Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Краснохолмский монастырь. Доктор едет, едет сквозь снежную равнину Антониев краснохолмский монастырь

Нас преследовали тучи и только когда мы проехали Красный Холм и приблизились к руинам Николаевского Антониева монастыря, впервые выглянуло солнце. Это очередной грандиозный объект, отмечающий в этом году круглую дату. И он тоже не покрашен, не в цветах и около него не продают туристические буклеты.



01.
От монастыря мало что осталось. Когда-то это был большой комплекс, опоясанный высокой стеной.


02.
Вот выдержка из летописи.
“И по воле Великого, в Троице славимого Бога, от сотворения мира в 6969 (1461) году, шел некто из страны, называемой человеческими словами Белозерской, священноинок, пустынножитель, старец, именем Антоний, и пришел в пределы города, называемого Городецко, в вотчинный удел славнейшего мужа, вельможи, именем Василия, называемого Мелецким, к сыну его, Афанасию Васильевичу, называемому Нелединским. И по воле Всемогущего, в Троице славимого Бога, и по неизреченным Его праведным судьбам тот названный пустынножитель, священноинок, именем Антоний, сделался болен и через немного дней по воле праведного Бога тот инок Антоний получил от болезни освобождение.”


03.
“И тот пустынножитель, священноинок, именем Антоний, на той его Афанасьевой земле построил для молитвословия часовню и для упокоения себе келию, и начал тут пустынножительствовать и богоподвижно подвизаться доброй и богоугодной жизнью. Мирские же люди приходили к нему, воссылая хвалу и моление Господу Богу, и пели молебное и заупокойное пение. И видя добрую и богоподвижную жизнь того пустынножителя, инока, именем Антония, приносили ему подаяние каждый от того, что имел.”


04.
“И начал тот пустынножитель, именем Антоний, строить деревянную церковь во имя великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского. И, построив ее, святыми иконами благолепно тот храм украсил и божественными книгами довольно снабдил и, спустя немногое время, тот храм забором оградил и начал собирать братию.”


05.
Было это в 1461 году. Вокруг церкви стали собираться монахи и к 1481 году это место уже стало монастырем со строящейся каменной церковью.


06.
Примерно в это же время Святой Антоний умирает. Но последователи продолжают развивать монастырь и к началу XVI века тут появляется каменная трапезная.


07.
Наличие в монастыре к концу XV в. двух каменных зданий - собора и трапезной палаты с теплой церковью - ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Не многие из них могли в то время «похвастать» несколькими каменными зданиями. Лишь такие крупнейшие монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели тогда, кроме собора, еще и каменную палату для трапез с храмом при ней.


08.
Свое благосостояние монастырь сохраняет и в конце XV и всего XVI в., о чем сообщает летопись: «И многие великие князи и бояре от имения своего в тот Антонов монастырь деньги и всякую церковную утварь непрестанно даваху и вотчины своя в предбудущия лета, ради наследия вечных благ и вечнаго поминовения родителей своих, на пропитание игумена и братии в тот Антонов монастырь отдаваху и благодатию всесильнаго, в Троице славимаго Бога, и молитвами Пречистыя Его Матери и угодника их, великаго в иерархах Чудотворца Николая, та святая обитель вельми распространяшеся».


09.
Трапезная позже перестраивалась. В первоначальном виде она простояла менее ста лет. А Никольский собор без серьезных изменений дожил до первой половины прошлого века.


10.
Как и большинство храмов, в 30-х годах монастырь был разрушен, в трапезной находились какие-то административные службы, Храм сверху был вполовину укорочен, а позже еще больше разобран и разрушен. Сейчас от него осталось три несущих стены.


11.
Еще двадцать лет назад поднимался вопрос о восстановлении монастырского комплекса.


12.
В прошлом году была подана заявка о регистрации монастыря как действующей обители. Я, правда, не совсем понимаю, как она может быть действующей в таком состоянии.


13.
В частично уцелевшем помещении трапезной разгром и разруха. К тому же несколько помещений горели.


14.
На втором этаже сгнившие балки не вызывают доверия. В некоторых местах нет перекрытий.


15.
Видно, что несколько десятилетий назад тут еще была жизнь. Двери, обитые дерматином, живые печи, нормальные лестницы.


16.
По истории монастыря очень мало данных. По сути, осталась только копия летописи, отражающей первые годы строительства. Но никаких конкретных дат там нет. Нет даже полноценной информации о том, когда был освящен Никольский храм.


17.
В этом году монастырь встретил свое 550-тилетие. Остается надеяться, что 600 лет он встретит в более живом виде.


По истории монастыря в интернете есть несколько хороших статей. Это лежащая в свободном доступе на rusarch.ru статья Выголова В.П. и не менее интересная статья Алексеевой С. В. и Тарасовой Н. П. на spasi-hram.ru . Сайт монастыря tver-antonievmon.narod.ru , там же вы найдете немного исторических фотографий и много информации.

Находится на левом берегу р. Могочи в месте впадения р. Неледины, в 2-х километрах от г. Красный Холм. Князь Семён Иванович, сын Ивана III, пожаловал в начале XVI в. Николаевскому Антониеву монастырю село Преображения Спасово да Животворящия Троицы на Холму (будущий г. Красный Холм) и 29 окрестных деревень. Иван IV Грозный делал в Николаевский Антониев монастырь большие денежные вклады на поминовение царицы Анастасии, убитого им царевича Ивана и казнённых опальных людей.

Основание монастыря относят к 1461 г., когда преподобный Антоний, пришедший сюда, вероятно, из северного Кирилло-Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 г. началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребённый на территории монастыря (мощи его находились под спудом, в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно). Преподобный Антоний ещё успел благословить начало строительства соборного храма.

В разное время в монастыре были возведены: Никольский собор (1481-1493) - один из древнейших памятников зодчества на территории не только Тверской области, но и всей России (сохранились три стены собора); церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594) (сохранились две стены); братский корпус (1685); настоятельский корпус (1748); Вознесенская церковь (1690); братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697); северо-восточная башня (1697). Все сохранившиеся каменные строения имеют статус объектов культурного наследия федерального значения.

Время духовного и материального расцвета монастыря - XV-XVI вв. В 1526 г. монастырь посетил Московский великий князь Василий III. Вклады в монастырь делали представители тверских и московских боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие (владельцы окрестных земель), Милюковы, Бутурлины, Щербаковы и др. В середине XVI в. монастырь являлся крупным землевладельцем: ему принадлежало 149 деревень в разных уездах.

Во время польской интервенции начала XVII в. отряды поляков проникли в Бежецкий Верх. Монастырь оказался вынужденным признать царём Лжедмитрия II. В декабре 1608 г. настоятель монастыря Кирилл ездил к самозванцу «в полки». Монахи неоднократно давали полякам деньги и фураж «для оберегания себя и своих вотчин», что, однако, не спасло монастырь от разграбления. Он был разгромлен, 26 монахов погибло, жители окрестных деревень и сёл были частью перебиты, частью разбежались. В монастыре расположился отряд гетмана Ходкевича.

В марте 1612 г. руководители ополчения Минина и Пожарского послали для освобождения монастыря и других мест, занятых поляками, отряд под начальством князей Д. Черкасского и И. Троекурова. Враги без боя покинули монастырь. В 1641 г. монастырю была выдана грамота, которая устанавливала размер сбора с разных товаров, привозимых на ярмарку.

В 1764 г. императрица Екатерина II издала указ о секуляризации (изъятии) монастырских земель, по которому около миллиона крепостных были отобраны у монастырей и перешли в ведение Коллегии экономии. Николаевский Антониев монастырь был включён в число монастырей 2-го, а в 1836 г. - 3-го класса. Ему было оставлено лишь 30 десятин земли, но отменены все налоги. В стенах монастыря оставалось 17 монашествующих и 17 служащих.

Утратив свои земельные владения, монастырь остался крупным религиозным центром. В дни православных праздников сюда стекалось большое число богомольцев. В монастыре, в каменной трёхъярусной колокольне, хранились древний архив и собрание старинных церковных книг.

На монастырском кладбище покоились представители многих знатных родов. С 1809 г. в монастыре находилось Краснохолмское духовное училище. После революции 1917 г. обитель была закрыта, в 1930-е гг. многие сооружения монастыря были разрушены.

В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Создан общественный фонд возрождения монастыря. Архиепископом (ныне митрополит) Тверским и Кашинским Виктором в 2010 г. принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.

Недалеко от города в 1461 году иеромонахом Антонием, прибывшим из Белозерской стороны на пустынный берег р. Мологи, был основан монастырь. Первый храм был поставлен на пожертвования местного боярина Афанасия Нелединского-Мелецкого во имя Святителя Николая, на месте чудесного явления преподобному его иконы. Будучи настоятелем основанного им монастыря, преподобный назидал свою братию частыми поучениями и особенно примером своей подвижнической жизни. Скончался он в 1481 году и тело его погребено было под спудом в одном из приделов Никольского собора. С годами монастырь строился, росли его вотчины. В 1760-х гг. К монастырю был приписан Бежецкий Введенский монастырь. В 1783 открыта церковно-приходская школа, с 1809 в монастыре размещалось Краснохолмское духовное училище. К концу XIX века монастырь занимал 4-угольную площадь. В нем были четыре каменных церкви: Соборная Святителя Николая, с юго-западного угла с ней была пристроена в 1690 г. малая церковь Всех Святых (в соборе находились иконы Святителя Николая, одна из которых и была явленная); Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Воздвижения Животворящего Креста Господня (1592 г); Вознесенская (1691 г.) над Святыми вратами; надвратная Иоанно-Предтеченская (1764 г). В трехъярусной каменной колокольне (1668 г) помещались библиотека и архив. Имелся двухэтажный настоятельский корпус (1748 г), братский корпус (1685 г), каменные небольшие келии над воротами. Вне ограды располагалась каменная часовня, устроенная в юго-восточной башне.
После революции Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь постигла участь многих монастырей России. Он был разрушен и от построек конца XVII века до нас дошли остатки стены, Братский корпус, настоятельские кельи и северо-восточная башня. Стены Никольского собора, постройки XV века, тоже отчасти сохранились. Возможно, храм бы больше уцелел, если бы разорение святыни не продолжалось и по сей день, и не растаскивался кирпич уникального памятника. А ведь где-то среди этих одиноких стен находится место, где под спудом лежат святые мощи угодника Божиего преподобного Антония Краснохолмского.
Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас грешных!
* * *

История Николаевской Антониевой обители на сегодняшний день еще не написана, во всяком случае, она не отражена в литературе так ярко, полно и интересно, как того заслуживают почти пять с половиной веков ее существования. Тому можно назвать несколько причин.

Во-первых, в послереволюционное временя Николаевский Антониев монастырь был разорен и разрушен, не проводилась музеефикация его объектов, не собирались материалы и сведения по его истории. Как архитектурные шедевры монастыря, так и сама память о нем оказались ненужными и невостребованными.

Во-вторых, на данный момент в научный оборот введен сравнительно ограниченный круг письменных источников, рассказывающих о монастыре. Практически все, кто обращается к прошлому обители, опираются на свидетельство «Летописца о зачатии Бежецкаго Верха Николаевского Антониева монастыря…», повествующего об основании монастыря и раннем периоде его истории, а также на сведения, приведенные в «Историческом описании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря…», составленном игуменом Анатолием (Смирновым) и изданном в Твери в 1883 году.

В-третьих, сравнительно недавно произведенные археологические работы на территории обители (90-е гг. XX века) еще, видимо, не приняты во внимание должным образом ни научной общественностью, ни властями.

Потому мы сегодня не много знаем по истории Николаевского Антониева монастыря. Известно, что он был основан в конце XV в. старцем, пришедшем, вероятно, из прославленной Кирилло-Белозерской обители, так как монастырский летописец указывает, что преподобный Антоний был из «страны Белозеския». Оказавшись в городе Городецк Бежецкого Верха (пограничье новгородских и тверских земель), старец занемог. По излечении от болезни он решил поселиться недалеко от города в уединенном месте. К нему стали стекаться люди, вскоре собралась братия, и возник монастырь.

Согласно монастырскому Летописцу, основную роль в устроении обители сыграли местные бояре Неледенские-Мелецкие. Но, анализируя политическую ситуацию конца XV в., более вероятно выглядит участие князя Андрея Большого Углического в создании монастыря на землях его удела.

Андрей Большой - младший брат Ивана III, создателя единого Русского государства, строителя московского Кремля - тоже являлся весьма заметной фигурой на политической арене того времени. И, скорее всего, только князю, а не местным боярам-вотчиникам было по силам выстроить такой мощный и выдающийся по своим архитектурным показателям храм, как Никольский собор Антониева монастыря. Таким образом, версия В. П. Выголова о покровительстве Андреем Углическим строительству новой обители в его землях выглядит правдоподобной. Причем, основание обители в 1461 г. совпадает с получением Бежецкого Верха в наследственное владение этого местного правителя (1462 г.). В церковном управлении Бежецкий Верх (Бежецкая пятина или Бежецкий ряд), а, следовательно, и монастырь зависели до 1776 года от Новгородской кафедры (подавляющее число игуменов Антониева монастыря были выходцами из новгородских монастырей; согласно старинным расходным книгам монастыря, в XVI – XVII вв. Николаевский Антониев монастырь жил по общежительному монастырскому уставу, введенному в монастырях Новгородской епархии арх. Новгородским Макарием в княжение Василия III).

Наличие в Николаевском Антониевом монастыре уже в XV-XVI вв. двух каменных строений (главного Никольского храма с пределом и церкви св. влкм. Димитрия Солунского с трапезной), богато украшенных икон, разнообразной богослужебной утвари, богатых священнических облачений и богослужебных книг (имелось 11 напрестольных Евангелий, часть которых была украшена золотом, серебром и бархатом), значительных земельных наделов и различных монастырских служб (среди которых мельничные и «солодяничные») ставят его в один ряд с крупнейшими обителями того времени.

XVI – XVII вв. – это время развития, если не расцвета, Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В обитель вносят пожертвования как местные землевладельцы, так и представители именитых боярских родов (среди вкладчиков монастыря были кн. Андрей Большой Угличский, бояре Нелединские, архим. Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы). За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина (в 1564 г. монастырь имел 149 деревень, а в них 215,5 вытей), усиливается его экономическое благосостояние и влияние в крае. На территории обители возникают новые здания (в конце XVI в. строится церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже с трапезную и с разными службами; устраивается трехпрестольная надвратная церковь в честь Вознесения Господня, св. влкмч. Димитрия Солунского и св. благ. кн. Бориса и Глеба - последняя в 1650 г. переосвящена в честь Алексия человека Божия; некоторые другие церкви, каменные кельи и ограда, и прочие постройки), формируется Некрополь монастыря. С конца XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень), хотя, вероятно, и не без усердного ходатайства его влиятельных вкладчиков.

Но XVI век принес для земель Бежецкого Верха, на территории которого находился монастырь, и разорение и беды. Войско опричников Иоанна IV Грозного прошлось темной волной по этим землям, неся смерть многим местным землевладельцам и их людям. Хотя позднее богобоязненный правитель не раз жертвовал в обитель преп. Антония богатые дары, в том числе и на поминовение убитых им «опальных людей» (например, 12 небольших икон в серебряных окладах). Кроме того, последняя треть XVI столетия ознаменовалась сильнейшим экономическим кризисом, вызванным не только рядом социально-экономических причин, но и эпидемией, и неурожаем. И как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель.

XVII век – смутное время в истории России. Польские интервенты поставили под угрозу сохранение русской государственности и культуры. Локально отразились страшные события того времени и на истории монастыря, стоящего среди лесов у впадения реки Могочи в реку Неледину. От ватаг разбойничьих шаек казаков и поляков монастырские власти пытались откупиться деньгами, но сберечь монастырь и его вотчины от разорения все же не удалось (еще в конце XVI века наметилась тенденция сокращения численности населения монастырских вотчин, уменьшилось число братии, многие монастырские деревни превратились в пустоши). А в 1611 г. произошла трагедия: монахи были убиты (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены. Лишь во второй половине XVII столетия начинается постепенное возрождение монастыря и его владений. По переписи 1678 года за монастырем значилось с селами и сельцами 103 селения, которые насчитывали 614 дворов (вероятно, Николаевский Антониев монастырь относился к разряду крупных монастырей, которые насчитывали от 100 до 1 000 крестьянских дворов). Однако в XVII веке государственная политика по отношению к монастырям строилась с учетом социальных требований дворянства и потребностей самой власти, прежде всего финансовых, поземельных, дворцовых, военных и прочих. Поэтому главным направлением политического курса правительства становится учет церковных вотчин и крестьянских в них дворов, контроль за монастырскими имуществами, доходами и расходами монастырей.

Особенности жизни и развития Николаевского Антониева монастыря в XVIII – XIX вв. укладываются в общий контекст отечественной истории, сведения о которых можно найти в доступной исторической литературе. Скажем только, что в этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Наибольшее число людей, находящихся на содержании монастыря, пришлось на 1720-е годы: монашествующих насчитывалось 72 человека (в т.ч. 10 иеромонахов) и прочих служителей – более 100 человек. По первой переписи (ревизии) населения, проведенной в 1722 году, за монастырем числилось 4 031 душ муж. пола, а по третьей – 1762 г. – 4 620 душ. Во владении монастыря находились скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята, 5 мельниц, несколько подворий (в т.ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге), приписной монастырь и 2 пустыни, земельные угодья. Однако с началом государственных преобразований Петра I, которые затрагивали и церковно-монастырскую сферу, хозяйственное благосостояние Николаевского Антониева монастыря начало постепенно понижаться. Росло государственное налогообложение, росло число «доимочных платежей», кроме того, монастырь был обложен различными церковными сборами. Баланс между доходами, расходами и налогообложением в хозяйственно-экономической жизни Антонева монастыря был нарушен настолько, что в 1724 году новгородский архиерейский дом взял его под свою опеку, а фактически приписал его к себе. Только в 1727 году, по прошению сановитых и именитых монастырских вкладчиков (среди которых был сенатор Ю. С. Нелединский-Мелецкий), Антониеву монастырю были возвращены и самостоятельность и архимандрития. Но уже реформа Екатерины II (1764 г.), направленная на перевод всей монастырской собственности в государственную, лишила в числе прочих и Николаевский Антониев монастырь былого значения крупнейшего землепользователя, хотя по штатам он и был включен в число монастырей 2 класса (на 1766 г. монастырю принадлежало 14 600, вместе с лесными угодьями, десятин земли).

Далее, в ходе губернской реформы Екатерины II, в 1764 г., село Спас на Холму перестало быть вотчиной Антониева монастыря. В 1776 году был издан Указ № 14420 о переименовании сел Весьегонска и Спас на Холму городами и о присоединении их к Тверскому Наместничеству. Указ гласил: «Пользы ради и для вящей выгоды жителям учрежденного Тверского Наместничества… разделить Бежецкий уезд на две части, оставив часть при городе Бежецке в 28336 и приписав к селу Красный Холм 25139 душ, именуя это село городом…». Таким образом, за бывшим селом Спас на Холму закрепляется новое название – Красный Холм, село преобразовывается в город-центр Краснохолмского уезда Тверского Наместничества, затем Тверской губернии. В 1778 году был утвержден регулярный план нового города, охвативший большую территорию, включавшую древнее село (на северном краю города), Антониев монастырь (на южном конце) и три деревни-слободы, располагавшиеся между ними – Глунцовскую, Никольскую и Бортницкую. Таким образом, Николаевский Антониев монастырь, бывший в свое время солидным вотчинником, фактически вошел в городскую черту Красного Холма, что в свою очередь способствовало новому перераспределению собственности монастыря. На протяжении последующих десятилетий (конец XVIII – первая половина XIX в.) регулярный план был осуществлен лишь частично. По существу, была реализована только та часть плана, которая касалась северной части города, охватывавшей территорию древнего села Спас на Холму и несколько кварталов к югу от него, в основном на правом берегу Неледины. И хотя в 1781 году был утвержден герб г. Красный Холм, уже в 1796 г. Краснохолмский уезд был упразднен, а его территория была поделена и включена в состав Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губернии. Город Красный Холм становится заштатным. В 1836 году Николаевский Антониев монастырь был переведен в III класс штатных монастырей: монастырь состоял в епархиальном управлении, надзор за ним осуществлял благочинный над монастырями, управлял таким монастырем игумен.

Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII – XIX вв. Николаевский Антониев монастырь играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 г. в монастыре была отрыта церковно-приходская школа, а в период с 1809 г. по 1834 г. действовало духовное училище. К XIX в. монастырская библиотека насчитывала более чем 300 печатных книг и 2 рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI, XVII, XVIII века.

Конец XIX века стал временем, положившим начало изучению истории этой древней обители Тверской епархии.

XX век – мученический период для всей Русской Православной церкви, стал он таковым и для Антоньева монастыря. Обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разгромлен и исковеркан до неузнаваемости. Даже 60 - 70 годы ХХ века – время возрождения интереса к отечественной культуре и ее памятникам – не принесли положительных изменений в судьбе обители. Только в 90-е гг. о Николаевском Антониевом монастыре, благодаря уникальности его Никольского собора, памятника архитектуры XV в., заговорили на конференциях, появились публикации на страницах научных периодических изданий. Может быть, именно этот шедевр архитектуры и первый храм монастыря станет тем флагманом, который наконец-то выведет старинный монастырь из безвестности и запустения последних лет, ведь над множеством проблем русской жизни и испытаний для ее духовности и культуры всегда пророчески звучат слова М. Ф. Достоевского: «Красота спасет мир».

Статья составлена к.и.н. Алексеевой С. В., Тарасовой Н. П.

"Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь..." А. И. Солженицын «Крохотки» (1958-1960)

Древний Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь стоит у впадения Неледины в Могочу недалеко от города Красный Холм в селе Слобода. Небольшое село, в котором имеется храм, восточным своим краем захватило монастырские постройки. Среди развалин многовекового монастыря пасутся козы, стоят сараи, высятся стога и притаились уазики. Монастырь само собой не действует. Действовать тут особенно и нечему, но на удивление последние годы, группа энтузиастов пытается исправить эту ситуацию.

У монастыря есть свой сайт . К нему и обращусь для того, чтобы рассказать немного об этом уникальном древнерусском памятнике.

Основание монастыря можно отнести к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло – Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребенный на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно).
Время духовного и материального расцвета монастыря – 15-16 века. Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале 17 века, обитель была разорена, но быстро восстановила свои силы. После революции 1917 года обитель была закрыта и в 1930-х годах многие сооружения монастыря были разрушены.
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.
В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев).
Пока богослужения по субботам, воскресеньям и в праздники совершаются в 600 метрах от монастыря (к Бежецку) - в храме преп. Зосимы и Савватия Соловецких.
По вопросам благотворительной помощи монастырю, и по другим вопросам и предложениям – обращаться по тел.: 8-962-246-20-07 - иеромонах Силуан.
Из числа сохранившихся каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения:
Никольский собор (1481-1493)​ - Один из древнейших памятников зодчества на территории Тверской области (сохранились лишь три стены собора)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594) - Сохранились две стены
Вознесенская Церковь (1690)
Братский корпус (1685)
Настоятельский корпус (1748)
​Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)
​Северо-восточная башня (1697)

В начале века монастырь выглядел так:

Вся информация с сайта: http://www.antoniev-mon.ru . Очень рекомендую посетить его, там есть интересные архивные материалы, в том числе и фотографий.

Когда Марина marina_shandar , которая была здесь ранее неоднократно, привезла нас сюда, то условились то ли на полчаса, то ли на сорок минут. Я еще тогда подумал, чего так много. А в итоге проходили там не меньше часа. Эти мощные развалины по-настоящему впечатляют.

И снова возвращаюсь к Крохоткам Солженицына:
"Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу..."

"...Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые - убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти - бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной - клубы. «Добьёмся высоких удоев!» «Поэма о море». «Великий подвиг».

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни."

3. Никольский собор (1481-1493)

4. Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)

10. Вознесенская Церковь (1690)

13. Братский корпус (1685)

Внутри настоятельского корпуса.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода