Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Переходящие закупки с на год. Банковские гарантии, займы, кредиты для участников госзакупок

  • On 30.09.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Газпромбанк, Гособоронзаказ, ЕИС, НМЦК, СМП, Спецсчет, ТЭК Торг, Электронные закупки, Электронный аукцион, ЭТП

В законах, регулирующих закупочную деятельность, с июля 2018 года появились новые положения. Однако многие из них заработали только , поскольку потребовалось время на подготовку инфраструктуры. Итак, что же нового.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже работают

Расширение списка ЭТП

Федеральных площадок теперь восемь. К шести прежним добавились две новые:

Кроме того, еще одна площадка - АСТ ГОЗ - подтвердила право проводить торги по гособоронзаказу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Полный список операторов ЭТП размещен в ЕИС.

Заявки обеспечиваются по-новому

Отобраны банки, которым доверили открывать и обслуживать спецсчета поставщиков . Речь о счетах, на которых поставщики будут размещать средства для . По новым правилам сумма обеспечения будет блокироваться не на ЭТП, а на специальном счете поставщика в одном из уполномоченных банков.

Чтобы механизм работал, должен установить взаимодействие со всеми площадками. Пока не все кредитные организации оказались к этому готовы. Минфином дал им время до 1 ноября и пригрозил исключить из списка уполномоченных те банки, которые не уложатся в отведенный срок.

Была надежда, что хранение денег на спецсчетах будет для поставщиков выгодно, поскольку на остаток будут начисляться проценты. Но не все так просто - банки устанавливают процент на свое усмотрение. По факту поставщикам предлагают мизерный процент (0,01 годовых) . А там, где проценты выше, за ведение счета просят абонентскую плату . Кроме того, за услугу блокирования и разблокирования денежных средств на спецсчете некоторые банки взимают плату.

Пока н апрашивается в ывод, что новая система со спецсчетами не слишком выгодна поставщикам, в особенности малому бизнесу. Но возможно, Минфин и Центробанк еще внесут в нее какие-то коррективы.

Новые правила в части обеспечения заявки применяются к процедурам, извещения о которых размещены в ЕИС после 1 октября. Более ранние торги проводятся по старым правилам.

Площадки устанавливают плату

В информационной ленте ЕИС на днях появились сообщения о том, что ЭТП начали устанавливать плату за свои услуги. Такое право им дает статья 24.1 закона 44-ФЗ. Предельные размеры платы, которую могут брать операторы, установлены в постановлении Правительства № 564. Это 1% от суммы контракта, но не более 5000 рублей без учета НДС , если проводится обычная закупка, и не более 2000 рублей , если проводится процедура для СМП и СОНО.

Плату берут только с победителя. Если он уклонится, второй участник платить не будет.

Сумма будет списываться со спецсчета. Но может быть и так, что такого счета у участника нет. Поставщик без спецсчета может участвовать в закупках стоимостью менее 1 млн рублей, в которых не установлено обеспечение заявки. В случае победы он должен перевести обеспечение заявки на счет ЭТП.

Контракты заключаются в ЕИС

Заключение контрактов заказчиками по результатам электронных процедур следует производиться в ЕИС. Правило действует для закупок, объявленных после 1 октября , которые проводятся любым из способов определения поставщика, кроме электронных аукционов. Для них старый порядок, то есть заключение контрактов на ЭТП, сохранится до 1 января 2019 года.

Новый порядок заключения контракта таков:

  1. Заказчик размещает проект в ЕИС (без своей подписи).
  2. Победитель либо подписывает его и публикует на ЭТП, либо размещает там же протокол разногласий (1 раз).
  3. Заказчик подписывает контракт и публикует его в ЕИС.

Разрешается не отклонять заявки с радиоэлектроникой из ЕАЭС

С 1 сентября вступили в силу поправки в постановление № 968 . Оно ограничивает допуск радиоэлектронной продукции на рынок закупок. Раньше не допускались товары из ЕАЭС, теперь это ограничение снято.

Таким образом, при закупке радиоэлектроники, входящей в перечень из этого постановления, заказчик должен отклонить иностранную продукцию, если есть минимум 2 предложения с товаром из России или иной страны ЕАЭС разных производителей.

Грядущие изменения в закупках по 44-ФЗ

Повышение НДС

Новость о повышении ставки НДС прямо сказывается на заказчиках, причем уже сейчас. Регулятор пояснил, что при расчете НМЦК контрактов на 2019 год нужно закладывать НДС 20% . Что касается контрактов, которые уже заключены и будут действовать в следующем году, то это проблема поставщиков. Заказчики не имеют права пойти ни на повышение стоимости контракта, ни на уменьшение объема товаров или услуг, которые подлежат поставке. Так что исполнителям придется оплачивать повышение НДС из собственного кармана.

Но есть контракты, цены в которых могут быть пересмотрены:

  • федеральные контракты с ценой 10 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • региональные контракты с ценой 1 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • муниципальные контракты с ценой 500 млн рублей и выше сроком от года.

Единый реестр участников закупок

Реестр участников должен заработать с 1 января 2019 года. Правила его ведения разработаны Правительством, но пока постановление проходит общественное обсуждение.

Регистрация в Реестре начнется с 1 декабря. Однако тем, кто аккредитован на нужных ЭТП и срок аккредитации не истекает, можно зарегистрироваться и позже - до конца 2019 года . При условии, что в документах не произошло никаких изменений.

Что нового в закупках по 223-ФЗ

Закупки у МСП - на федеральных ЭТП

Заказчики, которые уже внесли изменения в свои Положения о закупке в части торгов для малого бизнеса, должны с 1 октября их проводить строго в электронном виде. Для этого можно выбрать одну из 8-ми ЭТП, предназначенных для закупок по 44-ФЗ.

Внести соответствующие изменения в Положения нужно до конца года. С 1 января 2019 года все заказчики по 223-ФЗ должны проводить торги для МСП в электронном виде.

Унитарные предприятия снова работают по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы могут работать по 223-ФЗ уже с 1 октября. Но лишь те из них, кто успел до указанной даты утвердить и опубликовать в ЕИС Положение о закупке . Остальные продолжат работать по 44-ФЗ до конца года.

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:

1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 - 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 - 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам - в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

4. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .

Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

6. Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки - на специальный счет

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

12. Шаг аукциона не менее 100 рублей

13. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

Законодательство в сфере государственных закупок постоянно обновляется. И 2018 год не стал исключением. Уже с января в силу вступает ряд поправок в 44 закон и другие правовые акты, которые призваны сделать процессы распределения бюджетных средств, приобретения товаров и услуг более прозрачными. Прежде чем организовывать тендеры или участвовать в них в новом году необходимо внимательно изучить нововведения.

Изменения, вступающие в силу с 01 января

В декабре 2017 года состоялось финальное заседание Государственной думы, на котором были приняты поправки к действующему законодательству. Ряд из них начинает действовать уже с января. Затронуты многие этапы планирования и проведения закупочной процедуры.

Нововведения на стадии планирования закупок

Изменится форма плана закупок. Теперь заказчикам придется указывать объем финансирования по каждому отдельному КБК, а также соглашению о предоставлении субсидий. Для этого появятся отдельные строки. В конце необходимо подытожить все сведения и вывести общий объем финансового обеспечения, предусмотренный для ведения закупочной деятельности в текущем периоде, а также последующих годах, если такие приобретения стоят в планах.

Изменениям подвергнется и форма план-графика. Теперь при обосновании НМЦК придется указывать количество товаров и единицу измерения. Те же правила будут распространяться и на цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Новые правила оформления государственного задания

Согласно постановлению Правительства № 1101 от 13.09.2017 начиная с января 2018 года, в государственном задании допустимые отклонения качества или количества госуслуг будут указываться не только в процентах, но и в абсолютных величинах. При этом видоизменилась форма самого задания, а также отчета о его исполнении.

Изменяется и точная формула расчета финансового обеспечения, предназначенного для реализации государственного задания. Объем финансирования, предназначенный для конкретного задания, может быть увеличен в течение срока его исполнения, при условии корректировок законодательства. Это же касается ситуации с отменой ранее действовавших налоговых льгот.

Новые правила составления технического задания при закупке лекарств

С начала 2018 года все заказчики, закупающие медикаментозные средства, должны будут руководствоваться нормами, установленными в постановлении Правительства № 13810 от 15.11. 2017 г. В документе прописаны четкие требования к описанию препаративной формы, дозировки, упаковки, а также остаточного срока годности медикаментов.

Теперь заказчик должен будет прописывать в техническом задании несколько аналогичных лекарственных форм. Потребуется предложить и различные варианты дозировок. Запрещено указывать конкретное требование о единице измерения дозировки, если существует несколько вариантов. Например, если дозировка прописана в процентах, участник вполне может предложить медикамент с концентрацией действующего вещества в мг/мл.

Остаточный срок годности препаратов должен указываться не в процентах, а в конкретных единицах времени. В техническом задании запрещается прописывать количество таблеток или ампул во вторичной таре, а также форму первичной упаковки. Нельзя предъявлять требования к продолжительности действия препарата и иным фармакокинетическим показателям.

Обновленные требования к банковским гарантиям

Изменения 44-ФЗ коснулись и банков, которые имеют право выдавать гарантии. До этого действовали нормы, установленные Налоговым Кодексом России. Теперь же заказчикам разрешено принимать гарантии, выданные только теми банками, которые отвечают требованиям Правительства. На данный момент полный перечень таких требований до конца не сформирован. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о переносе вступления в силу этих поправок на 1 июня 2018 года.

После того, как перечень банков будет определен, его разместят в открытом доступе. Каждый поставщик и заказчик сможет ознакомиться с ним на официальном сайте Министерства Финансов.

Нововведения, касающиеся каталога товаров

С начала января вступают в силу требования о дополнении каталога товаров и услуг, размещенного в ЕИС. Теперь в нем должна содержаться следующая информация:

  1. Дата включения каждой позиции в каталог.
  2. Коды в соответствии с отечественными и международными классификациями.
  3. Информация о наличии типового контракта, который должен быть применен при закупке товара.
  4. Сведения о технических документах и регламентах стандартизации, применяемых к продукции.
  5. Дата окончания использования информации.

Кроме того, в каталог будет внесен ряд дополнительных сведений о товарах: характеристики, торговые наименования, места происхождения и так далее. При наличии подобного описания в каталоге заказчик обязан будет включить его в свое техническое задание.

Реестр единственных поставщиков и контрактов

С этого года в ЕИС должен появиться перечень единственных поставщиков товаров и услуг. Это прописано в постановлении Правительства за номером 442 от 13.04.2017 г. Реестр будет вестись только в электронном виде. Это позволит заказчикам быстро выбрать контрагента для заключения контракта из числа надежных стабильных компаний.

Ведением списка и своевременным обновлением в нем информации займется Федеральное Казначейство. Доступ к базе будет полностью бесплатным для любого человека.

Обновления коснутся и реестра контрактов. В него будут заноситься сведения обо всех субподрядчиках и соисполнителях, относящихся к СМП и принимавших участие в реализации государственных контрактов. В ЕИС должна будет появиться информация о местоположении и реквизитах таких фирм, а также исполненных ими контрактах.

Ужесточение контроля

С января 2018 года Федеральное казначейство приступит к тотальной проверке всей информации и документов, полученных от заказчиков. Особое внимание будет уделяться срокам реализации контрактов, качеству и количеству поставленных товаров или оказанных услуг, а также учету бюджетных обязательств.

Теперь в ЕИС не удастся разместить документы, содержащие выявленные неточности или ошибки. Пока это правило распространится только для закупок, проводимых с целью обеспечения федеральных нужд. Через год подобные нормы начнут действовать и для муниципальных заказчиков.

Изменения, которые начнут действовать с 01 июля 2018 года

Многое в системе госзакупок изменится и с середины года. В основном нововведения затронут сам процесс проведения тендерных процедур. Среди наиболее значимых обновлений можно выделить следующие:

  1. Заказчики смогут проводить запросы предложений и котировок, а также конкурсы в электронном виде. В этом году им будет только предоставлена такая возможность. С начала следующего года они будут обязаны проводить все закупки с использованием функционала ЕИС.
  2. Для участия в торгах можно будет использовать только квалифицированную цифровую подпись. Специалисты прогнозируют, что подобное новшество неблагоприятно отразится на ценах услуг удостоверяющих центров.
  3. Для участия в электронных процедурах поставщиком придется пройти регистрацию в ЕИС.
  4. Изменится и порядок внесения средств в качестве обеспечения заявки. Сегодня участник переводит деньги на счет электронной торговой площадки. С июля 2018 года для этих целей поставщику придется открыть специальный счет в банке, который будет установлен Правительством России. Не исключено, что для участия в закупках на разных торговых площадках придется заводить счета сразу в нескольких банках. Такое нововведение снимет часть нагрузки с операторов торговых площадок, но при этом увеличит срок зачисления денежных средств. Поэтому поставщикам придется заблаговременно беспокоиться о внесении денег на свой расчетный счет.
  5. Операторы электронных торговых площадок получат возможность взимать с участников государственных закупок плату. Не исключено, что в дальнейшем будет дано разрешение за взимание платы и с заказчиков за размещение закупки.

Вводимые нововведения призваны облегчить процесс проведения государственных закупок. Однако, пока механизм не будет полностью отлажен, возможны технические сбои и недопонимания между поставщиками, заказчиками и контролирующими органами. Поэтому всем сторонам необходимо внимательно отнестись ко всем новшествам и строго соблюдать нормы обновленного законодательства.

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений - рассказываем о них.

Сначала о том, к чему точно нужно готовиться участникам рынка закупок с 1 января 2018 года. С нового года снижаются пороговые значения годового объема выручки и величины активов, при которых заказчики по вправе или обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). «Мы снижаем для заказчиков порог по годовому объему выручки с 2 млрд рублей до 500 млн, стало быть, автоматически расширяется количество возможных участников», - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В число заказчиков включены также автономные учреждения - федеральные и субъектов Российской Федерации.

По данным Минфина, по результатам I полугодия 2017 года доля закупок госкомпаний у субъектов МСП от общей стоимости заключенных договоров составила около 11,2%.

«Теоретически нововведение может увеличить объем закупок госкомпаний у МСП, но что помешает в таких случаях регистрировать новые малые предприятия и под них проводить коррупционные закупки? - комментирует руководитель тендерного отдела ГК «Бико» Екатерина Дементьева. - Мне кажется, что более действенным способом для расширения доступа МСП к тендерам по 223-ФЗ может стать введение исчерпывающего перечня документов и сведений, которые заказчик может требовать от участников».

С 1 января вводятся единые правила и особенности описания лекарственных препаратов и унификации процедуры их закупки по . Теперь в тендерной документации госзаказчики должны указывать лекарственную форму препарата, его дозировку и остаточный срок годности. Допускается также указание на путь введения лекарства, а для препаратов для использования в педиатрической практике - на возраст ребенка.

При этом запрещено указание определенных единиц измерения дозировки лекарственного препарата, если есть возможность конвертирования в другие единицы. Нельзя также указывать объём наполнения первичной упаковки и формы выпуска, вспомогательные вещества, фиксированный температурный режим хранения при наличии альтернативного, количество единиц препарата во вторичной упаковке, требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества самого препарата и другие характеристики, которые содержатся в инструкции по его применению и указывают на конкретного производителя.

«Использование перечисленных характеристик при описании объекта закупки всё же допускается, когда нет другой возможности описать лекарственный препарат, - поясняет тендерный эксперт ГК «Бико» Нина Кожурова. - В этом случае закупочная документация должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик. Стоит сказать, что мера довольно спорная. На мой взгляд, госзакупка лекарственных средств - не та сфера, где необходимо столь жёсткое регулирование. Например, есть лекарства, где дозировка того или иного вспомогательного вещества влияет на эффективность препарата».

Каталог и ныне там

А теперь об изменениях гипотетических. Будущее многострадального и долгожданного каталога товаров, работ и услуг (ТРУ), который будет функционировать в единой информационной системе госзакупок (ЕИС), пока кажется весьма туманным. Его создание предусмотрено 44-ФЗ. По мнению властей, каталог кардинально изменит работу всех участников рынка: значительно упростит контроль прозрачности и эффективности закупок, установит единый формат информации о проводимых тендерах, позволит рассчитать референтные цены на объекты закупок. Кроме того, посредством каталога планируют исключить необоснованные требования заказчиков: они не смогут сами описывать закупаемые товары, работы или услуги - необходимо будет выбирать из уже существующего списка.

Ввести каталог ТРУ в действие планировали 1 октября сего года. Но тут случился казус министерского уровня. В апреле глава правительства подписал постановление, по которому все полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития отошли Минфину. Последний сразу же принялся за доработку каталога. Однако изменения, которые запланировало ведомство, оказались слишком уж глобальными: Минфин предложил изменить правила формирования и использования каталога ТРУ, разработанные ранее Минэкономразвития. Министерство финансов решило формировать позиции каталога «при участии отраслевых федеральных органов исполнительной власти», а «в целях обеспечения интеграции каталога с иными государственными информационными системами изменить порядок формирования позиции каталога и ее кода». При этом ведомство заверило , что запустит каталог ТРУ в декабре.

«Во всей этой эпопее с каталогом совершенно непонятен конечный результат, - недоумевает тендерный специалист «Бико» Дарья Малахова. - Сроки по его вводу в эксплуатацию постоянно переносятся, процесс затянут. Ни поставщики, ни заказчики не понимают, к чему им готовиться. Вполне возможно, что с вводом каталога ТРУ возникнет стрессовый момент: может провалиться значительная часть закупок».

Обещать - не значит перевести

В марте этого года глава ФАС Игорь Артемьев высказывал надежду, что еще во время весенней сессии депутаты Госдумы примут поправки в 44-ФЗ, предусматривающие перевод всех госзакупок в электронный формат. Артемьев назвал данный законопроект «фундаментальным»: «Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено», - отмечал глава ведомства.

Однако надежды ФАС и игроков тендерного рынка не оправдались: законопроект не принят до сих пор, а само рассмотрение поправок затянулось на внушительные два года. Оправдаются ли большие надежды в 2018 или даже в 2019 году - неясно. В апреле этого года глава Федерального казначейства Роман Артюхин попросил президента РФ Владимира Путина перенести полный перевод госзакупок в электронный формат на 2019 год: не стоит, по его мнению, внедрять данный функционал «с колёс». Путин инициативу Артюхина поддержал и дал поручение правительству обеспечить принятие Госдумой РФ законопроекта с поправками к 44-ФЗ, которые предусматривают: с 1 июля 2018 года - право госзаказчиков на проведение процедур определения поставщиков в электронной форме, а с 1 января 2019 года - обязанность заказчиков проводить гостендеры в электронном формате. Правительство не обеспечило, Госдума не приняла, успеют ли сделать всё это до конца года - маловероятно.

В I полугодии 2017 года самым распространенным конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, доля извещений которого составила 54,74 %. Объем размещенных извещений о проведении электронных аукционов составил 67,68 % от общего объема размещенных в ЕИС извещений.

«Электронизация тендеров очень нужна и важна, - комментирует эксперт Нина Кожурова. - Перевод закупок в электронный формат должен сделать их максимально прозрачными. На мой взгляд, электронизация позволит расширить доступ к тендерам поставщикам. Кроме того, электронный формат торгов исключит возможность привлечения к закупкам «своих» поставщиков. Анонимность заявок, которую планируют предусмотреть при электронизации, поможет свести к минимуму коррупцию. Надеюсь, что в 2018 году всё-таки начнут переводиться в электронную форму такие способы закупок, как запрос котировок, запрос предложений и конкурсы».

Кстати, электронизация закупок невозможна без введения в эксплуатацию того же каталога ТРУ и адекватного функционирования ЕИС. Со вторым, как и с первым, тоже пока больше вопросов.

Жалобы от участников тендерного рынка на ЕИС, которая создана на базе сайта госзакупок, давно стали делом привычным: «Система часто падает, что затягивает сроки размещения извещений и подведения результатов. Есть опасение, что часть заявок участников закупок по причине возможных технических сбоев со стороны ЕИС не будет подана, - констатирует Дарья Малахова.

Стандартный подход

Что касается изменений, которые может претерпеть в 2018 году 223-ФЗ, то они участникам тендеров давно известны: не один год обсуждаются, не единожды писались и вносились на рассмотрение Госдумы поправки, которые пока так и не были приняты.

Как известно, закон «О закупках отдельных видов юридических лиц» носит рамочный характер - заказчику предоставлено огромное поле для маневров, чем те, собственно, и пользуются. Например, в 223-ФЗ не прописаны четкие требования к способам закупок.

На сегодняшний день заказчиками применяется уже 4788 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

«Указанные проблемы могут быть урегулированы посредством установления исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами», - полагает Минфин.

Законодатели предлагают оставить в основе следующие способы закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для всех них будут регламентированы минимальные сроки подачи заявок на участие.

«Нужно обязательно на законодательном уровне закрепить ограниченный перечень способов закупок, - уверена Екатерина Дементьева. - Сами заказчики не должны их изобретать, как происходит сейчас. Нужно обязательно сформировать перечень, а госкомпании уже будут выбирать из него подходящие способы, прописывать их в своих положениях о закупках. Надеюсь, что в 2018 году данная поправка к закону будет принята».

Еще одна головная боль поставщиков, которые принимают участие в тендерах по 223-ФЗ, - огромное количество электронных торговых площадок (ЭТП).

По состоянию на 1 июля 2017 года, с ЕИС интегрирована 181 ЭТП для проведения тендеров по 223-ФЗ.

«Сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом, - констатирует Минфин. - Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы также создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков».

Министерство вполне логично предлагает значительно сократить количество ЭТП и установить к ним единые исчерпывающие требования.

«Ограничение числа ЭТП необходимо, прежде всего, для субъектов МСП, - считает Нина Кожурова. - На большинстве площадок - свои тарифы, многие требуют конкретную электронную подпись (ЭП). Если сузить количество ЭТП, то, соответственно, меньше станут затраты поставщиков на тарифы и оформление ЭП, участие в закупках госкомпаний станет более доступным».

В 2018-м могут быть приняты поправки, которые предусматривают дополнение процедуры торгов по усмотрению заказчика. Так, предлагается прописать в 223-ФЗ следующие этапы:

    предварительный этап с проведение конкурентных переговоров;

    предварительный квалификационный отбор (сейчас его довольно активно используют госкомпании «Роснефть» и «Газпром»);

    переторжка по расширенной модели, когда можно улучшить не только цену, но и условия исполнения контракта;

    альтернативные предложения (если прописаны заказчиком в тендерной документации);

    преддоговорные переговоры (после объявления победителя).

Все перечисленные дополнительные элементы можно будет сочетать в рамках одной процедуры. То есть заказчик сможет «собирать» закупку, как из деталей конструктора.

«Большая часть поправок, которые предлагается внести в 223-ФЗ, направлена на унификацию закупок, - поясняет руководитель тендерного отдела «Бико» Екатерина Дементьева. - Однако такие тендеры-конструкторы - это возможность собирать усложненную для участников закупку. Подобная модель конструктора оправдана, когда речь идет о крупных контрактах. Но абсолютно не применима для мелких, где она станет лишь инструментом для ограничения конкуренции. В таком случае все идеи по унификации и расширению доступа для МСП сойдут на нет».

Итак, самые ожидаемые и давно назревшие нововведения в сфере тендеров известны не первый год и кочуют по созывам и чтениям в Думе. При этом первоначальные поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже неоднократно перекраивались и дорабатывались. Стоит ли ждать глобальных новшеств в 2018 году, остаётся под большим тендерным вопросом.

В статье.

Анастасия Муталенко: Идеальных законов не бывает
17.05.2016

О неидеальных законах, работе активистов, «серых» схемах - в интервью руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасии Муталенко пресс-службе ГК BiCo.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года предусматривают новый порядок обеспечения заявок и новую форму проведения конкурентных процедур. Есть и другие важные нововведения. Рассмотрим эти изменения, внесенные в ФЗ 44.

Читайте в статье:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года вводят Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ, а также постановление Правительства от 12.04.2018 № 439.

Изменение 44-ФЗ в части обеспечения заявок

С 1 июля 2018 года будут устанавливать обеспечение заявки, когда начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в рамках конкурса или аукциона составляет более 1 миллиона рублей.

Заказчик также потребует обеспечение заявки и в других двух случаях:

  • при закупке запросом предложений, если не состоялся повторный конкурс;
  • при электронном запросе предложений, если не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и аукцион (все в электронной форме).

Требование об обеспечении заявки является обязательным для всех участников. Но только не в части казенных учреждений.

Размер обеспечения состоит из двух диапазонов:

  • с 0,5 % до 1 %, когда НМЦК составляет от 5 млн руб. до 20 млн руб.;
  • с 0,5 % до 5 %, когда НМЦК составляет более 20 млн руб.

Для ряда категорий участников действуют специальные условия. К ним относятся организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы. Размер обеспечения для них снижен. Он составляет не более 2 % от НМЦК. Но при этом одновременно должны выполняться три условия:

  • НМЦК составляет не более 20 млн руб.
  • в закупке установлены преимущества для этих категорий участников;
  • у участника есть льготный статус.




Также отметим, что из 44-ФЗ исключили льготные условия обеспечения для СОНО и СМП.

Обеспечение заявки участник вправе представить либо в виде денежных средств либо в виде банковской гарантии. При проведении конкурса в бумажной форме у участника есть выбор из этих двух видов. При электронном конкурсе возможно обеспечение заявки только денежными средствами. В документации нужно закрепить право выбора участником способа обеспечения.

Обратите внимание, что при проведении электронного конкурса или электронного аукциона участник не вправе применять для обеспечения банковскую гарантию до 30.06.2019 года.

Изменение Закона 44-ФЗ: новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года новые электронные процедуры заказчики будут проводить в добровольном порядке. С 1 января 2019 года они станут обязательными.

Изменения в законе 44-ФЗ предусматривают, что электронные процедуры теперь могут быть в виде:

  • аукциона;
  • конкурса;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок.

Местом проведения электронных процедур являются электронные торговые площадки. Для допуска участнику необходима аккредитация. Процедура имеет сходство с нынешней процедурой допуска на электронные аукционы. Потенциальный участник предоставляет оператору все необходимые документы, в электронной форме. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью.

Отметим, что с 1 июля 2018 года для того, чтобы принять участие в госзакупках необходимо иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Ей можно подписывать любые электронные документы. Квалифицированная электронная подпись от компании БухСофт принимается на 108 торговых площадках.

С 2019 года регистрация будет проводиться в единой информационной системе. Она будет бесплатной и разовой. Участникам больше не потребуется аккредитовываться на каждой торговой площадке отдельно.

В ЕИС создадут единый реестр участников закупок. Он представляет собой список всех зарегистрированных участников, которые участвовали, участвуют или хотели бы участвовать в госзакупках. Вести его будет Казначейство на сайте ЕИС с 01.01.2019 г.

Всех зарегистрированных в ЕИС участников автоматически внесут в этот реестр. Регистрация будет доступна с 01.01.209 по 31.12.2019 г.

Другие важные изменения 44-ФЗ

Сроки конкурентных процедур сократили. В частности, это относится к рассмотрению первой и второй части заявок в рамках электронного аукциона сократят, электронному запросу котировок. Вам придется пересчитать этапы закупки и сроки каждой процедуры. В этом вам поможет определения сроков по конкурентной процедуре.

Из 44-ФЗ исключили пункт об обязательном проведении закупки открытым конкурсом. Таким образом, конкурс больше не является приоритетным способом закупки.

Список единых требований к участникам закупок дополнили. Теперь от участника потребуют подтверждение того, что у него отсутствуют ограничения на участие в госзакупке.

Появится новая система «Независимый регистратор». Эта система будет отражать и фиксировать действия заказчиков и участников. В том числе, будет доступен режим видеозаписи. Система будет полезной для решения возникших спорных ситуаций.

Остальные изменения смотрите в таблице ниже:

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода