Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Биография платона. Интересные факты о философии платона

Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – . Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина.

Великий греческий философ Платон

Сын знатных афинских граждан Аристона и Периктионы, Платон вёл происхождение от легендарного аттического царя Кодра. Многие из родственников матери Платона были видными политиками. Его дядя, Хармид, участвовал в знаменитом аристократическом правительстве «тридцати тиранов». День рождения Платона – 7-го фаргелиона (21 мая) – приходился на число, которое древние греки праздновали как день рождения бога Аполлона . Многие почитатели философа считали его воплощением этого божества. В Элладе рассказывали легенды о том, что чрезвычайное красноречие Платона было дано ему в младенчестве музами , которые послали пчёл положить на уста ребёнка чудесный мёд.


Читай о жизни ПЛАТОНА, биографию великого философа, учение мудреца:

ПЛАТОН
(428 или 427-348 или 347 до н. э.)

Великий Древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Ученик Сократа, в Афинах основал философскую школу. Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги, важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэ тет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).

Платон родился в 428 (427) году до н. э., в самый разгар междоусобной Пелопоннесской войны, губительной и для демократических Афин и для аристократической Спарты, соперничавших в гегемонии над эллинскими государствами - полисами.

Платон принадлежал к одному из знатных афинских родов. Его предки по отцу происходили от последнего афинского царя Кодра. Нам почти ничего не известно об отце Платона по имени Аристон, но родственники Периктионы, матери Платона, оставили заметный след в политической и общественной жизни Афин. Достаточно назвать Солона. Однако ни Платон, ни его родные братья Главком и Адимант, ни его сводный брат Антифонт государственными делами не занимались.

Все они любили книги, стихи, дружили с философами. Правда, никто из братьев не снискал такой же поэтической славы, как их предок Солон, или известности драматурга и остроумного стихотворца, каким был их двоюродный дядя Критий, или ораторского мастерства их родственника Андокида.

Платон стал великим философом, греки его назвали "божественным". Платон получил всестороннее образование. Он брал уроки у лучших учителей. Грамоту ему преподавал известный Дионисий, музыку - Дракон, ученик Дамона обучавшего самого Перикла, и Метелл из Агригента, гимнастику - борец Аристон из Аргоса. Считают, что этот выдающийся борец дал своему ученику Аристоклу, названному так по имени деда с отцовской стороны, имя "Платон" то ли за его широкую грудь и мощное сложение, то ли за широкий лоб. Так исчез Аристокл, сын Аристона, и в историю вошел Платон.

Юноша занимался живописью, сочинял трагедии, изящные эпиграммы, возвышенные дифирамбы в честь Диониса, с именем которого связывали происхождение трагедии, и пел, хотя не отличался сильным голосом. Особенно он любил комических писателей Аристофана и Софрона, что подвигло и его самого сочинять комедии. Подобные занятия ничуть не мешали Платону, как говорят, участвовать в качестве борца в Истмийских общегреческих играх и даже получить там награду.


В юности он внимал урокам великих софистов о том, что люди рождаются неравными, что мораль - не что иное, как изобретение слабого, чтобы потворствовать более сильному, и что из всех форм правления самая разумная - аристократия. В408 году до н. э. Платон встретил в Афинах, своем родном городе, Сократа, мудреца и философа. Согласно легенде, перед встречей с Платоном Сократ видел во сне у себя на коленях молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь - птица, посвященная Аполлону. Сон Сократа полон символов. Это предчувствие ученичества Платона и будущей их дружбы.

Сократ дал Платону то, чего ему так не хватало, твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Эта дружба прервалась через восемь лет, когда в Афинах устанавливалась тирания, возглавляемая двоюродным братом Платона Критием, после чего последовала смерть Сократа.

Платон возненавидел афинскую демократию, этот режим, убивший его учителя. Он посвятил созданию нового государства большую часть своей жизни, вплоть до самого конца: он умер, не закончив своих "Законов". Платон стал излагать доказательства своего учителя сначала в серии коротких диалогов, называемых "сократическими", потому что они наиболее близки "историческому" Сократу. Платон возрождает, реабилитирует его в "Апологии Сократа", которую он осмеливается вложить в уста своего учителя, выступающего перед судом. Наконец в последнем, самом глубоком и прекрасном из диалогов, именуемых сократическими, - в "Горгии" - Платон показывает в Сократе совершенный образ Справедливого человека, противопоставляя его наконец разоблаченным софистам. Однако этот Справедливый человек поставлен демократией, извращающей справедливость, в такие условия, в которых он должен умереть.

После смерти учителя Платон перебрался в Мегару к Евклиду, у которого на первых порах собрались ученики Сократа. Они хотели еще раз пережить вместе общее горе, прежде чем разъехаться по разным городам. Настоящему философу, по старинной традиции, полагалось набраться мудрости у тех, кто хранил ее с древнейших времен. Значит, надо было отправиться путешествовать по свету. Одни утверждают, что Платон посетил Вавилон, где изучал астрономию, и Ассирию, где приобщился к великой мудрости магов. Некоторые утверждают, что он даже добрался до Финикии и Иудеи, собирая сведения о законах и религии их народов. Большинство сходится на том, что Платон не мог миновать Египта, который поразил в свое время Солона и Геродота. Думается, что в этом предположении нет ничего необычного, тем более что Египет был совсем рядом и греки там часто бывали, основывая колонии в Северной Африке.

Платон, конечно, хорошо знал Геродотову историю. Путешествовал он якобы не один, а вместе с юным Эвдоксом, своим учеником, будущим знаменитым географом и астрономом. Есть сведения, что Платон посетил Кирену, город, основанный в Северной Африке еще в VII веке до н. э. греками. Родом оттуда был Аристипп и знаменитый математик Феодор. Рассказывают, что Платон навестил там Феодора, брал у него уроки математики, как некогда это делал и Сократ. Феодор был близок к пифагорейцам, и у Платона тоже постепенно наладились дружеские отношения с этими философами, аскетами и знатоками смысла чисел как символов человеческого и космического бытия. Пифагорейцы обучили Платона четкости мысли, строгости и стройности в создании теории, последовательному и всестороннему рассмотрению предмета.

Платон жил в южной части Италии, которая впоследствии именовалась Великой Грецией и которая издавна была заселена греками, как и Сицилия.

После смерти Сократа Платон путешествовал целых десять лет, до 389-387 годов до н. э.

Странствуя и наблюдая жизнь и законы разных народов, он пришел к выводу, что все существующие государства управляются плохо. Все более и более Платон утверждался в мысли, что избавить человеческий род от зол могут только истинные и правильно мыслящие философы, занявшие государственные должности, или же властители государств, которые по какому-то божественному определению станут подлинными философами. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы". Эти вопросы также рассматриваются в диалогах "Политик" и "Критон".

Но что же это за политика, которой он намерен заниматься? Истинная политика, как сказано в "Горгии", заключается в том, чтобы сделать граждан справедливее и совершеннее путем воспитания. Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным. И помимо высшего сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, он выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к так называемому благу. Речь идет о материальных вещах пище, одежде, жилье и т. п. В отличие от него, Всеобщее Благо одно на всех. К примеру, общественное согласие, о котором печется государство, одно на всех. Поэтому о нем, согласно Платону, должны заботиться люди, с частной собственностью никак не связанные. Причем общим у правителей должно быть не только имущество, но также жены и дети. Ведь если у каждого жена будет своя, то и стараться он будет для нее в ущерб государству.

Низший общественный класс составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-философы. Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером. Правителям присуща разумная часть души, воинам - воля и благородная страсть, производителям - чувственность и влечения. Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач.

К ним он относит следующие задачи защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества. Выполнить эти задачи, по Платону, значит претворить в жизнь идею блага как идею, правящую миром. Идеальное, а тем самым благое государство обладает четырьмя добродетелями: мудрость присуща правителям и философам, храбрость - воинам, стражам, умеренность - работникам производительного труда Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы "каждый делал свое".

Платоновское государство - это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю. На основании изложенной концепции идеального государства многие исследователи рассматривали теорию Платона как первый проект коммунистического общества. Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Любое искусство подвергалось строгой цензуре, которая рассматривала каждое произведение с точки зрения того, было ли оно направлено на развитие морального совершенства в интересах государства.

Платон побывал в Сиракузах, где правил тиран Дионисий I Старший, захвативший власть вооруженной силой в 406 году до н. э. Важную роль при дворе тирана играл Дион, сын Гилпарина, брат жены Дионисия Аристомахи, сам женатый на дочери Дионисия. Дион был человеком умным, образованным, питавшим надежды на политические реформы в аристократическом духе. В год приезда философа ему было всего 18 лет, но он уже осознавал себя учеником Платона. Именно у него возникла идея пригласить великого мыслителя для нравственного совершенствования тирана посредством философии.

Италийские и сиракузские пиршества не пришлись по душе Платону. А привычка наедаться дважды в день до отвала была ему просто отвратительна. Философ увидел, что люди, с юности воспитанные в таких низменных нравах, никогда не смогут стать разумными, даже если они одарены чудесными природными задатками. Бедственное положение государства, граждане которого погрязли в роскоши, обжорстве, пьянстве, любовных утехах и не прилагали ни к чему никаких усилий, было для Платона очевидным.

Опытный и закаленный Дионисий, привыкший никому не верить и в каждом подозревать врага, с недоверием слушал рассуждения философа о добродетелях правителя и человека. Примечательна одна из бесед Дионисия с Платоном Дионисий задавал вопросы, а Платон отвечал на них тоном, не вызывающим никаких сомнений в авторитетности философа. На вопрос о том, кто самый счастливый человек, Платон назвал без колебания Сократа. Когда Дионисий стал допытываться, в чем состоит цель властителя, Платон, не смущаясь, сказал "Делать из своих подданных хороших людей". Дионисий считал себя на редкость справедливым судьей и поинтересовался мнением Платона о значении справедливого суда. Однако Платон не стал льстить своему грозному собеседнику и остроумно заметил, что судьи, даже справедливые, похожи на портных, дело которых зашивать порванное платье.

Дионисий хотел знать, не требуется ли храбрости тирану, думая, что Платон наконец оценит его личные качества. Но Платон ответил, что тиран самый боязливый человек на свете, так как он дрожит перед своим цирюльником, опасаясь, как бы тот не зарезал его бритвой. Дионисий уже не скрывал неудовольствия, выслушивая наставления всеми восхваляемого философа и подозревая его в неприкрытом осуждении своей особы. Возмущал Дионисия и тот энтузиазм, с которым Платону внимали придворные. Молодежь была просто зачарована, ведь он высказывал открыто такие мысли, которые еще никто никогда здесь не осмеливался произносить вслух. Наконец терпение Дионисия иссякло, и он резко спросил Платона, зачем тот приехал в Сицилию. На ответ Платона, что он ищет совершенного человека, Дионисий язвительно сказал "Клянусь богами, ты его еще не нашел, это совершенно ясно".

Платон, который, рискуя жизнью, незадолго до того наблюдал за потоками лавы во время извержения Этны, теперь подвергался гораздо большей опасности. Зная жестокость и вероломство Дионисия, Дион решил немедленно отправить Платона домой. На корабле спартанского посла Поллида Платон отплыл из Сиракуз, не подозревая, что посол получил тайный приказ убить его, когда судно выйдет в открытое море, или, в крайнем случае, продать в рабство. Поллид не решился убить почитаемого всеми философа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал Платона в рабство на острове Эгина. Эгинеты в это время воевали с Афинами, и каждого афинского гражданина, появившегося на острове, ожидало рабство.

На острове, где, по одному из преданий, родился Платон, его вывели на невольничий рынок. Анникерид, житель Эгины, случайно повстречал Поллида и узнал в невольнике известного философа Платона, он сразу же его купил за 20 или 30 мин. Но купил он его для того, чтобы немедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал себе славу. Ведь никто бы и не знал об Анникериде, если бы он не выкупил Платона. По другим сведениям, Платона выкупил у спартанца Поллида пифагореец Архит, давнишний друг и благожелатель и Платона и Диона. Были сведения о том, что друзья Платона хотели вернуть Анникериду потраченные им деньги, но тот благородно отказался. Тогда друзья вручили эти деньги Платону, и он неожиданно стал обладателем солидной суммы.

Вернувшись в Афины после долгих лет странствий, Платон купил на северо-западной окраине города в шести стадиях от главных, Дипилонских, ворог дом с садом, где поселился и основал философскую школу. Вся близлежащая местность, где когда-то находилось святилище Афины и где остались от него двенадцать олив, деревьев богини, была под покровительством древнего героя Академа, которому эта земля была подарена якобы легендарным царем Тесеем.

Афиняне называли сады, рощи и старинный гимнасий этого живописного уголка Академией Там-то и возникла около 385 года до н. э. знаменитая философская школа Платона, просуществовавшая до самого конца античности. Что же представляла собою платоновская Академия? Это был союз мудрецов, служивших Аполлону и музам Дом Платона назывался "домом муз", "мусейоном" Главой школы, или схолархом, был Платон. Но он еще при жизни назначил своим преемником племянника Спевсиппа, сына своей сестры Потоны!

Школа размещалась в старом здании бывшего гимнасия. Перед входом каждого встречала надпись "Негеометр да не войдет". Она указывала на великое уважение Платона и его соотечественников к математике вообще и к геометрии в частности. Недаром в Академии главное внимание уделялось математике и астрономии. Занятия были двух типов: более общие, для широкой аудитории, и специальные, для узкого кружка посвященных в тайны философии. Занятия проходили по строгому распорядку. По утрам всех обитателей Академии поднимал звон особого будильника, изобретенного самим Платоном. По примеру пифагорейцев, живших издавна строгими общинами аскетического типа, ученики спали мало, бодрствовали и размышляли в тишине. Они устраивали совместные трапезы, воздерживались от мяса, возбуждавшего сильные чувственные страсти, питались овощами, фруктами (сам Платон очень любил смоквы) и молоком, старались жить чистыми помыслами.

Вначале Платон беседовал, прогуливаясь под деревьями в роще Академа, а затем в своем доме, где устроил святилище муз и так называемую экседру, зал для занятий. Со времени Платона его собственный дом и сад афиняне тоже стали привычно именовать Академией, как и всю местность, где находилась философская школа. Наряду с учителями преподавали их помощники - уже опытные ученики, оканчивающие курс здесь занимались не только философией, математикой и астрономией, но и литературой, изучали законодательства разных государств, естественные науки, например ботанику. Некоторые из учеников особенно увлекались изучением природы и ее законов, в их числе был Аристотель, двадцать лет проведший в платоновской Академии и только в сорок лет, зрелым ученым, уже после смерти Платона, получивший возможность открыть свою собственную школу - Ликей.

Любимейшим учеником Платона был Филипп Опунтский, который собственноручно переписал огромное сочинение Платона "Законы", оставленное учителем перед смертью в черновом виде на восковых дощечках. Ему же приписывали в древности "Послезаконие", нечто вроде заключения к "Законам". Среди слушателей Платона были трое из десяти знаменитых аттических ораторов - Гиперид, Ликург и Демосфен. Все они отличались не только прекрасным знанием философии, но прославились как ораторы и государственные деятели.

Шло время, Платону было уже шестьдесят, да и Дион, некогда восторженный юноша, превратился в умудренного политического деятеля, когда на Сицилии в 367 году до н. э. произошло важное событие. Умер тиран Дионисий, и власть перешла к Дионисию-младшему Дион и его друзья убедили Платона в том, что Дионисий-младший искренне стремится к философии и образованию. Философ, благородно решив просветить тирана, принял предложение Диона. В Сиракузах Платона встретили с почетом и дружелюбием. За ним Дионисий прислал роскошную царскую колесницу и сам же принес жертву богам, благодаря их за великую удачу, выпавшую государству.

Усилия Платона принесли свои плоды. На одном из старинных празднеств Дионисий выразил недовольство долговечностью и непоколебимостью тирании, считая ее проклятием. Враги Диона были потрясены тем, что за короткий срок Платон добился столь разительного успеха. Не без ехидства говорили о том, что в былые времена сиракузяне разбили мощный афинский флот, а теперь один афинский философ сокрушает всю тиранию Дионисия. Ходили слухи, что Дионисия, увлеченного идеями просвещенной власти, Платон уговорил расстаться с личной охраной, которой было без малого десять тысяч. Молодой правитель, передавали с возмущением, готов бросить четыреста военных триер и десять тысяч конницы, променяв их на поиски высшего счастья в Академии и изучение геометрии. Заподозрив Диона в измене, Дионисий выслал его в Италию.

Дион перебрался из Италии в Грецию, поселился в Афинах, удивив окружающих своим богатством и роскошью. Он усердно занимался в Академии, к которой его буквально приковала любовь к философии и дружба с Платоном. Так, единственным результатом пребывания Платона в течение четырех месяцев в Сиракузах стало изгнание Диона из Сицилии.

С началом войны Дионисию было уже не до философии, и он милостиво разрешил Платону уехать. Однако в 361 году до н. э., когда в Сицилии наступил мир, Дион в третий раз стал просить старика Платона отправиться в Сиракузы. Дионисий поставил свое прощение Диона в зависимость от согласия Платона приехать в Сицилию. Великий философ долго не хотел ехать к тирану, но в конце концов сдался. Дионисий встретил Платона с великим почетом. Неслыханным знаком доверия были встречи тирана и философа наедине. Тиран пытался одаривать Платона деньгами, но тот не польстился на эти щедроты. Однако стоило только Платону завести с Дионисием разговор о Дионе, как он увидел вероломство и лицемерие тирана. Дионисий нарушил свое слово. Усталый, больной Платон вернулся в родную Академию. Позже он узнал, что его любимого друга и ученика Диона убили афиняне - братья Каллипп и Филострат (по другим сведениям - один Каллипп), в доме которых в Афинах жил некогда Дион.

Гибель Диона в Сиракузах (353 год до н. э.), после его многолетней борьбы, как будто увенчавшейся наконец победой, потрясла Платона. Много воды утекло с тех пор, как Платон зрелым тридцатилетним мужчиной избрал Академию своим родным домом. Воспитанный в строгости и благородной сдержанности, он с юных лет был, как рассказывали, стыдлив, не смеялся громко, держался пристойно. Это была не робость, а именно сдержанность сильного и сосредоточенного в себе человека. Он старался не приобретать привычек, хотя бы и самых безобидных "Привычка не мелочь" - говорил Платон. Поэтому он никогда не пил без меры и не спал излишне. Зато читать и писать разрешал себе, как желала душа. Работа стала не привычкой, а жизнью. Иной раз люди докучали ему, мешая думать, и он их сторонился.

Платон не любил громко выражать свои чувства. Даже когда он вспоминал убийц Диона, то ограничился всего несколькими суровыми словами. Гнев он считал недостатком для философа. Но когда надо было поднять свой голос против обиженных за попранную справедливость, за утверждение истины, Платон не страшился смерти. Пострадать за свое государство было для него вполне естественно и просто. "Слаще всего говорить истину", - не раз слышали от Платона его друзья. Он хотел оставить о себе добрую память. И память эта - в его книгах.

До последней минуты он читал и писал. В день смерти на его ложе нашли книги любимых им с юности комедиографов - афинянина Аристофана и сицилийца Софрона. Лежа в постели больной, он писал и поправлял "Государство" и "Законы". Ученики приняли из его рук экземпляр "Государства" с его собственными поправками и черновые таблички "Законов". Этого знаменитого человека, ставшего легендой, многие любили, и многие ему были обязаны. Вокруг всегда были друзья, и долг дружбы соблюдался твердо.

Платон был неисправимый мечтатель с доверчивой душой. Может быть, поэтому знаменитый Тимон, проклявший род человеческий и уединенно живший за стенами Афин, с презрением и ненавистью бросая камни в прохожих, удостаивал разговором одного лишь Платона.

Незадолго до кончины Платон увидел во сне будто превратился в лебедя, летает с дерева на дерево и доставляет много хлопот птицеловам. Сократик Симмий истолковал это так Платон останется неуловим для тех, кто захочет его толковать, - ибо птицеловам подобны толкователи, старающиеся выследить мысли древних авторов, неуловим же он потому, что его сочинения допускают самые разные толкования и физическое, и этическое, и теологическое, и множество иных. Умер Платон, по преданию, в день своего рождения. Завещание Платона оказалось крайне скромным. Выполнить его последнюю волю надлежало племяннику философа Спевсиппу и еще шести душеприказчикам. За долгую жизнь Платон приобрел два небольших имения, одно он оставил своему ближайшему родичу Адиманту, а другое - на усмотрение друзей. Денег было всего три мины, да еще две серебряные чаши - большая и малая, золотой перстень и золотая серьга.

После смерти хозяина остались четыре раба, а рабыню Артемиду он отпустил на волю по завещанию. И еще есть приписка - "долга никому не имею". Зато каменотес Евклид так и остался должен Платону три мины.

Похоронили Платона в Академии. Платон говорил, что страсть к славе - это последнее одеяние, которое мы сбрасываем с себя, умирая, но эта страсть проявляется в нашей последней воле, в похоронах и надгробиях. В Академии перс Митридат, будущий царь, воздвиг статую Платона с надписью: "Митридат персидский, сын Водобата, посвящает музам этот образ Платона, работу Силаниона". Филипп Македонский глубоко чтил философа. Афиняне поставили памятник Платону недалеко от Академии.

О себе философ ничего не писал и упомянул себя лишь дважды - в "Апологии" и "Федоне". Но когда его спросили однажды, будут ли о нем писать, он ответил: "Было бы доброе имя, а записки найдутся". Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый "платоновский вопрос". Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, "Апологию Сократа" и 13 писем.

Некоторые из этих 34 диалогов считаются неподлинными. Платон - выдающийся представитель идеализма. В этом смысле справедливы слова А. Н. Уайтхеда: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону".

Космология Платона заключается в следующем: Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург (создатель) придал миру определенный порядок. Мир этот - живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа также обладает познанием. Мир образует ряд кругов круг неподвижных звезд, круг планет.

Итак, структура мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые после смерти тела, где они живут, переселяются в другие тела. Душа представлялась Платону нематериальной, бессмертной и существующей вечно. Подобно Пифагору, Платон считал, что души, будучи сотворенными Богом лишь однажды, затем переселяются из тела в тело. А в промежутках между земными существованиями они оказываются в "мире идей", поднимаясь туда в роли возничего на колеснице с двумя запряженными в нее конями. Там, в "занебесье", души созерцают идеи в их чистоте и незамутненности. Однако конь, причастный злу, тянет колесницу вниз, и, отяжелевая и ломая крылья, души падают вниз в чувственный мир.

Проблема души Платоном рассматривается в связи с воспитанием добродетели (диалоги "Федон", "Пир", "Государство"). Душа состоит из трех начал - рассудительности, пыла, вожделения. Слово "диалектика" в том значении, в каком оно стало употребляться позже, появилось впервые именно у Платона.

Платон же исходил из того, что мыслящий человек в процессе постижения истины как бы ведет разговор с самим собой, разрешая возникающие противоречия. Он показал, что без внутреннего диалога с самим собой человек не может приблизиться к истине. И только разрешая противоречия, объективно возникающие в нашем мышлении, мы постигаем истину в полной мере.

В отличие от своих предшественников, Гераклита и пифагорейцев, Платон открыл диалектику в самом человеческом мышлении, осознав ее как способ постижения сути вещей. Идеалистическая диалектика Платона оказалась вершиной античной диалектической мысли. После Платона она не поднялась выше даже у Аристотеля. И к той форме диалектики, которая развивалась Платоном, всерьез вернется в начале XIX века только Гегель.


......................................
Copyright: жизнь биография учение

Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь - вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.

Имя: Платон

Годы жизни: около 429-427 годов до н. э. - 347 год до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Был учеником Сократа, и стал учителем Аристотеля. Его труды дошли до нас полностью сохранившись

Платон (428/427 — 348/347 до н. э.) — выдающийся греческий философ, известный своими знаменитыми диалогами, а также созданной в Афинах Академией — прообразом первого в мире университета.

Платон родился в очень богатой и могущественной семье. Многие из его родственников были связаны с афинской политикой, хотя самого будущего философа политические вопросы не увлекали. В течение какого-то времени были центром Пелопоннесской войны, и Платон несколько лет сражался за победу как обычный солдат.

Когда Платон был молодым, он решил послушать лекции Сократа. Платон многое узнал из уст Сократа: о том, как управляться со своими мыслями, строить умозаключения и о чем думать.

Когда в 399 году до н.э. Сократ был убит, Платон был разбит горем. В скором времени молодой человек (Платону было около 30-ти лет) стал вспоминать диалоги, которые он вел со своим учителем, и воспроизвел их на бумаге.

Практически все сведения, которые мы знаем о Сократе, сохранились только в записях Платона.

Идеи Платона

Спустя какое-то время Платон начал записывать свои собственные философские взгляды, отойдя от идей своего учителя

Одной из ранних работ Платона является «Республика». В ней Платон изложил свои взгляды на государственное управление в Афинах и предложил иную форму правления. Философ считал, что право выбирать и голосовать нельзя давать всем, так как большинство населения — это необразованные люди, не имеющие понятия о том, как должно развиваться государство.

Так появилась идея о том, что народ должен выбирать своих представителей из знати и ученых мужей, а те в свою очередь — должны решать государственные вопросы.

Напомним, что Платон сам происходил из очень богатой семьи, поэтому, вероятно, и думал о том, что право принимать важные решения могут иметь только выходцы из знатных семей.

Аллегория пещеры

Платон также много рассуждал об устройстве мира. Он думал, что всё имеет своего рода идеальную форму. Например, стул — это некая имитация идеального образа — мягкого кресла (однако образ этот существует только в голове человека).

Свои воззрения Платон объяснял через метафору пещеры: «Предположим, в пещере к стене прикованы несколько мужчин, они могут видеть только противоположную стену, друг друга и больше ничего.

Но они замечают тени предметов, которые находятся снаружи пещеры. То есть прикованные могут в своем воображении создать образ предмета, вещи или живого существа, чью тень увидят».

Если бы один из мужчин сбежал, вышел из пещеры и увидел, что за пределами пещеры существуют другие люди, растут деревья и трава, светит солнце. Если он вернется в пещеру и скажет другим людям, что он видел, поверят ли они ему или сочтут сумасшедшим?

Платон утверждает, что люди похожи на тех, кто сидит в пещере: мы думаем, что понимаем реальный мир, но поскольку мы ограничены своим телом, нам видны только тени.

Одна из главных целей Платона состояла в том, чтобы помочь людям познать окружающий мир, найти способы предсказать события, появление и строение вещей и предметов, даже не имея возможности физически увидеть их.

С этой точки зрения мир познают математики и физики.

Платон, индуизм и буддизм

Вполне возможно, что идеи Платона о различии между реальностью и иллюзией, которая существует в умозаключениях людей, связаны с индуистскими и о нирване, которые оформились в Индии примерно в то же время.

Философ очень много путешествовал по Италии, Сицилии, и Кирине.

Историки утверждают, что Платон вернулся на родину в возрасте 40 лет и организовал свою знаменитую Академию, площадь которой была сравнима с шестью стадионами.

В учебном заведении обучались различным наукам юноши из знатных семей. Академия была уничтожена Луцием Корнелием Суллой в 84 году до нашей эры.

Неоплатоники возродили Академию в начале 5-го века, и она действовала до 529 года н.э., пока ее окончательно не закрыл Юстиниан I из .

Смерть Платона

Существует несколько мнений о том, как именно умер Платон: кто-то говорит о том, что философ умер в своей постели, пока молодая фракийская девушка играла ему на флейте; другие историки придерживаются теории о том, что Платон умер на свадебном пире.

Тертуллиан же говорит о том, что Платон умер во сне.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Источник

Философия Платона. Элементы учения

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии - это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи - источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера - образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа - это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи - изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый - благородные, высшие качества души, черный - страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать - это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей - через красоту, любовь или справедливые дела - то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда - важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее - к красоте нравов и обычаев, - это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) - умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) - мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое - позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

Источник

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода