Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто такие голубые каски оон. "Голубые каски" безопасности: Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Миротворческие миссии ООН действуют в самых разных уголках планеты с разной степенью успешности

Вопрос отправки миротворцев в зону конфликта в Донбассе может обсуждаться во время встречи глав МИД "нормандской четверки", говорят украинские власти.

При этом Украина настаивает на том, что Россия не должна участвовать в этой миссии.

В середине марта Верховная рада одобрила обращение президента Петра Порошенко в Совет Безопасности ООН и Совет ЕС о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.

История участия ЕС в миротворческих операциях началась в 2003 году с миссии в Македонии.

В настоящее время осуществляются пять военных и 11 гражданских операций, самые заметные - миссии в Боснии и Косове, борьба с пиратством в районе Африканского Рога, мониторинг ситуации в Грузии и помощь правительствам Афганистана, Ирака, Демократической Республики Конго и Палестинской автономии в обучении местной полиции.

Гораздо богаче опыт миротворческих операций у ООН. С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Самыми "старыми" являются миссии военных наблюдателей на Ближнем Востоке и на индо-пакистанской границе, действующие соответственно с 1948 и 1949 года.

Мы вспомнили некоторые самые известные миротворческие миссии ООН.

_________________________________________________________________

Миротворческая миссия Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC) в 1960-1964 годах стала одной из крупнейших операций ООН. Контингент ООН насчитывал около 20 тысяч военнослужащих из 30 стран мира.

Кроме того, это была одна самых кровопролитных миротворческих операций в истории ООН. В ходе операции погибли около 250 миротворцев и гражданских сотрудников организации.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Причины крушения самолета, на котором летел в Конго генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, так до сих пор и не установлены

В июле 1960 года правительство Республики Конго (впоследствии Заир, а ныне Демократическая Республика Конго) попросило ООН помочь в сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии.

Бельгийские войска покинули Конго, однако страна столкнулась с угрозой сепаратизма, провинции Южное Касаи и Катанга провозгласили свою независимость.

Силы ONUC фактически поддержали одну из сторон конфликта - правительство Конго - в борьбе с сепаратистами.

В общей сложности миссия провела четыре военные операции против Катанги. Первые три не принесли успеха. А вот в результате четвертой операции движение за независимость провинции было подавлено, и она вернулась в состав Конго. В июне 1964 года войска ООН покинули страну.

Во время миротворческой операции ООН в Конго в авиакатастрофе в Северной Родезии погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. Точные причины и обстоятельства катастрофы до сих пор неизвестны.

__________________________________________________________________

Миссия ООН на Кипре

Миссия ООН на Кипре – одна из самых продолжительных. Она началась в 1964 году и продолжается по настоящее время.

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре были учреждены в начале 1964 года в связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами.

Image caption В 1974 году, после начала конфликта, танки греческих киприотов стали турецкими трофеями

А в 1974 году остров Кипр оказался разделен на турецкую и греческую части, когда греческая хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция ответила высадкой войск, взяв под контроль около трети территории и создав там не признанную никем, кроме Анкары, "Турецкую Республику Северного Кипра".

Войну между Грецией и Турцией, правда, предотвратила не ООН, а США, которые направили к острову свой Шестой флот.

Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 году заявил о начале "внутренних дискуссий о присутствии ООН на Кипре".

Судя по всему, эти дискуссии продолжаются и поныне, продолжается и обсуждение перспектив воссоединения острова. Воссоединение сделает пребывание на острове миротворцев нецелесообразным. Впрочем, судя по всему, произойдут оба эти события не скоро.

___________________________________________________________________

Временные силы ООН в Ливане

Нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Эту нехитрую житейскую истину подтверждает история Временной миссии ООН в Ливане.

Эти силы были размещены в южном Ливане на границе с Израилем в 1978 году. Первоначальная численность миротворческого контингента ООН составила 4 тысячи человек. В конце 2013 года миротворцев было уже 15 тысяч.

Силы ООН наблюдали за процессом вывода израильских войск из южной части Ливана, обеспечивали безопасность в регионе и помогали правительству Ливана вернуть управление над южной частью страны.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миротворцев ООН в Ливане критикуют как израильтяне, так и "Хезболла"

В общей сложности, в период с 1978 по 2014 год в Ливане погибли 308 миротворцев

Миссия подвергалась критике обеих сторон конфликта. Израиль обвинял миротворцев ООН не только в пассивном содействии боевикам "Хезболлы", но и в активном сотрудничестве с этой организацией.

"Хезболла", в свою очередь, обвиняла сотрудников ООН в превышении своих полномочий.

Впрочем, миссия продолжает свою "временную" работу. На сегодняшний день в ее составе находятся 10 тысяч военнослужащих из 38 стран и около тысячи гражданских сотрудников миссии.

Миссия ООН в Боснии и Герцеговине

Силы ООН по охране - миротворческая миссия на территории стран бывшей Югославии в 1992-1995 годах.

Первоначально миссия действовала в Хорватии и следила за соблюдением условий перемирия между враждующими сторонами.

В течение трех с половиной лет усилия миротворцев не приносили ощутимых результатов. Более того, их собственные позиции неоднократно подвергались обстрелам.

В середине 1995 года хорватская армия силой восстановила контроль над всей территорией страны, ликвидировав самопровозглашенную республику Сербская Краина.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption ООН обвиняли в том, что ее миротворцы позволили захватить Сребреницу сербам, которые устроили в городе резню

А еще до этого, после начала боевых действий в Боснии, мандат миссии был распространен и на всю территорию Боснии и Герцеговины.

Самый трагический и, как говорят многие, позорный эпизод в истории миссий ООН связан с событиями в Сребренице.

11 июля 1995 года командование голландского миротворческого батальона в этом мусульманском анклаве, окруженном территорией непризнанной Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, отвело свои силы из города, опасаясь за жизнь своих военнослужащих.

Это было сделано по требованию сербских сил, которые после этого захватили Сребреницу и устроили резню мусульман, жертвами которой стали тысячи мальчиков и мужчин-босняков.

В ответ на это НАТО нанесла авиаудары по территории Республики Сербской. В декабре 1995 года было достигнуто Дейтонское соглашение, остановившее кровавый межэтнический конфликт в Боснии.

Операция ООН в Хорватии была прекращена в 1998-м, в Боснии и Герцеговине в 2002 году.

____________________________________________________________________

Миссия ООН в Косове

В еще одном регионе в бывшей Югославии – Косове – миссия ООН начала свою работу уже по окончании войны.

Миссия ООН в Косове начала работу в июне 1999 года, уже по окончании боевых действий и введения в край наземных сил НАТО.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миссия НАТО в Косове (KFOR) сыграла важнейшую роль в прекращении войны в Косове, миссия ООН появилась там позже

Когда югославские войска покинули Косово, главной целью сотрудников ООН стало обеспечение безопасности с тем, чтобы не допустить возобновления боевых действий.

Кроме того, ООН помогала в вопросе самоуправления в Косове и даже некоторое время фактически управляла краем.

Впрочем, после провозглашения Косовом независимости и принятия конституции роль ООН в этом регионе заметно снизилась.

Снизилась она еще и из-за того, что была учреждена Специальная миссия ЕС в составе гражданских лиц и полицейских, которые были направлены в Косово.

Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности

Президент Украины Петр Порошенко 18 февраля предложил Совету национальной безопасности и обороны , с чем СНБО согласился. Украинские власти обратятся к ООН и Евросоюзу и попросят о развертывании на территории Украины миротворческих миссий по поддержанию мира и безопасности. Это значит, что Украина официально признает, что не в состоянии самостоятельно справиться с конфликтом на Донбассе.

Боевики против

Боевики и Россия сразу же выступили с . "Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений. Соответственно, мы крайне отрицательно к этому относимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной", - сказал представитель боевиков "ДНР" на переговорах контактной группы Денис Пушилин.

Сергей Нарышкин назвал возможное введение миротворцев на восток Украины "элементом эрозии минских договоренностей". "Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, и, на мой взгляд, это может быть элементом эрозии минских соглашений", - отметил спикер Госдумы РФ. также заявил, что заявления Украины о приглашении на восток страны миротворцев якобы ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности.

Почему же боевики, которые буквально несколько недель назад поддерживали идею размещения миротворцев на Донбассе, сейчас столь резко изменили точку зрения? Все дело в подходе. В администрации Порошенко уточнили - имеется в виду приглашение миротворцев как на линию столкновений, так и на российско-украинскую границу на донбасском участке, а не только на линию разграничения, как того хотели боевики. Кроме того, Киев не видит там миротворцев России и Белоруссии, о чем "мечтали" самопровозглашенные республики. Обращение властей Украины будет в первую очередь к западным странам.

Новости по теме

Ввод "голубых касок" на границу между Донбассом и Россией будет означать перекрытие этой самой границы и невозможность поставок вооружений и живой силы из России на Донбасс. Без этого "республики" не смогут "выжить" и без поставок боеприпасов просто прекратят сопротивление. Ни в "ДНР"/"ЛНР", ни в России на это не пойдут. Поэтому в реальности стоит рассматривать вопрос возможного участия миротворцев ООН в урегулировании конфликта на Донбассе в обход позиции РФ. Но возможно ли это?

Миротворцы в деле

Что значит ввод миротворцев в зону конфликта? В первую очередь – его заморозку на неопределенное время. Если посмотреть на список миротворческих миссий ООН за последние 15 лет – самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня. Это больше 10 лет. К примеру, в Косово операция длится с 1999 года.

Во-вторых, миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это уже упомянутый контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. До этого были миссии в других странах Балкан – Хорватии, Македонии, Югославии, Боснии. Если посмотреть на 2000-2015 годы – это Афганистан, Либерия, Кот-Д"Ивуар, Гаити, Бурунди, Судан, Чад, ЦАР, ДР Конго, Ливия, Мали и другие подобные страны. И если Украина попадет в этот список, авторитета стране это не добавит.

В-третьих, существуют два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Если говорить о первом – в Украине уже действует наблюдательная миссия ОБСЕ, эффективность которой в урегулировании конфликта весьма сомнительна. Если же речь идет о военнослужащих миротворческих сил ООН – возникнут серьезные проблемы с выдачей мандата на ввод "голубых касок".

Право Совбеза ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя возложенную на него функцию, Совет может учреждать операцию ООН по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Новости по теме

Глава VI Устава рассматривает вопросы "мирного разрешения споров". Операции ООН по поддержанию мира традиционно опирались на Устав. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН, и он никогда не делал ссылку на главу VI Устава.

Глава VII содержит положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал делать ссылки на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этом контексте ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как правовое основание для действий Совета Безопасности, но и как заявление о твердой политической воле и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето. Это значит, что Россия может ветировать любое решение СБ ООН, ведь она официально не признана участником конфликта. К примеру, в 2014 году Россия наложила вето в Совете Безопасности ООН на предложенный западными странами проект резолюции о нелегитимности референдума в Крыму. При этом Китай воздержался от голосования. Впоследствии Крым был присоединен к Российской Федерации.

Новости по теме

Если бы Россию официально признали участником конфликта, решение о конкретных мерах могла бы принять Генассамблея ООН, где не существует право вето, а решения принимаются 2/3 голосов членов. Генеральная Ассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира. Но осуществляет контроль над миротворческой деятельностью ООН через посредство Специального комитета по операциям по поддержанию мира.


Однако в определенных ситуациях Генеральная Ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной Ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет Безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной Ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Как принимаются решения о вводе миротворцев в зону конфликта

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

Новости по теме

Все заинтересованные стороны ООН;

Правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

Государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

Региональные и другие межправительственные организации;

Другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Новости по теме

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах. Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии. Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира.



Численность военного и полицейского персонала - 103 тыс. 798 человек по состоянию на 31 декабря 2014 года:

Военнослужащие - 89 607;

Полиция - 12 436;

Военные наблюдатели - 1755.

Международный персонал - 5325;

Местный персонал - 11 762.

Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира, - 122 тыс. 729 человек.

Страны, предоставившие военный и полицейский персонал -128.

Общее число погибших (текущие операции) - 1543.

Общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года - 3315.

Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года: приблизительно 7,06 млрд долл. США. Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 декабря 2014 года): приблизительно 1,28 млрд долл. США.

P. S. Помимо ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Но здесь может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы миссии ОБСЕ. Еще один вариант, обсуждавшийся и ранее – полицейская миссия Евросоюза.

Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными. Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил принимает Совет Безопасности ООН. Стратегическое руководство такими силами осуществляет Военно-штабной комитет.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан.

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направлени е в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго, Кот-д"Ивуаре, Либерии и Судане.

На начало 2013 года почти 80 военнослужащих проходили службу в миссиях военных наблюдателей ООН в Западной Сахаре, Конго, Судане и других странах.

В 2008-2010 годах российские вертолетчики в рамках операции Евросоюза в поддержку ООН в республике Чад и Центральноафриканской Республике (ЦАР).

С апреля 2006 года российская авиационная группа была развернута в составе миссии ООН в Судане на основании Указа президента РФ от 7 февраля 2006 года. В состав данного воинского формирования входило 142 военнослужащих с 8 транспортно-боевыми вертолетами Ми-8МТВ и 21 единицей автомобильной и специальной техники.

В январе 2012 года после обострения обстановки в этой стране было принято решение о выводе российской авиационной группы .

Совет Безопасности в своей резолюции 1545 от 21 мая 2004 года постановил учредить Операцию ООН в Бурунди (ОНЮБ) в целях поддержки и содействия осуществлению усилий, предпринимаемых бурундийцами для восстановления прочного мира и достижения национального примирения, как это предусмотрено в Арушском соглашении.

В июне 2004 года президент России Владимир Путин "О направлении российских военнослужащих для участия в операции по поддержанию мира под названием "Операция Организации Объединенных Наций в Бурунди".

В 2003 году в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1509 от 19 сентября 2003 года, учредившей миротворческую Миссию ООН в Либерии, России направила военнослужащих в состав Миссии.

Воинское формирование Вооруженных сил РФ принимало участие в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне в 2000-2005 годах.

25 июня 1999 года Совет федерации принял постановление об отправке 3,6 тысячи миротворцев в Косово. К тому моменту в Приштине уже находились 400 российских военных из числа контингента ООН в Боснии и Герцеговине, которые вошли туда 12 июня 1999 года. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года.

Миротворцы ООН то и дело мелькают на экране телевизора — то в связи с очередным кризисом, то в связи с очередным скандалом (см. стр. 78). А сколько всего в мире миротворцев ООН? "Власть" предлагает обзор действующих миссий.
Во всех статьях в скобках в начале приводится общепринятое сокращение официального названия операции; потери контингента ООН указаны за все время его существования; бюджет — на 2004-2005 годы; численность — на февраль 2005 года.

Бурунди
Операция ООН в Бурунди (ONUB). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 5378 военнослужащих, 82 полицейских, 306 международных гражданских сотрудников, 218 местных гражданских сотрудников. В ONUB служат военные и полицейские из 50 стран.
Потери: 6 военнослужащих.
Бюджет: $329,71 млн.
Формальной задачей ONUB при ее создании было "оказание помощи и поддержка усилий граждан Бурунди" в установлении прочного и длительного мира в стране. Фактически же служащие миссии стараются предотвратить переправку оружия и боевиков из Бурунди в Демократическую Республику Конго. По мнению экспертов, миротворческие усилия ООН малоэффективны — жители Бурунди не забыли, что жестокая гражданская война в соседней Руанде, перешедшая в геноцид одной из основных народностей страны, начиналась, когда там находились миротворцы ООН.

КАРТА
Восточный Тимор
Миссия ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET). Создана в 2002 году.
Численность контингента: 472 военнослужащих, 147 полицейских, 270 иностранных гражданских сотрудников, 542 местных гражданских сотрудника. В UNMISET служат военные и полицейские из 28 стран, в том числе из России.
Потери: 13 человек (из них 9 военнослужащих).
Бюджет: $85,15 млн.
UNMISET считается "визитной карточкой" миротворческих сил ООН. Она появилась в 2002 году, когда после многолетней индонезийской оккупации Восточный Тимор обрел независимость. Миссия должна поддерживать стабильность, демократию и законность в стране. Фактически же UNMISET выполняет функции армии и полиции нового государства, причем весьма успешно.

Гаити
Стабилизационная миссия ООН в Гаити (MINUSTAH). Создана в 2004 году. Единственная текущая миротворческая операция ООН в Америке.
Численность контингента: 5994 военнослужащих, 1398 полицейских, 316 иностранных гражданских сотрудников, 800 местных гражданских сотрудников. В составе MINUSTAH служат военные и полицейские из 41 страны.
Потери: нет данных.
Бюджет: $379,05 млн.
Миссии в Гаити были переданы полномочия Межнациональных временных сил по поддержанию порядка, созданных по инициативе США и Канады. Временные силы должны были помогать переходному правительству Гаити, которое возникло после того, как в 2004 году США и их союзники из стран Карибского бассейна свергли прежний гаитянский режим.

Грузия
Миссия наблюдателей ООН в Грузии (UNOMIG). Создана в 1993 году.
Численность контингента: 122 военнослужащих, 11 полицейских, 99 иностранных гражданских сотрудников, 180 местных гражданских сотрудников. В UNOMIG служат военные и полицейские из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 7 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $33,59 млн.
Миссия была создана в августе 1993 года, чтобы обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня между грузинской армией и абхазскими вооруженными формированиями. В сентябре 1993 года присутствие миротворцев не помешало возобновлению боевых действий. После перемирия 1994 года миссия стала контролировать деятельность миротворческого контингента стран СНГ и вывод грузинских войск из Кодорского ущелья, а также регулярно патрулировать ущелье. С 1996 года в миссии функционирует отдел по правам человека, а с 2003 года в мандат сил ООН включен пункт о том, что они должны способствовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Западная Сахара
Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Создана в 1991 году. Старейшая из текущих миротворческих операций ООН в Африке.
Численность контингента: 225 военнослужащих, 4 полицейских, 125 иностранных гражданских сотрудников, 111 местных гражданских сотрудников. В MINURSO служат военные из 25 стран, в том числе из России.
Потери: 10 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $44 млн.
MINURSO обеспечивает соблюдение перемирия, которое было заключено между правительством Марокко и боевиками сепаратистского фронта "Полисарио", выступающего за независимость Западной Сахары. Миссия также должна способствовать проведению референдума в стране. С обеими задачами MINURSO пока не справляется. Крупномасштабные боевые действия не ведутся, однако это скорее следствие влияния соседей — Мавритании и Ливии. Что же до референдума, то единственным напоминанием о нем в Западной Сахаре остается название миссии ООН.

Израиль (оккупированные территории)
Организация объединенных наций по контролю за перемирием (UNTSO). Создана в 1948 году. Первая миротворческая миссия ООН.
Численность контингента: 152 военнослужащих, 94 иностранных гражданских сотрудника, 122 местных гражданских сотрудника. В UNTSO служат военные из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 40 человек (из них 31 военнослужащий).
Бюджет: $27,69 млн.
Первоначальный мандат UNTSO предполагал контроль за соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Присутствие миротворцев ООН не предотвратило ни одной из арабо-израильских войн. После каждой войны мандат менялся в соответствии с новыми реалиями. В настоящее время четкого мандата UNTSO не имеет. В задачи миссии входит контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня (когда они подписываются), а также оказание помощи другим операциям ооновских миротворцев в регионе.

Израиль и Сирия (Голанские высоты)
Силы ООН по контролю за разъединением (UNDOF). Образованы в 1974 году.
Численность контингента: 1023 военнослужащих, 35 иностранных гражданских сотрудников, 108 местных гражданских сотрудников. В UNDOF служат военные из 6 стран.
Потери: 40 человек (из них 38 военных).
Бюджет: $43,03 млн.
Силы UNDOF созданы решением ООН в 1974 году, когда Израиль и Сирия договорились о разводе своих войск в районе Голанских высот. С тех пор военнослужащие UNDOF продолжают следить за соблюдением договоренности о прекращении огня и создании зон разъединения и буферных зон. Пожалуй, UNDOF — единственный миротворческий контингент ООН, к которому никто никогда не выдвигал никаких претензий. Его работой в равной степени удовлетворены и Израиль, и Сирия, и сама ООН.

Индия и Пакистан
Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP). Создана в 1949 году.
Численность контингента: 44 военнослужащих, 23 иностранных гражданских сотрудника, 45 местных гражданских сотрудников. В группе служат военные из 9 стран.
Потери: 9 военнослужащих.
Бюджет: $7,25 млн.
UNMOGIP была создана для соблюдения перемирия между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Ооновские миротворцы не смогли предотвратить вооруженный конфликт в 1972 году, после чего Индия решила, что деятельность UNMOGIP потеряла всякий смысл. Группа была сохранена благодаря Пакистану, который, разумеется, стал придерживаться противоположного мнения. До сих пор миротворцы продолжают находиться в зоне конфликта, практически не влияя на ситуацию.

Кипр
Силы ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Образованы в 1964 году.
Численность контингента: 916 военнослужащих, 43 полицейских, 44 иностранных гражданских сотрудника, 109 местных гражданских сотрудников. В UNFICYP служат военные и полицейские из 18 стран.
Потери: 173 человека (из них 167 военнослужащих).
Бюджет: $51,99 млн.
Силы ООН были созданы для предотвращения столкновений между греческой и турецкой общинами Кипра. В 1974 году они никак не противодействовали высадке на остров турецких и греческих войск и оккупации турками северной части Кипра. В дальнейшем UNFICYP служили лишь буфером между турецкой и греческой общинами. Реальной силой, предотвращавшей крупные столкновения, долгое время была Британия, которая имеет на острове две военные базы. Однако уже довольно давно на острове идут переговоры об объединении, инициированные самими греками и турками, так что сохранение UNFICYP и вовсе теряет всякий смысл.

Конго
Миссия ООН в Демократической Республике Конго (MONUC). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 13 775 военнослужащих, 175 полицейских, 735 иностранных гражданских сотрудников, 1140 местных гражданских сотрудников. В MONUC служат военные и полицейские из 53 стран, в том числе из России.
Потери: 70 человек (из них 49 военнослужащих).
Бюджет: $746,1 млн.
Войска ООН, как предполагалось, должны были обеспечивать соблюдение соглашений о прекращении гражданской войны в Конго, которые были подписаны в 1999 году. Однако вряд ли миссию можно считать успешной. Сейчас силы MONUC в основном пытаются не допустить проникновения вооруженных формирований повстанцев на территории, которые контролируют официальные власти страны.

Пока Индия и Пакистан выясняют отношения, контингенту ООН в Кашмире остается в основном бумажная работа

Косово
Миссия ООН по временному управлению Косово (UNMIK). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 37 военнослужащих, 3509 полицейских, 738 иностранных гражданских сотрудников, 2699 местных гражданских сотрудников. В UNMIK служат полицейские и военные из 51 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек.
Бюджет: $278,41 млн.
В задачи UNMIK входит организация управления, обеспечение безопасности и порядка в автономном крае Косово. Деятельность миротворцев неоднократно подвергалась критике: представители сербского меньшинства обвиняли ооновские силы в нежелании обеспечивать безопасность сербов и в очевидной пристрастности руководства UNMIK.

Кот-д`Ивуар
Операция ООН в Кот-д`Ивуаре (UNOCI). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 6009 военнослужащих, 215 полицейских, 259 иностранных гражданских сотрудников, 155 местных гражданских сотрудников. В UNOCI служат военные и полицейские из 49 стран, в том числе из России.
Потери: 2 военнослужащих.
Бюджет: $378,48 млн.
UNOCI была создана в 2004 году для замены существовавшей в то время гражданской миссии ООН. Основой военного контингента стали африканские страны. В задачи миссии входит контроль за соблюдением перемирия между правительством страны и повстанцами, а также поддержание связи и предотвращение конфликтов между властями и находящимся в Кот-д`Ивуаре крупным французским контингентом, не входящим в состав UNOCI. Дело в том, что в начале прошлого года военные самолеты Кот-д`Ивуара напали на позиции французских войск, после чего французская авиация полностью уничтожила ВВС Кот-д`Ивуара.

Либерия
Миссия ООН в Либерии (UNMIL). Создана в 2003 году. Крупнейшая текущая миротворческая операция ООН.
Численность контингента: 14 677 военнослужащих, 1098 полицейских, 489 иностранных гражданских сотрудников, 651 местный гражданский сотрудник. В UNMIL служат военные и полицейские из 61 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек (из них 26 военнослужащих).
Бюджет: $846,82 млн.
Деятельность UNMIL началась после подписания соглашения о прекращении гражданской войны в Либерии в 2003 году. В задачи миссии входит исполнение этого соглашения. Войска ООН играют ключевую роль в разоружении противоборствующих фракций и в настоящее время фактически являются единственной законной вооруженной силой в стране. Успех операции во многом обусловлен тем, что основные воинские контингенты в Либерию послали соседние с нею африканские страны, которые не раз предупреждали, что останутся в Либерии, даже если ООН объявит о выводе "голубых касок" (такое случалось не раз, когда миротворцы несли серьезные потери).

Ливан
Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Образованы в 1978 году.
Численность контингента: 1994 военнослужащих, 107 иностранных гражданских сотрудников, 297 местных гражданских сотрудников. В UNIFIL служат военные из 7 стран.
Потери: 250 человек (из них 245 военнослужащих).
Бюджет: $97,80 млн.
Силы UNIFIL были созданы для контроля за выводом израильских войск из Ливана и "восстановлением суверенитета ливанского правительства" на освобождаемых Израилем территориях. Наличие сил ООН не мешало Израилю впоследствии создать на юге Ливана буферную зону под контролем союзников из Армии Южного Ливана, а палестинским террористам — нападать на израильскую территорию из зон, находившихся под контролем ООН. UNIFIL, впрочем, как и UNTSO, неоднократно обвинялись Израилем в оказании помощи и предоставлении защиты палестинским террористам.

Сьерра-Леоне
Миссия ООН в Сьерра-Леоне (UNAMSIL). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 4092 военнослужащих, 75 полицейских, 252 иностранных гражданских сотрудника, 515 местных гражданских сотрудников. В UNAMSIL служат военные и полицейские из 40 стран, в том числе из России.
Потери: 159 человек (из них 154 военнослужащих).
Бюджет: $301,87 млн.
Мандат UNAMSIL предполагает контроль за соблюдением мирных договоренностей в стране, где долгие годы бушевала гражданская война. Кроме того, войска ООН обеспечивают безопасность в столице Сьерра-Леоне и крупных аэропортах, а также помогают местным властям "в исполнении их функций". Несмотря на очевидные успехи миротворцев, добиться окончательного прекращения боевых действий им не удалось. Сейчас войска ООН фактически охраняют законное правительство страны от нападений повстанцев, а также проводят безуспешные операции по борьбе с контрабандой алмазов.

Эфиопия и Эритрея
Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE). Создана в 2000 году.
Численность контингента: 3364 военнослужащих, 214 иностранных гражданских сотрудников, 254 местных гражданских сотрудника. В UNMEE служат военные из 41 страны, в том числе из России.
Потери: 8 военнослужащих.
Бюджет: $216,03 млн.
UNMEE появилась, когда после двухлетней войны в 2000 году Эфиопия и Эритрея заключили перемирие. В задачи войск ООН входит разъединение сил обеих стран, контроль за соблюдением перемирия и неприкосновенности демилитаризованной зоны на границе, а также координация усилий Эфиопии, Эритреи и Африканского Союза по установлению постоянного мира. UNMEE считается одной из самых успешных миссий ООН: несмотря на то что время от времени случаются перестрелки, в целом перемирие между Эфиопией и Эритреей соблюдается.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ

Откуда берутся миротворцы
В текущих операциях ООН принимают участие более 65 000 миротворцев из 103 стран мира.
Страна Число миротворцев
Пакистан 8183
Бангладеш 7942
Индия 5154
Непал 3453
Эфиопия 3428
Гана 3335
Иордания 2929
Нигерия 2884
Уругвай 2497
ЮАР 2317
Марокко 1704
Кения 1675
Сенегал 1575
Бразилия 1367
Украина 1204
Китай 1038
Аргентина 1006
Намибия 886
Шри-Ланка 778
Польша 724
Франция 606
Чили 582
Тунис 523
Ирландия 476
Нигер 468
Филиппины 455
Великобритания 431
США 428
Австрия 417
Бенин 411
Россия 363
Того 323
Канада 314
Швеция 303
Словакия 302
Германия 296
Турция 293
Испания 260
Румыния 239
Боливия 231
Перу 226
Индонезия 201
Фиджи 198
Мозамбик 191
Италия 184
Австралия 142
Замбия 131
Камерун 121
Египет 119
Венгрия 106
Малайзия 100
Буркина-Фасо 98
Мали 95
Гватемала 77
Болгария 74
Эквадор 72
Малави 66
Зимбабве 62
Гвинея 61
Гамбия 58
Португалия 57
Дания 54
Норвегия 52
Финляндия 47
Парагвай 46
Босния и 45
Герцеговина
Южная Корея 43
Чад 41
Швейцария 34
Чехия 31
Хорватия 30
Япония 30
Греция 26
Джибути 24
Самоа 24
Сербия и 24
Черногория
Алжир 20
Нидерланды 20
Уганда 20
Танзания 18
Сальвадор 16
Бельгия 16
Словения 16
Новая Зеландия 14
Киргизия 13
Гондурас 12
Йемен 12
Кот-д`Ивуар 10
Ямайка 10
Литва 8
Молдавия 8
Габон 6
Конго 6
Таиланд 6
Монголия 5
Сьерра-Леоне 5
Доминиканская 4
Республика
Маврикий 4
Албания 3
Иран 3
Ливан 2
Эстония 2
Мадагаскар 1
Пытки во имя мира
За время своего существования — с 1948 года — "голубые каски" неоднократно оказывались замешаны в громких скандалах.
Преступное действие
Едва ли не самой скандальной миротворческой миссией ООН оказалась операция в Сомали, которую "голубые каски" проводили с 1992 по 1995 год. Официальной задачей миротворцев была помощь в прекращении гражданской войны и образовании нового правительства страны. С этой задачей они не справились и покинули страну после того, как начали нести серьезные потери. Тем не менее история с пребыванием миротворцев в Сомали запомнилась не только самим сомалийцам.
Канадские миротворцы пытали и убили подростка Шидане Ароне. Об этом стало известно еще в 1992 году. В ходе расследования выяснилось, что история с юношей вовсе не была единичным фактом. Командир канадского контингента полковник Лаббе неоднократно обещал подчиненным "ящик шампанского за каждого убитого черномазого". Широко распространены были мародерство, пытки заключенных, убийства. После окончания внутреннего расследования военные власти Канады решили расформировать подразделение Лаббе. Один из канадских солдат был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Похоже вели себя в Сомали и коллеги канадцев — бельгийские десантники. Двое из них прославились тем, что запечатлели на видеопленку, как кладут на раскаленную металлическую плиту и зажаривают сомалийского подростка. Были отмечены факты похищений, изнасилований и убийств сомалийских девушек, а также психологические издевательства над местными жителями — сомалийцев, исповедующих ислам, под страхом смерти заставляли есть свинину.
Отметились в Сомали и итальянцы. Одной из самых скандальных стала история женщины, проходившей мимо расположения итальянского контингента. Ее силой затащили в лагерь, насиловали несколько часов, после чего угрожали убить, засовывая в рот тротиловую шашку.
В 2005 году история повторилась. Несколько десятков военных, участвующих в операции ООН в Демократической Республике Конго, были отозваны в связи с обвинениями в изнасилованиях и пытках. По крайней мере в двух странах, имеющих свои контингенты в составе миротворческих сил ООН,— в Марокко и во Франции — в отношении военнослужащих ведется следствие.

Преступное бездействие
Так же часто миротворцев ООН обвиняли в преступном бездействии. В 1993 году войска ООН были размещены в Руанде с целью недопущения межэтнических столкновений. Однако своей задачи по охране мирного населения "голубые каски" не выполнили. Они лишь наблюдали за тем, как правительственные войска целенаправленно уничтожали мирное население из народности хуту. В 1996 году миротворцы и вовсе покинули Руанду: продолжение операции было признано слишком опасным для самих "голубых касок".
В 1995 году разразился громкий скандал вокруг контингента ООН, охранявшего мусульманский город Сребреница в Боснии. Незадолго до этого город был объявлен демилитаризованной зоной. Гарантом безопасности местного населения выступила Организация Объединенных Наций. Но когда сербы потребовали вывода "голубых касок" из Сребреницы, командование миротворческого контингента поспешило это сделать. Город оказался совершенно беспомощным перед лицом сербских войск. Последовавшие за выводом ооновских сил события известны сейчас как "резня в Сребренице" (сербы убили около 1200 человек), а действия сербских войск квалифицируются как геноцид.
Подобное же бездействие стало причиной громкого скандала уже в марте 2005 года, когда в Косово, территории, фактически находящейся под управлением ООН, начались сербские погромы при полном попустительстве "голубых касок", которые выполняют в крае полицейские функции. Напомним, что во время погромов, продолжавшихся несколько дней, погибли 28 человек, а потеряли кров 3700. Одним из самых вопиющих проявлений бездействия "голубых касок" стала история, происшедшая в столице края — Приштине. Там несколько десятков сербов, спасаясь от разъяренной албанской толпы, забаррикадировались в многоэтажном доме. Албанцы осадили многоэтажку, пытались прорваться внутрь, а затем просто поджечь ее. Полицейские силы ООН, штаб-квартира которых находилась в нескольких кварталах от осажденного дома, пришли на помощь сербам лишь через шесть часов.
В апреле в Косово произошел еще один скандал, связанный с миротворцами ООН. Правда, речь уже шла о стычках внутри самого контингента. Несколько американских и иорданских полицейских ООН начали дискуссию по поводу событий в Ираке. Спор быстро перешел в драку, драка — в перестрелку. В результате погибли три американских миротворца и один иорданский. Стремясь замять скандал, руководство сил ООН в Косово переквалифицировало действия схваченных на месте преступления иорданцев из "убийства" в "покушение на убийство" и "неоказание помощи раненым", а затем и вовсе закрыло дело за отсутствием состава преступления.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9) - как понимать это выражение Господа из «заповедей блаженств»? Как научиться этой добродетели? Как отличить миротворчество от человекоугодия? В каких ситуациях мы можем быть миротворцами, а когда все-таки должны, вспоминая слова Спасителя, принести не мир, но меч? Размышляет настоятель храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов) .

В евангельском понимании − это человек, который способствует водворению мира там, где до того была вражда, или же, в более расширенном понимании, который не допускает этой вражде разразиться. Но, наверное, в полном смысле слова, в еще большей степени миротворцем является человек, который, став поневоле одной из сторон конфликта, вместе с тем не только сам в себя этот конфликт не впускает, но и делает абсолютно все возможное для умиротворения того, кто оказался «по другую сторону баррикад».

Этого можно достичь в первую очередь тогда, когда человек находит возможным для себя отказаться от своих интересов, стремлений, желаний, в какой-то степени даже от своей воли в этой конкретной ситуации. Ведь в основе любого конфликта − в семье, или на работе, или между двумя различными политическими партиями, или двумя государствами − практически всегда лежит то, что одна из сторон или обе стороны ставят свои интересы над интересами своих оппонентов. И дальше начинается борьба, в которой та сторона, которая сильнее, навязывает свою волю и свои желания другой, более слабой. Или же это происходит с переменным успехом. Так начинаются затяжные конфликты, так начинаются войны информационные, и так порою начинаются войны самые настоящие − кровопролитные. Но если у одной из сторон появляется благое произволение снять остроту конфликтной ситуации, то не исключено, что и у второй не останется возможности конфликтовать.

Те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова

Но оттого, что очень мало миротворцев на таком житейском, бытовом уровне, так же мало возможностей способствовать миру и в каких-то глобальных конфликтах. А миротворцы, которых сегодня называют голубыми касками, то есть солдаты, направляемые в определенные зоны и в определенные участки мира, занимаются все-таки в первую очередь не примирением людей, а принуждением к миру. А это, в свою очередь, часто сопряжено с подавлением той или иной стороны конфликта, и, главным образом, только потому, что так кому-то нужно. Поэтому, безусловно, те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова, здесь налицо колоссальная подмена понятий.

Да, бывают ситуации, когда усилия этих миротворцев, пусть сопряженные с каким-то силовым воздействием, все-таки ведут к миру. Но это верно лишь отчасти. Конечно, если куда-то вводится контингент миротворческих сил, то, как правило, боестолкновения прекращаются, но в то же время мы прекрасно понимаем, что в окружающем нас мире действуют определенные механизмы, которые служат реализации интересов наиболее сильной стороны. А в качестве наиболее сильной стороны почти всегда выступает та, которая этот конфликт породила, непосредственно в нем не участвуя.

Например, и сегодня можно было найти на Youtube выступление руководителя крупнейшего американского частного разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана, в котором он прямо говорил, что Соединенные Штаты не должны участвовать непосредственно в каких-то вооруженных конфликтах, поскольку это слишком накладно. Но они могут ссорить различные государства, не допускать между ними партнерских взаимоотношений. В частности, речь шла о недопустимости союза России и Германии, так как это является самой главной угрозой для Соединенных Штатов и для их гегемонии в современном мире. То же относится и к странам Европы, которые надо разобщать и, разобщая и разделяя, таким образом властвовать. В словах этого человека была также обозначена необходимость того процесса распада ЕС, который сейчас запустила Британия, и, как следствие, вооруженных конфликтов внутри Европы. Поэтому мы можем наглядно видеть, как рождаются конфликты, точнее, как они планируются. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что если войны начинаются, значит, это кому-нибудь нужно.

Но здесь же можно вспомнить и замечательные слова покойного Патриарха Грузинского Ефрема о том, что если из двоих людей хотя бы один умный, то ссоры не будет. И вот если из двух сторон, которые понуждаются к тому, чтобы вступить в конфликт, хотя бы одна, скажем так, умная, то конфликта и войны не будет. Ведь всегда в интересах народа − от войны в любом случае уклониться, если только речь не идет о войне освободительной, когда на нашу территорию кто-то уже вторгся, и нам необходимо ее защищать.

Поступаться самолюбием, но не верой

При желании уклониться от и уступить существует опасность перейти к другой крайности − к человекоугодию, к , к искусительной для потенциальных агрессоров слабости. Необходим здравый смысл, чтобы четко понимать, где проходит та линия, дальше которой отступать уже нельзя.

Но большинство конфликтов происходят по самым глупым поводам. Идеальная иллюстрация − гоголевская «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Это произошло из-за какой-то ерунды, и спустя некоторое время никто даже не мог вспомнить, в чем причина ссоры заключалась. Чаще всего люди конфликтуют из-за мелочей, которые задевают их самолюбие. Один не дал другому выйти из автобуса, один стоял в очереди и был уверен, что он стоит на этом месте, а оказалось, что на этом месте стоит другой, они начали выяснять, слово за слово − вся очередь уже чуть ли не в рукопашную схлестнулась. Вот чем наполнена наша жизнь. Христианину же необходимо в таких случаях своим самолюбием поступаться. Нельзя поступаться принципами, идеалами, и, конечно, ни в коем случае нельзя поступаться верой. Точно так же, как нельзя кому-то уступать в ущерб интересам своих близких.

− Любой конфликт есть дело человеческого эгоизма

И очень важно не в других людях отыскивать то неразумие или даже безумие, которые приводит их к конфликтам по мелочам, а усматривать всё это в себе самих. И, пренебрегая этими мелочами, можно от большей части конфликтов и ссор в своей жизни уйти. Безусловно, любой конфликт есть дело человеческого эгоизма. И тот, в ком эгоизма меньше, скорее способен к тому, чтобы конфликт купировать, завершить, выйти из него с честью и хотя бы в какой-то степени стать миротворцем и сподобиться блаженства миротворцев.

Сильному не страшно казаться слабым

Конечно, бывают конфликты, которые возникают не из-за мелочей. Например, кто-то из коллег пытается переложить свои обязанности на другого или злоупотребляет своим служебным положением, и совершенно ясно, что это повод для напряженности в отношениях. Но в любых случаях возможно, как правило, несколько типов реакции. На меня пытаются переложить чужую работу, я с этим соглашаюсь, а с течением времени оказываюсь перегружен и заваливаю оба дела − и свое, и чужое − сразу. Того же, кто привык свою работу перекладывать на мои плечи, работать уже просто не заставишь. Другой тип реакции: «А что это ты себе такое позволяешь? Ты с ума сошел? Ты нехороший человек». Результат очевиден. И возможен третий тип реакции, когда я говорю: «Прости, пожалуйста, у меня есть своя работа, а это не моя, поэтому я все-таки не могу ее выполнить. Я виноват, но мне не по силам». И в этом случае опасность конфликта намного меньше, чем даже в первом случае. Потому что в тот момент, когда ты окажешься не в силах выполнить работу за другого, он еще будет от тебя этого требовать и гневаться, а когда ты сразу ставишь определенную грань, но при этом выражаешь сожаление и не обвиняешь его ни в чем, это снижает опасность конфликта. Но даже если человек пытается с тобой все-таки поссориться, можно быть каменной стеной, об которую он будет ломать руки и ноги, а можно быть подушкой, которая мягко гасит все эти удары. Хотя это непросто.

− У зла есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает

Дело в том, что у зла, к сожалению, есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает. Существуют разные способы бороться со злом, самое главное − эти способы не должны быть сопряжены с тем, что зло умножается в тебе. Поэтому лучше к каждой подобного рода ситуации относиться, скажем так, технически: не поддаваться первому импульсу выпустить огнедышащего дракона, который опалит всё вокруг огнем гнева, раздражения, досады, а сделать, образно говоря, шаг назад и дать себе время, хотя бы самое короткое, вспомнить, что я не просто разумный, взрослый и самостоятельный, но еще и верующий, который хочет быть христианином и пытается им быть. Поэтому у меня должно хватить твердости, но в то же время и кротости, и любви, чтобы не родился конфликт. И если человек вступит со мной в конфликт, я не отвечу − я, Бог даст, окажусь тем самым умным человеком, о котором говорил Патриарх Ефрем.

И не надо бояться, что, поступая так, мы будем казаться слабыми, забитыми, окажемся на последнем месте в коллективе. Зачастую человек гневается, раздражается на самом деле потому, что он чувствует в себе слабость и боится уступить. И, напротив, человек сильный и самодостаточный понимает, что никто не заставит его делать ничего помимо его воли. И поэтому он может общаться корректно, вежливо, с любовью, по-христиански и в то же время знать, что вот это он себе позволит сделать, а этого − нет. И другие люди в коллективе, как правило, чувствуют эту силу. К тому же человек, который хорошо делает свое дело, мужественный, твердый и в то же время спокойный, на последнем месте не оказывается, как правило.

Как быть, если кто-то из близких явно совершает какую-то ошибку, какой-то грех и создает тем самым проблемы не только себе, но еще и окружающим, но при этом мы знаем, что любое замечание, даже сделанное с любовью, вызовет негодование и приведет к ссоре? Изучить человека и смотреть по ситуации. И в каких-то случаях мы поймем, что без этого замечания, которое вызовет гнев, в принципе можно обойтись, и не будем его делать, а в каких-то, зная, что может пострадать работа, другие люди или сам человек, все-таки сделаем его вновь, но будем при этом готовыми к «извержению вулкана». И, как говорит Псалмопевец, приготовившись, не смутимся.

Сыны Божии и сыны вражии

− Нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны?

Если человек становится свидетелем конфликта и пытается примирить две враждующие стороны, очень часто бывает, что каждая из них пытается привлечь миротворца на свою сторону и обижается на его нейтралитет. А бывает, что конфликтующие объединяются и начинают враждовать с теми, кто пытался их примирить. Поэтому прежде каких-то миротворческих действий нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны? Нужно сначала примерить ситуацию на себя, чтобы увериться, что ты сам смог бы спокойно и трезво уступить и не конфликтовать. И ни в коем случае не нужно выступать в роли «старшего», потому что, как правило, это уязвляет в человеке самолюбие, но надо встать с ними на один уровень и действовать, может быть, сначала не столько рациональными доводами, сколько призывом к любви. И самое главное, нужно быть хорошо знакомым с этими людьми и надо, чтобы они тебя уважали.

Конечно, порой бывает не до размышлений, когда на твоих глазах люди друг друга убивают, − тут приходится думать о том, можешь ли ты реально способствовать прекращению этой драки, бойни, или лучше позвать кого-то на помощь. Ведь христианство не предполагает неразумия, поэтому, когда мы к какому-то делу приступаем, мы должны рассудить, что нужно делать для того, чтобы это дело было успешным.

В Евангелии сказано: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9), что эти слова значат? Господь пришел в мир для того, чтобы осуществить это удивительное таинство примирения человека с Богом, дать человеку возможность примириться, в том числе и с самим собой, и возвратиться в состояние богосыновства. Поэтому те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в этом превращении вражды в мир, настолько Богу угодны и настолько Богу милы, что они становятся Ему сынами. И напротив, те, кто сеет вражду, становятся сынами не Божиими, а сынами вражиими.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода