Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Морские границы России: протяженность, с какими странами. Международно-правовые аспекты статуса вод азовского моря

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

По одной из версий, Россия хочет выторговать днепровскую воду для Крыма. В Азовском море до сих пор не обозначены государственные границы – ​ и это одна из причин вседозволенности России, Украина же заявила, что не станет терпеть наглости россиян.

За последние три месяца акватория Азовского моря превратилась в военно-морской плацдарм. Тут проводят учения и останавливают все без исключения гражданские торговые корабли. Такие выводы делают аналитики украинской неправительственной организации «Майдан иностранных дел» совместно с ресурсом BlackSeaNews. Эксперты ежедневно мониторят ситуацию на море.

«Надо быть готовыми к вторжению. О возобновлении переговорного процесса с Россией насчет делимитации и демаркации границы вспоминать не имеет смысла», – считает главный редактор интернет-ресурса BlackSeaNews Андрей Клименко .

Украинская азовская флотилия состоит из пограничных катеров, их назначение – патрулирование, а не морской бой, поэтому армия территориальную оборону . Нынешним летом Объединенные силы отрабатывали именно такие сценарии.

Украинская армия территориальную оборону в Азовском море возлагает на авиацию и артиллерию

Пограничники признаются, такой активности и наглости, которую сейчас демонстрируют россияне, никогда не видели. Боевые единицы чуть ли не вплотную подходят к украинскому берегу. Только за август таких случаев пограничники насчитали более 50.

«Ситуация в Азовском море, пока остается сложной. Ежедневно в 10 морских милях от побережья мы наблюдаем российские пограничные катера», – рассказывает начальник пресс-службы Мариупольского пограничного отряда Артем Поляков .

История вопроса

Согласно международному морскому праву, государственные границы заканчиваются в 12 морских милях от берега – то есть за 22 километра. Но это не касается Азовского моря, потому что с 2003 года, по соглашению Украины и России о совместном использовании Азовского моря, нейтральные воды начинаются сразу за береговой линией. Поэтому пока это соглашение в силе, российское присутствие возле украинских берегов вполне законно.

А пересматривать границы начали после Тузлинского конфликта. Тогда Россия начала строить дамбу к Тузле, чтобы перенести границу за остров. Так Кремль хотел контролировать единственный судоходный путь из Черного в Азовское море, хотя с 1954 года он находился под юрисдикцией Украины.

«Я иду на конфликт с Украиной ради того, чтоб отстоять российские национальные интересы», – заявлял тогда глава партии «Родина» Дмитрий Рогозин .

В тот момент план россиян не удался, строительство остановили буквально в десятках метрах от острова.

«Мы не собираемся вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины уже решены», – сказал тогдашний президент Украины (1994-2005) Леонид Кучма .

​В 2003 году Россия и Украина договорились, что море будет общим. А вот определять линию морской границы россияне не хотели, вспоминает Леонид Осаволюк, соавтор соглашения и член делегации тех переговоров.

Международное право позволяет Украине без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега

Леонид Осаволюк

«Мы уговаривали российскую сторону начать такие переговоры, нам отвечали: «Мы не понимаем, о чем идет речь». Категорической была позиция России в том, что эти воды разграничивать нельзя. Мы согласились на те дефиниции, которые навязывала российская сторона, что это совместные воды, исторические воды, внутренние воды», – вспоминает обстоятельства член делегации Украины на переговорах с Россией по демаркации государственной границы до 2014 года Леонид Осаволюк.

Российская сторона была против, чтобы Керчь-Еникальским каналом владела только Украина. Споры о линии разграничения не утихали вплоть до 2008 года. Украина настаивала на своем варианте – контроль двух третей, а Россия – на своем праве почти на половину акватории.

Договориться удалось лишь в 2008 году, когда координаты линии определили по международным правилам. Она почти не отличалась от первого варианта. Поэтому Украине отошло 63%, а России – 37% Азовского моря. И хотя все карты уже были подписаны, их так и не ратифицировали.

Шантаж?

Наращивание боеспособности и усиленный контроль над Азовским морем россияне оправдывают охраной Керченского моста, который, кстати, теперь проходит через остров Тузла.

«Мы действуем согласно договору об Азовском море. Это море является внутренним морем, мы договор не нарушаем ни на йоту. Мы должны там действовать решительнее, не стесняться досмотров… Да, досмотры есть, они на самом деле присутствуют, ну а как? Что нам делать, если нам угрожают Керченский мост даже взорвать?!» – делится позицией в СМИ глава комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Калашников .

В Госдепартаменте США Азовское обострение считают крайне опасным и, в случае агрессии, готовы помогать Украине.

«Реакция – поддержка Украины, санкциями в отношении России, закрытие пробелов в оборонных возможностях Украины», – указывает спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер .

Некоторые эксперты убеждены, что атаковать с моря российский флот не собирается, а бряцает оружием, чтобы Украина дала воду Крыму.

«Я не думаю, что будет какое-то масштабное вторжение, будет постоянно какое-то давление, будут большие проблемы с нашими торговыми партнерами, с экспортом продукции», – считает министр обороны Украины 2007-2009 годов Юрий Ехануров .

Президент Украины Петр Порошенко уже распорядился усилить оборону Приазовья и разработать план выхода из ситуации, однако деталей стратегии пока не разглашают.

«Я не собираюсь с этим мириться и твердо убежден, что ситуация, которая складывается сейчас, категорически неприемлемая. Я поручил подготовить соответствующее заседание СНБО по этому поводу и прошу МИД внести как можно скорее свои предложения. Коварные действия Москвы не будут оставаться безнаказанными», – подчеркнул Порошенко.

​Чтобы Россия не наглела в Азовском море, эксперты советуют правительству Украины, как можно быстрее, разорвать соглашение о совместном море в одностороннем порядке. Это позволяет третья статья Конвенции ООН.

«Международное право, конвенция ООН по международному морскому праву позволяет каждому государству, в том числе и нам, самостоятельно, без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега», – указывает Леонид Осаволюк.

После этого, по мнению эксперта, Украина имеет все основания обращаться в международный суд и созывать страны, подписавшие Будапештский меморандумом и гарантировавшие Украине неприкосновенность и суверенитет.

Из шестидесяти тысяч километров пограничных территорий сорок тысяч – морские границы России. Водный рубеж расположен на расстоянии почти 23 километров от кромки суши, а в морях, которые омывают побережье, до трехсот семидесяти километровой отметки располагается российская экономическая зона. Суда любых государств могут присутствовать на этой территории, но права на природные ресурсы они не имеют. Морские границы России располагаются в акваториях трёх океанов.

Соседи

Ближайшими соседями России считаются Япония и США, поскольку эти страны отделяются от нее узкими проливами. Соединённые Штаты Америки и РФ разделяет Берингов пролив, расположенный между русским островом Ратманова и американским – Крузенштерна. Граница с Японией находится между Сахалином, Южными Курильскими островами с одной стороны и островом Хоккайдо со стороны Японии. Главный океанический сосед – Канада. Морские границы России и Канады разделяются Северным Ледовитым Океаном.

Это самая длинная пограничная черта, проходящая по Чукотскому, Восточно-Сибирскому, Карскому, Баренцеву морям, а также по морю Лаптевых. По международным соглашениям, в близлежащем океане России принадлежат все внутренние воды, такие как Белое море, Чешская и Печорская губа, территориальные водоемы вдоль берега всех морей (протяженностью шестнадцать морских миль), а также двести миль экономической зоны далее территориальных, а это свыше 4 миллионов квадратных километров. Морские границы России составляют по временной протяженности десять часовых поясов с запада на восток.

Северный морской путь

За Россией закреплено право на разведку территориальных ресурсов и их разработку, на добычу морепродуктов и рыбы в экономической зоне. Громадные шельфовые пространства Северного Ледовитого океана сосредоточили в себе ресурсы газа и нефти в гигантских количествах: примерно двадцать процентов от всех мировых запасов. Важнейшие северные порты РФ – Архангельск и Мурманск, которые соединены с материком железными дорогами.

Именно оттуда берёт начало Северный морской путь, который проходит по всем морям, а потом через Берингов пролив до самого Владивостока проходит в Тихом океане. Большая часть северных морей почти весь год покрыта толщей льдов. Но караваны судов идут за мощными ледоколами, в том числе и атомными. И всё равно навигация там очень коротка, в течение трёх месяцев просто невозможно перевести все грузы. Поэтому сейчас готовится к запуску арктическая магистраль вдоль границы РФ, на которой транспортировкой займутся атомные подводные лодки.

Тихий океан

Здесь рубежи проходят по Японскому, Охотскому и Берингову морям. Где проложены морские границы России с Японией? На Курильских островах, а также на Камчатке по просторам Тихого океана. Главные порты построены на юге, это Находка, Ванино, Владивосток и Советская Гавань, а север обслуживают два очень важных порта: на Охотском море – Магадан, на Камчатке – Петропавловск-Камчатский. Эти пункты имеют огромное значение для отрасли рыболовства.

В последние годы руководство страны приняло ряд важнейших стратегических решений: чтобы укрепить морские границы России, необходимо построить и оборудовать ещё множество крупных портов, таких, которые смогут принимать большегрузные корабли. Таким образом, будет лучше использоваться весь потенциал морских владений РФ.

Атлантический океан

Бассейн Атлантики – Азовское, Чёрное и Балтийское моря. Участки российского побережья там довольно невелики, но тем не менее в последнее время они приобретают всё большее экономическое значение. На Балтийском море морские границы России охраняются такими портами, как Балтийск, Санкт-Петербург, Калининград.

Границы РФ требуют большего количества портов, поэтому строятся Усть-Лужский, Приморский и порт бухты Батарейная. Особенно много перемен в силу некоторых геополитических изменений происходит в Азовском и Чёрном морях, где также проходят морские границы России. С какими странами граничит она в этом регионе, известно – это Турция и Украина.

Три моря

Азовское море мелкое, его порты - Ейск и Таганрог - большие суда принимать не могут. Планируется создание морского канала, проходящего через Таганрог, тогда возможности порта значительно увеличатся. На Чёрном море самый крупный порт – Новороссийск, есть ещё Туапсе и Сочи (пассажирский порт).

Каспийское море не соединяется с океаном, поэтому вполне может считаться озером. Морские границы России и по нему также должны проходить, но после распада Советского Союза вопрос остался открытым. Главные порты – Астрахань, где уже построен из-за мелководья морской канал, а также Махачкала.

Изменение границ

Когда Крым присоединился к России, изменились и морские границы РФ в Чёрном море. Поэтому даже «Южный поток», судя по всему, пойдёт по другому пути. Россия обрела новые возможности с появлением порта Керчь. Таманский полуостров будет уже очень скоро связан с Крымом новым мостом. Но есть и проблемы.

Морская граница между Россией и Украиной не может быть чётко обозначена до тех пор, пока последняя не признает Крым российским. Предпосылок к этому пока нет. Напротив, президент Украины постоянно заявляет о возвращении полуострова под эгиду своей страны.

Азовское море

Азовское море значительно обмелело, вследствие чего доступ к акватории стал другим. В 2012 году между президентами Украины и России было подписано соглашение о границах на просторах Азовского моря, но окончательного решения по этому вопросу принять не успели, поскольку соседнее государство переживало сложный период смены власти и приоритетов. Условно границы РФ проходили по Керченскому проливу, но конкретики в этом вопросе не наблюдалось. Однако, когда Крым вошёл в состав России, вопрос этот, естественно, звучать перестал.

Вследствие произошедших событий Керченский пролив и прилегающий к Крыму участок моря, включая Черное, перешел в распоряжение России. Соответственно, украинская территория в Азовском море составляет 16 морских миль от побережья, а на остальной площади могут находиться корабли Черноморского флота РФ.

Неопределённость

Морская граница между Россией и Украиной в районе крымского западного побережья тоже довольно спорная. Расстояние от берегов полуострова до украинских берегов всего лишь от пятнадцати до сорока километров, то есть стандарты международного законодательства тут нельзя применить: просто нет столько места, чтобы создать шестнадцатимильную зону территориальных вод. Следует упомянуть, что среди шельфов этого района есть несколько чрезвычайно богатых нефтью.

Когда происходят такие случаи между соседними государствами, то они путём переговоров определяют границы по срединной линии. Но, к сожалению, сейчас отношения между Россией и Украиной складываются не лучшим образом, поэтому любые конструктивные переговоры пока невозможны.

Норвегия

В 2010 году Россия и Норвегия подписали договор относительно разграничения континентального шельфа и определения экономических зон. В парламенте Норвегии договор был ратифицирован в феврале 2011 года, в Госдуме и Совете Федерации – в марте. Документом установлены отчетливые границы юрисдикции и суверенных прав Норвегии и России, предусмотрено продолжение сотрудничества в рыбной отрасли, а также определён режим совместной эксплуатации месторождений углеводородов, находящихся за пределами границ.

С подписанием данного договора кончился тридцатилетний мораторий, что позволило двум странам беспрепятственно осваивать месторождения нефти и газа в арктическом континентальном шельфе, территория которого - более ста семидесяти пяти тысяч квадратных километров. По некоторым данным, в этой части Северного Ледовитого океана могут быть около 13 % мировых неразведанных запасов нефти и 30 % запасов газа. Чем важен этот договор для границ РФ? Тем, что он позволяет добывать ископаемые на спорных приграничных участках, а таковых много. Они, кстати, особенно богаты углеводородами.

Дальний Восток

Дальневосточные территории России выходят к двум океанам – Северному Ледовитому и Тихому, имеют морские границы с Японией и США. В этом регионе существуют проблемы с определением границы по Берингову проливу. Кроме того, есть сложности с тем, какому государству принадлежат некоторые острова Малой Курильской гряды. Этот давнишний спор возник еще в XIX веке и до сих пор их принадлежность оспаривается японской стороной.

Охрана дальневосточных рубежей всегда была проблематичной, поскольку соседи постоянно предъявляют претензии по поводу принадлежащих России островов и прилегающих к ним водных территорий. В связи с этим Фонд перспективных исследований сделал сообщение о том, что в Приморье будет создан специальный подводный робот, который будет обнаруживать любые движущиеся объекты и определять их координаты. Даже бесшумные суда не смогут обмануть бдительность этого аппарата.

Беспилотные подводные роботы смогут самостоятельно охранять морские границы России, контролировать заданную акваторию и передавать на берег информацию. Такую роботизированную субмарину уже разработали в Дальневосточном отделении РАН. Трудятся над ее созданием в институте проблем морских технологий в специальной лаборатории, занимающейся подводной робототехникой. И это не первый опыт создания подобных устройств: автоматизированные носители разного назначения уже создавались в этих стенах. Протяженность морских границ России такова, что требует грамотно организованной охраны и огромного количества ресурсов, человеческих в том числе.

Азовское море расположено на юге европейской части России, между 45°17` и 47°17` с. ш. и 34°49` и 39°18` в. д. Оно является полузамкнутым внутренним водоемом, сообщающимся в его южной части с Черным морем через неглубокий Керченский пролив, и относится к системе Средиземного моря Атлантического океана.

Основные морфометрические характеристики Азовского моря

Площадь Азовского моря составляет 39 тыс. км2, объем при среднем многолетнем уровне 290 км3, а средняя глубина его около 7м. Наибольшая длина моря от Арабатской стрелки до дельты Дона составляет 360 км, а максимальная ширина с севера на юг- 180 км.

В Азовское море впадают две крупные реки - Дон и Кубань, а также около 20 небольших речек, значительная часть которых стекает с северного берега. Дон, впадающий с северо-востока, в нижнем течении образует небольшую многорукавную дельту, площадь которой 540 км2. Устье Кубани, расположенное в юго-восточной части Азовского моря, представляет собой обширную двухрукавную дельту, площадь которой равна 4300 км2. Средний суммарный сток Дона и Кубани после его зарегулирования составляет 28 км3/год.

Рельеф дна Азовского моря

Дно Азовского моря представляет собой мелководную равнину, максимальная глубина которой в центральной его части достигает 15 м. Выровненность рельефа достигнута в результате погребения неровностей кровли континентальных верхнеплейстоценовых суглинков под толщей морских осадков (мощность 30-40 м). Только в западной части Азовского моря, в районе морских банок, и на востоке между косой Елениной и Железинской банкой равнинная поверхность дна моря нарушается небольшими локальными поднятиями, которые возвышаются относительно окружающих участков на 3- 4 м.

По характеру современного осадконакопления в Азовском море выделяются область интенсивной аккумуляции наносов, зона транзита материала и слабой аккумуляции и зона устойчивого размыва.

Область интенсивной аккумуляции расположена в восточной и юго-восточной частях Таганрогского залива, где осаждается выносимый р. Доном взвешенный материал, и в центральной части Азовского моря, характеризующейся интенсивным погружением в четвертичное голоценовое время.

Азовское море мелководно. Максимальная глубина его 15 м. Глубины в открытой части Азовского моря 10-13 м. Наибольшая глубина во входе в Таганрогский залив 9,6 м; от входа по направлению к вершине залива глубины постепенно уменьшаются и в его вершине не превышают 5 м.

Дно Азовского моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели.

Грунт в основном мягкий. У берегов Азовского моря широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой-либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Область слабой аккумуляции и транзита материала соответствует зоне ветровых течений, кольцом опоясывающей море. Эта область расположена на глубине 6-10 м. Здесь взмученный волновыми движениями тонкий материал и обломки ракушек перемещаются ветровыми течениями.

Зона устойчивого размыва охватывает прибрежную полосу Азовского моря до глубины в среднем 6-7 м. В северной и западной частях она приурочена к восточным берегам аккумулятивных форм и Арабатской стрелки, в восточной части - к Ейскому полуострову, Ахтарскому и Бейсугскому лиманам. В этой зоне динамика наносов определяется формированием материала абразии за счет деятельности прибойного потока в приурезовой зоне, перемещением продуктов разрушения вдоль берега, суммарным действием прибойного потока и вдольбереговых течений, а также перемещением частиц от берега и отложением их в зоне аккумуляции. Общая площадь зоны устойчивого размыва достигает 20 % поверхности дна Азовского моря.

Особенностью современной динамики берегов Азовского моря является преобладание абразии и локальный характер аккумуляции. Размыву подвержены не только коренные берега, но и аккумулятивные формы.

Основными источниками поступления терригенного материала, формирующего донные отложения в Азовском море, являются продукты абразии берегов моря и речной аллювий. Так, в результате активно идущего абразионного разрушения берегов в море ежегодно поступает 16-17 млн. т терригенного материала. Речной аллювий поступает со стоками рек Дона и Кубани, а также рек северного побережья моря. Объем ежегодно вносимого реками седиментационного материала составляет около 19 млн. т .

Донные отложения в основном представлены глинистым илом, алевритовым илом, илистым песком и песком. Пески в Азовском море распространены до глубины 7 м. У западного побережья пески ограничены изобатой 4-5 м, а у восточного- глубинами до 2 м. Глинистые илы (фракция менее 0,01 мм) имеют наибольшее распространение. Они занимают почти всю центральную часть моря, область с глубинами более 9-10 м. Остальную часть дна моря занимает алевритовый ил.

Берега Азовского моря

В северо-восточной части море образует далеко вдающийся в сушу, мелководный, распресненный Таганрогский залив, а на западе сильно осолоненный мелководный залив Сиваш, отделенный от моря песчано-ракушечной пересыпью - Арабатской стрелкой - и связанный с морем проливом Тонкий.

Восточное побережье Азовского моря к югу от Бейсугского лимана представляет собой обширные плавни с большим числом лиманов, соединяющихся между собой сложной сетью проток дельты р. Кубани.

Северная прибрежная часть Азовского моря разделена далеко вдающимися в море песчаными косами на обособленные друг от друга районы. Песчаные косы здесь вытянуты в юго-западном направлении и заканчиваются в море целым рядом песчаных отмелей. Естественных ориентиров на берегах Азовского моря очень мало. Только на южном берегу приметно несколько мысов, холмов и гор.

Западный и восточный берега Азовского моря преимущественно плоски и однообразны. Во многих местах, особенно вблизи устьев рек, имеются плавни. Большая часть берегов окаймлена песчано-ракушечными пляжами. Южная часть восточного берега примерно от северного из рукавов дельты реки Кубань до вершины Ясенского залива представляет собой так называемые Приазовские плавни, пересеченные большим количеством рукавов и ериков. К северу от вершины Ясенского залива восточный берег высокий и крутой. Леса ни на западном, ни на восточном берегах Азовского моря нет, лишь кое-где встречаются заросли кустарника и группы деревьев. На западе коса Арабатская Стрелка отделяет от Азовского моря обширный, но мелководный залив Сиваш.

Южный берег Азовского моря, образованный северными сторонами Керченского и Таманского полуостровов, холмист и обрывист; местами от него выступают утесистые мысы. В восточную часть южного берега вдается обширный Темрюкский залив, а в западную - Казантипский и Арабатский заливы.

Берега Керченского пролива высокие. В нем расположены Камыш-Бурунская и Керченская бухты, а также обширный Таманский залив. Местами от берегов пролива выступают песчаные косы, из которых наибольшими являются косы Тузла и Чушка.

Северный берег Азовского моря почти на всем протяжении круто обрывается в море. На нем поднимаются курганы; во многих местах он прорезан балками. Характерной особенностью северного берега является наличие низких и длинных отмелых кос. Наибольшими из них являются косы Федотова, Обиточная и Бердянская. Берег между косами интенсивно размывается и отступает, вследствие чего образовались обширные заливы: Утлюкский лиман, ограниченный с юго-востока косой Федотова и ее продолжением - косой Бирючий Остров; залив Обиточный, расположенный между косами Федотова и Обиточная; Бердянский залив между Обиточной и Бердянской косами.

Северо-восточной частью Азовского моря является обширный, но мелководный Таганрогский залив, вытянутый в восточном направлении почти на 75 миль. В его берега вдается несколько небольших мелководных бухт, ограниченных косами. На южной стороне залива расположен мелководный Ейский лиман.

Острова и проливы Азовского моря

Единственным большим проливом в описываемом районе является Керченский пролив. Пролив мелководен, поэтому вдоль него почти на всем его протяжении прорыт канал, безопасность плавания по которому обеспечивается средствами навигационного оборудования. От основного канала отходят каналы, рекомендованные пути и фарватеры, ведущие к портам, портовым и населенным пунктам пролива.

Узким проливом Тонкий залив Сиваш соединяется с Азовским морем.

Крупных островов в Азовском море нет. Имеются лишь небольшие низкие острова: остров Ляпина - вблизи берега восточнее порта Мариуполь; искусственный островок Черепаха - на подходе к порту Таганрог; Песчаные острова - на подходах к порту Ейск.


Назад на главную страницу про

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода