Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Возникновение абстрактного мышления. Виды и способы развития абстрактно логического мышления у человека

Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. И именно тогда, когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление, позволяющее рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так и что он вообще собой представляет, необходимо углубиться в его описание, формы и виды, примеры и методы развития. Этим мы и займемся.

Суть и польза абстрактного мышления

Способность человека мыслить, если говорить кратко, позволяет ему формировать видение мира, разрешать множество жизненных ситуаций, достигать успехов и вообще быть человеком. Мыслить же можно точно и обобщенно. Точным мышлением мы оперируем, когда у нас есть какие-то знания и данные, когда мы ясно понимаем происходящее. А обобщенное мышление начинает работать в любой противоположной ситуации. Тогда мы догадываемся, предполагаем, делаем общие выводы. Говоря проще, обобщенное мышление и есть мышление абстрактное.

Если говорить научно, абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

В большинстве обыденных ситуаций люди исходят из конкретных знаний. Например, парень сидит на лавочке у подъезда и щелкает семечки. Сразу можно подумать, что он лоботряс, и не желает заняться делом. И в этом случае основой наших рассуждений являются собственные представления о происходящем. Однако как может быть в действительности?

Парень возвращался домой после тяжелой смены на работе, где сутки патрулировал территорию строящегося объекта. У него предстоит выходной и он волен делать, что угодно, в том числе и отдохнуть, щелкая семечки на скамейке. А могло бы и так, что у него дома состоялась ссора, а он только , и поэтому, дабы не возобновлять вредную привычку, купил семечки и обдумывает случившееся в их компании. Варианты событий могут быть самыми разными, и если отойти от конкретики (парень сидит и щелкает семечки), можно абстрагироваться и взглянуть на событие с разных точек зрения и найти немало любопытного.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Важно отметить, что абстрактное мышление часто называют также и абстрактно-логическим мышлением. Это уточнение характерно для ситуаций, в которых человек логически оперирует абстракциями – единицами конкретных закономерностей, вычлененных ранее из «представляемых», «воображаемых» или «отвлеченных» качеств какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, человек использует то, что не может увидеть, услышать или потрогать.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе. К примеру, нет такого явления, как цифра «4», и человек просто понимает, что имеются в виду четыре одинаковые единицы. Сама же цифра была выдумана людьми, чтобы упростить определенные явления. По мере развития и прогресса человечество стало вынуждено применять несуществующие по сути понятия.

Есть и еще один хороший пример – это человеческий язык. Самих по себе в природе нет лексических единиц, таких как буквы, слова и предложения. Но люди создали алфавит и вытекающие из него явления, чтобы упростить выражение своих мыслей и облегчить их передачу. Благодаря этому сегодня мы можем находить общий язык друг с другом, ведь каждый из нас понимает, что означает то или иное слово, способен распознавать буквы и строить предложения. Поэтому, кстати, абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и , мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактное (абстрактно-логическое) мышление:

  • отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;
  • оценка предметов и явлений и их сравнение;
  • обобщение и конкретизация предметов и явлений;
  • нахождение соответствий между общим и частным;
  • систематизация и классификация знаний;
  • извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;
  • анализ происходящего;
  • вычленение отдельных составляющих событий;
  • соединение разрозненных сведений в общую картину.

Любая из этих мыслительных способностей уже есть у каждого из нас, но развита и проявляется в разной степени. Однако их можно успешно совершенствовать, чтобы получать больше практической пользы. Поэтому развитие абстрактного мышления очень актуально. Впрочем, об этом мы поговорим совсем скоро, а пока давайте еще немного разберемся с видами абстракций и формами абстрактного мышления. Но прежде чем продолжить, предлагаем пройти занятный видеотест на абстрактное мышление.

Виды абстракций

Как вы помните, абстрактно-логическое мышление предполагает манипуляции с абстракциями (единицами конкретных закономерностей). И чтобы приблизиться к пониманию абстрактного мышления и его механизма, необходимо рассказать о видах абстракций и их целях.

Есть шесть видов абстракций:

  • изолирующая абстракция – позволяет выделять компоненты явлений, на которых сфокусировано внимание;
  • обобщающая абстракция – позволяет выделять общую характеристику в конкретном явлении, отсекая индивидуальные особенности;
  • конструктивизация – позволяет придавать более четкие формы явлениям с «размытыми» границами;
  • идеализирующая абстракция – позволяет замещать реальные свойства явления идеальным шаблоном, исключающим недостатки;
  • абстракция актуальной бесконечности – позволяет определять бесконечные множества как конечные;
  • примитивно-чувственная абстракция – позволяет выделять одни свойства явления и игнорировать остальные.

Кроме того, абстракции разделяются еще и по целям:

  • формальные абстракции – необходимы для рассмотрения явлений, исходя из внешних проявлений, без этих явлений не существующих;
  • содержательные абстракции – необходимы для выделения из явлений свойств, способных существовать и вне этих явлений – автономно.

Оперируя абстракциями всех видов (и благодаря возможностям, которые они дают) мы можем «отбирать» из окружающего мира то, что нельзя распознать с помощью естественных органов чувств.

Общие закономерности всех явлений передаются посредством особых языковых выражений. С ними нам уже не нужно каждый раз выявлять разные понятия, ведь о них мы узнаем с самого начала жизни – от родителей, воспитателей, учителей и т.д. И именно здесь нужно сказать о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Примеры абстрактного мышления

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть , стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.

Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.

Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.

Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.

Зачем развивать абстрактное мышление?

Начнем с малого: абстрактное мышление, постоянно присутствуя в нашей жизни, начинает формироваться уже с раннего возраста. Вспомните, как, будучи детьми, вы фантазировали и выдумывали всякие небылицы. Так развивалось ваше абстрактное мышление, с помощью которого вы абстрагировались от чего-то конкретного и начинали проделывать всяческие манипуляции с его свойствами.

В школьные годы этот навык помогал вам в освоении математики и других точных наук. Затем – в институте или университете с его помощью вы решали многие абстрактные задачи. И, наконец, уже в профессиональной сфере абстрактное мышление позволяет вам оперировать огромными массивами данных, множеством задач и их свойств, разделять их на группы по разным параметрам, решать проблемы и даже находить взаимосвязь между тем, что вы делаете и .

Тайм-менеджмент, инженерия, философия, психология, писательское искусство – это лишь несколько областей, где задействовано абстрактное мышление. В дополнение к этому исключительно с его помощью вы можете мечтать о будущем и строить планы, размышлять о боге и любви, использовать чувство юмора и шутить, создавать нечто новое. Всего просто не перечислить, да и есть ли в этом смысл?!

Абстрактно-логическое мышление делает человека разумным существом и помогает видеть то, чего «нет», создавать космос в хаосе и познавать явления окружающего мира. Значение этих способностей переоценить невозможно, и даже их вполне хватает, чтобы понять, зачем нужно развивать абстрактное мышление, – чтобы достигать во всем лучших результатов, повышать уровень интеллекта, добиваться успеха и покорять новые вершины. Но удивительнее всего то, что для этого подходят совершенно простые способы.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и .

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление. В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного в любом важном для вас направлении!

Лекция 6.

Мышление.

Мышление психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, как ощущение и восприятие – психический процесс. Однако, в отличии от этих психических процессов чувственного познания, позволяющих познать внешние стороны предметов и явлений (цвет, форма, размеры, пространственное положение), в процессе мышления осуществляется проникновение в суть предметов и явлений с раскрытием различных связей и зависимостей между ними.

С мышлением тесно связано воображение , в котором осуществляется возможность в идеальной форме преобразовать прошлый опыт человека с получением нового образа или идеи. Рисунок этого нового в воображении может быть разрушен, создан вновь, заменён в деталях, дополнен и переработан. Воображение, как определял его Иван Михайлович Сеченов, является «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника – из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далёкому будущему, мысленно проникать в макро- и микромир. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, т.к. оперируют не только первичными и вторичными образами действительности (восприятие и представление), но и абстрактными понятиями.

Процесс мышления тесно связан с речью, они протекают на основе общих элементов – слов. Речь возникла с переходом предка человека к трудовой деятельности (животные обладают лишь способностью произносить нечленораздельные звуки, которые могут выражать и передавать их эмоциональные состояния – тревогу, ужас, призыв).

С началом регулярного трудового общения у человека возникла способность отражения сложных связей и отношений окружающего мира и выражения собственных мыслей при помощи речи. Мышление и речь выступают в единстве: язык есть не что иное, как выражение самой мысли.

Практические действия, образы и представления, символы и язык – всё это средства, орудия мышления, созданные человечеством для проникновения в существенные связи и отношения окружающего мира. Мышление опосредовано ими. Поэтому мышление часто обозначают как процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Виды мышления.

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребёнка в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Это – генетическая классификация мышления .

Наглядно-действенное (практическое) мышление – вид мышления, которое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущение и восприятие). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами.

Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребёнка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и применяется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышление соответствует появление у ребёнка громкой речи – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки самого ребёнка в ситуации. Речь вначале носит развёрнутый, внешний характер, а затем постепенно «свёртывается», превращаясь во внутреннюю речь как основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление – база для формирования словесно-логического мышления.

Абстрактно-логическое мышление (отвлечённое, словесное, теоретическое) – вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую даёт нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь же мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлечённую и обобщённую картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершаться различные мыслительные операции.

Операции процесса мышления.

Мыслительная деятельность протекает в виде особых умственных операций.

    Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путём изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков и сторон.

    Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов или явлений.

    Сравнение – мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.

    Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов или явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какую-то черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями этого же объекта.

    Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.

    Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе говоря – мысленный переход от обобщённого знания к единичному, конкретному случаю.

    Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом (деление на категории по существенному признаку).

Все мыслительные операции протекают не изолировано, а в различных сочетаниях.

Основные формы абстрактного мышления.

Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.

В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.

Понятие может быть конкретным , когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), иабстрактным , когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.

Обычно суждение состоит из двух понятий – субъекта (тог, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается) и предиката (собственно утверждения или отрицания). Например, «Роза красная» - «роза» - субъект, «красная» - предикат.

Бывают общие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).

В частных суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).

Единичным суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным , либоложным , т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.

Методы мышления.

Различают три основных метода (или способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат.deductio– выведение) – направление хода рассуждений от общего к частному. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» и «Золото – драгоценный металл» - взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два разрозненных утверждения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».

Индуктивное умозаключение (от лат.inductio– наведение) – рассуждение идёт от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делают вывод о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении сделать логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании подобия этих предметов (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Типы мышления.

Главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. Необходимой же предпосылкой способности к мышлению является мысленное создание внутреннего представления об окружающем мире.

При наличии такого внутреннего представления уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путём мысленного моделирования событий.

В этом мысленном моделировании огромную роль играет уже известный нам из темы «память» процесс образования ассоциативных связей между предметами или явлениями.

В зависимости от преобладания тех или иных ассоциаций различают два типа мышления:

Механически-ассоциативный тип мышления . Ассоциации формируются преимущественно по законамсмежности, сходства или контраста . Здесь нет чёткой цели мышления. Такое «свободное», хаотически-механическре ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления или «руководящие представления (Г.Липман, 1904). Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для образованиясмысловых ассоциаций.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного, так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при переутомлении или во сне.

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда человек сталкивается с новыми целями, новыми проблемами и новыми условиями деятельности.

Мышление и решение задач тесно взаимосвязаны, но отождествлять их нельзя. Мышление необходимо не только для решения задачи, но и для осознания проблемы вообще и постановки задачи.

Различают проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, тревожное.Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но и отличается от неё. Расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного) выражается в словесной формулировке задачи.

Решение задачи в значительной мере опирается на долговременную память и на усвоенные ранее понятия, которые в ней хранятся.

Существуют различные стратегии или приёмы мышления:

    случайный перебор гипотез (метод проб и ошибок, поиск решения ведётся несистематично);

    рациональный перебор (отсечение более вероятных неверных направлений поиска) – конвергентное мышление ;

    систематический перебор гипотез (проверка всех возможных вариантов решения) – дивергентное мышление .

Wallas(1926) выделилчетыре этапа решения мыслительной задачи:

      На этапе подготовки подбирается вся относящаяся к проблеме информация. Идёт непрерывное сканирование памяти, а имеющаяся мотивация направляет этот поиск.

      Инкубация создаёт паузу, необходимую для анализа ситуации. Эта пауза может занимать достаточно длительное время – часы, дни.

      За этим этапом во многих случаях следует этап озарения (инсайт) – решение приходит внезапно, как бы само собой.

      Последний этап – проверка решения и его детализация.

Индивидуальные особенности мышления.

Все те различия в мыслительной деятельности, о которых мы говорили ранее (вид, типы и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека.

Эти особенности складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Какие же это особенности?

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине, являетсяповерхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления – это свобода его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решения в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи.

Критичность мышления – это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Развитие мышления в онтогенезе (в учебнике).

Исследованием детской психологии долгое время занимался швейцарский психолог Жан Пиаже. Он выделил 4 стадии когнитивного развития детей:

    Стадия сенсомоторных операций (до 2 лет) – действия с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линиями, фигурами разной формы, величины и цвета. Всё поведение и интеллектуальные акты ребёнка сосредоточены на координации восприятия и движений. Идёт формирование «сенсомоторных схем» предметов, формируются первые навыки, устанавливается константность восприятия.

    Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) – характеризуется постепенным формированием речи, представлений, умением заменять действия какими-либо знаками (словом, образом, символом). Примерно до 5-летнего возраста суждения детей о предметах единичные, поэтому они категоричны и относятся к наглядной действительности, всё сводится ими к частному и знакомому. Большинство суждениё – это суждения по сходству, самая ранняя форма доказательства – пример. Значительной особенностью детского мышления в это время являетсяэгоцентризм. Он заключается в особой интеллектуальной позиции ребёнка, мешающей ему посмотреть на себя со стороны, что препятствует правильному пониманию ситуаций, требующих принятия чужой позиции.

    Стадия конкретных операций (8-11 лет) характеризуется способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению различных точек зрения. Однако логические операции ещё не могут производиться в гипотетическом плане, а требуют опоры на конкретные примеры. Ребёнок уже может образовывать из конкретных предметов классы, объяснять отношения. Однако логические операции ещё не стали генерализованными.

    Стадия формальных операций (12-15 лет) – завершается формирование логического мышления. Подросток приобретает способность мыслить гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно оперирование логическими отношениями, абстракцией и обобщениями. Постепенно становится возможной и рефлексия по поводу собственных мыслей. Вступление подростка в этап формальных логических операций вызывает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление к «теоретизированию», что, по мнению Ж.Пиаже, является возрастной особенностью подростков.

Мышление и речь.

Не вызывает сомнений утверждение, что мышление и речь тесно связаны друг с другом.

Однако первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной для речи была коммуникативная функция.

Становление речи у ребёнка проходит несколько этапов:

    фонетический период, когда ребёнок ещё не способен усвоить звуковой облик слова (до 2 лет);

    грамматический период, когда слова уже усвоены, но не усвоена структура организации высказывания (до 3 лет);

    семантический период, когда постепенно начинает усваиваться осознание содержания понятий (с 3 лет до подросткового возраста).

Таким образом, в возрасте около 2 лет речь у ребёнка постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С.Выготский, 1982). Ребёнок, решая какие-либо интеллектуальные задачи, начинает рассуждать вслух, у него как бы появляется речь, обращённая к себе – эгоцентрическая речь .

Эта внешняя речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста во время игры и предназначена не для общения, а для обслуживания мышления.

Постепенно эгоцентрическая речь исчезает, превращаясь во внутреннюю речь. Элементы эгоцентрической речи можно заметить и у взрослого, когда он, решая какую-либо сложную интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно рассуждать вслух и произносит иногда только ему понятные фразы.

Интеллект.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства современных психологов это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям.

Понятие «интеллект» происходит от латинского intellectus– разумение, понимание, постижение.

Одной из основополагающих характеристик интеллекта, по Алексею Николаевичу Леонтьеву, является способность пользоваться мыслительными операциями.

Другая точка зрения связывает интеллект более с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию, т.е. со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Дж. Кэттелл, 1885).

Интеллект часто определяют как обобщённую способность к обучению (Дж.Гилфорд, 1967). Например, показано, что оценки по интеллектуальным тестам хорошо согласуются с успеваемостью в школе и других учебных заведениях. Однако хорошо известны примеры, когда многие одарённые люди не отличались хорошей успеваемостью в школе (Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).

Людям творческим свойственно дивергентное мышление, при котором поиск решения проблемы осуществляется по всем возможным направлениям. Такой «веерообразный» поиск позволяет творческой личности найти весьма необычное решение проблемы или предложить множество решений там, где обычный, стереотипно мыслящий человек найдёт от силы одно или два.

Люди с творческим мышлением порой с трудом адаптируются к традиционному обучению, которое концентрирует на поиске единственно правильного решения, что свойственно конвергентному мышлению.

С какими бы гениальными задатками ни появился на свет ребёнок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды – питанием, обучением, воспитанием.

Имеются сведения о том, что интеллектуальное развитие ребёнка связано с возможностью его частого общения со взрослыми. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Первенцы в этом смысле часто оказываются в более выгодном положении, чем их братья и сёстры (Зайонц, 1975).

Вероятно, нельзя рассматривать интеллект как некое однозначное явления, объясняемое одной причиной или одним механизмом.

Надо признать существование сложной структуры интеллекта, включающей общие и специфические факторы.

Очевидно также и то, что наследуются не общий интеллект или конкретные действия и операции, а определённые нейрофизиологические характеристики мозговых зон, которые включаются в функциональные системы, относящиеся к факторам интеллекта.

Виды мышления.

Мышление. Воображение. Речь

Практическое занятие № 3

Мышление – психический процесс отражение наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, «думанье» есть только тогда, когда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Другой существенной особенностью мышления является единство его с речью.

Источником мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.

Мыслительные операции .

1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства

2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое.

3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Предметно – действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)

Абстрактно-логическое мышление – опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.

1. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.

2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.

3. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путём выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение – опосредованное, выводное знание.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами " (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде .


Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .

Речь для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т. е . передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Абстрактное мышление человека может кому-то показаться не столь важным психическим процессом. Например, зачем кому-то нужно задумываться, что такое Вселенная, пытаться решать заранее неразрешимые проблемы бытия или искать смысл жизни?

Однако специалисты с этим не согласятся, ведь абстрактное мышление дает возможность абстрагироваться от мелочей и попробовать взглянуть на возникшую ситуацию в целом. Можно для примера рассмотреть абстрактное и конкретное мышление: выглянув в окно вы сможете увидеть у подъезда Ладу Калину, Тойоту Карину и т.д., но это если оценивать конкретно, а если абстрактно – то у дома стоят машины… И это способность человека смотреть на мир под разными углами.

Абстрактность в мышлении не дает человеку топтаться на месте, зацикливаясь на мелочах, позволяет идти только вперед, пересекая имеющиеся пределы и нормы. Именно так в мире появляются инновационные открытия и решаются самые трудные жизненно важные задачи.

Еще будучи ребенком, человек должен обретать умение мыслить абстрактно и интенсивно развивать эту способность. В дальнейшем это поможет оценивать общую картину происходящих событий, делать собственные выводы, и не только искать рациональное решение, но и находить выход из любых, даже тупиковых ситуаций.

Какие есть абстрактные типы мышления

Существует три формы абстрактного мышления, без знакомства с которыми не придет осознание, что значит мыслить абстрактно:

Промежуточные суждения, приводящие к единому выводу, называются «предпосылками», а окончательный вывод – это «заключение».

Абстрактное – это значит, ничем не обремененное, свободное мышление, умение оперировать суждениями, самостоятельно делать умозаключения. Без этих психических процессов повседневная жизнь лишилась бы смысла.

Характерные признаки абстрактного мышления

Этот вид мышления необходим для полноценной жизни людей и существуют особенности абстрактного мышления, о которых следует знать:

Выделяют условное разделение процесса мышления на 2 этапа:

  • мышление, не использующее язык;
  • самообщение, которое называется «внутренним диалогом».

Не стоит даже подвергать сомнению тот факт, что люди большую часть информации черпают из печатных изданий, телевизионных передач, просторов интернета. И все происходит с применением разговорного языка.

То есть, получая информацию из источника, человек осуществляет ее переработку, создает новое, которое оказывается закрепленным в памяти. Это подтверждает, что язык является, помимо способа выражения, еще и методом фиксирования информации.

Если все обобщить, то абстрактные психические процессы дают человеку возможность следующего:

  • умение использовать понятия, группы и критерии, которых нет в реальном мире;
  • обобщать и анализировать полученную информацию;
  • систематизировать знания;
  • выявлять закономерности без необходимости взаимодействовать с предметами и явлениями окружающего мира;
  • выстраивать причинно-следственные связи, создавать новые модели любых протекающих процессов.

Логика – основа абстрактного мышления

Корнем абстрактного явления считается логика, которая является выходцем древнейших стран – Древней Греции, Индии и китайского государства. То есть, это понятие возникло задолго до создания современного мира, и исторические факты подтверждают, что она существовала еще в 4 веке до н.э.

Специалистам удалось выяснить, что практическое применение логики произошло одновременно в различных точках мира. Это только подтверждает, что мировое развитие невозможно без мысленных абстракций или логических суждений. Они необходимы для изучения отдельных предметов, явлений или общей мировой картины.

Сегодня логика – это целая научная область, имеющая четкое определение, как философский раздел, наука, изучающая рассуждения, законы и правила, используемые для получения правильных выводов об изучаемых объектах.

Таким образом, можно сказать, что логика использует абстрактное мышление в качестве основного инструмента, что дает возможность абстрагирования от материального и выстраивания последовательных выводов.

Абстрактно-логическое мышление имеет глубокие корни, ведь логика возникла во время появления человека, и сопровождает его в процессе всех этапов развития.

Диагностирование способностей к мыслительной абстракции

В современной психологии способность к абстрактному мышлению выявляют еще в детском возрасте.

Разработаны различные тесты, позволяющие выяснить, насколько этот тип мышления развит у человека:

  1. Тестирование, определяющее виды мышления. Естественно, что в данном случае положительный результат – это преобладание выявляемого типа мышления. Подобные тесты чаще имеют вид опросников, основанных на работе с изображениями или выборе подходящих вам выражений. Основная цель тестирования заключается в выявлении связей между явлениями и их результатами (причинно-следственные связи). В этом случае человек получает исходные данные, а на их основании необходимо, применив логику, прийти к правильному выводу. Нередко специалисты используют несуществующие термины, это дает возможность оценить, насколько человек отстранен и обладает ли устойчивой способностью отстраняться от отвлекающих мелких деталей.
  2. Тесты, в процессе которых человек получает некоторые словесные комбинации и должен постараться обнаружить закономерности, по которым они и объединяются. Дальше они распространяются на другие группы слов.

Возможности для усовершенствования процессов

Имея общее определение, абстрактное мышление у каждого человека индивидуальное. Примеры этого можно всегда взять из жизни – мама красиво рисует, дочка обладает литературными способностями, а сын – умеет абстрактно мыслить.

Однако формирование абстрактного мышления у всех происходит в детстве, тогда же и следует заниматься развитием этого аспекта – ребенок должен учиться думать самостоятельно, следует подталкивать его к размышлениям и поощрять разного рода фантазии.

Сегодня можно приобрести различный развивающий материал – сборники логических задач, загадок, ребусов и прочих головоломок, заставляющих мозг работать. Если требуется развитие абстрактного мышления у взрослого индивидуума, то и это вполне возможно. Достаточно в день тратить 30мин-1 ч для решения заданий на логику, чтобы получить желаемый результат.

Конечно, детский мозг гораздо гибче и способен решать даже сложные задания (пример тому – многочисленные детские загадки, нередко приводящие взрослых людей в тупик, а у ребенка не вызывающие никаких трудностей), но и тренировка мозговой деятельности взрослого человека позволит мыслить абстрактно. Важно выбирать те виды задач, которые даются особенно сложно.

Ребенка же нужно постоянно обеспечивать необходимой «пищей для ума», так как умение мыслить абстрактно не помешает творческой деятельности, но поможет в дальнейшем осваивать многочисленные научные дисциплины, основанные на подобных навыках.

Конечно, человек должен развиваться всесторонне, учитывая все психические аспекты и собственные способности. Людей же, обладающих развитым абстрактным мышлением, отличает высокая работоспособность, преданность любимому делу и возможность самостоятельно находить выход из любой ситуации. А эти качества также необходимы для гармонично развитой личности.

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:

  • Конкретно-действенное , или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное , или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое , абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.

Формы

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждение описывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Признаки

Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?

Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.

Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.

Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:

1.Игры


Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.

  • Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды . Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
  • «Слова», «Города» … Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
  • Пазлы . Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
  • Кубик-рубик , даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
  • Покер . Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью , то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.

2.Изучение иностранного языка

Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.

  • Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
  • Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.

3.Чтение


О его пользе мы уже говорили в статье вот .

  • Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
  • Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
  • Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.

4.Упражнения

Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём

  • Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
  • Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
  • Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода