Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Полковая церковь. Страницы истории

Хабаровские полковые церкви слышали молитву русских солдат и офицеров, которые сто лет назад отправились в пекло великой войны.

Было ясно, что мы ищем храм при военной части, то ест полковую церковь одного из двух дислоцировавшихся в Хабаровске Сибирских стрелковых полков 2-й бригады 6-й Сибирской стрелковой дивизии.

В 2013 году я приобрел эту, довольно любопытную, японскую открытку. Таких, или похожих на нее, было выпущено много, они не редкость, но попытки определить, где именно сделан снимок, успеха не имели. С любителями хабаровской старины мы пометались on-line между Военной и Артиллерийской горами и, в конце концов, потеряли к фотографии интерес. Никто – включая меня самого – не обратил внимания на церковные купола в левой части кадра:

Казалось бы, церковь – превосходный ориентир для привязки к местности. Но необычные маковки куполов явно не принадлежали известным храмам: ни Успенскому собору, ни Иннокентьевской или Алексеевской Градо-Хабаровским церквям, ни Железнодорожной, ни домовым церквям Кадетского корпуса, Амурской военной флотилии, арсенала и тюрьмы…

Спустя несколько месяцев японцы подбросили подсказку: на очередной открытке, попавшей ко мне в руки, виднелись те же купола, но теперь по правую руку. Еще там была надпись: «Российские казармы, ставшие домом для нашей дивизии».

Места дислокации японских войск в Хабаровске в годы интервенции известны. Но я напрасно пытался спроецировать исторический пейзаж на современный: архитектурные изыски советских военных строителей радикально изменили вид казарменных комплексов. Хотя одна из первых версий, как оказалось впоследствии, была верной.

К поиску решения задачи подключился блогер-хабаровчанин Владимир (Vlavert), в светлой голове которого свободно вращаются 3D-модели Хабаровска разных времен. Он обратился за советом к авторитетному краеведу Анатолию Жукову, показал снимки. Но Анатолий Михайлович смутил нас, отправив… на улицу Тихменевскую (Серышева), в район бывшего плаца Кадетского корпуса. Ошибочность этой гипотезы была настолько очевидна, что мы не стали ее рассматривать. Консультации сотрудников Гродековского музея и тех экспертов, с которыми мы смогли связаться, тоже оказались безрезультатными на этом этапе.

Было ясно, что мы ищем храм при военной части, т. е. полковую церковь одного из двух дислоцировавшихся в Хабаровске Сибирских стрелковых полков 2-й бригады 6-й Сибирской стрелковой дивизии – 23-го или 24-го. К сожалению, каких-либо упоминаний об этих церквях не нашлось ни в «Военной энциклопедии» Сытина, ни в «Памятных книжках Приморской области».

1. Церковь 23-го Сибирского стрелкового полка во имя Св. Великомученика Феодора Стратилата . Полковой праздник 8 июня. Походная (при полку) церковь учреждена в 1900 г. Вместе с полком церковь находилась в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Богослужения для чинов полка отправляются в приспособленной для этого казарме. По штату при полковой церкви положен один священник. Священник пользуется казенной квартирой.

2. Церковь 24-го Сибирского стрелкового полка в честь Успения Божией Матери . Полковой праздник 15 августа. Походная (при полку) церковь учреждена при сформировании полка 11 июля 1900 г. Вместе с полком церковь находилась в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Помещается полковая церковь в одном из зданий полковых казарм (столовой). Вмещает 300 человек. По штату при церкви положен один священник.

Последнюю подсказку мы снова получили от интервентов. В одном из «сибирских» альбомов под приведенной выше фотографией они поместили подпись: «Хабаровск. Восточные казармы».

«Восточные казармы» – это, упрощенно говоря, территория современного Волочаевского городка, на который мы уже не раз смотрели с орбиты. И теперь блогер Владимир, отбросив сомнения, ткнул пальцем в Google Map: вот он, наш объект – на территории бывшего 89-го центрального авторемонтного завода Минобороны (переулок Облачный, 62). В 2008 году предприятие признали банкротом. Сегодня в этих полуразрушенных производственных цехах и боксах хозяйствуют коммерческие компании.

Невероятно, но прежде чем мы отправились к цели, река времени вынесла к нашим ногам еще одну находку: этот старый фотоснимок.

14 марта мы беспрепятственно въехали на территорию «завода» и Владимир уверенно привел нас к кирпичному зданию. Это была она: изуродованная и надстроенная вторым этажом – полковая церковь сибирских стрелков. Увы, западная сторона (где когда- то стучали по мячу японцы) изменилась до неузнаваемости: часть здания снесена, подход к нему загорожен металлоконструкциями. А в сохранившейся восточной стене сделали вход в здание через алтарь, растесав большое окно на горнем месте.

Наша находка – лишь начало долгого серьезного исследования. Уже выяснилось, что «сестры» хабаровской церкви были построены накануне Первой мировой войны и на Дальнем Востоке, и в гарнизонах на западных рубежах страны. Кто был автором этого необычного проекта с вытянутыми луковками куполов в модном тогда неорусском стиле? Возможно, кто-то из учеников или последователей Алексея Щусева. Когда именно был возведен храм? Как звали полкового священника и какова его судьба (а он должен был разделить судьбу полка)?

Верю, что общими стараниями самых разных людей, заинтересовавшихся нашей находкой, на каждый вопрос будет дан ответ.

Хабаровские полковые церкви слышали молитву русских солдат и офицеров, которые сто лет назад отправились в пекло Великой Войны, чтобы сложить головы или попасть в германский плен в ходе Лодзинской операции в ноябре 1914 года. Стрелки 24-го полка Александра Федоровича Зенковича легли в чужую землю в лесах под Лодзью. И всего тысяча уцелевших бойцов 23-го полка во главе с командиром Георгием Акимовичем Мандрыкой пробилась к своим.


Алексей Колесников, Хабаровск

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка

Церковь Введения Богородицы в Семеновском полку. Литография Л.-Ж. Жакотте по рисунку И. И. Шарлеманя. 1850-е

Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков - Семеновскому. Он был создан в 1682 из „потешных“ будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семеновской. В 1700 полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нем начинали военную службу генералиссимус А. В. Суворов-Рымникский, флотоводец А. Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И. И. Дибич-Забалканский; его шефами были Императоры и великие князья.
После перевода полка в 1718 в Петербург для полка была поставлена походная церковь-палатка с белым атласным иконостасом. В 1730-е она находилась у Синего моста через Мойку. Здесь семеновцы молились до 1742, когда им отвели место за Фонтанкой, в Московской части. Здесь, в центре Семеновской слободы, на правой стороне нынешнего Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, 1 июня 1745 была заложена „деревянная, на каменном фундаменте церковь“, освященная архиепископом Феодосием 20 ноября 1746 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. В 1764 это здание разобрали и, несколько переделав, перенесли ближе к полковому плацу, поставив на Загородном проспекте. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II.
Планируя в 1797-1799 комплекс Семеновских казарм, арх. В. И. Баженов, а затем Ф. И. Демерцов предусмотрели большой купольный храм, но их проекты не были осуществлены.
При прокладке Царскосельской железной дороги в 1836 выяснилось, что деревянная церковь ей мешает, и Николай I повелел выстроить каменный трехпридельный храм близ полкового госпиталя на средства (около 1 млн руб.), главным образом, Императорской казны. Он был заложен 22 августа 1837 по проекту
К. А. Тона , которому помогали ему А. К. Росси, Н. Л. Бенуа, Ф. И. Эппингер и К. К. Мейснер.


Тон К. А. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка; западный фасад. 1834 г. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)


Тон К. А. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. Разрез. 1834 г. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)


Тон К. А. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. Проект иконостасов. 1839 г. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Строительную комиссию возглавил министр двора кн. П. М. Волконский, генерал по спискам полка. Осенью 1839 выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка продлилась до 21 ноября 1842, когда обер-священник армии и флота Кутневич в присутствии Императора произвел освящение. Южный придел был посвящен благ. кн. Александру Невскому, северный - правв. Захарии и Елизавете.
Трехъярусный главный иконостас и одноярусные в приделах были сделаны по рисунку Тона в мастерской Е. Скворцова резчиком Иваном Игумновым. Столярные и позолотные работы произвели Николай Тарасов и Василий Бобков. Лепку внутри исполнил крепостной Ф. П. Дылев, барельефы на фасадах - скульпторы Н. А. Рамазанов, И. И. Реймерс, М. Г. Крылов и А. И. Мануйлов. Образа написали академики: П. В. Басин , В. К. Шебуев , Я. Ф. Яненко , Т. А. Нефф , А. К. Виги , Ф. П. Брюлло ; паруса расписал А. Т. Марков , купол - В. К. Сазонов .
Из прежней церкви в приделы взяли часть икон, в том числе две „греческого письма“: Нерукотворный Спас и Знамение, бывшие с Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его московском храме. Николай I подарил церкви шпалеру „Поклонение пастухов“, копию с известной картины Корреджо; в 1877 было пожертвовано „Введение во Храм“, сделанное из перламутра. В 1914 Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму образ „Воскресение Христово“ с частицей Гроба Господня.
Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 из золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, а сама плащаница была отбита в 1812 семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма. Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 оно было обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями и эмалевыми вставками.
16 декабря 1906 в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и орнаментами нижний придел сщмч. Иакова с походным иконостасом Александра I. Здесь в двух мраморных гробницах были похоронены: убитый в 1906 террористкой командир полка генерал-майор
Г. А. Мин и трое семеновцев, павших при подавлении восстания 1905 в Москве. На гробнице Мина находился образ „Спаситель в терновом венце“ кисти В. М. Васнецова, на стене была написана сочиненная генералом молитва. Ранее в церкви были погребены: командир полка гр. В. П. Клейнмихель (1882), и кн. П. М. Волконский (1852), гробница которого была сделана по эскизу К. А. Тона.
В 1907 в храме был произведен большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 на его хорах освящен придел новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 церковь стала собором.
К храму было приписано три часовни. Одна - на Загородном проспекте, у церкви, имела вид мраморного киота и была освящена в 1885 (арх. Н. В. Набоков); вторая - во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, была выстроена севернее храма гражд. инж. С. А. Баранкеевым в 1893-1894. Третью, небольшую шатровую часовню слева от вокзала освятили в 1898 в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу.
Весной 1915 в нижней церкви было разрешено хоронить офицеров полка, павших на войне. В конце 1916 в ней был освящен мраморный иконостас по проекту
. По собранным сведениям, было погребено 26 человек, среди них командир полка генерал С. И. Соваж. Летом 1930 эти останки были перенесены на кладбище.
В верхней церкви среди полковых знамен висели доски с именами павших ранее офицеров; в витринах лежали мундиры августейших шефов, а также фельдмаршальские жезлы кн. П. М. Волконского и вел. кн. Николая Николаевича-старшего.
Традиционно 19 июля по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года. 10 ноября служилась панихида по погибшим в Русско-турецкую войну 1877 года, в кровопролитном бою под Правцем.
С 1873 при храме работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек.
Последним до революции настоятелем был в 1908-1919 прот. Александр Иоаннович Алексеев.
Собор - самое крупное произведение К. А. Тона в Петербурге, находившееся под охраной как памятник архитектуры, был закрыт 8 марта 1932 (решение Леноблисполкома от 21 февраля 1932) и к марту 1933 снесен. Год спустя за счет освободившегося места расширен Введенский сквер. Часть ценностей собора хранится в музеях Петербурга и Москвы.
Ныне на месте здания находится большой сквер с установленным в 1997 памятным крестом. 1 июня 2003 открыта памятная колонна, созданная скульптором А. Г. Демой и архитекторами Н. Н. Соколовым, С. Л. Михайловым и И. Вержбицкой.

Архивные источники
РГИА. Ф. 468. Оп. 35. Д. 339-352; Ф. 482. Оп. 5. Д. 312-320; Ф. 485. Оп. 2. Д. 1039-1043; Ф. 796. Оп. 169. Д. 812; Оп. 174. Д. 1180; Ф. 797. Оп. 12. Д. 30190; Ф. 799. Оп. 16. Д. 576; Ф. 806. Оп. 5. Д. 9768, 9985; Ф. 1293. Оп. 126. Д. 20.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 4789.
Литературные источники
Свиязев И. И. Практические чертежи по устройству церкви Введения… СПб., 1845.
Карцов П. П. История л.-гв. Семеновского полка. СПб., 1854. С. 374-385.
ИСС. 1878. Т. 6. С. 69-75.
Дирин П. Н. История лейб-гвардии Семеновского полка. СПб., 1883. Т. 1. С. 155-156, 268-269, 295-296.
Цитович. Ч. 1. С. 43-46.
Славина. С. 70-72.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 55-57.
Периодика
ВВД. 1891. № 22. С. 691-701; № 24. С. 743-755; 1892. № 5. С. 145-157.
НС. 1893. № 43. С. 219-220.
РИ. 1910. № 62.
ВКГ. 1932. № 127.
СПбВ. 2002. № 34.
(Ист.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. - URL: http://www.encspb.ru/ru/article.php?kod=2804677217)


Первая, устроенная в Петербурге в 1718 году, полковая церковь была походная. Церковь первоначально помещалась в небольшом шатре. Иконостас этой церкви состоял из четырех отдельных рам, обтянутых белым атласом с позументами. Царские врата, боковые входы в алтарь состояли из натянутого на планки атласа с позументами, на котором изображены были святые иконы. Паникадила и подсвечники были железные, крест над царскими вратами - деревянный. В 1737 году в походную церковь передали из Московской церкви несколько образов (Спаса Нерукотворного, Знамения Божией Матери), подаренные полку Петром I еще в 1705 г. и сопровождавшие полк во всех походах. Первоначально богослужение совершалось приглашенными полковым начальством священниками ближайших приходских церквей. С 1737 г., по благословению св. Синода, приезжавшими из Москвы священниками Введенской церкви (в Московской солдатской слободе) и чередовавшимися погодно.
При Анне Иоанновне церковь находилась на одном из дворов Морской улицы, и оставалась там до 1742 года, когда приступили к заложению церкви в полковой слободе.
Приступив к постройке слободы, начальствовавший полком принц Люнебургский, предписал прежде разбивки улиц, иметь ввиду, что посреди слободы предполагается устроить полковую церковь. В 1741 году место, где пересекаются Средний проспект (совр. Клинский) и 3-я рота Семеновской слободы (совр. Можайская ул.), было огорожено, выравнено и засеяно хлебом.
В обеих столицах открыли подписку на постройку полковой церкви. Сбор денег постепенно возрастал - частью от добровольных приношений, частью от того, что доходы с бань и полкового моста, на время, назначены были в пользу церковной суммы.
В начале 1745 года план новой церкви был утвержден Императрицей Елизаветой Петровной. Затем последовало разрешение С.-Петербургского Архиепископа на построение в Семеновской солдатской слободе деревянной церкви, на каменном фундаменте, в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент «Плана столичного города Санкт-Петербурга». 1753 г.


1 июня 1745 г. происходила закладка церкви. В тот же день приказом по полку объявлено, что все чины полка могут содействовать работам доставкой материалов и присылкой к строению собственных мастеровых и лошадей. Желающих явилось столько, что не было надобности вызывать подрядчиков ни для каких работ, кроме живописных. В том же году, 19 ноября был водружен крест. Следующие два года были употреблены на внутреннюю отделку и приобретение новых образов, утвари и риз.
Освящали церковь в 1748 году, накануне полкового праздника, в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны.
С этого времени семеновцы имели собственную церковь и ежедневно могли присутствовать при богослужении в храме, воздвигнутом их усердием. С 1748 г. был определен постоянный местный священник. С 1750 года при церкви постоянно были певчие, из детей нижних чинов. Они имели отдельное помещение в одной из ближайших к церкви связей, где их обучали ежедневно.
При перестройке слободы в 1764 году повелением Екатерины II, полковая деревянная церковь была разобрана, перенесена на новое место и во многом переделана. Ее поставили на Большой Загородной улице (около засыпанного ныне Введенского канала). Деревянная на каменном фундаменте постройка увенчивалась небольшим барабаном, а с запада к ней примыкала двухъярусная колокольня со шпилем. План и размеры церкви были оставлены прежние. Переделка заключалась в увеличении числа окон и высоты колокольни, в уничтожении высокого крыльца и устройстве хор. В таком виде церковь существовала до 1843 года.


Вид Загородного проспекта. Слева - госпиталь, справа - офицерский корпус и церковь Сем. полка. Гравюра с рис. А. Сабата. 1810 г.

Прихожанами полковой церкви было население, проживавшее между Чернышевым переулком, Разъезжей улицей и Обуховским проспектом. Посещали церковь и лица, жившие в других частях города.
День полкового праздника отмечался особенно торжественно. В царствования Императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны офицеры полка в 6 часов, накануне этого дня, обыкновенно собирались во дворец и с вечера поздравляли с праздником Ее Величество, как своего полковника. Утром Императрица слушала литургию в полковой церкви, затем офицеры удостаивались приглашения во дворец на бал. На следующий день их приглашали к обеду.



В связи с прокладкой Царскосельской железной дороги 31 января 1837 года последовал Высочайший рескрипт императора Николая I о строительстве новой полковой каменной церкви на противоположной стороне Загородного проспекта «в старинном русском стиле». Закладка храма в присутствии великого князя Михаила Павловича и военного министра графа А. И. Чернышева состоялась 22 августа 1837 года. К концу лета 1839 года строительство церкви вчерне было окончено, но еще в течение трех лет продолжалась его внутренняя отделка. Производством всех работ заведовал автор проекта сооружения архитектор К. А. Тон с помощниками, в числе которых были молодые тогда еще архитекторы Н. Л. Бенуа и А. К. Росси, сын знаменитого зодчего К. И. Росси. Постройка происходила под наблюдением и распоряжением Высочайше утвержденного комитета под председательством бывшего министра Двора князя Петра Михайловича Волконского. От местного духовенства членом комитета был протоиерей Симеон Наумов.
Общая сумма затрат на строительство составила 996019 рублей, В состав сей суммы вошли: 1). Капиталы, имевшиеся при прежней церкви в билетах Государственного заемного банка и Сохранной казны (простиравшиеся к концу 1836 г. с процентами до 235 425 рублей ассигнациями). 2). Сумма, полученная от компании Царскосельской железной дороги в вознаграждение за сломку и переноску прежней церкви (34 000 рублей ассигнациями). 3). Сбережения в течении пятилетней постройки нового храма, сделанные в прежней церкви (до 35000 рублей ассигнациями). 4). Две трети (700000 рублей ассигнациями) были выплачены из Кабинета Его Величества.
Освящение храма в присутствии императора Николая I состоялось 20 ноября 1842 года. Тип крестообразного в плане пятиглавого храма, воплощенного во Введенской церкви, был утвержден Николаем I как образцовый для строительства во многих других городах России.


Садовников В. С. Парад перед Введенским собором. Не ранее 1842 г. В медальонах по бокам художник представил военную форму семеновцев.

Церковь отличалась необычайной просторностью. Лепные работы в интерьере выполнил Ф. Дылев, авторами фасадных барельефов являлись скульпторы М. Г. Крылов, А. И. Мануйлов, Н. А. Рамазанов и И. И. Реймерс. Иконостасы как в главной церкви, так и в пределах были деревянные, резной работы, покрытые сплошной позолотой.
Во Введенской церкви, получившей в 1913 году статус собора, хранились многочисленные полковые реликвии. Из икон, перемещенных из упраздненной церкви, замечательны две, помещенные по сторонам запрестольного образа: полковые иконы греческого письма Нерукотворного Спаса и Знамения Божией Матери, обе на досках, обозначены 1705 г., и как видно из надписей, находились в походной церкви в день Полтавского сражения, подарены полку Петром I . Другие иконы были писаны для нового храма известными художниками.
В главной церкви находились:
1). Запрестольный образ - снятие со креста (копия с Даниила де Валтера) работы Гобель-Цеттеля перенесен сюда из Эрмитажа.
2). На царских дверях изображение Благовещения и четырех евангелистов - академика Нефа .
3). По сторонам царских врат изображения Спасителя и Божией Матери - кисти того же художника.
4). На южной двери изображение архистратига Михаила, попирающего сатану; на северной - великомученика Георгия на коне, поражающего змея: работы академика
Виги .
5). Подле южной двери против правого клироса вне иконостаса большой образ Введения Божией Матери, и соответственный ему, против левого клироса, такого же размера образ св. Троицы в виде трех странников, принятых Авраамом: оба кисти профессора
Басина .

Басин П. В. Ведение во храм Божией Матери. 1842. Образ находился возле южной двери, напротив правого клироса. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)


Во втором промежуточном ярусе образа малого размера:
6). Над царскими вратами - изображение тайной вечери (копия с Леонардо-да-Винчи): академика
Нефа .
7). Вправо, по южному крылу иконостаса - изображение Рождества Христова, Крещения в Входа в Иерусалим; на северном крыле Рождества Божией Матери, Сретения и Успения: все кисти академика
Ф. П. Брюлло .
8). В верхнем ярусе над царскими вратами образ Воскресения Христова - ректора академии
Шебуева .

Шебуев В. К. Воскресение Христа. 1841. Образ верхнего яруса иконостаса. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

9). Того же художника по правую сторону, образ Вознесения Господня, по левую Преображения.
10). В том же ярусе вправо - изображение св апостолов Петра и Павла, слева - святителя Николая и царицы Александры: академика Брюлло .
Над образом Воскресения, в фронтоне, небольшой круглой формы образ Крещения Господня - академика
Брюлло .
В куполе 16 изображений стенных (фресок): Спасителя, 12 апостолов и трех святителей: академика Сазонова. Под куполом (в парусах) четыре изображения: св. Софии и дщерей ее - профессора
Маркова . На хоругвях изображение Крещения и Воскресения Христова - Сазонова .
В южном пределе Св. Александра Невского иконостас в один ярус с отдельными местами над царскими вратами и боковыми дверями. Здесь большая часть икон из упраздненной церкви разного письма и разного времени: одни на досках, другие на холсте. Из них по достоинству письма замечательны местные иконы Спасителя и Божией Матери на холсте. По древности и украшению замечательны две иконы на досках, помещенные против клиросов: одна Божией Матери всех скорбящих радости, другая св. Александра Невского: обе в серебряных вызолоченных окладах и ризах старинной работы. Позолота сделана в 1856 г. иждивением купца Сергея Одноушевского, бывшего церковного старосты. В южных и северных дверях изображения Св. Александра Невского и Св. первомученика Стефана - академика
Брюлова , над дверями малые изображения Благовещения и 4 евангелистов - академика Сазонова , иконы эти обложены серебряными ризами иждивением Одноушевского.
В северном приделе праведных Захария и Елизаветы иконостас в целом такой же, как и в южном.
Запрестольный образ Рождества Христова большого размера - тканый, изготовлен на Императорской шпалерной фабрике (копия с известной Корреджиевой ночи). Над царскими вратами образ тайной вечери из Императорского Эрмитажа (Парденана). Местные иконы Спасителя и Богоматери, и на боковых дверях иконостаса - изображения праведных Захария и Елизаветы - профессора
Маркова . Местные иконы обложены серебром усердием почетного гражданина Григория Петрова. Над дверями изображения св. блаженной княгини Ольги и равноапостольной Марии Магдалины - академика Яненко . Против правого клироса - Иверская икона Божией Матери большого размера; против левого - чудотворца Николая того же размера: обе из упраздненной церкви, греческого письма, неизвестного мастера, в полных серебряных вызолоченных окладах и ризах. Вызолочены усердием купца Одноушевского.
В алтаре придела перед престолом на пьедестале хранится Евангелие, большого формата в серебряном золоченом окладе. На верхней доске изображения Воскресения Христова на финифтевом овале, а вокруг его - лики евангелистов, апостолов, пророков и других святых тоже на финифти. На нижней доске рельефное изображение храма премудрости Божией: во глубине его Богоматерь с предвечным Младенцем, на степенях пророки: Евангелие это сооружено усердием полка в 1798 г. при командире графе И. И. Салтыкове.

Евангелие. 1736. Петербург. Мастер Никифор Мурашев. Серебро, чеканка, золочение. На верхней крышке чеканная в высоком рельефе композиция изображает Спасителя во Славе и четырех евангелистов в окружении стилизованных цветов. На нижней крышке надпись сообщает, что Евангелие «построено на казенные деньги… приказанием того полку господина Андрея Ивановича Ушакова». (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

Канделябры парные. Первая половина XIX века. Петербург. По модели П. Ф. Томира фирма К. Никольс и В. Плинке. Бронза, золочение, литье, чеканка. Существуют архивные данные, указывающие на то, что фирма К. Никольса и В. Плинке выполняла для Введенского собора все основные заказы на бронзовые изделия. (Религиозный Петербург / сост. П. Климов; Гос. Русский музей. - СПб., 2004)

В храме висели знамена и четыре мраморные доски с именами павших в боях офицеров. К числу достопримечательностей храма принадлежали полковые мундиры российских императоров Александра I и Николая I, Высочайше пожалованные полку, и по распоряжению военного начальства, хранящиеся в церкви; а также фельдмаршальский жезл вел. князя Николая Николаевича (старшего). В усыпальнице храма покоились бывшие полковые командиры и офицеры, павшие на полях сражений.
В западной части Введенского собора находились гробницы князя Петра Михайловича Волконского (бывшего председателя комитета по построению храма) и графа В. П. Клейнмихеля. В 1906 в крипте устроен придел, где были погребены командир полка Г. А. Мин и трое семеновцев, погибших в 1905 при подавлении вооруженного восстания в Москве; там же хоронили офицеров полка, павших в 1-й мировой войне 1914-18. В 1907 проведена реставрация.
Притч храма состоит из трех священников, диакона и трех причетников или псаломщиков. Для помещения духовенства имеется при церкви в ближайшем от нее расстоянии церковный дом, выстроенный в 1851 г. на счет церковных сумм и доходов, при помощи займа в Государственном банке и из сумм церкви лейб-гвардии Московского полка. За помещением притча с просвирнею, церковником от полка и церковными сторожами, несколько небольших квартир отдается в наем, и сбор с них поступает в церковный доход. Земля, на которой выстроен дом, принадлежит полку, которому и уплачивается за нее ежегодно по 143 руб. из домовых доходов.
Из настоятелей храма заслуживает уважительной памяти протоиерей Симеон Наумов, служивший в храме до 45 лет, составил значительный капитал для его построения (скончался в 1853 г.).
Церковь с Высочайшего разрешения жертвовала ежегодно по 800 рублей на содержание полкового приюта для солдатских дочерей, священнослужители безвозмездно преподавали закон Божий в трех школах, состоящих в полку.
В марте 1932 Введенский собор закрыт, к марту 1933 снесен, на его месте разбит сквер, где 1 июня 2003 установлен памятный знак.

В здании полкового госпиталя находилась церковь во имя апостолов Петра и Павла.
С 1873 при храме существовало благотворительное общество, содержавшее богадельню и школу-приют для девочек.
К храму было приписано три часовни: на Загородном, напротив Семеновских казарм, имевшая вид мраморного киота и освященная в 1885 (арх. Н. В. Набоков); рядом с храмом — во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, выстроенная в 1893-1894 (арх. С. А. Баранкеев); шатровая, слева от вокзала, освященная в 1898 в память о спасении Цесаревича в Отсу.


Лит.:
Дирин П. Н. История лейб-гвардии Семеновского полка. Т. 1-2. - СПб.: тип. Э. Гоппе, 1883.
Знаменский А., протоиерей. Церковь лейб-гвардии Семеновского полка в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1878. - Вып. 6. - С. 69-75
Карцов П. П. История лейб-гвардии Семеновского полка, 1683-1854: в 2 т. - Репр. воспр. изд. 1852-1854 гг. - СПб.: Альфарет, 2008.


Фото 1900-х гг.




Лозунги в честь СССР у здания собора Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка. 1927 г.


1930-е гг.


Сквер разбитый на месте собора. 1934 г.

Церковь Лейб-Гвардии Семеновского полка в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Полковой праздник 21-го ноября.
1683 г. Царь Петр Алексеевич стал собирать около себя, в подмосковном селе Преображенском, для военных игр, так называемых Потешных, из сверстников своих - детей бояр и царедворцев; часть их была переведена в село Семеновское.
1687 г. Потешные начинают уже именоваться солдатскими полками: Преображенским и Семеновским.
1700 г. Августа 22, в день выступления в поход к крепости Нарве, в первый раз официально наименован - Лейб-Гвардии Семеновским полком.
Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь расположена на правой стороне Загородного проспекта, между Гороховой улицей и Введенским каналом.
Первый период истории Семеновской полковой церкви, равно как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первою полковою церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресв. Богородицы в селе Семеновском подле Москвы. Но Семеновцам недолго пришлось пользоваться удобствами оседлой подмосковской жизни. Все царствование Петра Великого, основавшего Семеновский полк, начиная с 1695 года и до самой почти кончины его, было непрерывною войною то с Турцией, то с Швецией, то с Персиею. В этот тридцатилетний период Семеновский полк, постоянно сопутствуя своему неутомимому и обожаемому вождю в качестве его лейб-гвардии, сделал более 40 тысяч верст военных походов и принимал деятельное участие в двадцати шести битвах.
С переходом Семеновского полка из Москвы в С.-Петербург, весною 1745 года был Высочайше одобрен план построения для полка в Семеновской солдатской слободе деревянной церкви в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а 20 ноября 1746 года храм был торжественно освящен, в присутствии Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств. Но недолго новосозданная церковь оставалась на указанном месте. В 1764 году церковь была перенесена на Большую Загородную улицу (ныне Загородный просп.), где и оставалась до построения и освящения нынешнего каменного храма, т.е. до 1842 года, когда по ветхости и ненадобности была упразднена.
Нынешний величественный Введенский храм л.-гв. Семеновского полка обязан своим существованием щедротам незабвенного строителя и ревнителя святых Божиих церквей Императора Николая I-го. Высочайший рескрипт о построении сего храма на имя тогдашнего министра двора князя П. М. Волконского, числившегося в списках полка, последовал 31-го января 1837 года; а вслед затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма. Председателем комитета был тот же князь Волконский, а в числе его членов состоял и местный протоиерей О. Симеон Наумов. План и фасад составлены строителем известного храма Христа Спасителя в Москве архитектором К. А. Тоном , который заведовал и производством работ. Закладка храма последовала 22-го августа 1837 года, а освящение совершено 20-го ноября 1842 года. На построение этой церкви, а также на ее отделку и снабжение иконами, ризницею, сосудами и проч. утварью издержано около миллиона рублей, из коих семьсот тысяч рублей были получены от щедрот Августейшего Шефа полка, Императора Николая Павловича, из собственного Его Величества кабинета.
Храм каменный, пятиглавый, в византийском стиле, имеет три престола: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный - во имя Св. Благоверного князя Александра Невского и северный - во имя Свв. праведных Захария и Елисаветы. Живописные работы в иконостасах почти все произведены вновь для строившегося храма; лишь в иконостасе правого придела большинство икон из старой деревянной церкви. Вообще живопись высокого достоинства и принадлежит кисти известных мастеров: академиков -
Нефа , Брюллова , Шебуева , Сазонова , профессоров - Басина , Гобель-Цетелля, Маркова и пр. В куполе кругом размещены 16 стенных изображений, или фресков: Спасителя, 12 апостолов и 3 святителей, - работы академика Сазонова .
В храме особого внимания, по историческим преданиям, заслуживают две иконы старинного греческого письма на деревянных досках, в серебряных золоченных ризах: Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери, помещенные в главном алтаре по обеим сторонам запрестольного образа. Внизу каждой из них выгравирована одинаковая надпись: "Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 году". С тех пор эти иконы, по свидетельству историков Семеновского полка, постоянно сопутствовали ему в Петровских походах и воодушевляли Семеновцев в геройских битвах при деревне Лесной и под Полтавой. Еще останавливают на себе внимание две плащаницы: одна по своей ценности (около 6 тыс. рублей), а другая - по своей исторической судьбе. Кощунственно похищенная французами в 1812 году из какой-то, вероятно, Московской церкви, плащаница сия была отбита у них казаками во время бегства Наполеоновской армии, при переправе чрез р. Березину, и передана, для благоговейного хранения, в церковь л.-гв. Семеновского полка.
Наконец, к числу достопримечательностей храма принадлежат: а) Семеновские мундиры Шефов полка, блаженной памяти Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, - Высочайше пожалованные полку и, по распоряжению военного начальства, хранящиеся в церкви, в устроенных для того кивотах; б) драгоценный фельдмаршальский жезл Великого Князя Николая Николаевича старшего, вделанный в стену и заложенный каменным стеклом и железною решеткою; в) гробницы над могильными склепами: светлейшего князя П. М. Волконского, который председательствовал в комитете по построению храма, бывшего командира полка графа В. П. Клейнмихеля; в нижней церкви, под сводами храма (во имя Св. Мученика Иакова) в левой стороне есть особый склеп, где покоятся кости убитых во время Московских мятежей трех нижних чинов. Над этой могилой помещена художественная икона Спасителя в терновом венце, писанная Васнецовым и оцененная в 10 тыс. рублей. Тут же покоится прах бывшего командира полка, убиенного ген.-м.
Г. А. Мина .
В стенах храма вделаны четыре мраморные доски с именами Семеновских офицеров, павших в битвах со времени сформирования полка.
С 1816 года Введенская церковь перешла в ведомство Обер-священника, а до того времени в церковно-иерархическом отношении подчинена была местной епархиальной власти. Точных юридических сведений о настоящих границах прихода не имеется. На основании же долговременной клировой практики принято считать Введенским приходом часть города С.-Петербурга, лежащую между Забалканским проспектом, Фонтанкой, Лештуковым переулком, Ивановской, Николаевской и Звенигородской улицами и Обводным каналом. В черте этого прихода и у границ его расположено 15 казенных или домовых церквей. При всем том, число прихожан обоего пола, бывающих у исповеди и Св. Причастия, простирается, по клировым ведомостям, за последние годы до 6 тысяч. Все это, как и подобает окраине города, преимущественно простые чернорабочие люди.
В настоящее время при церкви по штату положены: три священника, диакон и три псаломщика.
Для помещения причта в 1851 году выстроен при церкви каменный четырехэтажный дом, на счет церковных сумм и доходов, при помощи займа из Государственного банка и из церковной суммы л.-гв. Московского полка. В 1873 году при церкви открыто "Общество вспоможения бедным в приходе Введенской л.-гв. Семеновского полка церкви".
(Ист.: Цитович Г. А. Храмы армии и флота. - Пятигорск, 1913. - С. 43-46. - URL:
http://temples.ru/library.php?ID=160#clgspvchvvhpb43)

Макаров Ю. Моя служба в старой гвардии 1905 - 1917 . Мирное время и война. - СПб.: Сударыня, 2001. - URL: http://www.lgsp.petrobrigada.ru/index.html
Наш полковой собор

Наш собор был построен в царствование Николая I тем же академиком Тоном , который строил и Храм Христа Спасителя в Москве.

В первые годы революции обе церкви были разрушены, отчасти но мотивам политическим, отчасти же потому, что, как, утверждали знатоки, ни та ни другая не имела художественной ценности.

О художественной ценности судить не берусь. Возможно, что ее, действительно, не было. Но для нас, и офицеров и солдат, наш Собор представлял большую духовную ценность и то, что его срыли и сравняли с землей, всех нас, стариков, всех, кто его знал и в нем молился, больно ударило по сердцу. Это была одна из жестокостей революции, которые, как говорят, увы, без жестокостей не совершаются.

Постараюсь описать наш собор, как его помню.

Стоял он на Загородном проспекте, почти против Автомобильного переулка. Главный вход был со стороны Семеновского сквера, а к боковым дверям вели широкие ступени, подымавшиеся прямо с тротуара Загородного.

Местоположение Собора было не очень выигрышное. Выходя боковым фасадом на улицу в густо застроенной части города, снаружи он не производил большого впечатления, но зато внутри он был очень хорош. При входе особенно поражала его высота и стройность его размеров. Огромный средний купол покоился на четырех массивных колоннах, деливших церковь на обширную центральную часть и две боковых. На задних колоннах, на стороне, обращенной к алтарю, на высоте человеческого роста, висели старые полковые знамена, начиная с времен Петра.

С правой стороны, считая от входа, за бронзовой решеткой у амвона, стояли знамена 2-го, 3-го 4-го батальонов и наш галерный флаг.

В память военных подвигов, совершенных Преображенцами и Семеновцами на море, в 1908 году нашим двум полкам было дано по лодке, «Петровские боты», каждая лодка вместимостью на 30 человек при 8 гребцах. Команда на этих ботах была из 3 и 9 роты и из тех же рот офицеры. В обыкновенное время командир 3-ей роты и младший офицер 9-ой носили на погонах петровские золотые вензеля. А когда «выходили в море», что случалось один раз в году, весной, при открытии навигации, гребцы были одеты матросами. На корме развевался «галерный флаг», обыкновенный белый с синим крестом, «андреевский», которому отдавались почести, полагающиеся знаменам. Поэтому и в Соборе он висел вместе со знаменами.

В двух колоннах, в особых ковчегах, за решеткой и под стеклом хранились золотые жезлы Семеновцев фельдмаршалов: вел. кн. Николая Николаевича (старшего) и князя П. М. Волконского. Фельдмаршалы эти были не так, чтоб уж очень боевые. Николай Николаевич, правда, командовал нашими войсками в Турецкую войну 1877-78 года. Князь же Волконский никогда ни в каких боях участия не принимал, даже в молодых годах, всю свою жизнь состоя при Александре I, сначала в свите, а потом министром двора. Но были у нас в полку и боевые фельдмаршалы: Суворов-Рымникский и Дибич-Забалканский. Их фельдмаршальские жезлы хранились, к сожалению, в других местах.

Снаружи, рядом с папертью, был ход в нижнюю церковь, где стоял деревянный, разборный, писанный масляными красками, иконостас, служивший когда-то для походной церкви Александра I и побывавший с ним и под Аустерлицем и в Париже. До 1905 года нижняя церковь была необорудована и богослужений там не совершалось. В 1905 году в нижней церкви были похоронены тела трех чинов, убитых в Москве, и через несколько месяцев там же тело генерала Мина, убитого З. Коноплянниковой на Петергофском вокзале.

Особенное значение церковь получила с тех пор, когда, с началом первой германской войны, в ней стали хоронить наших убитых офицеров. Все тела, которые удавалось вынести, в цинковых гробах, сделанных из патронных ящиков, привозились в Петербург и замуровывались в бетонные саркофаги, которые располагались во всю ширину церкви, рядами. К 1917 году ими была занята почти вся нижняя церковь. Было их не меньше сорока. После войны предполагалось соорудить под церковью склеп усыпальницу, но... «Бог судил иначе»...

В то время, которое я описываю (1906-1913) полковой собор стоял еще крепко и казался навеки нерушимым. Благодаря обилию богатых прихожан, купцов из Апраксина рынка и Гороховой, щедрых на украшение храма и благотворительность, - среди других военных церквей он занимал исключительно счастливое положение. Полк давал причт, один из лучших в Петербурге церковных хоров, несколько сторожей и, в случае нужды, любое количество рабочих рук для чистки, поправок, починок и т. д.

Приход, с своей стороны, не только не жалел денег на храм и на всех, кто его обслуживал, но содержал богадельню, детский приют, ночлежный дом и даровую столовую, оказывая, кроме того, многим неимущим прихода помощь - и натурой, и деньгами.

Свадьбы, похороны и всякие требы для бедных, разумеется, совершались бесплатно. Всей церковной и благотворительной частью ведал причт собора, под общим наблюдением ктитора и старосты. Ктитором, так сказать представителем от полка, долгие годы состоял полковник Андрей Ал. Швецов, человек хозяйственный, богомольный, весьма добрый и с немалыми связями. А старостой, выборным от прихода, - И. И. Синебрюхов, апраксинский купец и большой миллионер. А так как ладили они между собою хорошо, то можно себе представить, какую силу представляла собою такая пара <…>

Кстати о нашем духовенстве.

В соответствии с приходом и причт был большой: три священника, три дьякона, несколько псаломщиков, много сторожей к старший над ними, правая рука ктитора, с 13-го года полковой знамещик, подпрапорщик Рафаил Ал. Чтецов, с бородой до половины груди и с крестами и медалями с левого плеча, до правого.

Собор был открыт с раннего утра и до позднего вечера и за свечным ящиком постоянно стоял Чтецов. Домой он уходил, кажется, только обедать и спать.

Настоятелем Собора в мое время был протоиерей о. Александр Алексеев, проведший с полком всю войну. На походе он, в зависимости от сезона, или в сером армяке и меховой шапке, или в соломенной шляпе, ехал верхом на смирной толстой серой лошадке и со своим чисто русским широким лицом и окладистой седой бородой, был похож больше на зажиточного мельника, чем на духовное лицо. Человек он был добрый, но без всякой сладости и обращения был скорее сурового. Красноречием не отличался и слова любил простые и внушительные. На войне во время проповедей он громил солдат, да и «господ офицеров» за леность и нерадение к церковным службам, угрожающе размахивая крестом.

Храмовое строительство велось на Русской земле на протяжении столетий, начиная с древнейших времен. При этом, будучи местом особого присутствия Божия и средоточием духовной жизни нашего народа, многие храмы на Руси издревле наделялись и еще одной, особенной функцией – функцией сохранения памяти о тех или иных выдающихся исторических событиях или лицах, иными словами – функцией мемориальной.

Если же говорить о памятном храмовом строительстве в России в XIX столетии, осуществляющемся в связи с событиями военного характера, нельзя не вспомнить и о такой категории церковных построек, как храмы при воинских подразделениях или, иными словами, полковые храмы. Дело в том, что со времени появления в России регулярной армии при Петре I каждое воинское подразделение обязано было иметь свою церковь. Первоначально это были походные церкви-палатки либо церкви, устраивавшиеся непосредственно в одном из казарменных помещений. Однако впоследствии для них стали возводиться отдельные церковные здания. Отечественная война 1812 года открыла новую страницу в истории полковых храмов. Именно после нее в России начинается процесс самого активного возведения полковых церквей наряду с наделением их мемориальной функцией, призванной увековечить память о славном боевом прошлом того воинского подразделения, к которому данный храм относился. И хотя первоначально многие полковые храмы строились не в память о каких-либо выдающихся событиях отечественной истории, а из чисто практических потребностей – для духовного окормления военнослужащих той или иной части, впоследствии они, будучи теснейшим образом связаны с жизнью данного воинского соединения, приобретали мемориальное значение и становились подлинными средоточиями и хранилищами исторической памяти. При этом многообразие средств мемориальной культуры, посредством которых отображался памятный характер этих храмов, роднит их с возникающим в описываемое время новым типом мемориальной церковной постройки – «храмом-памятником».

Так, памятный характер полковых церквей часто выражается традиционным, известным еще с глубокой древности способом – через характер посвящения их престолов. В качестве примера назовем здесь петербургские храмы: лейб-гвардии Егерского полка в честь святого мученика Мирона пресвитера (в день его памяти, 17 (30) августа 1813 года, произошло сражение при Кульме, в котором данный полк особо отличился) и лейб-гвардии Казачьих частей во имя священномученика Иерофея, епископа Афинского (в день его памяти 4 (17) октября 1813 года, произошла «битва народов» под Лейпцигом, в которой воины этого соединения проявили особый героизм). Упомянем также сохранившуюся до наших дней Преображенскую церковь лейб-гвардии Гренадерского полка на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, сооруженную по проекту К.А.Тона в 1840-1845 годах. Один из ее приделов был посвящен священномученику Артемону, пресвитеру Лаодикийскому (+303 г.), в день памяти которого – 13(26) апреля – в 1813 году полк был удостоен почетного наименования «Гвардейский».

Мемориальная функция полковых церквей отображается также в выборе сюжетов их настенных росписей, в посвятительных надписях, в подборе икон в их иконостасах и пристенных киотах, в самом характере их внутреннего и внешнего убранства. Помимо этого, полковые храмы становятся местом хранения различных памятных предметов, реликвий, военных трофеев, имеющих отношение к истории полка и формирующих подобие музейной экспозиции. Так, сюда помещаются полковые знамена и штандарты, парадные мундиры Высочайших шефов полка – императоров и великих князей, наградное оружие, ордена, медали и памятные знаки, боевые трофеи, взятые у неприятеля в ходе победоносных военных операций – ключи и замки от покоренных городов и крепостей, знамена, жезлы, а также иконы и утварь из походных церквей, сопровождавших полк во время тех или иных военных кампаний. Здесь же хранятся различные документы и раритеты, связанные с историей данного воинского подразделения (так, например, в полковом храме 104-го пехотного Устюжского полка в раме не стене висела копия рапорта от 14 сентября 1812 года о смерти князя П.И.Багратиона, в уже упомянутой ранее церкви святого мученика Мирона в Санкт-Петербурге хранились серебряные Георгиевские трубы, которыми лейб-гвардии Егерский полк был награжден за участие в сражении при Кульме в 1813 году, а в Знаменской церкви лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка в Петергофе находилась даже столь необычная реликвия, как ящик с пулями и картечью, вынутыми из тел убитых и раненых военнослужащих полка в 1812-1814 годах). Все это сообщает полковым храмам характер полковых музеев, что позволяет рассматривать их не просто как храмы-памятники, но и как храмы-музеи. При этом часто музейная функция той или иной полковой церкви формируется постепенно, на протяжении десятилетий, по мере поступления памятных вещей и военных трофеев. Однако нередки случаи, когда эта функция бывает предусмотрена уже самим проектом строящегося полкового храма. В качестве одного из первых и наиболее характерных примеров такого рода можно назвать уже рассматривавшийся ранее Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Выстроенный в 1743-1754 годах по указу императрицы Елизаветы Петровны в память о ее восшествии на престол, храм этот, согласно Указу императора Павла I от 12 ноября 1796 года, был наименован Собором всей Гвардии. Практически полностью уничтоженный страшным пожаром, случившимся 8 августа 1825 года, он был восстановлен (а фактически выстроен заново) по проекту архитектора В.П. Стасова и освящен 5 августа 1829 года. При этом составленный В.П.Стасовым проект воссоздания Преображенского собора уже изначально предусматривал размещение в его интерьере мемориальных досок, различных реликвий, памятных предметов, боевых наград и военных трофеев, что определялось статусом собора как главного храма всей российской Гвардии. И практически сразу же в восстановленный храм поступили трофеи русско-турецкой войны 1828-1829 годов, победоносное окончание которой совпало с торжеством его освящения. Впоследствии сюда же поступали многочисленные реликвии военного характера, а также памятные предметы, связанные с историей Преображенского гвардейского полка. Так, здесь хранились девять знамен лейб-гвардии Преображенского полка и три знамени лейб-гвардии Преображенского резервного полка, многочисленные трофеи, взятые у неприятеля (в том числе и в ходе войны с Турцией): 488 знамен, 16 флагов, 10 бунчуков, одна булава, два жезла, 12 замков и 65 ключей от крепостей. В особых шкафах-витринах размещались парадные мундиры императоров Александра I, Николая I и Александра III, Великого князя Михаила Павловича, а также мундир и сабля императора Александра II с памятной надписью: «Сабля, в злосчастный день 1 марта 1881 года обагренная мученической кровью в Бозе почившего Государя….». Здесь же хранились: образ Преображения Господня, подаренный собору командиром лейб-гвардии Преображенского полка Великим князем Константином Константиновичем Романовым, икона Божией Матери, торжественно врученная фельдмаршалу М.И.Кутузову гражданами города Курска в день битвы за Малоярославец – 25 октября 1812 года, серебряный кубок, поднесенный графу Остерману-Толстому в память о сражении под Кульмом 1813 года (в котором граф потерял руку) с выгравированными на нем фамилиями полковых командиров – участников битвы, а на видном месте размещалась большая бронзовая вызолоченная доска с именами штаб-офицеров и обер-офицеров Преображенского полка, павших в боях за Отчизну, начиная с 1702 года и заканчивая сражениями русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Сооруженная в 1830-1833 года по проекту В.П.Стасова ограда собора состояла из трофейных турецких пушек, поставленных вертикально и соединенных цепями; еще двенадцать пушек, отбитых в 1831 году у польских повстанцев, были размещены на лафетах около собора. К этому необходимо также добавить, что лепные украшения фасадов храма, выполненные выдающимся скульптором П.К.Клодтом, представляли собой, наряду с изображениями священных предметов и символов, своеобразные панно, составленные из воинских доспехов и различных видов оружия. Следует сказать, что приведенное описание петербургского Спасо-Преображенского собора весьма характерно и типично для полковых храмов русской армии XIX — начала XX века, наделенных мемориально-музейной функцией. Примечательно, что иногда эта функция мыслилась шире, чем отображение истории только того подразделения, к которому данный храм относился. Так, в приделе церкви во имя святых праведных Захарии и Елисаветы (I век, память 5/18 сентября) лейб-гвардии Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге хранился иконостас и несколько образов из походной церкви царя Иоанна Грозного, бывшей под Казанью в 1552 году (в 1844 году переданы в Оружейную палату Московского Кремля).

Особо следует отметить почти повсеместное наличие в полковых храмах мемориальных досок с именами офицеров (а иногда и нижних чинов полка), отдавших свои жизни в боях с неприятелем, а также героев и участников тех или иных сражений и военных операций. Основанием для этого послужил вышедший в 1848 году Высочайший Указ, который, в частности, гласил: «… Поставить (во всех полковых церквах)… бронзовые доски, на которых вырезать имена офицеров, служащих в полку и убитых в сражениях противу неприятеля и погибших от ран».

Начиная приблизительно с середины XIX столетия и в последующее время в полковых храмах, а также на прилегающей к ним территории осуществляются захоронения наиболее выдающихся военачальников и офицеров полка, а также создаются братские могилы нижних чинов и рядового состава. Храм-памятник обретает при этом значение храма-усыпальницы, где покоятся останки героев минувших войн. В качестве одного из самых ранних примеров подобного рода можно рассматривать погребение праха фельдмаршала князя М.И.Кутузова в петербургском Казанском соборе, обретшем значение мемориала Отечественной войны 1812 года. В Князь-Владимирском соборе Севастополя были захоронены адмиралы — участники героической обороны этого города во время Крымской войны – В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин и М.П.Лазарев. В крипте Введенского собора в Санкт-Петербурге, являвшегося полковым храмом лейб-гвардии Семеновского полка, были погребены убиенные при подавлении восстания 1905 года командир полка генерал-майор Г.А.Мин и еще трое офицеров-семеновцев, а также другой командир полка – граф В.П.Клейнмихель. Примеры подобного рода весьма многочисленны.

Также со второй половины XIX века возникает традиция сооружения при полковых храмах часовен, скульптурных монументов, колонн, обелисков и других памятников, посвященных героическому прошлому данного воинского соединения. Так, на площади перед Свято-Троицким собором – полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка – в Санкт-Петербурге в память о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 годов в 1886 году был воздвигнут величественный памятник, представляющий собой колонну, составленную из 140 трофейных пушек, отбитых у неприятеля, и увенчанную крылатой фигурой, олицетворяющей Славу (не сохранился). На его гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечнем наиболее значительных сражений этой войны и тех полков и соединений русской армии, которые в них участвовали. Памятник воинам-саперам был открыт в 1899 году перед петербургской церковью святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана лейб-гвардии Саперного полка (также не сохранился). А перед зданием Спиридониевской церкви лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в 1903-1904 годах была выстроена часовня – в ознаменование столетия со дня образования данного воинского соединения. Подобного рода примеров можно привести еще немало.

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении XIX столетия полковые храмы приобретают мемориальный характер и становятся храмами-памятниками русской воинской славы. Более того, к концу столетия они превращаются в центры возникающих при них храмово-мемориальных комплексов, сочетающих функции собственно храма, полкового музея и усыпальницы (понятно, что сам храм занимает в подобном мемориальном комплексе центральное место, являясь его смысловым и композиционным ядром). При этом сама мемориальная функция не ограничивается только стенами памятного храма, но, раскрываясь вовне, определяет организацию и художественное оформление всего окружающего пространства, где сооружаются памятные часовни, а также колонны, обелиски, стелы, скульптурные памятники, осуществляются почетные захоронения, организуются музейные экспозиции, выставляются трофейные орудия, создаются садово-парковые ансамбли. Такие мемориальные комплексы появляются в России, начиная со второй половины XIX столетия.

Следует отметить, что традиция наделения мемориальным статусом полковых церквей продолжается и в начале XX столетия. Вынужденно прерванная впоследствии, в настоящее время она возрождается.

Источники и использованная литература.

  1. Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести//Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11.
  2. Петкау Е.В. Храмы воинской славы // Ленинградская панорама. 1990. № 10.
  3. Хохлов И.В. Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX-начало XX в.) // Традиции и современность. М., 2008. № 8.
  4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1994-1996.
  5. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга. Во славу и память российского воинства. СПб., 2008.
  6. Бицадзе Н.В. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009
  7. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860.
  8. Кириченко Е.И.Запечатленная история России. В 2-х книгах. М., 2001.
  9. Мухин В.В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб., 1994
  10. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / Под ред.М.В.Шкаровского. СПб., 1994.


Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн.1. М., 2001. С.273, 275; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести // Новое в жизни, науке, технике. История. М., 1991. № 11. С.41-42; Хохлов И.В. Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX – начало XX в.) // Традиции и современность. М., 2008. № 8. С.125; Петкау Е.В. Храмы воинской славы. С.25.

Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность / Под ред.М.В.Шкаровского. СПб., 1994. С.124; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Т.2. СПб., 1996. С.65; Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Кн.1. С.279-280; Исакова Е.В. Храмы-памятники русской воинской доблести. С.41-42; Петкау Е.В. Храмы воинской славы. С.24.

В XVII веке за Петровскими воротами Белого города столицы часть Москвы от Страстного бульвара до насыпного земляного вала (теперь на этом месте - Садовое кольцо), называлась Земляным городом. Здесь размещалась крупная стрелецкая слобода, в которой проживали стрельцы, "государевы люди". Полковой каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен ими вместо ранее существовавшего деревянного храма во имя святого священномученика Климента, папы Римского. Храм находился на берегу речки Неглинной неподалеку от Трубной площади, на границе стрелецкой слободы Земляного города. Этот храм со всеми иконами сгорел в 1676 году.

1 июня (по старому стилю) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией "Знамение". Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его "пленение ратников и покорение супостатов".

Изображение Божией Матери "Знамение" было принято на очень многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента.

Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам.

Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

Сменились боевые командиры стрельцов, проживавших в стрелецкой слободе за Петровскими воротами. После окончания кампании 1679 г. (война против Турции), стрельцы тысячного приказа Никифора Ивановича Колобова по своему обещанию приступили к возведению нового полкового храма.

Не умея укрепить обрывистый берег Неглинки или по причине устройства нового кладбища, но каменную церковь стрельцы решили перенести на другое, более высокое место. Стрелецкая слобода за Петровскими воротами Белого города к этому времени насчитывала более 1000 дворов. Церковь, посвященная образу Матери Божией "Знамение", в 1681 году украсила собой не только деревянную стрелецкую слободу, но и древнюю столицу. В ней воплотилась вся красота величественных форм русского узорочья: уникальное даже для Москвы многоглавие в одиннадцать куполов, узорная шатровая колокольня, кованые кресты, кокошники, наличники, резные порталы.

Строительство каменной церкви обошлось в 1300 рублей, по тем временам сумму огромную. Поиздержавшись, стрельцы обратились за помощью к государю. Вот подлинные строки "челобитной" грамоты:

«Царю государю и великому князю Федору Алексеевичу всея Великия и Малая и Белая России самодержцу бьют челом холопы твои стольника и полковника Никифора Ивановича Колобова пятидесятники и десятники и рядовые всего приказу стрельцы. Твоим великого государя жалованием, а нашим холопей твоих обещанием построена у нас церковь каменная во имя Знамения Пресвятой Богородицы да в приделе священномученика Климента папы Римского, а Божия милосердия образов построить нам холопем твоим нечем (...)".

Через пятнадцать дней после подачи прошения по приказу царя Фёдора Алексеевича из казны Оружейной палаты в Знаменскую церковь были переданы 41 святая икона праотцев, пророков и апостолов, а также южная дверь иконостаса. Позднее главный купол храма был увенчан крестом с короной, что свидетельствовало о присутствии царственных особ за Божественной литургией в храме и их особого благорасположения к этой святыне.

В честь храма переулки, окружавшие его, стали называться Знаменскими.

Полковой храм стал духовной осью, объединяющей место - стрелецкую слободу и стрельцов - "государевых людей".

В 1754 году был устроен ещё один придел во имя Всех Святых. Во время страшного пожара 1812 года храм пострадал меньше, чем другие московские святыни: сгорела только крыша, были повреждены двери и окна. По желанию прихожан в 1819 году Климентовский придел храма был переосвящён во имя преподобного Сергия Радонежского - игумена Земли Русской.

После подавления стрелецкого восстания и уничтожения самого сословия по указу Петра I стрелецкие полки были расформированы. Но храм Знамения Пресвятой Богородицы продолжал жить и служить "людям государевым". На месте стрелецкой слободы позднее размещались Петровские казармы, а еще позже обосновалась Московская жандармерия. Здесь же после революции обосновалось и Центральное Управление Московской милиции.

В годы гонений Знаменский храм чудом сохранился и не был взорван, как, например, близстоящий храм Преображения Спаса на Песках в Большом Каретном переулке. Храмовые земельные владения, на которых находились богадельня, дом притча и несколько доходных домов, были национализированы. Богоборческая власть изъяла всё церковное имущество: редкие богослужебные книги XVII-XVIII веков, старинную церковную утварь, богослужебные сосуды, бесценные иконы с частицами мощей и другие святыни. 16 января 1932 года постановлением Президиума Мособлисполкома храм Знамения Пресвятой Богородицы был закрыт "в связи с острой необходимостью в помещении" под архив Управления Московской милиции.

В 1950-х годах здание храма было передано Институту химической физики Академии наук СССР. Здесь, в закрытых цехах и лабораториях, трудились десятки научных сотрудников, изготовляя и испытывая силикатный кирпич, кирпич будущего. Вся эта деятельность привела к тому, что церковная колокольня наклонилась и оказалась в аварийном состоянии, на фасадах появились множественные трещины. Разделенный железобетонными перекрытиями на три этажа и под самый купол заполненный сплетениями проводов, силовых кабелей, трансформаторами, испытательными стендами, аппаратурой химического анализа, храм полностью утратил внутренний интерьер. Многотонные токарные и фрезерные станки, прессы заняли придел преподобного Сергия Радонежского, муфельные печи - придел Всех Святых. В Знаменском приделе располагались испытательные лаборатории, здесь же хранились огромные емкости с химическими реактивами и растворами. Алтари были отведены под кабинеты руководства и туалет.

На протяжении трех столетий храм почти не изменил свой внешний облик. Даже во времена государыни Екатерины, увлекавшейся западными эталонами красоты, русская архитектура Знаменской церкви осталась нетронутой. Прежним осталось и предназначение храма - служить людям воинским, "государевым". Здесь, на этом месте, и сейчас находится знаменитая Петровка, 38 - Главное управление Министерства внутренних дел России по городу Москве (ГУ МВД России по г.Москве). И сегодня местность эта, пересеченная Колобовскими переулками, названными в честь стрелецкого полковника Никифора Колобова, богата учреждениями правоохранительных органов. Как и три века назад, здесь служит много "государевых" (читай: государственных) людей.

Современная история гарнизонного храма

В 1991 году была предпринята попытка передать Знаменскую церковь Русской Православной Церкви. Однако этот процесс затянулся на три долгих года. 4 декабря 1994 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, клирику храма Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение") священнику Александру Трепыхалину был вручен Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на настоятельство "вновь открываемого храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами г. Москвы с поручением ему попечения о скорейшем возвращении Церкви ранее принадлежавшего ей храма и возобновления в нем богослужений". Открылась новая страница в истории Знаменской церкви, началось ее "восстание из небытия".

В приделе Всех Святых начались регулярные богослужения. 10 декабря 1997 года в день Знамения Пресвятой Богородицы в храме возобновились регулярные богослужения, состоялась первая после закрытия храма Божественная литургия. К освящению придела Всех святых была отреставрирована икона Божией Матери "Знамение", подарена огромная икона Всех Святых и написана икона святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Позднее появились и другие святыни.

Храм ожил, стал наполняться молящимися. И, несмотря на то, что Знаменская церковь была передана Русской Православной Церкви одной из последних, что центр столицы стал почти нежилым и на незначительном расстоянии друг от друга расположено пять уже действующих храмов и три монастыря, появились свои прихожане, и сформировалась дружная церковная община. Нечаянной радостью для нее явилось посещение храма Святейшим Патриархом Алексием в Великую Субботу 2001 года! Это историческое событие - первое после долгих лет забвения - вошло в современную летопись храма.

Знаменский храм за Петровскими воротами оказался единственным храмом в Москве, сохранившим свое историческое предназначение: служить «государевым людям» - современным потомкам московских стрельцов, воинам правопорядка.

Заботой о стрелецком храме и верностью традиционным ценностям было продиктовано обращение начальника московской милиции Владимира Васильевича Пронина к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о придании Знаменскому храму статуса гарнизонного.

Резолюция от 21 ноября (день Архистратига Божия Михаила - покровителя воинства) 2002 г. Его Святейшества гласит: "Радует желание ГУВД возродить веками существовавшую взаимосвязь Армии и Церкви, а через то и историческую преемственность между храмом и воинскими гарнизонами, размещавшимися на месте бывшей стрелецкой слободы. Благословение и помощь Божия да сопутствуют всем труждающимся на данном поприще. Храму Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами Нами усваивается статус храма при Главном управлении внутренних дел по городу Москве".

Большую помощь по восстановлению гарнизонного храма оказал начальник ГУ МВД России по г.Москве Владимир Александрович Колокольцев. При его участии на спонсорские средства в полном объеме начались ремонтно-реставрационные работы, которые продолжаются по сей день.

В 2007 г. основные работы по реставрации шли в приделе преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен иконостас для Сергиева придела, который установили в декабре 2008 г.

В феврале 2008 г. Филатовскими реставрационными мастерскими (г. Москва) началось восстановление уникальной живописи в Сергиевом приделе, проводившееся по сохранившейся фотофиксации. В приделе преподобного Сергия Радонежского в 1914 г. в стиле раннего русского модерна по эскизам и при участии М.В. Нестерова придел расписал его ученик Е.П. Пашков. Известное всем "Явление отроку Варфоломею" (фрагмент из жития преподобного Сергия Радонежского) заняло свое место на южной стене придела, в алтаре на Горнем месте находится "Сыне Единородный" В.М. Васнецова. Церковный модерн, прекративший свое развитие в связи с революцией 1917 года, встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет огромное значение не только для прихожан храма, но и для специалистов: художников, реставраторов, искусствоведов. В марте 2009 г. работы по восстановлению живописи завершились, а в октябре 2010 г. были подняты хоросы и повешены светильники, изготовленные по специальной технологии для этого придела.

В 2011 году отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов.

В Великую Субботу 2012 г. случилось еще одно знаменательное для нашей общины событие - посещение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он вошел в алтарь Всехсвятского придела, затем осмотрел всю церковь, по достоинству оценил уникальную роспись Сергиева придела, побеседовал с настоятелем храма и прихожанами. На встрече со Святейшим Патриархом присутствовали: зам.начальника ГУ МВД России по г. Москве - начальник полиции, генерал-майор полиции Голованов В.В., начальник Управления охраны общественного порядка, генерал-майор полиции Козлов В.А., начальник управления уголовного розыска, полковник полиции Баранов О.А., начальник Правового управления, полковник полиции Пантелеева Л.В. и другие сотрудники ГУ МВД. В это же время здесь находились и бойцы СОБР - Специального отряда быстрого реагирования, духовником которого является настоятель храма.

Святейший Патриарх поблагодарил протоиерея Александра за окормление и заботу о сотрудниках московской полиции, вручил ему памятное пасхальное яйцо и благословил всех присутствующих Патриаршим благословением.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода