Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Гибель "Британика".Корабль - госпитальное судно, третье и последнее судно класса "Олимпик". Судьба братьев «Титаника

МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Лайнер "Олимпик", один из трех суперлайнеров компании "Уайт Стар Лайн", завершил свой последний рейс 75 лет назад, 27 марта 1935 года.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.

Первые рейсы

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году.

"Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

Гибель "Титаника"

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

"Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков "Титаника". У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Первая мировая война

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Судьба "Британика"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британик". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британик" был спущен на воду.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

Однако пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года "Британик" подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

"Олимпик" после войны

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Последние дни "Олимпика"

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.

С тех пор как человечество построило свои первые лодки и стало покорять моря и океаны, прошло много веков. Все это время людей сопровождали кораблекрушения. Со временем размеры судов увеличивались, как и количество жертв в катастрофах.

Все рекорды по кораблекрушениям побил 20 век, когда, казалось бы, уже научились строить надежные и крепкие лайнеры, крейсеры и пароходы, а не только подвластные всем ветрам парусные деревянные суда. Лайнер «Британик» - одна из жертв кораблекрушения.

История трех кораблей-братьев

Ускорившийся темп жизни в начале 20 века требовал более быстрых перемещений в пространстве, чем это было ранее. Стремительно развивающаяся торговля между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света создала потребность в мощных и скоростных трансатлантических судах.

В 1902 году началось осуществление проекта «Лузитания», в рамках которого в Америке были созданы 2 небывалых по размеру и скорости корабля. Лайнеры-сестры «Лузитания» и «Мавритания» взяли на себя трансатлантические перевозки, что поставило процветание Британского торгового флота под угрозу.

В ответ на вызов США на верфях «Харланд энд Вольф» в Белфасте было решено построить 3 лайнера, превосходящие по своей мощности и надежности американские. Заказчиком стал один из директоров корабельной компании «Уайт Стар Лайн».

Так в 1907 году началось осуществление проекта Британского адмиралтейства, благодаря чему свет увидел появление трех кораблей-братьев - «Олимпика», «Титаника» и «Британика». Корабль пассажирский как категория судов, таким образом, преобразился, стал намного быстрее существующих на то время военных линкоров, благодаря оснащенности по последнему слову техники.

Характеристики «Британика»

Что любопытно в отношении трех однотипных лайнеров-близнецов британской компании, так это то, что каждый последующий корабль строился с учетом недостатков предыдущих, но лучшая судьба была все же у первого судна - «Олимпика». В отличие от своих «младших братьев», он более 500 раз пересекал Атлантику, тогда как у «Титаника» был всего 1 рейс, а у «Британика» - 5.

После гибели «Титаника» судостроители учли все недостатки, которые привели к крушению этого судна, при строительстве «Британика». Корабль был внешне очень похож на своих «братьев», но оказался значительно более мощным и совершенным. Он был лучше оснащен шлюпками, а перегородки между переборками должны были предотвратить затопление корабля в случае аварии. Эта деталь стала значительным преимуществом «Британика». Корабль имел 17 водонепроницаемых перегородок, что делало его непотопляемым при заполнении 6 открытых для воды отсеков.

Также были изменены характеристики шлюпочной палубы. Переделка шлюпбалок и установка их не только по бортам, но и на корме, позволяла эвакуировать пассажиров при любом крене лайнера.

  • длина корпуса - 269 м;
  • ширина - более 28 м;
  • высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;
  • для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых машин, связанных с наружными винтами (по 16 000 л. с.);
  • общая мощность двигателя составляла 50 000 л. с.;
  • скорость судна была до 25 узлов.

В феврале 1914 года был спущен на воду «Британик». Корабль, фото которого было в газетах всех стран, поражал своим размером и величием.

Спуск на воду

День 26 февраля 1914 года стал знаменательным для строителей верфи «Харланд энд Вольф» (Белфаст). Спуск корабля проходил без обычного разбивания бутылки шампанского о борт, так как такой традиции на верфи не было.

Для того времени размер «Британика» и его оснащенность не знали себе равных - он вмещал 790 пассажиров 1 класса, второго - 835, третьего - 950. Членов экипажа было также много - 950 человек.

Все планы, связанные у владельцев транспортной компании с трансатлантическими рейсами судна, были нарушены в августе 1914 года. Начавшаяся Первая мировая война уготовила «Британику» судьбу плавучего госпиталя. На его борту разместились 437 членов медперсонала, 675 человек из команды корабля и 3300 раненых пациентов.

Перестройка «Британика» в госпиталь

Чтобы перевести пассажирский лайнер в категорию госпиталя, потребовалось несколько изменить внешний и внутренний вид «Британика». Корабль был «украшен» зеленой полосой и шестью красными крестами - опознавательными знаками, указывающими, что это мирный госпиталь, а не военное судно.

Внутренние переделки были более значительными. Каюты были переоборудованы в операционные, палаты с тяжелоранеными и общежитие для персонала. На лайнере поместились 2034 простых и 1035 складных коек. Прогулочную палубу переоборудовали в отделение для солдат с легкими ранениями.

Командиром обновленного судна стал Чарльз А. Бартлетт.

Первое путешествие «Британика»

История «Британика» как военно-морского госпиталя началась 23.12.1915 года, когда он вышел из Ливерпуля, готовый вывезти раненых бойцов, и взял курс на Неаполь и греческий порт Мудрос на острове Лемнос.

Совместно с двумя другими переоборудованными лайнерами - «Аквитанией» и «Мавританией», он курсировал в

Капитаном «Британика» был введен строгий режим, которому подчинялись не только персонал, но и пациенты:

  • подъем в 6.00 + уборка койки;
  • завтрак в 7.30 с последующей уборкой столовой;
  • капитанский обход в 11.00;
  • ланч в 12.30 с уборкой столовой;
  • чай в 16.30;
  • ужин в 20.30;
  • обход капитана в 21.00.

Строгая дисциплина позволяла содержать госпиталь в порядке. Для дозаправки судна необходимо было зайти в Неаполь, что 28 декабря 1915 года и сделал «Британик». Корабль, фото которого в новом его облике стало узнаваемым на просторах Средиземноморья, добрал угля и воды и отправился в Мудрос, где его ожидали раненые.

Погрузка длилась 4 дня, а уже 09.01.1916 г. судно выгружало пациентов в Саутгемптоне. Сделав еще 2 «ходки» за ранеными бойцами, «Британик» вернулся в коммерческий флот из-за затишья на Средиземном море.

Возвращение «Британика» на войну

В сентябре 1916 года на Средиземном море вновь активизировались военные действия, которые потребовали присутствия большого лайнера для вывоза пострадавших на поле боя.

Немецкие подводные лодки, курсировавшие в тех водах, для уничтожения врага ставили ловушки из рядов плавучих мин в узкой части Средиземного моря. На подступах к военной базе на Лемносе корабли союзников часто попадали в эти ловушки.

21 ноября 1916 г. в проливе между островами Кея и Китнос произошло крушение «Британика», когда он напоролся на одну из подводных мин. Взрыв произошел в 8 часов 7 минут, утром, когда часть пациентов и персонал еще находились в столовой на завтраке.

Последние минуты «Британика»

Капитан, оценив ситуацию, решил, что ему удастся подвести судно к находящемуся неподалеку берегу и посадить на мель. Этот маневр только усилил затопление корабля, так как перегородки между отсеками оказались открытыми.

Свидетели кораблекрушения смогли описать, как тонул «Британик». Два взрыва - первый с правого борта и спустя несколько минут второй с левого, накренили судно. Вода стала быстро заполнять трюмы и каюты, в которых были открыты для проветривания помещений иллюминаторы.

Эвакуация в лодках проводилась в строгом порядке, так как все хорошо помнили, что сделала паника с пассажирами «Титаника». Первые 2 спасательных шлюпки, спущенные на воду до отдачи на это приказа помощника капитана, попали с находящимися там людьми под поднявшиеся из воды, но еще работающие винты «Британика».

Спустя 55 минут нос лайнера достиг дна, и от удара судно содрогнулось и опрокинулось. Благодаря дисциплине и четкому руководству капитана и его помощников, из присутствующих на борту 1066 пассажиров погибло 30 человек.

Экспедиция Кусто

Гибель «Британика» породила много слухов и обвинений. Одни говорили, что английское правительство само затопило судно, другие обвиняли в этом торпеды, выпущенные с немецкой подводной лодки по безоружному госпиталю.

Созданный как трансатлантический пассажирский лайнер, «Британик» не совершил ни одного перехода через Атлантику и не перевез ни одного пассажира. Он вошел в историю как самое крупное судно, принявшее участие в Первой мировой войне.

Чтобы разобраться с тем, что именно потопило этот лайнер, в 1975 году команда под руководством знаменитого Жака Ива Кусто вышла в Эгейское море на судне «Калипсо». Опираясь на данные, указанные в картах Британским адмиралтейством, команда не нашла судна и стала искать его с помощью радара. После трехдневных поисков экипаж «Калипсо» обнаружил место гибели лайнера совершенно под другими координатами.

Целью экспедиции Кусто было определение причин крушения и описание того, как утонул «Британик». На дне исследователи обнаружили почти целый корпус судна, у которого был четко виден только один разлом от удара носа о дно. Более серьезные исследования не велись из-за ограниченности оборудования того времени. Это был поверхностный осмотр, благодаря которому на первой полосе во всех газетах появился лежащий на правом боку «Британик». Фото на дне также породило множество слухов, учитывая, что корабль обнаружился почти на 7 дальше от того места, которое указывали карты.

Обнаружение правды

В 2003 году экспедиция дайверов решила проверить слова немецкого правительства о том, что «Британик» подорвался на мине. Ими было обнаружено и даже остатки снаряда, на котором подорвалось судно. Они так и остались на цепи, прикрепленной якорем ко дну.

Современное дайверское оборудование позволило проникнуть внутрь корабля и проверить, что действительно в момент взрыва все водонепроницаемые переборки были открыты, что указывает на чью-то халатность.

Это всегда какая-то тайна. На поверхности корабли ржавеют и превращаются в ужасных монстров, а на глубине они словно обретают новую жизнь, обрастая плеядами морских созданий. Множество кораблей погибло в результате крушений и войн и у каждого из них своя история катастрофы и своя история спасения.

Судьба океанского лайнера «Британик » построенного до начала первой мировой войны и считавшегося непотопляемым судном также трагична, как и двух его собратьев «Олимпика » и «Титаника ».

создание «Британика»

Во время гибели лайнера « » на острове Куинс на верфи «Harland & Wolff » полным ходом шло строительство третьего судна серии «Олимпик ». Первоначально этот лайнер должен был носить наименование «Гигантик », но после гибели предшественника представители компании «White Star Line » от мифологии античности решили отказаться, и нарекли новое судно патриотическим именем «Британик ». Его строительство было заморожено на несколько месяцев, в ожидании выводов британской комиссии по расследованию катастрофы «Титаника».

начало строительства «Британика»

одна из водонепроницаемых перегородок

ротор паровой турбины

В ходе стапельных работ на судне «Британик » были произведены улучшения. При создании проекта корабля инженеры задались целью сделать его непотопляемым. Для этого они разработали двойную внутреннюю обшивку корпуса судна. Эта мера была предпринята на случай столкновения с айсбергом. Вторым нововведением была установка пяти водонепроницаемых перегородок, которые доходили до верхних палуб, и должны были предотвратить затопление всех отсеков один за другим. Некоторые изменения претерпела и архитектура лайнера. В частности, колодец между надстройкой и ютом был закрыт настилом, превратив в шельтердек, а на палубе юта была возведена надстройка с дополнительными каютами третьего класса.

Водоизмещение «Британика» было наибольшим среди всего трио «White Star Line» и составляла 48158 регистровых тонн.

Самым большим недостатком «Титаника» оказалась нехватка спасательных шлюпок, поэтому на «Британике» их было в два раза больше. Лайнер был оснащен пятью парами огромных 12 метровых шлюпбалок-кранов, каждая из которых могла безопасно спустить на воду при большом крене по пять шлюпок. В носовой части шлюпочной палубы краны установили только по правому борту. В варианте мирного времени лайнер должен был нести 40 шлюпок, но часть из них так и не была установлена в связи с последовавшими событиями.

Спуск на воду судна Royal Mail Steamer (RMS) «Britannic» 26 февраля 1914 года был отмечен плохим предзнаменованием - не было традиционного крещения, но при этом компания объявила, что лайнер выйдет на весной следующего года. Судно изначально строилось как трансатлантический пассажирский лайнер , но с началом первой мировой войны его использовали для других целей.

После начала первой мировой войны «Британик» был реквизирован Адмиралтейством и в октябре 1914 года в ходе достройки на плаву был переоборудован в плавучий госпиталь. На судне было оборудовано 3300 коек для раненых, множество операционных, складских помещений, кают для медперсонала, морг, рекреационные и гимнастические залы. Лайнер получил окраску : белый корпус с широкой зеленой полосой и красными крестами на бортах, а также желтые трубы.

13 ноября 1915 года судно было достроено, а 8 декабря, после успешных ходовых испытаний вступило в строй Британского флота. 12 декабря «Британик » перешел из Белфаста в Саутгемптон, где был укомплектован медицинским персоналом и припасами. 23 декабря лайнер «Британик» отправился в свой первый рейс, направляясь в Средиземное море. Капитаном лайнера был назначен лучший капитан судоходной компании Charles A. Bartlett, который курировал строительством «Британика» . Тогда он еще не знал, какая судьба была уготована ему и его детищу.

«Британик» в первой мировой войне

В августе 1916 года Европа была охвачена первой мировой войной, эта участь не миновала и восточное Средиземноморье. Союзники Англия и Франция начали кровопролитную Дарданелльскую операцию против Германии и Турции, высадив свои войска в Gallipoli. Англичане несли крупные потери, и приходилось перебрасывать подкрепления. Также было необходимо наладить систему отправки раненных и больных обратно в Великобританию. Именно для этой цели служил «Британик» . В водах кишевшими немецкими субмаринами пассажирский лайнер перевозил большую партию раненных английских солдат.

За весь 1916 год «Британик » успел выполнить пять успешных рейсов. Более 13000 раненных солдат было доставлено в Англию. Чем ожесточенные становилась война на море, тем большей опасности подвергался «Британик ».

В Эгейском море в проливе между Грецией и островом Kea Island капитаны серии U-boat ставили мины в две параллельные линии. В узкостях Средиземного моря подобная тактика часто срабатывала. Через этот пролив пролегал курс на британскую базу на острове Lemnos.

последний путь

21 ноября 1916 года лайнер «Британик» , следуя по проливу, разделяющему греческие острова Кея и Китнос, выполнял свой шестой рейс, чтобы забрать очередную партию раненых. На его борту находилось 1134 человек. Внезапно в 08:00 в районе мостика по правому борту прогремел мощный взрыв, за которым последовали длительный гул и вибрация корпуса. Капитан Bartlett еще завтракал, не переодев пижаму, поспешно выбежал в рубку. Сначала он подумал, что корабль наскочил на мину. Капитан попытался развернуть судно в сторону берега, чтобы выброситься на мелководье, но это было напрасно.

«Британик» тонет

Между тем команда корабля готовились покинуть судно. Все устремились к шлюпкам. По мере того как вода заполняла носовую часть судна, лайнер стал крениться на правый борт. Становилось ясно, что отсеки затапливались один за другим. Гигантские лопасти гребного винта оказались на поверхности, превратив две уплывающие шлюпки и их пассажиров в кровавое месиво, в результате 28 человек погибли. По мере того как судно скрывалось под водой, через иллюминаторы открытые медперсоналом стала заливаться вода. Этого оказалось достаточно, чтобы погубить лайнер . Последним, как и подобает, покинул корабль капитан Bartlett. Жертвами этой катастрофы пали всего 30 человек, что говорило о выдержке, дисциплине, а также слаженным действиям команды и медперсонала. Спасенных 1104 пассажиров через некоторое время подобрали британские эсминцы эскорта.

версии гибели «Британика»

«Британик» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.

Однако общественность всколыхнула не крушение «Британика» , где погибло всего 30 человек, а то при каких обстоятельствах это произошло. Ведь судно затонуло за 57 минут. В гибель очередного гиганта люди просто не могли поверить.

Газеты писали, что «Британик » стал жертвой преднамеренной торпедной атаки. Однако это сообщение было опровергнуто командиром немецкой подводной лодки U-73 капитаном Зейссом, который утверждал, что в проливе была выставлена минная банка, на которую и напоролся . Подтверждением тому является бортовой журнал, в котором точно описано, что командир субмарины не отдавал приказания торпедировать «Британик », но также указан факт постановки нескольких мин у острова, где произошла катастрофа. Командир субмарины увидел, что на палубе корабля находятся люди. Все они принадлежали к военному корпусу и были одеты в форму защитного цвета.

Существуют две версии гибели «Британика» . Официальная - лайнер подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73. Вторая неофициальная версия была озвучена экспедицией известного исследователя Жака-Ива Кусто в 1975 году, согласно которой на борту лайнера перевозилось нелегальное оружие в Египет. Судно должно было зайти в порт Александрии и выгрузить его. Этот факт стал известен германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта была заложена адская машинка. Через четыре дня, когда хранилища изрядно опустели, адская машинка сработала, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах правого борта. Этим объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва. Быстрое затопление лайнера Кусто объясняет тем, что герметичность была нарушена вторичным взрывом угольной пыли на всем протяжении бункеров. Так или иначе, вторичная детонация могла произойти и под влиянием взрыва мины за бортом. Подтверждением тому является скопление большого количества угля на грунте, разбросанного вокруг останков судна.

Лайнер «Олимпик» - единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» (первоначально носил название «Гигантик») подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Жертв не было. «Олимпик» и «Хоук» вскоре вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело.

    Через два месяца после аварии компания «Уайт Стар Лайн» обвинила командора Королевского флота в том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями свидетелей.

    «Уайт Стар Лайн» была признана виновной и была обязана выплатить компенсацию.

    Причиной столкновения являлось «присасывание судов » - гидродинамическое притяжение судов, следующих параллельными курсами. Основная причина присасывания - специфическое распределение зон повышенного и пониженного давления воды вдоль корпуса самоходного моторного судна. Описание присасывания входит во все современные учебники судовождения [ ] , но в начале XX века явление было неизученным. Физическая причина присасывания - эффект Вентури (всасывающее действие текущей воды, являющееся следствием закона Бернулли). Известный популяризатор науки Яков Перельман описал это столкновение в одной из своих книг как иллюстрацию данного эффекта .

    Присасывание сильнее действует на судно меньшего водоизмещения и приводит к резкому ухудшению управляемости, поэтому современная практика судовождения требует, чтобы судно меньшего размера выполняло обгон более крупного на максимальном расстоянии и на минимально возможной скорости.

    Таким образом, с точки зрения современной практики судовождения, виновник столкновения - «Хоук», выполнивший опасный обгон судна большей длины и водоизмещения.

    Гибель «Титаника», изменения

    Трагедия «Титаника» и её последствия

    В первом же рейсе «Титаник» потерпел крушение: в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и затонул в 600 милях от Ньюфаундленда . Айсберг повредил пять отсеков, корабль получил несколько разных по размеру пробоин на длину 90 метров. В катастрофе погибли по меньшей мере 1496 человек при 712 выживших.

    Военная служба

    Служба в Средиземноморье

    В Белфасте «Олимпик» встретил своего все ещё отделываемого брата «Британника ». Они провели следующие семь месяцев вместе, пока «Олимпик» не был призван для Правительственного обслуживания. «Уайт Стар Лайн» хотела, чтобы капитаном остался прежний командир, но так как он был занят в Белфасте, новый капитан был выбран Адмиралтейством и Гарольдом Сандерсоном - человеком, который управлял «Уайт Стар Лайн» после Брюса Исмея. Новый капитан был Бертрам Фокс Хейс, прежний капитан «Адриатика».

    Перед выходом в океан «Олимпик» получил артиллерийское вооружение. Одно 4.7-дюймовое орудие было установлено на баке и два таких же на корме. С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт под номером T2810. Первый рейс «Олимпик» сделал 24 сентября к Мудросу на острове Лемнос в Средиземноморье. Корабль взял на борт примерно 6000 солдат.

    Результаты войны были неутешительными: многие торговые быстроходные суда были потеряны. «Кунард Лайн» потеряла 22 судна. Восстанавливать флот было нелегкой задачей. «Уайт Стар Лайн» потеряла свои главные суда - «Титаник», «Британник» и «Океаник». Не было судна, способного быть парой «Олимпику» ни в размере, ни в скорости. Перед войной «Уайт Стар Лайн» планировали заменить «Титаник» «Германиком», но из-за плохой финансовой ситуации от этой идеи пришлось отказаться. Но, поскольку Великобритания была среди победивших государств, для неё было много преимуществ. Одним из них было то, что Великобритании в качестве военных репараций достались главные суда противников. Сначала «Уайт Стар Лайн» пробовала получить «Императора» HAPAG, но его уже отдали «Кунард Лайн», и он стал их «Беренгарией». Но были ещё два других больших судна. Это 35 000-тонный лайнер «

    Обратный рейс должен был быть веселым, поскольку на «Олимпике» впервые за 20 лет в Великобританию решил отправиться американский актер Чарли Чаплин . Комик часто пользовался турецкой баней, спортзалом и плавательным бассейном. Он также провел много времени в курительной, но только как наблюдатель игры в карты профессионалами.

    В конце 1921 года капитан Хейс был назначен на тот же пост на «Бисмарк». Когда 56 551-тонное судно вошло в эксплуатацию в 1922 году, он был переименован в «Маджестик». Корабль стал достойным партнером для «Олимпика», заменив «Британник». Некоторое время перед прибытием «Маджестика» «Колумб», переименованный в «Гомерик », заменил «Титаник». Наконец, «Уайт Стар Лайн» имела трио больших лайнеров на линии Саутгемптон - Нью-Йорк.

    После столкновения с крейсером «Хоук» в 1911 году с «Олимпиком» больше ничего серьёзного не происходило до 22 марта 1924 года . Он отходил от Пирса 59 в Нью-Йорке. «Олимпик» врезался в лайнер «Fort St. George», нанеся ему серьёзный урон: была сломана главная мачта, значительно повреждены спасательные шлюпки и палуба на длину 45 метров. «Олимпик», казалось, не имел серьёзных повреждений, но по прибытии в Саутгемптон обнаружилось, что кормовая обшивка была сильно повреждена и должна была быть заменена.

    Один из создателей «Олимпика», лорд Пирри, умер в июне 1924 года во время рейса из Южной Америки. Тело было взято на борт в Нью-Йорке, где на «Олимпик» погрузили гроб и отвезли его в Квинстаун, откуда его переправили в Белфаст. Восемь месяцев спустя капитан Хамблтон оставил «Олимпик» в пользу капитана Уильяма Маршала. Под его командованием «Олимпик» получил третий сигнал бедствия за свою карьеру. Маленький лайнер «Элления» просила о помощи, когда «Олимпик» лишь девять часов назад покинул Нью-Йорк. Когда он достиг «Эллении», капитану Маршалу сообщили, что она не нуждалась в помощи. Чтобы удостовериться, с «Олимпика» отослали одну из лодок с четвертым помощником Лоу. Когда спасательная шлюпка вернулась сорок минут спустя, Лоу подтвердил, что «Элления» просила буксировку к Нью-Йорку. Поскольку меньшее судно не было в опасности, и приближалось несколько французских судов, Маршалл принял решение продолжить рейс в Саутгемптон.

    Основные отличия «Олимпика» от «Титаника»

    1. У «Олимпика» променад на палубе A полностью открытый, а у «Титаника» передняя часть палубы A остеклена, примерно до второй трубы. Это - самое существенное визуальное различие, по которому лайнеры можно легко отличить друг от друга.
    2. На палубе B у «Олимпика» кормовая часть променада открыта больше, чем у «Титаника» (хоть у «Олимпика» эта часть часто перестраивалась).
    3. У «Титаника» на палубе B в районе второй трубы были каюты-апартаменты с частными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» решили их не строить.
    4. У «Титаника» в том месте, где у «Олимпика» открытый променад на корме палубы B, было расположено кафе в Парижском стиле, тогда как на «Олимпике» (на момент гибели «Титаника») его не было.

    На «Титанике» крылья мостика больше выступали за фальшборты палубы А.

    «Олимпик» (RMS Olympic) - трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

    «Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда - Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
    Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

    Монтаж двойного дна "Олимпика"


    "Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»





    Обзор кормовой части лайнера


    "Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"


    Палуба лайнера ближе к завершению строительства


    "Олимпик" на морских испытаниях

    Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).
    Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


    Отправление из Саутгемптона


    "Олимпик"

    20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".


    Результат столкновения с крейсером "Хоук"


    "Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

    Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.


    "Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

    В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
    Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода