Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Методическая разработка "лидерские игры". Конспект занятия на тему "выявление лидера в отряде дол"

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.

«Ехали цыгане»

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

«Постройся по»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

«Скульптура»

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Начали »

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!" Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!" Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным". Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

ВЕРЁВОЧКА.

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Игры на выявление лидера большая семейная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.

веревочка
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

задания
Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую Начали!. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали!
Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо отверженным.
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

карабас
Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово КА-РА-БАС и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие ребята, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу счастливых. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

^ Игры на выявление лидера
“Веревочка”

Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

"Напиши зверя"

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.

Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга)

Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

На счем "три" все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

“Индикатор”

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же.

(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)

“Искра”

Все участники сидят в кругу. Задача как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

“Карабас”

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

“^ Большая семейная фотография”.

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Более никаких установок для детей не дается. они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

^ Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр.

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды, Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: “Сейчас команды будут выполнять задания по моему сигналу “Начали!”. Выигравшей будут считаться та, команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом вы создаете дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс., но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипаж. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. Итак, кто быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль ”зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!”

Поведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо “отверженным”.

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды для команды, состоящей из 8 участников. если команда больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только отличных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

^ Игры "на выявление лидера"

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);

молча, не договариваясь, встать определённое количество человек - лидеры буду всегда вставать;

построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;

хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);

собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., "зайцев", пассажиров;

Взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Игры на выявление лидера

Кто быстрее или "Я + Ты = Мы"
Материал: ---.
Оборудование: ---.


Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего (кто быстрее) должны построиться
по:
1. цвету волос (от светлого к темному),
2. по размерам обуви (от меньшего к большему),
3. алфавиту первых букв имен;
4. длине волос,
5. возрасту,
6. цвету глаз.

"Ехали цыгане"
Материал: ---.
Оборудование: ---.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: две группы по 10 человек.
Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из
телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров,
жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 - 5 минут.
Интерпретация:
Кучер - на данный момент главный лидер - организатор в отряде
Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен
везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок - "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры - основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким
распределением ролей и на какое место они претендуют.

"Проводник"
Материал: ---.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 10- 20 человек.
Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив
руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
1. Запрет на разговоры.
2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
3. Последний - машинист поезда.
4. Хлопок по левому (правому) плечу - поворот влево (вправо).
5. Хлопок по обоим плечам - вперед.
6. Хлопок по обоим плечам двойной - назад.
7. Хлопок по обоим плечам дробью - стоп.
Задача машиниста - провести паровозик несколько поворотов. После чего
последний становиться - впереди всех и повторяют. По умению управлять
судят о лидерах.

"Скала"
Материал: ---.
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к
другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному
человеку поменяться местами. То есть - номер 1 становится последним,
аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее.
Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто - то не
удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для
всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого
человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят -
лидеров.
Другая разновидность этой игры - координатору предлагается построить отряд
по росту, по цвету носков, по размеру ботинков, длине волос и так далее.

"Сделай шаг вперед"
Материал: ---.
Оборудование: ---.
Продолжительность игры: 7 -10 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но
только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры -
организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

"Положи руку"
Материал: ---.
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому
человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а
левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый
определяет, кто есть кто подсчетом рук.
Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в
конце организационного периода.

"Скульптура"
Материал: ---.
Оборудование: стулья.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка
в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба,
судят о лидерах.

"Пчелка"
Материал: мел.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть
глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда
"Стоп!" и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или
ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто
стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть
и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за
кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга,
одинокие люди.

"Счет"
Материал: ---.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 -20 минут.
Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Всем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям
построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот,
кто руководит построением, обладает чертами лидера

Лучший среди лучших

В детском возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.
Делай раз, делай два
Эта игра предназначена в основном для школьников. Она помогает выявить в группе играющих лидера.
Перед началом обговаривается, что ребята должны все движения совершать одновременно. По команде ведущего: «Делай раз», все должны поднять стулья вверх. После этого ведущий объявляет, что он не будет больше ничего говорить. Важно заметить игрока, который первым подаст команду опустить стулья.
Далее по команде ведущего: «Делай два», каждый начинает бегать вокруг своего стула, а по команде одного из игроков все должны одновременно сесть на стулья. У тех играющих, которые подавали команды в первом и во втором случае (особенно если это был один и тот же человек), есть задатки лидера.

Считалки

Рекомендована игра для детей старшего возраста и подростков. Она поможет выявить лидерские способности у игроков.
Играющие закрывают глаза, а ведущий предлагает им досчитать, например, до десяти (число может быть произвольным). Условия счета таковы: нельзя говорить ничего постороннего, кроме чисел, а каждое из них должен произносить только один игрок. Если любые двое ребят заговорят одновременно, игра начинается сначала.
Так как играющие сидят с закрытыми глазами, они не могут увидеть, кто собирается говорить, и не могут подать друг другу никаких знаков. В итоге наверняка останется человек, произнесший чисел больше всех. Он-то и является в этой компании лидером.

В темноте

Интересна игра детям школьного возраста. Несмотря на название, ее совершенно необязательно проводить при выключенном свете, даже наоборот, ведущему придется наблюдать за играющими, за тем, кто как себя ведет. Такое название дано из-за того, что играющим предстоит сидеть с закрытыми глазами в течение всего действия.
Ведущий заранее предлагает определенную тему. Игра годится для любого тематического вечера в школе, в этом случае вопрос для обсуждения придумать проще, а игра поможет не только выявить лидера, но и поговорить о важных проблемах.
Стулья для играющих и для ведущего расставляют по кругу. Задается тема, и участники игры высказывают свои мнения, так постепенно завязывается обсуждение. И тут ведущий просит всех закрыть глаза и только потом продолжить разговор.
Необходимость разговаривать с закрытыми глазами сначала смутит играющих, и первое время беседа будет двигаться медленно или прерываться. Задача ведущего - поддерживать разговор, заинтересовать собеседников, помочь им расслабиться и таким образом создать предпосылки для доведения беседы до ее логического завершения.
Особенности игры «В темноте» следующие.
Во-первых, сидя с закрытыми глазами, играющий не видит, кто собирается говорить, поэтому решение «вступать или не вступать в разговор» зависит только от него.
Во-вторых, когда у человека закрыты глаза, его мимика становится более выразительной. Ведущий может наблюдать за выражениями лиц играющих, за сменой настроений и реакцией на те или иные фразы.
Те ребята, которые говорят уверенно даже с закрытыми глазами, спокойно реагируют на ответные реплики, не останавливаются, если начинают говорить одновременно с кем-то еще, наделены наиболее сильно развитыми лидерскими способностями.
Тем же, кто очень чувствительно относится к репликам других, нужно помочь развить уверенность в себе.

«Кактусы растут в пустыне»

Предназначена игра для детей дошкольного возраста.
Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне...» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например:«Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие - не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

« Кто во что горазд »

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Медвежата на прогулке»

В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.
Сначала ведущий говорит: «Вы все - маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас - самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат - переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) - как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу...»

Игра - для дошкольников.
Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу... кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята... что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или - когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу...»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание - именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Ты кирпичик, я кирпичик, а все вместе - общий дом!»

Для детей дошкольного возраста.
В этой игре ребятишки не должны говорить. Участвует в основном тело, и с его помощью дети должны почувствовать собственную значимость и неповторимость, ощутить чувство принадлежности к группе.
Освободите как можно больше пространства для игры и выдайте каждому ребенку по одной спичке. Один из них начинает игру и кладет спичку посреди комнаты, второй располагает свою спичку рядом так, чтобы они соприкасались. Далее продолжите таким же образом, пока все спички не будут выложены на пол. Спички можно раскладывать по заранее продуманному сюжету так, чтобы получилась картина или изображение чего-либо.
Спички, разложенные на полу, представляют собой своеобразный эскиз, и теперь все ребятишки должны выложить на полу подобную картину из своих тел, и каждый должен при этом касаться кого-нибудь.
Когда все на полу расположатся так, как им удобно, нужно запомнить и зафиксировать положение тел в памяти. Потом все вместе встают, пару минут просто так ходят по комнате, а по сигналу ведущего снова занимают то же положение, которое было занято ими несколько минут назад.
Эта игра помогает выявить структуру компании, то есть скрытые привязанности и симпатии, ведь чаще всего дети стараются занять положение рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Здесь же можно выявить неформального лидера - того, кто окажется окруженным большим числом ребят. С краю будут находиться застенчивые дети, а ближе к середине - более решительные.
Усложнить игру можно, дав определенное задание: например, предложив составить из общего числа тел изображение конкретного объекта - машины, дома и т. д.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки.
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных.
Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой. Эта задача также решается в процессе игры.

Веревочка

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры.

Игру можно усложнить: предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Карабас

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:

«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

Большая семейная фотография

Эту игру лучше проводить в организационный период для выявления лидера, но можно проводить и в середине смены и использовать как наглядный материал в коллективе.

Вожатый предлагает ребятам представить, что все- они — большая семья, и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка»; он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведенная в середине смены, может

открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий и антипатий в группах.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Я — лидер

«Я — лидер» — еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2—3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после слова «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполняет задание. Таким образом, деление ребят на команды создает дух соревнования, который является немаловажным для детей.

Ведущий . Первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!

(Для выполнения этого задания всем членам команды необходимо договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)

Ведущий . Второе задание. Здесь необходимо, чтобы (без предварительной договоренности) быстро встала половина команды. Начали!

(Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные участники группы, включая лидера.)

Ведущий . Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, начали!

(Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)

Ведущий . Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!

(Проведя эту игру, можно увидеть наличие и состав микрогрупп коллектива. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».)

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то необходимо составить количество номеров и комнат самим, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный номер.)

Эта методика дает довольно-таки полную картину лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива (см. выше).

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Решение, кому возглавить отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я — лидер»

Очень интересно и полезно провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности повести за собой отряд, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен, — цифру «3», если трудно сказать — «2», скорее не согласен, чем согласен, — «1», полностью не согласен — «0». Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я — лидер»

1. Я не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все ребята хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, что хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, я стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации ка- кого-нибудь дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Мне нравится новое и интересное.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41; Никто и никогда не испортит мне настроение.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работы моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А — умение управлять собой;

Б — осознание цели (знаю, чего хочу);

В — умение решать проблемы;

Г — наличие творческого подхода;

Д — влияние на окружающих;

Е — знание правил организаторской работы;

Ж — организаторские способности;

3 — умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я — лидер»

Если ваша сумма в столбце меньше 10, то количество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то это количество развито средне или сильно.

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то считается, что он был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или на группы называют стилем работы.

Выделяют несколько стилей (по А. Н. Лутошкину).

1. Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.

2. Возвращающийся бумеранг . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.

3. Снующий челнок . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

4. Плывущий плот . Соглашающийся, уступчивый, не- вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Крестики-нолики

(игра-соревнование на тему «Лидер и его команда». Автор-составитель Е. М. Шпоркина)

Цель : выявить сплоченность коллектива, лидеров; формирование умений принимать коллективные решения взаимодействовать друг с другом.

Участники: две команды по 9 человек, жюри из 9 человек (желательно), ведущий.

Реквизит: игровое поле с названием конкурсов; 9 пар карточек для жюри (на одной карточке знак «X», на другой «О»); реквизит, необходимый для конкурсов; головные или нагрудные знаки для команд.

Игровое поле

Ход игры

Команды тянут жребий (это все карточки со значками «X» и «О»), Команда, вытянувшая «X», называется командой «крестиков» и начинает игру, таесть выбирает конкурс. «Крестики» первыми выполняют задание этого конкурса.

Жюри оценивает выступление команд, для чего каждый член жюри поднимает карточку со знаком той команды, которая, по его мнению, победила. Команда, победившая по большинству голосов членов жюри, ставит свой знак на место только что сыгранного конкурса. Следующий конкурс выбирает проигравшая команда, она же первая выступает в этом конкурсе.

Победителем игры считается та команда, которая первой поставит три своих знака в один ряд. Если командам не удалось поставить подряд три знака, то побеждает та команда, которая поставила на поле больше своих знаков.

Максимальная оценка за каждый конкурс — 10 баллов.

«Сердце»

Командам зачитывается следующая ситуация. «Представьте себе, что вы группа хирургов большой клиники. Все вместе вы должны принять серьезное решение. На данный момент в больнице есть одно сердце-донор и 8 пациентов, нуждающихся в трансплантации. Ваша группа должна определить того, кому будет сделана операция. Насколько вам известно, прогнозы на удачную пересадку у всех больных равны. У вас есть 5 минут, чтобы прийти к групповому решению».

Информация о пациентах:

1. 17-летняя мексиканка; работает официанткой, была вынуждена бросить школу, т. к. является единственной кормилицей в семье.

2. 15-летняя беременная женщина, не замужем, белая, других детей нет.

3. Выпускник школы, президент класса, недавно зачислен в медицинский институт без экзаменов.

4. 24-летняя мать-одиночка с тремя маленькими детьми, вьетнамка по национальности, родственников в этой стране нет.

5. 52-летний религиозный афро-американский лидер, основатель приюта для бездомных и бесплатной столовой, которая кормит около 1000 голодных ежедневно.

6. 40-летний ученый, который близок к открытию вакцины против СПИДа, сам является носителем вируса СПИД.

7. 11 -летняя азиатская девочка, ставшая символом мира.

8. Человек, переведенный из сельской больницы, никаких дополнительных сведений о нем нет.

Примечание жюри: оценивается убедительная аргументация ответов. Независимые наблюдатели дают свою оценку работе команды в зависимости от того, как команда принимала решение: коллективно, или подчиняясь лидеру, либо вообще общее решение не было найдено.

«Игра!!!»

Каждой команде дается 1 минута, чтобы приготовить одну игру с залом. Далее команды предлагают всем поиграть вместе с ними.

Примечание жюри: оценивается новизна игры, умение ведущего четко объяснить правила игры, умение «зажечь зал», эмоциональность.

Скульптура

Материалы: можно использовать все вещи, находящиеся в помещении (или у участников).

Задание: построить модель идеального лидера.

Условия:

1. Группе дается 10 минут на обсуждение, какие качества лидера можно изобразить с помощью предметов.

2. 10 минут дается на создание модели.

3. Работа ведется молча.

4. За нарушение молчания — штраф 1 минута.

5. После выполнения задания один представитель группы рассказывает о построенной модели.

Примечание жюри:

— оценивается оригинальность и творческий период к построению модели;

— поощряется присутствие в рассказе ярких лидерских качеств, таких как компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность.

Веревочка

Командам предлагается связать веревку из собственных вещей, которые имеются у команды, в течение определенного времени (пока звучит музыка).

Примечание жюри: оценивается длина веревки.

Слепой круг

Всем играющим завязывают глаза и вразнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: «Кругом, шаг вперед, два шага влево, повернуться налево и т. п.» Потом по сигналу ведущего включается музыка, и все играющие должны собраться в свои команды и взяться за руки, то есть вернуться в свои команды.

Построения

Ведущий по хлопку в ладоши предлагает командам быстро построиться:

— по цвету волос (от светлых до темных);

— по алфавиту (от первых букв имен);

— по размеру обуви (от меньшего к большему);

— по цвету глаз (от темных к светлым);

— по цвету носков (по цветам радуги).

Примечание жюри: оценивается скорость и правильность построения (жюри подсчитывает количество ошибок при построении).

Гвоздь сезона

Включается фонограмма популярной танцевальной мелодии и командам предлагается станцевать и показать несколько движений, характерных для этого танца. Лидер показывает движения, а команда повторяет их.

Организаторское лото

Материалы: карточки с названиями этапов коллективного творческого дела.

Задание: разложить карточки в правильной последовательности.

Правильный вариант.

2. Коллективное планирование.

3. Распределение поручений.

4. Выполнение поручений.

5. Смотр готовности.

6. Проведение.

7. Подведение итогов.

Примечание жюри: за правильную последовательность команда получает 7 баллов, за каждый правильно названный этап — по 1 баллу.

В этом конкурсе команды соревнуются и в скорости. Команде, первой выполнившей задание, дополнительно начисляется 3 балла, второй — 2 балла.

За каждую ошибку команда штрафуется на 1 балл.

Пойми меня

Материалы: карточки с названиями различных предметов (картина, ваза, телевизор, радио и другие).

Задание: команда встает в колонну, друг за другом. Первый участник получает информацию на карточке. Он должен передать ее второму участнику, без помощи слов и звуков. Последний озвучивает то слово, которое он понял. Затем говорит предпоследний, и так далее, до первого участника.

Примечание жюри: за каждое правильно угаданное слово команда получает 2 балла. Максимум — 10 баллов.

«Веревочные» курсы

«Веревочные» курсы — это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. «Веревочные» курсы — это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, дающая возможность подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.

«Веревочные» курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны, — снимать напряжение, иногда возникающее в группе, и конечно, опять выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.

Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, не требует преодоления страха высоты (3—5 метров), но, несмотря на надежную страховку, требует самообладания. Задача «веревочных» курсов — доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. «Веревочные» курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.

Другие препятствия" (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы.

Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора. Зато эффективность велика.

Вот некоторые упражнения.

1. Паутина . Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5—3 метра. Две параллельные веревки переплетаются как паутина между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения ребята садятся в круг на траве и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.

2. Бревно. Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен стоят на месте последнего члена группы, второй — на месте предпоследнего и т. д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается в исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода