Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Золотая менора моисея.

В самом центре «Вечного города», среди развалин древнего римского форума, возвышается триумфальная арка императора Тита. Она прекрасно сохранилась до наших дней, и на ее барельефах можно увидеть ратные подвиги римских легионеров. Увенчанные лаврами победителей, они несут таблицы с названиями побежденных городов, и на одной из них значится «Иерусалим».

В мраморе подробно запечатлено, как в 70 году нашей эры «божественный Тит, сын божественного Веспасиана» на позолоченной колеснице возвратился в родной Рим. За победителем идут вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами и серебряными трубами из разрушенного Второго Иерусалимского храма. Среди бесчисленных трофеев находилась и одна из главных святынь иудеев – «Золотая Менора».

«Еврейская энциклопедия» сообщает, что под Менорой обычно понимается священный семисвечник, сделанный во время странствий евреев по пустыне. Она, детально описанная в книге «Исход», была сделана из чистого чеканного золота и имела вид правильного семиствольного дерева. Из главного ствола выделялись шесть боковых ветвей – по три с каждой стороны.

Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля.

Основание «Золотой Меноры», все ее боковые стволы и украшения чеканились из одного золотого слитка – без спайки. Современникам был известен и вес канделябра: сорок килограммов чистого золота высшей пробы. К светильнику прилагались еще золотые щипцы и лопаточки.

О размерах «Золотой Меноры» в Библии ничего не говорится, но по традиции она была высотой около полутора метров. В скинии Менора помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз Святая Святых, напротив стола со священными хлебами, стоявшими перед северным краем завесы.

Светильник Моисея, как еще называют «Золотую Менору», был сделан по его указаниям Бецалелем. Впоследствии Менора была поставлена в храме Соломона между другими светильниками. В храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим», но в храме Соломон заменил ее мраморной.

«Золотая Менора» была для евреев светильником веры и символом сотворения Богом мира за семь дней, а главный ствол ее олицетворял субботу.

Это было более чем две тысячи лет назад, когда Палестиной правил греко-сирийский император Антиох IV Епифан. Греки пытались заставить евреев отречься от их иудейской веры и требовали, чтобы они поклонялись их языческим богам. Антиох IV приказал превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.

Но евреи не отказались от своей веры и в течение трех лет под предводительством Иуды Маккавея сражались против армии Антиоха. Как только была одержана победа и Иерусалимский храм освободили, иудеи решили убрать его от внесенных туда языческих идолов и предметов, уничтожить оскверненный алтарь и воздвигнуть новый, а потом освятить его.

Когда воины Маккавея стали расчищать храм, они обнаружили, что сохранился только один маленький кувшинчик с освященным маслом. Этот кувшинчик был спрятан еще прежними священнослужителями храма, но елея в нем было так мало, что могло хватить только на один день поддержания священного огня перед Ковчегом Завета.

Но вот миновали день и ночь, потом прошел еще один день, и снова наступила ночь, а светильник все горел. Свершилось чудо, свидетелями которому оказались все, кто в те дни приходил в храм: добавить масла было неоткуда, а светильник не угасал. Чудесным образом масла хватило на все то время, пока служители храма не собрали его столько, сколько было нужно, чтобы Вечный Огонь не угасал.

И тогда Иуда Маккавей объявил праздник, чтобы отпраздновать посвящение Храма вновь своему Богу. Праздник этот называется «Ханука», потому что слово это означает «посвящение». В память о горшочке со священным маслом каждый день восьмидневного праздника зажигают свечу или масляный фитиль, начиная с одной и потом по дополнительной свече каждый день.

…В Риме драгоценный трофей поставили в храме «Богини мира» вместе со столом священных хлебов (по другим сведениям эти реликвии еврейского народа долгое время хранились в императорской сокровищнице). Отсюда история «Золотой Меноры» прослеживается до 534 года, когда она была перевезена в Константинополь, а уж оттуда возвращена в Иерусалим. Во время одной из войн эти сокровища, очевидно, были уничтожены: историки предполагают, что случилось это в 1204 году – во время Четвертого крестового похода.

Таким образом, следы «Золотой Меноры» потерялись, и на это счет существует много преданий. Например, в одном из них говорится, что некие злоумышленники еще в Риме выбросили «Золотую Менору» в мутные воды реки Тибр – как раз напротив того места, где впоследствии возникло еврейское гетто, а в конце XIX века выросло здание главной римской синагоги.

Правда, есть и такое предположение. Менора, вывезенная императором Титом из Иерусалима и изображенная на его арке, была одним из светильников Второго храма, а не светильником Моисея. А настоящая «Золотая Менора» была спрятана священниками еще до разрушения Первого Иерусалимского храма.

…Со временем слава старинной Меноры постепенно распространилась по миру, а ее изображение впоследствии стало одним из символов израильского государства. Многие пробовали искать эту святыню, потому что еврейский народ был твердо убежден, что она цела и невредима.

Неожиданно эти поиски из архивных перешли в сферу большой политики. В январе 1996 года в Риме побывал Шимон Шитрит, министр по делам религии Израиля. В программу его визита, кроме встреч с официальными лицами Италии, было включено посещение Ватикана и даже личная аудиенция у папы Иоанна Павла II.

В разгар беседы, когда прорабатывался деликатный вопрос о поездке главы римской католической церкви на Святую Землю, израильский министр вдруг резко сменил тему. Шимон Шитрит сказал верховному понтифику, что, по имеющимся у его правительства сведениям, знаменитая «Золотая Менора» не пропала, а хранится за семью печатями в подвалах Ватикана и что «возвращение реликвии (или хотя бы прояснение ее судьбы) имело бы огромную важность для отношений между еврейским народом и католическим миром». Далее министр добавил, что в своих предположениях правительство Израиля опирается на выводы и изыскания специалистов из Флорентийского университета.

Иоанн Павел II, спокойно выслушав взволнованную речь министра, однозначного отрицательного ответа на его просьбу вроде бы не дал. По мнению Шимона Шитрита, это могло означать, что «светильник веры» действительно спрятан где-то за бронзовыми вратами папского города-государства.

Однако на самом деле уклончивый ответ папы римского мог означать все, что угодно (в том числе и нежелание говорить на тему, которую израильский министр по протоколу не имел права даже затрагивать). Но вслух слово сказано, и волшебная возможность возвращения «Золотой Меноры» уже будоражит воображение и умы верующих евреев.

Вконтакте

Является одним из древнейших символов и еврейских религиозных атрибутов.

В настоящее время изображение меноры (наряду с ) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой.

В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.

Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.

Новое время

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры установлено напротив входа в здание в Иерусалиме. Автор - английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 г. была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:

«Менора - это символ света, веры и надежды, который вёл еврейский народ в течение четырёх тысяч лет через страдания... В его миссии - сохранение веры в справедливость...»

  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.
  • Количество цветов радуги на флаге ЕАО соответствует количеству свеч в меноре. В данном случае подчёркивается связь меноры как иудейского символа с радугой как символа Завета Бога с Ноем - отцом всех народов.

Мнения о значении Меноры

Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет - это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь». Иудейские Древности III, 7:7

То есть, по его мнению, семь ветвей меноры - это Солнце, Луна и планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

  • По мнению (Египет, XIII век):

«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное воздействие». «Путеводитель заблудших», 3:45

Тем самым, с точки зрения Маймонида, менора имела сугубо эстетическое значение.
  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

«Менора символизирует второй вид награды - награду духовную, ибо сказано: „Душа человека - светильник Господень…“. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике».

Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры - это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.
  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота - принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) - посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ - намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ - это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова - „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека - результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней».

  • Мальбим в своём комментарии к Торе цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора - это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его - фитиль, а душа его - чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием». «Бхинат олам» (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании……свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом…

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» - это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» - символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого - зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора - свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора - единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.
  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) - источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой - Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ. — от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

Фотогалерея











Полезная информация

Мено́ра
ивр. מְנוֹרָה‎
транслит. «менора́»
букв. «светильник»
англ. Menorah

Ханукия

Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה‎) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה‎, «ханукальный светильник»).

Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.

Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками.

По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) - помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.

Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену.

Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X в.

В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.

Впоследствии в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников.

Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию.

В результате многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.

Семисвечник в христианстве

Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе.

Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.

Предлогом для этого установления были, в частности, апокалиптические видения св. Иоанна Богослова:

«…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Откр. 1:12-20

«…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…» Откр. 4:5

Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.

В общем случае семисвечник понимается как символ Духа Божьего, дающего семь даров Премудрости из одного источника.

Позже семисвечнику стали приписывать символику семи церковных Таинств.

В самом центре «Вечного города», среди развалин древнего римского форума, возвышается триумфальная арка императора Тита. Она прекрасно сохранилась до наших дней, и на ее барельефах можно увидеть ратные подвиги римских легионеров. Увенчанные лаврами победителей, они несут таблицы с названиями побежденных городов, и на одной из них значится «Иерусалим». В мраморе подробно запечатлено, как в 70 году нашей эры «божественный Тит, сын божественного Веспасиана» на позолоченной колеснице возвратился в родной Рим. За победителем идут вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами и серебряными трубами из разрушенного Второго Иерусалимского храма. Среди бесчисленных трофеев находилась и одна из главных святынь иудеев – «Золотая Менора». «Еврейская энциклопедия» сообщает, что под Менорой обычно понимается священный семисвечник, сделанный во время странствий евреев по пустыне. Она, детально описанная в книге «Исход», была сделана из чистого чеканного золота и имела вид правильного семиствольного дерева. Из главного ствола выделялись шесть боковых ветвей – по три с каждой стороны. Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля. Основание «Золотой Меноры», все ее боковые стволы и украшения чеканились из одного золотого слитка – без спайки. Современникам был известен и вес канделябра: сорок килограммов чистого золота высшей пробы. К светильнику прилагались еще золотые щипцы и лопаточки. О размерах «Золотой Меноры» в Библии ничего не говорится, но по традиции она была высотой около полутора метров. В скинии Менора помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз Святая Святых, напротив стола со священными хлебами, стоявшими перед северным краем завесы. Светильник Моисея, как еще называют «Золотую Менору», был сделан по его указаниям Бецалелем. Впоследствии Менора была поставлена в храме Соломона между другими светильниками. В храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг. Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим», но в храме Соломон заменил ее мраморной. «Золотая Менора» была для евреев светильником веры и символом сотворения Богом мира за семь дней, а главный ствол ее олицетворял субботу. Это было более чем две тысячи лет назад, когда Палестиной правил греко-сирийский император Антиох IV Епифан. Греки пытались заставить евреев отречься от их иудейской веры и требовали, чтобы они поклонялись их языческим богам. Антиох IV приказал превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Но евреи не отказались от своей веры и в течение трех лет под предводительством Иуды Маккавея сражались против армии Антиоха. Как только была одержана победа и Иерусалимский храм освободили, иудеи решили убрать его от внесенных туда языческих идолов и предметов, уничтожить оскверненный алтарь и воздвигнуть новый, а потом освятить его. Когда воины Маккавея стали расчищать храм, они обнаружили, что сохранился только один маленький кувшинчик с освященным маслом. Этот кувшинчик был спрятан еще прежними священнослужителями храма, но елея в нем было так мало, что могло хватить только на один день поддержания священного огня перед Ковчегом Завета. Но вот миновали день и ночь, потом прошел еще один день, и снова наступила ночь, а светильник все горел. Свершилось чудо, свидетелями которому оказались все, кто в те дни приходил в храм: добавить масла было неоткуда, а светильник не угасал. Чудесным образом масла хватило на все то время, пока служители храма не собрали его столько, сколько было нужно, чтобы Вечный Огонь не угасал. И тогда Иуда Маккавей объявил праздник, чтобы отпраздновать посвящение Храма вновь своему Богу. Праздник этот называется «Ханука», потому что слово это означает «посвящение». В память о горшочке со священным маслом каждый день восьмидневного праздника зажигают свечу или масляный фитиль, начиная с одной и потом по дополнительной свече каждый день. …В Риме драгоценный трофей поставили в храме «Богини мира» вместе со столом священных хлебов (по другим сведениям эти реликвии еврейского народа долгое время хранились в императорской сокровищнице). Отсюда история «Золотой Меноры» прослеживается до 534 года, когда она была перевезена в Константинополь, а уж оттуда возвращена в Иерусалим. Во время одной из войн эти сокровища, очевидно, были уничтожены: историки предполагают, что случилось это в 1204 году – во время Четвертого крестового похода. Таким образом, следы «Золотой Меноры» потерялись, и на это счет существует много преданий. Например, в одном из них говорится, что некие злоумышленники еще в Риме выбросили «Золотую Менору» в мутные воды реки Тибр – как раз напротив того места, где впоследствии возникло еврейское гетто, а в конце XIX века выросло здание главной римской синагоги. Правда, есть и такое предположение. Менора, вывезенная императором Титом из Иерусалима и изображенная на его арке, была одним из светильников Второго храма, а не светильником Моисея. А настоящая «Золотая Менора» была спрятана священниками еще до разрушения Первого Иерусалимского храма. …Со временем слава старинной Меноры постепенно распространилась по миру, а ее изображение впоследствии стало одним из символов израильского государства. Многие пробовали искать эту святыню, потому что еврейский народ был твердо убежден, что она цела и невредима. Неожиданно эти поиски из архивных перешли в сферу большой политики. В январе 1996 года в Риме побывал Шимон Шитрит, министр по делам религии Израиля. В программу его визита, кроме встреч с официальными лицами Италии, было включено посещение Ватикана и даже личная аудиенция у папы Иоанна Павла II. В разгар беседы, когда прорабатывался деликатный вопрос о поездке главы римской католической церкви на Святую Землю, израильский министр вдруг резко сменил тему. Шимон Шитрит сказал верховному понтифику, что, по имеющимся у его правительства сведениям, знаменитая «Золотая Менора» не пропала, а хранится за семью печатями в подвалах Ватикана и что «возвращение реликвии (или хотя бы прояснение ее судьбы) имело бы огромную важность для отношений между еврейским народом и католическим миром». Далее министр добавил, что в своих предположениях правительство Израиля опирается на выводы и изыскания специалистов из Флорентийского университета. Иоанн Павел II, спокойно выслушав взволнованную речь министра, однозначного отрицательного ответа на его просьбу вроде бы не дал. По мнению Шимона Шитрита, это могло означать, что «светильник веры» действительно спрятан где-то за бронзовыми вратами папского города-государства. Однако на самом деле уклончивый ответ папы римского мог означать все, что угодно (в том числе и нежелание говорить на тему, которую израильский министр по протоколу не имел права даже затрагивать). Но вслух слово сказано, и волшебная возможность возвращения «Золотой Меноры» уже будоражит воображение и умы верующих евреев.

На гербе Израиля вместе со звездой Давида изображена Менора - золотой семиствольный светильник, который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания (походного храма) во время скитания евреев по Синайской пустыне, а затем был установлен в Иерусалимском храме. Эта древнейшая святыня бесследно исчезла во время разграбления и разрушения храма Соломона Навуходоносором, но евреи верят, что она не погибла, а была спрятана в потайном месте, и когда-нибудь её непременно найдут.

Золотая Менора Моисея

Заказ Вседержителя


Третий месяц после исхода из земли Египетской водил Моисей израильский народ по Синайской пустыне. В день новолуния измученные люди остановились лагерем у подножия горы Синай. Моисей поднялся на её вершину, там явился ему Господь и повелел сделать священную утварь для Скинии, в том числе выковать светильник - Менору - весом в талант (33-36 килограммов) из чистого золота. Менора была подобна растению, от ствола которого отходило шесть ветвей - по три справа и слева. На каждой из ветвей было по три «бокальчика», состоявших из скульптурных изображений завязи, миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями наверху. На концах ветвей и на вершине ствола зажигалось семь лампад в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветки белой лилии, которые по форме напоминают шестиконечную звезду Давида. Общая высота Меноры вместе с основанием составляла 18 ладоней (1,33-1,73 метра).
По преданию, золотой семисвечник сделал мастер Бецалель. По другой версии, указания Бога оказались настолько сложными для Моисея, что Менору пришлось сотворить Самому Господу.

В Скинии

Вначале золотая Менора путешествовала в течение 40 лет вместе с еврейским народом по Синайской пустыне. В Скинии она помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз святая святых, симметрично Столу хлебов предложения, стоявшему перед северным краем завесы, т.е. её ветви указывали на север и юг.
Свет Меноры освещал Скинию во время службы. Для заправки светильников использовалось лишь оливковое масло первого отжима, совершенно чистое, без осадка. О том, где брали его в пустыне, история умалчивает. Каждый вечер священники наполняли лампады маслом - ровно настолько, чтобы они горели всю ночь. Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её светильники утром. Он поднимался к лампадам по лестнице из акации. У неё были три ступени. На второй помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные необходимые принадлежности.
В продолжение всего странствия израильтян по пустыне Скинию покрывало облако Господне. Каждый раз, когда оно отделялось от Скинии, евреи снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там люди вновь становились лагерем.
Менора находилась в Скинии до X века до нашей эры, а потом была перенесена в построенный царём Соломоном Первый Иерусалимский храм.

Добыча Навуходоносора

Великолепный храм Соломона стал главным святилищем для всего Израиля. Вошло в обычай восходить в него три раза в год, как раньше в Скинию. В Первом храме слева и справа от меноры Моисея располагалось ещё по пять золотых светильников (вдоль северной и южной стен зала). Они были отлиты мастером Хирамом - начальником строительства храма, которого считают основоположником масонства.

Знаете ли вы что…

Древние еврейские первоисточники указывают на прямую связь между Менорой и растущей в Израиле дикой разновидностью шалфея, обладающей удивительным сходством с ней, хотя и не всегда

В марте 597 года до нашей эры к Иерусалиму подступили войска вавилонского царя Навуходоносора. Иудейский царь Иехония сдал город без боя. После этого и он сам с семейством, и 10 тысяч его подданных были пленены и угнаны в Вавилон. Вавилоняне заняли царский дворец, захватили часть сокровищ и богослужебных предметов из Иерусалимского храма. Причём «и блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое - золотое, и что было серебряное - серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер. 52:19). А в 586 году до нашей эры Навуходоносор разрушил храм и «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский» (4 Цар. 24:13). Неизвестно, что сталось при этих событиях с золотой Менорой. Во всяком случае, через 70 лет, когда царь Кир разрешил евреям возвратиться на родину, восстановить храм, вернул им уцелевшие священные сосуды, семисвечника Моисея среди них не оказалось. Скорее всего, Менора была переплавлена. Хотя среди евреев бытует легенда, что незадолго до разрушения храма пророк Иеремия укрыл её в потайном месте, известном только ему, и в конце времён она непременно отыщется. Другие же говорят, что менора была найдена и возвращена во Второй храм вернувшимися из изгнания израильтянами.

Чудо западного светильника

В отличие от храма Соломона, во Втором Иерусалимском храме золотая Менора была единственной, использующейся в храмовой службе.
По преданию, особое чудо ежедневно происходило с западным светильником Меноры. Вероятно, имелась в виду средняя лампада, ближайшая к западу от трёх восточных. В неё наливали столько же масла, как и в другие лампады, но священник, приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных - погасшими. Тут, правда, мнения расходятся: одни знатоки Талмуда считают, что западная лампада горела до полудня; другие - что она горела весь день и вечером священник зажигал остальные светильники от все ещё горевшего западного светильника; а по некоторым мнениям, западный светильник приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает, что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго храма.
Золотая Менора вместе с другой храмовой утварью была захвачена в 169 году до нашей эры войсками сирийского царя из династии Селевкидов Антиоха IV Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом. С тех пор следы её теряются во времени. Поэтому после освобождения Иерусалима в результате восстания Маккавеев повстанцам пришлось изготовить новую менору. Вначале она была железной, а затем её заменили последовательно на серебряную и золотую.

Арка Тита

Во Время Иудейской войны в 70 году Иерусалим был осаждён римскими войсками. Хотя священники спрятали Менору, после захвата города и разрушения храма римлянам все же удалось обнаружить её под развалинами. По свидетельству еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия, она была отправлена в Рим вместе с другими трофеями. Император Веспасиан поместил их в построенный им храм богине Мира. На арке Тита, находящейся к юго-востоку от императорского форума в Риме, есть барельеф с изображением пленных евреев, несущих Менору. Это наиболее известное и детальное изображение реликвии, сохранившееся до наших дней. Именно оно впоследствии легло в основу государственного герба Израиля. Тем не менее некоторые исследователи и раввины утверждают, что это изображение отличается от описания Меноры в Библии и других древних источниках. Судя по этим отличиям, римляне захватили не менору, а лишь один из храмовых светильников. Однако не исключено, что эти отличия - лишь результат некоторой небрежности римского художника, который изображал семисвечник по памяти.

Дальнейшая судьба

Какова же дальнейшая судьба храмовой Меноры? По одной из версий, она могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менору увезли в Карфаген после захвата Рима вандалами в 455 году.
В 534 году Карфаген был взят византийской армией под командованием Велизария. Полководец удостоился в Константинополе триумфа, т.е. торжественного шествия, во время которого по городу везли захваченные сокровища. По свидетельству секретаря полководца Велизария, византийского историка Прокопия Кесарийского: «В их числе были и иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привёз в Рим Тит, сын Веспасиана».
По совету одного из иудеев, предсказавшего несчастья от реликвий, император Юстиниан приказал отправить иудейские сокровища в христианские храмы в Иерусалиме. Если даже Менора возвратилась в Иерусалим, скорее всего, она была переплавлена в золото во время одного из многочисленных разграблений города в Средние века. Это могло случиться при разорении Иерусалима персидским царём Хосровом в 614 году. Менора могла быть уничтожена и много позже, при захвате города крестоносцами в 1204 году во время Четвёртого крестового похода. Нельзя исключить и версию, что она до сих пор хранится где-нибудь в подвалах Ватикана.
А в Иерусалиме, в Старом городе, можно увидеть копию Меноры в натуральную величину, подаренную израильтянам украинским миллионером Вадимом Рабиновичем. В ней 37 килограммов золота, она отлита по чертежам, выполненным специалистами иерусалимского Института Храма. Менора, накрытая пуленепробиваемым прозрачным колпаком, стоит на улице.

За победителем идут вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами из разрушенного Иерусалима. Среди бесчисленных трофеев одна из главных святынь иудеев – Золотая Менора. Несчастные пленники, прогибаясь под тяжестью груза, несут ее на своих плечах.

ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА

Давным-давно, еще в пору странствования по пустыне, по поручению самого Моисея этот светильник изготовил Веселиил - талантливый мастер, который до того подарил миру ковчег завета и скинию (походный, переносный храм иудеев). Согласно Библии, светильник тот был «…из золота чистого, чеканный... Шесть ветвей выходило из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его... И сделал к нему семь лампад, и щипцы к нему и лотки к нему, из чистого золота».

В храме Соломона Золотая Менора была установлена так, что три ее ветви указывали строго на юг, три - на север. Чистить ее и заливать масло во все семь лампад мог только сам первосвященник.

Почему же иудеи так трепетно относились к этой семилампаднице, что она олицетворяла для них?

СИМВОЛ ВЕРЫ

Даже после того, как Золотую Менору увезли римляне, иудеи не просто хранили память о ней: пребывая в безвестности, лампада оставалась живой святыней и приобретала новые толкования, не всегда связанные с сакральным числом.


Так, например, уже в XVI веке, когда анатомия как наука о человеке, которого Бог создал по своему образу и подобию, вышла из-под запрета, Менора стала еще и олицетворением этого человека, который творит добро и живет в ладу со своей верой. В подтверждение этого рабби Моше Алшейх указывал на то, что светильник был создан цельным, без единой спайки, как и тело человека. Толкования множились, но неизменным оставалось одно утверждение: свет Золотой Меноры объединяет разбросанных по свету сынов Израилевых, олицетворяет твердость их духа и истинность их веры.

Золотой Меноре евреи обязаны и ханукой - одним из самых главных своих праздников.

В 170 году до нашей эры Палестину захватили войска Антиоха IV Епифана из династии Селевкидов, правившей в Сирии. Евреев заставляли отречься от иудейской веры. Тора находилась под строжайшим запретом. Если новорожденный мальчик тайно проходил обряд обрезания и об этом становилось известно захватчикам, младенца казнили вместе с матерью. Антиох объявил себя воплощением Зевса, его статуя была поставлена во дворе храма Соломона, и евреев принудили поклоняться ей.

Чаша терпения переполнилась. Народ во главе с Иегудой Маккавеем восстал. У Антиоха была многочисленная и хорошо вооруженная армия, у Маккавея - лишь небольшое войско, но силой духа оно возобладало над армией завоевателей.

Когда захватчики были изгнаны и храм Соломона освобожден, иудеи решили очистить храм, вынести языческих богов, вместо оскверненного греками алтаря воздвигнуть новый и освятить его. Начинать нужно было немедленно, чтобы скорее с полным на то правом возвестить стране и народу: победа над варварами окончательна и бесповоротна!

ЧУДО ВЕЛИКОЕ БЫЛО ТАМ

Но подобную работу можно совершать лишь при свете лампады, в которой горит освященное масло. Светильник нашелся тут же - Золотая Менора: все это лихолетье священнослужители прятали ее в заветном месте. Но где взять освященное масло, ведь храм осквернен и еще бездействует?

И все же немножко елея нашли, один священник сохранил его в крошечном горшочке. Залили одну из лампад Золотой Меноры. Но надолго ли этого хватит? На час-другой. Однако случилось чудо, лампадка горела семь дней! За это время храм был очищен и освящен вновь.

В ознаменование этого чудесного события Иегуда Маккавей объявил восьмидневный праздник ханука, который евреи празднуют и по сей день.

25-го числа еврейского месяца кислева (середина декабря) с первой звездой зажигаются в еврейских семьях маленькие меноры, или, как их называют, ханукии. Светильник располагают так, чтобы свет был виден не только домочадцам, но и как можно большему количеству приходящих и проходящих людей - у входа в дом, на подоконнике и т. д. Детям дарят игрушки и деньги. Каждый ребенок обязательно получает ханукальный волчок, на четырех гранях которого аббревиатура фразы «Чудо Великое Было Здесь» - если это происходит в Израиле, если же в другой стране, то на волчке пишут первые буквы слов «Чудо Великое Было Там».

Каждый год верующие иудеи зажигают ханукии, но по-прежнему свято чтят свой главный светильник - Золотую Менору. Хотя уже почти две тысячи лет они ее не видели.

УКРАДЕННАЯ РЕЛИКВИЯ

После того как римляне разрушили и разграбили Иерусалим, Золотая Менора простояла в римском храме богини мира до 534 года, потом

отправилась в восточную часть Римской империи, в Константинополь. Следы бесценной реликвии окончательно затерялись в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили столицу Византии.


Но евреи уверены, что их святыня цела и невредима. Потому и сейчас она является официальным символом Израиля. Ее ищут по всему Старому Свету.

НАПАЛИ НА СЛЕД?

В январе 1996 года в Ватикане беседовали папа римский Иоанн Павел II и израильский министр по делам религии Шимон Шитрит. Речь шла о серьезном мероприятии - поездке главы римской католической церкви на Святую Землю. И вдруг Шитрит, резко сменив тему, сказал, что, по имеющимся у его правительства сведениям, Золотая Менора не пропала, а поныне хранится в подвалах Ватикана (при этом он ссылался на изыскания специалистов из Флорентийского университета), и «что возвращение реликвии или хотя бы прояснение ее судьбы имело бы огромное значение для отношений между еврейским народом и католическим миром». Это было неслыханно. Министр сделал то, на что по протоколу не имел никакого права: он даже затрагивать эту тему не мог, а уж говорить прямо - и подавно! Понтифик спокойно выслушал своего собеседника, мягко посмотрел на взволнованного своим поступком министра, пожал плечами и улыбнулся.

Потом эту короткую пантомиму в мировой прессе истолковывали всяк на свой лад: «да, ну и что?», «конечно нет», «давайте не будем нарушать протокол», «будь она у нас, вы уже завтра получили бы ее»...

По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, Золотая Менора давно утеряна. Но воображение всех верующих евреев было взбудоражено этим разговором: неужели появилась возможность отыскать и вернуть бесценную реликвию?

Прошли годы, и сегодня, когда в Израиле ведется подготовка к возведению третьего Храма, интерес к библейской святыне обрел особую остроту. Ведь истинная преемственность возможна лишь тогда, когда Храм освятят, как и первые два раза, при свете лампад Золотой Меноры.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода