Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Парижский договор.

После завершения боевых действий в Крымской войне осенью 1855 г. стороны начали готовить переговоры о мире. В конце года австрийское правительство передало российскому императору Александру II ультиматум из 5 пунктов. Не готовая к продолжению войны Россия приняла их, и 13 февраля в Париже открылся дипломатический конгресс. По его итогам 18 марта был заключен мир между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией с другой. Россия возвращала Турции крепость Карс, уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии. Чёрное море объявлялось нейтральным, Россия и Турция не могли держать там военный флот. Подтверждалась автономия Сербии и Дунайских княжеств.

К концу 1855 г. боевые действия на фронтах Крымской войны практически прекратились. Взятие Севастополя удовлетворило амбиции французского императора Наполеона III. Он полагал, что восстановил честь французского оружия и взял реванш за поражения от русских войск в 1812-1815 годах. Мощь России на Юге была сильно подорвана: она потеряла главную черноморскую крепость, лишилась флота. Продолжение борьбы и дальнейшее ослабление России не отвечали интересам Наполеона, это было бы на руку лишь Англии.
Длительная, упорная борьба стоила европейским союзникам многих тысяч человеческих жизней, потребовала большого напряжения экономики и финансов. Правда, правящие круги Великобритании, раздосадованные тем, что успехи их армии оказались слишком незначительными, настаивали на продолжении военных действий. Он рассчитывали активизировать боевые действия на Кавказе и Балтике. Но воевать без Франции и ее сухопутной армии Англия не хотела, да и не могла.
Трудным было положение России. Два года войны тяжким бременем легли на плечи народа. В армию и ополчение было призвано более миллиона человек из числа работоспособного мужского населения, передано более 700 тыс. лошадей. Это стало тяжелым ударом для сельского хозяйства. Тяжелое положение народных масс усугубилось эпидемиями тифа и холеры, засухой и неурожаем в ряде губерний. В деревне усилилось брожение, грозившее принять более решительные формы. Кроме того, стали истощаться запасы оружия, ощущалась хроническая нехватка боеприпасов.
Неофициальные переговоры о мире между Россией и Францией шли с конца 1855 г. через саксонского посланника в Петербурге фон Зеебаха и русского посланника в Вене А.М. Горчакова. Ситуацию осложнило вмешательство австрийской дипломатии. Накануне нового, 1856 года австрийский посланник в Петербурге В. Л. Эстергази передал ультимативное требование своего правительства к России принять предварительные условия мира. Ультиматум состоял из пяти пунктов: отмена русского покровительства Дунайским княжествам и проведение новой границы в Бессарабии, вследствие чего Россия лишалась выхода к Дунаю; свобода судоходства по Дунаю; нейтральный и демилитаризованный статус Черного моря; замена русского покровительства православному населению Османской империи коллективными гарантиями со стороны великих держав прав и льгот христиан и, наконец, возможность великих держав в дальнейшем предъявлять России новые требования.
20 декабря 1855 г. и 3 января 1856 г. в Зимнем дворце состоялись два совещания, на которые новый император Александр II пригласил видных сановников прошлых лет. На повестке дня был вопрос об австрийском ультиматуме. Лишь один участник, Д. Н. Блудов, во время первого совещания выступил против принятия условий ультиматума, который был, по его мнению, несовместим с достоинством России как великой державы. Эмоциональная, но слабая не подкрепленная реальными аргументами речь известного деятеля николаевского времени не нашла отклика на совещании. Выступление Блудова было подвергнуто резкой критике. Все остальные участники заседаний недвусмысленно высказались за принятие предъявленных условий. В таком духе говорили А. Ф. Орлов, М. С. Воронцов, П. Д. Киселев, П. К. Мейендорф. Они указывали на очень тяжелое экономическое состояние страны расстроенные финансы, ухудшение положения населения, особенно в деревне. Важное место на совещаниях принадлежало выступлению министра иностранных дел К. В. Нессельроде. Канцлер развернул пространную аргументацию в пользу принятия ультиматума. Шансов на победу не осталось никаких, отмечал Нессельроде. Продолжение борьбы только умножит число врагов России и неминуемо приведет к новым поражениям, в результате чего будущие условия мира станут гораздо более тяжелыми. Напротив, принятие условий сейчас внесло бы, по мнению канцлера, расстройство в расчеты противников, ожидающих отказа.
В итоге решено было ответить на предложение Австрии согласием. 4 января 1856 г. К. В. Нессельроде известил австрийского посланника В. Л. Эстергази о том, что российский император принимает пять пунктов. 20 января в Вене был подписан протокол, констатировавший, что «австрийское коммюнике» излагает предварительные условия мира и обязывает правительства всех заинтересованных сторон в течение трех недель прислать уполномоченных в Париж для ведения переговоров и заключения окончательного мирного договора. 13 февраля в столице Франции открылись заседания конгресса, в котором участвовали уполномоченные делегаты от Франции, Великобритании, России, Австрии, Османской империи, Сардинии. После того как все важные вопросы были уже решены, допустили и представителей Пруссии.
Председательствовал на заседаниях французский министр иностранных дел, двоюродный брат Наполеона III граф Ф. А. Валевский. Основными противниками русских дипломатов в Париже стали английский и австрийский министры иностранных дел – лорд Кларендон и К. Ф. Буоль. Что касается французского министра Валевского, то он чаще поддерживал русскую делегацию. Такое поведение объяснялось тем, что параллельно с официальными переговорами имели место доверительные беседы между императором Наполеоном и графом Орловым, во время которых выяснялись позиции Франции и России и вырабатывалась линия, которой станет придерживаться каждая из сторон за столом переговоров.
В это время Наполеон III вел сложную политическую игру. В его стратегические планы входил пересмотр «венской системы договоров 1815 года». Он намеревался занять главенствующее положение на международной арене, установить французскую гегемонию в Европе. С одной стороны, он пошел на укрепление отношении с Великобританией и Австрией. 15 апреля 1856 г. было подписано соглашение о Тройственном союзе между Англией, Австрией и Францией. Этим договором гарантировались целостность и независимость Османской империи. Сложилась так называемая «крымская система», имевшая антирусскую направленность. С другой стороны, все сильнее давали себя знать англо-французские противоречия. Итальянская политика Наполеона неминуемо должна была привести к обострению отношений с Австрией. Поэтому он включал в свои планы и постепенное сближение с Россией. Орлов доносил, что император встречает его с неизменной приветливостью, а беседы проходят в очень благожелательной обстановке. Позиции русской стороны укрепляло и то обстоятельство, что в конце 1855 года капитулировала мощная турецкая крепость Карс. Противников России заставляло умерить свои аппетиты и эхо славной Севастопольской обороны. По словам одного обозревателя, за спиной русских уполномоченных на конгрессе стояла тень Нахимова.
Мирный трактат был подписан 18 марта 1856 г. Он фиксировал поражение России в войне. Вследствие отмены русского покровительства над Дунайскими княжествами и православными подданными султана было подорвано влияние России на Ближнем Востоке и Балканах. Самыми тяжелыми для России стали те статьи договора, которые касались нейтрализации Черного моря, то есть запрещавшие ей содержать там военный флот и иметь военно-морские арсеналы. Территориальные же потери оказались сравнительно незначительными: от России отошли к княжеству Молдавия дельта Дуная и прилегавшая к ней южная часть Бессарабии. К мирному трактату, состоявшему из 34 статей и одной «дополнительной и временной», прилагались также конвенции о проливах Дарданеллы и Босфор, русских и турецких судах в Черном море, о демилитаризации Аландских островов. Наиболее важная первая конвенция обязывала турецкого султана не допускать в Черноморские проливы, «доколе Порта будет находиться в мире... никакого иностранного военного судна». В условиях нейтрализации Черного моря это правило должно было стать весьма полезным для России, охраняя беззащитное Черноморское побережье от возможного вражеского нападения.
В заключительной части работы конгресса Ф. А. Валевский предложил ознаменовать европейский дипломатический форум какой-либо акцией гуманитарного характера по примеру Вестфальского и Венского конгрессов. Так появилась на свет Парижская декларация по морскому праву – важный международный акт, призванный регулировать порядок морской торговли и блокады во время войны, а также провозглашавший запрещение каперства. В выработке статей декларации активное участие принимал и первый российский уполномоченный А. Ф. Орлов.
Крымская война и Парижский конгресс стали рубежом целой эпохи в истории международных отношений. Окончательно прекратила существование «венская система». Ей на смену пришли другие системы союзов и объединений европейских государств, прежде всего «крымская система» (Англия, Австрия, Франция), которой, впрочем, суждена была недолгая жизнь. Крупные перемены совершались и во внешней политике Российской империи. В ходе работы Парижского конгресса начало намечаться русско-французское сближение. В апреле 1856 года был уволен в отставку К. В. Нессельроде, стоявший во главе российского МИДа в течение четырех десятилетий. Его сменил А.М. Горчаков, который руководил внешней политикой России вплоть до 1879 г. Благодаря его умелой дипломатии Россия сумела восстановить авторитет на европейской арене и в октябре 1870 г., воспользовавшись крахом империи Наполеона III во франко-прусской войне, в односторонней форме отказалась соблюдать режим демилитаризации Черного моря. Право России на Черноморский флот было окончательно подтверждено на Лондонской конференции 1871 г.

Во имя бога всемогущего. Их величества император всероссийский, император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и император оттоманский, побуждаясь желанием положить конец бедствиям войны и с тем вместе предупредить возобновление давших к оной повод недоразумений и затруднений, решились войти в соглашение с Е.В. императором австрийским касательно оснований для восстановления и утверждения мира с обеспечением целости и независимости империи оттоманской взаимным действительным ручательством. На сей конец их величества назначили своими уполномоченными (см. подписи):

Сии полномочные, по размене полномочий своих, найденных в надлежащем порядке, постановили нижеследующие статьи:

СТАТЬЯ I
Со дня размена ратификаций настоящего трактата, быть на вечные времена миру и дружеству между Е.В. императором всероссийским с одной, и Е.В. императором французов, ее в. королевой Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Е.В. королем сардинским и Е.И.В. султаном – с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

СТАТЬЯ II
Вследствие счастливого восстановления мира между их величествами, земли, во время войны завоеванные и занятые их войсками, будут ими очищены. О порядке выступления войск, которое должно быть учинено в скорейшее по возможности время, постановлены будут особые условия.

СТАТЬЯ III
Е. в. император всероссийский обязуется возвратить Е.В. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

СТАТЬЯ IV
Их величества император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить Е.В. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками.

СТАТЬЯ V
Их величества император всероссийский, император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан даруют полное прощение тем из их подданных, которые оказались виновными в каком-либо в продолжение военных действий соучастии с неприятелем. При сем постановляется именно, что сие общее прощение будет распространено и на тех подданных каждой из воевавших держав, которые во время войны оставались в службе другой из воевавших держав.

СТАТЬЯ VI
Военнопленные будут немедленно возвращены с той и другой стороны.

СТАТЬЯ VII
Е.В. император всероссийский, Е.В. император австрийский, Е.В. император французов, ее в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Е.В. король прусский и Е.В. король сардинский объявляют, что Блистательная Порта признается участвующею в выгодах общего права и союза держав европейских. Их величества обязуются, каждый со своей стороны, уважать независимость и целость империи оттоманской, обеспечивают совокупным своим ручательством точное соблюдение сего обязательства и вследствие того будут почитать всякое в нарушение оного действие вопросом, касающимся общих прав и пользы.

СТАТЬЯ VIII
Если между Блистательной Портой и одной или несколькими из других заключивших сей трактат держав возникнет какое-либо несогласие, могущее угрожать сохранению дружественных между ними сношений, то и Блистательная Порта, и каждая из сих держав, не прибегая к употреблению силы, имеют доставить другим договаривающимся сторонам возможность предупредить всякое дальнейшее столкновение чрез свое посредничество.

СТАТЬЯ IX
Е.И.В. султан, в постоянном попечении о благе своих подданных, даровав фирман, коим улучшается участь их без различия по вероисповеданиям или племенам, и утверждаются великодушные намерения его касательно христианского народонаселения его империи, и желая, дать новое доказательство своих в сем отношении чувств, решился сообщить договаривающимся державам означенный, изданный по собственному его побуждению, фирман. Договаривающиеся державы признают высокую важность сего сообщения, разумея при том, что оно ни в каком случае не даст сим державам права вмешиваться, совокупно или отдельно, в отношения Е.В. султана к его подданным и во внутреннее управление империи его.

СТАТЬЯ Х
Конвенция 13 июля 1841 года, коей постановлено соблюдение древнего правила Оттоманской империи относительно закрытия входа в Босфор и Дарданеллы, подвергнута новому с общего согласия рассмотрению. Заключенный высокими договаривающимися сторонами сообразный с вышеозначенным правилом акт прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие, как еслиб он составлял неотдельную оного часть.

СТАТЬЯ XI
Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора.

СТАТЬЯ XII
Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Черного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых. Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать все желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Черного моря, согласно с правилами международного права.

СТАТЬЯ XIII
Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военноморских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему Е.В. император всероссийский и Е.И.В. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военноморского арсенала.

СТАТЬЯ XIV
Их величествами императором всероссийским и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силы легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море для нужных по прибрежию распоряжений. Сия конвенция прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие, как еслиб она составляла неотдельную его часть. Она не может быть ни уничтожена, ни изменена без согласия держав, заключивших настоящий трактат.

СТАТЬЯ XV
Договаривающиеся стороны, с взаимного согласия, постановляют, что правила, определенные Актом Конгресса Венского для судоходства по рекам, разделяющим разные владения или протекающим чрез оные, будут впредь применяемы вполне к Дунаю и устьям его. Они объявляют, что сие постановление отныне признается принадлежащим к общему народному европейскому праву и утверждается их взаимным ручательством. Судоходство по Дунаю не будет подлежать никаким затруднениям и пошлинам, кроме тех, которые именно определяются нижеследующими статьями. Вследствие сего не будет взимаемо никакой платы собственно за самое судоходство по реке и никакой пошлины с товаров, составляющих груз судов. Правила полицейские и карантинные, нужные для безопасности государств прибрежных сей реке, должны быть составлены таким образом, чтобы оные сколь можно более благоприятствовали движению судов. Кроме сих правил, свободному судоходству не будет постановляемо никакого рода препятствий.

СТАТЬЯ XVI
Для приведения в действие постановлений предыдущей статьи учредится комиссия, в коей Россия, Австрия, Франция, Великобритания, Пруссия, Сардиния и Турция будут иметь каждая своего депутата. Сей комиссии будет поручено предназначить и привести в исполнение работы, нужные для очистки дунайских гирл, начиная от Исакчи и прилегающих к оным частей моря, от песка и других, заграждающих оные препятствий, дабы сия часть реки и упомянутые части моря сделались вполне удобными для судоходства. Для покрытия расходов, нужных как для сих работ, так и на заведения, имеющие целью облегчить и обеспечить судоходство по дунайским гирлам, будут постановлены постоянные с судов, соразмерные с надобностью, пошлины, которые должны быть определены комиссией по большинству голосов и с непременным условием, что в сем отношении и во всех других соблюдаемо будет совершенное равенство относительно флагов всех наций.

СТАТЬЯ XVII
Будет также учреждена комиссия из членов со стороны Австрии, Баварии, Блистательной Порты и Виртемберга (по одному от каждой из сих держав); к ним будут присоединены и комиссары трех придунайских княжеств, назначенные с утверждения Порты. Сия комиссия, которая должна быть постоянной, имеет: 1) составить правила для речного судоходства и речной полиции; 2) устранить все какого либо рода препятствия, которые встречает еще применение постановлений Венского трактата к Дунаю; 3) предположить и привести в исполнение нужные по всему течению Дуная работы; 4) по упразднении общей предназначаемой статьею XVI Европейской комиссии, наблюдать за содержанием в надлежащем для судоходства состоянии дунайских гирл и частей моря, к ним прилегающих.

СТАТЬЯ XVIII
Общая Европейская комиссия должна исполнить все ей поручаемое, а комиссия прибрежная привести к окончанию все работы, означенные в предшедшей статье, под №№ 1 и 2, в течение двух лет. По получении о том известия, державы, заключившие сей трактат, постановят определение об упразднении общей Европейской комиссии, и с сего времени постоянной прибрежной комиссии передана будет власть, которою дотоле имеет быть облечена общая Европейская.

СТАТЬЯ XIX
Дабы обеспечить исполнение правил, кои с общего согласия будут постановлены на основании изложенных выше сего начал, каждая из договаривающихся держав будет иметь право содержать во всякое время по два легких морских судна у дунайских устьев.

СТАТЬЯ XX
Взамен городов, портов и земель, означенных в статье 4-й настоящего трактата, и для вящщего обеспечения свободы судоходства по Дунаю, Е.В. император всероссийский соглашается на проведение новой граничной черты в Бессарабии. Началом сей граничной черты постановляется пункт па берегу Черного моря в расстоянии на один километр к востоку от соленого озера Бурнаса; она примкнет перпендикулярно к Акерманской дороге, по коей будет следовать до Траянова вала, пойдет южнее Болграда и потом вверх по реке Ялпуху до высоты Сарацика и до Катамори на Пруте. От сего пункта вверх по реке прежняя между обеими империями граница остается без изменения. Новая граничная черта должна быть означена подробно нарочными комиссарами договаривающихся держав

СТАТЬЯ XXI
Пространство земли, уступленное Россией, будет присоединено к Княжеству Молдавскому под верховной властью Блистательной Порты. Живущие на сем пространстве земли будут пользоваться правами и преимуществами, присвоенными Княжествам, и в течение трех лет им дозволено будет переселяться в другие места и свободно распорядиться своей собственностью.

СТАТЬЯ XXII
Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав, пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их.

СТАТЬЯ XXIII
Блистательная Порта обязуется оставить в сих Княжествах независимое и национальное управление, а равно и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства. Действующие ныне в оных законы и уставы будут пересмотрены. Для полного соглашения касательно сего пересмотра, назначена будет особая комиссия, о составе коей высокие договаривающиеся державы имеют условиться, Сия комиссия должна без отлагательства собраться в Бухаресте; при оной будет находиться комиссар Блистательной Порты. Сия комиссия имеет исследовать настоящее положение Княжеств и предложить основания их будущего устройства.

СТАТЬЯ XXIV
Е.В. султан обещает немедленно созвать в каждой из двух областей нарочный для того диван, который должен быть составлен таким образом, чтобы он мог служить верным представителем польз всех сословий общества. Сим диванам будет поручено выразить желания народонаселения касательно окончательного устройства княжеств. Отношения комиссии к сим диванам определятся особой от конгресса инструкцией.

СТАТЬЯ XXV
Приняв мнение, которое будет представлено обоими диванами, в надлежащее соображение, комиссия немедленно сообщит в настоящее место заседания конференций результаты своего собственного труда. Окончательное соглашение с верховной над Княжествами державой должно быть утверждено конвенцией, которая будет заключена высокими договаривающимися сторонами в Париже, и Хати-Шерифом, согласным с постановлениями конвенции, дано будет окончательное устройство сим областям при общем ручательстве всех подписавшихся держав.

СТАТЬЯ XXVI
В Княжествах будет национальная вооруженная сила, для охранения внутренней безопасности и обеспечения безопасности границ. Никакие препятствия не будут допускаемы в случае чрезвычайных мер обороны, которые, с согласия Блистательной Порты, могут быть приняты в Княжествах для отражения нашествия извне.

СТАТЬЯ XXVII
Если внутреннее спокойствие Княжеств подвергнется опасности или будет нарушено, то Блистательная Порта войдет в соглашение с прочими договаривающимися державами о мерах, нужных для сохранения или восстановления законного порядка. Без предварительного соглашения между сими державами не может быть никакого вооруженного вмешательства.

СТАТЬЯ XXVIII
Княжество сербское остается, как прежде, под верховной властью Блистательной Порты, согласно с императорскими Хати-Шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного при общем совокупном ручательстве договаривающихся держав. Вследствие сего, означенное Княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства.

СТАТЬЯ XXIX
Блистательная Порта сохраняет определенное прежними постановлениями право содержания гарнизона. Без предварительного соглашения между высокими договаривающимися державами не может быть допущено никакое вооруженное в Сербии вмешательство.

СТАТЬЯ ХХХ
Е.В. император всероссийский и Е.В. султан сохраняют в целости владения свои в Азии, в том составе, в коем они законно находились до разрыва. Во избежание всяких местных споров, линии границы будут поверены и, в случае надобности, исправлены, но таким образом, чтоб от сего не могло произойти никакого в поземельном владении ущерба ни для той, ни для другой стороны. На сей конец, немедленно по восстановлении дипломатических сношений между российским двором и Блистательной Портой, послана
будет на место составленная из двух комиссаров российских, двух комиссаров оттоманских, одного комиссара французского и одного комиссара английского, комиссия. Она должна исполнить возлагаемое на нее дело в продолжение осьми месяцев, считая со дня размена ратификаций настоящего трактата.

СТАТЬЯ XXXI
Земли, занятые во время войны войсками их величеств императора австрийского, императора французов, королевы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии и короля сардинского, на основании конвенций, подписанных в Константинополе 12 марта 1854 года между Францией, Великобританией и Блистательной Портой, 14 июня того же года между Блистательной Портой и Австрией, а 15 марта 1855 года между Сардинией и Блистательной Портой, будут очищены после размена ратификаций настоящего трактата, в скорейшее по возможности время. Для определения сроков и средств исполнения сего имеет последовать соглашение между Блистательной Портой и державами, коих войска занимали земли ее владений.

СТАТЬЯ XXXII
Доколе трактаты или конвенции, существовавшие до войны между воевавшими державами, не будут возобновлены или заменены новыми актами, взаимная торговля, как привозная, так и отвозная, должна производиться на основании постановлений, имевших силу и действие до войны, и с подданными сих держав во всех других отношениях поступаемо будет наравне с нациями, наиболее благоприятствуемыми.

СТАТЬЯ XXXIII
Конвенция, заключенная сего числа между Е.В. императором всероссийским с одной, и их величествами императором французов и королевой Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, с другой стороны, относительно островов Аландских, прилагается и остается приложенною к настоящему трактату и будет иметь таковую же силу и действие, как еслиб оная составляла неотдельную часть его.

СТАТЬЯ XXXIV
Настоящий трактат будет ратификован и ратификации оного будут разменены в Париже, в течение четырех недель, а если можно, и прежде. Во уверение чего, и т.д.

В Париже, в 30-й день марта 1856 года.
ПОДПИСАЛИ:
Орлов [Россия]
Бруннов [Россия]
Буоль-Шауенштейн [Австрия]
Гюбнер [Австрия]
А.Валевский [Франция]
Буркенэ [Франция]
Кларендон [Великобритания]
Каули [Великобритания]
Мантейфель [Пруссия]
Гацфельдт [Пруссия]
К.Кавур [Сардиния]
Де Вилламарина [Сардиния]
Аали [Турция]
Мегемед-Джемиль [Турция]

СТАТЬЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ И ВРЕМЕННАЯ
Постановления подписанной сего числа конвенции о проливах не будут применяемы к военным судам, кои воевавшими державами употреблены будут для вывода морским путем войск их из земель, ими занимаемых. Сии постановления войдут в полную силу, как только сей вывод войск будет приведен к окончанию. В Париже, в 30-й день марта 1856 года.
ПОДПИСАЛИ:
Орлов [Россия]
Бруннов [Россия]
Буоль-Шауенштейн [Австрия]
Гюбнер [Австрия]
А.Валевский [Франция]
Буркенэ [Франция]
Кларендон [Великобритания]
Каули [Великобритания]
Мантейфель [Пруссия]
Гацфельдт [Пруссия]
К.Кавур [Сардиния]
Де Вилламарина [Сардиния]
Аали [Турция]
Мегемед-Джемиль [Турция]

Наполеон III, армия которого была основной силой в Крыму, падением Севастополя решил закончить войну, но против этого возражал Пальмерстон, опасавшийся чрезмерного усиления Франции. Он настаивал на продолжении войны и реализации своего плана по разделу России, надеясь таким путём поднять престиж Англии в глазах европейских государств и народов Востока.

В начале 1856 года в передовицах влиятельной американской газеты "Нью-Йорк дейли трибюн" анализировалась военная компания прошедшего года. Автором этих публикаций выступил Ф. Энгельс. В одной из статей он писал: "Сосредоточить все силы Франции, Англии и Сардинии против одного пункта в Крыму... бороться за этот пункт целых одиннадцать месяцев и в результате овладеть только половиной его... Система ведения войны, которую западные державы применяли в борьбе против России, потерпела полный провал. Кампанию нынешнего года, если такая кампания состоится, нельзя будет вести по тому плану, которого придерживались до сих пор".

Компания 1855 года оказалась последней, и по её результатам можно было подводить итоги всей войны. Царская Россия потерпела поражение. Оно явилось следствием общей технико-экономической отсталости самодержавно-крепостнической страны в сравнении с главными капиталистическими державами Западной Европы и результатом перевеса военных сил союзной коалиции. Взятие Севастополя удовлетворило тщеславие Наполеона III. Он мог считать главные цели войны достигнутыми. Оружие Франции покрыло себя славой, был взят реванш за поражение в 1812-1815 годах, укрепилось положение императора внутри страны и империи в Европе. Мощь России на Юге была сильно подорвана: она потеряла главную черноморскую крепость, лишилась флота. продолжение борьбы и дальнейшее ослабление России не отвечали интересам Наполеона, это было бы на руку лишь Англии.

В конце 1855 года, когда уже прекратились боевые действия в Крыму и на Кавказе, в политических кругах и великосветских салонах европейских столиц стали ходить слухи о том, что между Парижем и Петербургом начались какие-то таинственные переговоры. Эти слухи имели под собой реальное основание. Инициатива контактов исходила от французской стороны.

После смерти Николая I Наполеон III пожелал, чтобы новый российский государь узнал, как сильно соболезнует император французов по поводу кончины своего "друга", к которому он будто бы всегда питал самое искреннее уважение. Что касается войны между Францией и Россией, то она явилась результатом драматического стечения обстоятельств, о чём он не перестаёт сожалеть. Эти чувства Наполеона были переданы через саксонского посланника в Париже Л. фон Зеебаха, зятя канцлера К. В. Нессельроде, в столицу России.

Но эти контакты вскоре оборвались. О них каким-то образом проведали австрийцы. Для Австрии данное обстоятельство послужило толчком к более активным действиям. Император Франц Иосиф и премьер-министр К. Ф. Буоль опасались, как бы европейский конфликт не завершился без их должного участия, да ещё путём русско-французского компромисса. Накануне нового, 1856 года к Нессельроде явился австрийский посланник В. Л. Эстергази и передал ультимативное требование своего правительства к России принять предварительные условия мира. Для ответа давался срок до 6 (18) января. В случае отказа Австрия будет вынуждена разорвать отношения с Россией.

Ультиматум состоял из пяти пунктов. В первом говорилось об отмене русского покровительства Дунайским княжествам и о проведении новой границы в Бессарабии, вследствие чего Россия лишалась выхода к Дунаю. Во втором пункте оговаривались условия осуществления свободы судоходства по Дунаю. Самым главным и болезненным для России оказался третий пункт, согласно которому Чёрное море объявлялось нейтральным, вход в него закрывался для военных судов, а на берегах его запрещалось иметь какие-либо военно-морские арсеналы. Четвёртым пунктом русское покровительство православному населению Османской империи заменялось коллективной гарантией великих держав "прав и льгот христиан. без нарушений независимости и достоинства турецкого правительства". Наконец пятый пункт гласил, что державы "предоставляют себе право" предъявлять и новые требования "на общую пользу Европы... сверх четырёх прежних".

Следует заметить, что условия союзников, включая и неприятный третий пункт, не явились полной неожиданностью для царского правительства. А. М. Горчаков регулярно сообщал в Санкт-Петербург о ходе выработки требований союзников. Сам он получал эту информацию через своих секретных осведомителей. Руководители российской внешней политики, в том числе и император, постепенно переходили от позиции абсолютного неприятия идеи нейтрализации Чёрного моря к мысли о необходимости покориться этому требованию, которое стало представляться им приемлемым в качестве отправной точки на переговорах.

декабря 1855 г. (1 января 1856 г.) и 3 (15) января 1856 г. в Зимнем дворце состоялись два совещания, на которые Александр II пригласил видных сановников прошлых лет. На повестке дня был вопрос об австрийском ультиматуме. Лишь один участник д. Н. Блудов, во время первого совещания выступил против принятия условий ультиматума, который был, по его мнению, несовместим с достоинством России как великой державы. народ, считал оратор, с негодованием воспримет такой позорящий бесчестящий Россию мир. Выступление несло отпечаток взглядов определённых патриотических настроенных кругов общества, особенно славянофильских и близких к ним. да он и сам находился пол влиянием дочери, придворной славянофилки. В своё время граф Дмитрий Николаевич имел значительный вес при дворе. этот образованный человек, нечуждый литературных интересов, занимал важные государственные посты, а в 30-е годы являлся министром внутренних дел. Однако теперь он был стар, и с его мнением считались уже меньше.

Эмоциональная, но слабая по аргументации речь известного деятеля николаевского времени не нашла отклика на совещании. Выступление Блудова было подвергнуто резкой критике. Все остальные участники заседаний недвусмысленно высказывались за принятие предъявленных условий. В таком духе говорили А. Ф. орлов, М. С. Воронцов, П. Д. Киселёв, П. К. Мейендорф. Они указывали на очень тяжёлое экономическое состояние страны, расстроенные финансы, ухудшение положения населения. особенно в деревне.

В итоге решено было ответить на предложение Австрии согласием. Сначала, правда, была предпринята попытка принять ультиматум в урезанном виде, то есть без тех положений, которые отсутствовали в прежних четырёх пунктах,- без изменения границы в Бессарабии и возможности выдвигать новые требования. Но попытка оказалась неудачной. К. Ф. Буль заявил А. М. Горчакову, что ультиматум должен быть принят целиком. Одновременно он подтвердил намерение разорвать отношения с Россией в случае не поступления положительного ответа к означенному сроку.

Итак, 4 (16) января 1856 г. К. В. Несельроде известил В. Л. Эстергаци о том, что российский император принимает пять пунктов. 20 января (1 февраля) в Вене был подписан протокол, констатировавший, что "австрийское коммюнике" излагает предварительные условия мира и обязывает правительства всех заинтересованных сторон в течение трёх недель прислать уполномоченных в Париж для ведения переговоров и заключения окончательного мирного договора. 13 (25 февраля) в столице Франции открылись заседания конгресса, на котором Россия была представлена А. Ф. Орловым и Ф. И. Брунновым.

В работе конгресса участвовали уполномоченные делегаты от Франции, Великобритании, России, Австрии, Османской империи, Сардинии. После того как все важные вопросы уже были решены, допустили и представителей Пруссии. Русская делегация была представлена видными дипломатами, имевшими большой опыт в ведении сложных и запутанных переговоров, - А. Орловым и Ф. Брунновым. Представительствовал на заседаниях французский министр иностранных дел, пасынок Наполеона I и двоюродный брат Наполеона III граф Ф. А. Валевский.

В это время Наполеон III вёл сложную политическую игру. В его стратегические планы входил пересмотр "венской системы договоров 1815 года". Он намеривался занять главенствующее положение на международной арене, установить французскую гегемонию в Европе, стать "суперарбитром" на континенте.

Русские дипломаты, исходя из обстановки на конгрессе, выработали единственно правильную в тех условиях тактику - уступать союзникам по тем вопросам, по которым они выступают совместно, и упорствовать против предложений Англии, если их не поддерживает Франция.

Нессесельроде в письме к А. Орлову писал о необходимости использовать англо-французские противоречия для смягчения условий мирного договора с Россией: "Недостаточная заинтересованность Франции в содействии целям Англии, преследуемым ею в Азии, а также открывающаяся для французского императора перспектива стать благодаря союзам твёрдой ногой на континенте, окажутся в руках наших уполномоченных в ходе конференции средством вызвать в политике Франции переворот, необходимый для того, чтобы Англия отказалась от своих воинственных замыслов".

Главе русской делегации удалось не допустить обсуждения на конгрессе чрезвычайно неприятного для России польского вопроса. Успехом русских уполномоченных завершилось и противостояние с лордом Кларендоном, который не смог осуществить ни претенциозных проектов британской дипломатии относительно Кавказа, предусматривавших крупные территориальные уступки со стороны России, ни распространения принципа нейтрализации на Азовское море.

Французская делегация не поддержала предложений представителей Англии об отторжении от России Грузии, Адыгеи, Крыма и Бессарабии. Русские дипломаты, встречая поддержку французов, возражали против обсуждения этих предложений английской делегации: геройское поведение русских в Севастополе требовало уважительного отношения в России. Неслучайно Орлов говорил, что на конгрессе незримо присутствовала тень Нахимова и героев-севастопольцев.

Мирный трактат был подписан 18 (30) марта 1856 г. Он фиксировал поражение России в войне. Вследствие отмены русского покровительства над Дунайскими княжествами и православными подданными султана было подорвано влияния царизма на Ближнем Востоке и Балканах, понизился международный авторитет Российской империи как великой державы, существенно нарушилось "европейское равновесие".

В первой статье "Парижского трактата" говорилось:

"Со дня размена ратификаций настоящего трактата, быть на вечные времена миру и дружеству между е. в. императором всероссийским с одной, и е. в. императором французов, её в. королевой Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, е. в. королём сардинским и е. и. в. султаном - с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными."

Статьи III и IV описывали план территориальных размежеваний:

"Е. в. император всероссийский обязуется возвратить е. в. султану город Карс с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками."

"Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить е. в. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Епикале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками."

Статья 10 и статья 11 являлись самыми сложными в обсуждении так, как затрагивали дальнейшую судьбу Черноморского флота и стратегически важных проливов - Босфор и Дарданеллы:

"Конвенция 13 июля 1841 года, коей постановлено соблюдение древнего правила Оттоманской империи относительно закрытия входа в Босфор и Дарданеллы, подвергнута новому с общего согласия рассмотрению. Заключённый высокими договаривающимися сторонами сообразный с вышеозначенным правилом акт прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие, как еслиб он составлял неотдельную оного часть." "Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора."

К мирному трактату, состоявшему из 34 статей и одной "дополнительной и временной", прилагались также конвенции о проливах Дарданеллы и Босфор, русских и турецких судах в Чёрном море, о демилитаризации Аландских островов. Наиболее важная первая конвенция обязывала турецкого султана не допускать в черноморские проливы, "доколе Порта будет находится в мире... никакого иностранного военного судна". Теперь в условиях нейтрализации Черноморского моря это правило, казалось, должно было стать весьма полезным для России, охраняя беззащитное Черноморское побережье от возможного вражеского нападения. будущее покажет, насколько соответствовал интересам России режим Проливов, установленный в 1856 году. Лишь в 1871 г. России удалось освободится от унизительных для великой державы статей Парижского мира о нейтрализации Чёрного моря.

"Восточный вопрос, несмотря на реки крови, которые он стоил Европе, сегодня неразрешим ещё более, чем когда-либо прежде", - писал в начале 1857 года новый российский министр иностранных дел князь А. М. Горчаков.

Годов.

Парижский мир под-пи-са-ли пред-ста-ви-те-ли Рос-сии (граф А.Ф. Ор-лов, ба-рон Ф.И. Брун-нов) и на-хо-див-ших-ся с ней в со-стоя-нии вой-ны Фран-ции (Ва-лев-ский, по-сол в Ве-не Ф. Бур-ке-не), Ве-ли-ко-бри-та-нии (министр иностранных дел Дж.У. Кла-рен-дон, по-слан-ник в Па-ри-же лорд Г. Кау-ли), Ос-ман-ской им-пе-рии (великий ви-зирь Али-па-ша, по-слан-ник в Па-ри-же Ме-гем-мед-Дже-миль), Сар-ди-нии (пре-мьер-ми-нистр граф К. Ка-вур и по-слан-ник в Па-ри-же мар-киз С. ди Вил-лама-ри-на), а так-же пред-ста-ви-те-ли про-во-див-шей во вре-мя вой-ны вра-ж-деб-ную Рос-сии по-ли-ти-ку Австрийской им-пе-рии (министр иностранных дел К. Бу-оль-Шау-эн-штейн, по-слан-ник в Па-ри-же Й. Гюб-нер) и ос-та-вав-шейся ней-траль-ной Прус-сии (министр иностранных дел О. Ман-тей-фель и по-сол в Па-ри-же М. Гарц-фельдт). Прусская де-ле-га-ция уча-ст-во-ва-ла в кон-грес-се с 6(18) мар-та по на-стоя-нию А.Ф. Ор-ло-ва, рас-счи-ты-вав-ше-го на её под-держ-ку.

Пе-ре-го-во-ры об ус-ло-ви-ях пре-кра-ще-ния вой-ны бы-ли на-ча-ты при императоре Ни-ко-лае I на ос-но-ве анг-ло-французской про-грам-мы «че-ты-рёх пунк-тов» на Вен-ских кон-фе-рен-ци-ях 1854-1855 годов (пре-рва-ны в ию-не 1855 года, ко-гда Фран-ция и Ве-ли-ко-бри-та-ния по-тре-бо-ва-ли от Рос-сии ог-ра-ни-че-ния её су-ве-рен-ных прав на Чёр-ном мое и га-ран-тий це-ло-ст-но-сти Ос-ман-ской им-пе-рии). В декабре 1855, в ус-ло-ви-ях за-ту-ха-ния во-енных дей-ствий в Кры-му по-сле за-хва-та анг-ло-французскими вой-ска-ми южной час-ти Се-ва-сто-по-ля в августе/сентябре 1855 года и ос-лаб-ле-ния анг-ло-французского сою-за, Ав-ст-рия от име-ни западных дер-жав по-тре-бо-ва-ла от Рос-сии во-зоб-новить пе-ре-го-во-ры, при-знать ра-нее вы-дви-ну-тые пре-ли-ми-нар-ные ус-ло-вия ми-ра и пра-во со-юз-ни-ков предъ-я-вить но-вые тре-бо-ва-ния. В про-тив-ном слу-чае Ав-ст-рия уг-ро-жа-ла раз-ры-вом ди-пло-ма-тических от-но-ше-ний, что мог-ло при-вес-ти к её всту-п-ле-нию в вой-ну на сто-ро-не Фран-ции и Ве-ли-кобри-та-нии. На со-ве-ща-нии 20.12.1855 года (1.1.1856) в Санкт-Пе-тер-бур-ге с уча-сти-ем свет-лей-ше-го князя М.С. Во-рон-цо-ва, графа П.Д. Ки-се-лё-ва, во-енного ми-ни-ст-ра князя В.А. Дол-го-ру-ко-ва, А.Ф. Ор-ло-ва, великого князя Кон-стан-ти-на Ни-ко-лае-ви-ча императора Алек-сандр II ре-шил при-нять уль-ти-ма-тум. Рас-ста-нов-ка сил на пе-ре-го-во-рах (французский император На-по-ле-он III был го-тов час-тич-но под-дер-жать по-зи-цию Рос-сии, в том числе не предъ-яв-лять ей но-вых тре-бо-ва-ний; австрийская ди-пло-ма-тия окон-ча-тель-но ото-шла от прин-ци-пов Свя-щен-но-го сою-за и стре-ми-лась к уп-ро-че-нию свя-зей с Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей) по-зво-ли-ла российским пред-ста-ви-те-лям ма-нев-ри-ро-вать и до-бить-ся об-лег-че-ния ус-ло-вий ми-ра.

До-го-вор со-сто-ял из пре-ам-бу-лы и 34 ста-тей. Сто-ро-ны обя-за-лись от-вес-ти свои вой-ска с за-ня-тых тер-ри-то-рий, вклю-чая турецкую кре-пость Карс на Кав-ка-зе, ку-да во-шли российские вой-ска, го-ро-да Се-ва-сто-поль, Ба-лак-ла-ва, Ев-па-то-рия, Керчь и Кин-бурн, французский во-енный го-ро-док Ка-мыш в Кры-му, где на-хо-ди-лись анг-ло-французские вой-ска, а так-же Мол-да-вию и Ва-ла-хию, вхо-див-шие в со-став Ос-ман-ской им-пе-рии, но ок-ку-пи-ро-ван-ные австрийскими вой-ска-ми в 1854 году. Рос-сия, Ав-ст-рия, Фран-ция, Ве-ли-ко-бри-та-ния, Прус-сия и Сар-дин-ское ко-ро-лев-ст-во обя-за-лись со-вме-ст-но под-дер-жи-вать це-ло-ст-ность и не-за-ви-си-мость Ос-ман-ской им-пе-рии, об-щи-ми уси-лия-ми га-ран-ти-ро-вать со-блю-де-ние ав-то-но-мии Мол-да-вии и Ва-ла-хии (в Бу-ха-ре-сте соз-да-ва-лась со-вме-ст-ная ко-мис-сия по ре-фор-ме государственного уст-рой-ст-ва этих кня-жеств, их ста-тус уча-ст-ни-ки парижского мира окон-ча-тель-но оп-ре-де-ли-ли на кон-фе-рен-ции в Па-ри-же в 1858 году). Те же стра-ны при-зна-ва-ли дос-та-точ-ным для обес-пе-че-ния по-ло-же-ния хри-сти-ан в Ос-ман-ской им-пе-рии указ сул-та-на от 18.2(1.3).1856 года о пре-дос-тав-ле-нии им рав-ных с му-суль-ма-на-ми прав, в свя-зи с этим от-ка-зы-ва-лись от вме-ша-тель-ст-ва во внутренние де-ла Тур-ции (Рос-сия та-ким об-ра-зом те-ря-ла ис-клю-чительное пра-во за-щи-ты пра-во-слав-но-го на-се-ле-ния Ос-ман-ской им-пе-рии и обес-пе-че-ния га-ран-тий ав-то-но-мии Мол-да-вии и Ва-ла-хии). Ус-та-нав-ли-ва-лась сво-бо-да су-до-ход-ст-ва по Ду-наю, для уре-гули-ро-ва-ния во-про-сов су-до-ход-ст-ва уч-ре-ж-да-лись Ев-ро-пей-ская и При-бреж-ная ко-мис-сии.

Наи-бо-лее бо-лез-нен-ны-ми для ин-те-ре-сов Рос-сии бы-ли ус-туп-ка в поль-зу Мол-да-вии не-боль-шой тер-ри-то-рии в Южной Бес-са-ра-бии (что за-кры-ло Рос-сии вы-ход к устью Ду-ная), а так-же вве-дён-ный парижским миром прин-цип «ней-тра-ли-за-ции» Чёр-но-го моря - за-прет как для Рос-сии, так и для Тур-ции иметь там ВМФ, стро-ить и со-дер-жать на по-бе-ре-жье во-енно-морские ба-зы. По-след-нее ус-ло-вие оз-на-ча-ло фак-тическое унич-то-же-ние российского Чер-но-мор-ско-го фло-та, то-гда как Тур-ция в слу-чае вой-ны име-ла воз-мож-ность вве-сти в Чёр-ное море флот из Сре-ди-зем-но-мо-рья. Сто-ро-ны так-же обя-за-лись ре-шать бу-ду-щие кон-флик-ты по-ли-тическим пу-тём, про-из-ве-сти об-мен плен-ны-ми, объ-я-вить «пол-ное про-ще-ние» сво-им под-дан-ным, ко-то-рые ока-за-лись ви-нов-ны-ми в «со-уча-стии с не-при-яте-лем» или ос-та-ва-лись «в служ-бе дру-гой из вое-вав-ших дер-жав».

Важ-ным ус-пе-хом Рос-сии на пе-ре-го-во-рах бы-ло со-хра-не-ние преж-ней российско-турецкой гра-ни-цы на Кав-ка-зе, от-каз со-юз-ни-ков от тре-бо-ва-ний кон-три-бу-ции, вме-ша-тель-ст-ва в ре-ше-ние польского во-про-са и от не-ко-то-рых других ус-ло-вий. К до-го-во-ру при-ла-га-лись 3 кон-вен-ции: 1-я под-твер-жда-ла Лон-дон-скую кон-вен-цию 1841 года о за-кры-тии Чер-но-мор-ских про-ли-вов для про-хо-да во-енных су-дов ( года), 2-я ус-та-нав-ли-ва-ла пре-дель-ное ко-ли-че-ст-во и во-до-из-ме-ще-ние лёг-ких во-енных су-дов, не-об-хо-ди-мых для сто-ро-же-вой служ-бы на Чёр-ном море как для Рос-сии, так и для Тур-ции, 3-я обя-за-ла Рос-сию не со-ору-жать ук-ре-п-ле-ния и во-енно-морские ба-зы на Аланд-ских островах в Балтийском мо-ре. Ре-зуль-та-том не-удов-ле-тво-рён-но-сти Ве-ли-ко-бри-та-нии и Ав-ст-рии ус-ло-вия-ми парижского мира ста-ло сек-рет-ное со-гла-ше-ние ме-ж-ду ни-ми и Фран-ци-ей о га-ран-тии це-ло-ст-но-сти и не-за-ви-си-мо-сти Тур-ции от 3(15) апреля, ко-то-рое бы-ло на-прав-ле-но про-тив Рос-сии и про-ти-во-ре-чи-ло парижскому миру (пред-по-ла-га-ло ус-та-нов-ле-ние фак-тического про-тек-то-ра-та трёх стран над Тур-ци-ей и их со-гла-со-ван-ное воо-руженное вме-ша-тель-ст-во в кон-флик-ты с уча-сти-ем Тур-ции, без ис-поль-зо-ва-ния мер по-ли-тического уре-гу-ли-ро-ва-ния).

Все уча-ст-ни-ки мир-но-го кон-грес-са в Па-ри-же так-же под-пи-са-ли 4(16) апреля Дек-ла-ра-цию о прин-ци-пах ме-ж-ду-народного морского пра-ва (её ини-ции-ро-ва-ла Фран-ция), ко-то-рая соз-да-ва-ла бо-лее бла-го-при-ят-ные ус-ло-вия для морской тор-гов-ли, в ча-ст-но-сти за-пре-ти-ла ка-пер-ст-во.

Парижский мир и при-ло-жен-ные к не-му до-ку-мен-ты соз-да-ли в Ев-ро-пе но-вую рас-ста-нов-ку по-ли-тических сил («Крым-ская сис-те-ма»), окон-ча-тель-но ли-к-ви-ди-ро-ва-ли Свя-щен-ный со-юз, при-ве-ли к временному ос-лаб-ле-нию влия-ния Рос-сии в Ев-ро-пе и даль-ней-ше-му уси-ле-нию по-зи-ций Ве-ли-ко-бри-та-нии и Фран-ции, в том числе в ре-ше-нии Вос-точ-но-го во-про-са. В 1870-1871 годах Рос-сия от-ка-за-лась вы-пол-нять ог-ра-ни-чительные ста-тьи парижского мира, за-пре-щав-шие ей иметь на Чёр-ном мо-ре во-енный флот и во-енно-морские ба-зы.

Исторические ис-точники:

Сбор-ник до-го-во-ров Рос-сии с дру-ги-ми го-су-дар-ст-ва-ми. 1856-1917 гг. М., 1952.

). Подписан в Париже 18(30) марта на заключительном заседании конгресса держав представителями России (А. Ф. Орлов, Ф. И. Бруннов), Франции (А. Валевский, Ф. Буркене), Великобритании (Г. Кларендон, Г. Каули), Турции (Али-паша, Джемиль-бей), Австрии (К. Буоль, И. Гюбнер), Пруссии (О. Мантейфель, М. Гарцфельдт), Сардинии (К. Кавур, С. Вилламарина). Царское правительство, потерпев поражение в войне, в условиях назревания революционной ситуации нуждалось в мире. Используя противоречия между победителями и их затруднения в связи с большими потерями под Севастополем, русская дипломатия добилась смягчения условий мира. Россия возвращала Турции Каре (в обмен на Севастополь и др. города, занятые союзниками); Чёрное море объявлялось нейтральным с запрещением России и Турции иметь там военный флот и арсеналы; провозглашалась свобода плавания по Дунаю под контролем международных комиссий; Россия передавала Молдавии устье Дуная и часть Южной Бессарабии; державы, обязываясь не вмешиваться в дела Турции, гарантировали автономию Сербии, Молдавии и Валахии в рамках Османской империи (что исключало притязания царизма на особое «покровительство» в отношении дунайских княжеств и православных подданных Турции). К договору прилагались 3 конвенции (1-я подтверждала Лондонскую конвенцию 1841 о закрытии Черноморских проливов для военных судов, 2-я устанавливала число лёгких военных судов России и Турции на Чёрном море для сторожевой службы и 3-я обязывала Россию не сооружать военных укреплений на Аландских островах в Балтийском море). П. м. д. ослабил позиции царизма в Европе и на Ближнем Востоке, привёл к дальнейшему обострению Восточного вопроса (См. Восточный вопрос). В 1859-62 Молдавия и Валахия, при поддержке России и Франции, объединились в Румынское государство. Это было отклонением от условий П. м. д., которое, однако, не вызвало возражений западных держав. В 1870-71 Россия отказалась признавать статьи П. м. д., запрещавшие ей иметь на Чёрном море военный флот и арсеналы и западные державы вынуждены были признать новое положение вещей (см. Горчакова циркуляры , Лондонские конвенции о проливах). Победа России в русско-турецкой войне 1877-78 вызвала замену П. м. д. трактатом, принятым на Берлинском конгрессе 1878 (См. Берлинский конгресс 1878).

Лит.: Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917, М., 1952; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959.

И. В. Бестужев-Лада.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Парижский мирный договор 1856" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парижский мир. Парижский мирный договор (… Википедия

    Договор, завершивший Крымскую войну 1853 56. Подписав в Париже 18(30) марта на заключит. заседании конгресса держав представителями России (А. Ф. Орлов и Ф. И. Бруннов), Австрии (К. Буоль, И. Гюбнер), Франции (А. Валевский, Ф. Буркене),… … Советская историческая энциклопедия

    Парижский договор, Парижский мирный договор: Парижский договор (1259) между английским и французским королями об отказе первого от притязаний на Нормандию, Мен и другие французские территории, потерянные Англией при Иоанне Безземельном, но… … Википедия

    Парижский мирный договор (трактат) был подписан 18 (30) марта 1856 г. Его обсуждение проходило на конгрессе, открывшемся 13 (25) февраля 1856 г. в столице Франции. В работе конгресса участвовали Россия, Франция, Англия, Австрия, Турция и Сардиния … Википедия

    Прелиминарный договор, завершивший русско турецкую войну 1877 78. Подписан 19 февраля (3 марта) в Сан Стефано (San Stefano, ныне Ешилькёй, вблизи Стамбула) с русской стороны графом Н. П. Игнатьевым и А. И. Нелидовым, с турецкой Сафветом… … Большая советская энциклопедия

    Парижский договор, Парижский мирный договор, Парижский мир: Парижский договор (1229) между графом Тулузским Раймундом VII и королем Франции Людовиком IX, окончивший Альбигойский крестовый поход. Парижский договор (1259) между… … Википедия

    Парижский договор (1259) между английским и французским королями об отказе первого от притязаний на Нормандию, Мен и другие французские территории, потерянные Англией при Иоанне Безземельном, но сохранении Гиени. Договор стал одной из причин… … Википедия

    Парижский мирный договор (трактат) был подписан 18 (30) марта 1856 г. Его обсуждение проходило на конгрессе, открывшемся 13 (25) февраля 1856 г. в столице Франции. В работе конгресса участвовали Россия, Франция, Англия, Австрия, Турция и Сардиния … Википедия

    Парижский мирный договор (трактат) был подписан 18 (30) марта 1856 г. Его обсуждение проходило на конгрессе, открывшемся 13 (25) февраля 1856 г. в столице Франции. В работе конгресса участвовали Россия, Франция, Англия, Австрия, Турция и Сардиния … Википедия

Европейская интеграция является длительным процессом развития, который начался в начале 50-х годов.

Исторический путь к европейской интеграции подразделяется на три стадии. Первая стадия относится к созданию таможенного союза, вторая к образованию единого внутреннего рынка, третья связывается с созданием полного экономического и валютного союза.

Оккупация Западной Германии не могла продолжаться вечно. Поэтому западные союзники создали Международный орган управления в Ruhrв 1949 году, для того, чтобы держать под контролем производство и сбыть продукции угольной и стальной промышленности этого региона. Экономика Западной Германии начала восстанавливаться, и появились первые признаки того, что стране требуется большая независимость. Таким образом, перед союзниками встала дилемма. Или они, способствуют дальнейшему росту промышленной мощи Германии в целях создания щита от возможных атак с Востока, или необходимо предотвратить ситуацию когда мощная Германия вновь приведет к дестабилизации мира и стабильности в Европе. Выход был найден в плане Шумана.

Первым шагом в процессе интеграции Европы было создание общего рынка угля и стали, которое основывалось на плане Шумена от 9 мая 1950 года. План Шумена привел к подписанию Парижского договора 18 апреле 1951 года и к созданию Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)(EuropeanCoalandSteelCommunityECSC). Договор ЕОУС, который вступил в силу 23 июня 1952 года, был подписан шестью государствами-учредителями: Бельгией, Францией, Германией, Италией и Люксембургом. Срок действия договора был установлен на 50 лет

Франция согласилась пожертвовать частью своего суверенитета в пользу наднационального органа, в замен на частичный контроль над германской тяжелей промышленностью. Конрад Аденауэр, канцлер Западной Германии, видел в это единственный шанс улучшения подчиненного положения страны и обретения ею равных прав с другими государствами после войны, и принял план. Таким образом, Франция впервые в истории вступила в альянс с Германией.

Договор Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) касается создания таможенного союза. Статья 4 Договора ЕОУС предполагает отмену таможенных пошлин на импорт и экспорт, отмену налогообложения равного результата, а также количественных ограничений в перемещении угля и стали в Сообществе.

Основной целью Парижского договора была ликвидация барьеров и создание предпосылок конкуренции в области угля и стали, хотя многие специальные статьи договора были далеки от духа экономической либерализации.

Кроме того, трижды в преамбуле было обозначено, что целью Парижского договора является поддержание мира, избежание кровавых конфликтов и повышения уровня жизни в странах участницах

Полномочия Верховной власти (High Authority) еоус

Договор ЕОУС предусматривал создание наднационального органа Верховной власти с широкими полномочиями, среди которых были право получения доходов от налогов, влияние на принятие решений по инвестициям, а также право установления минимальных цен и квотирования производства в период предстоящего или явно выраженного кризиса.

В договоре было очевидное несоответствие между желаемыми институциональными рамками и конкретными экономическими полномочиями,

которые имели институциональные органы. Это несоответствие было умышленным, поскольку интеграция в области угля и стали была средством для достижения более широких и долгосрочных политических целей.

Из-за того, что Верховный орган мог избежать демократического контроля, было решено создать Совет Министров, который был призван стать связующим звеном между всеми национальными правительствами и Верховым органом.

Кроме экономической интеграции в это же самое время были предприняты шаги по усилению политической интеграции, особенно в области совместной обороны (после Корейской воины 1950-53 гг). США предложила вновь вооружить Германию, что не очень понравилось европейцам.

Ренэ Плевен, премьер-министр Франции, предложил план создания EuropeanDefenseCommunity(EDC) в октябре 1950 года. План предусматривал создание межправительственного органа, состоящего и министров обороны стран участниц, включая Германию, призванного осуществлять общую оборонную политику. Договор был подписан в мае 1952 годы, однако Французский Парламент его не ратифицировал. (причиной было большое Французских войск в Индокитае (1946-1954), то есть европейская армия могла состоять в основном из немцев – что было не приемлемо)

На саммите в Париже в июне 1953 года была предпринята попытка создания EuropeanPoliticalCommunity(EPC). Окончательное соглашение было подписано в Баден-Бадене в августе 1953 года. Однако Французский Парламент опять его не ратифицировал (причиной было вооружение Германии и неучастие Великобритании)

Создание ЕОУС не привело к значительному прогрессу в социальной сфере западной Европы, попытки политической интеграции не увенчались успехом. Политическое сотрудничество осталось в рамках Совета Европы. Выйти из застоя позволила инициатива Великобритании. В 1954 году в Париже было подписано множество соглашений, включивших в себя следующие основные пункты:

    прекращение оккупации Германии.

    Вступление Италии и Западной Германии в WEU

    ограничение производства военной продукции в Германии

    сохранение военного присутствия западных союзников (Великобритании, Франции и США) в западной Германии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода