Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Михаил ардов дети. Брат алексея баталова раскрыл подробности личной жизни актера

Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.

Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.

В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов

Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.

«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», - говорил Ардов.

В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.

Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того - истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», - заявлял он.

«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого - для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», - указывал Михаил Ардов.

Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.

Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.

Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».

Сценарии Михаила Ардова:

1963 - Фитиль (короткометражный)
1966 - Три толстяка
1972 - Игрок (Hráč)

Библиография Михаила Ардова:

1995 - Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
1998 - Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 - Вокруг Ордынки
2001 - Легендарная Ордынка. Портреты
2004 - Монография о графомане. Воспоминания
2006 - Всё к лучшему...
2006 - Узелки на память
2007 - Прописные истины
2008 - Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 - Заметки кладбищенского попа
2013 - Исподтишка меняются портреты


Протоиерей Михаил АРДОВ:
"
Власти невыгодно компрометировать Церковь"

Михаил Викторович АРДОВ родился в 1937 году в Москве.
В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В 1980 году принял священный сан в Ярославской епархии Московского патриархата, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Преосвященным Валентином (Русанцовым).
В настоящее

Отсюда и восприятие времени разное. Измерение времени основано на выборе некоего маятника и счётчика полных колебаний. Выбор же этало...">время является клириком Российской Православной Автономной Церкви (административно независимой от РПЦЗ с 1995 г.), настоятелем храма во имя Царя Мученика Николая II и всех Новомучеников и Исповедников Российских, что на Головинском кладбище в Москве.
Отец Михаил Ардов не прекращает литературную

Это подобно плаванию под парусами: парусник несёт стихия моря и ветра, но несёт она его туда, куда надо мореплавателю...">деятельность , он является автором нескольких книг: "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни", "Вокруг Ордынки", "Легендарная Ордынка. Портреты", "Со своей колокольни".

Интервью - Андрей МОРОЗОВ*

Михаил Викторович, вы служили и в Московской патриархии, и в зарубежной РПЦ. Теперь в своих интервью вы обвиняете и тех, и других, что они под колпаком у КГБ.

Это, безусловно, так. Если зарубежная Церковь не была бы под этим колпаком, то она не пошла бы на объединение с другими кагэбэшниками.

- Но ведь зарубежная Церковь не шла на примирение с РПЦ, обвиняя её в предательстве?

Но теперь-то она не обвиняет. Там произошёл переворот в 1985 году, и КГБ довел их до этого, чтобы захватить имущество и подчинить их Московской патриархии. Всё очень просто - российские чиновники хотят захватить огромное имущество зарубежной церкви за границей и получить влияние на эмиграцию. По ленинскому закону, который у нас действует до сих пор, Церковь не имеет права на имущество, всё имущество принадлежит государству. А чиновники у нас очень алчные. В свое время, в 1948 году, когда Сталин помог Израилю получить место в ООН и международное признание, израильтяне в благодарность за это отдали патриархии, а точнее, Советскому государству всё имущество Зарубежной церкви, которое находилось на тогдашней территории Израиля. Впоследствии часть этого имущества Хрущев обменял на апельсины, которые по дороге до Одессы сгнили. Сейчас мэрия Иерусалима стоит на когда-то принадлежавшей Российской церкви земле.

- В одном интервью вы сказали, что не признаёте патриарха Алексия Второго. Это действительно так?

Конечно. Как же я могу его признавать, если он принадлежит к организации, которая была основана Сталиным и Берия в 1943 году? Он - уличённый агент КГБ по кличке "Дроздов" и, кроме того, избран на этот пост по приказу председателя КГБ Крючкова.

- Почему нынешняя власть сближается именно с РПЦ, а не с мусульманами?

Наши начальники в большинстве своём принадлежат к славянскому этносу. Количество людей в России, так или иначе причисляющих себя к православию, достаточно велико. Настоящих верующих на самом деле не более трёх процентов. Но я считаю, что это очень вредный союз и для власти, и для Церкви. Точнее, и Церкви, и нашим казнокрадам этот союз, конечно, выгоден тактически, но стратегически это огромная ошибка и для власти, и для Московской патриархии. На самом деле, если бы Патриархия была бы не коррумпированной псевдорелигиозной организацией, а настоящей Церковью, она бы как можно дальше держалась от этих вороватых чиновников. Но, увы...

- Странно как-то: вы говорите о Патриархии, которую принято считать чем-то духовным, как о Белом доме.

Это хуже, чем Белый дом. Люди, которые там находятся - но в данном случае речь не о рядовых священниках и монахах, - совершенно коррумпированы, циничны, очень часто развратны, и среди них есть даже неверующие. Это уродливая организация. То, что они даже полшажка не сделали, получив свободу, в сторону покаяния, говорит, что они растленные люди.

- Почему Церковь сегодня закрыта от общества даже больше, чем армия?

Я бы не сказал, что она сильно закрыта. Закрыта она по части доходов и по части коррупции. Ею просто никто не интересуется. Она никому не нужна, кроме тех, кто в ней.

- Насколько я знаю от сведущих людей, там тоже есть интриги, и ещё какие!

Разумеется, и это же всё материал для компромата. Поэтому они и закрыты. Например, в "Новой газете" была публикация о том, что когда генералы украли деньги, вырученные за продажу имущества ЗГВ, то они провели деньги через псевдоцерковный фонд. Уголовное дело не было доведено до конца, потому что нужно было арестовывать митрополита Кирилла и его помощников. На это власти не пошли. А как только деньги прошли через этот псевдорелигиозный фонд, он сразу исчез. Понятно, что такие вещи нужно скрывать. Власти невыгодно компрометировать Церковь. Это такой взаимовыгодный союз. Те же иерархи не обличают воров-губернаторов и воров-чиновников. Это же деловое партнёрство.

- Знаете, больше всего, что меня поражает, когда прихожу в храм, - это различие между иконами и священниками. На иконах скорбь, а лица священников сытые и довольные.

- Мы живём в последние христианские времена. Мир скатывается к апокалипсису с очень большой скоростью. Московская патриархия является не только потому Лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому "Мировому Православию", то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части "новостильники", в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на Црковь, это не Церковь.

Нет. Есть и подлинная Церковь. Кроме нас есть "катакомбники". Есть "старостильники" греки, румыны, болгары.

- Это что же получается - каждый бьёт себя в грудь и говорит: "Вот я - истинный христианин, а все остальные нет"?

А вы думали, что будет по-другому? Это всё предсказано и святыми отцами, и в Евангелии сказано, что будут лже-Христы, что будут лжепророки. Ничего простого и лёгкого в духовной жизни никогда не было. Всегда, конечно, что-то было не так, но таких безобразных времён, как сейчас, не было.

Михаил Викторович, а если получится так, что ваша Церковь станет приближенной к власти, как нынешняя РПЦ, вы тогда будете говорить власти, что она преступна, а чиновники - казнокрады?

Вот по этой причине нас никогда и не приблизят. Да и мы никогда не пойдем туда. Нам это не нужно. На своих проповедях я говорю, что мы не молимся за власть. Мы молимся о страждущих, о стране, о российских и православных людях её. А Московская патриархия молится за власть. Мы молимся за страну, а за такую власть мы молиться не можем.

- У Высоцкого есть строчка: "Купола на Руси покрывали всегда чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"...

По-моему, она довольно пошлая. Кстати, я никаких серьёзных песен у Высоцкого не воспринимаю, только юмористические.

- А Толстой был прав, утверждая, что не нужно Церкви столько золота?

Конечно, не прав. Без Церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной Церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную Церковь. А если ему христианство нужно для каких-то других целей - для душевного спокойствия, для расслабления или еще для каких низменных целей, то он не будет искать истинную Церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка. В патриархии процветает ещё и лжестарчество, которое уродует людские души. Многие к этому тянутся, потому что советские люди инфантильны и не привыкли ни к какому выбору и к ответственности, они очень радуются, если кто-то ими командует.

- Но в вашем храме не так много золота.

Да какое там золото!.. Нам нужно строиться, делать купол, колокольню. Мы уже четвертый год с лужковскими чиновниками согласовываем документы и архитектурный проект. По-моему, Лужков во многом превзошел Кафку. Наши деньги уходят не на золото, не на украшение храма, а на взятки.

Судя по литературе, в царской России общество было очень религиозно. А если почитать религиозную литературу, то и чудеса были. А почему сейчас нет чудес? Веры мало?

Чудеса и сейчас происходят, просто их никто не замечает. Да и аудитория, которая за этим наблюдала бы, сузилась. Но в царской России было очень много плохого. Если бы всё так было хорошо, то ни Россия, ни Церковь не рухнули бы. Иоанн Кронштадтский и его предшественники предсказывали, что произойдёт с Россией, если русский народ не покается и не вернётся в лоно православной Церкви. Главным образом это, конечно, касалось образованного сословия, интеллигенции. Но вот как раз они-то и добили Россию.

- Судя по той же литературе, можно предположить, что к 17-му году у народа лопалось терпение не только по отношению к царю, помещикам, но и к попам тоже. Ведь не секрет, что их называли в народе "мироедами" или "дармоедами".

Русская интеллигенция, которая повинна в национальной катастрофе, растлевала народ целенаправленно начиная с XIX века. Плоды этого растления не могли не сказаться. Был такой замечательный епископ и проповедник Амвросий Харьковский. Он говорил: "Можно не только предсказать, но и вычислить, когда произойдёт катастрофа, когда будет падение русского народа. Это будет тогда, когда людей, которые отлучены от христианства и занимаются модным просвещением, будет больше, чем людей христиански нравственных". Этот баланс как раз нарушился к 17-му году. К тому времени на войне погибли лучшие верующие люди, верные своему монарху. Потом те нравственные люди, кто примкнул к белому движению, тоже были или убиты, или вынуждены эмигрировать. Так что всё это, как видите, было предсказано. Даже с удивительными подробностями. Так, например, где-то в 1907 году архиепископ Антоний Храповицкий, потом ставший митрополитом и основателем Зарубежной церкви, говорил в своей проповеди: "Если в России не будет монархии, то все народности будут требовать автономии. Автономии будут требовать даже такие народности, о которых мы сейчас ничего не слышим, например, казанские татары". Это было предсказано в 1907 году. Но, к сожалению, русская интеллигенция вроде Александра Блока предпочитала "слушать революцию". Ну, вот и наслушались.

- Для него это кончилось очень печально.

Для всех, не только для него. Он написал сатанинскую поэму "Двенадцать" и во цвете лет увял.

- Что же вы так русскую интеллигенцию-то не любите?

Потому что именно она погубила Россию. Она свалила империю и Церковь.

- Но вы сам-то же не из рабочих?

Не важно, кто откуда. Нужно быть объективным. Действительно, русская интеллигенция несет самый большой грех перед Россией. Она свалила империю и сама погибла под её развалинами. К власти пришли такие бандиты, как Ленин, Сталин и Дзержинский, они хорошо позаботились о том, чтобы уничтожить интеллигенцию. Ведь Ленин не просто исчадие ада. Ленин - это русский интеллигент, доведенный до своего логического конца.

- Наверное, вы правы. Если почитать "Уединенное" Розанова, то можно только удивляться: с чего бы это интеллигенция на своих религиозных собраниях предлагала реформировать Церковь? Тот же Розанов предлагал устраивать брачные ночи в храме, правда, в специальном приделе.

Всё это было чудовищно... Розанов вообще довольно смрадная фигура, в конце жизни он покаялся... Это человек без всяких убеждений - то он прославлял иудеев, то становился антисемитом, то он русских попов прославлял, то осуждал Церковь.

- А почему, кстати, среди церковников так развит антисемитизм?

Это не Церкви свойственно, это свойственно почти всем народам. Во время войны Сталин командировал Михоэлса в США, для того чтобы тот собирал деньги у евреев для Красной Армии. Он довольно много денег там набрал. Его принимал Эйнштейн и спросил: "Существует ли антисемитизм в Советском Союзе?" Михоэлс приехал как сталинский агитатор и стал рассказывать, что в Советском Союзе все нации равны, на что Эйнштейн ему сказал: "Оставьте, я-то знаю, что антисемитизм - это тень еврейского народа, которую он отбрасывает везде, где бы ни появился". Кроме того, так получилось, и это объяснимо, что среди большевиков, революционеров, а потом и чекистов был невероятно огромный процент евреев. Потом они, правда, за это тоже заплатили, перебив друг друга. Так что это естественная человеческая реакция. Кроме того, по мысли нелюбимого мною Бердяева, но тут я с ним согласен полностью, христианство относится к любой национальности толерантно, для христианства национальности не существует, но еврейский народ составляет исключение, потому что еврейкой была Божья Матерь, Христос воплотился среди еврейского народа, и из евреев будет Антихрист. Поэтому христианство относится к евреям с особой настороженностью.

- А правда ли, что в Израиле чуть ли не уголовно запрещено проповедовать христианство?

Нет, не уголовно. Но у тех священников, которые крестят евреев, действительно бывают неприятности. Но на какой законной основе это делается, я не знаю. Там прозелитизм очень не приветствуется. Понятно, что это инстинкт самосохранения.

Когда началась перестройка, огромный интерес к Церкви был как-то понятен: люди разуверились в КПСС, и Церковь могла занять это место. Но как объяснить почти безразличное отношение к Церкви сегодня?

Христианство было запретным плодом, поэтому оно вызывало некоторый интерес. Но этот интерес развеялся после 1988 года, после того, когда пышно отпраздновали тысячелетие крещения Руси. Московская патриархия к этому была не готова и упустила этот момент. Они не покаялись и ничего толком не сделали для того, чтобы привлечь ещё больше людей, да и не могли этого сделать, потому что у них не было в то время достаточно образованных людей, способных на проповедь в современном мире. Соответственно, потихонечку интерес стал угасать. Да он и не был глубоким, потому что современным людям никакая серьезная религиозная

Мироздание – живой организм, но тварный, а Бог – Живой, не сотворённый и не рождённый, предвечный, сам творец жизни Мироздания. Названная совокупность и определяет понятие «Жизнь» в предельно об...">жизнь не нужна - они все заняты погоней за земными благами по примеру западных обществ. У нас всего 3 процента населения ходит в православные храмы. Понятно, что при коммунистах были безбожники, и разрушались храмы, убивали священников. Но в Англии в англиканско-католические храмы ходит те же 3 процента. Это нормальный для современного христианского мира процент, он будет ещё уменьшаться. Вот Москва, к примеру, город с населением 12 миллионов человек. В московские храмы в пасхальную ночь приходит 150 тысяч, в лучшем случае 200 тысяч человек. А тот, кто не пошёл в пасхальную ночь в храм, не считается православным человеком.

- Вот вы несколько раз сказали, что РПЦ не покаялась. А в чём именно она должна покаяться?

Они не христиане, а еретики, деляги. Христианство начинается с покаяния. Вот определение христианства, данное Иоанном Златоустом: "Христианин - человек кающийся". А они не каются. Они в этом ещё более тупые, чем похожая на них КПСС. Там своих предшественников, по крайней мере, осуждали и признавали какие-то ошибки. Даже Зюганов сейчас говорит, что неправильно делали, что убивали священников и закрывали церкви. Они даже не способны осудить своих предшественников, которые поздравляли Сталина с 70-летием в совершенно холуйском, позорном тоне. Даже такие вещи, как прославление Сталина, они не могли осудить, потому что эти люди к покаянию не способны, а раз не способны к покаянию, значит, они к христианству отношения не имеют.

- Мне удалось побывать, наверное, в самом святом месте России - Оптиной пустыни...

Это не самое святое место России.

- Может быть. Тем не менее и Гоголь, и Достоевский, и Лев Толстой приезжали именно туда. Но у меня возникло странное ощущение, что это такой образцово-показательный монастырь.

Дело в том, что никаких подлинных монастырей в России нет. Или это туристские центры, или кибуцы. Святитель Игнатий Брянчанинов, настоящий монах, говорил, что "монашество - подвиг, не данный нашему времени". Он предсказывал, что будет падение монастырей. И действительно, падение произошло, все монастыри в России были закрыты. Те же, кто сегодня находится в монастырях, от монашества очень далеки, подлинных монахов сейчас нет и быть не может. У греков-старостильников есть несколько монастырей, несколько скитов на Афоне, но это "подвиг, не данный нашему времени".

Вы заметный публицист, и интересно читать ваши воспоминания об Ахматовой, ваши рассуждения о литературе. Но как-то неловко читать, как вы всего на нескольких страницах разгромили роман "Мастер и Маргарита". Исследователи пишут тома об этом романе, а вы - на нескольких страницах перечеркнули всё.

Это чудовищное, кощунственное произведение. Что пишет Булгаков о Христе? Что он был не Сын Божий. Он опровергает всех евангелистов. Это сатанинский роман. В качестве положительных героев выведены черти, и в центре этого романа находится чёрная сатанинская месса с ритуальным убийством, с этой чашей из головы Берлиоза. А кроме того, это неудачная вещь, неудачная литературно. Там концы с концами не сходятся. Слава богу, что он вышел из моды, и думаю, что он скоро забудется.

- Ну уж коли вспомнили про чертей, то хотелось бы спросить: почему так распространились всевозможные сатанинские секты? Чем они так привлекательны?

Конечно, это гораздо легче, чем христианский подвиг с постом и молитвой. Потом это все окружено каким-то ореолом, молодые люди вообще склонны к негативизму, их туда довольно легко заманить, ведь всё это происходит ночью, в каких- то одеяниях. Но вот сколько молодых людей соблазняет этот мерзавец Лимонов! Плевать на то, что он пишет. Я представляю себе несчастных родителей тех детей, которых он посылает то в Латвию, то ещё куда-то хулиганить, а потом их сажают в тюрьму. Это ломает им жизнь.

- Скажите, а любой, кто не причастен к Церкви и не крещен, переходит во власть дьявола?

Нет. Так говорить нельзя. Но безусловно, что тот, кто не ищет спасения в церкви, в той или иной мере попадает в его власть. Власть мира - это и есть власть дьявола. То есть человек, который живёт мирскими заботами и не заботится о своём спасении, конечно же, находится во власти дьявола. Но есть сознательные сатанисты, приверженцы мерзких культов, а есть пассивные, которые просто живут для того, чтобы обогащаться, иметь дачи, машины, развратничать, объедаться. Вот они во власти дьявола.

- И кого, по-вашему, сейчас больше на земле?

Во все времена было больше людей, которые не думали о своём спасении и не хотели думать. Христианство - это религия противоестественная. Всё, что греховному человеческому естеству хочется, в христианстве запрещено. Соответственно, истинных христиан во все времена было очень мало. Пока были христианские империи в Средние века и те, кого называют сегодня элитой общества, были в какой-то мере ориентированы на церковь и на спасение, - простые люди к этому тянулись. Ведь были же святые князья и праведные помещики, были купцы - благочестивые храмостроители. А теперь все видят, что влиятельные и образованные люди заняты обустройством своих земных дел. Поэтому и все прочие этим занимаются.

Человек входит в храм, видит всё это великолепие, видит довольные лица священников... Как ему отличить: где лживая, а где истинная Церковь?

Для этого нужно читать христианские книги. А что касается золота, то ещё Господь в Ветхом завете велел приносить в храм золото и делать украшения из самых драгоценных материалов. Золото никого не должно смущать, его отсутствие или присутствие ничего не прибавляет. Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть не на священнические облачения и не украшения икон, а должен читать книги, слушать проповеди и смотреть, насколько это соответствует учению Православной церкви. Там, где соответствует, там истина.

*Этот и другие материалы Андрея Морозова вы можете прочесть на его авторском сайте по адресу: http://www.amorozov.ru/

Моё первое сознательное воспоминание о нём относится ко времени войны. Мы (а нас было трое братьев) вместе с матерью были в эвакуации в городе Бугульме. А в сорок втором или сорок третьем году туда приехал наш отец, он служил в одной из армейских газет.

И вот мне вспоминается такая сценка. Мы - отец, Алексей и я - стоим во дворе домика, где мы обитали. Отец в форме майора, он держит в руке пистолет и стреляет в сторону поленницы. А мы с Алексеем после каждого выстрела подбегаем к дровам и ищем следы пуль…

Следующее воспоминание относится к лету сорок пятого года. Наша семья тогда снимала дачу в подмосковной Валентиновке. А в одном из ближайших домов жил Александр Вертинский с женой и дочерями, и он иногда пел для своих соседей. И вот Алексей, которому шёл семнадцатый год, искусно подражал пению Вертинского.

Мой отец в те годы был несколько озабочен будущей судьбой своего пасынка. Наблюдая, как он жаждет стать артистом, Виктор Ардов опасался, что он станет типичным представителем актёрского племени. Но опасения не оправдались, Баталов никогда не принадлежал к театральной богеме.

Отчим называл юного Алексея "народный артист нашей квартиры". А в 1969 году, в тот день, когда ему присвоили звание народного, Ардов произнёс:

Вот тебе и "народный нашей квартиры"…

Алексей был необычайно одарённым человеком. Он прекрасно рисовал и писал масляными красками. Созданный им большой портрет Ахматовой был украшением нашей квартиры. Он сочинял стихи, и Ахматова это одобряла. Помню, она цитировала его строки: "Море вечно бодает скалы//Белым лбом голубой волны…"

Можно сказать, что его профессиональная карьера была вполне успешной, он был востребован, прославляем и награждаем. Но в такой стране, как наша, всё могло быть иначе.

В послесловии к одной из моих книг Баталов писал: "Современному читателю наша жизнь на Большой Ордынке может показаться вполне беззаботной. Но это лишь на поверхностный взгляд.

В книге Романа Тименчика "Анна Ахматова в 1960-е годы" опубликована служебная записка министра государственной безопасности В. С. Абакумова, называется этот текст "О необходимости ареста поэтессы Ахматовой" (направлено Сталину 14 июля 1950 года).

Там речь идёт о том, что она "проводила вражескую работу против Советского государства", "группировала вокруг себя враждебно настроенных литературных работников и устраивала антисоветские сборища"… А последняя фраза такова: "МГБ (Министерство государственной безопасности. - Прим. ред.) СССР считает необходимым АХМАТОВУ арестовать. Прошу Вашего разрешения".

Представим себе на минуту, что Сталин согласился с мнением своего министра. В ГУЛАГ отправилась бы не только Ахматова, но и моя мать, и мой отчим… Летом пятидесятого года я окончил Школу-студию и был принят в Художественный театр… Нет сомнения в том, что и меня бы арестовали.

Но теперь, на склоне лет, я не испытываю ни злобы, ни ненависти. Я могу повторить вслед за Пушкиным слова, которые величайший поэт написал за четыре месяца до своей трагической гибели (письмо П. Чаадаеву):
"… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".

Известный Борис из «Летят журавли» и Гоша из фильма «Москва слезам не верит» был уникальным актером и очень замкнутым человеком, о личном говорить не хотел.

Впервые родной брат Алексея Баталова раскрыл подробности частной жизни артиста.

Отец Михаил, в миру известный как Михаил Ардов, - младший брат Алексея Баталова. Со знаменитым актером у них одна мать, но разные отцы. С Баталовым они были по-настоящему близкими людьми.

Михаил Ардов: «У нас связь никогда не прерывалась, старался заезжать к ним».

О смерти Алексея Баталова брат узнал одним из первых. Народный артист умер во сне в санатории, где проходил реабилитацию после перелома шейки бедра. Брат видел, что народный артист угасает.

Михаил Ардов: «Когда последний раз навещал недели три назад в больнице, он совсем был плохонький. И такое бледное лицо, что я в жизни не видел ни у одного человека такого бледного лица. Он оживлялся, улыбался. Посмеивался, когда я шутил, но я понимал, что это уже недалеко».

За жизнь актера до самого последнего дня боролась его жена Гитана. Она верила: Алексей Баталов вернется домой и обнимет дочь. Алексей Баталов был главным кормильцем семьи. Дочь актера - 49-летняя Мария - инвалид детства. У нее ДЦП. Супруга Баталова, в прошлом артистка цирка, целиком посвятила себя уходу за единственным ребенком. А теперь друзья беспокоятся о том, кто после смерти Баталова позаботится о его семье.

Наталья Дрожжина, актриса: «Маше сказали сразу в семь часов утра. Она только плачет. Вы знаете, ей очень тяжело говорить. Они говорят: „Мы даже не знаем, как жить дальше“».

Брат Баталова предполагает: ухаживать за Марией вдове поможет дочь актера от первого брака. Надежде 62 года, у нее уже есть свои дети и внуки.

Вопреки слухам народный артист свою первую жену и старшую дочь никогда не бросал. Просто объясняться, как дело было, не считал нужным.

Михаил Ардов: «Полное вранье. Первая жена сама от него ушла. Мама ему моя сказала об этом, и он сидел и плакал. У нас был замечательный песик - такса Цигель. Он подошел и подвывал, сочувствовал. Я эту сцену забыть не могу».

Подруга семьи подтверждает: старшая и младшая дочери Алексея Баталова дружили и встречались на праздниках.

Наталья Дрожжина: «Каждый год Маша любила праздновать свой день рождения в Доме литераторов. И она всегда приглашала Надю. Надя приходила с цветами, с подарками. Я видела, как ее Алексей Владимирович обнимал, целовал».

По словам друзей, Алексей Баталов указал в завещании обеих дочерей. Правда, с одной оговоркой. Все немногое имущество, которое нажил при жизни актер, а именно квартира и дача, достанется сначала младшей - 49-летней Марии, а после ее смерти имущество наследует старшая 62-летняя Надежда.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится 19 июня, похоронят народного артиста на Преображенском кладбище. Народному артисту было 88 лет.

Михаил Ардов - современный русский мемуарист, публицист и писатель. Он является клириком так называемого Суздальского раскола - неканонической православной автономной церкви. Однако до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Московской и Ярославской епархиях.

Биография

Михаил Ардов (фото выше) родился в семье актрисы Нины Ольшевской и писателя Виктора Ардова. В 1960 году он оканчивает Московский государственный университет (факультет журналистики), работает профессиональным литератором. Через четыре года принимает крещение и в 1967 году становится иподиаконом в Скорбащенском храме, расположенном на Ордынке. В 1980 году в Ярославле происходит его рукоположение в диакона, а на Пасху в том же году он рукоположен в священники.

Летом 1993 года выходит из Московского патриархата и становится клириком Суздальского раскола. Михаил Ардов в сентябре 2006 года в одной из программ на канале АТВ ("Авторское телевидение") вызвал критику в адрес Русской православной автономной церкви (Суздальского раскола). Это освещалось в нескольких газетах и информационных порталах.

Жизненная позиция

В начале девяностых газета "Известия" опубликовала статью, автором которой был Михаил Ардов. В ней он отрицательно отзывался о начале строительства московского храма Христа Спасителя, Ардов даже дал обет никогда не ходить в этот храм. Позже писатель и публицист не раз шутил об этом, придумав ему название "храм Лужка-строителя" (примечание: строительство начал Юрий Лужков, бывший в те годы мэром столицы). Также в интернете долго ходила его шутка о том, что на этом месте сначала построил храм архитектор Тон, а второй храм - архитектор Моветон.

В 2012 году Ардов заявил о том, что не признает Олимпийские игры и любые другие спортивные соревнования, а также считает, что занятия физкультурой и спортом для христиан недопустимы. Он говорит, что даже невинные соревнования, например конноспортивные, по факту являются зрелищами, а настоящий христианин не должен быть ни болельщиком, ни фанатом. Неоднократно он негативно отзывался о многих деятелях культуры, живописцах и поэтах.

Ардов и Ахматова

Великая поэтесса была близким человеком для Михаила Ардова и его брата. Он рассказывает, что Анна Андреевна воспитывала их, объясняла тонкости русского языка, например, чем отличаются глаголы "надеть" и "одеть". Ахматова жила в доме на Ордынке. В пятидесятых годах к ней в гости часто заходил Пастернак, он читал для нее и для всех присутствующих "Фауста" в своем переводе и первые главы романа "Доктор Живаго", который так и остался у поэта единственным. В гости к ним изредка заходил Солженицын, а Бродский был другом их семьи.

Таким образом, с самого детства он находился не просто в творческой атмосфере, эта атмосфера была высокоуровневой. Будущему писателю было на кого равняться. Ардов признается, что, скорее всего, именно поэтому он никогда не писал хороших стихов: когда в соседней комнате за стеной живет Анна Ахматова, а к ней заходит Пастернак, серьезные вещи не идут.

Творчество

Под авторством Михаила Ардова вышло более десятка книг. "Легендарная Ордынка" вышла в 1997 году (издательство "Инапрес"). Это сборник воспоминаний о жизни в их московском доме, куда приходили многие деятели культуры. Трагическийе исторический период преподносится здесь Ардовым в неожиданном и ироничном ракурсе. В книгу вошли повести "Легендарная Ордынка" Ардова, а также повесть Алексея Баталова "Рядом с Ахматовой".

Еще одна книга, повествующая о том же времени, называется "Вокруг Ордынки: мемуары, повести". Автор снова в трагической и безысходной атмосфере сложного времени находит оптимистические ноты, подчеркивает смешное, показывает известных людей без музейного лоска и глянца, рассказывает о них как об остроумных и несгибаемых личностях. В книге рассказывается об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Дмитрии Шостаковиче, Михаиле Зощенко, Фаине Раневской, Корнее Чуковском, Александре Солженицыне, Лидии Руслановой и других. Все они оживают благодаря острой и живой памяти автора.

Ардов пишет в разных жанрах, однако более всего востребованы его мемуары. Общаясь с великими деятелями серебряного века, он получил прекрасное дополнительное образование, они привили ему чувство вкуса к искусству, а полученный в наследство от отца талант писателя помог облечь воспоминания в литературную форму.

Издание

Книги Михаила Ардова пользуется популярностью среди любителей мемуаров. Первой вышедшей книгой стала "Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни" в 1995 году. Затем несколько лет подряд печатались его мемуары о жизни на Ордынке. "Легендарная Ордынка" в соавторстве с родственниками, Алексеем Баталовым и Борисом Ардовым, "Возвращение на Ордынку".

Михаил Ардов в 2004 году издал книгу о Шостаковиче, написанную на основе воспоминаний дочери Галины, сына Максима и самого Михаила Ардова. Годом позже выходит "Матушка Надежда и прочие невыдуманные рассказы", а в 2005 году "Монография о графомане". В 2006 году свет увидела книга "Все к лучшему...", а в 2008 "Со своей колокольни".

Часто в поисковых запросах можно увидеть одну из книг, авторой которой является Михаил Ардов. "Записки из подземелья" - так ошибочно называют одну из его последних книг, правильное же название "Записки кладбищенского попа".

Семья

Михаил Ардов родился в творческой семье. Мать и отец - талантливые актриса и писатель. Его старший брат по матери - Алексей Баталов, также известный актер. Они были по-настоящему близки, и когда брат умер, Михаил узнал об этом одним из первых. Алексей находился в санатории, на реабилитации, восстанавливаясь после перелома шейки бедра. Младший брат видел, что силы народного артиста тают на глазах. По его словам, Алексей Баталов и сам понимал, что осталось недолго, видел и себя, и свое состояние, хотя всегда оживлялся во время беседы. Умер актер спокойно, во сне.

Семья Ардовых (настоящая фамилия отца - Зигберман) до 1938 года жила в Лаврушинском переулке, после чего переехала в их знаменитый дом на Большой Ордынке, а в шестидесятых годах вновь переехала, на этот раз в Голиковский переулок. Виктор Ардов был талантливым человеком, но не смог реализоваться в советское время. Какое-то время его вообще не печатали, только иногда выходили сборники юмористических рассказов, но это, по словам Михаила, капля в море. В то время наказывали всех сатириков, и Виктора не публиковали даже в журнале "Крокодил", одним из основателей которого он являлся и некоторый период исполнял обязанности главного редактора.

Виктор Ардов целиком почувствовал на себе гнет советской цензуры. Он написал несколько сценариев к фильмам, в Театре сатиры ставили его пьесы. Однако все эти небольшие радости происходили поверх семейных трагедий. Арестовали родителей Ольшанской именно в это время, они не вынесли тягот арестантской жизни. Деда с отцовской стороны расстреляли еще в двадцатые годы.

Влияние отца

В средствах массовой информации в то время тоже выходили статьи только угодные правительству, именно поэтому Михаил Ардов, биография и личная жизнь которого всегда были очень насыщенны, никогда не работал в журналистике. Когда он попал на журналистский факультет, то практически сразу перешел на редакционно-издательское отделение, именно из желания быть подальше от радио и газет. После окончания МГУ на полтора года местом его работы стал отдел сатиры и юмора на всесоюзном радио.

Фамилия отца ему в определенные моменты помогала, но бывали и случаи, когда мешала, так как Виктора многие не любили. Михаил Ардов признается, что считает актерскую работу позором, хотя его мать и старший брат работают в этой профессии. Такое мировоззрение, впрочем, не мешало ему сохранять с Алексеем Баталовым прекрасные отношения. В одной из книг он часто его цитировал и вставлял моменты из его биографии.

Христианство

Крещение Михаил Ардов принял в довольно позднем возрасте и говорит, что отчасти это произошло под влиянием Ахматовой и всей русской литературы в целом. Довольно быстро он понял, что в то время вокруг было очень мало хороших священников, и он смог бы пополнить их стан. Он признается, что даже жить стало проще, так как на священнослужителей не распространялись многие светские жизненные законы, они не ходили на собрания партий, к ним относились как к сумасшедшим или как к жуликам. Однако это Ардов переносил легко.

В девяностых годах он вместе с единомышленниками считал, что если коммунизм падет, то все священнослужители должны покаяться за "свое поведение", за потакание власти, но ничего не произошло. Ардов вместе с группой людей принял решение перейти в лоно русской зарубежной церкви, но, по его словам, скоро и она практически растворилась под пристальным надзором КГБ.

Религия и творчество

С тех пор, как Михаил Ардов принял сан, он не пишет художественных произведений, только публицистику и мемуары. Он сравнивает себя с Толстым, который перестал писать романы, когда его перестали интересовать истории любви. Ардов говорит, что однажды во время долгого перелета в Америку взял с собой том "Анны Карениной", но прочесть не смог из-за отсутствия интереса, хотя книга действительно гениальна. А вот читать мемуары он любит.

Религиозную составляющую в книгах он считает лишней, поэтому на ней акцента в его творчестве нет, возможно именно поэтому книги священнослужителя и пользуются такой популярностью. Все свои идеи он рассматривает с бытовой стороны, а не через призму религии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода