Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Эпоха просвещения краткое содержание. Эпоха просвещения

С л о в а р ь

Атеизм – безбожие; отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии.

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философское воззрение, распространенное в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит теизму и пантеизму.

Детерминизм (лат. determinare – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Материализм – философское направление, утверждающее, что материя первична по отношению к сознанию и существует вне и независимо от сознания.

Механицизм – философское воззрение, объясняющее законы развития природы и общества через законы механики и механического движения.

Механика – раздел физики, изучающий равновесие и перемещение материальных тел в пространстве.

Просвещение – политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин впервые употреблен Вольтером. Просвещение рассматривалось как необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Фатализм (лат. fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). XVIII в. вошел в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – особое идейное и культурное течение, которое зародилось в Англии, у ее истоков стоял Дж. Локк. Развитие философии Просвещения шло и в других странах Европы: Германии, Франции, России. Но наибольшую известность снискали деятели французского Просвещения: Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Э. Б. де Кондильяк, П. А. Гольбах.

В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл . Деятели Просвещения были убеждены, что развитие разума может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества. Подобно тому, как познание законов природы помогает ее осваивать и преобразовывать, так и познание законов общественной жизни может способствовать его разумному переустройству. Познав природу человека, можно ее усовершенствовать разумным воспитанием и образованием.

Следует принять во внимание, что просветители культивировали не просто разум, а разум научный . Именно развитие науки, по их мнению, способствует решению экономических, политических и социальных проблем. Потребность в жизненных удобствах также стимулировала научные открытия. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных знаний.

По убеждению просветителей, причины общественного неблагополучия коренятся в первую очередь в невежестве людей, мракобесии, религиозном фанатизме. Поэтому прогрессивное развитие общества возможно лишь благодаря образованию, просвещению людей, отсюда и название эпохи. Поэтому своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. Эта идея блестяще выражена И. Кантом: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» - таков, следовательно, девиз Просвещения.

Идеология Просвещения выражала интересы нового прогрессивного класса – буржуазии. Философы-просветители идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789–1794 гг.

Наука и прогресс – главные лозунги этой эпохи. Разум должен быть освобожден от всех предрассудков.

Главные идеи Просвещения:

ü разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм

ü вера во всесилие человеческого разума и общественный прогресс

ü критика феодализма и церковной идеологии

ü ориентация на светскую культуру

ü внимание к педагогике и вопросам воспитания

ü внимание к проблемам общественного устройства

Преобразование общества мыслилось просветителями как результат постепенного развития, в котором главную роль играло распространение просвещения среди народа. Изменение общественного строя должно последовать за познанием и распространением истины, рассеивающей мрак невежества и устраняющей заблуждения. Мирное, постепенное преобразование общества связывалось, прежде всего, с реформами, проводимыми «просвещенным монархом». От государя-философа просветители ожидали покровительства просвещению, борьбы с предрассудками, содействия социальному прогрессу.

Выдающимся памятником Просвещения является великая 35-томная «Энциклопедия» , или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1788), ставшая, по выражению Дидро, символом «века философии». Замысел «Энциклопедии» состоял в том, чтобы составить общую картину всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в., и определить место каждому конкретному знанию. Перспективы были захватывающими: показать возможности покорения человеком природы, от которой он пока лишь зависел. Кредо создателей было изложено в подготовленном Даламбером Введении в «Энциклопедию». Читателя приглашали самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных проповедях. Человек сам держит в руках свое счастье, он способен всего достичь, если освободиться от оков, мешающих его движению вперед.

Идейным вдохновителем и организатором издания «Энциклопедии» был философ Д. Дидро. Если в целях рекламы Дидро громко объявил имена всех великих людей, давших согласие на участие в «Энциклопедии», то сами великие люди приняли в этом деле весьма скромное участие. Так, Руссо написал 390 статей по музыке и политической экономии, Фонтенель, Бюффон и Монтескье много обещали, но ничего не сделали. Скуп оказался и Вольтер: написал только лишь 45 литературных и исторических статей. Барон Гольбах, специалист по горному делу и металлургии был более надежным автором. Менее известный, но очень талантливый и разносторонний шевалье де Жокур написал 17 тысяч статей по самым различным темам, часто делая копии источников!

Учение о природе. В эту эпоху знание из лаборатории выходит в свет. Царит всеобщая уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, в прогрессе, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Эпоха Просвещения считает себя эпохой разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств. В XVIII в. сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность.

Новые сферы деятельности познания в XVIII в. становятся науками: ботаника, биология, анатомия, химия.

XVIII век – это век механики и математики. Это обусловило механистическое понимание природы. Систему просветительских воззрений на природу изложил Поль Гольбах в своей книге «Система природы» (1770). П. Гольбах философски обобщил достижения механики, и его «Система природы» стала философским компендиумом (единой системой) представлений о мире и человеке. Если для Спинозы природа это Бог, то для Гольбаха природа – это только природа. Если у Ньютона Бог есть причина движения (запуск небесной механики), то Гольбах утверждает самодвижение природы, как единственной субстанции. Формируется материалистическое понимание природы. Сама природа есть не что иное, как модифицируемая движением материя. Гольбах дает определения материи, пространства, времени и др. Материя, по его определению, вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства.

Механика в то время была не просто отдельной, особой наукой, она выступала от лица науки вообще (она отождествлялась с наукой). Поэтому ее методы легли в основу всеобщей методологии. В целом понимание природы было механистическим. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала достижения механики, и не случайно одной из господствующих форм философии был механистический материализм.

Механицизм – особый способ рассмотрения предметов и явлений. Создается общий подход к предметам в результате философского осмысления достижений механики. Механическая форма движения признается универсальной. Все сложные формы движения сводятся к механическому. Биологическое сводится к физическому, а физическое – к механическому. Мышление сводится к физиологии, а физиология опять-таки к механике.

Другая ограниченность механицизма – механистическое толкование причинности, так называемый механический детерминизм– представление, согласно которому все процессы в мире жестко предопределяются их физическими (точнее, механистическими) причинами. Детерминизм – учение, утверждающее закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Детерминизм может перейти в фатализм. Фатализм вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет божественное предопределение, слепой рок (фатум), и человек бессилен противостоять судьбе. Механистическое понимание причинности сопряжено с неизбежностью или необходимой предзаданностью следствий, случайности не рассматриваются, как связанные с одним только незнанием.

Распространение фатализма на область социальных явлений ведет к отрицанию свободы человека и ответственности за свои поступки.

Эволюционные идеи. В сочинениях просветителей содержатся некоторые эволюционные идеи. Успехи Карла фон Линнея (1707 – 1778) в классификации нового фактического материала накопленного ботаникой и зоологией, а также исследования палеонтологии подготовили идею об эволюции органического мира. Крупнейший представитель эволюционизма Жорж Луи Бюффон (1707 – 1788) вместе с сотрудниками создал грандиозную «Естественную историю» (36 томов, 1749–1789), в которой рассказывалось о трех царствах природы: минеральном, растительном и животном. Бюффону принадлежит статья «Природа» в «Энциклопедии».

Шевалье де Ламарк (1744 – 1829) выдвинул первую теорию эволюции живых существ: от «инфузорий» - именно так он назвал живые одноклеточные существа – происходят все более сложные организмы вплоть до современных видов. Ламарк стал основателем трансформизма, согласно которому живые существа приспосабливаются к изменениям среды обитания и передают новоприобретенные качества потомству. При жизни Ламарк был совершенно неизвестен. Через 30 лет после кончины его имя прославил британский биолог Чарльз Дарвин (1809 – 1882).

В конце века была разработана космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. В XVIII в. усиленно развиваются новые отрасли физики – учение о теплоте, электричестве, магнетизме, развиваются химия и биология.

Успехи естественных наук и технические достижения способствовали развитию производства. В XVIII в. многие инженеры поняли возможность практического применения научных открытий в области физики – законов о равновесии тел, траекториях полетов, сопротивлении материалов, а также использования новых веществ (например, каучука) или более точных измерительных приборов. Изобретения той эпохи были отмечены вечной устремленностью человека к покорению новых пространств – освоению морских глубин, воздушного океана: водолазный костюм (1715), воздушный шар – монгольфьер (1783), парашют. Технологическое несовершенство и нелепый внешний вид не мешали многим из представленных тогда проектов предвосхищать изобретения последующих веков.

Учение о человеке и обществе. Для французских просветителей характерно натуралистическое понимание человека. Человек понимается как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой, а ум и здравый смысл выглядят так же как естественный свет. «Мы маленькие животные с двумя ногами и двумя руками, как обезьяны, менее проворные, чем они, такие же комичные и имеющие большое количество идей. Мы подчиняемся всем общим законам природы» (Вольтер).

Апеллируя к природному равенству людей, просветители обосновывают и борьбу за социальное равенство. По их убеждению надо прислушиваться к природе, ибо она никогда не обманывает и всегда права.

О воспитании. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Для французов воспитание и образование, по сути дела, составляли смысл Просвещения. Предполагалось, что если людей поставить в одинаковые условия и дать им равные возможности, то под воздействием воспитания и образования они, в конечном счете, приобретут схожий моральный и просвещенный облик. При этом, по мнению Гельвеция ,несмотря на то, что способности людей от рождения равны, важную роль играет случай, который может нарушить разработанные планы, давая совсем не тот результат. Руссо с ним не соглашался. Он полагал, что способности людей от природы не одинаковы. Это обстоятельство больше чем случай влияет на конечный результат. Но результат все же зависит от воспитания.

Прославление «естественного состояния» легло в основу педагогики Руссо. Он считал, что лучшие задатки детей подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение, коррупция. Поскольку общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соответственно естественным требованиям. Ребенку нужно помочь реализовать свой собственный опыт, который только и может его чему-либо научить. Педагогические идеи Руссо оказали влияние на Гете, Л. Н. Толстого.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» (Руссо).

Теория разумного эгоизма . Философы Просвещения понимали, что в реальной жизни человек больше думает о себе и своих личных интересах, чем о справедливости и общем благе. В XVIII в. получила развитие теория разумного эгоизма . Забота о самом себе первая и важнейшая обязанность человека. Но неограниченное удовлетворение своих потребностей и интересов вызовет столкновение интересов различных индивидов. Чтобы этого не случилось, каждый должен несколько ограничивать свои желания и запросы, но не ради других, а ради самого себя. Тогда совместная жизнь будет уравновешена и лишена конфликтов. Это эгоизм, но облагороженный и уравновешенный разумом.

Общественный договор . Французские просветители развили теорию общественного договора. Монтескье считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти.

Монтескьепредложил разделить политическую власть на законодательную, исполнительную и судебную, причем законодательная власть доминирует. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.

Теория общественного договора была подкорректирована Руссо . К числу наиболее важных добавлений относится принцип народного суверенитета, согласно которому власть есть достояние народа и не может быть отчуждаема от него. Руссо обосновывает автономию личности , не противопоставляя ее обществу. И еще одно из важнейших положений: Руссо допускает право народа на «расторжение» несправедливого общественного договора и устранение антинародной государственной власти. По сути дела, в изящной философской форме он выдвигает идею революционного восстания.

Философы-просветители

Вольтер ,настоящее имяФрансуа Мари Аруэ (1694 – 1778)

Философ, писатель, публицист, был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» – рождающейся буржуазии. Относится к старшему поколению французских просветителей. Подверг жесткой критике религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей. Блестящий сатирический ум, глубина знаний, широта эрудиции позволили Вольтеру создать яркие памфлеты против церкви.

Вольтер – деист , считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие.

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог является только первопричиной, творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий, не влияет на окружающий мир, человека, ход истории.

Однако Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей под угрозой Божьего наказания в повиновении и жестких рамках нравственности. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» (Вольтер).

В философских трудах Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей. Однако он понимает его как равенство политическое, равенство перед законом и правом. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер). Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

Вольтер выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» ). Вел переписку с «просвещенными» монархами, в т.ч. с Екатериной II, и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Вольтер по приглашению прусского короля Фридриха II прибыл в 1750 г. в Сан-Суси, где его поразило лицемерие придворной жизни. Отбыв три года на службе у Фридриха, он добился отпуска и уехал под предлогом лечения на водах.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

В отличие от Вольтера, является представителем низших слоев «третьего сословия».

Руссо пытался доказать, что с прогрессом культуры вместе с тем идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума.

Центральным мотивом его творчества выступает проблема неравенства между людьми и пути его преодоления. Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень неравенства связана с возникновением государства, как результата общественного договора. Третья ступень неравенства появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновать право народа на бунт против деспота.

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости. Таково естественное состояние общества. Оно нарушается с появлением собственности. Прямым следствием появления частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других.

В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.

В 1750 г. Руссо принял участие в конкурсе Дижонской Академии на тему, приносят ли искусства и науки пользу человечеству. Руссо ответил: «нет» и получил премию за блестящее доказательство того, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза.

В 1762 г. вышел в свет «Эмиль, или О воспитании». В своей этике Руссо утверждает, что наши естественные чувства указывают правильное направление поступкам, тогда как разум сбивает нас с толку. Затем «Общественный договор» (1762), содержащий его политическую теорию. Обе работы были осуждены, первая за ее обоснование естественной религии, вторая – за демократический дух.

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Великую Французскую революцию.

Дени Дидро (1713 – 1784)

Писатель и философ, основатель и один из издателей «Энциклопедии», иностранный почетный член Петербургской Академии наук.

В 1750–70-е гг. Дидро пишет большое число произведений, в которых разрабатывает материалистическую теорию. Его философия была философией механистического материализма. Он считал мир объективным и реальным. Материя – единственная существующая реальность, движение – свойство материи.

С начала 1750-х годов возникают собственно философские салоны. Один из них открыл Гольбах, другой – Гельвеций. Душой гольбахского салона был Дидро. Салон играл роль своего рода генерального штаба просветительского движения, его мозгового центра.

Дидро хотел, чтобы до 1780 г. осуществить за границей исправленное и дополненное, выдержанное «в свободном духе» издание «Энциклопедии». Этот проект Дидро представил Екатерине II, в которой он страстно желал видеть воплощение «просвещенного государя», каковым она всячески стремилась представить себя в общественном мнении Европы. Русская императрица дала согласие на этот проект, но сделала все, чтобы он был похоронен посредством проволочек и оговорок. Дидро приехал в Санкт-Петербург осенью 1773 г. и жил по весну 1774 г. Чтобы облегчить ему путешествие, Екатерина II приказала построить карету таких размеров, чтобы в ней можно было ехать лежа. Чтобы материально помочь Дидро, Екатерина купила его богатую библиотеку, оставив книги ее хозяину в пожизненное пользование.

Поль Анри Гольбах (1723 – 1789)

Философ, соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Был материалистом и атеистом. Основная работа «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770) – это систематическое изложение принципов механистического материализма. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Природа есть великое целое из соединения различных веществ. Природа как целое подчинена универсальным закономерностям, которые проявляются через причины и следствия.

Человек, считал Гольбах, есть произведение природы, живет в ее системе и подчинен ее законам и не может освободиться от нее даже в мыслях. Человек есть чисто физическое существо, подчинен механически действующей цепи причин и следствий.

Представления о Боге возникли в результате невежества, тревоги и бедствий. «Невежество – первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко его ценит. Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум. Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное. Не Бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда творил Бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими качествами, особенно пороками. Суеверие – явление преходящее; никакая сила не может быть долговечной, если она не основывается на истине, разуме и справедливости» (Гольбах). «Просвещенный человек перестает быть суеверным». В данном случае Гольбах смешивает два понятия, веру и суеверия, что не одно и то же.

Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе - в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и тому подобное. Поэтому XVIII век во Франции носит имя века Просвещения , и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей.

Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись в вопросе о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции.

Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века (историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин) привело к развитию книгопечатания. Правительство, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, тем самым вызвало к ним еще больший интерес. По свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках.

Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается сельский кюре Жан Мелье (1664- 1729), сочинение которого «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других.

Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иготиранического господства… ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех наших тиранов».

Шарль Луи Монтескье

Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), занимавший

видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),- писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока - Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.

Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции.

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал (Франсуа- Мари Аруэ, 1694-1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,- отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715- 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли - эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена - это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка).

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

литература эпохи Просвещения (общая характеристика).

литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

Пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment ) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung ) из французского (siècle des lumières ) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали .

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе » (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году скончался Жан Жак Руссо) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815) . В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

    Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы - женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти . Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741) :

    Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию - гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу.

    Оригинальный текст (англ.)

    There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets.

    - «Essay of the study of history» (1741).

    Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии » (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века . Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию » (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» - однокоренные). В Германии в 1731-1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. В ней было 284 000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Но, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

    Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук , которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

    Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право , естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

    Периодизация по Г. Мэю

    Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

    Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка . Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV-XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм , бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

    Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм . Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера , Гольбаха и Юма . Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм . Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

    За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо , а в Америке - Пейна и Джефферсона . Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон , возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической .

    Религия и мораль

    Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения , в особенности это коснулось христианства , которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро , большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

    В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной . Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю , а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм , превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

    Роспуск Общества Иисуса

    Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах » 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

    В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение? , 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект .

    Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм , во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм , противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов - Берлин и Хабермас .

    Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности , рыночных механизмов , капитализма , научного метода . Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

    Любопытные факты

    По мнению американского историка Стивена Старра , в Средние века очаг Просвещения находился в Центральной Азии на территории современных Туркменистана , Таджикистана , Узбекистана , Киргизстана , Казахстана , а также частично Афганистана , Пакистана и Китая

    См. также

    Важнейшие представители

    • Томас Аббт (1738-1766), Германия, философ и математик.
    • Маркиз де Сад (1740 - 1814), Франция, философ, основоположник учения абсолютной свободы - либертинизма.
    • Жан ле Рон д’Аламбер (1717-1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
    • Бальтазар Беккер (1634-1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. В своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы.
    • Пьер Бейль (1647-1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность .
    • Чезаре Беккариа (1738-1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764).
    • Людвиг ван Бетховен (1770-1827), Германия, композитор.
    • Джордж Беркли (1685-1753), Англия, философ и церковный деятель.
    • Юстус Хеннинг Бемер (1674-1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
    • Джеймс Босуэлл (1740-1795), Шотландия, писатель.
    • Леклер де Бюффон (1707-1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle .
    • Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма .
    • Джеймс Бернет (1714-1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики .
    • Маркиз де Кондорсе (1743-1794), Франция, математик и философ.
    • Екатерина Дашкова (1743-1810), Россия, литератор, президент Российской академии
    • Дени Дидро (1713-1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии .
    • Французские энциклопедисты
    • Бенджамин Франклин (1706-1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости .
    • Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657-1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
    • Виктор Д’Юпай (1746-1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм .
    • Эдуард Гиббон (1737-1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи .
    • Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.
    • Олимпия де Гуж (1748-1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки » (1791), заложившей основы феминизма .
    • Йозеф Гайдн (1732-1809), Германия, композитор.
    • Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Франция, философ и литератор.
    • Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
    • Томас Гоббс (1588-1679), Англия, философ, автор Левиафана , книги, заложившей основы политической философии.
    • Поль Анри Гольбах (1723-1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
    • Роберт Гук (1635-1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
    • Дэвид Юм (1711-1776), Шотландия, философ, экономист.
    • Томас Джефферсон (1743-1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости , защитник «права на революцию».
    • Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744-1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
    • Иммануил Кант (1724-1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
    • Гуго Коллонтай (1750-1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
    • Игнацы Красицкий (1735-1801), Польша, поэт и церковный деятель.
    • Антуан Лавуазье (1743-1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье .
    • Готфрид Лейбниц (1646-1716), Германия, математик, философ и юрист.
    • Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра.
    • Карл Линней (1707-1778), Швеция, ботаник и зоолог.
    • Джон Локк (1632-1704), Англия, философ и политический деятель.

    Культура никогда не стоит на месте. Она постоянно находится в развитии, в движении. Каждое столетие несет за собой нечто новое и ранее неизведанное. Так, к примеру, XVIII век ознаменовался новым, одним из главных этапов в истории культуры – поздним классицизмом, или, как его ещё называют, просвещением. Если Вам интересна эта тема, то продолжайте читать.

    Прежде чем дать характеристику данному направлению, важно определиться с его определением. Эпоха просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII- середины XVIII веков. Он тесно связан с совершенством и развитием социальной, философской и научной мысли. Его основами являются философия, которая ставит на вершину всего разум, — рационализм и течение, в котором отсутствуют какие-либо религиозные запреты на нахождение истины, – свободомыслие.

    История просвещения началась ещё в далеком XVII веке в Англии. Но затем охватила и близлежащие территории – Францию, Россию, Германию. Затем это направление проникло и в ряд других европейских стран. Но, несмотря на то, что прародителем классицизма считается Англия, огромный вклад в его развитие внесла Франция. Именно французские философы и просветители предали направлению облик, известный сейчас. Его идеи и принципы нашли свое отражение в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции. Также благодаря его влиянию произошли некоторые изменения в социальной сфере Америки и Европы – было отменено рабство, законодательная система стала более гуманной, ослабилась власть церкви на разные стороны жизни, пошатнулось влияние аристократии.

    Что касается временных рамок эпохи просвещения, о них точно сказать сложно. Некоторые историки полагают, что это направление сформировалось в XVII веке. Другие считают, что только лишь в середине XVIII века. Такая же ситуация наблюдается и с завершением эпохи – либо 1778 год (смерть величайшего французского философа Вольтера), либо 1800-1815 года (старт Наполеоновских войн).

    Главной идеей направления принято считать философское выражение сенсуализма – «tabula rasa», то есть «чистая доска». Человек рождается без какого-либо индивидуального умственного наполнения или генетически обусловленных возможностей и склонностей, зато в течение всей своей жизни он старается накопить как можно больше опыта, знаний, умений, и именно этот приобретенный со временем «рисунок» на чистой доске составляет нравственные и интеллектуальные особенности каждого из нас. Данное словосочетание часто можно встретить в работах Джона Локка, например, «Опыт о человеческом разуме».

    Философия

    Отличительная особенность просвещения – вера в позитивное изменение мира и жизни людей через образование. Именно поэтому основными идеями считаются всеобщее обучение, воспитание и вытекавшее из этого равенство. Ведь если от природы все мы чистые, как доски, то не может быть никакого кастового деления в обществе: всех надо оценивать исключительно по учености. Такое понимание человеческой природы было достигнуто благодаря эпохе географических открытий, развитию науки, философии, культуры. Люди искренне уверовали, что доступ к знаниям и прилежание из каждого могут сделать Френсиса Бэкона.

    Так как просвещение затрагивает в большей степени общественную жизнь и философию, то различные умозрительные теории непосредственно связаны с ними. Основными считаются:

    • теория естественных прав человека
    • теория общественного договора
    • теория разделения властей
    • теория разумного эгоизма

    В эту эпоху правят бал три главенствующих мысли:

    1. Первая – разум лежит в основе всего. Он помогает человеку обрести успешную и счастливую жизнь. Но разум формируется вместе с душой, поэтому они неразрывно связаны, и нравственность стоит чтить никак не меньше ума.
    2. Вторая – Бог лишь сотворил мир, а вот дальнейшее его развитие идет уже по определенным законам и правилам, которые созданы людьми. О них же зависит их уровень интеллекта, возможности, перспективы. Они, а не небесный Отец, должны самосовершенствоваться и трудиться, чтобы быть достойными своего всемогущего родителя.
    3. Третья – неразрывная связь с естествознанием. Окружающий мир нуждается в изучении, естественные науки становятся востребованными на государственном уровне, их больше не отрицает церковь, а ученых больше не преследуют, как магов и чародеев.

    Также эпоха просвещения отличалась и своей психологией. Многие философы и просветители, которых часто называли энциклопедистами, отрицали влияние каких-либо сил, которые были скрыты от разума или опыта, на людей и их поступки. По мнению некоторых представителей данного направления (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций), человек представляет собой не что иное, как машину, попавшую под влияние условий цивилизаций.

    Говоря об этом времени, не стоит забывать и про просвещенный абсолютизм. По поводу определения этого термина спорят многие ученые мира.

    1. Некоторые придерживаются мнения, что это политика государства, направленная на сохранение традиций и монархических порядков, но в то же время стремящаяся к научному прогрессу и рациональному управлению.
    2. Другие считают, что просвещенный абсолютизм – это новаторская форма правления, направленная на демократизацию общества, и толчок к формированию и развитию буржуазии, так как дворянство при нем теряет свои лидирующие позиции, и на политическую арену выдвигаются талантливые, а не знатные люди.
    3. К тому же существует мнение, что это одна из стадий развития абсолютной монархии и ничего нового, кроме популизма, не несет.

    Просвещенный абсолютизм появился благодаря деятельности Вольтера, Дидро, Руссо и Монтескье, а именно их теории естественного права. По их мнению, чтобы достичь гармонии в государстве, необходимо вернуть каждому человеку права и свободы, наделить всех равенством и поставить во главу страны мудреца. Эта идея понравилась многим правителям-монархам во всей Европе, в частности, венценосным особам из России, Пруссии и Австрии.

    В эпоху просвещения основными направлениями считались:

    1. Атеистическое-материалистическое — подразумевается, что Бога не существует вообще, а мир был сотворен по одному из сценариев, продиктованных рационалистической парадигмой мышления. Основными представителями являются Д. Дидро, Д. Локк, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье и многие другие.
    2. Утопически-социальное – за основу взято построение идеального общества, в котором лидирующие позиции занимают справедливость и равенство. Представители: А. Сен-Симон, Г. Бабеф, Р. Оуен.

    В конце XVII — середины XVII века в Европе наблюдается феодальный кризис. За ним последовали стычки между различными классами людей. Все это привело к формированию классовой борьбы и становлению определенных идеологий. Вот их опорные идеи и постулаты, составляющие основу философии эпохи просвещения:

    1. Главные понятия – разум и просвещение.
    2. Чтобы не допустить невежества, необходимо обучаться и изучать что-то новое. Это поспособствовало усовершенствованию науки и философии.
    3. Основная задача – изменить человека в лучшую сторону.
    4. Становление светского общества. Переход от рационализма к сенсуализму.
    5. Появление нового вида мышления – универсализма.

    Основные идеологии:

    1. Универсализм — многостороннее, всеохватывающее видение бытия. Необходимо видеть мир в целостности, не разделяя его единичные части и не пытаясь объяснить и понять универсум, характеризуя раздробленные элементы.
    2. Сенсуализм - философское направление, призывающее доверять только ощущениям и опыту, как первичному и самому достоверному методу познания.
    3. Рационализм – метод познания, согласно которому разум первичен. И поведение, и мыслительный процесс людей должны мотивироваться и оцениваться разумом.
    4. Материализм – парадигма мышления, в соответствие с которой материя является первичным началом по отношению к вторичным идеалам. То есть, сначала возникла объективная реальность, а потом только на ее основе появились идеальные явления (воля, сознание, мораль).

    Список философов

    1. Франсуа Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) – основатель просвещения Франции, философ, литератор. Его идеи заключаются в том, что Бог только сотворил мир, но не управляет им. А вот главное – это сознание, являющееся свойством материи. Также он продолжал дело Д. Локка о сенсуализме. Основные работы в области философии: «Философские письма» (1733 год), «Философский словарь» (1764-1769 гг.) и «Метафизический трактат» (1734 год). Также он написал довольно фривольные художественные произведения, сатирически высмеивающие табу и условности отсталых и закрепощенных людей.
    2. Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) – материалист, философ, просветитель, писатель. Его рассуждения полны мыслями о материальной стороне жизни, об общности движения и материи, сознания и материи. Он, так же, как и Вольтер, следовал за сенсуализмом Локка. Был одним из идейных организаторов буржуазной французской революции. Главные труды: «Энциклопедия» (в сотрудничестве с Жаном Батистом Д’Аламбер), «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Монахиня», «Племянник Рамо» и т.п.
    3. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, психолог, идеалист. Главная цель его деятельности – показать греховность общества того времени. Он считал, что все зло идет от социального неравенства и цивилизации, а модернизация науки ведет к переменам в нравах людей. Идеалом он считал возвращение человека на лоно природы, где его не затронут пороки города: алчность, гордыня, лицемерие и похоть. Он выступал против феодализма, поддерживал буржуазную демократию и всеобщее равноправие. Также являлся продолжателем сенсуализма. Значимые работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права», но все труды были сожжены.
    4. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – французский писатель, историк, философ. В своих работах он критикует политику и строй Франции в те времена, отрицательно высказывается о феодализме. Монтескье выступает за конституционную монархию, где наблюдается разделение власти. Главные труды: «О духе законов» и «Персидские письма».
    5. Жан Мелье (1664 – 1729 гг.) – философ-материалист, католический священник. Критиковал политический строй Франции, выступал за то, чтобы люди организовали революцию. Известен лишь одной работой «Завещание», которая была впервые издана в Англии.
    6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751 гг.) – французский философ-материалист и врач. Занимался развитием эволюционных представлений о прогрессе общества, отвергал кардинальные решения и радикальные взгляды. Считал, что тело главенствует над духом. Его главная работа — «Человек-машина» — рассматривает человека в сравнении с часовым механизмом.
    7. Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771 гг.) – французский философ и литератор. По его мнению, для достижения научного «стиля жизни» необходимо, чтобы государство при помощи регулирования снабдило людей моральным, этическим и культурным воспитанием. Основные работы: «Об уме» и «О человеке».
    8. Что касается немецкого просвещения, то здесь наиболее значимыми являются Х. Вольф (1679 – 1754 гг.) и Г. Э. Лессинг (1729 – 1781 гг.).

    Просветительская культура

    Новаторская деятельность эпохи оказала большое влияние и на культуру. Многие деятели открыли для себя новые возможности, обрели свободу творчества. Общая культурная тенденция – использование предыдущих форм, но уже в новой интерпретации. В большей части, использование ранее противоположных стилей – романтизма и классицизма. Как раз в период просвещения зарождается сентиментализм, который характеризуется высоконравственным содержанием и чувствительностью, возведенной в культ.

    Что касается изобразительного искусства, то здесь появляется новый стиль – жанровая живопись. Одно из главных мест занимает и интимный портрет.

    В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который отличается своей помпезностью, пышностью и изысканностью.

    Но все новаторства эпохи просвещения объединяет общая мысль – вера в разум рождает убеждение в возможности позитивного изменения человека и гармоничного состояния общества.

    Просвещение в искусстве

    В литературе

    Отличительная черта литературы именно этого периода – большое количество философских рассуждений и различных государственных проблем в произведениях. Главным героем обычно выступает образованный и интеллигентный человек, который старается изменить мир к лучшему. Зачастую, именно он выражает все авторские мысли и идеи.

    Все произведения эпохи просвещения (чаще всего романы) пестрят призывом к образованию и чтению. Неудивительно, ведь в текстах преобладают размышления о многих животрепещущих темах.

    Также в это время в ускоренном темпе печатаются газеты, издаются книги и энциклопедии. Образовываются светские кружки и общественные организации.

    Наиболее известные произведения:

    • Франсуа Мари Вольтер, «Философский словарь» — главный труд мыслителя. В этом произведении он рассматривает многие социальные и научные темы, критикует религию и дает свою оценку происходящему.
    • Франсуа Мари Вольтер, «Кандид» — наиболее известное произведение философа. В этой повести автор при помощи своих героев смеется над многими курьезными и абсурдными проявлениями действительности, а также выносит приговор штампам и шаблонам поведения, принятым в ханжеских и пуританских кругах.
    • Дени Дидро, «Диалоги» — в этом сборнике собраны поучительные беседы философа со многими людьми.
    • Дени Дидро, «Рамо» — одно из главных произведений философа-материалиста. В нем представлен диалог между самими писателем и Рамо, которые рассуждают на многие философские и социальные темы.
    • Шарль Луи Монтескье, «Персидские письма» — сатирический роман. Главный герой отправляется в Париж, откуда и присылает своим друзьям заметки, касающиеся жизни в этом городе.
    • Жан Жак Руссо, «Эмиль, или О воспитании» — психологический роман философа, в котором он закладывает базис для развития новой педагогики.
    • Даниель Дефо, «Робинзон Крузо» (здесь вы можете найти подробный ) — роман, рассказывающий о становлении человека в природной среде.
    • Джонатан Свифт, «Путешествие Гулливера» — фантастический и сатирический роман. В нём открыто рассказывается о пороках и грехах людей, хотя формально речь идет о путешествии героя в мире лилипутов и великанов.

    В живописи

    Как уже было отмечено ранее, главное новаторство эпохи просвещения в живописи – это появление стиля рококо. Героини этих картин, античные богини и нимфы, часто изображались на фоне роскошных дворцов и невероятной зелени. Основной сюжет – любовный. Наиболее ярко это заметно в творчестве французского художника Франсуа Буше («Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала», «Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея», «Туалет Венеры»).

    Важное место занимали гравюры и фрески. В этом направлении не было равных Джованни Тьеполо («Ангел, спасающий Агарь», «Аполлон и Дафна», «Встреча Антония и Клеопатры, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней»), последнему из представителей великой венецианской школы.

    Пейзажи, особенно городские, также пользовались большой популярностью. В этом жанре отличился Франческо Гварди (« Большой канал в районе рыбного рынка», «Гондола в лагуне», «Вид площади с дворцом», «Венецианский дворик») и Антонио Каналетто («Колизей, «Венеция», «Вид на Темзу», «Вид на залив святого Марка», «Вид на большой канал. Венеция»).

    Самые известные портреты эпохи просвещения принадлежат Томасу Гейнсборо («Дама в голубом», «Мистер и Миссис Эндрюс», «Портрет миссис Мэри Грэм»).

    В театре

    Настоящее перерождение театра случилось именно в XVIII веке. «Золотой век», как скажут некоторые. Играют, в основном, комедии, но иногда и трагедии (например, «Фауст»).

    По всей Европе открывается множество театров. В одной только Венеции их 7 штук! В Англии с успехов играют произведения Ричарда Шеридана – «Школа злословия», «Соперники» и многое другое. В Венеции – «Трактирщики» Карло Гольдони, а по всему миру аншлаги собирала пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро».

    Эпоха просвещения в России

    Как уже было сказано ранее, эпоха просвещения не обошла стороной и Россию. Глобальные перемены начались с правления Петра Великого. Именно он приказал обучать население, совершенствовать науку, выпускать газеты и журналы. Благодаря этим преобразованиям, уже через некоторое время страна вступила в этап европеизации. После смерти Петра I и неоднократной смены власти дело продолжила уже Екатерина II, которая последовала за идеями великих французских философов.

    Психология русского просвещения весьма отличается от зарубежной. Несмотря на обилие зарубежных идей, некоторые русские мыслители и философы старались внести что-то новое, добавить «свое», но в то же время не выходить за рамки уже принятого канона. К ним, например, можно отнести А.С. Кайсарова, В.В. Попугаева и многих других. Также большой вклад внес и А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.). После публикации известной работы «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор открыто критикует крепостничество, его приговаривают к смертной казни и отправляют в ссылку в Сибирь.

    Представители

    • М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – российский ученый, историк, естествоиспытатель. Именно он был новатором в образовательной среде, дополнил список обязательных предметов, начал читать лекции на русском языке, вместе с И.И. Шуваловым основал Московский Государственный Университет. Старался воспитывать в людях идею патриотизма и желание делать Россию лучше, умнее и прогрессивнее.
    • А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) – писатель, философ, поэт. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, старался найти варианты освобождения крестьян и грезил об обществе, в котором не будет угнетения рабочего класса. Также идеи Радищева помогли в переходе от дворянского, декабристского правозащитного движения к революционному всенародному порыву.
    • Г.С. Сковорода (1722 – 1794 гг.) – российский и украинский философ, писатель, поэт. Считается первым самобытным мыслителем России. Был основателем русской религиозной философии. Внес невероятно весомый вклад в восточнославянскую культуру.

    Охарактеризовать эпоху просвещения в России можно словом «новый» — новые правила, законы, образование, искусство. Новая жизнь! А вот к основным чертам или особенностям можно отнести:

    • Запоздалое начало перемен, ведь просвещение в России началось лишь со второй половины XVIII века.
    • Большое внимание уделяется судьбе и чувствам маленького человека (Классический пример — «Бедная Лиза» Карамзина), а также истории и её развитию («История государства российского» того же Карамзина).
    • Преобладают идеи о космосе, как основе всего.
    • На первый план выходит социальная проблематика: крестьянский вопрос, дикость нравов, повальное невежество, нищета.

    Эпоха просвещения больше всего повлияла на литературу, которая воспела патриотизм и чувство нравственного долга по отношению к стране. Культ служения родине стал излюбленной темой в рамках высоких жанров.

    Примеры произведений

    1. комедия (Д.И. Фонвизин «Недоросль»),
    2. трагедия (А.П. Сумароков «Дмитрий Самозванец»),
    3. ода (М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны»),
    4. элегия (Г.Р. Державин «Море») и т.п.

    Смешивались направления, например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» дали о себе знать классицизм и реализм.

    В конце XVIII века начинает зарождаться сентиментализм, которому присуще уделять внимаю простому человеку и его чувствам. Главное произведение этого направления – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

    Развитие искусства слова повлекло за собой становление самобытной русской лирики, что в дальнейшем приведет к расцвету Золотого века русской поэзии.

    В этой статье мы подробно охарактеризовали поздний классицизм – просвещение. Надеемся, что эта эпоха стала вам более понятной!

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода