Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Всемирная торговая организация (ВТО): общая характеристика. ВТО - что это? Организация ВТО: условия, страны, членство Что регулирует вто

Источник: ДТП


Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на ос­нове пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торго­вых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предус­матривает создание постоянно действующего форума стран-членов для уре­гулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглаше­ний и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в свя­зи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количест­венных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО, помимо указанных выше, можно суммировать следующим образом:

Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

Реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из ко­торых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Приложение 1.

1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС);

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94(Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собс­твенности (ТРИПС).

Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разреше­ние споров.

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики.

Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не ­обязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам.

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам министерского совещания в Марракеше (1994 г.), а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет свыше 30 тыс. страниц.

Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информацион­ные технологии"), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО.

Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция , объединяю­щая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются ре­шения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапу­ре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО, и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).

Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по "встроенной повестке" (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить реко­мендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принци­пиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.

В ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция , на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.).

В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам (КТП), включающий ряд специализированных органов, и который является координатором переговорного процесса нового раунда. Под эгидой КТП проходило предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений членов ВТО по повестке нового раунда, по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.

27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.

Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.

Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.

На переговорах по сельскому хозяйству было достигнуто прорывное решение: 2013 год был выбран в качестве пороговой даты для параллельного устранения всех форм экспортных субсидий. Однако, о серьезном прорыве в Гонконге, вряд ли можно говорить, так как не удалось существенно сдвинуться по основным блокам проблем, таким как либерализация доступа на рынки несельскохозяйственных товаров и услуг.

Следует отметить, что в ходе конференции развивающиеся страны проявили беспрецедентную сплоченность и скорость действий, которые могут в перспективе привести к изменению баланса сил внутри ВТО.

В настоящее время переговоры продолжаются в многостороннем формате. Внимание стран-членов сосредоточено в основном на двух вопросах: формат модальностей в отношении степени либерализация доступа на рынок товаров и вариантов сокращения искажающей торговлю внутренней поддержки сельского хозяйства. По итогам заседания Генерального совета 27 июля 2007 г. в своем выступлении Генеральный директор ВТО П.Лами призвал страны-члены тщательно изучить и взять за основу дальнейших переговоров предложенный неделей ранее документ, подготовленный председателями двух групп: по сельскому хозяйству и по доступу на рынок. Возобновление переговоров планируется с 3 сентября 2007 г. При этом сроки завершение раунда по-прежнему неясны.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет , состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет адми­нистрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обес­печения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО . С 1 сентября 2005 г. (на 4 года) Генеральным директором ВТО является П.Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Ко­митеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специали­зированные органы.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято около 600 человек. Рабочие языки ВТО – английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2003 г. составил 154 млн. франков (около 115 млн.$), на 2004 – 157,1 млн франков (117,3 млн.$).

Принятие решений. С конца 1995г. в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положе­ний соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагива­ющие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО страна­ми-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет согла­шений Уругвайского раунда.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 151 государство, причем только 23 из них стали новыми членами – Эквадор, Болгария (1996г.), Мон­голия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.), Армения (февраль 2003г.), Македония (апрель 2003г.), Непал (апрель 2004г), Камбоджа (октябрь 2004 г.), Саудовская Аравия (11 декабря 2005 г.), Вьетнам (11 января 2007 г.) и Королевство Тонго (27 июля 2007 г.).

Около тридцати государств имеют статус наблюда­теля в ВТО , в т.ч. числе Россия, Алжир. Все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Междуна­родный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развиваю­щимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации , выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот про­цесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоедине­ния полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит де­тальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соис­кателя в данной организации, которые, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заин­тересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" усту­пок, которые страна-соискатель будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе РГ).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны како­го-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответс­твующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присо­единения оформляются следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

(Cм. также справку ДТМП «Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО» и информационные сайты www.wto.ru &

ВТО - это международный институт, который выступает преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Последнее было подписано еще в 1947 году. Предполагалось, что оно является временным и вскоре будет заменено полноценной организацией. Однако ГАТТ было главным соглашением, регламентирующим внешнюю торговлю на протяжении без малого 50 лет. СССР хотел присоединиться к нему, однако ему этого сделать не дали, поэтому отечественная история взаимодействия с этой структурой начинается только с того момента, когда Россия вступила в ВТО. Данному вопросу и посвящена сегодняшняя статья. Также в ней будут проанализированы последствия того, что Россия вступила в ВТО, плюсы и минусы этого решения. Мы рассмотрим процесс, условия и цели присоединения к Всемирной торговой организации, сложные вопросы для РФ.

Вступила ли Россия в ВТО?

РФ является правопреемницей СССР. Если мы говорим о том, когда Россия вступила в ВТО, то важно понимать, что данный институт начал функционировать только в 1995 году. Новая организация стала контролировать гораздо более широкий круг вопросов. СССР подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя в ходе Уругвайского раунда в 1986 году с целью дальнейшего присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Однако США отклонили ее. Причиной стала СССР, которая не была совместима с понятием свободной торговли. Советский Союз получил статус наблюдателя в 1990 году. После обретения независимости Россия сразу обратилась с заявкой на присоединение к ГАТТ. Вскоре Генеральное соглашение было преобразовано в полноценную организацию. Однако непосредственное вступление РФ в систему ГАТТ/ВТО заняло почти 20 лет. Слишком много вопросов требовало согласования.

Процесс присоединения к ВТО

Россия в качестве независимого государства начала вступление во Всемирную торговую организацию в 1993 году. С этого времени началось сравнение торгово-политического режима страны со стандартами ВТО. Затем стартовали двусторонние переговоры, когда Россия внесла свои первоначальные предложения по уровню поддержки сельского хозяйства и доступа на рынок. Эти два вопроса и составляли основу переговоров вплоть до ратификации соглашений в 2012-м. В 2006 году, в рамках Азиатского-Тихоокеанского форума, Россия и США подписали протокол присоединения РФ к ВТО. Однако начался мировой финансовый кризис, и переговоры о выполнении дальнейших этапов получения членства в организации были отложены. Свою роль сыграл и конфликт с Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Договор именно с этой страной стал последним этапом на пути к вступлению РФ в ВТО. Он был подписан в 2011 году в Швейцарии.

Таможенный союз

Рассматривая вопрос, когда Россия вступила в ВТО, важно понимать, что с января 2010 года РФ хотела участвовать в процессе присоединения в составе Таможенного союза. Об этом Владимир Путин сделал заявление на заседании совета ЕврАзЭС в июне 2009-го. Таможенный союз включает, кроме России, Беларусь и Казахстан. Он был образован еще в октябре 2007 года. Членами ВТО могут быть не только страны, но и интеграционные объединения. Однако руководство Всемирной торговой организации стразу предупредило российские власти о том, что такое требование значительно затянет процесс получения членства. Уже в октябре 2009 года Россия высказала заявление о целесообразности возобновления двусторонних переговоров. Казахстан вошел в состав Всемирной торговой организации в 2015-м, а Беларусь по-прежнему не является членом этого международного института.

Когда Россия вступила в ВТО: дата, год

Возобновление двусторонних переговоров значительно упростило процесс присоединения к Всемирной торговой организации для РФ. К декабрю 2010 года все проблемные вопросы были урегулированы. На Брюссельском саммите был подписан соответствующий меморандум. 22 августа 2012 года - это дата, когда Россия вступила в ВТО. Дата ознаменовалась ратификацией Протокола о присоединении РФ, подписанного еще 16 декабря 2011-го, и вступлением в силу соответствующего нормативно-правового акта.

Условия вступления

Процедура присоединения к ВТО является достаточно сложной. Она состоит из нескольких этапов и занимает минимум 5-7 лет. Сначала государство подает заявку на вступление. После этого происходит рассмотрение торгово-политического режима страны на уровне специальных рабочих групп. На втором этапе происходят переговоры и консультации, посвященные условиям членства заявителя в ВТО. К ним может присоединиться любая заинтересованная страна. В первую очередь переговоры касаются доступа на рынки государства и сроков введения изменений. Условия присоединения оформляются следующими документами:

  • Доклад рабочей группы. В нем излагается весь перечень прав и обязательств, которые были приняты на себя страной.
  • Список тарифных уступок в товарной области и разрешенные возможности субсидирования аграрной сферы.
  • Перечень специфических обязательств по сфере услуг.
  • Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
  • Юридические договоренности на двух- и многостороннем уровне.
  • Протокол о присоединении.

На последнем этапе осуществляется ратификация пакета документов, который был согласован в рамках специальных рабочих групп. После этого он становится частью национального законодательства государства-заявителя, а страна-кандидат превращается в члена Всемирной торговой организации.

Цели и задачи

Когда Россия вступила в ВТО в 2012 году, она делала это в рамках своей стратегии экономического развития. На сегодняшний день государство не может построить эффективное национальное хозяйство, не являясь членом данной организации. Россия преследовала в своем вступлении в ВТО следующие цели:

  • Получение большего доступа на иностранные рынки для отечественной продукции за счет использования который декларируется данной организацией.
  • Создание благоприятного за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
  • Повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
  • Расширение возможностей для российских предпринимателей и инвесторов за рубежом.
  • Получение возможности влияния на формирование международного законодательства в сфере торговли с учетом собственных национальных интересов.
  • Улучшение имиджа страны в глазах мировой общественности.

Такие длительные переговоры о присоединении - свидетельство желания добиться максимально благоприятных условий членства для России.

Тарифные изменения

Одним из главных препятствий на пути членства России в ВТО было согласование политики доступа на ее рынок иностранных товаров. Средневзвешенный импортный тариф был уменьшен. Напротив, квоту иностранного участия в страховой сфере повысили. После прохождения будут снижены импортные пошлины на бытовую технику, лекарства и медицинское оборудование. В рамках присоединения к ВТО было заключено 57 двусторонних договоров по доступу на отечественный рынок товаров и 30 - по сфере услуг.

Сельскохозяйственная проблематика

Кроме обсуждения тарифных уступок, в рамках переговоров важное место занимала защита аграрного сектора России. РФ стремилась уменьшить количество субсидий, подлежащих сокращению. на сельскохозяйственную продукцию стали 11,275% вместо 15,178%. По отдельным товарным группам произошло резкое снижение на 10-15%. После того как Россия вступила в ВТО в году, когда начал утихать мировой финансовый кризис, отечественный агросектор столкнулся с гораздо большей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках.

Последствия для Российской Федерации

На сегодняшний день существует множество монографий и статей, посвященных оценке вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Большинство экспертов отмечают положительное воздействие этого процесса на экономику страны. Так в каком году Россия вступила в ВТО? В 2012-м. Что изменилось? Присоединение заняло 18 лет напряженной работы. Данный процесс потребовал гораздо больше времени, чем предполагалось. Поэтому положительный эффект может проявиться только в отдаленном будущем. Как и прогнозировало большинство экспертов, в краткосрочном периоде гораздо больше потерь в связи с членством в ВТО, чем реальных достижений. Однако стратегические преимущества стоят некоторых тактических поражений. Таким образом, вступление в ВТО - это, безусловно, положительный шаг, без которого дальнейшее развитие страны было бы невозможным.

Преимущества и недостатки членства

После того как Россия вступила в ВТО в 2012 году, ученые-правоведы и экономисты не устают публиковать все новые статьи с анализом перспектив и проблем, связанных с этим событием. Можно условно выделить три мнения:

  1. Нейтральное . Например, профессор Александр Портанский считает, что присоединение к ВТО не приносит ни пользы, ни ущерба.
  2. Критичное . Аналитик отмечает, что вступление в ВТО не дает России никаких очевидных преимуществ в краткосрочном периоде. Однако это событие является выгодным для других членов организации. Перспективы в долгосрочном периоде для России Козлов не рассматривает.
  3. Негативное . Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисовик считает, что вступление в ВТО может отрицательно сказаться на экономике страны, особенно на обрабатывающей промышленности, из-за уменьшения импортных пошлин.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что все преимущества для России от членства во Всемирной торговой организации проявятся при условии грамотной внутренней и внешней политики только в долгосрочной перспективе.

.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципамииправилами ВТО являются:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на май 2012 года, являются 155 государств . В 2007 году в организацию вступили Вьетнам, Королевство Тонга и Кабо-Верде; в 2008 году - Украина. В апреле и мае 2012 года членами ВТО стали Черногория и Самоа соответственно.

Статуснаблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедураприсоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года - Паскаль Лами.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  • Становление и развитие международного права
    • О возникновении международного права
    • Состояние и характер современного международного права
    • Перспективы развития международного права
    • Международное право и мировой правопорядок
  • Понятие, особенности и система международного права
    • Понятие международного права
    • Особенности международного права
    • Система международного права
  • Нормы и принципы международного права
    • Нормы международного права
    • Принципы международного права
  • Источники международного права
    • Общая характеристика источников международного права
    • Международные договоры
    • Международный обычай
    • Решения международных организаций и конференций
    • Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм
    • Кодификация международного права
  • Соотношение международного и внутригосударственного права
    • Теории соотношения международного и внутригосударственного права и практические трудности в этой области
    • Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Соотношение международного публичного и международного частного права
    • Конституция и международное право
    • Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
    • Реализация норм международного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации
  • Субъекты международного права
    • Общие вопросы международной правосубъектности
    • Международно-правовое признание
    • Правопреемство в международном праве
  • Население и международное право
    • Международно-правовая регламентация положения населения
    • Международно-правовые вопросы гражданства
    • Правовой режим иностранцев
  • Территория и международное право
    • Виды территорий в международном праве
    • Территория государства
    • Территориальные приобретения и изменения
    • Территориальные споры
    • Государственная граница
    • Демаркационные линии
    • Международные реки
    • Международные каналы
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой статус Шпицбергена
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Принуждение и ответственность в международном праве
    • Классификация мер международно-правового принуждения
    • Санкционные меры международно-правового принуждения
    • Несанкционные меры международно-правового принуждения
    • Санкционная ответственность в международном праве
    • Объективная ответственность в международном праве
  • Право международных договоров
    • Право международных договоров как отрасль международного права
    • Национальное право и международные договоры Российской Федерации
    • Международные договоры как юридические акты международного права
    • Заключение между народных договоров
    • Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
    • Депозитарий многостороннего договора и его функции
    • Регистрация и опубликование международных договоров
    • Недействительность международных договоров
    • Соблюдение, применение, изменение и толкование международных договоров
    • Последствия недействительности, прекращения, приостановления действия и изменения международных договоров
    • Толкование международных договоров
    • Договоры и третьи (неучаствующие) государства
    • Международные договоры в упрощенной форме
    • Юридическая природа Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
  • Международное право прав человека
    • Международное сотрудничество в области прав человека
    • Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
    • Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
    • Договорные и внедоговорные органы по защите прав и свобод человека, действующие в рамках Организации Объединенных Наций
    • Деятельность Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации
    • Право убежища
    • Беженцы и перемещенные лица
    • Защита меньшинств и коренных народов
  • Международное морское право
    • Понятие, источники и субъекты международного морского права
    • Пределы действия норм международного морского права
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств
    • Морские пространства, имеющие различный правовой статус
    • Международное сотрудничество в пределах морских пространств
  • Международное воздушное право
    • Понятие и система международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой режим международных полетов
    • Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
    • Правовое регулирование коммерческой деятельности на рынке воздушного транспорта
    • Ответственность перевозчика при международной воздушной перевозке
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
    • Международные авиационные организации
  • Международное космическое право
    • Понятие, история развития и источники международного космического права
    • Субъекты и объекты международного космического права
    • Правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космонавтов и космических объектов
    • Международное сотрудничество в освоении космоса
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Перспективные вопросы международного космического права
  • Международное экономическое право
    • Истоки, понятие и система международного экономического права
    • Субъекты, источники и принципы МЭП
    • Международная экономическая интеграция и глобализация
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Международно-правовые основы международной финансовой системы
    • Международный валютный фонд
    • Всемирный банк
    • Региональные финансовые организации
    • Международные клубы кредиторов
    • Международное сотрудничество в области энергетики
    • Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций
  • Международное право охраны окружающей среды
    • Понятие международного права охраны окружающей среды и его значение
    • Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
    • Источники и принципы международного права охраны окружающей среды
    • Международно-правовая охрана природных объектов
    • Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств
  • Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие, национальный и международный правопорядок
    • Методология и понятийный аппарат
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
    • Органы ООН, занимающиеся вопросами противодействия преступности
    • Интерпол - Международная организация уголовной полиции
    • Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
    • Международное уголовное правосудие
  • Право внешних сношений
    • Основы дипломатического права
    • Основы консульского права
  • Международные конференции
    • Понятие и классификация международных конференций
    • Подготовка и созыв международных конференций
    • Работа международных конференций
    • Механизм принятия решений
    • Виды актов международных конференций и их правовое значение
  • Право международных организаций
    • Возникновение международных организаций - важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций
    • Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности
    • Роль и место ООН и других международных организаций в создании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях
    • Специализированные учреждения ООН и их роль в глобальном управлении процессами, происходящими в мире
    • Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
    • Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН
    • Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам
    • Надгосударственность международных организаций
  • Право европейского союза
    • «Европейское право» («Право ЕС») за рубежом и в России
    • Определение, понятие и особенности европейского права
    • Возникновение и развитие европейского права - от Парижского договора до Лиссабонского договора
    • Юридическая природа европейских сообществ и Европейского союза
  • Международно-правовые основы деятельности СНГ и субрегиональных групп
    • Международно-правовая база функционирования СНГ
    • Союзное государство России и Белоруссии
    • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
    • Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП «четверки»)
    • ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
  • Мирное урегулирование международных споров
    • Понятие международного спора
    • Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
    • Мирные средства разрешения международных споров
    • Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
    • Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
    • Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств
  • Право международной безопасности
    • Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
    • Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства
    • Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества
    • Политико-правовые аспекты коллективной безопасности универсального характера
    • Операции по поддержанию мира
    • Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Право вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов
    • Правовые последствия начала войны
    • Нейтралитет во время войны
    • Правовое положение участников вооруженных конфликтов
    • Правовой режим военной оккупации
    • Запрещенные средства и методы ведения военных действий
    • Средства и методы ведения морской войны
    • Средства и методы ведения воздушной войны
    • Защита прав личности во время вооруженного конфликта
    • Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
    • Проблемы международно-правового регулирования отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Право вооруженных конфликтов и российское законодательство
    • Право вооруженных конфликтов и международное право прав человека
  • Международное право и информационные технологии
    • Общие вопросы и основные понятия
    • Роль и значение международных межправительственных организаций в международно-правовом регулировании управления интернетом
    • Формы международно-правового сотрудничества государств в сфере управления интернетом
    • Международное сотрудничество государств в сфере международной информационной безопасности
    • Перспективы международно-правового регулирования информационных технологий

Всемирная торговая организация (ВТО)

Правовые основы ВТО . Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. (Соглашение) является основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли - системы норм, правил, обязательств и процедур.

ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г., продолжая и развивая деятельность, осуществлявшуюся до этого в рамках Генеральною соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ).

Соглашение об учреждении ВТО 1994 г. предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования многосторонних торговых отношений и контроля за реализацией соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

ВТО регулирует отношения государств-участников с целью либерализации мировой торговли на основе соглашений Уругвайского раунда, которые являются правовой основой современной международной торговли.

ВТО осуществляет контроль за широким спектром торговых соглашений, включая торговлю товарами, услугами, вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и др., проверяет добросовестность выполнения обязательств членами ВТО, неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Согласно ст. III Соглашения в функции ВТО входят:

  • контроль за выполнением многосторонних торговых соглашений Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между государствами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с МВФ и МБРР.

Полномочия ВТО уже, чем встречающиеся представления о них, так ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую политику, структурную политику, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, не касается вопросов обороны и безопасности и др.

Принципы ВТО . Деятельность ВТО строится на следующих основополагающих принципах:

  • защита национальной промышленности тарифными мерами;
  • недискриминация в торговле;
  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами - за государствами признается право защищать национального производителя от иностранной конкуренции, при условии, что такая защита осуществляется исключительно тарифными мерами, им запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев.

Принцип недискриминации в торговле означает обязанность государства не ухудшать для другого государства условий, общих для всех государств-членов, в том числе по причине какого-либо ее отличительного признака и различий в организации внешнеэкономической деятельности, и право государства на предоставление ему со стороны иностранного партнера условий не хуже, чем предоставляемые любому третьему государству. Принцип недискриминации носит безусловный характер, не нуждается в договорном закреплении и реализуется также в применении режима наибольшего благоприятствования.

Принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ) заключается в предоставлении одним государством другому государству таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любому третьему государству. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности. Кроме того, положение о РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран - участниц ВТО. В правовой системе ВТО РНБ носит безусловный характер и государства - члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем участникам.

Изъятия из РНБ допускаются в случае подписания региональных торговых соглашений, создающих зоны свободной торговли, таможенные союзы. Развивающимся государствам разрешено использовать на постоянной основе четыре категории торговых льгот:

  • тарифные преференции по общей системе преференций;
  • тарифные преференции, действующие в торговле между развивающимися странами;
  • более льготные дифференцированные условия, сформулированные в соглашениях ВТО;
  • специальный режим для наименее развитых стран, чей ВНП на душу населения менее 1000 долл. США.

Принцип предоставления национального режима означает, что государства-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.

Транспарентность торговой политики направлена на создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений государств - членов ВТО.

Для разрешения торговых споров путем консультации и переговоров открыт доступ к механизму по разрешению споров ВТО, обеспечивающему защиту национальных интересов и устранение дискриминации, а также возможность реализации стратегических торгово-экономических интересов государства путем участия в выработке новых правил международной торговли в МТП.

Многосторонние торговые соглашения ВТО . Все государства - члены ВТО принимают обязательство по выполнению международных договоров и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС), которых насчитывается более 50, включая Соглашение об учреждении ВТО и приложения, заявления и решения на уровне министров, принятые по итогам совещания в Марракеше 1994 г., договоренности об обязательствах, в которых формулируются дополнительные условия и правила государств - членов ВТО, и др. С учетом национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО составляет около 30 тыс. страниц.

Соглашение об учреждении ВТО имеет четыре приложения, объединяющих следующие МТС Уругвайского раунда:

Приложение 1. 1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1 В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1C. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Приложение 2. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (Договоренность).

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики (МОТП).

Приложение 4. Соглашения с ограниченным числом участников - плюрилатеральные соглашения, т.е. обязательные не для всех государств - членов ВТО:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

Соглашение по правительственным закупкам.

Следует учитывать, что в результате Уругвайского раунда переговоров 1994 г. в ГАТТ-47 был устранен один из основных недостатков, связанный с тем, что ранее его нормы применялись государствам и- членами частично, лишь в степени, совместимой с их законодательством. ГАТТ-94 является обязательным международным договором, регулирующим торговлю товарами, для всех государств-членов в нем покончено с практикой, когда разные нормы ГАТТ-47 выполняли разные государства.

Таким образом, ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении 1947 г.); договоренности Уругвайского раунда о толковании статей ГАТТ-47; 12 смежных с ГАТТ договоров, регулирующих торговлю товарами.

Институциональная структура ВТО . В ВТО принята трехуровневая структура: Министерская конференция. Генеральный Совет и Генеральный директор.

Министерская конференция - высший орган ВТО, объединяет представителей всех государств-участников и учреждает ряд комитетов:

  • Комитет по торговле и развитию;
  • Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса;
  • Комитет по бюджету, финансам и администрации;
  • Комитет по торговле и окружающей среде;
  • Комитет по региональным торговым соглашениям

и другие органы.

Генеральный совет созывается между сессиями Министерской конференции 8-10 раз в год для решения текущих и процедурных вопросов организации. Совет состоит из представителей всех государств-участников и администрирует деятельность следующих органов:

  • Органа по разрешению споров;
  • Органа по обзору торговой политики;
  • Совета по торговле товарами;
  • Совета по торговле услугами;
  • Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
  • комитетов, переговорных групп и других специализированных органов.

Генерального директора ВТО назначает Министерская конференция или Генеральный совет, его срок полномочий ограничен тремя годами.

В настоящее время Генеральный директор ВТО - Л. Паскаль. Секретариат ВТО - исполнительный орган ВТО, находится в Женеве. В подразделениях ВТО занято более 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет ВТО составляет около 100 млн долл. США.

Принятие решений в ВТО . Согласно ст. IX «Принятие решений» Соглашения об учреждении ВТО основная масса решений в ВТО принимается консенсусом. Если решения не могут быть приняты консенсусом, то они принимаются большинством голосов. Квалифицированное большинство в три четверти голосов требуется в следующих случаях: толкование положений Соглашения о ВТО; освобождение от обязательств по Соглашению о ВТО или соглашению системы ВТО; утверждение поправок.

Квалифицированное большинство в две трети требуется в следующих случаях: утверждение поправок, не требующих трех четвертей голосов; утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО. Каждое государство обладает одним голосом. ЕС обладает числом голосов, равным числу его членов.

Решение споров в ВТО . Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые могут приводить к серьезным конфликтам. Механизм разрешения споров носит межгосударственный характер, его расценивают как крупнейшее достижение Уругвайского раунда 1994 г. - важнейший элемент системы принуждения в торговле. С момента создания ВТО в 1995 г. вынесено несколько сот споров на его рассмотрение.

Орган по разрешению споров (ОРС), находящийся под контролем Генерального совета, является основой системы ВТО и обеспечивает безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы. Цель ОРС - обеспечить прогнозируемость и безопасность и системы международной торговли, соблюдение прав и обязательств членов ВТО. ОРС облегчает урегулирование споров, а не регулирует их. В отношении споров, возникающих в рамках торгового соглашения с ограниченным кругом участников. Договоренность относится лишь к тем членам, которые являются сторонами соответствующего торгового соглашения.

Целью механизма урегулирования споров является взаимоприемлемое для сторон разрешение спора, совместимое с МТС.

ОРС информирует Советы и Комитеты ВТО о ходе рассмотрения споров, касающихся положений соответствующих соглашений. ОРС проводит свои заседания по мере того, как это необходимо, для выполнения своих функций в пределах тех сроков, которые предусмотрены Договоренностью. ОРС принимает решения на основе консенсуса, в ходе которого ни один из членов официально не возражает против предложенного решения.

Договоренность установила следующий механизм разрешения споров.

Первый этап урегулирования спора - консультации между спорящими сторонами, начатые по инициативе той стороны, которая полагает, что ее права затронуты. Консультации носят конфиденциальный характер и не наносят ущерба правам любого члена при любом дальнейшем разбирательстве.

На урегулирование спора отводится 60 дней. Если за 60 дней спор не урегулирован, то сторона-истец может просить создать третейскую группу экспертов (за 30 дней). В срочных случаях, когда речь идет о скоропортящихся товарах, стороны спора, третейские группы и Апелляционный орган прилагают все усилия, чтобы, насколько это возможно, ускорить разбирательство.

Когда какой-либо член, не входящий в число членов, принимающих участие в консультациях, считает, что он имеет существенный торговый интерес в консультациях, он может уведомить указанных членов, а также ОРС в течение 10 дней о желании присоединиться к консультациям. Указанный член допускается к участию в консультациях при условии, что члены согласятся с наличием существенного интереса. В этом случае они сообщают об этом ОРС.

Если просьба об участии в консультациях отклоняется, то член-заявитель вправе просить проведения консультаций на основании п. I ст. XXII, или п. 1 ст. XXIII ГАТТ-94, п. 1 ст. XXII или п. 1 ст. XXIII ГАТС, или соответствующих положений других МТС.

Способы разрешения спора не наносят ущерба правам сторон при разбирательстве, и являются конфиденциальными. Споры могут быть прекращены сторонами в любое время.

Генеральный директор ВТО может, действуя ex officio, предложить добрые услуги, согласительную процедуру или посредничество с целью оказания содействия членам в урегулировании спора.

Сторона, подавшая жалобу, может обратиться с просьбой об учреждении третейской группы в пределах 60 дней с даты получения просьбы о консультациях, если стороны спора совместно сочтут, что способы разрешения спора не смогли привести к его урегулированию. Если стороны спора договорятся об этом, добрые услуги, согласительная процедура или посредничество могут продолжаться, когда началось разбирательство в третейской группе.

Специальная третейская группа состоит из трех высококвалифицированных правительственных и(или) неправительственных специалистов, компетентных в вопросе спора и выступающих в личном качестве. Члены третейских групп участвуют в них в личном качестве, а не в качестве представителей правительств или организаций. В связи с этим члены не должны давать им указания или стремиться оказывать на них влияние в отношении вопросов, рассматриваемых третейской группой.

Расходы членов третейских групп, включая расходы на поездки и проживание, покрываются из бюджета ВТО в соответствии с нормами, устанавливаемыми Генеральным советом на основе рекомендаций Комитета по бюджету, финансам и административным вопросам. В ходе рассмотрения в третейских группах полностью учитываются интересы сторон спора и интересы других членов в рамках соглашения, имеющего отношение к предмету спора.

Функция третейских групп состоит в оказании помощи ОРС в выполнении его обязанностей. Группа должна объективно изучить предмет спора, включая объективную оценку фактических обстоятельств дела, и выяснить применимость к предмету спора положений МТС, в рамках которою возник спор, сделать выводы, которые помогут ОРС сформулировать рекомендации или выводы и на их основе принять решение, как это предусмотрено в МТС. Спор переносится в ОРС, только если не удается найти решение путем двусторонних консультаций.

Второй этап . При определении графика работы третейская группа предоставляет сторонам достаточный срок для подготовки их заявлений. Стороны должны соблюдать предельные сроки для подачи письменных заявлений сторон. Сторона, подавшая жалобу, представляет свое первое заявление раньше первого заявления стороны-ответчика, если третейская группа не решит, что стороны должны подать свои первые заявления одновременно. Вес последующие письменные заявления представляются одновременно.

В случаях, когда сторонам спора не удается договориться о взаимном решении, третейская группа представляет ОРС свои выводы в виде письменного доклада. В докладе третейской группы излагаются установленные фактические обстоятельства по делу, применимость соответствующих положений и обоснование их выводов и рекомендаций. В случае достижения урегулирования между сторонами спора доклад третейской группы ограничивается кратким описанием дела и указанием на то, что решение достигнуто.

Срок, в течение которого третейская группа рассматривает дело, как правило, не должен превышать шесть месяцев. В срочных случаях, когда речь идет о скоропортящихся товарах, третейская группа стремится представить свой доклад сторонам спора в течение трех месяцев. Если третейская группа считает, что она не может представить доклад вовремя, она в письменной форме информирует ОРС о причинах этой задержки и указывает, в какие сроки она предполагает представить свой доклад. Период с даты учреждения третейской группы до распространения доклада среди членов не должен превышать девять месяцев.

Третейская группа имеет право запрашивать информацию и консультироваться у любого лица или органа, которые она сочтет подходящими. Однако до того как третейская группа запросит такую информацию или обратится за консультацией к лицу или органу, находящимся под юрисдикцией какого-либо государства-члена, она уведомляет об этом власти этого государства. Предоставляемая конфиденциальная информация не должна раскрываться без разрешения лица, органа или властей, которые ее предоставляют. Обсуждения в третейской группе являются конфиденциальными. Мнения отдельных членов третейской группы являются анонимными.

  • сторона, признанная нарушителем, может согласиться с рекомендациями и сделать необходимые шаги для ликвидации нарушения либо предложить компенсацию;
  • если сторона-нарушитель не исполняет рекомендации, сторона, чьи права нарушены, может потребовать компенсацию;
  • сторона, чьи права нарушены, может потребовать, чтобы ОРС уполномочил ее принять ответные меры против государства-нарушителя путем приостановки уступок или иных обязательств.

Например, может быть увеличена ставка импортного тарифа на товар или товары, ввозимые из страны, нарушившей обязательства, но только на временной основе. Результат работы третейской группы представляется в виде доклада, выводов и рекомендаций в ОРС. Доклад должен быть принят ОРС в течение 60 дней, если только ОРС консенсусом не примет решение отклонить доклад. ОРС осуществляет наблюдение за каждым случаем, попавшим в сферу его компетенции.

Третий этап . Новым моментом Соглашения является возможность пересмотреть решение или рекомендации путем обращения с апелляцией одной из сторон спора. В течение 60 дней с даты распространения доклада третейской группы доклад принимается на заседании ОРС, если какая-либо из сторон спора официально не уведомит ОРС о своем решении подать апелляцию или если ОРС не решит не принимать доклад. Если сторона уведомила о своем решении подать апелляцию, доклад третейской группы не рассматривается ОРС с целью принятия до завершения процедуры апелляции.

Постоянный Апелляционный орган ВТО создается ОРС в составе семи членов-экспертов, действующих в личном качестве, и рассматривает апелляции по делам, рассмотренным третейскими группами. Апелляционный орган состоит из лиц, обладающих авторитетом, которые доказали свою компетентность в области права, международной торговли и в вопросах, входящих в сферу МТС; они не должны быть связаны ни с каким правительством. Состав Апелляционного органа должен широко отражать членский состав ВТО.

Продолжительность рассмотрения апелляции, как правило, не превышает 60 дней с даты, когда сторона спора официально уведомляет о своем решении подать апелляцию, до даты распространения доклада Апелляционного органа. Если Апелляционный орган считает, что он не сможет представить доклад в течение 60 дней, он уведомляет ОРС в письменном виде о причинах задержки, а также о предположительном сроке представления своего доклада. Ни в каком случае рассмотрение апелляции не должно продолжаться более 90 дней.

Апелляция ограничивается правовыми вопросами, обозначенными в докладе третейской группы, и ее юридическим толкованием. Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады Органа составляются без участия сторон спора, исходя из представленной информации и сделанных заявлений. Мнения, выраженные в докладе, являются анонимными. Апелляционный орган может подтвердить, изменить или отменить правовые выводы и заключения третейской группы.

Доклад Апелляционного органа принимается ОРС и признается сторонами спора, если только ОРС на основе консенсуса не решит не принимать доклад Апелляционного органа в течение 30 дней после его распространения среди членов. Незамедлительное выполнение рекомендаций и решений ОРС является необходимым для обеспечения эффективного урегулирования споров в интересах всех членов.

Особое внимание уделяется интересам развивающихся государств- членов. ОРС осуществляет контроль за выполнением принятых рекомендаций или решений. Вопрос о выполнении рекомендаций или решений может быть поднят в ОРС любым членом в любое время после их принятия. Если дело возбуждено развивающейся страной-членом, то ОРС учитывает не только торговлю, которую затрагивают меры, являющиеся предметом жалобы, но и влияние этих мер на экономику развивающейся страны-члена.

Альтернативный способ урегулирования спора в рамках ВТО - ускоренный арбитраж - может облегчить урегулирование споров, которые четко определены обеими сторонами. Арбитраж используется по взаимному согласию сторон, которые договариваются о процедуре его проведения. Соглашения об арбитраже доводятся до сведения всех членов заблаговременно до начала процесса. Другие члены могут стать сторонами арбитражной процедуры только с согласия сторон. Стороны процедуры соглашаются придерживаться решения арбитража. О решениях арбитража должны уведомляться ОРС и Совет или Комитет соответствующего соглашения, где любой член может поднять любой вопрос в этой связи.

Секретариат ВТО отвечает за содействие третейским группам по правовым, историческим и процедурным аспектам дел и за техническую поддержку. Секретариат предоставляет в распоряжение любой развивающейся страны-члена, которая об этом попросит, квалифицированного специалиста по правовым вопросам из служб технического сотрудничества ВТО, который оказывает помощь развивающейся стране-члену беспристрастно. Секретариат организует специальные курсы обучения для заинтересованных членов по вопросам процедур и практики разрешения споров с целью повышения информированности членов Апелляционного органа ВТО - экспертов в этой области.

Механизм обзора торговой политики ВТО . Одной из основных целей ВТО является создание стабильного и предсказуемого торгового пространства, что невозможно без Механизма обзора торговой политики ВТО (МОТП), договоренность о создании которого была достигнута в декабре 1988 г. Соглашение о МОТП, выработанное в ходе Уругвайского раунда 1994 г., расширило область применения механизма, включив в него кроме торговли товарами сферу услуг и интеллектуальную собственность.

Цели проведения обзоров: увеличение транспарентности торговой политики государств - членов ВТО посредством регулярного мониторинга; возможность проведения многосторонней оценки влияния политики государств-членов на международную торговлю. Соглашением о МОТП предусмотрены два способа обзора торговой политики:

  • государства-члены информируют ВТО и другие государства-члены об изменениях их торговой политики и торгового законодательства, представляют данные торговой статистики;
  • специальный Орган по обзору торговой политики проводит обзор государств-членов.

Обзоры торговой политики позволяют, с одной стороны, понять, какую торговую политику проводит государство - член ВТО, с другой стороны, дают возможность самому государству-члену увидеть, как его действия соотносятся с системой ВТО в целом.

Согласно п. «А» Соглашения о МОТП «целью МОТП является содействие более совершенному соблюдению всеми членами правил, норм и обязательств, принятых по МТС и по соглашениям с ограниченным кругом участников, и более четкому функционированию многосторонней торговой системы путем достижения в ней гласности и понимания торговой политики и практики членов. МОТП дает возможность регулярно производить коллективную оценку значимости всего спектра торговой политики и практики отдельных членов и их влияния на функционирование многосторонней торговой системы. Это, однако, не предназначено для того, чтобы налагать на членов новые обязательства».

В п. «В» Соглашения о МОТП говорится, что «члены признают неотъемлемую ценность внутригосударственной гласности в области принятия правительственных решений по вопросам торговой политики, как для экономики государств-членов, так и для многосторонней торговой системы, и согласны поощрять и содействовать большей гласности в рамках их собственных систем, признавая, что обеспечение внутригосударственной гласности должно осуществляться на добровольной основе с учетом правовой и политической системы каждого члена».

Соглашением о МОТП создан специальный Орган по обзору торговой политики (ООТП), функции которого возложены на Генеральный совет ВТО.

В п. «С» Соглашения о МОТП «Процедуры обзора» говорится, что «торговая политика и практика всех членов подлежат периодическому рассмотрению. Влияние отдельных членов на функционирование многосторонней торговой системы, определяемое по их доле в мировой торговле в последнем представительном периоде, будет решающим фактором при принятии решений о частоте проведения обзоров...

Первые четыре участника торговли (США. Япония, Китай, а также ЕС) являются предметом обзора каждые два года.

Следующие 16 - являются предметом обзора каждые четыре года.

Другие члены - каждые шесть лет, за исключением наименее развитых государств-членов (ВНП надушу населения менее 1000 долл. США), для которых может быть установлен более длительный период...

В порядке исключения в случае изменений в торговой политике или практике государства-члена, которые могут иметь значительные последствия для ее торговых партнеров, OOIII может попросить такого члена, чтобы следующий обзор был проведен раньше».

Дискуссия на заседаниях ООТП концентрируется на торговой политике и практике членов, которые подлежат оценке в рамках механизма обзора. ООТП составляет программу обзоров на каждый год в консультациях с заинтересованными государствами-членами. Председатель ООТП может выбрать докладчиков, которые, выступая в личном качестве, представляют соответствующие вопросы.

ООТП в своей работе основывается на следующей документации:

  • полный доклад, представленный государством-членом, являющийся предметом обзора;
  • доклад, подготовленный Секретариатом на основе своей информации, а также информации, представленной государством-членом.

Пунктом «D» Соглашения о МОТП «Отчетность» установлено, что каждое государство-член регулярно отчитывается перед ООТП по согласованной форме. Информация, содержащаяся в отчетах, должна быть в максимально возможной степени скоординирована с МТС и торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников.

Ежегодному обзору способствует ежегодный доклад Генерального директора, ВТО, отражающий основные направления деятельности ВТО и отмечающий важные политические проблемы, оказывающие воздействие на торговую систему.

Россия и ВТО . 22 августа 2012 г. Российская Федерация стала 156-м членом ВТО. Процесс присоединения России длился 18 лет, начиная с 1993 г.

Согласно установленной процедуре на ратификацию Протокола о присоединении и пакета документов у государства-претендента имеется 220 дней после одобрения рабочей группой и Генеральным директором ВТО протокола о присоединении, которое для России состоялось 10 ноября 2011 г.

Россия 22 июля 2012 г. ратифицировала Протокол о присоединении России к Маррокешскому соглашению, включающий приложения - Перечень уступок и обязательств РФ по товарам, услугам и обязательство по поддержке сельского хозяйства.

По мнению Генерального директора ВТО Л. Паскаля, факт присоединения России - «это тоже огромное событие для ВТО», с ее участием «страны ВТО будут контролировать 97 проц. мировой торговли».

Россия провела двусторонние переговоры о присоединении с 57 государствами - членами ВТО по товарам и с 30 государствами - членами ВТО по услугам, а также многосторонние переговоры по системным обязательствам, которые были внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО 15-17 декабря 2011 г.

При присоединении к ВТО государство принимает на себя:

  • во-первых, индивидуальные условия либерализации доступа на рынок товаров и услуг;
  • во-вторых, обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Преимущества участия России в ВТО следующие: создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в государствах - членах ВТО, в частности в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; отмена квот и других дискриминационных мер в отношении российских товаров ряда отраслей: химия, металлургия, сельхозтовары; улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли.

Присоединение России к ВТО было связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. По оценкам Минэкономразвития России, было принято или пересмотрено около 100 законодательных актов и примерно 1000 ведомственных инструкций.

Распоряжением Правительства России от 10 января 2001 г. № 126-р в целях реализации задач по присоединению России к ВТО было утверждено межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров. В частности, таким как:

  • общая координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
  • взаимодействие с руководящими органами ВТО;
  • соответствие законодательства Российской Федерации нормам и принципам ВТО;
  • доступ на рынки (тарифные предложения);
  • налогообложение;
  • торговые ограничения, вытекающие из состояния платежного баланса, вопросы бюджета;
  • таможенные процедуры (таможенная оценка, правила происхождения товаров, пограничные меры) и предотгрузочная инспекция;
  • антидемпинг, компенсационные пошлины, специальные защитные меры;
  • нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограничения;
  • необязательные инициативы и соглашения ВТО по либерализации торговли по отдельным товарным группам;
  • субсидирование промышленности и сельского хозяйства;
  • технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры;
  • инвестиционные меры, связанные с торговлей;
  • внутренняя поддержка и экспортные субсидии в сельском хозяйстве;
  • информационно-статистическое обеспечение;
  • вопросы торговли услугами;
  • торговые аспекты прав интеллектуальной собственности;
  • вопросы нового раунда многосторонних торговых переговоров.

Распоряжением Правительства России от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции распоряжения Правительства от 21 июня 2002 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. План мероприятий был в целом выполнен.

Вступили в силу новые законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61 -ФЗ); «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (в части таможенных сборов) (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»» (в части таможенной оценки товаров) (от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ); ряд законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д.

Экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО была связана с принятием законопроектов о внесении изменений в законы, посвященные лицензированию отдельных видов деятельности; техническому регулированию; торговле и требованиям к лекарственным средствам; порядок ввоза криптографических средств; усилению защиты прав интеллектуальной собственности, а также изменения в Таможенный кодекс РФ, в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, в постановления Правительства России и указы Президента России.

Обязательства в рамках правовой системы ВТО в целом не потребовали радикального изменения законодательства о регулировании экономической и предпринимательской деятельности в России.

Эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе участие России в ВТО будет оказывать положительное воздействие на экономический рост в стране, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере внешней торговли, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, содействуя развитию торговли и инвестиций.

Присоединение России к ВТО не потребовало отказа от развития сотрудничества в рамках СНГ. Парламенты государств Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана, стремясь стать членами ВТО, ратифицировали соглашение в 2011 г., которое устанавливает приоритет норм ВТО над нормами Таможенного союза.

На регулярной основе проводятся консультации по проблематике ВТО с представителями государств - членов ЕврАзЭС. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2009 гг. приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия государств - членов Сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Вопросы ВТО регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав правительств государств - членов ЕврАзЭС.

Система ВТО открывает мировые рынки и позволяет рассчитывать на недискриминацию российских поставщиков, российских товаров и услуг и предоставляет возможность защищать их интересы через процедуры, предусмотренные ВТО. Упрощается доступ на внешние рынки.

(ВОТ) (World Trade Organization) создана в ходе членов ГАТТ (GATT) восьмого тура переговоров стран по либерализации торговли (т.н. "Уругвайский раунд", начавшийся в 1986 г.). После ратификации участниками Заключительного акта раунда ВОТ заменила ГАТТ в качестве всемирной многосторонней организации по торговле.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Всемирная торговая организация (ВТО)

преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, учреждена 8 декабря 1994 года. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Между сессиями Конференции функции руководящего органа выполняет Генеральный совет во главе с директором. Членами ВТО являются 144 страны, она контролирует 96% мировой торговли. Переговоры по присоединению ведут все оставшиеся крупные страны (Россия, Украина, Казахстан и Саудовская Аравия).

Деятельность ВТО направлена на либерализацию международной торговли. Организации является одним из оплотов глобализма и транснациональных корпораций. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе многосторонних соглашений, в том числе: Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года; соглашения по сельскому хозяйству, по техническим барьерам в торговле, по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС); по субсидиям и компенсационным мерам; по защитным мерам; Антидемпингового кодекса. Важную роль в деятельности ВТО играют Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и др.

В конце 90-х годов в рамках ВТО были заключены соглашения о либерализации торговли глобальными телекоммуникационными услугами, об отмене импортных пошлин на продукцию информационных технологий, об открытии рынков финансовых услуг для иностранной конкуренции. Таким образом, был взят кур на либерализацию в области информационных и финансовых рынков.

Деятельность ВТО базируется на принципах недискриминации и гласности. Принцип недискриминации предусматривает применение режима наибольшего благоприятствования ко всем членам ВТО. Не допускается дискриминация иностранных товаров по отношению к отечественным после прохождения таможни. Торговые инструменты ВТО включают: тарифные и нетарифные барьеры, субсидии и компенсационные меры, антидемпинговые и защитные меры.

По отношению к ВТО сложились две противоположные позиции местного бизнеса. Антиглоблалисты выступают за протекционистские меры государства, направленные на поддержку отечественного монопольного бизнеса. Сторонники либеральных отношений видят в открытости рынков возможность получить дополнительную прибыль. Например, в России изоляционистами являются выходцы из таких отраслей как автомобильная и авиационная промышленность. Эти отрасли требуют значительного капитала для модернизации и ориентированы преимущественно на внутренний рынок. Их владельцы выступают за введение правительском протекционистских мер, позволяющих оградить отечественный бизнес от конкуренции с высококачественной западной продукцией. Либералы, выступающие за свободную торговлю, контролируют добычу большинства природного сырья (нефти, газа) и уже успешно интегрировались в мировой рынок.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода