Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Общественный и государственный строй централизованного русского государства. Общественный и государственный строй русского централизованного государства

- 122.50 Кб

вариант № 9 (Образование Русского централизованного государства. Общественный строй и правовое положение населения)

по дисциплине: История отечественного государства и права

Чита 2009

Введение

I Основная часть

1.1 Образование Русского централизованного государства

1.2 Общественный строй и правовое положение населения

Заключение

Список использованных источников

Введение

С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система заметно вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в северных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге.

Пашенная система требует постоянной обработки земли. Поскольку здесь крестьянин всегда имеет дело с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год или два, то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже.

Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.

Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т.е. создание централизованного государства.

Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждает феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не мог бы достигнуть значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV - XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.

Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага.

Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова. - М. Издательство БЕК, 1996. - 368 с.

I Образование Русского централизованного государства. Общественный строй и правовое положение населения

1.1 Образование Русского централизованного государства

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего его экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.

Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын известного героя земли русской Александра Невского - Даниил. При нем в конце XIII - начале XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.

Основа могущества Москвы было заложена при втором сыне Даниила - Иване Калите (1325-1340). При нем продолжалось собирание русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром православной церкви, в 1326 г. в нее была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т.е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершенную фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли - Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. После известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.

Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно- территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.

Наряду с объединением русских земель происходило присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранили свою самобытность. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова. - М. Издательство БЕК, 1996. - 368 с.

Таким образом, процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государств-княжеств в одно - Московское великое княжество; а во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества. Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова - М.: «Проспект», 1999. - 544 с.

1.2 Общественный строй и правовое положение населения

В рассматриваемый период на Руси происходили довольно существенные изменения в формах феодальной собственности на землю и в правовом статусе основных группировок господствующего класса феодалов. Иным становился их характер взаимоотношений между ними.

Класс феодалов подразделялся на несколько разрядов. Во главе иерархической лестницы стоял великий князь - крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали князю и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу. Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину и управлялись дворцовыми слугами. Черносошные земли принадлежали князю как главе государства. Крестьяне этих земель несли тягло, повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками. Черные земли также нередко переходили в частное владение феодалов - бояр, монастырей, дворянства. Служилые князья превратились в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем - его подданными. Бояре-вотчинники стали основной категорией господствующего класса феодалов в период феодальной раздробленности. Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и т.п.; в их руках находились суд, управление, сбор податей и т.д. кроме того, бояре имели «право отъезда» от одного князя к другому, не влекшее за собой ликвидацию вотчины. Важным институтом вотчинного землевладения было право родового выкупа отчужденных земель, согласно которому родственники вотчинника получали возможность приобрести их в первую очередь. Это право осуществлялось независимо от вассальных связей боярства. Боярское землевладение уже к XV в. не совпадало с оставшимися от политической раздробленности границами удельных княжеств. Вассальные отношения с удельными князьями разрушались и заменялись службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти правовой статус бояр-вотчинников существенно изменялся: было ограничено, а затем и отменено «право отъезда»; вотчины стали приобретать характер условного землевладения; были сокращены их иммунитетные привилегии. Эти изменения привели к некоторому ограничению власти бояр, что еще не означало утрату ими привилегированного положения. Бояре - по-прежнему крупные землевладельцы, эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов. Они были свободны от податей и повинностей, судили своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав феодального совета при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде.

Боярское звание ранее могло быть получено только по наследству. С изменением старой феодальной знати звание бояр стало придворным чином, жалуемым великим князем. Появились «введенные» бояре, окольничие, принадлежность которых к верхушке феодальной знати устанавливалась князем. Другие слои феодалов имели чины думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых и др.

Для феодальной иерархии этого времени характерна система местничества, при которой представители княжеских или феодальных фамилий занимали по родовитости определенное место при дворе князя и на государевой службе. Широкие привилегии старой феодальной знати, система местничества были серьезным тормозом процесса централизации, укрепления политического единства. Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова - М.: «Проспект», 1999. - 544 с.

Служилые люди - дворяне - владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками.

Дворянство становилось все более многочисленной группой господствующего класса, причем группой, теснейшим образом, связанной с великокняжеской властью и становившейся ее важной политической опорой. Дворянство было крайне заинтересовано в укреплении власти единого государя, так как не могло само справиться ни с внутренними, ни с внешними врагами. Оно было заинтересовано в захвате новых земель и расширении предоставляемых ему «дач», в активизации развития торговли, появлении новых торговых путей, так как хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях связей с рынком, развития барской запашки, увеличения повинностей. В последующем права дворян на землю были значительно расширены.

К средним и мелким феодалам относились слуги вольные и дети боярские. Среднее и мелкое дворянское землевладение имело более прогрессивный и жизнеспособный по сравнению с боярско-княжеской вотчиной характер, о чем свидетельствовали многочисленные факты разорения бывших княжат и бояр, их долги, заклады земель, продажа их новым владельцам.

Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники - имели до трети всех частновладельческих земель в Русском государстве. Церковное и монастырское землевладение продолжало интенсивно развиваться на протяжении XIV - XV вв. Оно, как правило, не совпадало с границами отдельных княжеств. Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только великокняжеская власть могла помочь церковникам справиться с крестьянским движением. Крестьяне все чаще поднимались на борьбу, захватывали земли феодалов, убегали на окраины страны. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства, создать необходимые условия для усиливавшейся эксплуатации непосредственных производителей. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства. В начале XVI в. определилась тенденция к некоторому их изменению, ограничению: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духовенства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях. Заключение
Список использованных источников

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв. :

  1. наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;
  2. замена вассальных отношений отношениями подданства;
  3. развитие общегосударственного законодательства;
  4. единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя ϶ᴛᴏго периода:

  1. появилось понятие «царь», кᴏᴛᴏᴩый объединяет под ϲʙᴏей властью всех иных князей, все – вассалы царя (϶ᴛᴏ образовалось благодаря опыту Золотой Орды);
  2. централизованное управление окраинами наместниками монарха;
  3. побудет термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);
  4. образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь .

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Стоит сказать - политическое закрепление власти московского князя связано :

  1. с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (϶ᴛᴏ усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);
  2. с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя)

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – ϶ᴛᴏ высший орган государства в XV–XVI вв.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор .

Стоит сказать - полномочия Боярской думы :

  1. решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;
  2. контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);
  3. дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);
  4. «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – ϶ᴛᴏ руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

На второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова "слуга над дворским") и помещики (производное от слова "испоместить" на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.

Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы. Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов.

В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми (" тягло " - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам. Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину. Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:

а) старожильцы - крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу;

б) ново подрядчики (новоприходцы) - обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев);

в) серебряники - крестьяне, задолжавшие деньги (серебро) под проценты ("в рост") или под погашение долга работой у феодала ("под изделье");

г) должники-серебряники - давшие долговую записку ("кабальная запись") становились кабальными людьми;

д) половники - обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю;

е) бобыли - обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;

ж) страдники-холопы - холопы, посаженные на землю и несшие барщину.

К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, по завещанию, при самопродаже. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными. В городах же положение было иное - поступление в услужение "по городскому ключу" не влекло холопского состояния.

Заключение

Большую роль в ходе централизации сыграла политическая активность таких государственных деятелей как Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV. Важную роль в духовном и политическом единении русского народа сыграла православная церковь. Наконец, мощным фактором, ускорившим централизацию, явилось наличие внешней опасности и необходимость борьбы с нею. К концу XVI в. сложилось централизованное русское государство с централизованной властью.

Сущность централизации можно выразить в следующих тезисах:

1) окончательная ликвидация остатков политической самостоятельности земель;

2) развитие общегосударственного права и общегосударственного законодательства;

3) складывание общегосударственной системы налогов;

4) создание централизованных вооруженных сил, подчинённых самодержавной власти;

5) перестройка управления на местах, ликвидация кормлений, создание приказной системы;

6) идеологическое и духовное обоснование единодержавия.

3. Иван IV. Внутренняя и внешняя политика.

3.1.Начало правления. Реформы

В 1533 г. умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана IV, вошедшего в историю под именем Ивана Грозного. Фактически же правительницей государства стала вдова умершего царя Елена Глинская. Через 5 лет она скончалась, и вокруг восьмилетнего государя началась острая борьба за власть. Сторонники враждующих группировок были по сути бесконтрольны и их злоупотребления и взяточничество в эти годы достигли огромных размеров. В этой борьбе за власть и вырос маленький государь. Ссорясь и враждуя друг с другом, бояре окружавшие его бояре не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от него своих врагов, а маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей и партий до тех пор, пока не научился сам насильничать став жестоким и не чувствующим жалости.

Как отмечалось выше, после смерти Елены Глинской - матери Ивана IV - развернулась ожесточенная борьба княжеско-боярских группировок за власть. За короткий срок поочередно власть переходила то к феодальной группировке Шуйского, то к группировке Вельских, то опять к Шуйским. Эта борьба сопровождалась произволом и насилием. Воспользовавшись ослаблением государства, Казанское ханство предприняло в 1537-1538 гг. военные походы в Поволжье и к северу от Волги. В результате был нанесен огромный ущерб экономике России, кроме того, десятки человек были уведены в плен. Обострение внутреннего положения и усиление внешней опасности вынудили наиболее дальновидных политических деятелей искать выход в усилении государственной централизации. Заинтересованные в централизации власти феодальные круги возлагали надежды на подрастающего Ивана IV. Уже в годы ранней молодости он проявил властный и жестокий характер. В декабре 1543 г. по повелению молодого царя были отстранены от власти Шуйские, а затем отправлены в опалу и казнены часть бояр. В январе 1543 г. произошло венчание Ивана IV на царство. Впервые московский князь наделялся титулом царя, что по тогдашним понятиям резко, возвышало его над всей титулованной русской знатью и уравнивало в положении с западноевропейскими императорами. Но был в венчании Ивана IV на престол и другой смысл. Царскую корону он получал из рук главы церкви - митрополита Макария, от него же выслушивал и напутственное слово. Все это подчеркивало особое положение церкви в государстве, которая выступала в качестве гаранта самодержавной власти. С приходом к власти Иван IV осуществил ряд серьезных реформ. В целях ограничения власти бояр Иван IV вводит земские соборы. В земских соборах нашла свое проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Царь выступает с резким осуждением боярского правления в предшествующие годы, предпринимает решительные меры по улучшению положения дворян, которые были освобождены от подсудности, все судебно-административные дела передает в ведение государства. Эта мера укрепляла власть царя, одновременно ослабляла власть бояр.

Вокруг молодого царя образовался кружок приближенных к нему лиц - избранная рада. Состав рады отражал компромиссный характер внутренней политики, проводимой в то время Иваном IV. Наряду с лицами незнатного происхождения в нее входили представители знати и придворной администрации. Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет фактически являлась правительством и управляла государством от имени царя. По мнению ряда историков, время правления избранной рады - самый по тем временам демократичный период царствования Ивана Васильевича. 27 февраля 1549 г. был созван первый Земский собор. Созыв Собора свидетельствовал о создании сословно-представительного учреждения и превращении России в сословно-представительную монархию. В то время власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Хотя земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, они все же способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярством. Но постоянным органом они не стали и впоследствии собирались только по необходимости.

В 1550 г. по новому Судебнику власть наместника на местах резко ограничивалась. В этом же году были проведены и военные реформы, суть которых сводилась также к централизации управления и ограничению тенденций местничества в этой важной сфере. В том же году было создано Стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Во второй половине XVI в. в войска вливались и казаки, жившие на Дону. В годы царствования Ивана IV были проведены в жизнь и другие реформы: по налогам и повинностям, по церковному землевладению, реформа местного самоуправления.

В 1551 г на церковном соборе (названном Стоглавым – по количеству глав, в которых были изложены его решения) были приняты меры по унификации святых обрядов и улучшению нравов духовенства. Серьезные перемены коснулись центрального государственного управления. Вместо двух прежних учреждений – Государевых дворца и казны, обладавших размытыми, переплетавшимися функциями управления, - была создана целая система специализированных приказов. В частности, внешней политиков ведал Посольский приказ, безопасностью государства, борьбой с преступностью- Разбойный приказ, военными делами – Разрядный и Стрелецкий приказы, жалобами и контролем – Челобитный приказ.

В результате губной реформы из ведения наместников и волостей были изъяты дела о «разбоях» и переданы губным старостам, которых выбирали дворяне уезда. После губные старосты стали главами уездных администраций. Земская реформа привела к появлению выборных (из числа зажиточных крестьян и посадских людей) земских старост, которые стали ведать судом и сбором податей. Была проведена важная военная реформа, обязавшая обязательную воинскую службу для феодалов и сбор войск. Было создано стрелецкое войско. Было несколько ограничено местничество, унифицированы денежная система (рубль стал основной общегосударственной денежной единицей), система мер и весов. Была проведена реформа податного обложения. Возросло налоговое бремя. Таким образом в конце 40-х – 50-х годах была проведена крупнейшая за всю предшествующую историю страны серия реформ. Она повысила централизацию и эффективность управления и знаменовала собой оформление государственного аппарата России, который до этого времени носил черты великокняжеского управления. Внешнеполитические успехи России в 50-х годах XVI века явились во многом следствием проведённых реформ. Осуществлялось колонизационное движение Руси на восток Взятие Казани было сродни победы в освободительной войне. Иван Грозный всенародно любим и авторитет среди народа беспрекословный. Расширение территории Российского государства ведется за счет захвата и колонизации новых территорий у осколков Золотой Орды. В 1552 г. Иван Грозный покорил Казанское ханство. В 1556 г. войска Ивана Грозного завоевали Астраханское ханство. После взятия Казань в течении всего 20 лет была превращена в большой русский город. В 1557 году произошло присоединение Башкирии. Громадные пространства ценных земель были заселены и освоены русским народом Таким образом, все Поволжье вошло в состав Русского государства. Волжский торговый путь, по которому можно было доплыть до Каспийского моря, а оттуда в Персию, Турцию и двинуться дальше на Восток, принадлежал России. В 1581 г. отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство. Часть населения Сибири подчинилась России добровольно. Теперь Русское государство заняло всю Восточную Европу и продвинуло свою границу далеко за Урал.

Однако в 1560 году после смерти жены царя Анастасии произошел психический сдвиг царя Избранная рада была разогнана. Были разогнаны фавориты царя Сильвестр и Адашев. Падение правительства обозначало стратегический поворот от политики реформ к мрачной эпохе террора, которая охватила последующее царствование Ивана Грозного и была связана с так называемой опричниной.

3.2. Опричнина. Сущность. Причины

Разногласия царя с его ближайшим окружением накапливалось постепенно как во внутренней политике (Иван Грозный хотел форсировать централизацию), так и во внешней (видя неблагоприятное отношение сил близкие царю были против Ливонской войны). Царь надеялся на быструю победу в войне, одержав серию побед в начале войны. Положение изменилось после тяжелых поражений русской армии в 1564 г. На реке Уле и под Оршей. В результате группа воевод попала в опалу, двое из них были сразу казнены царем за измену. Ситуацию усугубило бегство в Литву воеводы А.Курбского, руководившего русскими войсками в Ливонии. Из-за границы он прислал письмо, обвинявшего царя в тирании и бессмысленных убийствах верных слуг. Эпоха террора начиналась

Иван IV, будучи человеком с непомерно развитым самолюбием, со временем стал тяготиться людьми с самостоятельными взглядами. Опасным непокорством считал царь всякую самостоятельность в суждениях любого из его окружения. В зависимости от ситуации он прибегал к изощренным тактическим ходам, не особенно церемонясь в выборе средств. Вот несколько примеров. В декабре 1564 г. Иван IV в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье. В" начале января 1565 г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщил, что он положил гнев и опалу на высшее духовенство и всех феодалов и решил оставить государство. В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV заверял их, что относится к ним лояльно, доброжелательно. Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилия феодалов. Московские "черные люди" потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол. Через несколько дней царь принял в Александровской слободе делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь с тем, чтобы он мог казнить "изменников" по своему усмотрению и учредить опричнину. Теперь выделялась государева опричнина, своеобразный личный удел государя всея Руси. Остальная часть государства именовалась земщиной. Земли, которые были взяты в опричнину, представляли собой уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которых были исконной опорой великокняжеской власти.

В исторической литературе даются неоднозначные характеристики опричнине, причинам ее введения и последствиям. Вызывает интерес точка зрения на этот вопрос, принадлежавшая доктору исторических наук А. Л. Харашкевич, высказанная в журнале "История СССР" (1991. № 6).

Опричнина, как пишет автор, учреждена Иваном Грозным ради продолжения непопулярной в России Ливонской войны, ведшейся под лозунгом овладения наследием, якобы оставленным Августом-кесарем своему далекому потомку Рюриковичу. Страдавший сложным комплексом неполноценности (из-за неуверенности в законности своего появления на свет, невенчанности Василия III, былого, но не забытого соседними государями холопства его деда - Ивана III), первый русский царь (с 1547 г.) болезненно воспринял отказ великого князя литовского и короля польского признать его титул, равно как и нежелание боярства поддерживать его в борьбе за "государево имя", в воинственных устремлениях против единоверческого населения Великого княжества Литовского. Стремление к миру с православными соседнего государства заставляло Боярскую думу - орган, выражавший корпоративные интересы высшей прослойки феодалов, поступать вопреки замыслам царя. Вину за неудачи в Ливонской войне, уже в 1560 г. превратившейся в ливонско-литовско-русскую, царь возлагал не только на воевод, но и на всех участников дипломатических переговоров с Великим княжеством Литовским и Короной Польской, в 1569 г. объединившихся в Речь Посполитую. За это большинство их - вне зависимости от принадлежности к опричнине или земщине - расплатилось жизнями на протяжении 1567- 1570 гг., когда обозначились необратимость неудач и близость полного поражения в войне.

При имеющейся разнице взглядов на сущность и причины опричнины очевидна ее неразрывная связь с укреплением самодержавия - в подавлении сословно-представительных начал, в сокрушении остатков удельных порядков, в сфере внешнеполитических отношений.

Что же представляла из себя опричнина Ивана Грозного?

В системе централизованного государства Иван IV выделил "опричь" всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение - государев удел, или опричнину. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками. Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и боярских детей гвардию телохранителей. Каждый опричник отрекался от своих родных и друзей и обязывался служить только царю.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией. В ее лице Иван IV создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле. Пик террора пришёлся на 1569/70 годы когда царь, заподозрив в измене Новгород, устроил там кровавый погром, длившийся более месяца и сопровождавшийся неслыханным грабежом (были разграблены даже церкви и монастыри). По некоторым оценкам, в Новгороде погибло до 10-15 тысяч человек. После новгородского «похода» начались казни и среди самих опричников.

Опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа.

В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей страны - крестьян - еще больше ухудшилось: возросла не только барщина, но наряду с ней увеличивался и оброк.

Безудержное стремление Ивана Грозного к усилению личной власти и его методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет отпечаток деспотизма.

Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и само самодержавие, и его деспотичные черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью.

Внешняя обстановка этих лет продолжала оставаться сложной. Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сумел форсировать Оку, однако в этот раз не стал осаждать столицу, а поджег посад. Город почти весь сгорел. Чтобы окончательно сломить Ивана Грозного, крымский хан повторил набег на следующий год. Опричное войско оказалось небоеспособным против настоящего неприятеля. Понимая серьезность создавшегося положения, Иван Грозный укрепил свои войска, подобрал опытных военачальников. Эта армия в 50 км южнее Москвы в битве у села Молоди разбила войско Девлет-Гирея, почти в 2 раза превосходившее ее по численности. Тем самым крымская опасность на много лет была устранена. Эта же победа убедила Ивана IV в нецелесообразности разделения страны и войска на две части. Осенью того же 1572 г. опричнина была отменена.

Опричнина не была антибоярской политикой. Среди опричников было много представителей аристократических родов. К тому же, на одного казенного боярина приходилось 3-4 рядовых землевладельца, а на одного представителя привелигированных служивых землевладельцев – десяток лиц из низших слоев. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Усугубили народные бедствия также крымские набеги, походы Стефана Батория и свирепствовавшая несколько лет эпидемия чумы, охватившая обширную территорию. Разразился хозяйственный кризис, центр и северо-запад были опустошены, много сел и деревень оказались заброшенными. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство, которое фактически закабаляло крестьян. Этому во многом способствовала опричная политика.

3.3. Конец царствования

В целом итоги царствования Ивана IV были неутешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Усугубили народные бедствия также крымские набеги, походы Стефана Батория и свирепствовавшая несколько лет эпидемия чумы, охватившая обширную территорию. Разразился хозяйственный кризис, центр и северо-запад были опустошены, много сел и деревень оказались заброшенными. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство, которое фактически закабаляло крестьян. Этому во многом способствовала опричная политика.

Говоря о личных качествах Ивана Грозного, следует отметить, что царь был не только жесток, но и вспыльчив. Во время одного из припадков он избил до смерти собственного старшего сына и наследника царевича Ивана. Единственным же наследником престола оставался слабоумный будущий царь Федор Иванович. Самодержавную неограниченную власть умирающий деспот оставлял наследнику, который был просто не в состоянии править.

Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же немалый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется то, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны, а слово "опричнина" стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления неповинных людей.

18 марта 1584 г. московские колокола своим печальным перезвоном возвестили жителям столицы о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. При этой вести были забыты и все великие жестокости грозного царя, и ненавистная опричнина, а вспоминались только такие великие дела его царствования, как взятие Казани, завоевание Астрахани и Сибири, издание Царского Судебника и построение в Москве великолепного храма Василия Блаженного.

4.Заключение

Внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность при Иване Грозном была на мой взгляд тесно связана между собой в его стремлении укрепить южные и восточные границы, а также упорная борьба за балтийский берег, завоевание всё больших территорий на восточном направлении, укрепление власти самодержавия. Иван Грозный был крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «избранной радой» Грозный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершал свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», - он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только умеет выбрать вожаков,- все равно: это правительство всегда обладает необходимыми политическими качествами, хотя не всегда имеет успех и удачу. Недаром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному, называл его приемника московским словом «durak», отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя.

Государство и право Золотой Орды (XIII-XV вв)

Монгольское государство представляло специфический тип ранней кочевой варварской империи.

Наличие двух признаков:

1. Большая территория,

2. Наличие зависимых или колониальных владений.

Ранняя империя. Для ранних империй характерно отсутствие прочной взаимосвязи между метрополией и колониями. Наличие различий по основным показателям развития.

Варварская. Для варварских империй характерно наличие преимуществ развития только в военной сфере (по равнению с завоёванными народами).

Кочевая империя – общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее большие пространства и получающее не скотоводческие ресурсы по средства внешней эксплуатации.

Признаки кочевых империй:

1. Дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи.

2. Многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными генеалогическими связями.

3. Военный характер общественной организации «метрополии» (обычно по десятичному принципу).

4. Ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры.

5. Специфический порядок наследования власти.

6. Особый характер отношений с земледельческим миром (вырыжалось через получение дани).

В административном плане, монгольская империя делилась на неравнозначные в государственно-политическом отношении части.

Во главе государства находился Хан. Он являлся главой гражданского управления, верховным собственником земли, верховным жрецом, верховным судьёй и главой военной администрации.

Курултай. Съезд степной кочевой аристократии, высший коллегиальный орган государства (утверждение кандидатуры хана – основной вопрос).

Система органов центрального отраслевого управления была представлена диванами. Диваны возглавлялись эмирами. Во главе правительства (над всеми эмирами) находился визирь (ведал ханской казной и осуществлял общее управление государством в отсутствие хана).

Управление на местах и в завоёванных территориях осуществлялось с помощью многочисленного чиновничьего аппарата: даруги и баскаки.

Судебная власть не была отделена от административной. Высший суд осуществлял хан его суд являлся высшим опиляционной инстанцией и первой инстанцией по делам ханского рода. Высший судебный орган – диван яргу (Яргучи – высший судья). Действовала система религиозных судов и суды родовых старейшин.

Общественный строй.

Джучиды – верхушка золотоордынского общества.

Найоны или беки – потомки сподвижников Чингисхана, крупные феодалы.

Нукеры – дружинники Хана и крупных феодалов. Занимали средние и низшие должности в военной администрации.



Духовенство -

В Золотой орде не было развито законодательство в целом.

Основным источником права была «Великая Яса» - свод законов и обычного права монгольского народа 1226г. Автором был сам Чингисхан (он был неграмотным).

Структура великой Ясы:

1. Белик или мудрость – изречения и воззрения хана – теоретическая часть ясы.

2. Яса – свод различных законов.

1. Нормы административного и государственного права. В рамках этого раздела можно выделить несколько элементов: 1) Император или Хан (верховная власть сосредотачивается в руках хана; никто не может быть ханом без утверждения на курултае; титул хана есть единственный атрибут верховной власти). 2) Монгольская нация (монгольская нация именуется как государственный род или правящая нация – акт политического самовыражения). 3) Армия (бойцами рекрутируются все мужчины старше 20 лет; устанавливается десятичная система управления армией; создаётся особое подразделение – ханская гвардия; устанавливается принцип формального равенства – от каждого требуется равное напряжение сил и каждому полагается равное вознаграждение). Часть ясы об армии называют воинским уставом. 4) устав лова (охота рассматривается как государственный институт и основа военной подготовки). 5) крепостной устав (данный устав осуществлял всеобщее прикрепление населения к государственной службе): в монгольской империи устанавливался принцип необходимой государственной службы (мужчины прикреплялись к военной службе, все остальные, к податному участку – порядок выполнения работ в пользу государства). 6) ямской устав (определял порядок создания и содержания дорог и почтовых станций): а) устройство Ямов (станций) распределялось между населением страны так, чтобы на каждые 2 000 человек возлагалось попечение об участке дороги; б) каждый ям должен был обеспечиваться лошадьми, кормом для лошадей и питанием для проезжающих; в) для ханских послов и государственных служащих, пользование ямами было бесплатным. 7) тарханный устав (создавался для населения, изъятого из-под действия крепостного устава: из-за религиозной принадлежности или вследствие своей социальной ценности (ремесленники, врачи)). 8) податной устав (определял порядок обложения завоёванных народов): а) проведение обязательной всеобщей переписи населения; б) определения качественной и количественной сторон налога; г) назначение должностных лиц, ответственных за сбор налога.

2. Нормы международного права. 1) определение формы объявления войны с гарантией безопасности населения, в случае добровольного подчинения; 2) установления принципа неприкосновенности послов.

3. Нормы уголовного права. Основная цель – поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Виды преступлений: преступления против хана и порядка управления; преступления против религии, нравственности и морали; нарушения военных обычаев (военные преступления); преступления против личности; имущественные преступления.

Основная цель наказания – физическое устранение преступника.

Виды наказаний:

1. Смертная казнь. От смертной казни можно было откупиться. Яса не знает квалифицированной смертной казни.

2. Тюремное заключение. Назначалось только в отношении членов ханского рода.

3. Разжалование по службе.

4. Телесные наказания.

5. Денежные штрафы.

Источники Русского права 15-первой половины 16 в.

1. «Русская правда».

2. Псковская судная грамота (?).

3. Церковное законодательство.

4. Великокняжеское законодательство: в форме указов, в форме общерусских кодексов и грамот (жалованные грамоты (по источнику, по предоставляемым льготам и привилегиям, по предмету пожалования), уставные грамоты (уставные грамоты наместничьего управления, земские уставные грамоты, губные уставные грамоты), таможенные грамоты, судные грамоты).

Великокняжеское законодательство в форме указов (конец 15-го века):

1. Указ наместникам о суде градском (определял порядок деятельности должностных лиц, участвующих в судебно процессе).

2. Указ о недельщиках.

3. Указ о езду (о поездках). Определял размер пошлин, выплачиваемых приставам при поездках в разные части московского государства (этот указ войдёт в состав судебника).

Первые указы касаются сферы судопроизводства.

Предпосылки русского централизованного государства:

1) Падение влияния золотой орды;

2) Рост городов и развитие торговли;

3) Появление русской национальной идеи;

4) Подъем самосознания русского народа;

5) Автокефалия русской церкви – 1448г;

6) Формирование сильного политического центра способного объединить Русские земли.

Этапы централизации:

1) Появление политических центров претендующих на роль объединения (М. Тверь, Литва);

2) Возвышение Москвы (Калита, Дмитрий Донской, Василий II темный);

3) Свержение Ига (1480, 1380);

4) Ликвидация оплотов сепаратизма (Галич, Новгород, Псков, Рязань);

5) Принятие титула государя всея Руси (Иван III);

6) Принятие общерусского судебника 1497г.

Государственный строй московского государства:

Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служивых.

Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются “великими князьями всея Руси”, что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III в сношениях с другими государствами называл себя царем. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном.

В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей, многие годы являясь самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились, по примеру других князей, в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.

Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.

Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV в. появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного происхождения.

Великие князья стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя “государями всея Руси”, а иногда и царями.

Вместе с тем, нельзя сказать, что Московское государство было неограниченной монархией. Деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов - боярами и церковью.

Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались межкняжеские договоры, В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними, великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей.

Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчинах они чувствовали себя по-прежнему удельными князьями, какими были их отцы и деды. Словом, новое московское боярство приняло вид родовой и земельной аристократии с притязаниями на участие в управлении государством. С конца XV в., когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы.

Путные бояре. До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Существовали некоторые органы административного управления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути, под управлением путных бояр. Слово “путь” означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся введении местных органов власти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.

Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре - верхушка феодальной знати.

I. Высший орган управления:

a)Верховенство законодательной власти;

б)Правитель;

2. Боярская дума – это высший законодательный и совещательный орган. Структура:

а)Общее собрание членов боярской думы (Бояре Старшие и введенные, окольничьи);

б)Думная канцелярия (дьяки и песцы).

II. Центральные органы власти:

1. Пути – это модернизированная служба дворцово-вотчинной системы управления, сочетавшая в себе персональное и ведомственное начало (Тиун + Деревня).

III. Местное управление:

1. Наместники великого Князя, в округах московского государства,

3 типа округов:

а)Административно-территориальные – уезды, станы, волости, наместники;

б)Судебно-территориальные – Губы, губные старосты;

в)Военно-территориальные – Разряды, воеводы.

Функции наместников:

· Текущее управление на местах;

· Проведение в жизнь Княжеских указов;

· Сбор налогов.

IV. Местное самоуправление

1. Сельские сходы и старосты в деревнях;

2. Собрание Посада в городах.

Органы местного управления.

Военное устройство.

Суд и процесс.

Центром объединения русских земель в XV-XVI в. стало Московское княжество. Изменились взаимоотношения между великим князем и удельными князьями.

В XV в. резко сократились феодальные привилегии и иммунитеты. Вассальные отношения заменяются отношениями подданства. Княжеской власти стал придаваться божественный статус, т. о. начал оформляться цезаризм. Великий князь сосредоточил в своих руках законодательные, исполнительные, судебные функции. Утверждается обычай передачи верховной власти по наследству старшему сыну, прочие сыновья получали уделы и зависели от государя. Изменился статус великого князя. Иван IV венчался на царство. Царь -- титул, равный императорскому. При Иване Ш создается совещательный орган Боярская дума. Она была постоянно действующим органом со стабильным составом, однако не имела четко очерченной компетенции. В XVI-XVII в. ее функции и роль неоднократно менялись. Цари стремились ограничить влияние Думы. Из ее состава выделялся круг особо приближенных лиц -- Избранная рада, Ближняя дума. Роль Боярской думы возросла в Смутное время. Во время правления «Семибоярщины» во главе государства стояли наиболее видные члены Боярской думы. Однако узкосословная политика бояр привела к тому, что Дума не получила поддержки народа и верховная власть предпочла обратиться не к ней, а к Земским соборам. Новым высшим органом государства при Иване IV стали Земские соборы. В состав Земского собора входили: Боярская дума, высшее духовенство («Освященный Собор»), выборные представители дворянства, городов, черносошных крестьян и казаков. Полномочия собора были неопределенны и безграничны. Они решали вопросы избрания на царство, войны и мира, принятия новых нормативных актов, налогообложения. С середины XVII в. с усилением самодержавной власти происходит полное отмирание Земских соборов.

Территориально государство делилось на уезды, возглавляемые наместниками; станы и волости, возглавляемые волостелями. Содержались наместники и волостели за счет местного населения, получения от него «корма».

Правительство Ивана IV отменило кормления, заменив наместников и волостелей выборными земскими властями.

В XV в. дворцово-вотчинная система управления разделилась на состоящих из управления дворцом во главе с дворским, имевшим многочисленных слуг, и дворцовые ведомства (пути), обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения. Пути не только собирали с выделенных мест те или иные продукты, но и были административными и судебными органами.

В середине XVI в. пути преобразуются в приказную систему управления. Приказы -- это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам.

В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Ее основу стала составлять дворянская конница и стрельцы. Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Для управления артиллерией - Пушкарский приказ. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Разбойный приказ -- зародыш полицейского органа. Дворцовые приказы: Конюшенный, Ловчий, Постельничий -- касались потребностей царя и его семьи.

Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование. В приказах процветало казнокрадство, взяточничество. Попытки установить за их деятельностью государственный контроль не имели успеха.

Судебный процесс .

Сторонами в процессе могли быть все члены общества, в том числе холопы и несовершеннолетние. По сравнению с Русской Правдой процесс по Судебнику 1497 г. носил более формализованный характер.

Судебное разбирательство начиналось с подачи истцом челобитной -- жалобы, определявшей предмет спора, а также приставной памяти -- документа, в котором указывался судья, устанавливалась дата явки сторон в суд.

Вызов в суд производился особыми должностными лицами:

недельщиком (должностное лицо, в обязанность которого входили вызов сторон в суд, арест и пытка обвиняемых, организация судебного поединка и исполнение решения суда; недельщики назначались на неделю, а затем сменялись);

доводчиком (лицо, производившее, обвинение, с которого начиналось дело);

ездовым (пристав, совершающий поездку за пределы города, за что платили специальную пошлину -- езд).

Неявка обвинителя влекла за собой прекращение обвинения, неявка ответчика -- признание его виновным.

Доказательствами являлись показания послухов, которые теперь признавались единственными свидетелями. Судебник формально не ставил каких-либо ограничений в отношении послухов по их социальному положению. Судебник устанавливал твердое правило беспрекословного доверия показаниям свидетеля, выдвинутого стороной в обоснование своего иска или возражения по иску.

Судебник не ограничивал количество послухов.

Другими видами доказательств были поле (судебный поединок), крестное целование (присяга), жребий.

Специфической формой процесса являлось так называемое «облихование». Для признания лица «ведомым лихим человеком» требовались показания 10--15 «добрых людей». Затем суд мог применить к обвиняемому пытку и смертную казнь.

В рассматриваемый период начинает применяться розыскная (следственная) форма процесса. В розыске сам суд изыскивал доказательства, допрашивал обвиняемого, пытал, устраивал очную ставку. Средствами розыска являлись поличное, обыск, а главное -- пытка, имевшая целью вынудить собственное признание и указать соучастников.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода