихся мастеров. Вспомним хотя бы своды базилики, разрисованные самим Микеланджело. После его смерти дело завершил ученик мастера Джакомо делла Порта.

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus - почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

Из книги Основы искусства святости, том 4 автора Варнава Епископ

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй - на христианских

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Из книги автора

Из книги автора

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Из книги автора

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Из книги автора

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода