Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Название архитектурного шрифта. Шрифты и линии в строительных чертежах

Строение и конструкция буквы. Как правило, шрифт делится на знаки двух типов: прописные и строчные. Они имеют различное происхождение и соответственно различную архитектуру. Прописные знаки произошли от греческого и римского монументального письма. В них больше прямых линий, вертикалей и горизонталей, они стремятся к равновесию и симметрии. Строчные буквы более динамичные, в них присутствует большое число выносных элементов.
Наличие засечек и каплей имеет то же происхождение, что и сама конструкция знаков. Для прописных букв характерны засечки, присущие монументальным надписям, для строчных - капли, позаимствованные у техники письма пером (см. рис).

Пропорции внутри шрифта. Глядя на читаемый текст, человек привык видеть определенную ритмическую структуру. Чтобы эта структура не нарушалась, а глаза читателей не уставали, все знаки шрифта должны обладать определенными пропорциями и соотношением белого и черного внутри знака.
Есть три типа шрифтов, различающихся соотношением знаков по ширине: разно-, равно- и моноширинные .
В разноширинном шрифте больше всего заметна разница в ширине знаков относительно друг друга. Эта разница сложилась исторически в процессе развития и совершенствования шрифта, она обеспечивает хорошую читабельность, такие шрифты воспринимаются как наиболее гармоничные.
Знаки в равноширинных шрифтах, конечно, не одинаковы по ширине, но оптически выглядят одинаковыми. Такой шрифт обладает большей строгостью и статичностью.
В моноширинном шрифте все знаки находятся на равных по ширине кегельных площадках. Создание такого типа шрифтов было вызвано необходимостью: появлением рычажной пишущей машинки. Самыми популярными в то время были брусковые шрифты, на основе такого шрифта и был разработан стандартный шрифт для машинки.
Современная стилизация представлена на рис.


Гарнитуры и начертания. Гарнитурой называется комплект начертаний шрифта, объединенных единым художественным замыслом. Гарнитура обычно имеет название, например Arial или Verdana.
Начертания отличаются друг от друга по определенным признакам: прямое или наклонное (для гротесков), или курсивное (для антиквенных шрифтов), а также по насыщенности и ширине знака. Полный комплект начертаний для одного шрифта может включать в себя: нормальное, жирное, полужирное, сверхжирное, светлое, сверхсветлое, узкое. Для каждого из этих начертаний также может быть еще и наклонный (курсивный) вариант. Не для всех гарнитур существует полный комплект начертаний, как правило, есть нормальное, наклонное (курсивное) и полужирное начертания. Для некоторых шрифтов существует только одно начертание.


Курсивные знаки обычно несколько уже и светлее прямых. Эта традиция опять же обусловлена техникой письма пером.

Насыщенность шрифта. Отношение толщины основного штриха к высоте буквы называется насыщенностью шрифта. Толщина основного штриха может варьироваться в очень значительных пределах от сверхсветлого до сверхжирного начертания. Толщина основного штриха в начертании нормальной насыщенности составляет примерно 1/7 высоты строчного знака. Очень светлые и очень жирные начертания лучше использовать в большом кегле, иначе в светлых начертаниях не будет видно букв, а в жирных - внутрибуквенных просветов.

Ширина и пропорции знаков. В пределах одной гарнитуры ширина знаков (относительно друг друга) обычно остается неизменной, а вот пропорции могут изменяться довольно сильно (чаще в гротесках и брусковых шрифтах, чем в антикве).
Пропорции шрифта - это отношение ширины и высоты знаков шрифта. Соответственно в зависимости от пропорций начертание шрифта может быть узким, нормальным и широким.

Контрастность шрифта. Соотношение толщин основного (вертикального) и вспомогательного (горизонтального) штрихов называется контрастностью шрифта. Крупный контраст делает буквы достаточно изящными в крупных кеглях, но плохо читаемыми в мелких. Лучше всего читается шрифт с контрастностью от 1: 2 до 1:3.

Наличие засечек . Расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов называют засечками. Они являются не только декоративным элементом, но и помогают зрительно отделять одну букву от другой. Из множества видов засечек самыми известными считаются скругленные засечки, они соединяются с основным штрихом плавной кривой (скруглением).
Есть также засечки без скруглений. Они соединяются с основным штрихом под углом. Такие засечки обычно имеют форму бруска или клина. Брусковые засечки имеют прямоугольную форму и равную толщину со штрихами буквы. Волосные засечки - очень тонкие, не имеют скруглений в месте соединения с основным штрихом буквы.

Классификация шрифтов , принятая в русско- и англоязычной литературе. Классифицировать шрифты принято для удобства их выбора и использования. Единой, общепринятой классификации шрифтов до сих пор не существует.
По области применения шрифты можно разделить на две основные группы: те, которые предназначены для набора текста, и те, задача которых - привлечь внимание читателя, сделать текст заметным. Получаются две большие группы шрифтов: текстовые и акцидентные.
Главная задача текстового шрифта - не отрывать читателя от смысла текста. Текст должен хорошо читаться, не отвлекая внимания на отдельные элементы. Поэтому рисунок такого шрифта должен быть максимально нейтральным и привычным. При этом проектирование таких шрифтов представляет особую сложность для дизайнера, потому что к текстовым шрифтам применимы самые жесткие требования к форме каждой буквы и к форме и размеру внутри- и межбуквенного пространства.
Главная задача акцидентных шрифтов - привлечь внимание читателя. Достичь этого можно отказом от привычных форм букв. Если читатель видит необычную форму, он останавливает свое внимание отдельно на ней, а не на содержании текста. Такие шрифты не используют для набора сплошных текстов.
Выделяют также заголовочные и выделительные шрифты - это, как правило, особые начертания внутри текстовой гарнитуры (курсив, полужирный и т.д.).
Заголовочные шрифты не подходят для сплошного набора из-за насыщенности, плотности или ширины.
Выделительные шрифты тоже не используются для набора сплошного текста. Курсив хорош для выделения какой-то части в тексте, но непривычен в основном наборе.
Текстовые шрифты в свою очередь делятся (по стилю и времени появления) на три большие группы: антикву, брусковые (египетские) и рубленые (гротески).
Антиква. Ее принято подразделять на классическую (ренессансную), новую (классицистическую) и переходную антикву.
Классическая (ренессансная) антиква появилась в конце XV и начале XVI вв. в Италии. Для нее характерны: умеренный контраст между основными и вспомогательными штрихами, открытость форм, наклонные оси округлых знаков, несимметричные скругленные засечки.
Новая (классицистическая) антиква имеет следующие характерные черты: большой контраст между основными и вспомогательными штрихами, вертикальные оси овалов, закрытые формы знаков, соединительные штрихи и засечки (без скруглений) уменьшены до волосных линий, круглые капли.
Как следует из названия, переходная антиква является переходной фазой от старинной антиквы к новой. Характерные черты: больший контраст, практически вертикальные оси овалов, скругленные симметричные засечки и полузакрытые формы знаков.


Брусковые (египетские) шрифты. Они появились в Англии в начале XIX в. и применялись сначала как титульные, но в XX в. завоевали популярность как текстовые шрифты газетного набора. В этих шрифтах все штрихи, включая засечки, зрительно уравнены по толщине.
Брусковые шрифты можно поделить на две группы: приближенные по форме к антикве и приближенные к гротеску.
Брусковые шрифты, приближенные по форме к антикве (кларендоны), похожи на классическую антикву, у которой убрали контраст между основными и вспомогательными штрихами. Для таких шрифтов характерны симметричные скругленные засечки, закрытые или полузакрытые формы, вертикальные оси овалов, а капли и концевые элементы близки по форме к классической антикве.


Брусковые шрифты, приближенные по конструкции к гротеску, появились уже в XX в., когда были распространены различные гротески. По форме такой шрифт напоминает гротеск с засечками. Характерные черты: небольшой контраст между основными и вспомогательными штрихами (либо его совсем нет), засечки прямоугольной формы и той же толщины, что и основные штрихи, почти без скруглений.


Рубленые шрифты (гротески) . Это шрифты без засечек и заметного контраста между основным и вспомогательным штрихами.
Гротески подразделяют на три группы: старые, новые и геометрические.
Старые гротески появились в XIX и начале XX вв. Характерные черты: некоторая архаичность и неправильность форм; могут быть как открытыми, так и закрытыми, несколько грубоваты.
Новые гротески появились в Швейцарии примерно в середине XX в. Характерные черты: равноширинность знаков, закрытость форм и практически отсутствие контраста между штрихами.
Геометрические гротески появились в Германии в рамках конструктивизма в 1920- 1930-е гг. Характерные черты: формы, кото-рые выглядят составленными из простых геометрических фигур, дуг и линий.
В англоязычной литературе часто встречается разделение текстовых шрифтов на шрифты с засечками (Serif), к которым относятся как антиквы, так и брусковые шрифты, и шрифты без засечек (Sans Serif), к которым относятся гротески. Иногда такие обозначения входят в название гарнитуры, например Lucida Sans.
Все остальные стилизации под исторические шрифты, а также современные шрифты нетрадиционных начертаний можно отнести к акцидентным шрифтам.

Шрифт для надписей и размерных чисел на строительных чертежах должен быть четким и ясным. Как правило, надписи делают чертежным шрифтом (ГОСТ 3454-59), отличающимся простотой, четкостью и однородностью очертания соответствующих групп букв алфавита. Образец этого шрифта приведен на рис. 2. Размер шрифта определяется высотой (/г) прописных букв в Мм, Которая может быть равна 2,5; 3,5; 5; 7; 10 и 14 Мм . Соотношения размеров элементов букв и цифр указаны в табл. 3. На строительных чертежах допускается применять и другие типы шрифтов: архитектурный узкий, скорописный, прямой и др. Приведенный на рис. 3 скорописный шрифт выполнен с наклоном 60°. Прописные и строчные буквы этого шрифта имеют одинаковые начертания. Прописные буквы в 1,5 раза выше строчных. Ширину букв и цифр (кроме цифры 1) принимают равной 2/3 их высоты, за исключением букв Д, Ж, М, Ф, Ш, Щ, Ы, Ю и W, ширина которых равна их высоте. Расстояние между каждой буквой должно составлять 1/3 ее высоты. Расстояние между словами должно быть не менее ширины буквы, а между предложениями это расстояние должно равняться ширине двух букв. Интервал между строками должен быть не менее высоты строчной буквы. Размер шрифта (высота строчных букв, равная 6; 3; 2,5; 2; 1,5 Мм ) Принимается в зависимости от формата листа, масштаба и назначения надписи.

На рис. 4 показан архитектурный узкий шрифт, применяемый на архитектурно-строительных чертежах. Шрифт - прямой, буквы - узкие и высокие. Ширину букв принимают в пределах от L/4 До 1/6 их высоты.

Надписи на титульных листах проектов или названий архитектурных чертежей делают декоративным шрифтом (рис. 5).

Линии на строительных чертежах имеют начертание, соответствующее ГОСТ 3456-59. На строительных, так же как и на машиностроительных чертежах, могут быть следующие линии: сплошная основная толщиной B, Сплошная тонкая толщиной B/3 И менее, сплошная волнистая толщиной B/2 И менее, штриховая толщиной B/2 -B/3, Тонкая штрихпунктирная толщиной B/3 И менее. Для обозначения линии сечения применяется разомкнутая линия толщиной B- 1,5B. Значение B Принимается от 0,6 до 1,5 Мм в зависимости от величины изображения, масштаба, назначения и содержания чертежа.

Однако обводка линий строительных чертежей несколько отличается от принятой в машиностроительном черчении: не все линии видимого контура, обводят сплошной основной линией. При выполнении строительных чертежей обычно руководствуются следующим правилом: контуры элемента, который надо выделить, на чертеже обводят более толстой линией, чем другие линии видимого контура. Например, на планах перекрытий сплошной основной линией выделяются элементы перекрытий, а контуры стен обводят тонкими сплошными линиями. На планах санитарно-технического оборудования линией толщиной b обводят трубы, план этажа служит как бы фоном и его обводят тонкой линией. На арматурных чертежах железобетонных конструкций сплошной основной линией обозначают арматуру.

Как указывалось ранее, толщина линий обводки зависит также от масштаба чертежа. Чем мельче масштаб, тем тоньше должны быть линии видимого контура. Обводку размерных, выносных линий, линий штриховки, осевых и центровых линий, выносок, линий построения и линий сечений производят, как и в машиностроительных чертежах, в соответствии с ГОСТ 3456-59.

Архитектурный факультет

ШРИФТ В РАБОТЕ АРХИТЕКТОРА

Методические указания

Санкт-Петербург

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Архитектурный факультет

Кафедра истории и теории архитектуры

ШРИФТ В РАБОТЕ АРХИТЕКТОРА

Методические указания

Санкт-Петербург

УДК 766:003.7:725

Рецензент кандидат архитектуры М. В. Золотарёва (СПбГАСУ)

Шрифт в работе архитектора: метод. указания / сост. З. М. Гапеева;

СПбГАСУ. – СПб., 2014. – 45 с.

Работа знакомит с краткой историей возникновения и развития шрифта, приводит классификацию шрифтов и обозначает их основные качества, а также дает некоторые методы построения шрифтов. Проводится параллель между стилями шрифта и стилями архитектуры. Методические указания ставят своей целью привить студенту навык работы со шрифтом для создания надписей на архитектурных проектах. Последняя глава посвящена созданию декоративно-шрифтовой композиции. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами и снабжена примерами шрифтовых композиций.

Ил. 59. Библиогр.: 23 назв.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2014

ШРИФТ И АРХИТЕКТУРА

Введение

Шрифтом называется алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний. Буквы алфавита – не случайные фигуры, произвольно намеченные изобретателем. Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, иногда весьма сложного развития, и ее форма имеет глубокие исторические корни. В большинстве случаев прообразом современного начертания буквы является изображение конкретного материального одушевленного или неодушевленного предмета. Как бы современная форма буквы ни была далека от формы первичного знака, она является чрезвычайно стойкой и переходит из эпохи в эпоху – иногда даже без изменений. Шрифт как конкретное воплощение алфавита непосредственно связан с инструментами и материалами, с помощью которых осуществляется письмо. Шрифт в большей степени, чем алфавит, обусловливается материальной культурой общества и его эстетическими нормами. Как следствие, шрифт постоянно претерпевает изменения.

Применение надписей в архитектуре и декоративно-прикладное значение шрифта известно с древнейших времен. Как правило, изменение и возникновение различных форм шрифта теснейшим образом связано с изменением стилей и направлений в архитектуре.

Так, например, римский капитальный шрифт надо рассматривать в единстве с античной архитектурой. Это архитектурный шрифт безупречных пропорций, простой, красивый, некогда заимствованный у греков. Этот шрифт высечен на стенах, триумфальных арках, надгробиях. Классический его образец представлен на знаменитой колонне Траяна (рис. 1, 2).

Рис. 1. Надпись на колонне Траяна, II в.

Рис. 2. Анализ шрифта на колонне Траяна

Рис. 3. Квадратный капитал

Рис. 4. Триумфальные ворота Константина Великого в Риме, 315 г.

В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который характерен для римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ними горизонтальный карниз: эти же элементы в преображенном виде мы замечаем в буквах. Этот шрифт назывался квадратным капиталом (рис. 3, 4). Когда же в конце I века н. э. под влиянием Востока в римскую архитектуру стал проникать стиль круглых сводов, тогда тот же принцип округления, заимствованный из курсива, стал проникать и в книжное письмо. Вырабатывается но-

вый стиль – унциальное письмо (рис. 5).

Рис. 5. Унциальное письмо

В X–XI веках возникает славянская оригинальная литература, написаннаякириллицей , развитой из греческого письма. Ранняя форма кириллицы –устав . Это медленное, монументальное, торжественное письмо. Пропорции буквы приближаются к квадрату (рис. 6).

Рис. 6. Остромирово евангелие, XI век

Эти же качества монументальной величавости и в то же время строгости и простоты форм, скупости декора свойственны памятникам древнерусской архитектуры того времени (рис. 7, 8).

В XIV–XVIII веках в русской архитектурной школе появляются выраженные декоративные тенденции (рис. 9, 10). Этому вторит появление подвижных и декоративных форм кириллицы –скорописи ивязи (рис. 11).

Рис. 11. Вязь

В период Средневековья возникают различные виды готического стиля письма, и одновременно происходит становление готической архитектуры (рис. 12, 13).

Рис. 12. Готическая фрактура

Рис. 13. Миланский Домский собор, 1386–1858 гг.

Графика письма следовала за архитектурой. Принцип устранения всего ненужного в построении здания и шрифта в пору полного развития стиля доходит до того, что форма превращается в остов, устремленный вверх. Длительное использование готического письма объясняется не только эстетическими качествами и требованиями компактности, что было немаловажно для книгопечатания, но и тем обстоятельством, что на севере Европы деятели протестантизма пытались противопоставить готическое рукописное письмо и готическую книгопечатную фрактуру латинской антикве – официальному письму католической церкви.

В эпоху Возрождения, когда возрастает интерес к античной культуре, готическое письмо теряет свое значение. Образуется новый вид письма, известный в настоящее время под названием антиква (рис. 14–17).

Рис. 14. Венецианская антиква, 1470 г.

Рис. 15. Современная антиква бодони

Рис. 16. Гуманистическая антиква

Рис. 17. Ренессансная антиква

Дюрера, 1510 г.

Такой же процесс (возврат к античным формам) наблюдается в это время

и в архитектуре. Ренессансная антиква и в ХХ веке не утратила своей привлекательности, этот шрифт так же современен, как и пять веков тому назад. Благодаря книгопечатанию и торжеству антиквы шрифт утратил национальные черты, стал универсальным.

20-е годы прошлого столетия – период возникновения конструктивизма – также являют пример связи характера шрифта с архитектурой того времени. Так же, как

и формы зданий тех лет, шрифты становятся более лаконичными, приобретают горизонтальные очертания. В центре внимания оказываются брусковый ирубленый шрифты, появившиеся в Англии в ХIХ веке и ставшие созвучными архитектуре

и прикладному искусству конструктивистов 20-х годов (рис. 18–21).

Рис. 20. Дом культуры им. Русакова в Москве. Арх. К. С. Мельников, 1928 г.

Рис. 21. Клуб им. Зуева в Москве. Арх. Илья Голосов

Брусковый шрифт стал символом ХХ века. Исторические корни этого шрифта глубже, чем у антиквы, его форма родилась в Греции два с половиной тысячелетия тому назад. Мы часто называем его гротеском . В переводе с французского языка слово «гротеск» означает причудливый, странный. Этимология этого слова восходит к археологическим находкам античности, когда в пещерах (гротах) были найдены удивительные причудливые росписи на стенах, подражания которым и стали называть «гротесками».

На протяжении всего ХХ века наблюдалась постоянная смена художественных течений, многообразие архитектурных стилей, а к концу века – одновременное существование различных направлений: от неоклассицизма до концептуализма. Для ХХI века характерна та же множественность стилей и направлений в архитектуре. Вот выдержка из книги Ирины Птаховой «Простая красота буквы»: «Перемена стиля шрифтовой графики связана с новыми технологиями. Естественный процесс вытеснения металлического набора был предсказан еще Элем Лисицким в 20-е годы. Наконец в 60-е годы типографии избавились от этого чудовищного груза. К сожалению, в России это произошло значительно позже. Основой типографии стал фотонабор, а все виды печати вытеснил офсет. Фотонабор глобально изменил дизайн печатного процесса. Стали возможны любые композиционные решения: изгибание строки в пространстве, закручивание в спираль, многократные наложения, сама плоскость листа превратилась в новое пространство, которое имеет бесконечную глубину. С развитием издательской деятельности и рекламы (афиша, плакат, объявление) появилась острая потребность в необычных шрифтах, которые существенно отличаются от книжных и визуально, и функционально, привлекают внимание своим оригинальным обликом, выделяют нужную информацию из общей массы. Наряду ссовременными версиями антиквы и гротеска возникли во множестве так называемыеакцидентные (декора-

тивные) шрифты.

Появилась неограниченная возможность и легкость воспроизведения шрифта любого стиля. Принципиально изменилась эстетика каллиграфии, и даже ее функция. Современная экспрессивная каллиграфия ориентирована на индивидуальные почерки, характерен пиетет случайности и новизны. Любой почерк может быть превращен в наборную гарнитуру. Современный графический дизайн покоится на идеях начала века – футуризме и конструктивизме: именно тогда был провозглашен приоритет визуальной культуры, открыта выразительность индивидуального почерка, коллаж,

При выполнении архитектурно-строительных рабочих чертежей руководствоваться требованиями стандартов СПДС, а также требованиями стандартов ЕСКД, которые дополняют и не противоречат стандартам СПДС. Рабочие чертежи здания или сооружения должны выполняться на чертежных листах бумаги стандартных форматов, установленных ГОСТ 2.301-68.

Форматы

Формат листа определяется размером внешней рамки, выполняемой тонкой линией. Внутренняя рамка проводиться сплошной основной линией на расстоянии 20 мм от левой стороны внешней рамки и на расстоянии 5 мм от остальных сторон (черт. 2).

Рисунок 2- Примеры размеров сторон форматов А4 и A3.

Обозначения и размеры сторон основных форматов должны соответствовать данным табл. 1.

Таблица 1

Обозначения и размеры сторон основных форматов

Основные надписи располагают в правом нижнем углу графического или текстового документа. На листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68 основная надпись располагается вдоль короткой нижней стороны листа.

Основные надписи и рамки выполняют сплошными основными и сплошными тонкими линиями по ГОСТ 2.303-68*.

Наименование изделия записывают в именительном падеже единственного числа. В наименовании изделия, состоящем из нескольких слив, на первом месте помещают имя существительное, например: «Ферма штренгельная».

Сокращения слов в надписях на чертежах допускаются в случаях, указанных в ГОСТ 2.316-68 и в приложении к книге.

На черт 5 и 6 показаны примеры заполнения основной надписи.

Масштабы

Масштабы изображений на чертежах, взятые по ГОСТ 2.302-68 ЕСКД, следующие: масштабы уменьшения A:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1-50- 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000); 1 масштабы увеличения B:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1) при натуральной величине 1:1.

При проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы 1:2000; 1:5000; 1:1000; 1:20000; 1:25000; 1:50000.

Таблица 2

Масштабы изображений на строительных чертежах

Наименование, начертание и толщина линий по отношению и толщине основной линии и основное назначение линий должны соответствовать данным табл. 3. Примеры применения линий показаны на черт. 7-12. В строительных чертежах в разрезах видимые линии контуров, не попадающие в плоскость сечения, допускается выполнять сплошной тонкой линией.

Толщина сплошной основной линии должна быть в пределах 0.5...1.4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также формата чертежа.

Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.

Наименьшая толщина линий должна соответствовать данным табл. 3.

Таблица 3

Наименьшая толщина линий

Толщина линий обводки для чертежей планов и разрезов приведена в табл. 4, а для фасадов - в табл. 5.

Таблица 4

Толщина линий обводки для чертежей планов и разрезов

Таблица 5

Толщина линий обводки для чертежей фасадов - в табл. 6

Шрифты чертежные

ГОСТ 2.304-81 устанавливает чертежные шрифты, наносимые на чертежи и другие технические документы всех отраслей промышленности и строительства.

Применяются следующие размеры шрифта: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28 и 40. Размер шрифта -- величина, определенная высотой прописных букв в миллиметрах. Построение шрифта производится по вспомогательной сетке.

На черт. 7 показан шрифт типа А с наклоном.

Возможно на архитектурно-строительных чертежах применять узкий архитектурный шрифт- черт. 8.

Архитектурный (узкий) шрифт применяют при выполнении архитектурно- строительных чертежей. Он характеризуется простотой, четкостью.очертаний и легкостью чтения.

Шрифт этот называют прямым. Буквы узкие, ширину их определяют, беря в пределах от 1/4 до1/8 высоты. Деления на прописные и строчные шрифт не имеет. Расстояние между буквами в словах принимается не меньше, чем половина их ширины. В заголовках расстояние между буквами в словах увеличивают до 4/5 высоты буквы. Толщина обводки букв составляет 1/15 -1/20 их высоты.

Шрифт – важная составляющая любого чертежа, он помогает передать информацию, которую другими способами донести невозможно. Это своеобразный скелет, основа для дальнейшей работы. Поэтому пока студенты-медики штудируют учебники по анатомии, учащимся архитектурно-строительных вузов приходится по косточкам разбирать каждую буковку.

Шрифты в архитектурно-строительных чертежах

Существует много разновидностей шрифтов и вариантов оформления чертежных работ. Нужно понимать, где именно тот или иной стиль лучше применить. В архитектурно-строительном черчении это особенно важно, потому что шрифт дополняет любое изображение.

Узкий архитектурный шрифт


Простой и сдержанный узкий архитектурный шрифт отлично вписывается в любой проект. В нем нет деления на прописные и строчные буквы, кроме того, элементы не имеют наклона. Этот тип шрифта самый элементарный в написании, что и объясняет его популярность. Строго установленных размеров у него нет, зато есть определенные пропорции, которые необходимо соблюдать:

  • отношение ширины букв к ее высоте должно быть равно 1/4÷1/6;
  • между соседними элементами расстояние должно быть не меньше их ширины;
  • промежуток между словами как минимум в два раза больше ширины букв;
  • символы: Ж, Ю, Ш, М, Щ, Ы – шире остальных в полтора раза.

Рукописный шрифт


Это еще один тип шрифта, который иногда применяют в работах. Для его изображения не нужно использовать специальных инструментов, то есть вычерчивается он от руки. Рукописный шрифт рекомендуют применять, когда нужно написать маленькие цифры или буквы (высотой менее 7 мм), тогда использование линейки просто нецелесообразно и отнимает много времени.

Шрифт зодчего


В отличие от рукописного, шрифт зодчего выполняется с помощью чертежных инструментов. Его используют для надписей на архитектурных чертежах, он считается самым красивым и несет, помимо всего прочего, декоративную функцию.

Шрифт зодчего содержит как прописные, так и строчные буквы. Для удобства построения символы вписывают в квадрат, а потом уже строят их по пропорциям. Высота букв обычно принимается равной 1/20 – 1/30 размера изображения: детали или конструкции.

Как выполнить надпись на чертеже?


Чтобы надпись на чертеже смотрелась органично, надо выбрать место для ее размещения и размер шрифта. Необходимо учесть масштаб изображения, характер чертежа, тип и толщину линий. Надписи не должны доминировать и привлекать к себе излишнее внимание, они только дополняют работу.

Шрифт – это палочка-выручалочка для инженеров, строителей и архитекторов. Он облегчает понимание чертежа и позволяет передать об объекте всю необходимую информацию.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода