Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Джозеф Н.Горз Подъем затонувших кораблей. Подвиг маринеско и трагедия "густлоффа"

Историки, писатели, журналисты и ветераны флота опять начали полемику относительно личности командира подводной лодки С-13 капитана 3 ранга А. И. Маринеско и его подвигов в годы Великой Отечественной войны. В канун 50-летия победы его назвали «выдающимся флотоводцем ХХ столетия», «подводником № 1», а проведенную им атаку 30 января 1945 г. - «атакой века». Чего стоит утверждение о том, что в результате потопления лайнера «Вильгельм Густлов», на котором находились более 1000 немецких подводников, была сорвана морская блокада Англии?! Есть авторы, утверждающие, что атака Маринеско оказала огромное влияние на ход и даже на исход Второй мировой войны! Почти во всех публикациях отмечено, что в Германии по случаю гибели «Вильгельма Густлова» объявили трехдневный траур, а самого Маринеско занесли в списки личных врагов Гитлера (под № 26).
Я, так же как и большинство россиян, с восхищением отношусь к подвигам советских подводников в минувшей войне, но выступаю категорически против тех писателей, кто «эксплуатирует» эти подвиги в своих целях. Почему при жизни А. И. Маринеско все молчали? Почему в трудную минуту ему не протянули руку помощи?
В брошюре О. В. Стрижака «Май 1945-го: кто мешал Маринеско атаковать?» (1999 г.) говорится о том, что немецкие подводники в Атлантике топили шедшие безовсякого охранения крупнотоннажные суда, в то время как на Балтике «ходили с мощным охранением небольшие транспорты». Напомню, что германские подводники действовали в исключительно сложных условиях: им приходилось развертываться в районы боевых действий, удаленные на тысячи миль от мест базирования, преодолевая при этом мощнейшие противолодочные рубежи; охранение атлантических конвоев ни в какое сравнение не шло с балтийскими. В Атлантическом океане по сравнению с Балтикой в составе сил охранения находились сотни противолодочных кораблей и самолетов.
Ранее я сравнивал подводников разных стран не для того, чтобы «посрамить Маринеско» (как думает Стрижак), а для того, чтобы показать порядок потопленного тоннажа американскими и немецкими подводниками и обосновать нелепость выдумки вроде «подводник № 1».
В качестве источника данных Стрижак избрал воспоминания рулевого подводной лодки С-13 Г. Зеленцова. Ссылаясь на него, он пишет, что «27 апреля в полночь С-13 была атакована из-под воды группой фашистских подводных лодок. Командир С-13 уклонился маневрами. Немцы произвели несколько залпов. Вдоль бортов С-13 прошло 9 вражеских торпед». Согласно многочисленным западным публикациям о боевой деятельности германских подводных лодок, факт выполнения этой атаки не подтвердился. К тому же во время Второй мировой войны германские подводники на Балтике в тактических группах никогда не действовали.
Стрижак выдает чуть ли не за геройство Маринеско факт перевозки из Финляндии в Либаву на палубе подводной лодки С-13 «форда», что «начальство озлобило до предела». Стрижаку неведомо, что это действительно несовместимо с морской культурой, а точнее, это несоблюдение элементарных правил службы на подводных лодках. Уважающий себя командир подводной лодки никогда бы не допустил такой выходки, ведь это противоречит требованиям Корабельного устава - важнейшего на флоте документа. Командир обязан не только сам его соблюдать, но и требовать этого от своих подчиненных.
В отечественной литературе детально восстановлена схема маневрирования С-13 при атаке лайнера «Вильгельм Густлов». В целом она выполнена безукоризненно и заслуживает самой высокой оценки. Хотя и здесь при ее описании существуют домыслы. Например, ссылаясь на показания членов экипажа, некоторые исследователи утверждают, что после атаки лайнера на подводную лодку С-13 было сброшено более 260 глубинных бомб, что ее бомбили с 23 часов 15 минут 30 января до 4 часов утра 31 января. Этого просто не могло быть! Как следует из немецких справочников времен Второй мировой войны, наиболее распространенные германские миноносцы водоизмещением 1800 тонн имели 4 бомбосбрасывателя, а в их боекомплекте насчитывалось 36 глубинных бомб. Получается, что советскую подводную лодку должны были преследовать как минимум 7 миноносцев. Это миф! Из вахтенного журнала С-13 можно узнать, что после выполненной атаки в 23 часа 49 минут в район прибыли миноносец, 4 сторожевых корабля и 2 тральщика, причем лодку преследовали только 2 сторожевых корабля и тральщик. Во время преследования было сброшено не 260, а всего 12 глубинных бомб. А началось оно не в 23 часа 15 минут, а в 23 часа 49 минут.
Остановимся на вопросах, которые были поставлены в самом начале: на выдумках новоявленных писателей и страстных почитателей таланта Маринеско.
Объявили ли в Германии трехдневный траур в связи с гибелью лайнера; занесли ли Маринеско в список личных врагов Гитлера? Затрагивая эти вопросы, все ссылаются на заявления участника Великой Отечественной войны капитана 1 ранга В. П. Анисимова, который утверждал, что в первых числах февраля 1945 г. он держал в руках и читал немецкие газеты «Фелькишер беобахтер» и «Дас шварце кор», где официально сообщалось об установлении в Германии трехдневного траура по поводу гибели лайнера «Вильгельм Густлов». Таких газет с подобными сообщениями больше никто из отечественных историков и журналистов не видел. Когда же вокруг имени Маринеско в 1988 г. развернулась особенно острая полемика, вызванная статьями, опубликованными в газетах «Известия» и «Страж Балтики», главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота В. Н. Чернавин приказал сотрудникам Исторической группы Главного штаба разобраться в этом вопросе. В немецкий архив послали официальный запрос. 23 марта 1988 г. из Потсдама получили ответ, в котором сообщалось, что данные о том, что А. И. Ма- ринеско считался личным врагом Гитлера и что 30 января 1945 г. в Германии объявлялся трехдневный траур, не подтвердились. Одновременно исследовались многие материалы из отечественных архивов и библиотек. Удалось просмотреть и немецкие периодические издания из крупнейших библиотек Санкт-Петербурга и Москвы, и ни в одном из них о трауре и «враге Гитлера» нет ни слова. Для сравнения просматривались те же газеты и журналы, выходившие в период Сталинградской битвы, когда в Германии действительно был объявлен трехдневный траур, о чем официально сообщалось во всех без исключения периодических изданиях. Тогда в Германии приспустили флаги с траурными лентами. Но 30 января и позже ничего подобного не случалось.
Писатель В. С. Геманов в книге «Подвиг "тринадцатой": Слава и трагедия подводника А. И. Маринеско», вышедшей в 1991 г., пишет, что «своей атакой Маринеско спас от разгрома Англию», а также, как и некоторые другие, утверждает, что в результате потопления лайнера и 1000 отборных асов-подводников - элиты германского флота сорвалась морская блокада Англии. Ничего подобного! Все это домыслы авторов, слабо разбирающихся не только в вопросах стратегии, но и в истории Второй мировой войны, в частности в истории так называемой битвы за Атлантику.

По имеющимся сведениям, на борту «Вильгельма Густлова» находились около 1300 военнослужащих германских военно-морских сил, 173 члена экипажа лайнера, 162 раненых из местного лазарета и более 9000 беженцев, в том числе военнослужащих. 1300 представителей флота составляли персонал второго отделения второй учебной дивизии подводных сил. Некоторые утверждают, что это в основном подводники, которыми можно было укомплектовать экипажи 100 подводных лодок. Возможно, это и так, но качество этих экипажей вызывало сомнение. Большинство этих подводников самостоятельно в море не выходили; в лучшем случае в ходе боевой подготовки они сделали 1-2 выхода в море с инструкторами. Продолжительность таких походов не превышала 2 суток. Большинство настоящих асов германского подводного флота, совершившие по 5-6 боевых походов и имевшие на счету до 30 потопленных судов, погибли в 1941-1942 гг. Рост противолодочных сил и средств США и Великобритании в годы Второй мировой войны приобрел небывалый размах, союзникам удалось победить в битве за Атлантику. Весной 1943 г. в действиях немецких «волчьих стай» наступил кризис. Уничтожив в Северной Атлантике 34 транспорта, немцы потеряли 33 подводные лодки. Подводные лодки становились оружием «одного выстрела». Редко какой субмарине удавалось вернуться из боевого похода. Основными причинами их гибели стали слабая подготовка экипажей и мощная противолодочная оборона англо-американских конвоев.
Как можно говорить о критическом положении Англии в 1945 г.? Уже в 1944 г. проблему защиты своего судоходства англичане решили полностью. С весны 1943 г. немецким подводникам удавалось топить менее 0,5 процентов от числа судов, следовавших через Атлантику. Не следует сбрасывать со счетов и воспроизводство транспортного тоннажа, которое в то время намного перекрывало потери.
Получается, что не Маринеско «сорвал план тотальной подводной войны», направленной против Англии, а сами союзники справились с этой проблемой.

Теперь о «подводнике № 1» и «атаке века». По каким параметрам военно-морского искусства атака «Вильгельма Густлова» выходит за традиционные рамки, чтобы ее считать «атакой века»? Этого никто объяснить не может. В годы Великой Отечественной войны в тактическом отношении были атаки и посложнее. К ним следует отнести потопление американской подводной лодкой «Арчер Фиш» в 1944 г. японского авианосца «Синано». Во-первых, это был боевой корабль, а не госпитальное судно, а во-вторых, следовал он в охранении 3 эскадренных миноносцев и являлся самым крупным кораблем, потопленным подводной лодкой. Его водоизмещение составляло 72 тысячи тонн. «Вильгельм Густлов» следовал в охранении одного сторожевого корабля. А чем хуже атака, выполненная немецким подводником Прином в 1939 г.? Его лодка ночью проникла в сильно охраняемую английскую военно- морскую базу Скапа-Флоу и потопила там линейный корабль «Ройял Оук». Эта же подводная лодка только в 1939 г. потопила 15 судов суммарным тоннажем 89 тысяч брутто регистровых тонн. Если уж говорить об атаке века, то надо вспомнить германскую подводную лодку U-9, потопившую в сентябре 1914 г. сразу 3 английских броненосца - «Хог», «Кресси» и «Абукир». Эта атака действительно повлияла на взгляды многих военных специалистов относительно использования и эффекта в атаках подводных лодок.
Называть Маринеско «подводником № 1» - значит принижать значение других не менее заслуженных советских подводников. Говорят, что Маринеско «подводником № 1» первым назвал Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков. Допустим! Но интересно, какие номера сторонники столь странного подхода оценки боевых заслуг присвоили бы таким выдающимся советским подводникам, как П. Д. Грищенко, Г. И. Щедрин, М. И. Гаджиев, И. И. Фисанович, А. М. Матиясевич и др.? Да, Маринеско имеет наибольший суммарный тоннаж уничтоженных судов, но по другим показателям он уступает многим советским подводникам, например, по числу боевых походов, количеству уничтоженных судов, расходу торпед на одно потопленное судно, проценту результативных выходов и т. д. Почему ни немцы, ни американцы, ни японцы не назвали имени своего подводника № 1? Видимо, сочли это неэтичным. У немцев, например, подводная лодка U-66 за 4 боевых похода потопила 26 судов суммарным тоннажем 200 тысяч брутто регистровых тонн, а U-103 за 3 боевых похода уничтожила 29 транспортных судов общей вместимостью 150 тысяч брутто регистровых тонн. У американцев более 10 подводных лодок приблизились к 100-тысячному тоннажу потопленных судов или превысили его. Так, подводная лодка «Тотог» потопила 26 судов, «Тэнч» - 24, «Флэшер» - 21 и т. д. Для офицера-подводника немаловажны и такие показатели, как опыт службы на подводных лодках и, конечно, базовая подготовка. Маринеско окончил школу юнг, Одесский морской техникум, специальные курсы комсостава РККФ и Учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова. Командиром подводной лодки он стал только в 1939 г. В советском Военно-морском флоте десятки командиров подводных лодок окончили Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, специальные подводные классы, а некоторые даже Военно-морскую академию и командовали подводными лодками с начала 30-х гг. Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско, половина была безуспешной. В Центральном Военно-морском архиве в городе Гатчине имеются заключения командиров бригады и дивизиона подводных лодок, а также штаба флота о последнем походе С-13, проведенном в период с 20 апреля по 13 мая 1945 г. В них, в частности, отмечается следующее:

«1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г.
7 раз обнаруживал цели для атаки, но атаковать не мог...
1. 24.04 в 23.38 по ШП обнаружил конвой, но, всплыв в надводное положение, не смог открыть люка... Атака сорвалась, так как в перископ ничего видеть в это время было нельзя.
2. 26.04 в 01.35 обнаружил работу поискового прибора... Возможность атаковать упущена из-за неправильных действий командира.
3. 27.04 в 22.46 по ШП обнаружили шум ТР и работу двух УЗПН. Через 7 минут в расстоянии 35 каб. визуально обнаружил ТР в охранении двух СКР и двух СКА. Командир от атаки отказался ввиду большой видимости. Действия командира неправильные: до этого он вывел ПЛ в светлую часть горизонта, а потом не пошел за противником, не перешел в темную часть горизонта...
4. 28.04 в 16.41, находясь под водой, по ШП обнаружил шум ТР и работу двух УЗПН... Командир увеличил ход до 4 узлов и через 14 минут от атаки отказался, считая себя вне предельного угла атаки... Возможность атаки упущена по вине командира, который не стремился сблизиться с противником, а берег батарею, боясь, что ее придется заряжать несколько ночей подряд.
5. 28.04 в 19.23 обнаружили шум ТР. В перископ противника не видел. Через девять минут командир якобы установил, не меняя трехузлового хода, что находится вне предельного угла атаки.
6. 02.05 по ШП обнаружили шум ТР... По-видимому, командир неправильно определил сторону движения и потому с противником не сблизился...
7. 03.05 в 10.45 в перископ обнаружил ТР в охранении двух СКР, но атаковать не сумел из-за неправильного маневрирования.
Вывод: Боевую задачу подлодка не выполнила. Действия командира неудовлетворительные.
Капитан 1 ранга Орел».

Вот о чем говорится в другом документе:
«Находясь на позиции, командир ПЛ имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...
Выводы: 1. Действия командира на позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника...
2. В результате неактивных действий командира ПЛ С-13 поставленную боевую задачу не выполнила. Оценка боевого похода ПЛ С-13 неудовлетворительная.
Капитан 1 ранга Курников».

А это выдержки из следующего документа, датированного 30 мая 1945 г.:
«Сообщаю выводы и оценку боевого похода подводных лодок С-13 и Д-2, данную командующим КБФ...
...То обстоятельство, что обе подводные лодки не имели в это время боевых успехов и даже боевых соприкосновений с противником, свидетельствует о плохом наблюдении. Противника не искали и свою задачу выполнили неудовлетворительно...
Начальник штаба КБФ Александров».
Как говорится, комментарии излишни. А ведь это происходило в конце войны. К тому времени, кажется, каждый командир приобрел боевой опыт. 14 сентября 1945 г. нарком Военно-морского флота адмирал флота Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 01979: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 Краснознаменной бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота.
Адмирал флота Кузнецов».
18 октября 1945 г., согласно приказу командующего Балтийским флотом за № 0708, Маринеско назначили командиром тральщика Т-34. 20 ноября нарком подписал новый приказ № 02521:
«Командира тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознаменной бригады траления Краснознаменного Балтийского флота старшего лейтенанта Маринеско Александра Ивановича уволить в запас ВМФ по статье 44, пункт «А», согласно «Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА».
Затем, как бы раскаиваясь, в 1968 г. опальный вице-адмирал Н. Г. Кузнецов в журнале «Нева» писал: «Настала пора по достоинству оценить подвиг А. И. Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим героем». В 1990 г. А. И. Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

подводная лодка IX-бис серии

    3аложена 19 октября 1938 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 263. 25 апреля 1939 года подводная лодка спущена на воду и 11 июня 1941 года начала переход на Балтику по Мариининской водной системе в Ленинград. 22 июня корабль встретил под командованием старшего лейтенанта Маланченко Петра Петровича в составе учебной бригады ПЛ. Начало войны застало «С-13» в городе Вознесенье. 25 июня субмарина прибыла в Ленинград.

Подводная лодка «С-13» в изобразительном искусстве.
Работы художников Емышева и Родионова, почтовые марки России и Молдовы.

    До 31 июля подводная лодка проходила ходовые испытания, и только 14 августа 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского Флота. 30 августа «С-13» включена в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ. Подводную лодку предполагалось перебазировать на Север, для чего в первую половину сентября «С-13» прошла докование. Субмарина была готова к переходу, когда немцы блокировали Ленинград с суши, и субмарина осталась на Балтике.

    Благополучно перезимовав первую блокадную зиму в Ленинграде, в свой первый боевой поход на позицию в Ботническом заливе (позиция № 8) «С-13» вышла только 2 сентября 1942 года. В этом году советские подводные лодки в этот район еще не проникали. Обеспечивать поход в море вышел командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Юнаков Евгений Гаврилович . До точки погружения «С-13» сопровождали тральщики и сторожевые катера. В 2.30 эскорт оставил лодку, и она продолжила движение самостоятельно. Вечером 3 сентября у маяка Хельсинки произошла первая встреча с врагом. При подъеме перископа подводная лодка дважды обнаруживалась сторожевым катером противника, который сбросил на нее 7 глубинных бомб. В ночь на 8 сентября «С-13» завершила форсирование Финского залива, и вечером следующих суток вышла в Аландское море. Днем 11 сентября подводная лодка была в Ботническом заливе.

    Противник не ожидал действий советских субмарин в этом районе, поэтому возможность открыть счет представилась уже на исходе текущих суток, когда «С-13» обнаружила финский пароход «Гера» (1.379 брт) с грузом угля для Финляндии. Первая торпеда прошла мимо, и тогда подводная лодка открыла артиллерийский огонь (выпущено 13 100-мм снарядов). Транспорт застопорил ход и, получив еще торпеду, скрылся под водой. Спустя три часа подводная лодка топит новую цель – финский транспорт «Юсси Х» (2.325 брт), перевозивший штучный груз в Кёнигсберг. Из 22 членов экипажа судна спасся лишь один матрос. Патрулируя в заданном районе, «С-13» имела несколько шансов пополнить счет потопленных судов, но атаки срывались из-за ошибок личного состава, а утром 17 сентября при попытке атаковать «С-13» выбросило волной на мелководье. Наконец, вечером 17 сентября «С-13» выпустила торпеду по голландской парусно-моторной шхуне «Анна В» (290 брт). Торпеда прошла мимо цели. От второй торпеды судно увернулось. Тогда в дело вступило 100-мм орудие подводной лодки (выпущено 24 снаряда). После того как транспорт загорелся, была выпущена еще одна торпеда, прошедшая под носовой частью судна. Горящая шхуна сдрейфовала к берегу, где спустя шесть дней полностью выгоревшей была обнаружена финнами, и в итоге была разобрана. При атаке подводной лодки на судне погибло 5 человек. (Необходимо отметить, что в некоторых источниках эту победу относят на счет ПЛ «С-9»). Продолжая патрулирование «С-13» неоднократно обнаруживала как одиночные суда, так и конвои противника, но атаки по разным причинам срывались. Только 4 октября подводная лодка произвела торпедную атаку по конвою, но неудачно. Вечером 10 октября «С-13» начала возвращение в базу. У острова Вайндло 15 октября подводная лодка подверглась атаке финских сторожевых катеров «VMV-13» и «VMV-15». От близких разрывов глубинных бомб «С-13» получила повреждения: вышли из строя гирокомпас и эхолот, на 28° влево заклинило вертикальный руль, треснуло несколько баков аккумуляторных батарей, через выбитый штуцер глубиномера внутрь корабля стала поступать забортная вода. Подводная лодка легла на грунт, где на 60-метровой глубине в течение 6 часов проводила ремонт. Ввести в строй руль так и не удалось, и оставшийся отрезок пути подводной лодке пришлось идти управляясь электромоторами. Вечером 17 октября на буксире катера «МО-124» и тральщика «№ 34» корабль был приведен на Лавенсари. 19 октября «С-13» благополучно прибыла в Кронштадт. 22 октября субмарина перешла в Ленинград для ремонта и зимовки. За успешный боевой поход все члены экипажа подводной лодки получили правительственные награды.

Транспорт «Hera», потопленный «С-13» 11 сентября 1942 г.
Пароход «Jussi H», потопленный «С-13» 12 сентября 1942 г.
Парусно-моторная шхуна «Anna W», уничтоженная 18 сентября 1942 г.
Подводная лодка «С-13» на зимовке у стенки Калашниковой (Синопской) набережной в районе Александро-Невской лавры. Ленинград, зима 1942/1943 гг.

    19 апреля 1943 года во время артиллерийских учений задрайка крышки кранца первых выстрелов случайно ударила по капсулю одного из снарядов. Порох в гильзе взорвался, один краснофлотец погиб. Результатом происшествия «за халатное исполнение служебных обязанностей» стало снятие командира «С-13» Маланченко с должности. На его место получил назначение ранее командовавший «М-96» капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович .

    В 1943 году немцы надежно перекрыли Финский залив, нашпиговав его минами и перекрыв противолодочными сетями. 12 августа готовая к походу «С-13» перешла в Кронштадт, но поскольку прорыв в открытую часть Балтики был невозможен, поход отменили, а 6 ноября субмарина встала на ремонт.

    Только после выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 года подводные лодки КБФ финскими шхерными фарватерами вновь получили возможность выходить на коммуникации противника. До конца сентября 1944 года «С-13» проходила боевую подготовку. 1 октября субмарина вышла в свой второй боевой поход. Утром 8 октября подводная лодка заняла позицию севернее полуострова Хель (позиция № 5). 9 октября «С-13» обнаружила и атаковала траулер «Зигфрид» (563 брт), потратив на него впустую 4 торпеды. По докладу командира, заметив атаку (выпушено 3 торпеды), судно уклонилось от них резкой остановкой, четвертая торпеда прошла мимо, так как траулер увеличил ход. Подводники применили артиллерию (выпущено 39 – 100-мм и 14 – 45-мм снарядов), насчитав 11 попаданий. По докладу командира цель начала быстро тонуть. Посчитав дело сделанным, подводная лодка удалилась, но поврежденное судно, несмотря на подводные пробоины и ранение одного из членов экипажа, все-таки сумело выброситься на отмель косы Хель, и вскоре снова введено в сторой. (По другим данным жертвой атаки «С-13» стало учебное судно «Нордпол» в 563 брт, которое погибло). 13 октября «С-13» перешла к мысу Брюстерорт, а 21 октября – к Виндаве. 25 октября подводная лодка получила приказ в светлое время суток находиться на юго-западных подходах к бухте Лыу, где накануне корабли 2-й боевой группы Кригсмарине (карманный линкор «Лютцов», эсминцы «Z-28» и «Z-35», 5 миноносцев) вели бомбардировку советских частей на полуострове Сырве. В связи с тем, что корабли противника уже покинули этот район, ни одной цели для атаки обнаружить не удалось. 11 ноября «С-13» благополучно вернулась в Ханко.

Вероятно, самая известная жертва торпед советской подводной лодки - лайнер «Вильгельм Густлов» и схема атаки «С-13» 30 января 1945 года.
Подробнее легендах гибели «Вильгельма Густлова»

    19 ноября «С-13» перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт. 22 декабря подводная лодка прибыла на Ханко, откуда 11 января 1945 года снова отправилась в боевой поход. Это был самый успешный поход «С-13» и звездный час ее командира. Лодке предстояло патрулирование района между маяком Риксхёфт и Кольбергом (позиция № 4 – новая). Несколько раз лодка обнаруживала конвои, но каждый раз противодействие кораблей эскорта заставляло ее отступать. Наконец 21.10 (везде время московское) 30 января лодка обнаружила лайнер «Вильгельм Густлов» (25.484 брт), на борту которого находилось около 6.600 человек, в основном гражданских беженцев. Его охранение состояло из миноносца «Лёве», который с подводной лодки не был обнаружен. (Назначенный в эскорт торпедолов «TF-1» из-за возникновения течи убыл в базу). Когда подводная лодка обнаружила судно, она двигалась в направлении 105° - почти строгим контркурсом относительно «Густлова». Скорость и лодки, и лайнера составляла 12 узлов. Через 14 минут командир «С-13» определил элементы движения цели и начал сближение, а через две минуты подводная лодка перешла в позиционное положение. Цель начала удаляться. В 21.35. «С-13» всплывает и увеличивает ход. Курсовой угол лайнера на подводную лодку 120° с левого борта. Поняв, что судно ускользает, подводная лодка выжимает из двигателей все возможное. В 21.55. «С-13» ложиться на курс 280°. Начинается часовая гонка за лайнером. Наконец, 23.04. подводная лодка ложится на боевой курс 15° – строго перпендикулярно левому борту «Густлова». 23.08. командир дает команду «Пли». В момент, когда торпеды покинули торпедный аппарат, дистанция до цели составляла 4,5 кбт, расчетный угол встречи - 85°. Из четырех торпед подготовленных к пуску одна не вышла из-за неисправности автомата-коробки торпедного аппарата, зато три других попали в цель. Через час судно затонуло, унеся с собой жизни около 5,5 тысяч человек. (Сейчас немцы заявляют, что на борту лайнера находилось уже порядка 9.000 беженцев, что значительно увеличивает число погибших). Пока «Лёве» и суда шедшего следом конвоя занимались спасением людей с «Густлова», «С-13» покинула место катастрофы. Правда, миноносец «Т-36» сбросил 12 глубинных бомб, разрывы которых слышали на подводной лодке.

Лайнер «Генерал Штойбен» (до 1931 года «Мюнхен»)

    Заключительным аккордом стала атака 10 февраля. В 2.50 «С-13» выпустила две торпеды по легкому крейсеру типа «Эмден» в сопровождении двух миноносцев. Реально – госпитальное судно (бывший лайнер) «Генерал Штойбен» (14.660 брт) в охранении миноносца «Т-196» и торпедолова «TF-10». На борту судна находились 2.680 раненных военнослужащих Вермахта, 270 человек медицинского персонала, 100 солдат, 285 членов экипажа и порядка 900 гражданских лиц, беженцев. Судно затонуло, став братской могилой для более 3,5 тысяч человек. Корабли эскорта, занятые спасением терпящих бедствие, не преследовали «С-13», и она благополучно покинула место катастрофы. 15 февраля подводная лодка прибыла в Турку, а 20 апреля 1945 года «С-13» награждена орденом Красного Знамени. В этот же день субмарина вышла в последний боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать южнее острова Готланд (позиция № 8). В качестве обеспечивающего на борту субмарины в море вышел начальник отдела подводного плавания Штаба КБФ контр-адмирал А.М. Стеценко . Выйти в атаку ни разу не удалось, в то время как сама «С-13» несколько раз становилась объектом атаки подводных лодок и авиации противника. По заключению командира бригады подводных лодок капитана 1 ранга Александра Евстафьевича Орла о действиях командира «С-13» Маринеско в последнем боевом походе:

Артиллеристы «С-13» (слева направо): П.Г. Зубков, Н.К. Гончаров, Г.Е. Быстров, Н.Д. Некрытый, А.Г. Пихур, В.Н. Сорокин и И.Р. Шевцов. Турку, апрель-май 1945 года.
На мостике «С-13» командир БЧ-2-3 капитан-лейтенант К.Е. Василенко. Турку, апрель 1945 года.

Подводная лодка «С-13» после окончания войны. Конец 1940-х - начало 1950-х г.г.(4, 5)

    «1. За период нахождения в море, на позиции, в зоне интенсивного движения противника с 23.04.45 г. 7 раз обнаруживал цели, но атаковать не мог…
    2. 24.04. в 23.38. по ШП обнаружил конвой, но, всплыв в надводное положение, не смог открыть люка… Атака сорвалась, так как в перископ ничего видеть в это время было нельзя.
    3. 26.04 в 01.35 обнаружил работу поискового прибора…Возможность атаковать упущена из-за неправильных действий командира.
    4. 27.04. в 22.46. по ШП обнаружила шум ТР и работу двух УЗПН. Через 7 мин в расстоянии 35 кбт визуально обнаружил ТР в охранении двух СКР и двух СКА. Командир от атаки отказался, ввиду большой видимости. Действия командира неправильные: до этого он вывел ПЛ в светлую часть горизонта, а потом не пошел за противником, не перешел в темную часть горизонта…
    5. 28.04. в 16.41., находясь под водой, по ШП обнаружил шум ТР и работу двух УЗПН… Командир увеличил ход до 4 узлов и через 14 мин от атаки отказался, считая себя вне предельного угла атаки… Возможность атаки упущена по вине командира, который не стремился сблизиться с противником, а берег батарею, боясь что ее придется заряжать несколько ночей подряд.
    6. 28.04. в 19.23. обнаружили шум ТР… В перископ противника не видел. Через девять минут командир якобы установил, не меняя трехузлового хода, что находится вне предельного угла атаки.
    7. 02.05. по ШП обнаружили шум ТР… По-видимому, командир неправильно определил сторону движения и потому с противником не сблизился…
    8. 03.05. в 10.45. в перископ обнаружил ТР в охранении двух СКР, но атаковать не сумел из-за неправильного маневрирования.
    Вывод: Боевую задачу ПЛ не выполнила. Действия командира неудовлетворительные…
»

    14 сентября 1945 года приказом Наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность» А.И. Маринеско был отстранен от командования подводной лодкой, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика.

    После войны «С-13» служила на Балтике. 7 сентября 1954 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучий кабинет боевой подготовки 2-го ВВМУ (с 6 октября 1954 года «КБП-38»). 23 марта 1956 года судно переведено в группу плавсредств НИИ ВМФ №11, а 17 декабря 1956 года исключено из списков и сдано на разборку.

Полномасшабная модель рубки ПЛ «С-13». Музей «Боевая Слава Урала» , г. Верхняя Пышма Свердловской области. Фото Е. Чирва, 2019 г. еще фото =====>>>>

4 боевых похода

02.09.1942 – 19.10.1942
01.10.1944 – 11.11.1944
11.01.1945 – 15.02.1945
20.04.1945 – 23.05.1945

Потопила 5 транспортов (44.138 брт), 1 повредила (563 брт)
11.09.1942 ТР «Гера» (1.379 брт)
11.09.1942 ТР «Юсси Х» (2.325 брт)
17.09.1942 ТР «Анна В» (290 брт)
30.01.1945 ТР «Вильгельм Густлов» (25.484 брт)
10.02.1945 ТР «Штойбен» (14.660 брт)
Поврежден траулер «Зигфрид» (563 брт)

Григорий Александрович Любимов, профессор МГУ

30 января 1945 года советская подводная лодка С-13 под командованием А.И. Маринеско потопила на выходе из Данцигской бухты немецкий девятипалубный лайнер «Вильгельм Густлоф».

К концу Второй мировой войны в Германии был разработан проект подводной лодки нового поколения, по своим боевым качествам намного превосходящей лодки подводного флота союзников. К 1 января 1945 г. немецкий флот имел в своем распоряжении уже около ста подводных лодок такого типа. Командный состав для них готовился на специальной базе в Данциге. По замыслу германского руководства массовый выход в море этих лодок, неожиданный для противника, должен был полностью блокировать морские коммуникации англо-американских войск в Европе, а это, в свою очередь, должно было вынудить наших союзников пойти на сепаратные переговоры, в результате которых Германия избежала бы военного и политического краха.

В середине января 1945 г. была дана команда вывезти из Данцига подготовленных там подводников на базу подводных лодок. В связи с этим на отходящий из Данцига 30 января 1945 г. лайнер «Вильгельм Густлоф» погрузились 3700 офицеров-подводников. Кроме того, на лайнере уплывали высшие чиновники Восточной Пруссии и Польши, высшие офицеры гестапо и СС, представители нацистского руководства, а также беженцы и солдаты отступающей немецкой армии. Всего на лайнере отплыло около 10 тысяч человек. Лайнер был перегружен людьми и грузами. Он охранялся конвоем из нескольких кораблей.

Этот караван кораблей при выходе из Данцигской бухты был обнаружен советской подводной лодкой С-13, которой командовал опытный подводник А.И. Маринеско. Несмотря на превосходство противника в численности и скоростных качествах, несмотря на шторм, плохую видимость и крайне малую глубину бухты, Маринеско решил атаковать противника. Он осуществил смелый обходный маневр, чтобы атаковать лайнер со стороны берега по мелководью, откуда противник вряд ли ожидал нападения. Благодаря самоотверженной, слаженной работе экипажа и неожиданным для противника тактическим решениям командира, лодка незамеченной заняла прекрасную позицию для торпедной атаки. Выпущенные лодкой С-13 торпеды точно поразили цель, образовав колоссальные пробоины в левом борту лайнера, в результате чего через полчаса лайнер затонул. Корабли конвоя смогли спасти менее тысячи пассажиров.

Немецкие корабли, подводные лодки и авиация приложили все усилия, чтобы уничтожить лодку С-13. Во время этой «охоты» на лодку было сброшено около 240 глубинных противолодочных бомб. Однако, С-13 благополучно вернулась на базу.

Победа лодки С-13 была оценена современниками как самая крупная победа на море в XX в. Недаром западные историки назвали атаку Маринеско 30 января 1945 г. атакой века. Немецкий военный историк Ю. Ровер писал: «Потопление лайнера «Вильгельм Густлоф» советской подводной лодкой явилось наиболее крупным вкладом СССР в борьбу на море между противоборствующими сторонами».

Подвиг лодки С-13 имел большое стратегическое и политическое значение. Не вышли в море немецкие подводные лодки нового поколения, так как был уничтожен их командный состав. Потерпели крах планы Гитлера на изменение хода войны победой на море.

Результаты «атаки века» обсуждались на Берлинской конференции руководителей стран антигитлеровской коалиции и стали решающим аргументом в нашу пользу при разделе трофейных кораблей германского флота.

Командир легендарной подводной лодки С-13 Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 г. в Одессе. Его отец, румынский матрос, осел в России, и работал кочегаром в ресторане. Окончив 6 классов школы, А.И. Маринеско в 1926г. поступил учеником матроса в Черноморское пароходство. В 1933 г. был мобилизован во флот и после окончания курсов комсостава был в 1934 г. назначен командиром подводной лодки.

Прохождение А.И. Маринеско по службе было успешным. К началу войны он – капитан-лейтенант и командир крупной подводной лодки, признанной в 1940 г. лучшей лодкой Балтийского флота. На этой лодке Маринеско достиг существенных успехов в начале войны и был награжден Орденом Ленина. В 1943 г. он был назначен командиром подводной лодки С-13.

Несмотря на высокие профессиональные качества и умение организовать боевую работу коллектива подводной лодки, А.И. Маринеско имел ряд взысканий за нарушения дисциплины, несовместимые со званием командира. Эта сторона характера и поведения Маринеско послужила основанием для партийных и кадровых органов Балтийского флота воспротивиться награждению экипажа лодки и его командира высшими наградами за совершенный ими беспримерный подвиг. Было сделано также все, чтобы о подвиге лодки С-13 и ее командира было забыто.

А.И. Маринеско глубоко переживал несправедливость, постигшую экипаж лодки и его лично. Он не смог совладать с собой и за ряд поступков, позорящих честь офицера, был уволен из флота. Жизнь вне флота у Маринеско сложилась трагически, и он умер в нищете и безвестности в 1963 г.

В 1963 г. писатель С.С.Смирнов в телевизионной передаче «Подвиг» и в 1968 г. адмирал флота Н.Г.Кузнецов в статье «Атакует С-13» рассказали о подвиге лодки С-13 и ее командира А.И. Маринеско. Эти выступления послужили толчком к общественному движению за достойную историческую оценку подвига лодки С-13.

В 1990 г. в связи с празднованием 45-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне был опубликован Указ Президента СССР о присвоении А.И. Маринеско посмертно звания Героя Советского Союза. Очень жаль, что это произошло спустя 27 лет после смерти героя.

Интересно, что в Англии в Портсмуте в музее морской истории установлен бюст А.И. Маринеско в память о человеке, внесшем достойный вклад в крушение фашизма. К сожалению, в нашей стране памятник Герою Советского Союза А.И. Маринеско стоит только на его могиле.

30 января 1895 г. в городе Шверин родился Вильгельм Густлофф , будущий функционер среднего звена национал-социалистической партии.
30 января 1933 г. пришел к власти Гитлер ; этот день стал одним из самых значительных праздников в Третьем рейхе.
30 января 1933 г. Адольф Гитлер назначил Густлоффа ландесгруппенляйтером Швейцарии с местом пребывания в Давосе. Густлофф вёл активную антисемитскую пропаганду, в частности, способствовал распространению в Швейцарии «Протоколов сионских мудрецов».
30 января 1936 г. студент-медик Франкфуртер приехал в Давос с целью убить Густлоффа . Из газеты, купленной в привокзальном киоске, он узнал, что наместник находится «у своего фюрера в Берлине» и вернется через четыре дня. 4 февраля студент убил Густлоффа . В следующем году имя "Вильгельм Густлофф" было присвоено морскому лайнеру, заложенному как "Адольф Гитлер" .
30 января 1945 года, ровно через 50 лет после рождения Густлоффа , советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга А. Маринеско торпедировала и отправила на дно лайнер "Вильгельм Густлофф" .
30 января 1946 г. Маринеско понижен в звании и уволен в запас.

Начал трудовую жизнь мелким банковским служащим в городе у семи озер Шверине, недостаток образования Густлофф компенсировал усердием.
В 1917 г. банк перевел своего юного старательного клерка, болевшего туберкулезом легких, в свой филиал в Давосе. Швейцарский горный воздух полностью излечил больного. Одновременно с работой в банке он организовал местную группу национал-социалистической партии и стал ее руководителем. Врач, лечивший Густлоффа в течение нескольких лет, так отзывался о своем пациенте: "Ограничен, добродушен, фанатичен, безрассудно предан фюреру: "Если Гитлер прикажет мне сегодня вечером в 6 часов застрелить жену, то в 5.55 я заряжу револьвер, а в 6.05 моя жена будет трупом ". Член нацистской партии с 1929 г. Его жена Хедвиг в начале 30-х годов работала секретаршей Гитлера.

4 февраля 1936 года в дом с вывеской W. Gustloff, NSDAP вошел еврейский студент Давид Франкфуртер. Он выехал в Давос несколькими днями ранее - 30 января 1936 г. Без багажа, с билетом в один конец и револьвером в кармане пальто.
Жена Густлоффа провела его в кабинет и попросила подождать; тщедушный невысокого роста посетитель не вызвал никаких подозрений. В открытую боковую дверь, рядом с которой висел портрет Гитлера, студент увидел двухметрового великана — хозяина дома, говорящего по телефону. Когда через минуту тот вошел в кабинет, Франкфуртер молча, не вставая с кресла, поднял руку с револьвером и выпустил пять пуль. Быстро пройдя к выходу — под душераздирающие крики жены убитого — он отправился в полицию и заявил, что только что застрелил Густлоффа. Вызванная для идентификации убийцы Хедвиг Густлофф несколько мгновений смотрит на него и говорит: "Как вы могли убить человека! У вас такие добрые глаза!"

Для Гитлера смерть Густлоффа явилась подарком с неба: первый нацист, убитый евреем за границей, к тому же в ненавидимой им Швейцарии! Еврейский общегерманский погром не состоялся лишь потому, что в те дни в Германии проводились зимние Олимпийские игры, и Гитлер пока еще не мог себе позволить полностью игнорировать мировое общественное мнение.

Нацистский пропагандистский аппарат выжал из события все возможное. В стране объявили трехнедельный траур, приспущены государственные флаги… Прощальная церемония в Давосе транслировалась всеми немецкими радиостанциями, мелодии Бетховена и Гайдна сменялись вагнеровскими "Сумерками богов"… Выступал Гитлер: "За спиной убийцы стоит наполненная ненавистью сила нашего еврейского врага, пытающегося поработить немецкий народ… Мы принимаем их вызов к борьбе!" В статьях, речах, радиопередачах звучали рефреном слова "еврей стрелял".

Историки рассматривают пропагандистское использование Гитлером убийства Густлоффа как пролог к "окончательному решению еврейского вопроса".

Густлов умер, да здравствует Вильгельм Густлов!

Незначительная личность В. Густлоффа, почти не известная до покушения, официально возведена в ранг Blutzeuge, святого мученика, павшего от руки наемника. Создавалось впечатление, что убит один из главных нацистских деятелей. Имя его присвоено улицам, площадям, мосту в Нюрнберге, воздушному планеру… В школах проведены занятия на тему "Вильгельм Густлофф, убитый евреем" .

Именем "Вильгельм Густлофф" был назвал немецкий "Титаник" флагман флота организации под названием Kraft durch Freude , сокращенно KdF — "Сила через радость" .
Руководил ею Роберт Лей , глава государственных профсоюзов "Немецкий рабочий фронт". Это он изобрел нацистское приветствие Хайль Гитлер! с вытянутой рукой и предписал выполнять его сначала всем государственным служащим, затем учителям и школьникам, а еще позже — всем рабочим. Это он, известный пьяница и "величайший идеалист в рабочем движении" организовал флот кораблей KdF .


Нацисты во главе с Адольфом Гитлером, придя к власти, дабы увеличить социальную базу поддержки их политики среди населения Германии, одним из направлений своей деятельности обозначили создание широкой системы социального обеспечения и услуг.
Уже в середине 1930-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в других странах Европы.
Целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов была задумана к постройке, как воплощение идей национал-социализма и их пропаганды.
Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта планировали назвать именем немецкого фюрера — "Адольф Гитлер" .


Корабли символизировали национал-социалистическую идею бесклассового общества и сами были, в отличие от плавающих по всем морям круизных судов-люкс для богатых, «бесклассовыми кораблями» с одинаковыми для всех пассажиров каютами, дающими возможность "совершить, по воле фюрера, слесарям Баварии, почтальонам Кельна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в год доступное по цене морское путешествие на Мадейру, по Средиземноморскому побережью, к берегам Норвегии и Африки" (Р.Лей).

5 мая 1937 года на гамбургской верфи Блюм и Фосс торжественно спустили на воду крупнейшее в мире круизное десятипалубное судно, построенное по заказу KdF. Вдова Густлоффа в присутствии Гитлера разбила о борт бутылку шампанского, и теплоход получил свое имя — Вильгельм Густлофф . Его водоизмещение — 25000 тонн, длина — 208 метров, стоимость — 25 млн рейхсмарок. Он рассчитан на 1500 отдыхающих, к услугам которых — застекленные прогулочные палубы, зимний сад, плавательный бассейн…



Радость — источник силы!

Так началось недолгое счастливое время в жизни лайнера, оно продлится год и 161 день. "Плавучий дом отдыха" работал непрерывно, народ был в восторге: цены морских путешествий были если не низки, то доступны. Пятидневный круиз к норвежским фьордам стоил 60 рейхсмарок, двенадцатидневный, вдоль берегов Италии — 150 рм (месячный заработок рабочего и служащего равнялся 150-250 рм). Во время плавания можно было позвонить домой по сверхдешевому тарифу и излить свой восторг на домашних. За границей отпускники сравнивали условия жизни со своими в Германии, и сравнения чаще всего оказывались не в пользу иностранных. Современник размышляет: "Как удалось Гитлеру в короткое время прибрать к рукам народ, приучить его не только к молчаливой покорности, но и к массовому ликованию при официальных мероприятиях? Частичный ответ на этот вопрос дает деятельность организации KdF" .



Звездный час Густлова выпал на апрель 1938 г, когда в штормовую погоду команда спасла моряков тонущего английского парохода Pegaway. Английская пресса отдала должное мастерству и отваге немцев.

Изобретательный Лей использовал непредвиденный пропагандистский успех для использования лайнера в качестве плавучего избирательного участка при народном голосовании о присоединении Австрии к Германии. 10 апреля в устье Темзы Густлов принял на борт около 1000 немецких и 800 австрийских граждан, живущих в Великобритании, а также большую группу журналистов-наблюдателей, покинул трехмильную зону и встал на якорь в нейтральных водах, где и провели голосование. Как и ожидалось, 99% избирателей проголосовали «за». Британские газеты, в том числе и марксистская Дейли Геральд, не скупились на похвалы в адрес профсоюзного корабля.


Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось — менее чем через неделю Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война.
Счастливая эпоха в жизни теплохода оборвалась во время юбилейного пятидесятого плавания, 1 сентября 1939 г., в первый день Второй мировой войны. К концу сентября он переоборудован в плавучий лазарет на 500 коек. Проведены большие кадровые изменения, судно передано в военно-морские силы, а в следующем году, после еще одной перестройки, оно стало казармой курсантов-матросов 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафен (польский город Гдыня). Нарядные белые борта теплохода, широкая зеленая полоса вдоль бортов и красные кресты — все закрашено эмалью грязно-серого цвета. Каюту главного врача бывшего лазарета занял офицер-подводник в чине корвет-капитана, теперь он будет определять функции судна. В кают-компании заменены портреты: улыбчивый "великий идеалист" Лей уступил место суровому гросс-адмиралу Деницу.



С началом войны почти все суда KdF оказались на военной службе. "Вильгельм Густлофф" был переоборудован в госпитальное судно и приписан к ВМС Германии - Kriegsmarine. Лайнер был перекрашен в белый цвет и обозначен красными крестами, что должно было защитить его от нападения согласно Гаагской конвенции. Первые пациенты начали прибывать на борт уже во время войны против Польши в октябре 1939 года. Даже в таких условиях власти Германии использовали судно как средство пропаганды — как свидетельство гуманности нацистского руководства, большинством из первых пациентов были раненые пленные поляки. Со временем, когда немецкие потери стали ощутимыми, судно отправили в порт Готенгафен (Гдыню), где оно взяло на борт ещё больше раненых, а также немцев (фольксдойче), эвакуированных из Восточной Пруссии.
Учебный процесс шел ускоренным ходом, каждые три месяца — очередной выпуск, пополнение для подводных лодок — новостроек. Но прошли те времена, когда подводники Германии почти что поставили на колени Великобританию. В 1944 году 90% выпускников курсов ожидала смерть в стальных гробах.

Уже осень сорок третьего показала, что спокойная жизнь кончается — 8 (9) октября американцы накрыли гавань бомбовым ковром. Плавучий лазарет Штутгарт загорелся и затонул; это была первая потеря бывшего KdF-корабля. Взрыв тяжелой бомбы рядом с Густловым вызвал полутораметровую трещину в бортовой обшивке , которую заварили. Сварной шов ещё напомнит о себе в последний день жизни Густлова, когда подводная лодка С-13 будет медленно, но верно догонять исходно более быстроходную плавучую казарму.



Во второй половине 1944 года фронт подошёл совсем близко к Восточной Пруссии. Немцы Восточной Пруссии имели определенные причины бояться мести со стороны Красной Армии — большие разрушения и убийства среди мирного населения на оккупированных территориях Советского Союза были известны многим. Немецкая пропаганда живописала «ужасы советского наступления».

В октябре 1944 года первые отряды Красной Армии уже были на территории Восточной Пруссии. Нацистская пропаганда начала широкую кампанию по «обличению советских зверств», обвиняя советских воинов в массовых убийствах и изнасилованиях. Распространением такой пропаганды нацисты достигли своей цели — количество добровольцев в ополчение Фольксштурм (нем. Volkssturm) увеличилось, однако пропаганда также привела и к усилению паники среди мирного населения с приближением фронта, и миллионы людей стали беженцами.


"Задают вопрос, почему беженцы панически боялись мести солдат Красной армии. Тот, кто, как я, видел разрушения, оставленные гитлеровскими войсками в России, не станет долго ломать голову над этим вопросом" — писал многолетний издатель журнала Der Spiegel Р.Аугштайн.

21 января гросс-адмирал Дениц дал команду приступить к выполнению операции "Ганнибал" — крупнейшей эвакуации населения морским путем всех времен: более двух миллионов человек переправили на Запад все имевшиеся в распоряжении немецкого командования суда.

В это же время подводные лодки Советского Балтийского флота готовились к завершающим войну атакам. Значительная их часть долгое время была заблокирована в Ленинградском и Кронштадском портах немецкими минными полями и стальными противолодочными сетями, выставленными 140 кораблями весной 1943 года. После прорыва блокады Ленинграда Красная Армия продолжила наступление вдоль берегов Финского залива, а капитуляция Финляндии, союзницы Германии открыла советским подводным лодкам путь в Балтийское море . Последовал приказ Сталина: подводникам, базирующимся в финских гаванях, обнаруживать и уничтожать корабли врага. Операция преследовала и военную, и психологическую цели — затруднить снабжение немецких войск морским путем и помешать эвакуации на Запад. Одним из последствий сталинского приказа стала встреча Густлова с подводной лодкой С-13 и ее командиром капитаном 3 ранга А. Маринеско.

Национальность — одессит.

Капитан третьего ранга А. И. Маринеско

Маринеско, сын матери украинки и отца румына, родился в 1913 году в Одессе. Отец во время Балканской войны служил в румынском флоте, за участие в мятеже был приговорен к смерти, бежал из Констанцы и обосновался в Одессе, переделав румынскую фамилию Маринеску на украинский лад. Детство Александра прошло среди молов, сухих доков и подъемных кранов порта, в обществе русских, украинцев, армян, евреев, греков, турок; все они считали себя прежде всего одесситами. Он рос в голодные послереволюционные годы, старался урвать, где только мог, кусок хлеба, ловил бычков в гавани.

Когда жизнь в Одессе нормализовалась, в порт стали приходить иностранные суда. Нарядные и веселые пассажиры бросали в воду монеты, и одесские мальчишки ныряли за ними; мало кому удавалось опередить будущего подводника. Школу он покинул в 15 лет, умея читать, кое-как писать и «продавать от жилетки рукава», как он впоследствии часто говаривал. Его язык представлял красочную и причудливую смесь русского и украинского, сдобренную одесскими «хохмами» и румынскими ругательствами. Суровое детство закалило и сделало его изобретательным, приучило не теряться в самых неожиданных и опасных положениях.

Морскую жизнь он начал в 15 лет юнгой на каботажном пароходе, окончил мореходное училище, был призван на военную службу. Вероятно, Маринеско был прирожденным моряком-подводником, даже фамилия у него была морская. Начав службу, он быстро понял, что ему, индивидуалисту от природы, больше всего подходит малый корабль. После девятимесячных курсов он плавал штурманом на подводной лодке Щ-306, затем окончил командирские курсы и в 1937 году стал командиром другой лодки, М-96 — два торпедных аппарата, 18 человек команды. В предвоенные годы М-96 носила звание "лучшая п.л. Краснознаменного Балтийского флота" , поставив рекорд времени срочного погружения — 19,5 секунд вместо 28 нормативных, за что командира и его команду наградили именными золотыми часами .



К началу войны Маринеско уже был опытным и авторитетным подводником. Он обладал редким даром управлять людьми, позволявшим ему переходить без потери авторитета от «товарища командира» к равноправному члену застолья в кают-компании.

В 1944 году Маринеско получил под свое командование большую подводную лодку серии "Сталинец" С-13. История создания лодок этой серии заслуживает хотя бы нескольких строк, так как является ярким примером тайного военного и промышленного сотрудничества СССР и Третьего рейха перед войной. Проект разрабатывался по заказу советского правительства в инженерном бюро, принадлежавшем совместно немецкому военному флоту, Круппу и верфи в Бремене. Руководил бюро немец Блюм, отставной капитан, а находилось оно в Гааге — с целью обойти положение Версальского мирного договора, запрещающего Германии разработку и строительство подводных лодок.


В конце декабря 1944 года С-13 находилась в финском порту Турку и готовилась к выходу в море. Он был назначен на 2 января, но загулявший Маринеско появился на лодке лишь на следующий день, когда "особый отдел" службы безопасности уже разыскивал его как перебежчика на сторону врага. Выпарив в бане хмель, он прибыл в штаб и честно обо всем рассказал. Имена девушек и место "загула" он вспомнить не смог или не захотел, сказал только, что пили понтикку, финский картофельный самогон, по сравнению с которой "водка — что материнское молоко".

Командир С-13 был бы арестован, если бы не острая нехватка опытных подводников и не приказ Сталина, который надо было выполнять любой ценой. Комдив капитан 1 ранга Орел приказал С-13 срочно выйти в море и ждать дальнейших распоряжений. 11 января полностью заправленная С-13 взяла курс вдоль побережья острова Готланд в открытое море. Возвращение на базу без победы было для Маринеско равносильно отдаче под трибунал.

В рамках операции «Ганнибал» 22 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» в порту Гдыни (тогда называвшегося немцами Готенхафен (нем. Gotenhafen) начал принимать на борт беженцев. Сначала людей размещали по специальным пропускам — в первую очередь несколько десятков офицеров-подводников, несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона и почти тысячу раненых солдат. Позже, когда в порту собрались десятки тысяч людей и ситуация осложнилась, начали впускать всех, предоставляя преимущество женщинам и детям. Поскольку запроектированное количество мест были всего 1 500, беженцев начали размещать на палубах, в переходах. Женщин-военнослужащих разместили даже в пустом бассейне. На последних этапах эвакуации паника усилилась настолько, что некоторые женщины в порту в отчаянии начали отдавать своих детей тем, кому удалось подняться на борт, в надежде хотя бы таким образом их спасти. Под конец, 30 января 1945 года, офицеры экипажа судна уже перестали считать беженцев, количество которых перевалило за 10 000.
По современным оценкам на борту должно было находиться 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision), 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.

Атака века.

Капитану Густлова Петерсону 63 года, он не водил корабли уже много лет и поэтому просил придать ему в помощь двух молодых капитанов-мореходов. Военное командование кораблем поручено опытному подводнику корвет-капитану Цану. Создалась уникальная ситуация: на командном мостике корабля — четыре капитана с неясным распределением полномочий, что станет одной из причин гибели Густлоффа.

30 января в сопровождении единственного корабля, торпедоносца Лев, Густлофф покинул порт Готенхафен, и сразу же среди капитанов разгорелся спор. Цан, знавший об опасности атак советских подводных лодок больше, чем остальные, предлагал идти зигзагом с максимальной скорость в 16 узлов, в таком случае более тихоходные лодки не смогут их догнать. «12 узлов, не больше!» — возразил Петерсон, напомнив о ненадежном сварном шве в бортовой обшивке, и настоял на своем.

Густлофф шел коридором в минных полях. В 19 часов поступила радиограмма: на встречном курсе находится соединение тральщиков. Капитаны дали команду включить, во избежание столкновения, опознавательные огни. Последняя и решающая ошибка. Злосчастная радиограмма осталась навсегда загадкой, никакие тральщики не появились.


Между тем С-13, безуспешно пробороздив воды предписанного маршрута патрулирования, 30 января направилась к Данцигской бухте — там, как подсказывала Маринеско интуиция, должен быть враг. Температура воздуха — минус 18, метет снег.

Около 19 часов лодка всплыла, как раз в это время на Густлоффе зажглись огни. В первые секунды вахтенный офицер не поверил своим глазам: вдали светится силуэт гигантского судна! Появился на мостике Маринеско, в известном всем балтийцам-подводникам неуставном замасленном овчинном полушубке.

В 19:30 капитаны Густлоффа, так и не дождавшись мистических тральщиков, приказали выключить огни. Слишком поздно — Маринеско уже вцепился в заветную цель мертвой хваткой. Он не мог понять, почему гигантское судно не идет зигзагом и сопровождается всего одним кораблем. Оба эти обстоятельства облегчат проведение атаки.

На Густлоффе воцарилось радостное настроение: еще несколько часов, и они покинут опасную зону. Капитаны собрались в кают-компании к обеду, стюард в белой куртке принес гороховый суп и холодное мясо. Некоторое время отдыхали после споров и волнений дня, выпили по рюмке коньяка за успех.

На С-13 приготовлены к атаке четыре носовых торпедных аппарата, на каждой торпеде надпись: на первой — "За Родину" , на второй — "За Сталина ", на третьей — "За советский народ" и на четвертой — "За Ленинград" .
До цели 700 метров. В 21:04 выпускается первая торпеда, следом остальные. Три из них поражают цель, четвертая, с надписью "За Сталина", застревает в трубе торпедного аппарата , готовая взорваться при малейшем сотрясении. Но и тут, как часто у Маринеско, умение дополняется везением: двигатель торпеды по неизвестной причине глохнет, и торпедист быстро закрывает наружную крышку аппарата. Лодка уходит под воду.


В 21:16 первая торпеда попала в носовую часть судна , позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Первой мыслью пассажиров было, что они наскочили на мину, но капитан Петерсон понял, что это была субмарина, и его первыми словами было:
Das war’s - Вот и всё.

Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые отсеки в нижних палубах, капитан нечаянно заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. Поэтому в панике и давке погибло не только много детей и женщин, но также многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей.

Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул.


Одна торпеда разрушила борт корабля в районе плавательного бассейна, гордости бывшего KdF-судна; в нем размещались 373 девушки из вспомогательных служб флота. Хлынула вода, осколки красочной кафельной мозаики врезались в тела тонущих. Спасшиеся — их немного — рассказывали, что в момент взрыва по радио звучал немецкий гимн, завершивший речь Гитлера в честь двенадцатой годовщины его прихода к власти.

Вокруг тонущего корабля плавали десятки спасательных лодок и плотов, спущенных с палуб. Перегруженные плоты облеплены судорожно вцепившимися в них людьми; один за другим они тонут в ледяной воде. Сотни мертвых детских тел: спасательные жилеты держат их на плаву, но детские головы тяжелее ног, и из воды торчат одни ноги.

Капитан Петерсон покинул судно одним из первых. Находившийся с ним в одной спасательной лодке матрос позже расскажет: "Недалеко от нас барахталась в воде с криками о помощи женщина. Мы втащили ее в лодку, невзирая на крик капитана "отставить, мы и так перегружены!"

Более тысячи человек были спасены кораблем сопровождения и семью судами, подоспевшими к месту катастрофы. Через 70 минут после взрыва первой торпеды Густлофф начал тонуть. При этом происходит нечто невероятное: во время погружения неожиданно включается вышедшее из строя при взрыве освещение, и раздается вой сирен. Люди с ужасом взирают на дьявольский спектакль.

С-13 повезло еще раз: единственный корабль сопровождения был занят спасением людей, а когда он начал бросать глубинные бомбы, торпеда "За Сталина" была уже обезврежена, и лодка смогла уйти.

Один из спасшихся, 18-летний стажер административно-хозяйственной службы Хайнц Шён , более полувека собирал материалы, связанные с историей лайнера, и стал хронистом величайшей корабельной катастрофы всех времен. По его подсчетам, 30 января на борту Густлова находилось 10582 человека, погибло 9343. Для сравнения: катастрофа Титаника, в 1912 году напоровшегося на подводный айсберг, стоила жизни 1517 пассажирам и членам команды.

Все четыре капитана спаслись. Самый молодой из них, по фамилии Колер, вскоре после окончания войны покончил с собой — его сломала судьба Густлоффа.

Миноносец «Лев» (бывший корабль голландского ВМФ) первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была −18 °C , оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды.
На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя — крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1500 беженцев.
Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, — на «Лёве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, — последнего спасённого пассажира "Вильгельма Густлоффа".

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9985 жизней.


Хронист Густлова Хайнц Шён в 1991 году разыскал последнего оставшегося в живых из 47 человек команды С-13 77-летнего бывшего торпедиста В. Курочкина и дважды побывал у него в деревне под Ленинградом. Два старых моряка поведали друг другу (с помощью переводчицы), что происходило в памятный день 30 января на подводной лодке и на Густлоффе.
Во время второго визита Курочкин признался немецкому гостю, что после их первой встречи почти каждую ночь ему снятся женщины и дети, с криками о помощи тонущие в ледяной воде. При прощании он сказал: "Плохое это дело — война. Друг в друга стрелять, женщин и детей убивать — что может быть хуже! Научиться бы людям жить без пролития крови…"
В Германии реакция на потопление "Вильгельма Густлоффа" на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту "Вильгельма Густлоффа" осталось раной, которую не заживило даже время. Вместе с бомбардировкой Дрездена эта трагедия остаётся одним из наиболее страшных событий Второй мировой войны для немецкого народа .

Некоторые немецкие публицисты считают потопление Густлова преступлением против мирного населения, таким же, как бомбардировка Дрездена. Однако вот какое заключение вынес Институт морского права в Киле: "Вильгельм Густлофф являлся законной военной целью, на нем находились сотни специалистов-подводников, зенитные орудия… Имелись раненые, но отсутствовал статус плавучего лазарета. Правительство Германии 11.11.44 объявило Балтийское море районом военных операций и приказало уничтожать все, что плавает. Советские вооруженные силы имели право отвечать тем же" .

Исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением , так как:
суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.

"Вильгельм Густлофф" был военным кораблем, будучи приписан к военно-морским силам и вооруженным, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, "Густлофф" являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:

"Вильгельм Густлофф" не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
"Вильгельм Густлофф" являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;
"Вильгельм Густлофф" шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец "Лев");
Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход "Армения" , потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, и «Армения», как и "Вильгельм Густлофф" , нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).


… Прошли годы. Совсем недавно корреспондент журнала Der Spiegel встречался в Петербурге с Николаем Титоренко, бывшим командиром-подводником мирного времени и автором книги о Маринеско "Личный враг Гитлера". Вот что он сказал корреспонденту: "Чувства мстительного удовлетворения я не испытываю. Гибель тысяч людей на Густлоффе представляю скорее как реквием по умершим во время блокады Ленинграда детям и всем погибшим. Путь немцев к катастрофе начался не тогда, когда Маринеско дал команду торпедистам, а когда Германия покинула указанный Бисмарком путь мирного согласия с Россией".


В отличие от длительных поисков "Титаника", найти "Вильгельма Густлоффа" было легко.
Его координаты на момент потопления оказались точными, к тому же корабль находился на сравнительно небольшой глубине — лишь 45 метров.
Майк Боринг в 2003 году посетил обломки корабля и снял документальный фильм о своей экспедиции.
На польских навигационных картах место обозначено как "Препятствие № 73"
В 2006 году колокол, поднятый с места кораблекрушения, а затем использовавшийся в качестве украшения в польском рыбном ресторане, был выставлен на выставке "Forced Paths" в Берлине.


2-3 марта 2008 года показан новый телевизионный фильм немецкого канала ZDF под названием «Die Gustloff»

В 1990 году, через 45 лет после окончания войны, Маринеско присвоили звание Героя Советского Союза. Позднее признание пришло благодаря деятельности "Комитета Маринеско", действовавшего в Москве, Ленинграде, Одессе и Калининграде. В Ленинграде и Калининграде командиру С-13 установили памятники. Имя Маринеско носит небольшой музей подводных сил России в северной столице.

С-13 повезло еще раз: единственный корабль сопровождения был занят спасением людей, а когда он начал бросать глубинные бомбы, торпеда "За Сталина" была уже обезврежена, и лодка смогла уйти.

Один из спасшихся, 18-летний стажер административно-хозяйственной службы Хайнц Шён, более полувека собирал материалы, связанные с историей лайнера, и стал хронистом величайшей корабельной катастрофы всех времен. По его подсчетам, 30 января на борту Густлова находилось 10582 человека, погибло 9343. Для сравнения: катастрофа Титаника, в 1912 году напоровшегося на подводный айсберг, стоила жизни 1517 пассажирам и членам команды.

Все четыре капитана спаслись. Самый молодой из них, по фамилии Колер, вскоре после окончания войны покончил с собой - его сломала судьба Густлоффа.

Миноносец «Лев» (бывший корабль голландского ВМФ) первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была −18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды.
На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя - крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1500 беженцев.
Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, - на «Лёве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, - последнего спасённого пассажира "Вильгельма Густлоффа".

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9985 жизней.

Хронист Густлова Хайнц Шён в 1991 году разыскал последнего оставшегося в живых из 47 человек команды С-13 77-летнего бывшего торпедиста В. Курочкина и дважды побывал у него в деревне под Ленинградом. Два старых моряка поведали друг другу (с помощью переводчицы), что происходило в памятный день 30 января на подводной лодке и на Густлоффе.
Во время второго визита Курочкин признался немецкому гостю, что после их первой встречи почти каждую ночь ему снятся женщины и дети, с криками о помощи тонущие в ледяной воде. При прощании он сказал: "Плохое это дело - война. Друг в друга стрелять, женщин и детей убивать - что может быть хуже! Научиться бы людям жить без пролития крови…"

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода