Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Евразийский экономический союз - что это? страны-участницы еаэс. Евразийский экономический союзеаэс Что такое еаэс кто туда входит

Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС

Белая книга таможенных барьеров

Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» отражает результаты работы Союза по устранению препятствий для торговли, оставшиеся препятствия, текущие объемы торговли между участниками ЕАЭС, понятийный аппарат. Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство лучше, воспользовавшись ресурсом «Реестр препятствий».

Терминология препятствий в рамках ЕАЭС (выработаны ЕЭК совместно с государствами-членами)

Барьеры - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза.

Изъятия - предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношении?, развитие которых предусмотрено правом Союза.

По состоянию на конец 2016 года в согласованном перечне препятствии? «Белой книги» содержится 60 препятствии?: изъятии? - 17, ограничении? - 34, барьеров - 9.

На рисунке 1 показано общее соотношение разных типов препятствий в ЕАЭС. На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом.


Реестр препятствий

Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» - это возможность составить обращение о потенциальном препятствии для функционирования единого внутреннего рынка государств-членов ЕАЭС, в котором необходимо изложить ситуацию, возникшую у Вас или Вашей организации.

Данный интернет-портал был создан с целью формирования реестра нарушений и последующей работы с ними в рамках ЕЭК. Портал создан для получения информации «снизу», то есть непосредственно от предпринимателей, которые столкнулись с неправомерными препятствиями на рынках ЕАЭС при осуществлении деятельности. Любой желающий может обратиться в ЕЭК с заявлением о препятствии, которое возникло из-за нарушения страной-членом ЕАЭС права Союза. На интернет-портале также можно ознакомиться с реестром нарушений и работой ЕЭК по их устранению.

Единый таможенный тариф

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). ЕТТ ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Участникам ВЭД также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.36 Договора о ЕАЭС в отношении товаров, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран , применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (в скором времени утратит силу). Новый перечень таких товаров определен Решением Совета ЕЭК (вступает в силу с 28 августа 2017 г.).

В договоре о ЕАЭС также устанавливаются правила определения объема квот в отношении сельскохозяйственных товаров. Такие правила определяют максимальный объем сельскохозяйственной продукции определенного вида, разрешенный к ввозу на территорию ЕАЭС. Квота предоставляется на разные группы товаров и способствует развитию импортозамещения. Объемы квот определяются Коллегией ЕЭК каждый год.

Технические регламенты

Технический регламент Евразийского экономического союза - документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты Евразийского экономического союза принимаются для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности.

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Союза.

Продукция, в отношении которой принят технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение в рамках Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, которые установлены техническим регламентом ЕАЭС. Страны-участницы ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Продукция, которая прошла процедуры оценки соответствия, маркируется .

Со дня вступления в силу технического регламента на определенный вид продукции на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные национальными законодательствами, не применяются. Таким образом, получение документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам ЕАЭС, дает возможность продукции беспрепятственно обращаться на территории Союза.

Подтверждение соответствия продукции техническим регламентам осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Применение одной из этих форм зависит от степени риска причинения вреда от использования продукции. Существует несколько схем оценки (подтверждения) соответствия: 6 схем декларирования и 9 схем сертификации. На схеме изображено применение различных форм соответствия в зависимости от риска. Более подробную инструкцию по применению схем декларирования / сертификации, а также по всей необходимой документации можно найти в презентации на сайте ЕЭК .


Перечень сфер, по которым применяются технические регламенты ЕАЭС:

    Пиротехнические изделия;

    Средства индивидуальной защиты;

    Упаковка;

    Продукция, предназначенная для детей и подростков;

  • Парфюмерно-косметическая продукция;

    Продукция легкой промышленности;

    Автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и мазут;

    Низковольтное оборудование;

    Машины и оборудование;

  • Оборудование для работы во взрывоопасных средах;

    Аппараты, работающие на газообразном топливе;

    Электромагнитные технические средства;

  • Пищевая продукция;

    Соковая продукция из фруктов и овощей;

    Масложировая продукция;

    Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическое лечебное и профилактическое питание;

    Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства;

    Маломерные суда;

    Оборудование, работающее под избыточным давлением;

    Смазочные материалы, масла и специальные жидкости;

    Молоко и молочная продукция;

    Мясо и мясная продукция;

    Мебельная продукция;

    Взрывчатые вещества и изделия на их основе;

    Железнодорожный подвижный состав;

    Высокоскоростной железнодорожный транспорт;

    Инфраструктура железнодорожного транспорта;

    Колесные транспортные средства;

    Автомобильные дороги;

    Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и прицепы к ним;

    Табачная продукция.

Единый знак обращения товаров ЕАЭС

Маркировка единым знаком обращения, в соответствии с Договором о ЕАЭС, является одной из мер по развитию экспорта.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из его государств-членов, что подтверждено соответствующими документами.

Единый знак обращения наносится в соответствии со следующими правилами: Изображение должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено; Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Таможенного союза.

Специальные требования предъявляются к маркировке лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарных лекарственных средств в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 г. №76. Также особые предъявляются к маркировке меховых изделий в связи с о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года.

Продукция, прошедшая все проверки и соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС (перечень в разделе ), должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке Союза (Eurasian Conformity, ЕАС):

Маркировка изделий из натурального меха

Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке:

    Предметы одежды из норки;

    Предметы одежды из норки;

    Предметы одежды из нутрии;

    Предметы одежды из песца или лисицы;

    Предметы одежды из кролика или зайца;

    Предметы одежды из енота;

    Предметы одежды из овчины;

    Предметы одежды прочие.

Последовательность действий при маркировке меховых изделий:

    Регистрация в Информационном ресурсе маркировки с помощью электронной подписи;

    Описание товара в Личном кабинете;

    Подача заявления на изготовление контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ);

    Оплата изготовления КиЗ (стоимость вшивного КиЗ - до 15 рублей, стоимость клеевого КиЗ - до 15 рублей, стоимость накладного (навесного) КиЗ - до 22 рублей);

    Получение КиЗ от эмитента;

    Маркировка изделий;

    Фиксация факта маркировки в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки.

Региональные торговые соглашения

Участникам ВЭД следует обратить внимание на то, что при заключении РТС с другими странами у ЕАЭС есть компетенция создавать зоны свободной торговли с другими странами, но только в отношении товаров. Таким образом, страны ЕАЭС в каждом конкретном случае решают включать ли вопросы торговли услугами или нет. Такой порядок тормозит развитие Союза, не позволяя заключать глубокие соглашения, так как сегодня в мировой торговле доля торговли услугами постоянно растет, а отсутствие компетенции ЕАЭС в этом вопросе делает соглашения с Союзом не конкурентоспособными по отношению к другим странам. Существенным пробелом в политике ЕАЭС следует признать и отсутствие у Союза компетенции по заключению инвестиционных соглашений с третьими странами.

Тем не менее, у ЕАЭС уже действует . В данный момент ЕАЭС находится на стадии ведения переговоров и подготовки к заключению региональных торговых соглашений (РТС) с некоторыми странами (Иран, Египет, Сингапур, Китай).

Зона свободной торговли с Вьетнамом

Соглашение ЕАЭС-Вьетнам о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) было подписано 29 мая 2015 г. (вступило в силу 5 октября 2016 г.).

В соглашении речь идет прежде всего о взаимной отмене торговых пошлин на товары (не распространяется на услуги). Согласно документу, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран Союза отсутствует экспортный интерес.

По соглашению Вьетнам открывает рынок для многих товаров экспортного интереса стран Союза:

    сельскохозяйственный сектор: говядина, свинина и птица, мясная переработанная продукция, консервированная рыба, семена, мука, молочная продукция, сыр, растительное масло, корма для животных, алкогольная продукция;

    промышленный сектор: драгоценные камни, шины, асбест, трубы, прокат, корабли, механическое оборудование, электронное оборудование, детали для автомобилей, изделия из стали, сельхозтехника, автобусы, легковые автомобили, грузовики, нефтепродукты.

По данным ЕЭК, группами товаров, которые в наибольшей степени экспортируются из России во Вьетнам (по состоянию на 2016 г.) являются:

    Минеральные продукты;

    Недрагоценные металлы и изделия из них;

    Продукция химической промышленности;

    Машины, оборудование, транспорт;

    Пластмассы и резина;

    Готовые пищевые продукты.

По данным Таможенной службы Вьетнама в 2017 г. в топ-10 импортируемых товаров входят следующие группы:

    Машины, оборудование, станки, инструменты;

    Компьютеры, электроника, запасные части и другие компоненты;

    Текстиль, кожа, материалы для производства обуви, вспомогательные материалы;

    Телефоны, мобильные телефоны, компоненты;

    Железо и сталь;

  • Нефтепродукты;

    Другие основные металлы;

    Пластиковые продукты;

    Химические продукты.

Российским экспортерам следует обратить внимание на то, какие товары в большей степени требуются Вьетнаму и какую нишу можно занять. Так, например, во Вьетнаме высока потребность в материалах для производства одежды и обуви, которые в данный момент не являются основной статьей экспорта из России во Вьетнам.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и созданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Евразийский Экономический Союз является преемником Евразийского Экономического Совета, действовавшего с 2001 по 2014 гг. В октябре 2014 года главы государств обсудили результаты 14 лет работы ЕврАзЭс и пришли к выводу, что формат этого союза себя оправдал, но исчерпал. Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял Договор «О прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества». 29 мая 2014 года в Астане подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года. В октябре 2014 года, в ЕАЭС вступила Армения, а 23 декабря президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении к Евразийскому союзу Кыргызской Республики. Для того чтобы стать полноправным членом ЕАЭС, стране потребовалось время для приведения инфраструктуры к общим стандартам. 8 мая 2015 года Кыргызстан официально вступил в Евразийский экономический союз. Протокол об этом подписан в Москве на заседании Высшего евразийского экономического совета главами стран-участниц союза.

Государствами–членами Евразийского экономического союза в настоящее время являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Киргизия.

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана и Киргизии в ЕАЭС создается за счет:

  • Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.
  • Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.
  • Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов благодаря вхождению на рынок новых стран.
  • Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.
  • Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.
  • Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
  • Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза. Собирается не реже одного раза в год и принятые на Совете решения являются обязательными для выполнения во всех государствах -участниках.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов. Собирается не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Наиболее важными задачами ЕАЭС являются ускорение технологического развития промышленных комплексов стран ЕАЭС, импортозамещение промышленных товаров на общем рынке союза и наращивание экспорта продукции обрабатывающей промышленности.

Направления деятельности:

В настоящее время странами участницами обсуждается опыт создания национальных сетей промышленной кооперации и субконтрактинга, функционирования бирж и региональных центров промышленного аутсорсинга как эффективных инструментов поиска и взаимодействия промышленных партнеров в государствах ЕАЭС.

Прорабатывается вопрос о формировании и функционировании евразийских технологических платформ как эффективном инструменте реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза. Они будут создаваться на основе частно-государственного партнерства. К настоящему моменту уже сформированы семь пилотных евразийских технологических платформ («Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Легкая промышленность», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и «Биоэнергетика»). С помощью данных платформ не только заполнится внутренний рынок ЕАЭС, но и будет развиваться экспорт своей продукцию в третьи страны.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – в настоящее время главный интеграционный проект на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств. ЕАЭС – это «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе» (ЕАЭС. Официальный сайт).

Договор «О Евразийском экономическом союзе» был подписан 29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) и вступил в силу 1 января 2015 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Основополагающими ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-участников и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

На 1 июля 2015 г. членами ЕАЭС являются Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация.

Органы управления ЕАЭС:

  • Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза;
  • Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов;
  • Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза;
  • Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Основные вехи развития ЕАЭС

1994 г. – в Москве впервые прозвучала идея (Н.А. Назарбаев) формирования Евразийского Союза Государств; в представленном интеграционном проекте впервые использовалось название Евразийский Союз.

1995 г. – в Москве подписано Соглашение о Таможенном союзе (правительствами Республикой Беларусь и Российской Федерации, с одной стороны, и правительством Республики Казахстан, с другой стороны), направленное на «дальнейшее развитие сбалансированных и взаимовыгодных отношений» между сторонами, а именно – на устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и в конечном итоге гарантирование устойчивого развития национальных экономик.

1996 г. – в Москве подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации).

1999 г. – в Москве подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Российской Федерации).

2000 г. – в Астане учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (президентами Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Российской Федерации) в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2003 г. – в Ялте подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины), обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы.

2007 г. – в Душанбе подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в котором поставлена цель – «обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции сторон».

2010 г. – начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено беспрепятственное движение товаров на территории трех государств; приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства; подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (президентами трех стран), в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства.

2011 г. – подписана Декларация о евразийской экономической интеграции (президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), в которой заявлен переход «к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству (ЕЭП)», основывающемуся «на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики»; принято решение «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определявшее введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.

2012 г. – вступление в силу международных договоров, формирующих правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающих основу для свободного передвижения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; начало работы Евразийской экономической комиссии со штаб-квартирой в Москве.

2014 г. – подписание Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (президентами государств-членов ТС и ЕЭП), Договора о присоединении Республики Армения к ЕАЭС, Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

2015 г. – вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года - Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии.

Евразийский экономический союз является современной действующей международной региональной организацией, так как обладает всеми признаками подобной межправительственной структуры. Цели и принципы, на которых базируется создание и деятельность Евразийского Экономического союза, наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.1 и 2.2 соответственно.

Рисунок 2.1-Принципы функционирования ЕАЭС


Рисунок 2.2 - Основные цели ЕАЭС

Из рисунка следует отметить, что данные цели должны быть осуществлены через реализацию следующих задач:

Уменьшение транспортных издержек, направленных на снижение цен на товары;

Стимулирование конкуренции на общем рынке стран ЕАЭС;

Стимулирование эффективной экономики за счёт уменьшения издержек, повышая производительности труда, наращивания производства и внедрения новых технологий;

Увеличение потребительского спроса;

Повышение уровня благосостояния населения стран ЕАЭС.

Согласно Договору о Евразийском Экономическом Союзе статье 8, для решения поставленных задач и достижения соответствующих целей, сформировалась организационная структура Евразийского экономического союза, которая является одна из главных, необходимых и характерных элементов международной организации, каждый из которых наделен своими собственными полномочиями, компетенцией и функциями.

Рисунок 2.3 - Организационная структура Евразийского экономического союза

Рисунок 2.4 -Суд Евразийского экономического союза

Из рисунка видно, что в структуру ЕАЭС входят:

1. Высший Евразийский экономический совет - это главный руководящий орган ЕАЭС, в состав которого входят главы государств-членов союза.

Высший совет функционирует в порядке, определенном Договором о ЕАЭС (ст. 11 «Порядок работы Высшего совета»), дополненном и уточненном самим Высшим советом (Решение № 96 от 23 декабря 2014 г. «О порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского совета»).

В соответствии с этим порядком очередные заседания Высшего совета должны проходить не реже 1 раз в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания по инициативе любого из государств-членов или представителя Высшего совета.

Председатель Высшего совета, пост которого поочередно занимают главы государств-членов на протяжении одного года, выполняет следующие функции:

Организует работы высшего совета;

Осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Высшего совета.

По общему правилу решения и распоряжения Высшего совета принимаются по принципу консенсуса, то есть с общего согласия.

В качестве главного органа ЕАЭС Высший совет наделен полномочиями рассматривать принципиальные вопросы деятельности ЕАЭС, определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции, а также принимать решения, направленные на реализацию целей ЕАЭС.

Более наглядно основные полномочия Высшего совета представлены на рисунке. 2.5

Из рисунка видно, что конкретными полномочиями Высшего совета являются формирования руководящих органов ЕАЭС таких как ЕЭК, и Суд ЕАЭС; утверждение бюджета ЕАЭС, общее руководство международной деятельностью ЕАЭС, включая принятие решений о заключении международных договоров ЕАЭС с третьими сторонами, а также утверждение символики ЕАЭС.

Высший совет не имеет постоянного местонахождения, его заседания могут проводиться на территории любого государства - члена ЕАЭС. Место и время проведения очередного заседания Высшего совета определяется на предшествующем заседании Высшего совета.

2. Евразийский межправительственный совет - является вторым по значимости органом политического руководства ЕАЭС, в котором принимаются основные решения, а также регулирует экономическую деятельность и сотрудничество в рамках союза, состоящий из глав правительств государств-членов союза.


Рисунок 2.5 - Основные полномочия Высшего совета ЕАЭС

В качестве второго по значимости органа политического руководства Межправительственный совет, осуществляет следующие полномочия:

Ведет заседания Межправительственного совета;

Организует работу Межправительственного совета;

Осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение;

Занимается подготовкой вопросов для утверждения Высшим советом, например, одобряет проект бюджета ЕАЭС или представляет для назначения кандидатур в состав Евразийской экономической комиссии;

Осуществляет политический контроль за деятельностью ЕЭК как регулирующего органа ЕАЭС в частности, отмена, или приостановление решений Комиссии, рассмотрение вопросов, по которым представители государств-членов в Комиссии не смогли достичь консенсуса;

Устанавливает порядок реализации совместных мер государств-членов в области промышленной политики, проводит совместные программы, проекты, а также утверждает основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

3. Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза.

Основными задачами Евразийской экономической комиссии являются:

1) обеспечение условий функционирования и развития союза - в качестве регулирующего органа, ЕАЭС самостоятельно осуществляет правовое регулирование евразийской экономической интеграции;

2) выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза-ЕЭК инициирует принятие новых мер по развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которые она представляет на утверждение государств-членов и органов политического руководства ЕАЭС.

Общий перечень вопросов, в отношении которых комиссия осуществляет полномочия, имеет весьма обширный характер, он включает 20 сфер экономической интеграции и допускает дальнейшее расширение.

Сферы полномочий Комиссии закреплены в Приложении №1 к Договору «О Евразийском экономическом союзе», среди них:

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

Таможенное регулирование;

Техническое регулирование;

Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

Установление торговых режимов в отношении третьих сторон;

Статистика внешней и взаимной торговли;

Макроэкономическая политика;

Конкурентная политика;

Промышленные и сельскохозяйственные субсидии и другие.

В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения и рекомендации носящий обязательный характер, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности в ЕАЭС.

Из рисунка следует отметить, что организация процесса принятия решений Евразийской экономической комиссией подразумевает тесное, поэтапное и скоординированное взаимодействие со сторонами -- профильными министерствами и ведомствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Это обеспечивает принятие согласованных, продуманных, качественно проработанных решений, учитывающих интересы и требования сторон, а также лучшие мировые практики.

Особенностью состава и порядка функционирования комиссии, отличающейся от других органов ЕАЭС, является то, что она функционирует на двух уровнях, которая состоит из двух структурных подразделений - Совета и Коллегии.

Совет Комиссии включает представителей государств-членов на уровне заместителей глав правительств, по одному представителю от каждого государства-члена.

Правительство каждого государства-члена самостоятельно определяет, кто из заместителей главы правительства будет представлять его в составе комиссии.

Представленная кандидатура доводится до сведения других государств-членов, затем предварительно рассматривается Межправительственным советом и по его представлению, Высшим советом.

Совет является высшим внутренним подразделением в структуре Комиссии, на котором возложены две основные функции, они наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.6.


Рисунок 2.7 - Основные функции Совета Евразийской экономической комиссии

Из рисунка следует отметить, что в рамках первой функции, совет утверждает ключевые решения, принятия которых отнесено к полномочиям комиссии, например, установление и изменение пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, принятие технических регламентов ЕАЭС, утверждение порядка проведения расследования, нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

В рамках второй основной функции Совет осуществляет политический контроль в отношении второго, нижестоящего подразделения Комиссии - Коллегии, которая может пересматривать принятые ею решения.

Заседания Совета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Они проходят под руководством Председателя Совета, должность которого члены совета занимают поочередно в течение одного года.

Совет Комиссии принимает решения, распоряжения и рекомендации на основе консенсуса.

При осуществлении своих полномочий они независимы от государственных органов и должностных лиц государств-членов и не могут запрашивать и получать указания от органов власти или официальных лиц государств-членов, а равно от властей третьих государств.

Для членов Коллегии также установлены специальные ограничения, призванные обеспечить их независимость и интересы.

Члены Коллегии имеют ранг министра, ответственного за конкретную отрасль управления:

1. Министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике.

2. Министр по экономике и финансам.

3. Министр по промышленности и агропромышленному комплексу.

4. Министр по вопросам технического регулирования.

Члены Коллегии назначаются Высшим советом сроком на 4 года с возможным продлением полномочий.

В качестве исполнительного органа Комиссии, Коллегия осуществляет управление интеграционными процессами применительно к вопросам, не закрепленных за Советом. В этих рамках Коллегия уполномочена издавать от имени Комиссии правовые акты, в том числе юридически обязательные для решения государств-членов, граждан и юридических лиц.

Кроме основных структурных подразделений внутренних органов Совета и Коллегии, в структуре Комиссии образованы департаменты, которые наглядно проиллюстрированы на рисунке 2.7.

Из рисунка можно констатировать, что Департаменты представляют собой отраслевые подразделения, которые занимаются подготовкой материалов и мониторингом исполнения государствами-членами права ЕАЭС в конкретных сферах экономической жизни.

Департаменты состоят из должностных лиц и сотрудников, выступающих в качестве международных служащих, располагающих необходимой профессиональной квалификацией и осуществляющих свои полномочия независимо от государств-членов. Они зачисляются на работу Председателем Коллегии, который также назначает для каждого департамента директора и заместителей.


Рисунок 2.7 - Департаменты Евразийской экономической комиссии

Общее руководство департаментами осуществляет Коллегия, а каждый ее министр контролирует деятельность определенных департаментов, поставленных под его подчинение в соответствии с распределением должностных обязанностей.

В ЕЭК созданы 18 Консультативных комитетов, где также представлены руководители ряда крупных бизнес­структур союзных стран по макроэкономической политике, статистике, таможенному регулированию, взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе, торговле, техническому регулированию.

На рисунке 2.9 более подробно рассмотрим консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и бизнес-сообщества государств -- членов ЕАЭС.

Из рисунка видно, что Консультативный совет в рамках взаимодействия с бизнес­сообществом осуществляет деятельность по таким направлениям, как: развитие интеграции и макроэкономика, развитие предпринимательской деятельности, финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг), промышленность, агропромышленный комплекс, взаимная и внешняя торговля, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, энергетика и естественные монополии, транспорт и инфраструктура, развитие конкуренции и антимонопольное регулирование, охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг.

Председателем Консультативного совета является председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, а его заместитель -- член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. В его распоряжении находится структурное подразделение ЕЭК, осуществляющее выполнение сводно­аналитических функций по обеспечению деятельности Совета, -- Департамент развития предпринимательской деятельности Комиссии.

Евразийская экономическая комиссия в качестве постоянного действующего регулирующего органа ЕАЭС имеет постоянное местонахождение, где заседают и работают все ее структурные подразделения. Этим местом является столица Российской Федерации город Москва.


Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода