Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Растительный и животный мир умеренных поясов. Растительный мир лесов умеренного пояса Организационный момент.(1 мин)

Подготовься к воображаемому путешествию в степь.

На картосхеме подпиши названия степей в Северной и Южной Америке.

Типичная степь Евразии покрыта в течение всего теплого времени года до самой зимы более или менее густой и высокой травянистой растительностью, в которой преобладающее значение имеют злаки, особенно различные ковыли. Клиамат Евразии на проятжении от берегов Черного моря, где снег выпадает ненадолго и в малом количестве, и дл Северного Казахстана с его зимними вьюгами и снежными заносами значительно разнится.

Изучи по учебнику особенности растительности степей. На цветной вкладке подпиши фото-графии: «Степь ранней весной», «Степь в мае», «Степь в июне», «Степь в августе».

2. Лиственные леса умеренных широт.

Подготовься к воображаемому путешествию в лиственные леса умеренного пояса.

1) Выбери район (материк) своего пребывания.

2)Опиши природные условия выбранного места: количество тепла (большое, среднее, малое), количество осадков и изменение температуры воздуха по сезонам года.

Особое значение леса имеют для Финляндии. Около 65% территории страны покрыто зелеными зонами. Сосны, пихты и березы являются неотъемлемой частью финского ландшафта. Лес, как и вода, в Финляндии повсюду, даже в больших городах. Например, Хельсинки, столица страны. Здесь вы найдете обширные лесные массивы, часть которых является заповедником. Кроме того, в лесах Финляндии сохранилось немало крупных животных, таких как волки, олени. В Финляндии существует 37 заповедников.

3) Изучи широколиственные и мелколиственные породы деревьев. Подпиши названия пород деревьев, которые изображены на иллюстрированной схеме.

Впиши в свободные клетки под рисунками необходимые буквы, чтобы получились на-звания хвойных пород деревьев.

Подготовься к воображаемому путешествию в тайгу.

1) Выбери район (материк) своего пребывания.

2) Опиши природные условия выбранного места: количество тепла (большое, среднее, малое), количество осадков и изменение температуры воздуха по сезонам года.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травянисто-кустарникового яруса и мохового покрова.

Узнай, какие животные обитают в тайге. На рисунке обведи их контуры и обозначь цифрами. Напиши соответствующие названия животных.

Школа географа-следопыта.

Выполни работу со с. 135—136 учебника.

Игра «Узнай по контуру дерево российской тайги». Подготовь каоточки для игры.

Cлайд 1

Растительный мир лесов умеренного пояса Моргунов Николай 2 «Б» класс МОУ «Лицей» № 41 г. Владивосток Учитель: Лебедева Л.В.

Cлайд 2

Лесная зона В умеренном поясе находятся несколько природных зон. Из них самая широкая − лесная зона, которая находится между тропиками и районами полюсов. Леса растут в тех местах, где достаточно влаги и тепла для роста деревьев, там, где могут найти себе приют другие растения и животные.

Cлайд 3

Типы деревьев В лесной зоне существует два типа деревьев: вечнозеленые (хвойные) деревья покрыты хвоей зимой и летом, так как они не боятся мороза. Хвойные деревья создают органические вещества круглый год; опадающие (лиственные) деревья сбрасывают все листья в одно время, поэтому часть года они стоят голыми, отдыхая. Когда достаточно солнца и влаги, они дают новые листья.

Cлайд 4

Ель Ель может достигнуть высоты 50 метров и дожить до 300 лет, имеет конусовидную крону. Еловыми шишками питается клёст. Ель является одним из главных символов Нового года и Рождества. вечнозеленые (хвойные) деревья

Cлайд 5

Кедр Кедр − дерево очень крупное. В прошлом веке встречались кедры, из которых выпиливали доски шириной 178 см. Средняя высота кедра обычно не более 25 м, диаметр отдельных кедров до 1 м. Кедр доживает до 800 лет. Шишками кедра питается кедровка. вечнозеленые (хвойные) деревья

Cлайд 6

Сосна Сосна распространена на всей территории России. Сосна достигает высоты 50−55 м при толщине ствола до 1,5 м, растет более 500 лет. Это очень морозостойкое и жаростойкое дерево. Хвоя сосны темно-зеленая, растет на ветке в пучках по две штуки. вечнозеленые (хвойные) деревья

Cлайд 7

Дуб Дуб − самое большое листопадное дерево. Он живёт и развивается более 400 лет. 1 год. Росток маленький с листочками на верхушке. 80 лет. Дерево достигает максимальной высоты − 25−35 м. С годами его ветви становятся толще и шире. 200 лет. Ствол стал очень толстым, сквозь листья видны сухие ветки. 400 лет. Дерево медленно засыхает, но на нем еще продолжают появляться листья и жёлуди. За год на большом дубе зреет до 100 тыс. жёлудей. опадающие (лиственные) деревья

Cлайд 8

Липа Древесина липы легко обрабатывается, идёт на производство мебели, музыкальных инструментов. Кору молодых деревьев липы используют для плетения корзин и лаптей. Чай из высушенных цветков применяют при простуде. Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы. опадающие (лиственные) деревья

План-конспект по географии в 5 классе.

Тема: Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель : создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон умеренных поясов.

Планируемые образовательные результаты:

    предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

    метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов, способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы, развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

    Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе. Воспитание эстетического восприятия природы. развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.

Тип урока: «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности и животного мира, кейсы с заданиями для групп.

Образовательные ресурсы : учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012,карта природных зон, энциклопедии, атласы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.ПРОВЕРКА Д/З

2.1. Дневник погоды

2.2.Проверка заполнения таблицы

Соотнести: живой организм – природная зона-приспособленность.

Задание 1.. Найдите соответствие:

а) экваториальный лес; 1)баобаб, эвкалипты, жирафы;

б) саванны: 2);верблюжья колючка, саксаул, шакалы;

г) тропическая пустыня; 4)лианы, многоярусные леса,гориллы.

Актуализация опорных знаний.

В каком тепловом поясе мы были с вами на прошлом уроке?

Какие природные сообщества там располагаются?

Игра «Рассели жителей по домам» Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.

Этап 2. Формирование темы цель урока.

А чтобы тему урока узнать,

Загадку нам надо сейчас отгадать.

Учитель читает загадку.)

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (Лиственные, хвойные)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор! (связать с местом проживания)

Итак, сегодня мы будем исследовать леса и степи.

А чем прежде всего отличаются леса и степи? (Растениями и животными)

Загляните в карту. В каком тепловом поясе находятся леса и степи?

А теперь сформулируем тему урока.

На слайде: Растительный, умеренных, животный,и, поясов, мир.

Что в стихотворении вас навело на эту мысль?

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).

Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление

2. Как объясняют данное явление законы природы

3. В каком тепловом поясе происходит событие?

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте. Формулировка целей:

Что бы Вы хотели узнать на этом уроке?

Чему научиться?

Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса

Давайте вспомним главные особенности умеренного пояса.

В каком направлении становится холоднее?

А поэтому как будут распределяться природные пояса?

1) Групповая работа.

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин.

I группа Степи

II группа Лиственные леса

III группа Тайга

Где мы можем найти решение проблемы?

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

5. От чего зависит распространение и многообразие животного и растительного мира разных природных зон?

Заполните таблицу:

Природная зона

Особенности природы данной природной зоны.

Растения

Животные

IV. Закрепление нового материала

4.1.Проверка заполнения таблицы

1.Назовите природную зону.

2. Перечислите особенности природы данной природной зоны.

3.Назовите типичных представителей растений.

4. Назовите типичных представителей животных.

Домашнее задание.

Изучить параграф 22. Ответить на вопросы.

Выполнить задания по школе географа-следопыта.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Выполнили мы поставленные цели?

Что вам понравилось больше всего?

О чем расскажете дома?

Кейс с заданиями

Лес из хвойных деревьев называют тайгой.

Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.
Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. «Мусорщики» в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.

Тайга - самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Её ширина в европейской части достигает 800 километров.

Тайга производит основную массу свободного кислорода.

Флора: Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи).

Фауна: Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры. Многочисленны и широко распространены: бурый медведь, рысь, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка и др.

Смешанные и широколиственные леса

Южная тайга в Европейской части России сменяется смешанными лесами. Зона смешанных и широколиственных лесов имеет вид треугольника, основанием лежащего у западных границ страны, вершиной же упирающегося в Уральские горы. Климат умеренно тёплый, довольно влажный; продолжительное, тёплое лето, мягкая зима (в европейской части зоны);

Флора: дуб, буковые леса,берёза, ясень, распространены ягоды и грибы.

Фауна: очень схожа с животным миром тайги…

Степи и лесостепи:

В Евразии лесостепи протягиваются сплошной полосой с запада на восток от восточных предгорий Карпат до Алтая. Западнее и восточнее этой полосы непрерывное простирание лесостепи нарушено влиянием гор. Степи – более или менее ровные сухие безлесные пространства, покрытые обильной травянистой растительностью. Пространства ровные и безлесные, но влажные, не называются степью. Они образуют или болотистые луга, или, на дальнем севере – тундры.

Фауна: в лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось).фло ра: характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в европейской части России

ФИО (полностью)

Моисеева Антонина Федоровна

Место работы

МБОУ- лицей № 10

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

Биосфера. Номер урока в теме 3

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая.

Опорные понятия, термины : биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Необходимые технические средства

  1. Интерактивная доска
  2. Учебник
  3. Атлас
  4. Карта полушарий. Физическая карта России

Используемые ЭОР:

http://rutube.ru/tracks/3470758.html

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.(1 мин)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Пожелайте друг другу удачи .

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(7 мин)

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок. Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

Какой раздел мы сейчас изучаем?

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок.

(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайцаКоську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.(Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?(Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?(В умеренном.)

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.

Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».

- Ну а теперь попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока

Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса

Этап 2. Изучение нового материала. 10мин

На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Почвы

Растения

Животные

степи

Центральная часть Евразии-поперечное простирание, центральная часть С. Америки-меридианальное простирание, юг Ю. Америки

Климат жаркий и сухой, отличается резкими перепадами темпер. дня и ночи, зима суровая.

черноземы

Лиственные леса

Евразия-юго-западная часть, С. Америка-восточное побережье.

Умеренно теплый с мягкой зимой и значительным количеством осадков

Бурые лесные

тайга

Евразия-севернее от лиственных лесов и степей, С. Америка-севернее лиственных лесов и степей

Умеренно теплое лето и холодная зима, избыточное увлажнение

подзолистые

1 группа. Даёт характеристику зоны степей

2 группа тайги

3 группа лесов

Обсуждение результатов работы.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

5. Первичная проверка понимания (3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

  1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.(тайга)
    2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.(экваториальные леса)
    3. Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это … (Степь).

  1. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.(лиственные леса)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8мин)

Задание 1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 И выданные вам гербарии растений. Ответьте на вопросы.

Базовый уровень

– как приспособились растения и животные к жизни в степи?

Повышенный уровень

Сравните растения и животных широколиственных лесов и тайги

Высокий уровень

На конкретном примере докажите существование связи между условиями обитания и особенностями растений и животных выбранной вами зоны.

Задание 2. Используя представленные учителем иллюстрации составьте схему « Что дают человеку растения» в картинках . Обсудите полученные результаты.

(работа в парах)

? ? ?

Вывод:А) пища б)Топливо, строительный материал в)пастбища и сенокосы г) лекарственные растения

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

Базовый

А)Тест (индивидуальная работа)

Б) Повышенный - кроссворд

В) Повышенный – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры
.

Рефлексия 2 мин

Учиться оценивать свою работу на уроке.

Я знаю особенности природной зоны ………, могу объяснить причины и научит

Самоанализ и самооценка ученика

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что вспомнили?
  • Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные(растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

  1. Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2.Наибольшую площадь в России занимает зона:

а) арктических пустынь

б)тундр

в) тайги

г) лесов

3. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта

берёза

кедр

тайга

липа

сосна

смешанный и широколиственный лес

дуб

клён

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

  1. Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.

2. Хищный зверь.

4. Травоядное животное, грызун.

6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.

По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.

5. Дикая свинья.

7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.

8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках .

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

Продолжительность периода со среднимесячными температурами выше 10°С составляет 2 – 4 месяца. Число ярусов в темнохвойных лесах обычно равно двум-трем. Кустарники единичны и выраженного яруса не образуют. Лесная подстилка разлагается медленно, поэтому некоторые травянистые растения не образуют хлорофилла и питаются сапрофитно. Травы и кустарнички размножаются обычно вегетативным путем. Перенос многих семян осуществляется животными, поедающими сочную мякоть плодов (черника, брусника, толокнянка), высокая кислотность сока ягод препятствует развитию семян в нетронутой ягоде. Также распространение семян может происходить при растаскивании семян муравьями,ветром,птицами.

В тайге мало стадных животных, поскольку наличие древостоя затрудняет зрительное оповещение об опасности. Иногда встречаются кабаны, заходят волки и северные олени. Основные способы охоты – подкарауливание и скрадывание. Среди хищных птиц особенно характерны ястребы. Сравнительно небольшое количество животных покидают тайгу зимой. Многие способны питаться веточными кормами (лось, заяц). Ряд видов обитает на деревьях, кормится на земле (лесной конек, дрозды), другие – наоборот (тетерев, рябчик, глухарь, тетерев). Некоторые животные питаются семенными кормами (белки, бурундуки, мышевидные грызуны).

Из насекомых, поедающих хвою, широко распространен непарный шелкопряд; вредители древесины – жуки-усачи и их личинки и др. В направлении с севера на юг в тайге выделяют широтные подзоны: северная, средняя и южная тайга. Для северной тайги характерны низкорослые древостои с небольшой сомкнутостью крон, представляющие собой переход к тундровым редколесьям. Под изреженным древесным пологом обычно развит ярус из низкорослых субарктических кустарников (берез, ив). Напочвенный покров образован мхами и лишайниками. На равнинах наблюдается сильная заболоченность.

По мере движения к югу древостой становится более высоким, увеличивается роль травяно-кустарничковой растительности. Леса приобретают более сложную структуру, возрастает сомкнутость крон.Хорошо развиты травяно-кустарничковый ярус и моховой напочвенный покров (лишайников мало).Южнотаежные леса высокоствольны, велика сомкнутость крон, флористический состав богаче, напочвенный покров слабый. В европейской южной тайге появляются широколиственные породы. В состав подлеска и травяного покрова входят виды, характерные для широколиственных лесов. Передставители: сосна, листевнница(сибирская, даурская), кедровые.

46. Характерные особенности растительности и животного мира широколиственных лесов умеренного пояса.

Широколиственные леса произрастают в условиях более мягкого климата, чем хвойные леса. Широколиственные деревья, в отличие от большинства хвойных, сбрасывают листву на зиму. Поэтому ранней весной под их пологом светло, многие деревья (бук, дуб) цветут одновременно с распусканием листьев; кустарники (лещина, волчье лыко) – до распускания листьев.

Мощная и рыхлая подстилка предохраняет почву от резкого понижения температуры, зимнее промерзание незначительно. В связи с этим многие виды травянистых растений начинает развиваться в конце зимы (ветренница дубравная, гусиный лук. Обычно выделяются от одного до трех (дубравы) ярусов древостоя, два яруса кустарников и два-три яруса трав.

Питательные плоды деревьев, а также раскидистые мощные ветви и большая дуплистость способствуют распространению многочисленных млекопитающих и птиц. У многих видов животных наблюдается специализация в питании (например, дубонос потребляет только семена косточковых древесных и кустарниковых пород). Активны роющие животные, например, муравьи, способствующие развитию дернового процесса. В связи с ослаблением ветра в лесах много насекомых с порхающим полетом. Много вредителей леса, в том числе листогрызущих. Некоторые виды деревьев вынуждены даже обновлять листву летом.

Широколиственные леса не образуют сплошной полосы. В Европе с запада на восток каштановые леса сменяются буковыми, а потом дубравами На Дальнем Востоке произрастают дуб, клен, маакия, элеутерококк, аралия; в состав подлеска входят жимолость, сирень, рододендрон, бирючина и др. В более южных районах Дальнего Востока обильны лианы (актинидия и др.) и эпифиты. В северо-восточной части Северной Америки имеются леса с доминированием бука американского и сахарного клена, иногда в лесах встречаются лианы – “дикий виноград”.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода