Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое благодать определение. Православное понимание благодати

Когда размышляешь над тем, что такое благодать, попутно возникает вопрос: «Чем она отличается от понятий любви и милости?» В литературном древнерусском произведении «Слово о законе и благодати» можно почерпнуть много интересных умозаключений на эту тему. По церковному учению она является вышеестественным даром Бога человеку.

Святые отцы считают благодать «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Ее действием обладают все три составляющие Святой Троицы. В писании святого Григория Паламы говорится, что это «энергия общая и Божественная сила и действие в Триипостаного Бога».

В первую очередь каждый должен для себя понять, что благодать — это не одно и то же, что любовь Бога и его милосердие (милость). Эти три абсолютно разные проявления божьего характера. Высшая благодать — это когда человек получает то, чего он не заслуживает и не достоин.

Основной чертой Бога является любовь. Она проявляется в Его заботе о людях, их охране, прощении (13 глава первого послания Коринфянам). По милости Высшего удается избежать даже заслуженного наказания, о чем свидетельствует прощение Адама за его прегрешения. Бог его не только не умертвил, но и даровал ему шанс спасения через принесенную жертву Иисусом Христом. Что же касается благодати, то нередко в писаниях можно встретить такое определение: благодать — это незаслуженная милость. Но можно сказать, что это однобокая формулировка. Некоторые люди, получившие откровения свыше, утверждают, что Божья благодать — это и сила Отца Небесного, выраженная как дар, чтобы человек мог с легкостью претерпеть то, что ему самостоятельно трудно преодолеть, как бы он ни старался.

Божественная энергия доступна тем, кто искренне верит

Ежедневно к Богу нужно подходить в искренней молитве с таким смыслом, что без него в жизни ничего не будет так, как должно быть, и только с ним все проявится наилучшим образом. Смирение пред Высшим, вера в него открывают доступ к его благодати, просьбы становятся услышанными. Библейская церковь «Слово благодати» учит тому, как правильно обращаться с мольбой к Отцу Небесному.

Все, кто принимает Иисуса Христа, спасутся благодаря своей вере. В источнике Ефесянам (2:8-9) сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Также из этого следует, что через что придет спасение, то и должно чтиться, люди должны жить по благодати.

В открытое сердце Богу стучаться не приходится

От осознания, что Бог всегда находится рядом и не только для того, чтобы поддерживать в час нужды, приходит радостное умиротворение, ведь человек начинает чувствовать, что у него есть самый близкий и надежный друг. Он проявляется в каждом мгновении повседневной жизни, в любой, даже на первый взгляд незаметной, мелочи. Мимо взора Всевышнего не проходит ни одна деталь. Вот почему при искренней вере все и происходит с Божьей помощью, а не исключительно собственными силами. Эту истину всем мирянам пытается донести и библейская церковь. Благодать,по мнению ее церковников, заслуживают все. Чтобы получить к ней доступ, необходимо просто радоваться каждому мгновению своей жизни и не уповать только на свои собственные силы.

Что закрывает путь к Богу?

Существует три способа, как уничижить свою веру и тем самым отстраниться от Бога — это гордость, самосожаление и жалобы. Гордость проявляется в том, что человек приписывает себе те заслуги, которые воздались по милости Отца Небесного. Этим грешник «крадет» у Бога славу. Горделивый считает себя независимым, но по-настоящему без Христа он ничего не может. Посетив библейскую церковь, благодатьв которой ощущается единым потоком, каждый мирянин услышит от наставника, что греховность такого плана губит душу человека.

Самосожаление можно отнести к идолопоклонству. Человек, все время размышляя над своей горемычной участью, по сути, поклоняется только лишь себе. Его мысли: «А как же я?» — приводят к глубоким заблуждениям. В нем все меньше проявляется истинное человеколюбие. Он теряет духовную силу, так как жалость этому способствует.

Жалобы — это первый способ забыть о благодарности к Отцу Небесному. Жалуясь, человек умаляет все, что для него сделал, делает и будет делать Высший. Тщательно изучив закон и благодать, человек понимает, что Богу нужно быть благодарным даже за малые дары. Ему также виднее, что правильно для человека, а что неправильно, в чем он более нуждается.

Кто достоин благодати?

Обычно, прежде чем человек научится жить, исповедуя библейское писание, которому учит церковь «Слово благодати», в его жизни может наблюдаться беспорядок. Женщина может быть сварливой, манипулировать членами своей семьи, стараться все держать под своим бдительным контролем. Мужчина может проявлять грубость по отношению к домочадцам. Но важно понимать, что чтобы другие люди не раздражали, а приносили радость, нужно начать изменения с самого себя и в первую очередь открыть сердце Богу, довериться ему. Со временем во многих сферах жизни начнут происходить положительные изменения.

У Бога для каждого имеется свой индивидуальный замысел, и он подводит к тому, чтобы научиться радоваться каждому дню. Зачастую людям это не удается из-за присутствия в их жизни постоянных страхов и сомнений. А нужно просто доверять Высшему, он всегда и во всем поможет, направит, даст силу, чтобы свершить то, что необходимо.

Земной труд и благодать

В Слове Божьем говорится, что человеку может быть дано нечто по благости, как подарок свыше. Прийти это может к тому, кто на первый взгляд по земным законам его абсолютно не заслуживает, кто ради этого ничего не сделал. Нужно понимать, что благодать и работа не могут сосуществовать одновременно. Из-за того, что христианам трудно понять и принять этот факт, они, вместо того чтобы наслаждаться тем, что у них уже есть, и использовать это для постижения всей глубины отношений с Богом, все время стараются получить через труд то, что уже имеют.

Считается, что благодать — это то, за что Бог отдал лучшее небесное и тем самым спас худшее земное. А потому на нее может рассчитывать каждый, но это не значит, что можно уже ничего не делать, не совершенствоваться, не чтить Всевышнего. Он дарует силу в первую очередь тем, кто в него уверовал всем сердцем, тогда каждый день человека будет проходить в радости. Главное — довериться его благости и мудрости.

Суть божественных энергий

Божья благодать — это дар. Ее ни купить, ни продать, это ниспосланная Богом милость, его нетварная энергия, которая может быть многообразной. Существует боготворящая энергия, делающая человека богом по благодати, она его освящает, обоживает. Есть просвещающаяся, очищающая, освящающая энергии. С их помощью Бог поддерживает человеческое существование.

Божественная энергия — врачеватель души человеческой

Иисус сказал: «…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна 15:4). И это означает, что Отец Небесный не требует от человека обходиться собственными силами, божья благодать снизойдет к каждому, кто в него уверует всецело.

Божественная энергия является мостом между человеком и Богом. Если ее нет, то между первым и вторым непреодолимая бездна. Именно поэтому христиане поклоняются святым иконам, мощам, так как они являются носителями благодати божьей и помогают приобщиться к энергиям Отца Небесного.

Самой великой тайной благодати является смирение. Когда человек смирился и кается, он смотрит только на себя и никого не судит. В этом случае Высший принимает и очищает его душу. Стяжать благодать можно через непрекословное соблюдение божьих заповедей, но быстрее всего благодатная энергия снизойдет к смиренным через их покаяние.

Убедим себя, что, хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не сможем творить добрых дел, если не будем пользоваться помощью свыше . Святитель Иоанн Златоуст. Благодать – нетварная Божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, преодолевающему с её помощью грех и достигающему соединения с Богом. Само слово «благодать » означает благой, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага. По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».

Златоуст так же учит — Благодать Всесвятого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо учит их тому, как они должны воспевать Творца.

Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор. 12:9)).

Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом» … Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. Кирилл Александрийский, – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».

Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову св. Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность».

По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

«Что такое благодать Божия? Как она действует? Этому вопросу посвящены сочинения многих христианских мистиков и богословов. Если сказать в двух словах, то благодать – это энергии Божии. Эти энергии воздействуют не только на душу, но и на тело, можно сказать, пронизывают, напитывают всего человека. Иногда тела святых, пронизанные животворными Божественными энергиями, даже не подвергаются всеобщей участи тварных вещей – не тлеют. Для людей, ведущих духовную жизнь, – все это не теория, но самый реальный факт их жизни».
священник Константин Пархоменко

Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании

Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт. 6:8; Еккл. 9:11; Есф. 2, 15; 8:5);

б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1Петр.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12;146:8-9; Деян.14:15-17;17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1Кор.12:4-11; Рим.12:6; Ефес.4:7-8);

в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.2:11; 3:4-5);

г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение.

«Благодать», так часто говорят люди, попадая в лес, наслаждаясь теплым морем или гуляя по цветочному полю. Даже когда пробуя вкусную еду, фрукты, любимые ягоды, люди испытывают блаженство.

Это все относится к душе и телесным удовольствиям, а что такое благодать Божья в христианстве? Кому это доступно, и почему апостолы говорят о даре Божьем?

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Божья благодать представляет собой некую неуловимую силу, которую Всевышний направляет на христианина

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не Богом.

Сила благодати

Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.

Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.

Только Господь способен наполнить душу верующего своей милостью

Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.

Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.

У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.

Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.

Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом.

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Благодать Божия — действие, направленное на спасение человека

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников - дар. Источник нашего спасения - Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении с Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

О Заповедях Божиих:

Иисус - единственный путь к получению благодати

Христиане, старающиеся угодить Богу своей самоправедностью, без признания спасающей силы Крови Христа, потерпят крах.

Когда человек уверует в Спасителя, он наполняется праведностью, искуплением и святостью

В Первом послании Коринфянам 1:30 сказано, что христиане принадлежат Богу только по одной причине, они пребывают всей своей жизнью во Христе. При этом не имеет значения ни достижения, способности или достоинства, главное:

  • благодать;
  • любовь;
  • великодушие.

Как я могу хвалиться великим даром, если в этом нет моей заслуги, хвалимся Господом, Его милостью и благодатью даровать мир и покой в сердца, уверенность в завтрашнем дне и вечном присутствии Духа Святого в христианской жизни.

Важно! Все добрые дела не во имя Христова и не по Его любви не приведут к спасению души, если нет веры.

Когда Бог дарует Свою харизму? В тот момент, когда человек уверует в Спасителя, он одевается в праведность, искупление и святость.

Бог не говорит нам молиться, поститься, заниматься добродетельностью для того, чтобы обрести спасение. Наоборот, когда приходит вера в Иисуса Христа, как в Спасителя, тогда в сердца Богом по благодати поселяется любовь, желание молиться, поститься и творить добрые дела, чтобы быть ближе к Творцу, Иисусу, Духу Святому, ибо только так можно испытывать настоящее блаженство.

Важно! Чистое сердце, наполненное добротой, умение прощать и терпеть, это не наши добрые дела, а плоды отношения с Ним, и вся благодарность не человеку, а Богу, ибо это Его заслуга.

Что такое благодать Божия? Протоиерей Головин Владимир

В разных религиях понятие благодати различается. Это сила Божия, которая действует через некоторые земные вещи и посредством ряда действий. Православная Церковь и ее многовековой опыт говорят нам, что лишь через молитву к Богу, Матери Божией и святым мы можем приобщиться силе Божией.
Немногие люди верят сегодня в силу молитвы, но многие занимаются заговорами, приворотами и прочими делами, призывающими помощь темных сил, посещают экстрасенсов и «народных целителей». Однако опыт многих веков и даже тысячелетий свидетельствует: лишь обращение ко Господу, святым угодниками и Небесным Силам в молитве помогает во всем. А вот общение с неизвестным миром духов чаще всего оказывается ловушкой дьявола, после которой вы впадете в двойные скорби.

Благодать Учения Христа — Православия

Каждый понимает, что часто не в состоянии повлиять на обстоятельства: самостоятельно выбраться из бедности, изменить жизнь, найти вторую половинку. Именно поэтому во все времена в скорбях и бедах люди вызвали к Богу и убеждались в Его существовании и его милости. Церковь оставила нам многие молитвы, чтобы мы могли просить Бога и святых о милости проверенными за века словами.

В действительности многие люди даже стремятся ощутить некую энергию, силу, которой они могли бы управлять. Однако такая сила не от Бога. Темные силы играют на нашей гордости, если мы стремимся к неизведанным ощущениям духовных наслаждений, благодати.

Именно Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений.

Не ищите сильных ощущений. Благодать Божия — это чудеса, которые совершаются ежедневно с нами. Удивительные возможности, важные встречи, маленькие радости — все это от Господа. Нужно благодарить Его за нашу жизнь. И чтобы помогать Ему управлять нашей жизнью, верно жить по заповедям Его — посетите храм и побеседует со священником, посетите занятия воскресной школы для взрослых, которая есть при каждом храме.

Путеводной звездой каждого человека должен стать закон Божий. Не стоит думать, что это запреты, подобные родительским. Заповеди Божии — это, скорее, название законов духовной жизни, которые подобны физическим: стоит шагнуть с крыши, и ваше физическое тело разобьется; стоит совершить грех прелюбодеяния, убийства — разобьется ваша душа. Православная Церковь — духовная лечебница, нравственная опора, проверенная веками. Увы, не для каждого человека сегодня это очевидно. В современном мире, с его многообразием мнений и возможностей человек часто теряет свои нравственные, духовные, мировоззренческие ориентиры. Сегодня очень легко потерять и самое себя.

Самое главное — помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе.


Божия благодать от икон

Чудотворные иконы имеют особую благодать помогать в спасении от бед, опасностей и жизненных трудностей. Больше всего известно чудотворных икон Богоматери. Пресвятая Богородица одна, но Церковное предание свидетельствует, что Она подает помощь в разных областях жизни через разные свои чудотворные иконы: каждый оригинал образа, которые имеет собственное название (Казанская, Владимирская, Касперовская, Смоленская) является чудотворным. Многие люди имеют любимый образ Богородицы, особенно близкий их сердцу.

Чудо — это нарушение привычного хода событий: быстро ушедшая болезнь, или неизлечимое заболевание, вдруг исчезнувшее; прекрасное стечение обстоятельств: необходимость в вашей квалификации именно здесь и сейчас, на хорошо оплачиваемой работе; избавление от душевных тревог, с которыми сам человек не может справиться без помощи психотерапевта, да и с ней тоже. Вот несколько современных знамений благодати Божией, совершенных перед иконой «Избавительница», находящейся в селе Ташла Самарской области:

Молодой человек из Тольятти исцелился от ВИЧ-СПИДа после молитвы перед иконой и купания в источнике. Узнав о болезни, он был в ужасе, но внезапно услышал о святыне края. Здесь он много молился, а после поездки пошел сдавать анализы — и они все были в норме.

Много выздоравливают у Ташлинского списка иконы «Избавительница» от болезней суставов, от бесплодия, от кожных и глазных заболеваний;

  • Из Киева на источник к иконе приехал человек, больной трофической язвой ног. Узнал о чудесах от сына-тольяттинца, но купаться боялся, чтобы не мочить ногу. Пока жили в Ташле, нога у него разболелась. Вечером, сидя с сыном за столом, он положил ногу на табуретку и попросил святой воды. Передавая воду, сын случайно пролил ее прямо на ногу. Отец страшно рассердился — но вдруг боль в ноге прошла, и впервые за многие годы он спокойно выспался.
  • Молодой человек, пострадавший в чеченских войнах, приехал на источник с компанией. Ходить он мог только на костылях. А после купания он, в разговорах с друзьями, и не заметил, как понес эти костыли в руках. Первыми опомнились друзья — человек внезапно пошел сам! А парень от радости поднял костыли вверх.


Таинства Церкви — обретение и возвращение благодати

Православная Церковь имеет семь благодатных Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

    Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром — особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.

    Причастие следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами — на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.

    Священник перед рукоположением в священный сан должен вступить в брак или принять монашество (интересно, что постриг Таинством не является, человек сам дает обеты Богу и потом просит Его помочь в их исполнении). В Таинстве Венчания Бог подает Свою благодать, соединяя людей в одно целое. Только потом человек как бы в целости своей натуры может принять Таинство Священства.

    Таинство Соборования нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

Благодатное великое Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Божья благодать сильной молитвы

Богу молятся о всех нуждах перед образом Святой Троицы и иконой Спаса в силах, Иисуса Христа. Перед домашними иконами исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Напомним, что Церковь благословляет обращаться ко Господу Вседержителю и Небесным Силам и святым в любой момент жизни во всех нуждах:

  • Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
  • Молитесь в опасности,
  • Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
  • Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
  • Молясь об исцелении в болезни,
  • Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
  • Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
  • Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

Молитва «Трисвятое»: Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас! — нужно прочитать три раза, крестясь и кланяясь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, сейчас, и всегда, и вечно. Аминь.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Который везде присутствует и все делает, Сокровище доброты и жизни податель, приди и вселись в нас, и очистки нас от всякой нечистоты, и спаси, Благой, наши души.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господь, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели болезни наши ради исповедания нами Твоего Имени. Аминь.

Также для просьбы Богу о помощи, хранения благодати читают Иисусову молитву и молитву Господню «Отче наш».

Да хранит вас Господь Своей силой и благодатью!

Профессор А. Деликостопулос


Божественная благодать это дар, любовь, благоволение и помощь, которую приносит Бог человеку по Своему благоутробию и благости. Это великая сила, имеющая решающее значение для духовного возрождения человека в подвиге жизни и добродетели. Божественная благодать подается каждому даром. Это не плата и не награда за добрые дела, труды и жертвы человека. Этот дар исходит от крестной жертвы и воскресения Господа и дается Духом Святым. Другими словами, возрождение, которое несет человеку божественная благодать, и духовные плоды жизни во Христе дарует Святой Дух.

Священное Писание через Апостола Павла весьма ясно об этом свидетельствует: «Если по благодати, то не по делам» (Рим. 11, 6) и «благодать Божия и дар по благодати одного человека Иисуса Христа преизбыточествует для многих» (Рим. 5, 15).

Наше искупление, которое Искупитель совершил объективно в истории, должно стать субъективным и личным для каждого из нас, делающих «со страхом и трепетом свое спасение» (Флп. 2, 12). Это усвоение осуществляется животворящим и спасительным действием Святого Духа.

Это субъективное усвоение искупления не должно и не может мыслиться как внешнее, механическое и магическое. Напротив. Это результат двух факторов - божественного и человеческого, т.е. благодати Святого Духа, с одной стороны, и свободного сотрудничества человека, с другой. В этой встрече, безусловно, всегда предваряет и доминирует божественный фактор. Следует подчеркнуть, что под словом «сотрудничество» Отцы Церкви понимают активное участие человеческой воли в процессе освящения человека и, вообще, его спасения.

Таким образом, с одной стороны, всеблагой Бог Своею благодатью совершает призвание, просвещение, покаяние и обращение грешника, а затем оправдание, возрождение и освящение его в Церкви на основе искупительного дела Спасителя. А с другой стороны, свободный человек, приняв благодать, которая ему подается, свободно содействует делу собственного спасения своей правой верой и добрыми делами. Следует подчеркнуть, что это делается, как о том нас учит Священное Писание, «верой, действующей любовью» (Гал. 5, 6) и, таким образом, мы избегаем любой механический или магический момент в оправдании и спасении человека.

Действительно, Бог хочет спасения всем людям, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Однако, спасаются не все или из-за злоупотребления своим самовластием, или потому, что Бог спасает Своею любовью лишь тех, кто свободно желает исполнять Его волю и заповеди. Таким образом, оба эти фактора, божественный и человеческий, гармонично сотрудничают в деле субъективного усвоения нами искупления, для осуществления которого они оба необходимы.

Божественная благодать это проявление благосклонности и любви Божией к человеку, и она составляет спасительную силу Божию, которой, как мы сказали, Он отдает в распоряжение человека искупительное дело Господа, возделывает жизнь во Христе и готовит ее к вечности. Ее основное содержание и сущность в том, что она подается даром ради искупительного дела и жертвы Спасителя, в связи с чем и называется благодатью, проистекающей из искупительного подвига Господа.

Искупление совершает по заповеди Отца Сын, а его плоды дарует человечеству Святой Дух. Священное Писание и наша Церковь веру, оправдание, освящение, покаяние и совершение всякого добра и богоугодного дела и всего того, что совершается в Церкви, приписывают силе и действию Святого Духа, который и составляет животворящее начало и душу Церкви, ибо «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). И св. Григорий Богослов в этом месте подчеркивает: «И от Духа нашего возрождение, а от возрождения воссоздание, а от воссоздания познание достоинства воссоздавшего».

Божественная благодать, как скажем ниже, необходима для человека, дается даром, является всеобщей, но не принудительной.

Божественная благодать, которая даруется Святым Духом, совершенно необходима для спасения человека, потому что никто из нас не может спастись без нее своими собственными силами. По Василию Великому, «в благодати Божией спасение». Участие и сотрудничество человека в деле собственного спасения не пассивное. Он не механически и магически приемлет действие божественной благодати. Его участие активно и существенно. Божественная благодать абсолютно необходима человеку для избавления от первородного греха и всех его последствий.

Спасение это дар Божественной любви. Человек сподобляется божественной благодати не за свои дела, а по благоутробию Божию. Любое благодеяние человека не может служить заслуживающим награды основанием для получения божественной помощи, которая даруется по благосклонности и благоволению Бога. Не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас «банею пакибытия и обновления Духом Святым» (Тит. 3, 5). Т.е. Бог спас нас не по делам той добродетели, которую мы совершили, а по Своей милости, водою крещения, в которой нас возрождает и обновляет Святой Дух. Здесь следует подчеркнуть, что человек, совершающий нравственное добро, может легче получить спасение, которое ему даруется. Совершением добра человек предуготовляется к получению спасения, делается более восприимчивым к нему. Между грехом и благодатью огромная пропасть. Только с помощью божественной силы человек может перейти во власть благодати. Божественная благодать - это дар, который свободно подает любовь Божия человеку.

Божественная благодать является всеобщей, но не принудительной. Она свободно даруется всем людям. По св. Иоанну Златоусту, «благодать изливается на всех... с одинаковой призывая честью». Следует отметить, что действие божественной благодати не является принудительным и не нарушает свободной воли и действия человека. Они гармонично взаимодействуют так, что одна опирается на другую, а вместе соделывают спасение человека. Опять-таки, согласно Златоусту, «когда речь идет о спасении в буквальном смысле слова, мы принимаем действие обоих: и наше и Божие. Человеческая свобода под воздействием божественной благодати становится необходимым получающим органом спасения во Христе. Без того или без другого достичь субъективного спасения невозможно.

Следует отметить, что «много званных, но мало избранных» (Мф. 20, 16). Другими словами, многие призываются ко спасению, однако, не откликаясь на этот зов, сами себя подвергают осуждению, в то время как избранные - это люди, откликнувшиеся на зов и ушедшие из мира погибели. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Апок. 3, 20). Как только человек свободно захочет услышать голос и открыть дверь, Бог входит и начинает дело спасения человека. Ибо, согласно Василию Великому, «там, где готовое произволение, нет никакого препятствия, ибо зовущий человеколюбив, служитель усердный и благодать обильна».

Божественная благодать, будучи всеобщей, даруется всем людям, зовет их ко спасению, содействует и помогает им в осуществлении всякого доброго дела. И если из многих званных остаются избранными лишь немногие, то это объясняется только свободной волей человека, которая, внимая зову, входит в царство благодати, а, отвергая его, отпадает от благодати.

Здесь следует сказать два слова о предопределении человека в связи с волей Божией. Все, что происходит в мире, предполагает время и совершается вечной волей и произволением Бога. Что касается искупления, то оно является осуществлением вечной воли Божией во времени. В связи с вышеупомянутым тот факт, что одни принимают, а другие не принимают учение христианской веры, не ускользает от вечного предведения Божия. Как мы уже сказали, Бог до сотворения мира предопределил одних к вечной жизни, а других к вечному осуждению.

Предопределение является не самоуправным и абсолютным, а относительным, потому что определяется верой и жизнью людей. К вечной жизни предопределены будущие верующие, которых предвидит Бог, а к осуждению - неверующие и испорченные. Предопределение зиждится на предведении Бога, однако, не устраняется свобода человека. Таким образом, поскольку предопределение человека зависит от человеческих условий и деятельности, то нельзя заранее быть уверенным ни в том, что он останется во власти благодати, ни в том, что он предопределен к спасению и вечной жизни.

Наша Церковь, Священное Писание и Святые Отцы ясно учат о всеобщности благодати, о призыве ко всем людям и об относительном предопределении в связи со свободой человека. Относительное предопределение зиждится на божественном предведении, поскольку, с одной стороны, Бог, «кого предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29), а с другой, «кто думает что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). Т.е. тот, кому кажется, что он тверд в вере, пусть будет осторожен, дабы не упасть.

Свобода человека играет существенную роль в его спасении и стяжании вечной жизни. Однако, не оставляет сомнения тот факт, что отношение человеческой свободы к Божественному абсолюту превышает возможности его понимания со стороны человека всех эпох, а, следовательно, и современной. Антиномия, которую не в силах постичь человеческий разум, заключается в том, как благодать Божия, будучи абсолютной, зависит, тем не менее, от человеческой свободы. Человек теоретически не может понять, как человеческая свобода, действуя в отношении с Богом, не причиняет вреда Божественному Абсолюту. В качестве ответа можно привести соображение, что всемогущество Божие уважает человеческую свободу, которая и составляет основу бытия нравственного мира. Без свободы личности рушится система нравственного мира, и нравственный поступок уже не представляет никакой ценности. Православие, избегая протестантского абсурда «абсолютного предопределения», дает человеку возможность усвоения благодати Божией созерцанием обширного горизонта нравственной свободы.

б) Действие Божественной благодати

Божественная благодать, приводя человека к жизни во Христе, оправдывает его, освящает и делает наследником вечного царства. Она просвещает и укрепляет естественные силы человека на пути ко спасению. Последнее предваряется призванием, обращением ко Христу, т.е. подготовкой к оправданию, после чего идет оправдание, освящение и слава. Апостол Павел очень ясно излагает этот момент: «Кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30).

Прежде чем приступить к раскрытию процессов действия божественной благодати, приведем два места из посланий Апостола Павла относительно плодов божественной благодати. «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5,9). Другими словами, плоды, которые производит Святой Дух в душах просвещенных Им, проявляются внешне в виде доброты, справедливости и любви к истине. В другом послании Апостол Павел подчеркивает: «Плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Упомянутые плоды составляют основу добродетелей, которые раскрывает возрожденный божественной благодатью человек.

в) Праведность, спасение и освящение

Первым действием божественной благодати является призыв человека к покаянию и вере, т.е. призыв ко спасению. Апостол Павел говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14), т.е. восстань от сна греховного и воскресни от смерти, в которую ввержен грехом, и тебя озарит светом Бог. Божественная благодать пробуждает грешника от сна греховного и зовет к Богу, чтобы просветить, оживотворить и спасти его.

Человек, сколь бы грешен он ни был, как бы ни были тяжки и велики его грехи, откликаясь на зов, избавляется от тяжести вины, получает искупление от осуждения, спасается от божественного гнева, оправдывается. Человек своим покаянием, своей верой из грешника и преступника становится праведником перед Богом, примиряется с ним, обретает спокойную совесть и сподобляется Царства Божия. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1).

Призвание является необходимым условием оправдания, потому что возрождение всегда предваряется покаянием или осознанием греха, умилением. «Слыша это, они умилились сердцем» (Деян. 2, 37-38), т.е. услышав слово Божие, они осознали свою вину, и их сердце охватила печаль и умиление.

Оправдание произвело существенную перемену в человеке, загладив грех и вину и определив начало новой святой и праведной жизни. С одной стороны, мы получили прощение грехов, а с другой освящение. Праведность ведет к спасению. Человек спасается, оправдывается своею верою и добрыми делами. Оправдавшись благодатью Божией и таинствами Церкви, он, если сразу умирает после оправдания, считается спасенным, идя путем спасения на небо. Впрочем, оправданный, продолжая жить и подвизаться на пути благодати Божией, если он не отпадает от нее, считается тоже наследником вечной жизни, которая зависит от оправдания. Оправдание, спасение и освящение не следует разделять по временным этапам, потому что составляют стороны одного акта. Как свет восходящего солнца разгоняет тьму, так и в человека, получившего оправдание, входит божественная благодать, освящает его и очищает от всякого греха.

Следует отметить, что, по учению нашей Церкви, оставление грехов является действительным их изглаживанием, и оправданный становится непосредственно чадом Царства Божия. И если в мирской жизни судья, оправдывая подсудимого, не делает его праведным, а просто объявляет его внешне невиновным, то в области благодати Бог «не считает» оправданного праведником, а «делает его праведником».

Оставшаяся в оправданном человеке наклонность но греху не считается грехом, поскольку воля человека не поддается ему. Следует подчеркнуть, что испорченность воли, составляя начало и основу греха, устраняется совершенно в царстве благодати, и возрожденная воля уже обращена к Богу, освящаясь в преуспеянии добра. Слова и выражения, которыми Священное Писание описывает оправдание, не оставляют никакого сомнения, что мы находимся перед настоящим оправданием, и соприкосновение оправдания и освящения является внутренним.

Новая во Христе жизнь не отделима от оправдания, а связана с ним органически, поскольку Святой Дух и любовь, которые составляют принцип этой жизни и ее животворный вид, подаются в оправдании и проявляются в последующей добродетельной жизни христианина.

Освящение благодаря обитанию божественной благодати, составляя душевную перемену, святое расположение духа и доброе убеждение, укрепляет веру человека, его любовь и проявляется в радости и совершении добра. Освящение составляет сущность оправдания, а оправдание, поскольку опирается на свободную волю человека, дифференцированную в каждом человеке, восприимчиво к развитию и прогрессу. Таким образом, мы имеем различные степени оправдания и освящения, различные степени нравственного характера и различные степени славы в Царстве Божием. Эти степени зависят от степени преуспеяния нравственной жизни и совершения добра, поскольку оправданный, злоупотребляя своей свободной волей, может через грех отпасть от благодати Божией. Подвиг ради спасения проходит через всю жизнь и требует от христианина, особенно, православного, постоянной бдительности в нравственном совершенствовании, требует молитвенного у Господа испрашивания «оставления долгов» его. Наличие грехов, простых или смертных, является основанием для беспокойства верующего за свое спасение и отпадение от благодати Божией. Никто из нас не знает, что случится завтра в этом подвиге нравственного совершенства. Однако, вера в искупительное дело Господа, в безграничную силу божественной благодати и в любовь Божию к нам дает нам твердое основание вести постоянную борьбу, в которой должны быть уверены, что с помощью Божией победим.

г) Правая вера и добрые дела как условия оправдания

Святые отцы Церкви учат, что правая вера и добрые дела - вот два необходимых условия оправдания человека, и именно оба вместе, помимо искупительной силы или воздаяния. Согласно св. Иоанну Дамаскину, «вера без дел мертва. Точно также и дела без веры, ибо истинная вера делами испытывается». Согласно православному учению, нельзя отделять друг от друга веру и дела, ибо и то и другое - неотъемлемые элементы одного и того же дела. Одно предполагает и содержит другое.

В третьей и четвертой главах первой части нашей книги мы раскрыли тему о вере и ее содержании на православной основе. Здесь мы можем сказать, что вера - это не просто принятие истин христианства, а преданность Спасителю в сочетании с принятием спасительных истин и евангельских событий. Совершенно очевидно, что такой вид веры - это не просто работа ума, а, прежде всего, нравственная работа, которая предполагает деятельность воли. Вера, связанная с покаянием, имеет нравственные свойства, которые совершенствует благодать Божия, Святой Дух, что составляет начало жизни во Христе. Вера это твердое убеждение в том, что Христос является единственным Спасителем и Искупителем грешника. Эта вера, будучи совершенной и вседушевной преданностью Христу и Его Церкви, проявляется как полное и совершенное соблюдение и применение заповедей Христовых, особенно, о любви. Вера - это начало христианского жития, в то время как любовь его вершина.

Вера тесно связана с любовью, необходимыми проявлениями и плодами которой являются добрые дела. Правая и живая вера содержит истину и жизнь во Христе, т.е. добрые дела, отсутствие которых делает эту веру ложной и лицемерной. Вполне очевидно, что праведная вера неразрывно связана с любовью, которая составляет существенный образ веры, и отделяются они друг от друга лишь в воображении, а не на самом деле. Сущность добрых дел зиждится на любви к Богу и к ближнему. Поэтому и добрые дела, как необходимое выражение любви, связаны с оправданием и спасением. Добрые дела - это необходимые проявления любви. Здесь следует подчеркнуть, что непроявление любви по причине отсутствия повода или материальных средств для ее проявления, имеет ту же нравственную ценность, что и проявление. Это есть намерение, которое составляет творческую силу любви, а не просто результат. На основании вышеупомянутого можно сформулировать православную позицию таким образом, что человек оправдывается верою, любовью споспешествуемой. Оправдание - это продукт живой веры, соединенной с любовью, или действующей через любовь, потому что «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2, 24) и «во Христе Иисусе... имеет силу... вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). По Апостолу Павлу, связь веры с любовью имеет существенное значение: «Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто» (1 Кор. 13, 2). Вера, оправдывающая человека, вдыхает в него дух усыновления, вливает в его сердце любовь Божию и зиждится на крестной смерти Господа и Его воскресении как высшее доказательство любви Бога к человеку и свидетельство величия Господня.

Мы верим, что грешника спасает жертва Христова, вера в Него и его добрые дела, а не чужие. Православное учение находится между двумя упомянутыми крайностями. Оно принимает дела в их органическом единстве с верой и как плоды этой веры и Святого Духа. Наша Церковь учит, что не дела сами по себе заслуживают награды, и не только они оправдывают человека, а только те, которые соединяются с верой и находятся под действием божественной благодати. Добрые дела, которые мы совершаем, не составляют причину нашего оправдания, потому что мы «получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 24). Любое добро, которое мы делаем, делаем потому, что должны это делать во исполнение нашего долга. «Когда исполните все повеленное вам, говорите, что мы – рабы ничего не стоющие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17,10).

По православному учению, имеется внутренняя связь между верой и делами. В соответствии же с верой, подготовкой и содействием человека на пути оправдания и освящения через веру и добрые дела, Православная Церковь допускает различные степени оправдания и освящения (Мф. 20, 1-16) и, соответственно, различные степени славы в Царстве Небесном. Василий Великий ясно говорит об этом: «Каждому отмеривается по вере». Афанасий Великий приводит и случай отпадения верующего от божественной благодати по причине серьезных и смертных грехов, ибо «он уже не в Боге, поскольку отступил от него в Боге святой и утешительный Дух». И Апостол Павел, как мы уже упоминали, подчеркивает необходимость постоянного бодрствования, говоря: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12).

Здесь уместно отметить, что все вышеупомянутое догматическое учение Православной Церкви о божественной благодати и стяжании спасения, а также о спасении во Христе, воплощении, крестной жертве, сошествии во ад, воскресении, вознесении и седении одесную Отца, с одной стороны, уже вошло в православное богослужение в виде церковных песнопений огромной красоты и поэтического обаяния, а с другой, в течение веков с любовью вынашивалось благочестивой полнотой Церкви. Все содержание православного догматического учения находится в повседневном богослужении и через песнопения становится доступным верующему любой эпохи, различных духовных способностей и различной степени веры.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода