Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Ночные ведьмы женская эскадрилья 1941 1945. «Ночные ведьмы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап, «ночные ведьмы») - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 г. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена старший лейтенант Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

У-2 или По-2 - многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Николаевича Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире. Коллектив, возглавляемый Н. Н. Поликарповым, выпустил в январе 1928 года новый опытный самолет У-2 (учебный-второй). Его опробовал в воздухе М. М. Громов, затем проверяли еще несколько летчиков-испытателей. С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг. Вес пустого самолета в учебном варианте - 635-656 кг, в других - до 750 кг; взлетный - от 890 до 1100 кг, с бомбами - до 1400 кг. Скорость максимальная - от 130 до 150 км/час, крейсерская - 100-120 км/час, посадочная - 60-70 км/час, потолок - 3800 м, разбег и пробег - 100-150 м. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.

7 слайд

Описание слайда:

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка "Ночные ведьмы«. Мы вылетали до рассвета, лететь до цели пол часа. Прожектора бывает нас и не засветят? Бывают в жизни чудеса... А в этот раз не так вот получилось, прожектор небо осветил... И первою упала Ольга, тянула сколько было сил. А вот и Ленка задымилась, ложась на левое крыло... До леса пять минут полета, дай бог, чтоб ей бы повезло... Я отбомбилась, все как надо было... И смерть с косой кого-то унесла. Простите Фрау если это Ваши дети, Но только их никто сюда не звал... Я кружку спирта пила на рассвете... И бормотала я в хмельном бреду - Зачем, зачем так глупо умирают дети... Какой же гад придумал ту Войну??? Так много фильмов о войне и так мало. Так мало снято о женщинах, девушках, девочках, красивых и юных, ушедших в вечность. Летчицы и зенитчицы, снайперы и пулеметчицы, разведчицы и санитарки. Девушки, девочки, девчонки... Смотришь на военные фотографии – какие же они были красивые и отчаянные. Как они хотели жить и любить, танцевать вальс и растить детей. За них живем мы, значит должны помнить. Обязаны! Помнить и не позволить забыть нашим детям и внукам, ведь мы последние, кто видел и слышал их живыми... Юные прекрасные, отважные девушки. В те трагические дни самоотверженность казалась им естественным делом. Общая для всех судьба страны – стала для них важнее собственной жизни. Н. Меклин

8 слайд

Описание слайда:

За годы войны 29 Героев - женщин были летчицы. Особенно прославился 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный полк, который был укомплектован только женскими экипажами. С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой единый, крепко спаянный коллектив, в котором всегда присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма. В этом большая заслуга командира полка подполковника Евдокии Давыдовны Бершанской, которая личным примером, умелым руководством и просто в силу своих человеческих качеств, завоевала авторитет и уважение своих подчиненных. Это облегчало ей командование таким необычным полком. Много сделали для укрепления дисциплины и боевого духа комиссар полка подполковник Евдокия Яковлевна Рачкевич и парторг полка капитан Мария Ивановна Рунт... Мария Ивановна Рунт (1912-1992) - летчик-бомбардировщик, парторг полка, гвардии капитан. Кандидат филологических наук. Евдокия Яковлевна Рачкевич (девичья фамилия Андрийчук; 1907-1975) - заместитель командира полка по политической части (комиссар) Евдоки́я Давы́довна Бочаро́ва (в девичестве Карабу́т, по первому мужу Берша́нская), (6 февраля 1913 г. ,Добровольное(Ставропольский край), - 16 сентября 1982 г., Москва) - командир 46-го гвардейского полка.

9 слайд

Описание слайда:

«Численность 588-го авиационного полка Бершанской первоначально составляла 115 человек. В основном это были совсем молодые девушки - 17-22 лет, которые, тем не менее, очень хотели внести свой вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Среди них было много студенток - преимущественно, факультетов точных наук - физического, механико-математического, на штурманов отправляли девушек с географического факультета. Подразумевалось, что знания, полученные ими в гражданских вузах, облегчат усвоение военных предметов и останется лишь обучить будущих летчик, штурманов, техников и механиков практическим предметам, связанным с управлением и обслуживанием самолетов. «Студентки из разных вузов Москвы были зачислены в штурманскую группу. Поселили нас в доме спорта и опять на двухэтажных кроватях. И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая» - вспоминает Ирина Ракобольская (Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами.» Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. - 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005). Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам. При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал авиационный женский полк - 46-й гвардейский Таманский…

10 слайд

Описание слайда:

Серафи́ма Тара́совна Амо́сова (20августа 1914 года - 17 декабря 1992 года) - заместитель командира по лётной части, гвардии майор. Евгения Максимовна Руднева (1920-1944) - штурман полка, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза. Лариса Николаевна Розанова (Литвинова) (6 декабря 1918 года - 5 октября 1997 года) - штурман полка, гвардии капитан. Герой Советского Союза.

11 слайд

Описание слайда:

в 1942 году - была назначена начальником штаба 588-го авиаполка(в дальнейшем - 46-го Гвардейского полка. Ракобольская Ири́на Вячесла́вовна Ирина Ракобольская ушла на фронт студенткой четвертого курса физфака МГУ. Попала в авиагруппу 122 к Марине Расковой. И вскоре штурман Ракобольская стала начальником штаба 46-го Гвардейского полка. - Дунькин полк нас называли, - рассказывает Ирина Вячеславовна. - По имени командира полка Евдокии Бершанской. - Обидно было? - Очень. Совсем плохо к нам мужчины поначалу относились. Когда нас впервые принял командующий 4-й Воздушной армией генерал Вершинин, я думаю, в душе он хохотал над нами. Я пришла к нему с документами, но, как потом выяснилось, оформлены они были неправильно, на каком-то огромном рулоне ватмана. Вершинин ничего не сказал, даже виду не показал. 4-я армия тогда только создавалась, и один из первых полков, который он получил, был наш полк. А мы еще ничего не умели, не знали, что такое зенитный обстрел, ни разу не летали в прожекторах, понятия не имели, что во второй кабине можно возить еще двух человек. Но, несмотря на это, Вершинин к нам отнесся очень серьезно.

12 слайд

Описание слайда:

Старший инженер полка Озеркова Софья День за днём (точнее, ночь от ночи) наращивали удары по немецко - фашистским захватчикам лётчицы 588-го полка. С наступлением темноты и до рассвета летели бомбы на головы врагов. До лета 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 20 килограммов бомб. Маленький У-2 наводил ужас на врага, и уже в 1942 году за каждый сбитый "кукурузник" немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом и выплачивали 2 000 марок. За время войны численность личного состава полка возросла со 115 до 190 человек, а количество боевых машин - от 20 до 45 самолётов. Полк закончил боевой путь, имея 36 боевых самолётов. В ходе сражений совершенствовалась боевая выучка и лётное мастерство девушек. В феврале 1945 года ЦК ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию полка Почётной грамотой. В ходе войны 46-й Гвардейский Таманский ночной лёгкобомбардировочный авиаполк был преобразован из 2-эскадрильного в полк 3-эскадрильного, а затем и 4-эскадрильного состава. Данная перестройка, которая способствовала усилению ударов по врагу, вызвала потребность в пополнении новыми кадрами лётчиков, техников и вооруженцев. Эта задача была успешно решена. В ходе войны полк получил в качестве пополнения 95 человек. Из них и главным образом из числа лиц прежнего состава непосредственно в боевой обстановке собственными силами было обучено 36 лётчиков, 35 штурманов и 8 авиамехаников. Кроме того, специалисты этого профиля прибыли в полк и в составе указанного пополнения. Ряд штурманов был переучен на лётчиков, а механики и вооруженцы освоили специальность штурманов. Каждый боевой вылет был испытанием воли, мужества, преданности нашей Родине. На пути ко многим целям тихоходный и лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось подлинное искусство, мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание. Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир звена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова. В числе погибших Герои Советского Союза Е. И. Носаль, О. А. Санфирова, В. Л. Белик, Подготовка к полёту

13 слайд

Описание слайда:

Евдокия Давыдовна Бершанская (1913-1982) - командир женского 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (НЛБАП, с 1943 года - 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк). Единственная среди женщин награждена полководческим орденом Суворова (III степени) . Мария Васильевна Смирнова (1920-2002) - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К августу 1944 года совершила 805 ночных боевых вылетов. 26.10.1944 удостоена звания Героя Советского Союза. Полина Владимировна Гельман (1919-2005) - начальник связи авиационной эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К маю 1945 года, как штурман самолета По-2, совершила 860 боевых вылетов. 15.05.1946 удостоена звания Героя Советского Союза. 8.02.1943 г. 588 НБАП, которым командовала Е.Д. Бершанская, первым в дивизии стал гвардейским и получил наименование 46 гвардейский НБАП. Командир 46-го гвардейского НБАП Евдокия Давыдовна Бершанская (1918-1982), руководя полком, сумела доказать скептикам, что женская авиачасть имеет право на существование и может воевать наравне с мужскими частями, а порой - и успешнее их. «В боевой истории авиации едва ли есть такой другой пример, когда бы часть, личный состав которой не прошел почти никакой военной подготовки, сумела в такой короткий срок завоевать столь широкую боевую славу... ...Бодрость и жизнерадостность никогда не покидали полк. Вызывает удивление, что суровые лишения и трудности никогда не удручали людей, их как бы не замечали. Но самое главное, чем выделялся женский авиаполк, - это бесстрашием и героизмом. Это было настолько массовым явлением, что в полку к этому привыкли, как к чему-то само собой разумеющемуся...» Воспоминания комиссара 218-й авиадивизии генерал-майора ГОРБУНОВА.

14 слайд

Описание слайда:

С первого и до последнего дня существования нашего полка им командовала Евдокия Бершанская (Бочарова). Пришла она в полк опытной летчицей, с десятилетним стажем в гражданской авиации. Нам, тогда девчонкам, было от 17 до 23 лет, а Евдокия Давыдовна была старше на десяток лет. Волевая, мужественная, она в то же время была удивительно женственной. Если предстояла особо сложная операция, первой вылетала Евдокия Давыдовна. 25 Героев Советского Союза и России выросли в нашем полку. А у командира этой героической части такого звания нет! Нам кажется, 60-летие Победы - отличный повод восстановить справедливость. Герои Советского Союза Полина ГЕЛЬМАН, Наталья МЕКЛИН-КРАВЦОВА, Надежда ПОПОВА, Нина РАСПОПОВА; начштаба полка Ирина РАКОБОЛЬСКАЯ НАШ 46-й гвардейский Таманский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков. Мы летали на маленьких «фанерных» бипланах По-2. Скорость - 120–140 км/ч. А ежели случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато наши машины были легкоуправляемы, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы. Возили мы и необычные грузы: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, мешки с почтой. Подчас это была невероятно трудная, прямо-таки ювелирная работа. Вот, например, в Эльтигене - это рыбацкий поселок в Крыму - наши десантники занимали крошечный кусок земли, простреливаемый противником. Нам надо было в кромешной темноте найти школьный двор, снизиться до 50, а иногда до 30 метров, очень точно сбросить груз и успеть крикнуть нашим: «Полундра! Патроны привезли!» А по тебе еще немцы стреляют… За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 8–10, а то и по 12–15 боевых вылетов. Более трех миллионов килограммов бомб сбросили мы на врага за 24 тысячи с лишним боевых вылетов. Современные авиаторы, наверное, не поверят, но небольшие бомбы - термитные, осветительные - штурманы возили… у себя на коленках! И сбрасывали их руками через борт самолета. Понятно, много бомб По-2 поднять не мог. Сила этих самолетиков была в другом: сбрасывали они свой груз с исключительной точностью. Конечно, маленькие бомбочки не всегда причиняли противнику серьезный ущерб. Зато мы каждую ночь держали немцев в напряжении, не давали спать. Однажды терпение их командования лопнуло - с Западного фронта были переброшены двухмоторные ночные истребители «Мессершмитт −110». Эту ночь на 1 августа 1943 г. мы не забудем никогда. Тогда за несколько часов немецкий ночной охотник сжег над Таманью четыре наших самолета, погибли 8 девушек. С таким противником мы столкнулись впервые, но быстро научились его распознавать. Если в районе цели работают прожектора, но молчит зенитная артиллерия, значит, где-то рядом барражирует немецкий «ночник». Средство спасения от них было только одно: летать как можно ниже. На малые высоты скоростные истребители по понятным причинам соваться опасались. Но и мы старались не опускаться ниже 300 метров - был риск получить «в брюхо» осколки собственных бомб. Несмотря на чисто женский коллектив, уже через два-три месяца по эффективности боевой работы мы сравнялись с мужскими частями. А еще через полгода наш полк первым в дивизии стал гвардейским. Справа налево - командир полка Е.Д. Бершанская, комиссар эскадрильи И.В. Дрягина, комиссар эскадрильи Ксения Карпулина, командир эскадрильи С.Т.Амосова, командир эскадрильи Е. А. Никулина и комиссар полка Е. Я.Рачкевич...

15 слайд

Описание слайда:

Первыми вылетели на боевое задание 3 экипажа - командира полка Е. Д. Бершанской со штурманом полка Софьей Бурзаевой и командиров эскадрилий Серафимы Амосовой со штурманом Ларисой Розановой и Любови Ольховской со штурманом Верой Тарасовой. Их провожал весь полк. Это было 8 июня 1942 года. На головы врагов упали первые бомбы с надписью "За Родину!" Лётчицы, маневрируя в ночном небе, прорвали завесу зенитного огня и выполнили задание. Однако разрывом вражеского снаряда экипаж Л. Ольховской и В. Тарасовой был тяжело ранен, пытался дотянуть до своего аэродрома, но вынужден был сделать посадку. Жители нашли их мёртвыми. На место погибших командиром эскадрильи назначили отличную лётчицу Дину Никулину и штурманом - бывшую студентку астрономического факультета МГУ Женю Рудневу. Накануне первого боевого вылета многие девушки, в том числе Дина Никулина и Женя Руднева, подали заявления с просьбой о приёме в ряды Коммунистической партии. На следующую ночь в воздух поднялся весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт на врага посвящался памяти погибших боевых подруг. Некоторое время спустя пришел самолет Амосовой. Третьего самолета не было. Прошли все сроки, когда по самым оптимистическим расчетам горючее в самолете Ольховской должно было кончиться. Мы поняли, что случилась беда. Первая боевая потеря... Что же случилось с Любой Ольховской и Верой Тарасовой? Почти двадцать три года мы ничего не знали. В начале 1965 года до командира полка дошло письмо, в котором жители поселка Софьино-Бродского обратились в редакцию газеты «Правда». В письме сообщалось, что примерно в середине июня 1942 года ночью в стороне города Снежного они слышали разрывы бомб, а потом видели стрельбу по самолету. Утром около поселка нашли сбитый самолет По-2. В передней кабине сидела, склонив голову на борт, красивая темно-русая девушка в летном комбинезоне. Во второй кабине находилась другая девушка - лицо круглое, чуть вздернутый нос. Обе были мертвы. Жители поселка тайком похоронили летчиц. Теперь, когда страна готовилась отметить 20-летие победы над фашистской Германией, жители решили выяснить имена погибших. Не было никакого сомнения, что речь шла о Любе Ольховской и Вере Тарасовой. Комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич стала собираться в дорогу... 8 мая 1965 года при огромном стечении народа состоялись похороны. Прах погибших летчиц перенесли из безымянной могилы на городскую площадь Снежного. Среди множества венков на новой могиле были венки от однополчан...» Памятник на могилеЛ.Ольховскойи В.Тарасовой в городе Снежном (Донбасс)

16 слайд

Описание слайда:

12 июня 1942 года состоялся первый вылет полка, а 8 февраля 1943 года ему было присвоено почетное звание гвардейского полка. Боевой путь полка проходил в 1942 г. - в Ростовской области, Ставропольском крае, Северной Осетии. В 1943 участвовал в прорыве обороны противника, освобождении Новороссийска, позже - поддерживал десантные операции на Керченском полуострове, освобождение Крыма и Севастополя. В июне-июле 1944 г. полк освобождал Белоруссию, в августе 1944 г. - Польшу, в январе 1945 г. - Восточную Пруссию. Апрель 1945 г. летчицы полка встречали на Одере, где прорывали оборону противника. В течение трех лет войны полк не уходил на переформирование, его состав оставался женским, хотя он и входил в более крупное «мужское» авиационное соединение - 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, некоторое время - во 2-ю гвардейскую ночную бомбардировочную авиационную дивизию (в мае 1944 г., во время боевых действий по освобождению Крымского полуострова). Полк летал на бомбардировщиках По-2. В начале войны в полку было 20 самолетов, в разгар боевых действий - 45, а победу полк встречал с 35 машинами. В октябре 1943 года командующий Воздушной армией, генерал К.А. Вершинин выступая на общем собрании полка, сказал слова, которые ветераны части помнят до сих пор. - Вы самые красивые девушки в мире, - говорил Вершинин, - потому что красота ваша заключается не в накрашенных губах и бровях, а в том прекрасном душевном порыве, с которым вы ведёте борьбу за счастье и свободу нашей Родины. Нельзя равнодушно смотреть, как маленькие, хрупкие девушки поднимают для маскировки самолёта целые деревья, как лётчицы мастерски управляют самолётом, как девушки - вооруженцы подвешивают бомбы, которые тяжелее их собственного веса. Ваша работа очень нелёгкая, но и благодарная...

17 слайд

Описание слайда:

Механики на аэродроме. Лето 1943 г Инженер полка С.Озеркова беседует с механиками Три штурмана полка: Соня Бурзаева, Женя Руднева, Лариса Розанова. 1942 год.

18 слайд

Описание слайда:

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командир полка Е.Д. Бершанская принимает гвардейское знамя. 10 июня 1943 года, ст. Ивановская Знаменосец полка Наташа Меклин (Кравцова).

19 слайд

Описание слайда:

Станица Пашковская. Памятник летчицам Е. Носаль, П.Макагон,Л. Свистуновой, Ю. Пашковой Памятник на могиле О. Санфировой.Гродно За войну погибли 32 девушки из нашего полка. Горели и падали наши подруги на территории, занятой неприятелем. Население тайком от оккупантов хоронило их под неприметными табличками «Здесь покоится неизвестная летчица» - документов с собой мы не брали. Памятник Герою Советского Союза ОльгеСанфировой

20 слайд

Описание слайда:

В октябре 1943 года гитлеровцы были сброшены с Таманского полуострова. За активное участие в боях за Тамань 9 октября 1943 г. женский полк ночных бомбардировщиков получил наименование «Таманский» Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями. Памятник летчицам полка в поселке Пересыпь. Здесь похоронены Тая Володина и Аня Бондарева

21 слайд

Описание слайда:

Дина Никулина, Женя Руднева, Наташа Меклин, Ирина Себрова. Ивановская 1943 год. Т. Сумарокова, Г. Беспалова,Н. Меклин,Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева. Герои Советского Союза Марина Чечнёва и Екатерина Рябова Эскадрилья построена. Докладывает командир 2 эскадрильи Амосова. Ассиновская 1942 год

22 слайд

Описание слайда:

Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери. Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы, в котором обслуживали полеты бригадным методом. Мне кажется, что такого полка больше не было. А уж женского - не было точно! Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера. А штурманами у них стали в основном студентки вузов - математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи... Штурманом полка и штурманами трех эскадрилий были студентки мехмата МГУ, начальник штаба и начальник оперативного отдела - тоже студентки Московского университета. И всех нас объединяли особый азарт, взаимное уважение и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин... Фашисты называли их "ночными ведьмами". Французские летчики легендарного авиаполка "Нормандия - Неман" галантно - "прелестными колдуньями". Наши бойцы и командиры - "добрыми феями" и "небесными ангелами". Белоруссия, местечко близ Гродно. Будущие Герои Советского Союза Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова

23 слайд

Описание слайда:

24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени. 22 раза полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской.

24 слайд

Описание слайда:

Памятник У-2 в Мытищах Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам. А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ.

25 слайд

Описание слайда:

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза: Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна- 630 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна- 1004 боевых вылета. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Хусаиновна - 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка: Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов. Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз – более 300 боевых вылетов.

26 слайд

Описание слайда:

Эскадрилья построена. Докладывает командир 2 эскадрильи Амосова. Ассиновская 942 г. Евдокия Давыдовна Бершанская ставит боевую задачу. 1943 год. За время войны полк нанёс громадный урон живой силе и технике врага. Отважные лётчицы произвели 23 672 боевых вылета ночью и сбросили на головы врагов 2 902 980 кг бомбового груза, 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко не полным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 очагов пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка находились в боевых полётах 28 676 часов, иными словами, 1191 полные сутки без перерыва. Это был большой вклад советских патриоток в дело разгрома врага. Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова. Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле

27 слайд

Во Вторую мировую войну на фронт ушли не только молодые семнадцатилетние парни, но и девочки-студентки. Юные красавицы, которые еще вчера готовились к экзаменам, встречались с парнями и мечтали о свадебном платье, сегодня боролись за жизнь своих соотечественников и свободу Родины. Кто-то из отважных девушек стал военной санитаркой, кто-то - разведчицей, кто-то - пулеметчицей, а кто-то - военной летчицей. Боролись с фашизмом они наравне с мужчинами, зачастую в одном полку.

«Ночные ведьмы»

Самым известным и при этом единственным женским полком в отечественной и мировой истории является 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, ласково именуемый регулярной армией Советского Союза «Дунькиным полком» и со страхом прозванный, фашистскими солдатами «Ночными ведьмами».

«Ночные ведьмы» вначале вызывали у немецкой армии лишь презрительный смех, так как летали они на фанерных самолетах «У-2», которые при прямом попадании не составляло труда сбить из Однако в ходе сражений бесстрашные воительницы сумели показать, чего они стоят, внушив противнику ужас перед «ночными ласточками» (так девушки называли свои самолеты).

Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу.

«У-2» - картонный кукурузник или боевой «Небесный тихоход»?

«У-2» и «По-2» - это легкие фанерные самолетики, корпуса которых не были защищены от попаданий крупнокалиберного оружия. Они загорались при малейшем контакте с огнем. Медлительные машины, предел скорости которых был чуть выше 100 км/ч, набирали высоту до 500 метров, но в умелых руках девушек-летчиц превращались в грозное оружие.

С наступлением темноты из ниоткуда появлялся 46 женский авиационный полк ночных бомбардировщиков и забрасывал вражеские позиции бомбами.

Ракобольская с уважением отзывается о Расковой, которая сделала из «неоформленной, лохматой, с грязными волосами армии» профессиональный полк ночных бомбардировщиков. Со смехом вспоминает девяностолетняя Ирина Вячеславовна о своей девичьей обиде, когда ей, как и всему женскому полку, командование приказало коротко остричь волосы, и о досаде, возникшей, когда она узнала, как именуют их подразделение боевые братья.

Женщина, воевавшая за народ, за будущее своих детей, со слезами на глазах рассказывает о том, как сложилась судьба некоторых девушек из «Дунькиного полка» после войны, ведь не каждая из них нашла свое призвание в мирное время. Однако мудрая Ирина Вячеславовна Ракобольская, не держит зла ни на власть, ни на взбалмошную молодежь. Она считает, что, начнись война в наше время, молодые ребята и девушки, ни минуты не сомневаясь, отправились бы защищать Родину.

«Ночные ведьмы» в искусстве

Слава настигла полк и в сфере искусства. Про отважных девушек снято немало фильмов и спето множество песен.

Первая кинолента про 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков с названием «1100 ночей» была снята Семеном Ароновичем еще при Советском Союзе, в 1961 году. Через 20 лет на экраны вышел еще один фильм - «В небе «Ночные ведьмы».

В известном и всеми любимом произведении «В бой идут одни старики» за основу сюжета взяли историю «Ночной ведьмы» Надежды Поповой и летчика Семена Харламова.

Некоторые иностранные группы, такие как Hail of Bullets и Sabaton, в своих композициях прославляют 46 гвардейский женский полк.

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей. Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.


Полина Осипенко

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.

Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.


Валентина Гризодубова

После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.


В дни празднования Великой Победы нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.


Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.


Летный состав полка. Ассиновская 1942 год.

До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа. В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.


Верные подруги Т. Макарова и В. Белик. Ассиновская 1942 год

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.


Вручение полку гвардейского знамени.10 июня 1943 года. Ивановская.

Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».


Группа лётчиц 46-го гвардейского полка. Кубань, 1943 год.

С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.


Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике.
Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова.

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.


Штурманы.Сидят Р. Гашева, Н. Меклин. Стоят Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Осень 1942 года. Ассиновская.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели.

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.»- Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами».


Т. Сумарокова, Г. Беспалова, Н. Меклин, Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.


С.Амосова и Т.Алексеева

Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом.


Командир дивизии вручает боевой орден штурману Н. Реуцкой. 1944 год.

Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.


Технический состав полка. 1943 год

Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!


Перед полетами. Метеоролог докладывает летному составу полка о погоде.Пересыпь. Весна 1944 года.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8- 9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно.


Вера Хуртина, Таня Осокина, Лена Никитина,Тоня Розова, Шура Попова, Маша Рукавицына.1944-45 год.

И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.


На полеты. Н. Студилина, Н. Худякова, Н. Попова, Н. Меклин, Ж. Гламаздина,?, С. Акимова

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина.


Летчицы Тоня Розова, Соня Водяник и Лида Голубева перед боевым вылетом.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.


Слева направо сидят: летчик Аня Высоцкая, фотокор журнала "Огонек" Борис Цейтлин, штурман Ирина Каширина, командир эскадрильи Марина Чечнева; стоят: штурман и адьютант эскадрильи Мария Ольховская и штурман звена Ольга Клюева. За несколько дней до гибели Ани и Ирины. Июль 1943 г. Кубань.Ивановская.

Однако, помимо боевых, были и иные. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.


Экипаж у боевого самолета

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.


Небесный тихоход над поверженным Рейхстагом.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии. В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.


Наталья Меклин (справа, 980 боевых вылетов) и Руфина Гашева (слева, 848 боевых вылетов).
Фото сделано уже после победы.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".


«Групповой портрет лётчиц-героинь 46-го авиационного полка». 1985 Сергей Бочаров.

Июнь 1942 года был тяжёлым для Красной Армии. Немецкие войска развивали наступление на южном крыле советско - германского фронта. В это время командование 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии вводило в бой 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк. Полк начал боевую работу, нанося удары по немецким рубежам на юге Донбасса в районе реки Миус. Здесь разгорелось ожесточённое сражение за подступы к Кубани и Северному Кавказу.

Первыми вылетели на боевое задание 3 экипажа - командира полка Е. Д. Бершанской со штурманом полка Софьей Бурзаевой и командиров эскадрилий Серафимы Амосовой со штурманом Ларисой Розановой и Любови Ольховской со штурманом Верой Тарасовой. Их провожал весь полк. Это было 8 июня 1942 года. На головы врагов упали первые бомбы с надписью "За Родину!" Лётчицы, маневрируя в ночном небе, прорвали завесу зенитного огня и выполнили задание. Однако разрывом вражеского снаряда экипаж Л. Ольховской и В. Тарасовой был тяжело ранен, пытался дотянуть до своего аэродрома, но вынужден был сделать посадку. Жители нашли их мёртвыми. На место погибших командиром эскадрильи назначили отличную лётчицу Дину Никулину и штурманом - бывшую студентку механико - математического факультета Московского университета Женю Рудневу. Накануне первого боевого вылета многие девушки, в том числе Дина Никулина и Женя Руднева, подали заявления с просьбой о приёме в ряды Коммунистической партии.

На следующую ночь в воздух поднялся весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт на врага посвящался памяти погибших боевых подруг.

День за днём (точнее, ночь от ночи) наращивали удары по немецко - фашистским захватчикам лётчицы 588-го полка. С наступлением темноты и до рассвета летели бомбы на головы врагов. До лета 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 20 килограммов бомб. Маленький У-2 наводил ужас на врага, и уже в 1942 году за каждый сбитый "кукурузник" немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом.

За время войны численность личного состава полка возросла со 112 до 190 человек, а количество боевых машин - от 20 до 45 самолётов. Полк закончил боевой путь, имея 36 боевых самолётов. В ходе сражений совершенствовалась боевая выучка и лётное мастерство девушек.

Каждую ночь они делали по нескольку вылетов на бомбардировку врага, доводя боевую нагрузку до максимального предела. При прорыве обороны противника на реке Нарев под Варшавой в одну ночь полк совершил 324 боевых вылета. Ночные полёты и постоянная опасность требовали большого напряжения физических и моральных сил. Но никто и ничем не запятнал чести своего полка.

588-й полк начал боевой путь в Сальских степях и закончил его на территории фашистской Германии. Отважные лётчицы разрушали переправы и оборонительные сооружения врага, уничтожали технику и живую силу противника. Полк участвовал в наступательных операциях в районе Моздока, на реке Терек и на Кубани, содействовал освобождению Севастополя, Могилёва, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска (Данцига), помогал наземным частям в прорыве обороны противника на Одере. За успешные боевые действия в прорыве сильной оборонительной полосы "Голубая линия" на Таманском полуострове полк получил почётное наименование "Таманский".

За образцовое выполнение боевых заданий командования по обороне Северного Кавказа полк был удостоен высшей воинской чести: в феврале 1943 года он был преобразован в 46-й Гвардейский НБАП. За освобождение Крыма и Керченского полуострова и проявленные при этом мужество и геройство он был награждён орденом Красного Знамени, а за освобождение Польши и разгром врага в Восточной Пруссии - орденом Суворова 3-й степени. В феврале 1945 года ЦК ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию полка Почётной грамотой.

В ходе войны 46-й Гвардейский Таманский ночной лёгкобомбардировочный авиаполк был преобразован из 2-эскадрильного в полк 3-эскадрильного, а затем и 4-эскадрильного состава. Данная перестройка, которая способствовала усилению ударов по врагу, вызвала потребность в пополнении новыми кадрами лётчиков, техников и вооруженцев. Эта задача была успешно решена. В ходе войны полк получил в качестве пополнения 95 человек. Из них и главным образом из числа лиц прежнего состава непосредственно в боевой обстановке собственными силами было обучено 36 лётчиков, 35 штурманов и 8 авиамехаников. Кроме того, специалисты этого профиля прибыли в полк и в составе указанного пополнения. Ряд штурманов был переучен на лётчиков, а механики и вооруженцы освоили специальность штурманов.

Каждый боевой вылет был испытанием воли, мужества, преданности нашей Родине. На пути ко многим целям тихоходный и лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось подлинное искусство, мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание.

Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир авиазвена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова. В числе погибших Герои Советского Союза Е. И. Носаль, О. А. Санфирова, В. Л. Белик, Е. М. Руднева.

За время войны полк нанёс громадный урон живой силе и технике врага. Отважные лётчицы произвели 23 672 боевых вылета ночью и сбросили на головы врагов 2 902 980 кг бомбового груза, 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко не полным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 очагов пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка находились в боевых полётах 28 676 часов, иными словами, 1191 полные сутки без перерыва. Это был большой вклад советских патриоток в дело разгрома врага.

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

Гвардии старший лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Литвинова (Розанова) Лариса Николаевна - 793 боевых вылета. Награждена 23.02.1948 года.
- Гвардии старший лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно 24.05.1943 года.
- Гвардии старший лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 739 боевых вылетов. Награждена 18.08.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии капитан Попова Анастасия Васильевна - 852 боевых вылета. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно 26.10.1944 года.
- Гвардии старший лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна - 630 боевых вылетов. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна - 1004 боевых вылета. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии старший лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна - 782 боевых вылета. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18.08.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии капитан Чечнёва Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.

В 1994 - 1995 годах звание Героя России получили ещё 2 бывшых штурмана полка:

Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов. Награждена 31.12.1994 года.
- Гвардии старший лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов. Награждена 11.10.1995 года.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

Гвардии старший лейтенант Доспанова Хиуаз Каировна - более 300 боевых вылетов. Награждена 7.12.2004 года.

* * *

НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМАНДИР

"Сегодня, в Международный женский день, мы подводим некоторые предварительные итоги и нашей работы, работы лётчиков. Почти все мы с первых дней Отечественной войны находимся на фронте и уничтожаем немецких захватчиков с воздуха.

20 000 боевых вылетов совершили мы, девушки, 25 000 часов находились в воздухе и оттуда сбрасывали смертоносный груз на головы врага.

Большой путь прошёл наш 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский полк. Многие из нас участвовали в обороне Северного Кавказа. Мы громили врага на Кубани, в Тамани, на Керченском и Крымском полуостровах, в Белоруссии, дрались за освобождение Польши, а сейчас наносим удар за ударом по гитлеровцам в Восточной Померании.

За образцовое выполнение заданий командования полк награждён орденом Красного Знамени. Около 200 человек из полка награждены орденами и медалями, в том числе двумя орденами - 60 человек, тремя - 30 человек, а 10 человек - четырежды орденоносцы. Недавно 13 лётчикам полка присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 4-м из них - посмертно.

Е. Д. Бершанская.

Наш полк неоднократно назывался в приказах Верховного Главнокомандующего. Ещё только позавчера в приказе было отмечено, что в боях отличились лётчики Подполковника Е. Д. Бершанской.

Евдокия Давыдовна Бершанская - командир полка. Ей во многом мы обязаны своими успехами. С первых дней Отечественной войны она умело командует нашим ночным бомбардировочным авиационным полком. Евдокия Бершанская в 1932 году окончила авиационную школу лётчиков, в 1933 она уже лётчик - инструктор училища, затем командир звена, командир отряда. И так, шаг за шагом, дошла до командира полка.

Мы любим своего командира. Мы ей верим. Она сама показывает пример героизма и отваги. Лётное дело она любит, налетала около 3000 часов. Лично произвела 20 боевых вылетов. И в каждом таком вылете уничтожала немало врагов. Как командир, она уделяет большое внимание подготовке лётно - штурманского состава и самолётовождению в ночных условиях.

Наш полк сформирован из девушек - добровольцев, которые раньше никогда не служили в рядах Красной Армии. И вот здесь, в боевых условиях, на поле боя, Евдокия Давыдовна Бершанская, как командир полка, сумела сплотить дружный коллектив, который пользуется доброй славой среди полков нашей авиационной дивизии.

Мы дали торжественную клятву ещё крепче бить врага. Своё слово держим. Не щадя жизней, мы наносим ему удар за ударом.

Гитлеровцы презрительно называли наш самолёт "Русс - фанер". Но на своих спинах и головах они почувствовали силу нашего великолепного самолёта. Скоро "Русс - фанер" появится и над Берлином. Уже осталось недолго ждать".


Это письмо Героев Советского Союза Гвардии майора Евдокии Никулиной и Гвардии старшего лейтенанта Руфины Гашевой опубликовано в газете "Правда" от 8 марта 1945 года.

(Из cборника "Знамёна Победы", том 1, Издательство "Правда", Москва, 1975 год.)
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода