Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Первые романовы кратко. Смутное время

ЕГЭ. Личности периода правления первых Романовых

Избрание Михаила Романова на царство.

Художник Кившенко А.Д.(1851-1895)

1613 год - начало правления династии Романовых . В годы их царствования прославляли Россию видные государственные, военные и религиозные деятели, учёные, деятели культуры. Все они внесли свой определённый вклад в дело процветания страны, укрепления её международного авторитета.

Хронология царствования первых Романовых

    Михаил Фёдорович:1613-1645

    Алексей Михайлович: 1645 - 1676

    Фёдор Алексеевич: 1676-1682

    Софья Алексеевна (регентство): 1682-1689

Примечание: исторические портреты всех первых Романовых можно найти на моём сайте: istoricheskiy - portret . ru

Личности периода правления первых Романовых

Личности

Деятельность

Аввакум

(1520-1682)

Протопоп, церковный и политический деятель, писатель. Противник церковной реформы Никона. Стал вождём старообрядцев и церковного раскола . В 1653- арестован, сослан.1664-вернулся в Москву. Отказался принять новую реформу. В 1666- лишили сана, сослали. В 1682- казнён (сожжён на костре)

(См. исторический портрет Аввакума на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Атласов В.В.

(1663-1711)

Землепроходец. В 1694-поход на Чукотку . Первые сведения о Северо-Восточной Сибири и Аляске.

1697- экспедиция на Камчатку (собрал сведения о населении, животном и растительном мире). Камчатка присоединена к России .

Бутурлин В.В.

(?-1656)

Русский военный деятель и дипломат. Активный участник воссоединения Украины с Россией . В 1654 году именно он привёл к присяге депутатов Переяславской рады.

Иоаким

(1620-1690)

Патриарх Московский и всея Руси с 1674 – 1690. Активно поддерживал Петра 1 в борьбе с Софьей. Противник западного влияния на общество. В 1687 основал Славяно-греко-латинскую академию.

Иоасаф

(? – 1672)

Патриарх Московский и всея Руси с 1667 -1672. Продолжал реформирование церкви, начатое Никоном. Поддерживал культурно-просветительскую деятельность иностранцев в Москве, в 1668 составил правила иконописания .

Иосиф

(?- 1652)

Патриарх Московский и всея Руси с 1642 -1652.При нём впервые изданы жития святых Русской православной церкви. Большое внимание уделял духовному просвещению. Именно благодаря ему сделаны были первые шаги к воссоединению Украины с Россией : на Земском соборе 1651 года активно поддерживал эту идею.

Матвеев А.С.

(1625-1682)

Государственный деятель, дипломат.

Учитель и советник царя Алексея Михайловича и воспитатель Натальи Нарышкиной- матери Петра 1.

Возглавлял внешнеполитическое ведомство. Был в составе делегации в 1654 на заседании Переяславской Рады.

Морозова Ф.П.

(1632-1675)

Боярыня, сподвижница Аввакума, раскольница, выступавшая против реформы Никона. В 1673 арестована, подвергнута пыткам, уморена голодом.

Морозов Б.И.

(1590-1661)

Боярин, воспитатель Алексея Михайловича . Фактически был главой правительства при нём в 1645-1648.Финансовая реформа его вызвала недовольство народа, массовое восстание в 1648 году - Соляной бунт. Оправлен в ссылку.

Никон

(1605-1681)

Церковный и политический деятель, Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1666.Начал проводить церковную реформу , ставшую началом раскола. Многое сделал в деле церковного книгопечатания, сам написал ряд сочинений, основал Патриаршую библиотеку .

(См. исторический портрет Никона на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Ордин-Нащокин

(1605-1680)

Государственный и военный деятель, дипломат, воевода, боярин. Участник русско-польской (1654 - 1667) русско-шведской (1656-1658)войн. Стоял во главе Посольского приказа.

Создатель Новоторгового устава 1667 - сторонник протекционизма в торговле и развитии ремёсел. Выступал за перенимание некоторого опыта Запада в ведении экономики. Сторонник расширения полномочий местного самоуправления.

Попов Ф.А.

(17в.)

Русский землепроходец. Участвовал в экспедиции Дежнёва С., в 1648 отрыв пролив между Америкой и Азией.

Поярков В.Д.

(до 1610-после 1667)

Русский землепроходец. В 1643-1646 руководил экспедицией, впервые достиг устья реки Амура , первым из русских путешественников плавал по Тихому океану .

Разин С.Т.

(1631-1671)

Донской казак, предводитель крестьянской войны в 1670-1671.

(См. исторический портрет Степана Разина на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Ромодановский Г.Г.

(?-1682)

Князь, воевода, боярин. Участвовал в Переяславской Раде, Чигиринских походах , в подавлении восстания Степана Разина . Убит во время Московского восстания 1682.

Ртищев Ф.М.

(1626-1673)

Государственный и культурный деятель, советник Алексея Михайловича . Возглавлял ряд приказов (Тайных дел, Большого Дворца и др.) Его Ртищево братство (школа при Андреевском монастыре) стало предшественником Славяно-греко-латинской академии.

Стадухин М.В.

(17 в)

Русский землепроходец. Походы: на реки Оймякон и Анадырь, в 1649 дошёл до Анадырского острога, встретился с Дежнёвым, затем вышел к Охотскому морю.

Хабаров Е.П.

(1610-1667)

Русский землепроходец.1649-1653- экспедиция в Приамурье . Составил первый «Чертёж реке Амуру». Его имя носит город Хабаровск.

Хмельницкий Богдан

(1595-1657)

Гетман Украины. 8 января 1654 на Переяславской Раде объявил о воссоединении Украины с Россией.

Филарет

(1553-1633)

Отец Михаила Романова, патриарх в 1619-1633г., фактический правитель России.

(См. исторический портрет патриарха Филарета на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Голицын В.А.

(1643-1714)

Выдвинулся в период правления Фёдора Алексеевича, возглавлял ряд приказов, комиссию по отмене местничества.

Но особая власть у него была в правление Софьи. Будучи её фаворитом, Голицын стал фактическим правителем страны. Именно он подписал Вечный мир с Польшей в 1686 г., провёл, правда, неудачные Крымские походы с целью добиться выхода к Чёрному морю в 1687 и 1689г.После свержения Софьи лишён всех званий и сослан в Архангельский край.

Измайлов А.В.

(?-1634)

Военный и государственный деятель, окольничий, воевода. Дипломат, участвовал в переговорах со многими странами, в том числе был представителем России во время подписания Деулинского перемирия с Польшей в 1618г. Казнён вместе с Шеиным за неудачную оборону Смоленска.

Шеин М.Б.

(? -1634)

Полководец, военный и государственный деятель, окольничий. Главнокомандующий армией в Смоленской войне 1632 - 1634.Казнён за неудачную осаду Смоленска.

Лихуды

Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730)

Греки по образованию, приехали в Россию в 1685 году. Преподавали в Славяно-греко-латинской академии, были авторами многих методик, словарей, переводов.

Полоцкий Симеон

(1629-1680)

Учёный, писатель, поэт. С 1667- учитель царевича Алексея, а затем Фёдора и Софьи.

1678- в Кремле основал типографию.

Один из зачинателей русской поэзии и драматургии.

Сторонник сильной княжеской власти, но выступал за воспитание высоких моральных качеств монарха с ранних лет.

Старцевы: Дмитрий и Осип, его сын.

Архитекторы.

Дмитрий Михайлович: построил Гостиный двор в Архангельске (1668-1684)

Олег Дмитриевич – в Москве построил трапезную Симонова монастыря (1677-1680) .

Тимофеев Иван

(?-1631)

Ушаков С.Ф.

(1626-1686)

Живописец. С 1664- иконописец Оружейной палаты Москвы. Писал фрески Архангельского и Успенского соборов, Грановитой палаты, автор икон «Спас Нерукотворный», «Троица»,

написал трактат «Слово к люботщательному иконного писания» (1667), отстаивал идеи реализма в живописи.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25)

Эпоха Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)

Личности

Результаты деятельности

Развитие экономики.

Патриарх Филарет - играл значительную роль во всей внутренней и внешней политике.

Привлечение иностранцев: Коэтс - стекольный завод, Винтус – железоделательный завод под Тулой, Гловер - ювелирные мастерские, Фирмбранд - парчовая мануфактура.

Развитие культуры.

При Михаиле Романове начали свои исследования земель за Амуром Хабаров Е и В. Поярков

Внешняя политика. Неудачная Смоленская война.

Командующие Шеин М.Б.и Измайлов А.В .были казнены, объявлены виновниками неудач.

Эпоха Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676)

Личности

Результаты деятельности

Укрепление царской власти.

Симеон Полоцкий , воспитатель Алексея Михайловича. Поддерживал сильную царскую власть, но выступал за воспитание высоких моральных качеств монарха.

Усиление власти царя через поддержку церкви. Церковный раскол.

Никон - сторонник реформ в церкви.

Аввакум - глава старообрядцев, выступавших против реформ, что привело к расколу.

Иосаф- патриарх, продолжил реформирование церкви, начатое Никоном, составил правила иконописания.

Морозова Ф.П .- сподвижница Аввакума.

Расширение территории России, воссоединение с Украиной.

Хмельницкий Богдан - гетман Украины, объявил о воссоединении с Россией.

Бутурлин В.В . – привёл к присяге Переяславскую Раду.

Иосиф - патриарх. Поддерживал воссоединение с Украиной. Впервые на Земском соборе 1651 года именно он высказал эту идею.

Матвеев А.А .- учитель, советник Алексея Михайловича, участник Переяславской Рады 1654 года.

Дальнейшее развитие культуры.

Иоасаф – патриарх, выступал против влияния Запада на культуру, образ жизни, что было начато Алексеем Михайловичем.

Патриарх Иосиф - впервые при нём были изданы жития святых.

Никон - основал богатейшую Патриаршую библиотеку, способствовал печатанию церковных книг. Сам много писал.

Попов Ф.А .- участник экспедиции Дежнёва С.

Поярков В.Д - исследовал земли Амура.

Стадухин М.Ф .- исследователь, путешественник.

Хабаров Е.П .- исследовал Приамурье.

Ртищев Ф.М .- культурный деятель, создал Ртищево братство - прообраз Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий - родоначальник русской поэзии и драматургии.

Ушаков С.Ф .- иконописец, живописец.

Проведение активной удачной внешней политики.

Матвеев А.А .- учитель и советник царя. Возглавлял внешнеполитическое ведомство.

Ордин-Нащокин А.Л.- глава Посольского приказа, участник войн.

Дальнейшее развитие экономики и всех сфер общества.

Морозов Б.И.– воспитатель Алексея Михайловича. Фактический глава правительства. Его финансовая реформа вызывала медный бунт в 1648г.

Ртищев Ф.М .- советник царя, возглавлял ряд приказов.

Ухудшение положения крестьян, увеличение налогов.

Разин С.Т .- руководитель крестьянской войны 1670-1671

Ромодановский Н.Г .- участвовал в разгроме восстания.

Эпоха Фёдора Алексеевича Романова (1676 – 1682)

Регентство Софьи Алексеевны Романовой (1682-1689)

Личности

Результаты деятельности

Борьба за власть.

Патриарх Иоаким поддерживал Петра 1 в борьбе с Софьей.

Дальнейшее развитие культуры, образования.

Патриарх Иоаким основал в 1687 году Славяно-греко-латинскую академию.

Лихуды - преподавали в Славяно-греко-латинской академии. Авторы многих учебников, словарей, переводов.

Внешняя политика. Неудачные Крымские походы. Вечный мир с Польшей.

Голицын В.В .: в 1686 добился Вечного мира с Польшей, она признавала вхождение Украины в состав России.

Руководил Крымскими походами в 1687 и 1689г., но походы были неудачными

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ивану IV наследовал его сын Федор, человек набожный, но малоспособный к решению государственных дел. От его имени правил Борис Годунов. Федор умер бездетным, а царевич Дмитрий (последний сын Ивана IV) погиб при загадочных обстоятельствах еще раньше. Династия потомков Калиты прервалась, а вопрос престолонаследования стал формальной причиной бурных событий этого периода, получившего в исторической науке название «Смутное время».

Кризис возник в 1598 г., когда встал вопрос о новом царе. В этой ситуации необходимо было согласовать интересы различных социальных групп. Политическая борьба и интриги претендентов на русский престол выдвинули в первые ряды Бориса Годунова. Впервые в истории он был избран на царство Земским собором. Борис Годунов был выдающимся государственным деятелем, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи, но его политические воззрения носили отпечаток опричных времен.

В Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасшегося от рук наемных убийц. Этим авантюристом, по мнению историков, был Григорий Отрепьев – бывший дворянин на службе бояр Романовых. Польско‑литовская шляхта и часть русской знати поддержали самозванца, преследуя свои корыстные интересы. Было собрано войско (вначале 4 тыс. человек, а по мере продвижения по территории России оно значительно возросло) из русских, бежавших в соседнюю страну, польских шляхтичей, казаков. В августе 1604 г. Лжедмитрий (так стали его называть историки) перешел границу и начал военные действия против Годунова. Но в мае 1606 г. самозванец был убит, а после бунта, поднятого москвичами, оставшиеся в живых поляки спешно покинули Москву.

Боярский заговор и мятеж москвичей привели к тому, что на троне оказался один из вдохновителей заговора – Василий Шуйский (1606–1610), заслуживший репутацию боярского царя.

Объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Центром движения становится Северская земля, поддержавшая в 1604 г. первого самозванца. Представителем нового самозванца был Иван Болотников, назначенный «большим воеводой». Другим сторонником самозванца был И. Пашков.

Бессилие перед Смутой заставило царя обратиться за помощью к Швеции (Швеция и Польша тогда враждовали). Это стало для Польши удобным поводом начать открытые военные действия против России.

Осенью 1609 г. польский король осадил Смоленск. В событиях Смутного времени появился новый фактор – иностранная интервенция. С помощью шведских войск воеводам царя Василия удалось нанести ряд поражений мятежникам и изгнать их из Тушина. Самозванец был уже не нужен полякам, которые вступили в прямые переговоры с русскими тушинцами.

Против поляков, засевших в столице, образовалось Первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Несколько месяцев осады Кремля и Китай‑города не привели ни к каким результатам, за исключением ссоры казаков и дворян. Казаки разогнали рязанских ополченцев. Так бесславно завершилась борьба Первого ополчения с польскими захватчиками.

В конце 1611 г. формируется Второе ополчение . Призывы Троицкого монастыря, грамоты патриарха Гермогена нашли патриотический отклик во многих городах северо‑востока России. Благодаря пожертвованиям, собранным нижегородцем Кузьмой Мининым, Второе ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, было готово к новому походу на Москву. Подойдя к Москве, ополчение отказалось от сотрудничества с казаками, однако без их помощи не смогло добиться успеха. Договорившись с казаками, ополчение Пожарского не дало польским войскам, двигавшимся на помощь к Москве, соединиться с гарнизоном, засевшим в Кремле. Вскоре польский гарнизон сложил оружие.

После освобождения Москвы руководство ополчения разослало по всем землям России приглашения на Земский собор (открылся в начале 1613 г. ). Это был первый всесословный собор. На нем присутствовали даже представители посадских людей и части крестьян. Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.

Кровавый опыт опричнины и Смуты не прошел напрасно. Идея вотчинного управления государством на основе произвола и свободного толкования обычаев уже не могла возродиться. России предстоял нелегкий путь через сословно‑представительную монархию к абсолютизму , вынужденному в какой‑то мере считаться с законами.

В дореволюционной историографии за началом XVII в. прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по‑разному. Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры.

С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.

Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из‑за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.

В советской историографии термин «Смута» не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция.

В современной исторической литературе термин «Смута» используется достаточно широко, но в осмысление этих событий почти ничего нового, не привнесено если не считать попытку связать события начала XVII в. с идеей первого системного кризиса российского общества, по своему развитию похожего на гражданскую войну.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640‑м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.

Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.

Кем были Романовы по отношению к Русской Церкви - благодетелями или же разрушителями?

Чего больше принес Церкви Синодальный период - разумные реформы или необоснованные унижения?

Московское царство

Ранние Романовы - прежде всего рачительные хозяева. Все они - от Михаила Федоровича до царевны Софьи - были богобоязненны, « мнихолюбивы» и обожали паломнические поездки по древним обителям. Но «хозяйственная жилка» время от времени брала верх над благочестием.

Церковь обладала в ту пору полной автономией от государственного аппарата и владела обширными землями. Церковные владения давали колоссальные доходы, а у царской казны потребность в деньгах не иссякала. Их требовалось крайне много - после великого разорения смутных лет, в условиях многочисленных войн с Польшей, Швецией, Турцией и Крымским ханством. Поэтому с середины XVI столетия начинается настоящее «перетягивание каната» между монархами и главами Церкви.

На этой почве появился Монастырский приказ. Так называлось государственное учреждение, властно вмешивавшееся в финансовые, кадровые и судебные вопросы, которые раньше были исключительно внутрицерковным делом.

При государе Алексее Михайловиче Патриарх Никон, ненадолго превратившийся в могучую политическую фигуру, оказался в опале, а потом и в ссылке.

При государе Федоре Алексеевиче патриарх Иоаким едва отбил проект полной перестройки Церкви на основаниях, никак не соответствовавших давно устоявшемуся ее быту.

Но при всем самовластии, при всем желании ограничить богатство и независимость Церкви, первые монархи из рода Романовых оставались добрыми христианами. Они воспитаны были на старинном укладе жизни, какой царил в боярских вотчинах, на богомольности, на почтении к высшему духовенству. Они мыслили себя первейшими защитниками Церкви и Православия. А потому царствование первых четырех Романовых явилось довольно благополучным временем для Церкви.

Совсем другая эпоха настала, когда исчезло Московское царство и на его месте возникла Российская империя. «Петербургская держава» по духу оказалась намного секулярнее Допетровской Руси. Она гораздо больше власти давала государственному аппарату и гораздо меньше автономии - Церкви.

Михаил Ф едорович (1613– 1645)

Патриарх Филарет (1619– 1633)

Алексей Михайлович (1645– 1676)

Тяготы Синодальной эпохи

Тяжелее всего Русской Церкви приходилось в XVIII веке. Это черный период ее истории.

Среди российских монархов того времени были и ни во что не верующие люди, и те, кто воспитывался в протестантской среде, а потому не очень понимал, например, зачем нужно монашество, и те, кто, при личной преданности Православию, не видел нужды церемониться с духовенством.

Наша знать, двор и верхушка дворянства стремительно набирались западной культуры. Вместе с нею приобреталось скептическое отношение к Церкви и взгляд на православную догматику как на «варварство», примитивизм. К давлению на Церковь сверху добавлялось давление снизу: не утихала ожесточенная борьба со старообрядчеством, возникали всё новые тяжелые секты. Простонародье с головой уходило в безобразные выдумки какого-нибудь самозваного «духовного учителя» и принималось травить местных священников.

А бороться с грубыми домыслами мрачных сектантов и утонченной критикой вельможных атеистов силой живой полемики было до крайности трудно: духовное просвещение стояло близ точки замерзания. Русская духовная школа, да и Академия первой половины XVIII века встали на фундамент провинциального малороссийского образования. Это значит, что учебный процесс там основывался, главным образом, на знании латыни и западной схоластики. Притом последняя в богословии самой Европы уже уходила в прошлое.

Допетровская Русь создала и собственную духовную школу, и собственную Академию, где учащиеся приобретали универсальное славяно-греко-латинское образование. При Петре I и его ближайших преемниках обучение нашего духовенства сделало шаг назад. По словам протоиерея Георгия Флоровского, «...от славянского языка почти что отвыкали в этой латинской школе - ведь даже тексты Писания на уроках чаще приводились на латыни. Грамматика, риторика и пиитика изучались латинские <...> российская риторика присовокупляется к ним <...> поздно. И не трудно понять потому, что и родители с таким недоверием отсылали детей "в эту проклятую семинарию на муку", а дети предпочитали попасть хоть в острог, лишь бы избыть этой ученой службы. Ибо создавалось гнетущее впечатление, что в этой нововводной школе меняют если еще и не веру, то национальность...».

Весьма долго наши государи прикладывали ничтожно мало усилий для защиты Церкви. А вот обижали ее часто.

При Петре I Русская Церковь стала частью государственной машины. С 1721 года она лишилась духовного главы - Патриарха. Церковным организмом теперь правил Синод - фактически «коллегия по делам веры», госучреждение. Надзирал за его деятельностью обер-прокурор (светский чиновник). Порой он назначался из персон, бесконечно далеких не только от православия, а и от любой разновидности христианства. Пять лет обер-прокурором числился крупный и весьма энергичный масон Иван Иванович Мелиссино (1763–1768). Потом еще шесть лет обер-прокурором состоял Петр Петрович Чебышев - не только масон, но еще и открытый проповедник безбожия (1768–1774). Позднее, при Александре I, в обер-прокуроры был поставлен князь Александр Николаевич Голицын, по отзывам современников, - «веселый эротоман» и сторонник идеи «универсального христианства».

Церкви навязали «Духовный регламент» с «прибавлениями», построенный в очень значительной степени на опыте протестантизма и мало связанный с живой церковной практикой Православия. Как пишет тот же отец Георгий Флоровский, «в "Регламенте" много желчи. Это книга злая и злобная. В ней слишком много брезгливости и презрения... и чувствуется в нем болезненная страсть разорвать с прошлым - и не только отвалить от старого берега, но еще и сломать самый берег за собою, чтобы и другой кто не надумал вернуться». Крушащим молотом прошелся «Духовный регламент» по Русской Церкви. Не разбирая пользы и вреда, он обрушивался на всё, что устоялось, словно задачей его было привести Церковь в состояние руины, а потом на ее месте построить новую Церковь. Но если по части разрушения «Духовный регламент» оказался эффективен, то созидательные его функции получили самое незначительное применение.

Более века русское иночество находилось в состоянии упадка.

Петр I запретил учреждать новые монастыри, строить скиты, постригать во инокини женщин моложе 50 лет, ограничил количество монахов произвольными штатами.

При Анне Иоанновне издевательство над русским монашеством продолжалось. Обители «вычищались» от «лишних» иноков, дабы у правительства появились новые работники на рудниках и новые солдаты. По закону запрещалось постригать во иночество кого-либо, кроме вдовых священников.

Словами историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, «...в результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое: в 1724 г. в монастырях насчитывалось 25 207 монахов и монахинь вместе с послушниками и послушницами, а в конце бироновщины в них осталось лишь 14 282 насельника... В 1740 г., после смерти царицы Анны, Синод докладывал регентше (Анне Леопольдовне. - Д. В.), что одни монастыри стоят совсем пустые, а в других остались только дряхлые старики и некому совершать богослужение, что множество настоятелей взято под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь монастырей в крайнем расстройстве». Процесс сокращения иночества несколько затормозился, но остановить его не удавалось. К началу 1760-х по всем обителям числилось уже около 11 000 монашествующих.

Главнейшее доверенное лицо Петра I по церковным делам, Феофан Прокопович, устраивал гонения на своих противников. В годы правления Анны Иоанновны он провел несколько «архиерейских процессов». Те, кто ему не угодил, лишались сана, подвергались побоям, пыткам, ссылке и тюремному заключению. Церковь стонала от его дикого, необузданного деспотизма. Но два монарших покровителя Феофана Прокоповича - Петр I и царица Анна - вечно вставали на сторону этого тирана.

Екатерина II отобрала у храмов и монастырей землю. Без малого 600 обителей предполагалось упразднить, и, действительно, в итоге екатерининской реформы множество обителей просто исчезли, оставшись без источников пропитания.

На заре XVIII века в России было 1200 обителей. Их число сокращалось стремительно. К середине 1760-х у нас осталось 536 обителей. Из них содержание от государства получали 226, а прочим 310 позволялось влачить существование на пожертвования. К началу XIX века общее число монастырей уменьшилось приблизительно до 450.

Можно констатировать: XVIII век - время, когда правящая династия усвоила в отношении Церкви чудовищную бесцеремонность как норму, как нечто само собой разумеющееся.

В XIX столетии дела русского духовенства несколько выправились, но случались времена, когда оно, волей очередного государя, оказывалась на дне тяжелого унижения. Так, «просвещенный» император Александр II, творец «великих реформ», закрыл около двух тысяч приходов, и общее число русских дьяконов уменьшил на треть.

Чья вина в том, что наша иерархия и наше монашество перестали видеть в государях своих защитников и покровителей? - Нескольких венценосных особ, совершенно не желавших для себя такой роли.

В свою очередь, и сама монархия более не имела в духовенстве столь прочной опоры, каковой оно служило для нее в допетровские времена. Не это ли роковым образом сказалось на судьбе царствующего дома в 1917 году?

Петр I Великий (1721– 1725)

Екатерина II Великая (17621796)

«Светлые полосы»

Столь многие примеры утеснения Церкви со стороны Романовых могут создать впечатление какой-то жуткой, растянутой на три столетия катастрофы. Будто государи Романовы беспрерывно проводили одну линию в политике: подавлять церковный организм, отбирать у него ресурсы для самостоятельного существования, лишать его всякой обороны от идейных нападок извне.

Впечатление это будет совершенно ложным. Да, Московский дом Рюриковичей проявлял к Русской Церкви больше заботы и почтения, нежели династия Романовых. Но это - если рассматривать нашу историю громадными периодами. Если сравнивать три столетия господства Рюриковичей на московском престоле и три столетия царствования Романовых. Оставив в стороне столь крупный масштаб, вникнув в подробности, нетрудно разглядеть: очень многое зависело от личности монарха. Не от умонастроения всего царственного рода, не от каких-то семейных традиций, а от конкретной личности. Персональная религиозность государя и его политические устремления порой оказывались решающим земным фактором для судеб Православия в нашей стране. А среди Романовых были и государи благочестивые, были и те, кто стал для Церкви истинным благодетелем. Время от времени разорение духовенства сменялось большими пожертвованиями со стороны монаршей особы, прессинг - милостью, а религиозная индифферентность правителя - горячей верой. Всё было неровно, чересполосно при этой династии...

При Михаиле Федоровиче Церковь процветала. Его отец, сам большой боярин из рода Романовых, под именем Филарета полтора десятилетия занимал патриаршую кафедру. Он очень многое сделал для восстановления разрушенных Смутою храмов, ублаготворения разоренных монастырей, вывода всего церковного тела из состояния хаоса.

Алексей Михайлович одной рукою укрощал Патриарха Никона, а другой нескудно жертвовал на нужды Церкви. С детства и до самой смерти он вел себя как в высшей степени благочестивый человек.

Императрица Елизавета Петровна, набожная женщина, из христианских побуждений отказалась от смертной казни. Она, что называется, «ослабила гайки», до предела закрученные ее отцом и Анной Иоанновной. Церковь вздохнула чуть свободнее...

При Николае I из церковного управления был вычищен масонский дух, так много испортивший во второй половине XVIII - начале XIX столетия. Тогда же правительство позволило монастырям приобретать большие участки ненаселенной земли. Николай Павлович - первый русский монарх после Петра I, в царствование которого возобновился устойчивый рост монашества.

Александр I (1801 1825)

Николай I (1825 1855)

Николай II (1868–1918)

Церковное возрождение

В годы правления императора Александра III началось настоящее возрождение Православия. Все тринадцать лет своего царствования он покровительствовал Церкви и сделал для ее блага исключительно много. Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) высказался о религиозном чувстве Александровской поры с большой теплотой: «Это что-то новое, новое веяние, какое-то возрождение русского духа, религиозного духа. Надолго ли, не знаю... Чувствовалось, что это новое веяние - нового царствования...»

Обнищавшее донельзя православное духовенство получило от правительства вспомоществование, несколько поправившее его дела. Одна за другой выходили «народные книжки», разъяснявшие простым людям христианский этический идеал. Архиереи начали обсуждать церковные проблемы на «окружных соборах». А соборов, надо отметить, не случалось с времен Петра I... Церковь, тяжело переживавшая эпоху нигилизма, воинствующего атеизма, которые бушевали у нас в 60-х и 70-х годах XIX века, наконец-то ощутила сочувствие власти на своей стороне, готовность власти помочь, защитить.

При том же Александре III велось обширное церковнвое строительство. На него щедро выделяла средства казна.

В какой-то степени православное возрождение продолжалось и при следующем монархе - Николае II. Правда, это глубинное движение наталкивалось и на мощное противодействие революционных сил, и на буйный оккультизм интеллигенции, и даже на то, что в самóм царствующем доме, среди близких родственников императора, стало модным заигрывать с восточной эзотерикой. Но все же оно не остановилось, и если при Александре III в судьбе Церкви наступил март, началось таяние снегов, пошел ледоход, то последнее царствование - апрель для русского Православия, солнышко пригревало, трава полезла из отмерзающей земли...

Жаль, мая не дал Бог.

При Николае II появилось около 300 новых монастырей.

Церковь подступилась к императору с ходатайством о возобновлении патриаршества. Николай II отнесся к этому положительно и позволил открыть «Предсоборное совещание». Ему вменялось в обязанность подготовить большой Поместный собор Русской церкви, где вопрос о возвращении патриаршества решился бы окончательно. Работа предсоборного органа дважды прерывалась, и, в конце концов, накрепко «заперла» ее Первая мировая война. Лишь после свержения Николая II с престола, в 1917-м, Поместный собор все-таки начал свои труды и, среди прочего, восстановил древний патриарший сан. Положа руку на сердце, разве произошло бы это без громадной подготовительной работы, которая совершалась по воле императора?

В начале XVIII века установилась норма: если Церковь считала кого-либо достойным канонизации, то окончательное решение принимал Синод, а утверждал его император. И за всё столетие только две персоны удостоились причисления к лику святых... Николай II унаследовал трон в 1894 году. На протяжении почти целого века - до начала его правления - Церковь смогла провести канонизацию еще трижды.

А за двадцать лет царствования этого благожелательного к Православию государя появилось семь новых святых!

Среди них есть личности, о святости которых говорили очень давно, однако «административная проблема» до крайности затрудняла канонизацию. Так, например, в 1908 году восстановилось древнее почитание святой Анны Кашинской, супруги святого Михаила Тверского, пострадавшего за свой народ в Орде. В 1913 году был канонизирован Патриарх Гермоген, принявший от польских захватчиков и русских изменников мучения за веру.

Порой, при сомнениях и колебаниях Синода, воля монарха ускоряла, а то и прямо решала дело. В 1903 году удостоился прославления великий чудотворец Серафим Саровский. Государь проявил горячее желание завершить долгий процесс его канонизации положительно. Более того, он лично присутствовал на церковных торжествах, связанных с причислением Серафима Саровского к лику святых. В дневнике императора сохранилась памятная запись о тех днях: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной».

С большим почтением относился Николай II к знаменитому духовному пастырю Иоанну Кронштадтскому, канонизированному позднее, в 1990 году. Памятником этому почтительному чувству стали слова царя, прозвучавшие вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник...»

А сам святой Иоанн за несколько лет до смерти сказал о Николае II: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжёлый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду». Пророческие слова. Последнему государю российскому еще предстояло принять вместе с семьей горчайший крест; Николай II нес его достойно, как добрый христианин, вплоть до последнего срока...

Слишком краткой была золотая пора Русской Церкви. Она подготовила фундаментальный поворот к восстановлению веры в правах главной составляющей всей духовной жизни народа. У монархии и Церкви появилась перспектива доброго соработничества, как это было в допетровскую эпоху. Но... ресурсов для такого поворота оказалось заготовлено недостаточно. Требовалось переломить страшное духовное закоснение нашего образованного класса, обернуть вспять безбожие, постепенно распространяющееся вниз, в народную толщу, и сделать это в условиях двух гибельно тяжелых войн. И у нашей Церкви, у русского Православия, едва-едва начавших оживать от казенного окостенения при двух последних государях, просто не хватило сил. Если бы не Первая мировая, возможно, хватило бы.

Во всяком случае, между Романовыми и Церковью на закате времени, отпущенного династии, возникли принципиально новые отношения. Идеал христианского государя начал возвращаться в политическую реальность. Между монархией и духовенством открылся доброжелательный диалог. Правящие особы повернулись к Православию и показали свою преданность ему.

Остается лишь сожалеть, что этот христианский ренессанс в России был убит чудовищем революции. И... надеяться, что ныне, после семидесятилетней паузы, он все-таки набрал ход и более не остановится.

Россия при первых Романовых Первым русским царем новой династии стада Михаил Федорович Романов (1613-1645). К моменту начала правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Вступая на престол, Михаил произнес торжественную клятву, в которой обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1619 г. патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 г. Филарет являлся фактическим правителем России. После смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676). Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление монаршей власти и ослабление роли сословно-представительных органов в государственной жизни. Обещание Михаила Федоровича править в согласии с Земским собором и Боярской думой не было случайным: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти царь вынужден был искать опору. Такой опорой стал в первую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Михаила Федоровича особенностью Земских соборов был значительный рост представительства низших сословий. Причем избранные на Собор депутаты получали от своих избирателей «наказы» и должны были отстаивать их перед царем. Однако по мере укрепления царской власти и стабилизации обстановки в стране Земские соборы стали собираться все реже. После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти идеи не отвечали интересам самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения путей развития страны. Последний Земский собор, на котором были широко представлены различные слои российского общества, был созван в 1653 г. Он принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева. В дальнейшем главной опорой самодержавной власти стали бюрократия и армия. Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем - так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение (до ста человек). Причем в Думу входила теперь не только родовая аристократия, но и представители незнатных родов. Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы - войны и мира, утверждения законопроектов, введения новых налогов, решения спорных вопросов и т. д. Руководил ее работой царь либо назначенный им боярин. Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц - «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления. Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России их насчитывалось около ста. Вопросами внешней политики (в том числе освобождения военнопленных за выкуп) ведал Посольский приказ. Дворцовым хозяйством и имуществом царя занимался приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный приказ распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Ямской приказ отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел. Едва ли не центральное место занимал Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных. При Алексее Михайловиче существовал также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи. Однако численный рост приказов негативно отражался на системе управления в целом, запутывал обязанности служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребления служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный и Земский приказы. Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Целый ряд приказов отвечал за контроль над местным управлением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения. В XVII веке главной административной единицей оставался уезд. К концу века их насчитывалось более 250. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь назначал воевод. Они не только возглавляли местные военные отряды, но и обладали высшей административной и судебной властью: отвечали за сбор налогов, выполнение населением повинностей, вершили суд. Для преодоления последствий Смуты необходимо было принять множество новых законов. Как и прежде, их проекты готовились по поручению царя приближенными к нему лицами и обретали силу после согласия Боярской думы и царя. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор. Появление в первой половине века новых законов, применявшихся наряду с законами более раннего времени, потребовали их упорядочения, сведения в единый документ - свод законов. Составление такого свода было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Соборного уложения (принятого Земским собором в 1649 г.) использовались не только российские законы, но и зарубежные. В разработке свода законов участвовал и сам молодой царь Алексей. Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые в закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое предусматривалось суровое наказание. Уложение утвердило полное право землевладельца на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов. Таким образом, в течение XVII века нарастали тенденции усиления самодержавной власти царя, опиравшегося теперь не на сословное представительство, а на бюрократический аппарат и армию; произошло окончательное утверждение крепостничества; значительно возросли права и привилегии дворянства - социальной опоры царского самодержавия.

  • 13. Альтернативы реформирования страны
  • 14.Кризис власти конца 16в,:предпосылки,.Сущность
  • 15.Причины «великой смуты» начала 19в.Итоги и уроки Смутного времени
  • 16.Альтернативы и особенности организации политической власти при Романовых
  • 17.Крепостное право на Руси: причины,границы, последствия
  • 18.Причины соц конфликтов в 17в
  • 19. Исторические предпосылки российской модернизации 18в
  • 21.Предпосылки и особенности российского абсолютизма
  • 23.Политика «просвещенного абсолютизма»:..
  • 24.Альтернативы развития страны в начале 19в. Реформаторский поиск..
  • 25. Кризис феодально-крепостнической системы. Консервативная модернизация Ник1
  • 26.Предпосылки общественных движений в России в нач 19в.
  • 27.Движение и восстание декабристов
  • 28.Идейные течения в обществ движения 30-50гг 19в:а).. Б) ..В)…
  • 29.Объективные и субъективные предпосылки реформ 1860-1870гг
  • 30. Буржуазные черты реформ и их соц..
  • 33.Социально-экономич развитие России на рубеже 19-20в
  • 34. Революционный кризис в начале хх в. Вылился в революцию.
  • 35 Реформы Столыпина
  • 36. Мировой политический кризис 1914 г.. Россия в первой мировой войне
  • 40 .Альтернативы полит развития России после февраля..
  • 42. Основные этапы формирования большевистского режима
  • 37. Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности в начале 20 века. Монархические, либеральные, социалистические партии: генезис, программы, тактика.
  • 38. Причины и предпосылки революции февраля 1917г. : экономические, политические, социальные
  • 39.Февральская революция. Цели, силы, хронология событий, итоги.
  • 43.Гражданская война: белая и красная альтернативы
  • 44.Внешняя политика большевиков в конце 1917-начале 1918г.
  • 45.Политика военного коммунизма
  • 46-48. Предпосылки перехода к нэп
  • 50.Индустриализация в ссср
  • 51.Цели политики коллективизации сх и ее осеществление
  • 52 Индустриализация и коллективизация в ссср. Их социально-экономические результаты и последствия.
  • 53.Объекнивн и субъективн предпосылки формирования авторитарн полит режима в ссср
  • 54.Разработка и Содержание курса на осущ «культурной революции» в ссср
  • 55.Международн полит кризис конца 1930гг
  • 56.Начало германской агрессии и причины неудач кр армии
  • 57 «Московский поворот «и крах германской стратегии «молниеносной войны»
  • 58. Коренной перелом в ходе войны. Освободительный поход Красной Армии в Европу: дискуссионные проблемы и исторические реалии.
  • 59.Победоносное окончание войны. Итоги и уроки Второй Мировой Войны.
  • 60. Изменение в международной обстановке после окончания Второй Мировой Войны. Новое месте ссср в мире.
  • 61. Состояние сов экономики после войны
  • 63. Итоги и уроки полит развития ссср в первые послевоенные годы
  • 64. Неизбежность реформирования сталинской системы
  • 65Курс на «развертывание строительство коммунизма»
  • 66. Курс на «развернутое строительство коммунизма» и «поздние реформы Хрущева».
  • 68 Эволюция политичесой системы ссср в 1964-1984 г.
  • 69. Предпосылки и сущность экономических реформ1965 г
  • 70Социально-экономическоеразвитиев1965-1984гг.
  • 72.Стратегия «ускорения социально-экономического развития» и ее правил.
  • 73.Политическая реформа 1988 г.: замысел м результаты.
  • 74. «Новое полит мышление»
  • 75.Формирование либеральной полит системы России
  • 16.Альтернативы и особенности организации политической власти при Романовых

    После смерти Ивана Грозного - Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы. Романовы смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их. Произошли такие важные события, как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России. Благодаря усилиям Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Изменилась роль Земских соборов. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. Романовы отстояли независимость страны. со Швецией был заключён Столбовский мир (Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря).Романовы покончили с преступностью в стране, применив самые жестокие меры. Романовы наполнили государственную казну:

    17.Крепостное право на Руси: причины,границы, последствия

    Закрепощение крестьян: причины

    Два взгляда на причины:

    1) закон в конце XVI века, а именно от 1592 года, об окончательном запрете крестьянского перехода от одного землевладельца к другому; 2) опираясь на отсутствие среди сохранившихся официальных документов подобного указа, рассматривает крепостничество как поэтапный и растянутый во времени процесс утраты прежде свободными людьми гражданских и имущественных прав.

    Последствия:

    Подъем производительных сил. Восстания холопов. Не устойчивое с/х, тормоз социально-экономических отношений, развития армии, и военно-техническая отсталость страны.

    18.Причины соц конфликтов в 17в

    Становление этакратической системы

    Окончание смуты

    Интервенция

    - «тягло» (налог)

    Бедность

    19. Исторические предпосылки российской модернизации 18в

    Начавшийся в Западной Европе процесс разрушения основ традиционного, средневекового, феодального общества получил название Модернизации. Модернизация (от франц. modern – новейший, современный) – это обновление социально-экономических, политических, религиозно-нравственных, культурных основ общественной жизни. Она означает качественный сдвиг в развитии человечества, переход к цивилизации нового типа, способной к динамичному развитию.

    Революционные изменения в общественной жизни в XVIII столетии были связаны с буржуазными революциями в Англии, Франции, Северной Америке. Они имели всемирно-историческое значение, способствовали разрушению феодальных порядков, ликвидации отношений личной зависимости, включению населения в политические процессы, демократизации, формированию основ гражданского общества и правового государства. В Новое время усиливается неравномерность экономического и политического развития стран. В то время как в передовых странах Европы развивался капитализм, в других господствовали феодальные отношения, а капиталистический уклад только начинал складываться. К числу таких стран относилась и Россия в конце XVII века. Идейной основой модернизации в Новое время стала идеология Просвещения. Выдающиеся философы XVII-XVIII веков Т. Гоббс, Д. Локк, С. Пуфендорф, французские просветители Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Д. Дидро имели различные взгляды, но их объединяла вера в могущество человеческого разума, в преобразующую силу науки. Они бичевали реакцию, мракобесие, предрассудки, деспотизм. Феодальный порядок они объявили неразумным, а причину социального зла видели в невежестве. Просветители поставили вопрос о замене «неразумного» порядка «разумным», отвечающим «естественным правам» человека. Главным методом преобразований они считали развитие просвещения. Их девизами были «Дерзай мыслить!», «Знание – сила», «Наука и прогресс». Они разработали теорию разделения властей, правового государства, созданного людьми на основе общественного договора, просвещенной монархии. В современной отечественной историографии преобладает точка зрения, согласно которой Россия вступает в Новое время с XVIII века. Наряду с понятием «календарного» XVIII века сейчас используется и понятие «долгого» XVIII века как целостной исторической эпохи, начатой реформами Петра I и завершившейся царствованием Александра I и восстанием декабристов. Разные точки зрения существуют и относительно хронологических рамок «просвещенного абсолютизма» в России. Одни историки связывают политику «просвещенного абсолютизма» лишь с правлением Екатерины II (1762-1796), другие делят время «просвещенного абсолютизма» на три периода в рамках «долгого XVIII века»: первый период – начальный – правление Петра I (1696-1725); второй период – период расцвета – время царствования Екатерины II (1762-1796); третий период – годы правления Александра I (1801-1825). Просвещенный абсолютизм в его идеальном виде, как его представляли философы и политики, ни в одной из стран мира реально не существовал. Черты просвещенного абсолютизма находили свое проявление лишь в той или иной форме и степени развития в ряде стран Европы.

    20/Реформы Петра^// "Реформы Петра" – этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. – всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства. В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

    Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. ^ Особенностью реформ первой четверти XVIII столетия явилось влияние условий военного времени на характер преобразований. Неудачи первых Азовских походов, тяжелейшее поражение русских войск под Нарвой показало, что без создания современной армии и боеспособного флота Россия не в состоянии соперничать с Европой и защищать свои национальные интересы. Решить эту задачу без глубокой перестройки всей системы управления, социальных реформ и мер по стимулированию промышленности было невозможно. Дворянское ополчение не выдерживало конкуренции с профессиональной армией Швеции. Не отвечало требованиям времени, и было политически неблагонадежным стрелецкое войско. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной жизни – от платья и алфавита до преобразования органов власти. На первый взгляд они носили хаотичный характер, но прослеживается их жесткая целенаправленность – создать в кратчайшие сроки эффективную мобилизационную систему, которая бы позволила сконцентрировать людские и материальные ресурсы для победы в Северной войне. «Война сообщила реформе нервозный, лихорадочный пульс, болезненно-ускоренный ход» - отмечал В.О. Ключевский. ^ Военная реформа была одной из первых в деятельности Петра. В 1699-1705 гг. начался переход к новой системе комплектования вооруженных сил через рекрутские наборы. С каждых 20 крестьянских и посадских дворов на пожизненную службу рекрутировался один человек. С 1700-1725 гг. было произведено 53 набора. В стране, которая не имела ни одного боевого корабля, к 1725 г. был создан сильнейший в Европе военно-морской флот, насчитывающий 48 линейных кораблей и 800 галер. Содержание армии и строительство флота требовало больших затрат. Усилия государства были направлены на пополнение казны. Как организационным, так и фискальным идеям были подчинены реформы местного управления . В 1699-1700 гг. была проведена первая городской реформы . Города были подчинены созданной в Москве бурмистрской палате, а не воеводам и отделениям центральных приказов. Вводилось городское самоуправление, в городах были созданы земские избы. Органы самоуправления превращались, прежде всего, в ответственных сборщиков прямых и косвенных налогов. Позднее бурмистрская палата, переименованная в Ратушу, стала главным казначейством по городским сборам. Правительство, не затрагивая усилий, получило возможность гарантированно получать налоговые поступления от городов. ^ Первая губернская реформа 1708-1710 гг . также была продиктована военными интересами. Уезды были расписаны по вновь созданным 8 губерниям. Они представляли собой военные округа во главе с губернаторами, которые были наделены правами главнокомандующих войсками, расположенных на территории губерний и обладали всей полнотой административной и судебной власти. Губернаторы отвечали за сбор налогов, проведение рекрутских наборов, размещение и содержание полков, обеспечивали общественный порядок и выполнение государственных повинностей в виде строительства дорог, мобилизации населения на строительства флота, Петербурга, заготовку леса и т.п. Военные задачи определяли и характер сословных реформ. ^ Указ 1714 г. о единонаследии ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Два сословия феодалов – бояре и дворяне сливались в единый класс российского шляхетства или дворянства. Землевладелец имел право передать недвижимое имущество лишь одному из сыновей. Остальные дворянские сыновья были обязаны поступить на гражданскую или военную службу. Был введен строгий учет дворян и определены наказания за уклонение от службы. Достигнув 15-летнего возраста дворяне должны были являться на смотры, где определялось их дальнейшее служебное положение. Специальный указ обязывал дворян до 15 лет пройти обучение грамоте дома или в специальных школах. Так из дворян формировался профессиональный офицерский корпус. Служба дворян также была пожизненной. Техническое переоснащение армии требовало специальной подготовки офицеров. Поэтому стали создаваться соответствующие учебные заведения – Навигацкая, Артиллерийская. Инженерная, Медицинская школы, дворянские дети направлялись для обучения и за границу. Стремление увеличить сбор налогов привело к тому, что в 1720 году в податное сословие были записаны холопы. Они были отнесены к разряду помещичьих «подданных». На них была распространена рекрутская повинность. «Холопство» как особое юридическое сословие прекратило свое существование. В 1721 году по регламенту Главного магистрата стали юридически оформляться городские сословия . Городское население делилось на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Нерегулярными гражданами считались люди, не имеющие собственности и занятые по найму. Регулярные граждане избирали городовые магистраты, которыми руководил Главный магистрат. Создавались купеческие гильдии и цеховые организации ремесленников. Их задачей была разверстка государственного «тягла» - т.е. налогов и обязательных бесплатных служб и повинностей, лежащих на городском населении. Забота о бюджете была одной из главных задач государства. Специальные «прибыльщики» искали все новые и новые способы пополнения казны. Правительство Петра I обошлось без иностранных займов. Военные расходы росли, в первый период войны они достигли 70-80 % бюджета. С целью увеличения доходной части бюджета была предпринята налоговая реформа. В 1718 г. был издан указ о переписи всего податного мужского населения. С1722 года начались «ревизии» - проверки результатов переписи. Вместо подворного обложения была введена подушная подать . Единицей налогообложения стала мужская «душа». Это значительно увеличило доходы государства. Вместе с косвенными налогами доходы от подушной подати составили около 80 % доходной части бюджета. Налоговое бремя, возложенное на население, этим не исчерпывалось. Существовало еще около 70 видов местных налогов. Был также образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, ясачные люди Поволжья и Сибири. Все они кроме подушной подати вносили в казну 40-копеечный оброк. Таким образом, государство включило их в сферу феодальной эксплуатации. Все трудовое население было прикреплено к государственному или владельческому тяглу. В стране была введена паспортная система и ограничена свобода передвижений. Всякий, кто не имел паспорта, задерживался до выяснения личности воеводскими канцеляриями. Каждый крестьянин, уходивший на расстояние свыше 30 верст от дома, должен был в паспорте поставить отметку о сроке возвращения домой. Наряду с увеличением штрафов за сокрытие беглых крестьян, эти меры способствовали созданию системы общегосударственного надзора за населением. Современные историки характеризуют государство Петра I как полицейское. При этом термин «полиция» связывается не столько с репрессивным характером этой организации а, прежде всего, выделяется ее регулирующая и контролирующая роль. В первой четверти XVIII века была создана промышленная база для реформы армии и создания военно-морского флота. К концу царствования Петра I в России насчитывалось свыше двухсот мануфактур, из них 86 металлургических и 32 полотняных завода. Свободный рынок труда для развития промышленности отсутствовал. Проблему рабочей силы государство решало за счет приписных крестьян . К заводам «приписывались» государственные крестьяне, которые трудились, отрабатывая на них государственные налоги и повинности. В 1721 г . недворяне-мануфактуристы получили право покупать к предприятиям крепостных. В перспективе производство, которое базировалось на подневольном, дармовом труде не могло развиваться достаточно эффективно. Прорыв в экономике был осуществлен за счет усиления государственного регулирования. Большая часть мануфактур была казенной. Казна вводила государственную монополию на производство и продажу многих товаров, влияла на частный сектор через систему государственных заказов. Результатом петровских реформ в экономике стало создание в России основ государственного уклада в промышленности, крепостнического и милитаризованного. Лишь после 1719 года были предприняты первые шаги по передаче казенных предприятий в частные руки, расширены возможности для свободного предпринимательства. Армия была модернизирована ценой сокращения пределов личной свободы граждан и огосударствления экономики. Указы Петра I, Уставы Воинский и Морской предусматривали жесточайшие наказания за уклонение от службы, вводилась круговая порука населения общины или посада за беглого рекрута, рекруты клеймились, имущество дворян, укрывающихся от обязательной службы, конфисковывалось. Вместе с тем в организацию военной службы были заложены и стимулирующие моменты. На протяжении всего времени проведения реформы учреждались ордена и медали для отличившихся солдат и офицеров, вводилась новая государственная и военная символика, присваивались более высокие звания за совершенные подвиги, не дворяне могли получить за воинские заслуги потомственное дворянство. В кратчайший срок в России были созданы регулярная, национальная, профессиональная, обеспеченная всем необходимым армия и современный военно-морской флот, способные одерживать в XVIII столетии блистательные победы. Россия прочно утверждалась на Балтике и Черном море, стала мощной империей с ведущей ролью на мировой арене. Центральное место среди реформ Петра I занимают реформы государственного управления. В условиях Северной войны и начавшихся реформ старая традиционная приказная система не справлялась с оперативным управлением. После победы над шведами под Полтавой реформаторская деятельность Петра приобретает более целенаправленный характер. Главный инструмент преобразования общества Петр I видел в создании совершенного государственного аппарата, воплотившего в себе новейшие достижения науки и работавшего точно и бесперебойно, как хорошо отлаженные часы. В основу реорганизации государственного аппарата были положены достижениякамералистики – науки о государственном управлении, изучаемой в университетах Европы. В 1711 году Петром I был создан Правительстующий Сенат . В состав Сената вошли девять членов и Обер-секретарь из числа доверенных лиц царя. Сенат приобрел ключевое значение в управлении, стал постоянно действующим высшим исполнительным и судебным органом. В его ведении были губернии и коллегии, другие центральные учреждения. Он контролировал государственные доходы и расходы, наблюдал за развитием промышленности, торговли, просвещения. Решения его обжалованию не подлежали. Сенат имел и законосовещательные функции, мог выступать с законодательной инициативой о необходимости принятия того или иного акта. В его обязанности входило обнародование законов и указов. По незначительным частным вопросам он мог издавать указы от своего имени. Но все указы Сената утверждались царем, который контролировал Сенат. В процессе становления государственного аппарата Петр I придавал большое значение организации системы государственного надзора и контроля за его деятельностью с целью предотвращения злоупотреблений со стороны нарождающейся бюрократии. Была создана разветвленная сеть тайного надзора. В1711 г . был учреждён институт фискалов . Сенат назначал обер-фискала, который должен был изобличать злоупотребления в системе органов власти и управления. Фискалы учреждались при губернских правлениях, в провинциях и городах. Так, с помощью негласного, тайного надзора Сенат контролировал деятельность различных учреждений. Особое значение имело создание в 1721 г. Духовной коллегии - Синода , которое завершило церковную реформу в России. К центральным учреждениям относились также Преображенский приказ и тайная канцелярия – органы, которые ведали политическими преступлениями, выявляли оппозиционные элементы и вели борьбу с беспорядками – восстаниями крестьян и городских низов. К концу царствования Петра I существовало, таким образом, 12 коллегий. Государственный аппарат стал менее громоздким, более простым и гибким орудием в руках власти. Деятельность коллегий была унифицирована. В основу работы коллегий были положены регламенты – документы, в которых четко определялись функции каждой из них, обязанности чиновников, режим работы, порядок делопроизводства. Существовала целая иерархия регламентов, а унификация их деятельности осуществлялась через Генеральный регламент, определивший общие для всех коллегий принципы работы. Все коллегии состояли из общего собрания членов коллегии – присутствия. Решения принимались коллегиально, голосованием. Была реформирована система местного управления. В ^ 1718 г . по шведскому образцу от земских изб управление переходило к магистратам, выбираемым первостатейными гражданами. Магистраты «раскладывали» налоги и собирали их, заботились о благоустройстве городов, судили горожан. Города были подчинены Главному магистрату. В результате последующих реформ была создана трехзвенная система управления: губерния – провинция – уезд. Таким образом, к 1722 году новое здание российской государственности обрело четкие контуры. Рационализация управления была связана с возникновением нового сословия – профессиональных чиновников (бюрократии). Бюрократия – явление закономерное, без нее управление невозможно. Официальным днем рождения российской бюрократии можно считать 24 января 1724 года , когда окончательно была утверждена «Табель о рангах ». Это был закон о порядке государственной службы, который закрепил отделение военной службы от гражданской и придворной, ввел иерархию чинов внутри каждой из них, установил правила служебного роста. В качестве основного чиновного деления был положен принцип служебной годности, а не знатности рода. Происходила демократизация правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя. Среди преобразований Петра I особое место занимает церковная реформа. В 1700 году умер патриарх Андриан. Новые выборы патриарха проведены не были. Временно исполняющим его обязанности стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Основная масса духовенства не поддерживала царя-реформатора. Петр принял решение об отмене патриаршества. Во главе церкви было поставлено государственное учреждение Святейший Правительствующий Синод . Синод действовал на правах коллегии, таким образом, он был подчинен монарху, который становился фактически главой церкви. Создание Синода, подчинившего церковь государству, было направлено против автономии церкви. Важнейшее идеологическое учреждение – церковь стала конторой, обслуживающей государство, которое использовало церковь в своих целях. Специальным указом подданным было вменено в обязанность ежегодно являться в церковь для исповеди. Священники должны были доносить властям в случае, если в словах исповедуемого можно было заподозрить антигосударственные замыслы. Церковная реформа укрепляла самодержавие, убирая последние противовесы ему. Результатом реформ Петра I были серьезные изменения в характере российской государственности. В России завершился переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. Для абсолютизма характерны следующие черты: 1) Максимальное сосредоточение власти – законодательной, исполнительной и судебной в руках одного человека – монарха; 2) Наличие разветвленного профессионального бюрократического аппарата управления, способного эффективно проводить в жизнь волю монарха; 3) Наличие постоянной регулярной армии и полиции, которые содержатся государством и служат ему; 4) Унификация налоговой системы, увеличение государственных доходов и право монарха распоряжаться ими; 5) Централизация, унификация и регламентация государственного, местного управления и территориального деления; 6) Регламентация всех видов службы и состояния сословий, вмешательство государства в жизнь подданных; 7) Подчинение церкви государству. Особенностью власти петровского времени был её патерналистский характер. Патернализм (от лат. pater – отец) – система отношений между людьми и государственной властью и ее подданными, построенная на принципе отождествления этой власти с властью отца над находящимися на его попечении детьми. В 1721 году Сенат присвоил Петру I титулы «Отец Отечества», «Великий», «Император». Этим подчеркивалось, что власть царя подобна власти справедливого и строгого отца, наставляющего на путь истинный своих подданных, не разумеющих, в чем состоит их благо. Во имя всеобщей пользы царь имеет право прибегать к принуждению и насилию. Насилие рассматривалось как универсальное и оправданное средство достижения государственных целей. В ответ на заботу и попечительство от подданных требовались преданность и послушание. Но патерналистский и полицейский характер государства жестко регламентировал жизнь людей, сковывал проявления их инициативы и предприимчивости. Становление абсолютной монархии в России имело свои отличия в сравнении с Западной Европой. Абсолютизм в Европе складывался в условиях обострения отношений между буржуазией и феодалами, его социальной опорой являлись города и средние слои населения. Эти процессы были связаны с отменой личной зависимости и проходили в условиях более развитого гражданского общества, устойчивых и сложившихся форм самоуправления и сословного представительства. В России концентрация власти была вызвана противоречиями внутри класса феодалов, а также между феодалами и другими слоями населения. Важным фактором, способствующим переходу к абсолютизму, явились и внешнеполитические задачи государства. Абсолютизм в России имел крепостническую основу. В ходе реформ крепостное право не только сохранилось, оно распространилось вширь и упрочилось. В 1721 году закончилась Северная война. В финском городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. За Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги. В состав России вошли новые территории – Эстляндия, Лифляндия. В Петербурге по случаю победы целый месяц проходили торжества. Россия была провозглашена империей. Россия вошла в число мировых держав. Значительные нововведения были в культурной сфере . Упрощение алфавита, переход к европейской системе написаний цифр способствовали широкому развитию книгопечатания, появлению учебной и переводной литературы, издаваемой массовыми тиражами. Создание светских школ, Академии наук способствовало распространению просветительских идей. Но политика Петра I в области культуры содержала в себе противоречия. Ее результатом стал социокультурный раскол общества. Просвещение затронуло лишь тонкий слой российского общества. Основная масса населения оставалась безграмотной, патриархальной, слабо ощущала на себе новые веяния. ^ Таким образом , модернизация в начале XVIII века носила противоречивый и поверхностный характер. Реформы, проводимые при слабости едва зарождавшихся буржуазных отношений в условиях феодализма, привели к укреплению самодержавия и деспотизма власти. Пространство свободы сузилось, а крепостное право расширилось и упрочилось. Усилились начала военно-бюрократической системы управления, порождающие отчуждение общества от власти.

    Партнеры
    © 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода