Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Когда придумали зеркало. Создание истории зеркал

Впервые люди увидели своё отражение в водной глади - поверхность озера, оставшейся после дождя лужи и были своеобразными зеркалами. Наши предки не сразу осознали, что образ, видимый ими это они и есть. Несмотря на то что зеркало, казалось бы, является обычным предметом, изготавливаемым сегодня из стекла с нанесённым на него отражающим покрытием, с ним связано много мистических историй и легенд. Так, где же впервые появился этот атрибут и как он выглядел?

Как появились зеркала в Древнем Египте, Греции и Риме

В Древнем Египте зеркала появились в третьем веке до нашей эры. Они мало напоминали современный аксессуар и представляли собой отполированную поверхность, например, чёрного мрамора. Позже появились бронзовые, серебряные и золотые. Их форма оставалась круглой. Этот предмет окружал магический ореол. Его отождествляли с солнцем и луной.

В Древней Греции появление зеркал принято относить примерно к пятому веку до нашей эры, поскольку более ранних упоминаний о них не встречается. Обратная сторона украшалась гравировкой с различными изображениями. У греков оно служило божественным атрибутом.

В Древнем Риме самой первой отражающей поверхностью служила отполированная бронза. Подобные изделия были украшены различными узорами и драгоценными камнями. Римляне были первыми кто стал менять их круглую форму. В итоге появились карманные аксессуары и большие во весь рост, которые стали крепить на стену. Также появились настольные изделия с подставкой.

Как появились стеклянные зеркала

Стеклянное зеркало появилось в Голландии в первом веке нашей эры. Стеклянные пластинки соединялась при помощи свинцовой или оловянной прокладки. Такой способ изготовления позволял более ясно видеть своё отражение, но небольшие искажения всё же имелись.

СПРАВКА! Немного позже стали использовать другой способ изготовления. Он заключался в том, что в стеклянную тару заливали горячее олово, а после остывания раскалывали на части.

Совершенствование способа изготовления зеркал в Венеции

Через триста лет мастера из Венеции стали сразу крепить олово к плоской поверхности стекла. Вскоре Венеция стала главным производителем таких зеркал. Местные мастера создали отражающую смесь с добавлением золота и бронзы, что делало отражение лишённым недостатков. Оно было красивее, чем человек в реальности.

Позже стекло там стали покрывать серебряным напылением, что позволило добиться ясного и чёткого отражения. Во дворцах богатых людей появились целые зеркальные кабинеты. Они служили признаком достатка и дорого стоили.

Когда появились зеркала на Руси

На Руси зеркало очень долго не признавали и побаивались. Оно считалось «заморским грехом», его запрещали вешать в доме вплоть до конца XVII века. Атрибут применяли для гаданий, различных заговоров. С ним связывали множество суеверий.

Только после прихода к власти Петра I на Руси зародилось зеркальное ремесло. Изделия производили очень больших размеров. Позже их стали украшать узорчатой каймой, ими отделывали стены. В основном этот аксессуар служил украшением жилища.

В период рококо строили целые зеркальные комнаты и галереи. В эпоху классицизма аксессуаром украшали парадные лестницы и огромные залы. В XX веке этот предмет перестал быть атрибутом роскоши и украшения и стал обычным предметом обихода.

Мистика и зеркала

С древних времён зеркало считали мистическим предметом, имеющим магические свойства. До сих пор с ним связано множество суеверий. Считается, что если его разбить, то вскоре случится несчастье. Также его используют в различных гаданиях для того, чтобы увидеть будущее и изменить судьбу. Зеркальная поверхность является порталом потустороннего мира, поэтому их завешивают, когда умирает человек. Считается, что в нём может задержаться душа умершего.

СПРАВКА! Зеркала отлично сохраняют энергетику смотрящегося в него человека. Они могут быть излучателями как положительной энергетики, так и отрицательной. Поэтому не следует видеть своё отражение в плохом расположении духа. И наоборот, улыбнувшись своему отражению, можно зарядиться положительно на весь день.

Выбирать место для расположения этого элемента интерьера следует, зная несколько правил:

  • нельзя вешать его напротив кровати и входной двери;
  • в нём не должны отражаться некрасивые предметы в доме (мусор, унитаз, грязное бельё и т. д.);
  • отражение красивых предметов сулит увеличению денежного потока;
  • аксессуар можно повесить на кухню таким образом, чтобы он отражал обеденный стол с едой (считается, что еда привлечёт в дом изобилие).

Зеркало сегодня

На сегодняшний день зеркало имеет различные варианты по форме, размеру и цвету. Его используют практически во всех сферах жизни. Оно служит неотъемлемой частью в создании общего интерьера комнаты. Дизайнеры используют его для визуального увеличения пространства, корректировки и усиления восприятия.

В медицине используют вогнутые зеркала. Их применяют отоларингологи, стоматологи, офтальмологи. Они используются в медицинских инструментах и приборах.

Военные применяют различные устройства со сложными оптическими схемами, в которых зеркальная поверхность является главным элементом. Используя отражающие свойства, собирают солнечную энергию, благодаря которой можно приготовить еду, согреть воду и даже увеличить урожай.

В XXI веке зеркала изготавливают на огромных заводах при помощи техники. Они имеют три слоя:

  1. Стекло с серебряным покрытием.
  2. Медный слой (защищает от влаги и механического воздействия).
  3. Полимерное покрытие.

История зеркал, несомненно, интересна. Каждому нужно принимать её во внимание и руководствоваться некоторыми аспектами в повседневной жизни. Кроме этого, важно понимать ценность эстетического восприятия собственного отражения.

История зеркала начинается в тот далекий момент, когда древний человек понял, что из-под темной глади пруда ему строит рожи вовсе не таинственный подводный обитатель, а собственное отражение. Что именно происходит в тот момент, когда он смотрит на воду или любой другой предмет с гладкой, отполированной поверхностью, человек поймет еще очень не скоро, но это вовсе не помешает ему разглядывать себя. А герой греческого мифа прекрасный юноша Нарцисс настолько полюбил свое отражение в воде ручья, что даже не заметил, как по воле богов превратился в цветок.

Известно, что луч света, попадая на тот или иной предмет, в зависимости от его физических и химических свойств либо поглощается, либо отражается в той или иной степени. Далее отраженный луч проходит через зрачок глаза и хрусталик и рисует перевернутое изображение предмета на сетчатке глаза, откуда оно посредством зрительных нервов передается в мозг. Если же луч света, наоборот, отразится от человека и попадет на какой-либо предмет, получится то же самое: отражение вернется к человеку, и он сможет увидеть свое изображение на поверхности этого предмета. Однако такое возможно только в том случае, если поверхность будет очень гладкой, так как длина волны отраженного света короче, чем прямого, поэтому даже малейшие неровности поглощают его практически полностью.

Дж. У. Уотерхаус. Эхо и Нарцисс. 1903 г.

Как только люди сообразили, что разглядывать себя (а также то, что находится за спиной) можно не только в воде, наступила эпоха ручных зеркал. Ведь лужу или бадью с водой при необходимости не возьмешь с собой. Заменой им послужили отполированные до блеска куски камня: горный хрусталь, пирит и особенно обсидиан вулканическое стекло. В Турции археологи обнаружили обсидиановые зеркала, возраст которых около 7,5 тыс. лет.

В эпоху энеолита и в бронзовом веке (IV-III тысячелетия до н. э.) каменные зеркала были вытеснены металлическими из меди, бронзы, золота и серебра. Оказалось, что шлифовать и полировать металл намного легче, чем камень. Еще один древнегреческий миф рассказывает об ужасной горгоне Медузе, взгляд которой обращал любое существо в камень. Победить Медузу смог герой Персей, который смотрел на ее отражение в своем отполированном медном щите.

Металлические ручные зеркала были известны всем древним цивилизациям от Египта и Древней Греции до Индии и Китая. Чаще всего они изготовлялись в виде снабженного ручкой диска, обратная сторона которого украшалась орнаментом. И хотя стоили зеркала недешево, скоро они стали неотъемлемой частью обихода состоятельных людей.

Древнегреческий философ Сократ советовал юношам почаще смотреться в зеркало, чтобы обладающие не самой приятной внешностью могли украситься добрыми делами, а красивые не обезобразили себя пороками.

Однако у металлических зеркал были серьезные недостатки. Мало того, что они не показывали оттенки цветов и с их помощью нельзя было рассмотреть себя сзади, так еще и в негодность приходили слишком быстро. Их поверхность без должного ухода скоро покрывалась пленкой оксидов, мутнела и утрачивала зеркальные свойства. В I в. н. э. в Риме появились первые стеклянные зеркала. Хотя производство стекла было освоено почти на 3 тыс. лет раньше, небольшие литые пластины из него люди научились изготовлять только в начале нашей эры. Это листовое стекло было мутным, полупрозрачным, и, чтобы получить более-менее сносное отражение, его отполированные кусочки скрепляли с металлическими пластинами. Такие зеркала были найдены при раскопках Помпеи и Геркуланума.

С началом Средневековья стеклянные зеркала в Европе практически исчезли из употребления, поскольку Церковь усмотрела в их использовании греховное самолюбование и суетное внимание к внешнему в ущерб духовному. Верующих пугали тем, что из зеркал на людей смотрит сам дьявол. Модницам снова пришлось обходиться полированным металлом или даже специальными тазиками с водой.

В конце XIII в. монах-францисканец Джон Пекам изобрел способ покрытия стекла тонким слоем свинцово-сурьмяного сплава, что дало возможность производить стеклянные зеркала, отдаленно схожие с современными. По устоявшемуся мнению, массовое производство зеркал началось в Венеции, однако на самом деле у истоков европейского зеркального дела стояли фламандцы и голландцы. Фламандские зеркала можно увидеть на картинах «Марфа и Мария Магдалина» Караваджо или «Чета Ар-нольфини» Яна ван Эйка. Их вырезали из полых стеклянных шаров, внутрь которых заливали расплавленный свинец. Сплав свинца и сурьмы на воздухе быстро тускнел, а выпуклая поверхность давала заметно искаженное изображение.

Спустя столетие монополия на производство зеркал перешла к венецианским мастерам. Еще в 1291 г. все стекольщики Венеции были переселены на остров Мурано, который быстро стал центром стекольного ремесла всей Европы. Там изобрели способ изготовления листового стекла путем проката двух половинок выдуваемых стеклянных цилиндров. Такие стекла вставлялись в окна, а в XV в. из них стали делать зеркала. Для этого использовалась новая ртутно-оловянная амальгама. Технология была достаточно сложная: на тонкую оловянную фольгу накладывали бумагу, которую покрывали ртутью, по ртути опять прокладывали бумагу, сверху накладывали стекло, которое придавливало все слои. Затем бумагу осторожно вытаскивали, и на стекле оставалась тонкая пленка металла. Такие зеркала отражали намного лучше свинцовых, но ядовитые пары ртути делали производство очень опасным.

Серебряное зеркало, найденное при раскопках дома Менандра в Помпеях. I в. н. э.

Зеркало Марии Медичи. Работа венецианских мастеров. 1600 г.


Целебные зеркала

Средневековые медики при помощи зеркал пытались лечить оспу, туберкулез, психические расстройства. Считалось, что зеркалами «теплых» (желтых) оттенков из бронзы, золота, олова, меди можно подавлять «холодные» энергии человека. «Холодные» металлы свинец, ртуть, серебро напротив, поглощают избыток «теплых», активных энергий. Искусство врача состояло в том, чтобы правильно определить спектр энергий в организме больного и подобрать оптимальную продолжительность воздействия «теплыми» и «холодными» зеркалами.

Но Ян ван Эйк. Потрет четы Арнольфини. 1434 г.

Власти Венеции ревниво оберегали секреты муранских мастеров: венецианские зеркала стоили очень дорого и приносили республике большой доход, особенно после изобретения хрусталя. В 1454 г. дож издал приказ, запрещавший мастерам-зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, рекомендовалось вернуться на родину. «Невозвращенцы» рисковали благополучием своих семей. Иногда по следам беглецов даже посылали убийц.

Однако меры эти ни к чему не привели. С промышленным шпионажем, преимущественно французским, справиться не удалось, мастеров все равно подкупали и тайно вывозили с Мурано, и уже при Людовике XIV в Нормандии было организовано первое стекольно-зеркальное производство. В 1688 г. французский мастер (предположительно Люк де Нега) изобрел способ изготовления стекла больших размеров литьем с дальнейшей шлифовкой и полировкой. Это открытие значительно удешевило производство зеркал, которые сразу же стали самым обычным предметом домашнего обихода.

Следующим революционным открытием в этой области было так называемое серебрение, изобретенное в 1855-1856 гг. химиками Юстусом фон Либихом и Франсуа Птижаном. Суть этого способа заключается в восстановлении растворимых соединений, при этом выделяющееся металлическое серебро осаждается в виде тонкого блестящего налета на поверхности стекла. Такие зеркала более яркие, долговечные, с большей отражательной способностью, единственный их недостаток очень строгие требования к шлифовке и полировке стекла. Серебряные зеркала имеют не серый или голубоватый оттенок, как ртутные, а желтоватый это связано с тем, что серебро поглощает лучи синей части спектра.

В Древней Руси зеркала были большой редкостью. Случаи обнаружения металлических зеркал при раскопках единичны, при этом находки имеют явно восточное происхождение. В Средние века стеклянные зеркала привозили к нам уже с Запада ганзейские купцы, стоили они невероятно дорого. Не зря в сказке про аленький цветочек одна из купеческих дочерей просит привезти ей из-за моря зеркало, в котором она будет выглядеть моложе и красивее хрустальные венецианские зеркала розоватого оттенка действительно имеют свойство приукрашать внешность.

Юстус фон Либих.

А. Алоф. Женщина, смотрящаяся в зеркало. 1851 г.

Первое зеркальное производство в нашей стране было налажено лишь при Петре I. Еще недавно бывшее редкой заморской диковинкой, зеркало моментально стало непременной принадлежностью каждого зажиточного дома. А уж любой барочный дворец и вовсе был настоящим лабиринтом отражений.

В зеркалах люди всегда видели нечто таинственное, мистическое, связанное с потусторонним миром. Они были непременным атрибутом магов, колдунов, прорицателей всех мастей. Пожалуй, ни с одним предметом обихода не связано столько примет и суеверий. Даже теперь, когда принцип зеркального отражения изучается в школе, некоторые по-прежнему втайне верят, что в зеркальных глубинах прячется душа человека, что там можно разглядеть свое прошлое и будущее.

Тем не менее зеркала использовали и в более прагматических целях, нежели любование своей персоной или поиск мистических откровений. Если верить легенде, древнегреческий ученый Архимед с помощью зеркал поджег флот противника, осадивший город Сиракузы. К ним прибегали, если надо было скрыто понаблюдать за кем-то, а «зеркальный» шифр, изобретенный знаменитым Леонардо да Винчи, на протяжении долгого времени применялся для секретной переписки.

В наши дни область применения зеркал, оптические свойства которых изучены досконально, чрезвычайно широка. Без зеркал плоских, вогнутых, выпуклых, сферических или цилиндрических невозможно производство различных бытовых приборов, медицинской, космической, навигационной техники. В осветительных приборах и для тепловой аккумуляции солнечной энергии используются параболические зеркала. Без помощи зеркал Альберту Майкельсону вряд ли удалось бы измерить скорость света. И все же главная причина популярности зеркал на протяжении веков остается неизменной ведь только от них можно получить ответ на самый животрепещущий вопрос: «Я ль на свете всех милее?..»

В русских деревнях зеркала в достаточных количествах появились далеко не сразу почти до конца XIX в. они считались роскошью и излишеством.

«Брать? Не брать?»

Голландская компания Nedap создала специальное зеркало для примерочных кабин, с помощью которого можно в режиме онлайн обсудить с друзьями, идет ли вам выбранная одежда. Гаджет Tweet Mirror представляет собой зеркало со встроенной в него HD-камерой. Покупатель может делать фотографии в примерочной и выкладывать их в Twitter или в ленту статусов Facebook. Ответные комментарии друзей пользователя присылаются ему в виде SMS.

По мнению исследователей древности, история зеркала началась с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись бронза и серебро. Тогда же появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке.

Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.
С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и… специальными тазиками с водой. Тщательно отполированные зеркала широко использовались для исцеления больных. Ими лечили туберкулез, водянку, оспу и любые психические болезни. Поразительно - многие страждущие действительно выздоравливали. Считается, что металлы теплых оттенков (бронза, латунь, золото, медь) поглощают "холодные", угнетающие энергии и отражают "теплые", "солнечные". Металлы холодных оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных материалов, предки проводили биостимуляцию организма. Больной начинал активнее сопротивляться хвори.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке, а именно в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла.. Но они были… вогнутыми.
Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими).
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности.

Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля. Так например цифры дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре. Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король - Генрих VIII и французский - Франциск I. Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную. Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну. В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию. Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключалась в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливалось на ровную поверхность и раскатывалась вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

Начиная с XVI века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. С помощью игр с отражением познавали и изменяли будущее, вызывали темные силы, умножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов. Трезвомыслящие люди находили зеркалам более полезное применение. Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Главной особенностью криптограмм была их «вывернутость наизнанку». Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемы. Таким же древним изобретением был перископ. Возможность наблюдать за врагами незамеченным с помощью системы взаимно отражающих зеркал спасла немало жизней воинам ислама. Детская игра в «солнечные зайчики» почти повсеместно использовалась всеми сражающимися сторонами во время знаменитой Тридцатилетней войны. Сложно прицелиться, когда вам слепят глаза тысячи зеркалец.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех

В России до конца XVII века зеркало запрещалось церковным духовенством. Православные не пользовались зеркалами. Возможно, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу.
"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах.
Историческая справка: “Церковный собор в 1666 году, ввел запрет священнослужителям Русской православной церковью, пользоваться зеркалами”. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом… похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.


При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала. Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство

В 1900 году на Всемирной парижской выставке большим успехом пользовались так называемые Дворец Иллюзий и Дворец Миражей. Во Дворце Иллюзий каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное полированное зеркало. Зритель внутри этого зала видел себя затерянным среди 468 своих двойников. А во Дворце Миражей, в таком же зеркальном зале в каждом углу была изображена картина. Части зеркала с изображениями «перелистывались» при помощи скрытых механизмов. Зритель оказывался то в необыкновенном тропическом лесу, то среди бесконечных залов арабского стиля, то в огромном индийском храме. «Хитрости» столетней давности в наше время взял себе на вооружение знаменитый фокусник Дэвид Копперфильд. Его известнейший трюк с исчезающим вагоном целиком обязан Дворцу Миражей.

Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками. Для снятия усталости предлагается использовать закон бинокулярного зрения. Каждый, кто от переутомления начинает плохо видеть, может поставить перед собой горящую свечу. За ней, на расстоянии 5-10 см, расположить зеркальце и попеременно смотреть то на пляшущий огонек, то на его отражение. Живой огонек, особенно его кончик, будет попеременно возбуждать рецептивные поля сетчатки человека и косвенно клетки лобных долей мозга, которые, получив информацию от правого глаза и левого, построят образ живого огня. Именно этот образ разгрузит мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавит от начинающегося расстройства.

Геопатогенные зоны многие считают выдумкой. Но это - научно установленный факт. Энергопотоки, возникающие на месте аномалий земной коры, приносят ощутимый вред здоровью. Геопатогенную зону в вашей квартире поможет обнаружить обычная домашняя кошка. Она будет активно избегать места, где проходит поток. А справиться с вредным излучением поможет… обычное зеркало. Положив его под линолеум или ковровое покрытие, отражающей поверхностью вниз, можно существенно снизить, а иногда и вовсе избавиться от болезнетворного излучения. Однако специалисты по биолокации настаивают на том, что зеркало так же успешно отражает и полезную энергию, приходящую из космоса. Поэтому класть «волшебное стекло» блестящей поверхностью вверх категорически запрещено.


Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит – «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, "запомненная" зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание. Есть также версия, что человек - единственное из живых существ, способное узнавать себя в зеркале. Зеркало - главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

Популярное китайское учение Фэн-шуй, придает зеркалам особое значение. Они являются своеобразными «перераспределителями» жизненной энергии в правильном направлении. Чтобы домашний очаг был гармоничным, зеркала категорически запрещается размещать в спальне напротив кровати и в коридоре напротив входной двери. Напротив: зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие. Отрицательно скажется на мироощущении хозяев и интерьер, выполненный с использованием зеркальной плитки, в которой «дробится» отражение. Такая плитка должна быть расположена таким образом, чтобы в ней исключалось прямое отражение жильцов. Зеркала по возможности должны быть большими. Уходя на работу, полезно оставить перед домашним зеркалом любую денежную купюру – пусть финансы отражаются и множатся.

Выбор зеркал для дома - ответственное мероприятие. Нынешнее изобилие моделей может удовлетворить самый придирчивый вкус. Однако, перед тем как приобретать «волшебное стекло», стоит помнить: важен не только дизайн или качество обработки. Тысячелетиями за зеркалами сохраняется слава самых магических и таинственных предметов. Поэтому очень важно соблюдать простое правило: покупать нужно только то зеркало, в котором вы понравились сами себе.
________________________________
По материалам журнала: "Огион" 1987 г.
Vlada , для www.сайт
В статье представлены картины художников: Художник, Vicente Romero Redondo. Художник, Филипп Будкин «Девушка перед зеркалом». Художник, Константин Разумов. Художник, Morgan Weistling картина «Отражение».

В него мы смотримся каждый день по нескольку раз. Представить себе жизнь без этого предмета уже невозможно. Однако были времена, когда люди обходились и без него. Хотя и не совсем: своим отражением любовались, глядя в лужи, ручьи и реки. Чуть позже возникла потребность в более четком изображении, тогда и появились зеркала, историю которых мы расскажем в нашей статье.

История первых зеркал

Самые ранние рукотворные зеркала, в виде кусков полированного черного вулканического стекловидного камня - обсидиана, - нашли на территории современной Турции, в Анатолии. Их возраст относят к 6000 г. до н.э.

Одними из первых, кто стал пользоваться искусственными рефлекторами , были и древние египтяне. Они производили зеркала из полированной меди и украшали обратную сторону орнаментом. В 2900 г. до н.э. столь привычный для нас аксессуар появился в Китае, там его делали из бронзы.

Около 2 тыс. лет до н.э. нужда в рефлекторе появилась и у жителей Центральной и Южной Америки.

В качестве зеркала они использовали идеально отполированную железную руду. Позже появились другие материалы и более сложные изделия. Один из самых популярных образцов культуры классической Мезоамерики - мозаичные пиритовые зеркала, которые были в широком употреблении в знаменитом городе Теотиуакане.

Что-то похожее на современное зеркало начали изготавливать в 1 г. н.э. Тогда римляне брали стекло и наносили на его тыльную часть тонкий слой свинца, золота или олова. Это были первые попытки изобрести стеклянное зеркало, которым мы пользуемся сейчас.

История современного зеркала

Историю современных зеркал принято отсчитывать с XIII в., а точнее с 1240 г. Тогда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Однако настоящее стеклянное зеркало изобрел итальянский монах-францисканец Джон Пекам. Он описал весь процесс производства:

«Из стекла необходимо выдуть шар и влить в него через трубку расплавленное олово, которое должно растечься ровным слоем по поверхности сосуда. Подождать пока шар остынет, и после разбить его на куски».

Такое зеркало, конечно, имело много изъянов, главный из которых - вогнутые осколки, искажающие изображение. Однако, в отличие от предшественников, эта поверхность хотя бы была яркой и чистой.

Конечно, со временем и эту технологию усовершенствовали.

В начале XVI в. мастера научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль. Эти половинки раскатывали на медной столешнице и наносили на них амальгамы . Так обычное стекло превращалось в зеркало.

Но и это не предел совершенства.

Поистине революционным оказалось производство зеркал немецкого химика Юстуса фон Либиха. В 1835 г. он добавил в привычный состав серебро, таким образом получив более ясное и четкое изображение. К слову, эта технология сегодня практически не изменилась, и ее до сих пор используют в изготовлении зеркал.

Тайны вокруг зеркал

Как только появились зеркала, сразу же появились и легенды, связанные с этим магическим предметом. Например, в Мезоамерике этот аксессуар считался важным элементом религиозных обрядов.

Одним из самых распространенных заблуждений среди народов майя, ацтеков и тарасков была уверенность в том, что зеркала - порталы, с помощью которых можно общаться с богами и потусторонними силами.

А в средневековый период (до XIII в.) от стеклянных зеркал и вовсе избавлялись. Считалось, что дьявол смотрит на мир с противоположной стороны отражающей поверхности. Модницы той поры должны были использовать металлические полированные поверхности или того хуже - прихорашиваться у мисок с водой.

Суеверной страной оказалась и Россия. В 1666 г. Православная церковь запретила использование зеркал священниками. И вообще зеркала считались дьявольским изобретением, обращаться с которыми надо аккуратно. В связи с этим возникло множество поверий. Сегодня они нам кажутся смешными, но раньше люди к ним относились очень серьезно. Например, человеку, разбившему зеркало, не будет везти в течение 7 лет. Но можно было избежать этой печальной участи. Для этого неуклюжему надо извиниться перед зеркалом, а затем похоронить его осколки согласно всем ритуалам.

Многие, наверняка, знают и это поверье: если умер человек в доме, то по обычаю все отражающие поверхности необходимо закрыть покрывалами или простынями. Задумывались ли вы, зачем это делается? Считалось, что зеркало - это ловушка дьявола, закрывая которую, родственники уберегают душу умершего от заточения.

Тайное применение зеркал

Сегодня зеркала применяют повсеместно: в быту и на производстве, они являются важными компонентами большинства изобретений, таких как телескоп, видеокамера, лазер и т.д. Мы об этом знаем, и это не является секретом.

Но когда-то свойство рефлективности использовали и в тайных целях.

В течение двух веков шпионы из Испании и Франции с помощью зеркал кодировали и расшифровывали тайные послания. Эта секретная система была изобретена в XV в. итальянским художником и ученым Леонардо да Винчи. Он любил шифровать свои письма в зеркальном отражении, эту кодировку он зачастую использовал и на своих полотнах.

Зеркала также были частью и другого великого изобретения того времени - перископа . В военное время возможность незаметного подглядывания за врагом спасла немало жизней. В Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.) зеркала использовали для ослепления противника. Согласитесь, когда тебе в глаз светит яркий луч солнца, очень сложно прицелиться.

Завершить наш рассказ о зеркалах хотелось бы еще одним поверьем. Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает энергию. А значит информация, «запомненная» зеркалом, воздействует на подсознание. К слову, если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, то в скором времени вы не будете довольны и своим самочувствием. Чтобы этого не случилось, по мнению специалистов, перед зеркалом надо чаще улыбаться и, напротив, как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа. Однако верить этому или нет, решать только вам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Нет ни одной квартиры в мире, в котором бы не было зеркала. На самом деле история зеркала уходит в далекое прошлое. Возраст самого древнего зеркала на земле — около семи тысяч лет. До изобретения зеркального использовались камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.

Существует легенда о том, что Медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска щите прекрасного Персея. Ученые археологи считают, что самые ранние зеркала — найдены в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие около 7500 лет. Однако ни в одно античное зеркало нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета.

Всем известен древнегреческий миф о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде, как в зеркале. Во времена Древней Греции и Древнего Рима, состоятельные люди могли позволить себе купить зеркало из полированного до блеска металла. Изготовление такого зеркала было не простым занятием, а отполированные зеркала из стали или бронзы величиной были не больше ладони. К тому же поверхность такого зеркала быстро окислялась и ее приходилось постоянно чистить.

Специалисты в области языковедения полагают, что слово — зеркало — пришло из Древнего Рима — латинское написание выглядело как — spektrum. Затем это слово претерпев в разных языках фонетический, морфологический, лексический перевод стало использоваться повсеместно. Например, в немецком языке оно превратилось в Spiegel («Шпигель» — зеркало).

Изобретение зеркала в современном понимании можно отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать обычное стекло тонким слоем свинца.

Первыми производителями зеркала стали Венецианцы. Технология была довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась , и лишь затем поверху накладывалось стекло, которое придавливало эти слои, а из них тем временем вынималась бумага. Венеция ревностно охраняла свою монополию на зеркала.

В 1454 году Дожи издали приказ, запрещавший зеркальщикам покидать страну, а тем, кто это уже сделал, повелевали вернуться на родину. «Невозвращенцам» грозили карами в отношении их родных. По следам особенно упорствовавших беглецов посылали убийц. В результате зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром. Несмотря на то, что подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало.

Французский король Людовик XIV был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен» разгадала секрет венецианского производства, после чего цены резко упали. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Таким процесс производства зеркала оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл факт того, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясное изображение в зеркале.

При том, как поздно появилось стеклянное зеркало в истории человечества, не может не вызвать изумления, сколь огромную роль оно играет в суевериях и в народной культуре вообще. Уже в Средние века в приговоре одной французской ведьме среди перечня ее магических приспособлений фигурирует и осколок зеркальца. С помощью зеркала гадали на жениха русские девушки. Зеркало как бы приоткрывало пространство потустороннего, оно и манило, и пугало, поэтому обращались с ним опасливо: иногда занавешивали, иногда подносили кошку, иногда отворачивали к стене, а иногда разбивали.

Возможность видеть себя со стороны привела к колоссальным последствиям: европейцы стали больше контролировать свое поведение (и даже выражение лиц), выросла эмансипация отдельной личности, усилилась философская рефлексия (ведь даже это слово означает «отражение»). Когда в Европе в конце XIX веке возникли проблемы с самоидентификацией человека, это нашло выход в повышенном внимании к зеркалу.

Оснащение помещений зеркалами имеет в России, ее дворцах и дворянских усадьбах двухсотлетнюю историю. В бальных залах, светлых и высоких, русское дворянство с целью создания эффекта пространства уделяло особое внимание размещению и зеркал.

Еще лет десять назад обычный зеркальный набор в интерьере квартиры ограничивался зеркалами в ванной комнате, прихожей и в шкафу. С развитием евроремонта, эксклюзивного интерьера, искусство применения зеркал в помещении обрело второе дыхание.

Интересная тенденция последних лет — отход от зеркала как предмета утилитарной функции и применение для усиления иллюзии света и простора, скрывания недостатков планировки жилища. Объяснение этому очень простое. Мы все еще испытываем дефицит метров, неудобства планировки и другие архитектурные недостатки. Зеркало — очень мощный инструмент в решении таких проблем. Правильное распределение источников света и его отражения существенно раздвигает рамки помещения, создавая иллюзию бесконечности пространства.

Плоскость зеркала подвергается дизайнерским экспериментам: ее всячески расчеркивают, разрисовывают, «состаривают», придают цветность, используют отражающие свойства листового металла. Для украшения зеркал используют багет.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода