Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дунайская военная флотилия. Дунайская военная флотилия - дунайская военная флотилия - история - каталог файлов - любимый измаил

В 14 главе своей книги Ледокол, названной «До самого Берлина» Виктор Суворов(в миру Владимир Богданович Резун) пробует использовать Дунайскую военную флотилию как критерий усиления наступательной мощи Красной армии, предлагая посмотреть была ли она оборонительной.
Попробуем сделать тоже самое, и тоже использовать Дунайскую военную флотилию(ДВФ) как критерий -критерий достоверности утверждений самого В. Суворова.

Начнем по порядку, то есть с самого начала.

А начинает Владимир Богданович с утверждения, что

« Дунайская военная флотилия включала в свой состав около семидесяти боевых речных кораблей и катеров».

В. Суворов сильно преувеличивает количество боевых кораблей флотилии.

В «Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы», согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г состав боевых кораблей флотилии дается в 33 еденицы, из которых 5 составляют мониторы, 22 бронекатера, 5 катерные тральщики и 1 минный заградитель.

Другие военные корабли, находившиеся на Дунае, и оперативно подчиняющиеся флотилии в разной степени -дивизион глиссеров и переданный флотилии в начале войны 4-й черноморский отряд пограничных судов, включавший до 30 различных малотоннажных судов планом прикрытия не рассматривались из за не возможности их применения как тактической силы в боевых действиях (они использовались только в охранных целях и как вспомогательные суда). Но Владимир Богданович их рассматривает и подсчитывает, из чего его выводы естественно расходятся с выводами плана прикрытия где прямо сказано что ДВФ уступает противостоящей ей румынской флотилии « как в количественном, так и особенно в качественном отношении» и следовательно как наступательное средство никак использоваться не может. Какое уж тут наступление при количественном и качественном превосходстве противника. Но Владимир Богданович рвется в наступление и поэтому для начала обеспечивает себе численное превосходство.

Продолжаем:

«В случае оборонительной войны вся Дунайская флотилия с первого момента войны попадала в ловушку: отходить из дельты Дуная некуда — позади Черное море».

При этом Владимир Богданович просто напросто забывает о том, как Дунайская флотилия собственно и оказалась на Дунае.. А попала она туда, совершив в 1940г. переход с Днепра на Дунай тем же самым Черным морем. И в 1941г, после отвода частей 14 стрелкового корпуса от Дуная флотилия перешла в Одессу, тоже Черным морем естественно..

При этом необходимая подготовка к морскому переходу речных кораблей, не приспособленных изначально к плаванию по морю в 1940г. была проведена в плановом порядке в течение месяца, а в 1941г. и вовсе в течении двух дней.

«В оборонительной войне Дунайская военная флотилия не только не могла по характеру своего базирования решать оборонительные задачи, но оборонительных задач и не могло тут возникнуть!»

Тут лучше всего обратится к документам как раз и определяющим характер задач Дунайской флотилии.

В Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г. задачей ДВФ, входящей по плану в район прикрытия№6 является:

«совместно с частями 14 СК -9-й КД, 25-й и 51-й СД и 25 и 79-м погранотрядами.

1) во взаимодействии с сухопутными войсками РП № 6 воспретить свободное плавание каких-либо судов противника по р. Дунай;
2) не допустить форсирования пр-ком р. Дунай на участке устье р. Прут, устья Килийского рукава;
3) при проникновении пр-ка на сев. берег р. Дунай оказать содействие сухопутным войскам в уничтожении прорвавшегося пр-ка.»

Значит оборонительные задачи у флотилии по мнению командования ОдВО все таки были..

Идем по тексту:

«Дельта Дуная - это сотни озер, это непроходимые болота и камыши на сотни квадратных километров. Не будет же противник нападать на Советский Союз через дельту Дуная!»

Нападать на внутренние районы Советского Союза с Дунайского плацдарма противник конечно не собирался.

Но на Дунае находился стратегически важный крупный речной порт Измаил, через который до войны велась активная торговля со всеми при Дунайскими государствами. Через Измаильский порт снабжался весь советский берег Дуная. Измаильский порт, являвшийся ее основной базой ДВФ успешно удерживала до самого ухода советских войск с Дуная.

«существовал только один вариант действий Дунайской флотилии - в ходе всеобщего наступления войск Красной Армии вести боевые действия вверх по течению реки».

Вот как раз такого варианта у Дунайской флотилии и не было.

При подготовке вышеупомянутого плана прикрытия ОдВО флагартом Дунайской флотилии Н. К. Подколзиным были подготовлены и расчеты на бой мониторов флотилии с мониторами вероятного противника. И расчеты эти были неутешительными. Существовала лишь чисто теоретическая возможность пробить нашими 100-мм снарядами броню румынских мониторов - «при стрельбе с очень короткой дистанции и при встрече снаряда с броней под прямым углом».

ДВФ было не до наступательных действий. 5 мониторов, являвшиеся основной ударной силой флотилии были не в состоянии выдержать бой с семью румынскими мониторами.

Во время боевых действий на Дунае, при возникновении такой ситуации 27 июня и 14 июля 1941г. при выходах румынских мониторов на советские участки Дуная бой с ними велся с дальних дистанций с помощью береговой артиллерии и авиации. А советские мониторы держались на закрытых позициях и ввод их в бой предусматривался только в самом крайнем случае, если все остальные способы воспрепятствования прорыву противника будут исчерпаны.

«В оборонительной войне Дунайская флотилия никому не нужна и обречена на немедленное уничтожение на своих открытых стоянках у простреливаемого противником берега»

Ложность этих утверждений В. Суворова доказала сама война.

Владимир Богданович заблуждался относительно открытых стоянок. Открытым для обстрела с румынского берега являлось только место постоянного базирования флотилии - Измаильский порт.

Еще до начала войны, по окончании больших отрядных учений ЧФ, в связи с напряженностью обстановкипроводившиеся в 41г. необычно рано, флотилии было приказано оставаться в оперативной готовности №2, которая предусматривала, в частности, рассредоточение кораблей по плану оперативного развертывания.

Три монитора, часть бронекатеров и тральщиков поднялись к устью Прута, в район Рени. Ренийская группа кораблей рассматривалась командованием как передовой отряд флотилии — она сразу же вступила бы в соприкосновение с речным противником, появись он со стороны Галаца.

Два других монитора, включая флагманский «Ударный», с основной частью бронекатеров и тральщиков были укрыты в Кислицкой протоке, а управление этой группой взял на себя непосредственно командующий флотилией. Остальные бронекатера ушли к дунайскому устью, в район Килии Ноу и Вилкова. В Измаиле, то есть на открытых стоянках, не осталось к 21 июня ни одного корабля.

Закрытые же стоянки в протоках были настолько надежны что ими пользовались до самого окончания боевых действий.

Владимир Богданович сетует на то, что

« маневрировать флотилии негде.»

Почти месяц, пока велись бои на Дунае, до 19 июля 41г. флотилия продолжала маневрировать -как впрочем и противостоявшая ей румынская речная дивизия. Корабли через каждые 5-6 часов а иногда и чаще меняли места якорных стоянок в протоках, иногда на очень коротких участках. Так Ренийская группа 16 дней успешно маневрировала и на вовсе вроде для этого неподходящем 2-х километровом участке Прута.

Непосредственно в Дунай корабли тоже выходили - для высадки десантов, минных постановок и ежедневного патрулирования. Причем румыны имевшие численное превосходство поступали также само - это обьяснялось спецификой боевых действий на Дунайском театре, где с обоих сторон активно применялась дальнобойная артиллерия.

«А вот в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км вверх по течению, и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена. Еще двести километров вверх по течению - и вся германская военная машина остановится просто потому, что германские танки, самолеты, боевые корабли больше не будут получать топлива...»

Смертельная опасность Дунайской флотилии не то что для Германии, а даже для Румынии могла возникнуть только в воображении поверхностно знакомого с особенностями применения Дунайских флотилий обоих формирований Владимира Богдановича.

Дело в том что речная флотилия даже включающая в свой состав 7 таких мощных и хорошо бронированных мониторов(имевших австрийское происхождение и доставшихся румынам в наследство от бывшей австро-венгерской империи) как румынская не в состоянии была вести изолированные наступательные действия в отрыве от поддерживающих ее наземных войск..

Корабли же ДВФ не выдерживали схваток с румынской полевой и даже противотанковой артиллерией как это произошло при налете на Периправу и при прорыве Ренийской группы кораблей под командованием капитан-лейтенанта Кринова.

Прорваться на 130 км вверх, идя против течения, и даже не вступая в бой с береговыми батареями и успешно уклонившись от их огня корабли не могли даже теоретически.

При самых оптимистичных прогнозах у мониторов не способных развить против течения скорость выше 7 узлов(при максимальной 9) на преодоление этого расстояния ушло бы не менее 10 часов. За это время румыны давно бы успели выставить минное заграждение любой необходимой плотности(как это неоднократно делали во время боев на Дунае советские бронекатера, выполнявшие роль импровизированных минных заградителей).

А протралить минное заграждение находясь в виду контролируемого противником берега катерные тральщики имевшиеся в распоряжении флотилии просто не смогли бы, так как не только они но и бронекатера и мониторы как показал опыт войны легко уничтожались румынской и немецкой полевой артиллерией если корабли не имели возможности проскочить мимо вражеских позиций. Таким образом 11.08.41г. был выведен из строя монитор «Жемчужин», который прорвавшись через заградительный огонь противника вернулся и вступил в бой с его полевой артиллерией.

Ну а еще 200 км. вверх по течению -это уже из области чистой фантастики. Причем мы даже не рассматриваем возможность ударов штурмовой авиации, от которых были потеряны еще 2 монитора ДВФ. Практика показывает что советские мониторы были легко уязвимы даже для 37-мм снарядов. Во время прорыва флотилии с Дуная в Черное море 19 июля 1941г тремя 37-мм снарядами была выведена из строя левая машина монитора «Ростовцев». С бронекатера ми дело обстояло еще хуже. Только во время боевых действий на Дунае огнем румынской противотанковой артиллерии было уничтожено 3 и повреждено еще 2 бронекатера, хотя участие в боях они принимали редко.

«Интересная деталь: в составе Дунайской военной флотилии было несколько подвижных береговых батарей, вооруженных пушками калибром 130 и 152 мм. Если советское командование и вправду решило, что кто-то будет нападать на СССР через дельту Дуная, то надо немедленно береговые батареи врыть в землю, а при первой возможности построить для них железобетонные капониры. Но никто капониров не строил, пушки были подвижными и оставались подвижными»

Да, батареи никто в землю не врывал и капониров никто не строил. Потому что эти батареи не были береговыми. Владимир Богданович как всегда не потрудился детально изучить предмет о котором пишет. В результате он банально путает подвижные батареи с береговыми батареями имеющими механизированную тягу. Дунайская флотилия имела и те и другие.

Всего в ее распоряжении было 4 подвижных батареи, но.. 2 из них имели на вооружении 45-мм орудия и являлись противокатерными. Еще 2 имели на вооружении обычные 3-х дюймовки, для агрессии несколько слабовато.

Крупнокалиберные береговые батареи -724-я, 725-я как и созданная уже во время войны 726-я имели мех. тягу, но они не являлись подвижными и имели и капониры и орудийные дворики.

«Была только одна возможность использовать их мобильность и только одно направление, куда они могли двигаться: в наступательных операциях подвижные батареи сопровождают флотилию, двигаясь берегом и поддерживая боевые корабли огнем.»

Крупнокалиберные батареи не имеющие укрепленных позиций и предназначенные исключительно для сопровождения огнем наступающих кораблей существовали исключительно в воображении Владимира Богдановича. Но подвижность орудий стационарных батарей могла использоваться и в других целях, кроме безудержного движения вперед.

Мех тяга кроме простой транспортировки орудий использовалась также в случаях необходимости быстрого ухода с позиции засеченной противником,(как это было сделано 724-й батареей) и для тактики кочующих орудий), то есть делающих несколько выстрелов с последующей сменой позиции(применялись для имитации наличия несуществующих огневых позиций.

«Слово "война" означало для советских командиров не оборону, а наступление. Получив сообщение о начале войны, советские командиры завершают последние приготовления к проведению десантной операции.»

Да, к десанту на румынский берег готовились еще до войны, но слово «наступление» оставим целиком на совести Владимира Богдановича. Десант на территорию противника преследовал как это не парадоксально звучит..чисто оборонительные цели.

Дело в том что р умынский мыс Сатул-ноу находился всего в полукилометре от Измаила. В хорошую погоду на нем без бинокля можно было разглядеть здание румынской пограничной комендатуры. Румыны без труда фиксировали все, что происходило в Измаильском порту, главной базе Дунайской флотилии. В случае войны такой удобный сектор наблюдения превращался в не менее удобный сектор обстрела. Измаильский порт был доступен для обстрела не только из орудий и минометов, н даже из стрелкового оружия.

В случае начала боевых действий для сохранения базы флотилии становилось необходимым высадить на правый берег десант, занять там достаточно обширный плацдарм, обязательно включающий район напротив Измаила. Тогда Измаильский порт и сам город были бы избавлены по крайней мере от обстрела с близкой дистанции. А флотилия могла бы развертывать дальнейшие боевые действия.

Поэтому сразу после перебазирования на Дунай командование флотилии, сделав соответствующие штабные расчеты обратилось к командованию 14 стрелкового корпуса, в оперативном подчинении которого находилось с предложением об организации в случае начала боевых действий десанта с целью воспрещения обстрела Измаила с противоположного берега, предлагая для этого включить соответствующий пункт в план первоочередных действий на случай войны, готовившийся для представления в штаб округа.

Предварительные расчеты показали, что для захвата плацдарма потребовалось бы немного войск. На сопредельном участке правого берега за грядой холмов начинались тянувшиеся до Сулинского рукава плавни, способные служить естественной защитой плацдарма, и для занятия минимально необходимых позиций могло хватить нескольких батальонов.

Сейчас бы такие действия назвали операцией по принуждению к миру, но Владимир Богданович предпочитает видеть в них признаки грядущей агрессии. Впрочем давайте посмотрим а как расценило предложения флотилии то самое пресловутое советское командование, для которого слово война по Резуну означало не оборону а наступление...

Вот решение по этому вопросу командира 14 СК генерал-майора Егорова:

«— Насколько важно это для флотилии, могу понять. Только где прикажете взять эти батальоны, откуда снять? К тому же поставленная корпусу задача по обороне советской территории не предусматривает действий за ее пределами.»

А вот мнения уже более высокого начальства:

Начальник штаба округа генерал-майор М.В. Захаров:

«Все правильно, но об этом речи быть пока не может.»

Командующий ОдВО генерал-полковник Я.Т. Черевиченко согласился с мнением своего начальника штаба, добавив что «.. если с началом войны флотилия окажется в состоянии предпринять такие действия собственными силами, возражать, очевидно, никто не будет.»

Вот так командование Одесского военного округа готовилось к «наступательным» действиям на вражеской территории.

Впрочем позиция занятая командованием ОдВО может интересовать кого угодно, только не Владимра Богдановича, обратившегося теперь к фактам по подготовке операции:

/Королевство Югославия
СФРЮ
Сербия и Черногория
Сербия

Речная флотилия Сербии (Дунайская флотилия ) - формирование (флотилия) речных сил на Дунае и его притоках в составе вооружённых сил Республики Сербия , образование которых началось во время Первой мировой войны .

Речные силы Сербии принимали активное участие во Второй мировой войне , Войне в Хорватии , Войне NATO против Югославии .

История

Речные силы Королевства сербов, хорватов и словенцев и Королевства Югославии

Исторически Сербия не имела регулярных речных сил на Дунае и притоках до 1919 года. Однако, есть упоминания об участии судов южных славян в борьбе против Османской империи . Австрийские подразделения граничар , укомплектованные сербами, на Дунае использовали небольшие боевые корабли , предназначенные для патрулирования и поддержки действий сухопутных войск . Официально первый боевой корабль Сербия получила 6 августа 1915 года. Им стал построенный в Чукарице сторожевой катер «Ядар», приспособленный для постановки мин и служивший на реке Саве .

В сентябре 1923 году был принят первый закон об армии и флоте, согласно которому морские силы Королевства должны были включать в себя флот, речную флотилию и военно-морскую авиацию. В это время Дунайская флотилия состояла из четырёх мониторов «Вардар» (б. «Босна», первоначально «Темеш»), «Драва» (б. «Эннс»), «Сава» (б. «Бодрог») , «Морава » (б. «Кёрёш»), двух сторожевых катеров V.1 и V.2 и трех буксиров, переоборудованных в минные заградители . В 1920-е гг. проводилось техническое переоснащение верфей флота. Нужды флотилии обеспечивали новая верфь в Нови-Саде, а также верфь в Смедерево , на которой проходили модернизацию мониторы. Корабельный состав Дунайской флотилии до начала Второй мировой войны увеличился незначительно. В 1936 г. она включала в себя те же четыре монитора, королевскую яхту «Драгор», два построенных в 1929 г. сторожевых катера «Граничар» и «Стражар» и три минных загардителя-бывших буксира («Цер», «Триглав» и «Авала»). В 1940 г. Штаб Дунайской речной флотилии подчинялся Штабу ВМС, который, в свою очередь, подчинялся Главному военно-морскому командованию. В составе флотилии находились следующие подразделения: дивизион мониторов, вспомогательные суда, военно-морская база , отряд кораблей Охридского озера . Был разработан план организации военного времени и мобилизационный план, по которому для нужд флотилии реквизировались 25 гражданских судов.

Речные силы Югославии во Второй мировой войне

6 апреля Югославия была атакована силами стран Оси и уже 18 апреля подписала акт о капитуляции. Корабли Дунайской флотилии, так и не успевшие принять должного участия в боевых действиях, были частью уничтожены самими югославами, частью в результате действий немецких войск. Впоследствии часть кораблей были включена в состав Дунайской флотилии Независимого государства Хорватия, сателлита Третьего Рейха . Однако югославские партизаны благодаря упорной борьбе не только сумели отбить часть территории, но и даже сформировать свой флот . Начало речным силам югославских партизан было положено 15 сентября когда в Фрушка-Горе был образован 1-й речной отряд. 12 октября 1944 г. было создано Командование речной военной флотилии, которому подчинялись три отряда. Командующим силами стал Кара Димитриевич, его заместителем - бывший командир хорватского вспомогательного тральщика Драгутин Искра, политическим комиссаром был назначен Светозар Милованович. В октябре-ноябре были открыты три речные военные базы в Кладово , Нови-Саде и Шабаце (с января они назывались «военно-морские базы Командования речной военной флотилии»).<

20 марта силы были разделены на Дунайскую флотилию, Савскую флотилию, Минный отряд. Базой Савской флотилии стал Шабац, к концу войны её составе было 15 различных катеров. Базой Дунайской флотилии стал Нови-Сад, к концу войны в её составе было также 15 катеров. В составе Минного отряда к концу войны было три катера. Всего к маю 1945 г. Речная флотилия насчитывала в своем составе 33 катеров (10 сторожевых катеров, 15 моторных лодок, 5 штурмовых катеров и 3 катера, используемых в качестве заградителей и тральщиков) и 1000 человек. Катера Речной флотилии принимали активное участие в боях, занимались военными перевозками, а также решали задачу траления рек.

Дунайская флотилия СФРЮ

С 1944 г. речные силы являлись частью Югославского флота . В 1960 г. флотилия была подчинена командованию 1-й армии, но вскоре, в результате очередной реорганизации, вновь стала частью ВМФ. В 1965 г. началось перевооружение сил флотилии; в этот период основой корабельного состава были тральщики проектов 101 и 301, а также десантные суда проекта 401, начали вступать в строй новые тральщики проекта 331 «Нештин».

Речная флотилия в Югославских войнах

В начале 1990-х гг. начался процесс распада союзного государства . В 1992 г. прекратила своё существование Социалистическая Федеративная Республика Югославия . Корабли Речной флотилии приняли участие в войнах между государствами бывшей СФРЮ; большая часть речных кораблей осталась под контролем сербских сил, часть была использована хорватами.

В период войны в Хорватии 8 ноября 1991 г. один из тральщиков (308) был послан перехватить чехословацкое судно «Шараш», которое, по имевшимся данным, перевозило оружие хорватам. Тральщик был атакован силами хорватов; в корабль попало несколько ракет, несколько человек были убиты, командир Зоран Маркович - ранен. Корабли оказывали существенную поддержку сухопутным частям огнём своих орудий и пулемётов. Так же сербы использовали речные силы для высадки десантов и высадки диверсионных групп и разведки позиций противника.

Во время операции НАТО против Югославии корабли флотилии обеспечивали противовоздушную оборону мостов и гидротехнических сооружений. Жители Белграда называли их «плавающими островами» - днем они с помощью сетей маскировались под берег, а ночью выходили на боевое дежурство. Было организовано централизованное управление кораблями для сосредоточения максимальных сил на угрожаемых участках.

Наши дни

В настоящее время флотилия подчинена сухопутным силам и включает в себя два отряда кораблей и два понтонных батальона из состава 1-й пехотной бригады, но подчиненной Речной флотилии. Основой корабельного состава являются тральщики типа «Нештин». Задачи, которые решают корабли, включают: военные перевозки, участие в антитеррористических операциях, охрана и обеспечение судоходства, международные миссии.

Современная организация

  • Командование Речной флотилией
  • 1-й речной отряд
  • 2-й речной отряд
  • 1-й понтонный батальон
  • 2-й понтонный батальон
  • Отряд Управления
  • Отряд Логистики

Базы флотилии находятся в Нови-Саде (главная), Белграде и Шабаце.

Аббревиатуры и обозначения классов кораблей

  • Brzi diverzantski čamac - быстроходные диверсионные катера
  • Čamac motorni patrolni - ČMP - патрульный моторный катер, сторожевой катер
  • Desantno-Jurišni Čamac - DJČ - десантный штурмовой корабль
  • Rečni remorker - RRM - буксир
  • Rečni minolovac - RML - речной тральщик
  • Rečni pomoćni brod - RPB - плавбаза, штабной корабль
  • Rečni desantni splav - RDS - речное десантное судно
  • Rečni oklopni čamac - ROC - речной бронекатер
  • Rečni tenkonosac - RTK - речной танкодесантный корабль
  • Vedeta - V - сторожевой катер, бронекатер

Корабельный состав

Список кораблей и судов содержит неточности и нуждается в дополнении. Особенно это касается катеров и вспомогательных судов времени Второй мировой войны и послевоенного периода. Все источники противоречивы и не дают достоверной информации о кораблях и деталях их службы.

Состав Дунайской флотилии Королевства Югославия

В 1919 г., до подписания мирных договоров и решения по кораблям, в состав речных сил КСХС входили бывшие корабли Австро-Венгерской Дунайской флотилии: мониторы Drina (б. Temes, передан Румынии 15 апреля 1920 г.), Soca (б. Sava, передан Румынии 15 апреля 1920 г.), канонерские лодки Neretva (по разным данным, б. Wels или Barsch, передана Венгрии в 1920 г.), Bregalnica (по одним данным, б. Wels, передана Венгрии в 1920 г.)

Мониторы

  • Morava , 1892 г., 448 т, 54х9х1,2 м. 2 ПМ=1200 л.с.=10 уз. Бронирование: борт 50, палуба 19, рубка 75, башни 19 мм. Вооружение: 2 120-мм, 1 66-мм орудия, 1 15-мм и 4 пулемета. Экипаж 84 человека.

Бывший SMS Körös Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Затоплен в ночь на 12 апреля 1941 г. на реке Сава. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под именем Bosna. Погиб на мине в июне 1944 г. на реке Уна.

  • Sava , 1904 г., 470 т, 57,7х9,5х1,2 м. 2 ПМ=1400 л.с.=13 уз. Бронирование: борт 40, палуба 25, рубка 50 мм. Вооружение: 2 120-мм орудия, 1 120-мм гаубица, 1 66-мм орудие, 1 66-мм гаубица, 5 пулеметов (после модернизации 1952 г.: 2 105-мм, 3 40-мм, 6 20-мм орудий). Экипаж 86 человек. Бывший SMS Bodrog Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Затоплен 12 апреля 1941 г. в Белграде. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под прежним именем. Потоплен 9 сентября 1944 г. югославской артиллерией на реке Сава. Вновь поднят и восстановлен, служил до начала 1960-х гг.
  • Drava , 1914 г., 540 т, 57,9х10,3х1,3 м. 2 ПМ=1500 л.с.=13 уз. Бронирование: борт 40, палуба 25, рубка 50, башни 25 мм. Вооружение: 2 120-мм орудия, 3 120-мм гаубицы, 2 66-мм орудия, 7 пулеметов. Экипаж 95 человек.

Бывший SMS Enns Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В январе 1919 г. получил новое имя и вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Потоплен 12 апреля 1941 г. немецкой авиацией.

  • Vardar , 1915 г., 580 т, 62х10,3х1,3 м. 2 ПМ=1750 л.с.=13,5 уз. Бронирование: борт 40, палуба 25, рубка 50, башни 25 мм. Вооружение: 2 120-мм орудия, 2 120-мм гаубицы, 3 66-мм, 2 47-мм орудия, 8 пулеметов. Экипаж 91 человек.

Бывший SMS Bosna Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В январе 1919 г. получил новое имя и вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Взорван в ночь на 12 апреля 1941 г. в Белграде.

Минные заградители

  • Avala , 1914 г., Caesar Wollheim, Бреслау. 90 т, 31,01х7,01х1,4 м. 360 л.с.=8 уз. Вооружение: 2 пулемета, 30 мин. Бывший германский буксир Joachim. В 1921 г. передан КСХС по репарациям, переоборудован в минный заградитель. В 1936 г. переименован в Šabak. В апреле 1941 г. захвачен немецкими войсками и вступил в строй германской Дунайской флотилии под именем Alzey. Сдан на слом в 1945 г.
  • Triglav , 1908 г., Oderverke, Штеттин. 90 т, 35,97х5,94х1,8 м. 2 ПМ=350 л.с.=11 уз. Вооружение: 2 пулемета, 30 мин. Бывший германский буксир Venator. В 1921 г.передан КСХС по репарациям, переоборудован в минный заградитель. В 1936 г. переименован в Sisak. В апреле 1941 г. захвачен немецкими войсками и вступил в строй германской Дунайской флотилии под именем Tronje. Погиб 28 августа 1944 г.
  • Cer , 1909 г., 256 т. 8 уз. Бывший вспомогательный тральщик (первоначально германский гражданский буксир компании SDDG) Helene Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии. Затоплен в апреле 1941 г. на реке Сава. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под именем Vrbas. В 1945 г. вступил в строй ВМФ Югославии. Служил до 1950-х гг. в качестве штабного корабля под именем Srem.

Сторожевые катера

  • V.1 . 1917 г., ELCO, США. 40 т, 24х3,8х1,05 м. 2 бенз. двигателя=ок. 450 л.с.=31 км/ч. Вооружение: 1 65-мм орудие, 2 пулемета. Бывший французский охотник за подводными лодками V 5. Исключен 13 июля 1929 г.
  • V.2 . По одной версии, бывший катер-разведчик (бронекатер) постройки завода К. О. Равенского (17,9 т, 15,24х3,05х0,69 м, 2 бенз. двигателя =110 л.с. Вооружение: 2 пулемета. Экипаж 7 человек), построенный в 1916 г. Захвачен Австро-Венгрией в Херсоне (по другим данным, в Одессе) в 1918 г. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. Исключен 13 июля 1929 г.
  • Тип «Graničar» , 1930 г., верфь в Регенсбурге. 36 т, 18,2х3х1 м. 120 л.с.=10,7 уз. Вооружение: 2 пулемета. В 1941 г. захвачены немецкими войсками на озере Охрид и переданы итальянцам. Вновь захвачены в сентябре 1943 г. и весной 1944 г. переданы болгарам. Брошены в сентябре 1944 г. После войны использовались на гражданской службе. Graničar, Stražar.

Прочие суда

  • Речной буксир Velebit , 1914 г. 85 т, 7,5 уз. Вооружение: 2 пулемета. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. Дальнейшая судьба неизвестна.
  • Госпитальное судно Bosna , 1884 г. Бывий Австро-Венгерский пароход Traisen. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. Сдан на слом в Белграде в 1960 г.
  • Пароход Slovenač . Бывший Австро-Венгерский вооруженный пароход Vag. С 1919 г. в составе речных сил КСХС. В апреле 1941 г. захвачен немецкими войсками и вошел в состав германской Дунайской флотилии. Взорван немцами в Белграде в 1944 г.
  • Яхта Dragor , 1928 г., Регенсбург. Использовалась в качестве королевской яхты, служила на Дунае. Захвачена в 1941 г., до 1943 г. использовалась болгарами, затем немцами. В 1946 г. возвращена Югославии, переименована в Krajina. Сгорела в 2007 г. во время съемок кинофильма.

Есть сведения, что в 1941 г. по мобилизации в состав флотилии вошли 8 буксиров, а также различные катера.

Речные силы югославских партизан

  • На Саве действовали: патрульные катера P.3 Pobednik, P.4 Osvetnik, P.6 Partizan , моторные катера M.5 Uskok, M.6 Sturm , штурмовые катера J.1 - J.4 .
  • На Дунае действовали: патрульные катера P.1 Pionir, P.2 Proleter, P.5 Udarnik,P.8 , моторный катер M. 2.
  • В составе отряда минной обороны действовали: катера Pakra, Sava, Vihor .

Состав флотилии с 1945 года
  • RPČ 200 2 ед. 30 т. 15 уз. 2 76-мм орудия. Строились для немецкой Дунайской флотилии (?), спущены в 1945 г., достроены для Югославии. Исключены в конце 1970-х гг.
  • 6 катеров типа «КМ» , переданы из СССР до 1948 г.
  • Тип 11 , 25 т, 24х3,8х0,9 м. Вооружение: 2 20-мм орудия.
  • Тип 15 . 19,5 т (ст.), 16,9х3,9х0,7 м. 2 диз.=330 л.с.=16 уз. Вооружение: 1 20-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж 6 человек. 12 единиц: PČ 15-1 - PČ 15-12. Строились в конце 1980-х гг. 4 ед. поставлены в Судан в 1989 г. 1 ед. исключена в 1993 г.
  • Тип «ČMP 21» , 2,64 т, 8х2,95х1,5 м. 2 диз.=57 км/ч. Вооружение: 1 пулемет. Экипаж 4 человека. 4 единицы: ČMP 21, ČMP 22, ČMP 23, ČMP 24.
  • Тип «ČMP 25» , 3,9 т. 2 диз. Вооружение: 1 пулемет. 4 единицы: ČMP 25, ČMP 26, ČMP 27, ČMP 28.
  • Тип «RPČ 111» , 1970 г., Тиват. 24,07 т, 17,04х3,6х1,6 м. 2 диз.=28 км/ч. Вооружение: 1 20-мм орудие. Экипаж 7 человек (по другим данным: верфь «Тито», Белград. 29 т, 24,1х4,13х1,78 м до 33 км/ч. Вооружение: 2 20-мм орудия). 5 единиц (в их числе RPČ 111).
  • Тип «PČ 211» (Тип 20). 55 т (ст.), 21,27х5,3х1,2 м. 2 диз.=1600 л.с.=16 уз. Вооружение: 2 20-мм орудия, мины. Экипаж 10 человек. 6 единиц: PČ 211 - PČ 216. Строились с 1984 г.
  • Тип «PČ 301» (Тип 16 «Botica»). 23 т (ст.), 17х3,6х0,8 м. 2 диз.=460 л.с.=15 уз. Вооружение: 1 20-мм орудие, 7 пулеметов. Экипаж 7 человек. 6 единиц: PČ 301 - PČ 306. Построены в 1980-х гг. PČ 305 исключен к 1990 г. 1 ед. поставлена Танзании.

Речные тральщики

  • Тип «RML 101» , построены в 1950-56 гг., 30 т, 25х5,9х1,9 м. Вооружение: 1 40-мм, 1 20-мм орудия. RML 101 - RML 116, RML 120, RML 140 (исключены в 1966-76 гг.)
  • Тип «RML 301» , построены на четырёх югославских верфях в 1951-53 гг. 47,9 т, 19,55х4,4х1,12 м. 13 уз. Вооружение: 2 20-мм орудия. RML 301 - RML 306, RML 308 - RML 310 (исключены в 1986-1989 гг.), RML 307 (стал хорватским Slavonac, позже PB-91 Šokadija), RML 311 - RML 313 (исключены в 1980 г.), M 314, M 317 (исключены в 1989 г.), RML 318 (исключен в 1990 г.), RML 319 - RML 323, RML 324 (исключен в 1989).
  • Тип «Neštin» , Brodotehnika, Белград, 1975-80 гг. 6 ед. построены для Венгрии, 3 ед. для Ирака.79,6 т, 26,94х6,5х2,7 м. 2 диз.=520 л.с.=18 уз. Вооружение: 3 20-мм орудия (первоначально на первом корабле), может нести до 24 мин. Экипаж 17 человек. Neštin (RML 331, 20.12.1975), Motajica (RML 332, 18.12.1976), Belegiš (RML 333, 1976, продан для гражданского использования), Bocut (RML 334, 1976, сломан), Vučedol (RML 335, 1979), Djerdap (RML 336, 1980), Panonsko More (RML 337, 1980).
  • Тип «Novi Sad» (улучшенный тип «Neštin»), Brodotehnika, Белград. Novi Sad (RML 341, спущен на воду 6 июня 1996 г.), корпус и двигатели RML 342 переданы на базу флотилии в Нови-Сад из-за банкротства завода, не достроен.

Десантные суда

  • Тип «RTK 401» . 5 единиц: RTK 401 (исключен в 2003 г.), RTK 402 (исключен), RTK 403 (исключен), RTK 404 (исключен в 2003 г.), RTK 405 (исключен в 1998).
  • Тип «DJČ 601» . До 20 уз. Способен перевозить до 60 человек с личным вооружением. 12 единиц: DJČ 601 - DJČ 612. Служили в морском флоте и речной флотилии.
  • Тип «DJČ 613» . До 20 уз. Способен перевозить до 60 человек с личным вооружением. 6 единиц: DJČ 613 - DJČ 618. Служили в морском флоте и речной флотилии.
  • Тип «DJČ 621» . Построены в 1986-87 гг. 48 т, 22,3х4,8х1,6 м. Диз.=1280 л.с.=32 уз. Способен перевозить до 80 человек с личным вооружением. 12 единиц: DJČ 621 - DJČ 632. Служили в морском флоте и речной флотилии. DJČ 623, DJČ 624 (в хорватском флоте переоборудовано в спасательное судно) и ещё 1 ед. в хорватском флоте под новыми номерами, соответственно DJČ 106, DJČ 105, DJČ 107. 2 ед. отремонтированы и вновь вошли в состав флотилии под новыми обозначениями DJČ-411 и DJČ-412.
  • RDS 501 (?)
  • DČ 101 , 5 т (ст.), 12×3 м. (?)

Прочие суда

  • Буксиры RRM 11, RRM 12, RRM 13 .
  • Диверсионный катер BDČ 91 , 7 т, ширина 3 м. (?)
  • Штабной корабль Kozara
  • ‘’Патянин С. В., Барабанов М. С. Корабли Второй мировой войны: ВМС Балканских государств и стран Восточного Средиземноморья. Морская кампания от Балакина и Дашьяна, № 3, 2007’’
  • "Conway’s All The World’s Fighting Ships 1947-1995. Naval Institute Press, 1996. ISBN 1557501327
  • "Weyers Flottentaschenbuch. 65. Jahrgang 2002-2004. Bernard&Graefe Verlag, Bonn. ISBN 3-7637-4516-5

Чехословацкая Дунайская флотилия - условное название речных сил Чехословакии на Дунае и его притоках, подразделения которых были созданы после распада Австро-Венгерской империи . Исторически почти все время входили в состав инженерных частей армии.

История (1918-1939)

Первым чехословацким военно-морским формированием, еще до создания государства Чехословакия - стал Морской отдел, образованный во Владивостоке солдатами чехословацкого корпуса в мае 1918 года. Отделу были приданы русские пароходы «Надежный» и «Смельчак». В начале 1920 года были привлечены два новых судна - «Стрелок», использовавшийся в качестве тральщика, и «Доброволец». Корабли ходили под красно-белым флагом. 3 сентября 1920 года последние солдаты чехословацкого корпуса покинули Владивосток на американском военном транспорте «Хеффрон» (USAT Heffron); 3 корабля были возвращены русским, а один передан японцам, сам же Морской отдел был распущен по возвращении солдат на родину.

Датой рождения чехословацких ВМС можно считать ноябрь 1918 года, когда в только что образованном Министерстве народной обороны было создано самостоятельное Командование морских сил. Ему подчинили Морской батальон , в который вошли моряки бывшего австро-венгерского флота ; две роты были сформированы в 1918 году и приняли участие в боях с венграми в Словакии, еще две роты были созданы в следующем году. Так же были созданы две батареи 90-мм зенитных орудий «Шкода» у устья рек Ипель и Грон .

В 1919 году были сформированы Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (с базой в Литомержице) и Отряд чехословацкого военного флота на Дунае (с базой в Братиславе).

В начале 1920 года КМС переформировали в 34-й (корабельный) отдел Министерства народной обороны. На этот момент в наличии на Лабе имелись двенадцать различных катеров, доставшихся от Австро-Венгерской империи . В том же году их перевезли железной дорогой в Словакию, поэтому литомержицкое подразделение стало просто кадровым. Береговые батареи лишили морского статуса - они вошли в состав нового полка зенитной артиллерии. 1 февраля 1922 года Лабская флотилия прекратила своё существование, её личный состав перевели в 1-й инженерный полк в Терезине. Офицеры и мичманы, служившие ещё на Дальнем Востоке, были переведены на Дунай. Там к этой же дате создали отдельный Водный батальон. Он входил в состав инженерных войск, но расценивался как самостоятельное подразделение для действий на реке. Его усилили мостовой ротой из братиславского 4-го инженерного полка . Итак, это подразделение состояло теперь из штаба, корабельной, минной, мостовой и запасной рот. В 1924 году его переименовали в Мостовой батальон.

В 1934 году в Братиславе был создан 6-й инженерный полк, в который из МБ передали часть штаба, корабельную и минную роты. Они вошли в состав Речного батальона (в полку был ещё строительно-электротехнический батальон). Мостовую роту МБ (вместе с приданными ей катерами) разделили между остальными инженерными полками, прежде всего - передали братиславскому 4-му. Статус-кво оставался вплоть до падения Республики Чехословакия в марте 1939 года. Тогда боевые суда унаследовала Словацкая республика , но она собственных военно-морских сил не создавала, а уже через месяц передала корабли Германии .

По условиям мирных договоров Чехословакия не получала корабли бывшей австро-венгерской флотилии : не было большой заинтересованности правительства в развитии и содержании флотилии.

Основные силы речных сил составили катера различного назначения - сторожевые, минные, буксирные. Суда для чехословацкой флотилии строили на верфи в Усти-над-Лабем , заводах «Шкода» (Комарно) и «Прага» (Прага-Либна). Самым крупным кораблем и флагманом флотилии стала канонерская лодка (монитор) «Президент Масарик », разработанная и построенная по примеру бывших австро-венгерских лодок типа «Вельс», имевшая более 200 т водоизмещения и вооруженная четырьмя 66-мм орудиями и восемью пулеметами. До 1939 года заложили еще только два более менее больших судна - 60-тонные минные заградители OMm 35 и OMm 36, из которых успели достроить только первый.

Видео по теме

История (1946-1959)

В конце 1946 года в Братиславе был сформирован 14-й отдельный инженерный батальон в составе корабельной и минной рот, на вооружении которых были шесть катеров. Через четыре года его включили в 52-й понтонный полк, в структуре которого сформировали отдельную корабельную роту с взводом боевых судов и взводом речного минирования. И, наконец, в 1957 году речные силы были переформированы в роту речной охраны.

В 1947-51 году в строй вступили 6 катеров различного назначения и 3 минных баржи, а также несколько весельных лодок и катамаранов. Таким был состав послевоенной флотилии Чехословакии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода