Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В каком храме служит игумен даниил альтшуллер. Игумен Даниил Ирбитс: у меня был выбор - пойти в театральное или в семинарию

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался...(Подробности см. ).

Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, - перекись водорода Н 2 О 2 . Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно - в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его. Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель - создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие . Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий .

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым - несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране. Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме - неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор - 25 лет лагерей.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений-запрещение вести записи - все нужно было держать в голове. И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни. Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна - это очень страшная пытка.

Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру - у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, - условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, - понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” - умирающих людей, на которых все махнули рукой.

Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” с изложением основ ТРИЗ . Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше. Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород - для дыхания; Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел в занятии литературной работой.

С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов (подробнее см. ).

Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила фантастику и заняла всю жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ) , а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ) . Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ .

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ , так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ . Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения , объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ . Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер .

В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели - все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время - наукой о развитии творческой личности.

Карпов А. Ю.

ДАНИИЛ, игумен одного из южнорусских (черниговских?) монастырей, паломник, писатель (начало XII в.). Известен как автор «Хождения» - первого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую Землю (Палестину). «Хождение» получило широкое распространение в русской письменности и дошло до нас более чем в ста пятидесяти списках, самый ранний из которых датируется второй половиной XV в.

Биографические сведения о Данииле практически отсутствуют. Известно лишь, что свое путешествие он совершил между 1104 г. (взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности которой Иерусалимскому королевству говорит Даниил) и 1113 г. (кончина киевского князя Святополка Изяславича, упомянутого Даниилом). Предлагались и более точные датировки: 1106-1108 (М. А. Веневитинов) или 1104-1107 гг. (Ю. П. Глушакова). Сам себя Даниил называет игуменом «Руския земля»; некоторые подробности в его описании Святой Земли, в частности упоминание речки Сновь (в Черниговском княжестве), с которой русский паломник сравнивает Иордан, позволяют предположить, что он жил в Южной Руси и был игуменом какой-то южнорусской обители, возможно, в Черниговской области. Предположение о том, что Даниил был постриженником киевского Печерского монастыря, не находит подтверждений в источниках.

В своем «Хождении» Даниил подробно описывает путь из Константинополя в Иерусалим, указывая расстояния между важнейшими пунктами. Вместе с сопровождающими его паломниками он посетил по пути о. Крит, г. Ефес, о-ва Патмос, Родос, Кипр, г. Яффу, причем сообщил о всех их святынях и просто достопримечательностях. Но главное внимание в своем произведении он уделяет подробному описанию Святой Земли. В Иерусалиме Даниил прожил 16 месяцев в подворье лавры Св. Саввы и за это время «могох походити и испытати вся святая си места». Ему удалось найти проводника - некоего жившего в Лавре «мужа свята и стара деньми и книжна вельми» - и с его помощью обойти «вся святаа та места: и въ Иерусалиме и по всей земли той… и до Тивириадъскаго моря… и до Фаворы, и до Назарефа, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местом…». В своем рассказе Даниил обнаруживает прекрасное знание не только библейской, но и апокрифической, а также житийной литературы; вместе с тем исследователи отмечают в «Хождении» яркие описания природы, чисто житейские зарисовки, меткие сравнения и т. п. Все это характеризует Даниила как незаурядного писателя.

Даниил общался и с королем Иерусалимским Балдуином I (1100-1118), который весьма благоволил русскому паломнику. На этом основании полагали даже, что Даниил выполнял какие-то дипломатические поручения киевского князя Святополка Изяславича, но для этого, кажется, нет достаточных оснований. С разрешения Балдуина Даниил поставил в канун Великой Субботы «кандило» (лампаду) на Гробе Господнем «от всея Русьскыя земля». С гордостью пишет он и о том, что «во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже не забыл есмь». Ощущая себя представителем всей Русской земли, Даниил записывает для поминания в ектениях в лавре Св. Саввы имена русских князей: Михаила-Святополка Киевского, Василия-Владимира Мономаха, Давыда, Михаила-Олега и Панкратия-Ярослава Святославичей (князей черниговских и муромского), Андрея-Мстислава Всеволодовича (внука волынского князя Давыда Игоревича, князя Смоленского?), Федора-Мстислава Владимировича (сына Мономаха, князя Новгородского), Бориса и Глеба Всеславичей, причем, как показал в своем исследовании В. Л. Янин, располагает их в строгом иерархическом порядке в соответствии с принятым в то время на Руси принципом старшинства.

В литературе было высказано предположение, согласно которому игумен Даниил мог быть одним лицом с будущим юрьевским епископом Даниилом (поставлен на кафедру в 1114; † 1122), однако оснований для этого явно недостаточно. Другое предположение - о том, что Даниил был автором «Слова о том, како первое погании суще языци кланялися идолом», - представляется бездоказательным.

Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в нач. XII в. / Изд. А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106-1107 гг. / Изд. М. А. Веневитинов // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3 (9); Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 26-117 (подг. текста и перев. Г. М. Прохорова).

Список литературы

Веневитинов М. А. Хождение игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII ст.: Исследование // ЛЗАК. 1884. Т. 7 (1876-1877). № 1. С. 1-138; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила // ТОДРЛ. Т. 10. М.; Л., 1954. С. 92-105; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила» // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 112-131; он же. Сфрагистический комментарий к «Хождению игумена Даниила» // ВИД. Т. 26. СПб., 1998. С. 117-124; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 79-87; Творогов О. В. Даниил // СККДР. Вып. 1. С. 109-1

Другие материалы

    Разновидностей. Наиболее ранним, значительным и популярным памятником древнерусской литературы "хожений" является "Житье и хожденье Данила, Русьскыя земли игумена". Составлено произведение в начале XII века, сохранилось в количестве почти 150 списков, древнейшие из которых...


    Зде, есмы вси человеци, якоже писано есть, яко пришелци есмы зде и преселници". Причина тому - плотское начало, торжествующее в земном мире. Даниил вообще очень суров в отношении земной и, тем более, плотской жизни. Для него была очень важна идея очищения человека и общества от скверны, ...


    Праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана. Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228. Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников. Все клирики, желающие посетить Святую...


    Бога, и, въгодника Его прославляюще, на прочия подвиги укрепляються". Во-вторых, Нестор руководствовался национально-патриотическими интересами, ибо "Житие Феодосия Печерского" является свидетельством перед всем миром, "яко и в стране сей таков мужь явися и угодьник Божий", ...


    Объединяли же их вера и гонения. Мы лучше поймём жизнь преследуемых христиан той поры, если обратимся к конкретному примеру. Я расскажу о подпольном женском монастыре, который возник в 1920-х годах возле закрытой тогда Троице-Сергиевой Лавры. * * * В 1866 году неподалёку от Волги, в Саратовской...


    Подавление человеком в себе присущего ему плотского начала, а во-вторых, в результате неустанной и искренней молитвы. В одной из своих проповедей Феодосий Печерский говорил: "Подвизайтеся, трудници, да приимете венець тръпения вашего, Христос бо ждеть входа нашего. И въждеземъ светилникы наша...


    Фотий очень удивился этому, но не разрешил будить монаха, а сказал, пророчествуя: "Знайте же, что этот инок Иона будет великим святителем в русских землях и многих неверных обратит к Богу, просветит святым крещением и в разум истинный приведет. И сему царствующему граду Москве и прочим многим...


    Милостыни творимой нищим, вероятно, потому, что жертва на икону непосредственно относится к Богу, а милостыня лишь косвенно - через нищего. Одно из самых интересных повествований Киево-Печерского патерика - сказание об Алипие-иконописце. Прп. Алипий был учеником греческих мастеров, которых привела...


    ...); это едва ли не единственный случай в православной архитектуре XIV-XV веков. По словам исследователя древнерусской архитектуры Б.Л. Альтшуллера, "Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря оказывается единственным известным ныне науке двухапсидным храмом, где малая северная апсида играет...


    Что "се уже весь градъ к собе обратилъ есть". Это вызвало недовольство игумена, который "отлучи" Авраамия и "много озлоблениа на нь возложи". Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа ("начаша боле приходити...


  • Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
  • Богослужебная и обиходная утварь. Среди ценнейших предметов - старинный антиминс из собора Рождества Богородицы и житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана Белозерских (XVII в.) Впрочем, некоторые святыни Ферапонтова монастыря избежали «музее-фикации». Речь идет, прежде всего, об афонском списке...


  • Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь
  • Которых вышел Святейший Патриарх, принял ковчежец со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в раку в Рождественском соборе началось праздничное Всенощное бдение. В Саввино-Сторожевском монастыре произошли одни из первых столкновений защищавших святыни людей с распоясавшимися...


  • Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон
  • Патриархией, с сохранением некоторых общеафонских богослужебных особенностей. Другим типом богослужения на Афоне является всенощное бдение, агрипния. На необходимость его совершения в воскресные дни, великие и храмовые праздники, а также дни памяти чтимых святых указывают все афонские типиконы. ...


Страшная весть о трагической кончине настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) пришла 7 июля. Его жизнь после принятия монашества была связана с восстановлением из руин этой древней святыни. «Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви», - вспоминает о нем митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Следственные органы сейчас ищут преступника, поднявшего руку на священнослужителя, нам же остается молиться об отце Данииле и вспоминать его. Своим рассказом о почившем батюшке поделился ключарь Владимирского кафедрального собора Переславля-Залесского протоиерей Андрей Кульков .

Есть у военных такой термин - «второй номер». После игумена Иоанна (ныне владыки) в Даниловском монастыре таким незаменимым «вторым» был для меня отец Даниил. Вспоминаю отпевание моего отца, монаха Матфея, постриженного перед смертью по благословению владыки Михея. Отпевание моей мамы. Вижу военный уазик и где-то всегда рядом - братскую руку отца Даниила. Или вот понадобилось привезти в наш дом какую-то мебель. Тащим этот диван из монастырского «бычка» вместе с о. Даниилом, смеемся, что в деревенском доме нестандартные узкие двери. Или просто встретились где-то случайно. При каждой встрече расплываемся в улыбках, пара слов, пара шуток, как условный знак «свой-свой»… Вроде и нет человека с тобой напрямую рядом, а он рядом, пусть и вторым планом. Если мы и говорили, то мало, вскользь. Ясно, что главное не в словах. Это когда ты с человеком, что называется, «на одной волне». Это если человек молится. Если он доброго Духа. А отец Даниил таковым и был. С ним и помолчать было хорошо, не тягостно. Он был свой…

Если б меня спросили, кого из близких мне священников вскоре заберет Господь, менее всего я подумал бы про отца Даниила (впрочем, как и про отца Олега Колмакова). А если бы меня спросили, кого я считаю наиболее достойным священником из монашествующих в своем окружении, я бы, не задумываясь, назвал игумена Даниила. Значит, действительно Господь выбирает среди лучших…

Я не знаю, каким должен быть монах, но если бы принял монашество, я взял бы себе за идеал отца Даниила. Я старался бы вести себя так, как вел себя он: чураться не людей, но господствующего среди них греха, бояться не тишины, в которой живет Бог, но пустоты, в которую облекают себя люди, чтобы изолировать себя от Бога. Бояться Бога, а не сиюминутных и суетных своих страхований. И малодушие свое и трусость не выдавать за смирение!

Я знаю, что для каких-то выводов нужно, чтобы прошло время. Но для меня вполне очевидно, что от нас ушел светлый и Божий человек, ушел, чтобы молиться за нас, грешных. Его мученическая кровь взывает к нашей христианской совести и свидетельствует о том, что зло давно уже и глубоко вторглось в наши пределы и пора уже проводить полную духовную мобилизацию. Куда еще отступать?! Или кого еще отдадим на заклание?!

Карпов А. Ю.

ДАНИИЛ, игумен одного из южнорусских (черниговских?) монастырей, паломник, писатель (начало XII в.). Известен как автор «Хождения» - первого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую Землю (Палестину). «Хождение» получило широкое распространение в русской письменности и дошло до нас более чем в ста пятидесяти списках, самый ранний из которых датируется второй половиной XV в.

Биографические сведения о Данииле практически отсутствуют. Известно лишь, что свое путешествие он совершил между 1104 г. (взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности которой Иерусалимскому королевству говорит Даниил) и 1113 г. (кончина киевского князя Святополка Изяславича, упомянутого Даниилом). Предлагались и более точные датировки: 1106-1108 (М. А. Веневитинов) или 1104-1107 гг. (Ю. П. Глушакова). Сам себя Даниил называет игуменом «Руския земля»; некоторые подробности в его описании Святой Земли, в частности упоминание речки Сновь (в Черниговском княжестве), с которой русский паломник сравнивает Иордан, позволяют предположить, что он жил в Южной Руси и был игуменом какой-то южнорусской обители, возможно, в Черниговской области. Предположение о том, что Даниил был постриженником киевского Печерского монастыря, не находит подтверждений в источниках.

В своем «Хождении» Даниил подробно описывает путь из Константинополя в Иерусалим, указывая расстояния между важнейшими пунктами. Вместе с сопровождающими его паломниками он посетил по пути о. Крит, г. Ефес, о-ва Патмос, Родос, Кипр, г. Яффу, причем сообщил о всех их святынях и просто достопримечательностях. Но главное внимание в своем произведении он уделяет подробному описанию Святой Земли. В Иерусалиме Даниил прожил 16 месяцев в подворье лавры Св. Саввы и за это время «могох походити и испытати вся святая си места». Ему удалось найти проводника - некоего жившего в Лавре «мужа свята и стара деньми и книжна вельми» - и с его помощью обойти «вся святаа та места: и въ Иерусалиме и по всей земли той… и до Тивириадъскаго моря… и до Фаворы, и до Назарефа, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местом…». В своем рассказе Даниил обнаруживает прекрасное знание не только библейской, но и апокрифической, а также житийной литературы; вместе с тем исследователи отмечают в «Хождении» яркие описания природы, чисто житейские зарисовки, меткие сравнения и т. п. Все это характеризует Даниила как незаурядного писателя.

Даниил общался и с королем Иерусалимским Балдуином I (1100-1118), который весьма благоволил русскому паломнику. На этом основании полагали даже, что Даниил выполнял какие-то дипломатические поручения киевского князя Святополка Изяславича, но для этого, кажется, нет достаточных оснований. С разрешения Балдуина Даниил поставил в канун Великой Субботы «кандило» (лампаду) на Гробе Господнем «от всея Русьскыя земля». С гордостью пишет он и о том, что «во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже не забыл есмь». Ощущая себя представителем всей Русской земли, Даниил записывает для поминания в ектениях в лавре Св. Саввы имена русских князей: Михаила-Святополка Киевского, Василия-Владимира Мономаха, Давыда, Михаила-Олега и Панкратия-Ярослава Святославичей (князей черниговских и муромского), Андрея-Мстислава Всеволодовича (внука волынского князя Давыда Игоревича, князя Смоленского?), Федора-Мстислава Владимировича (сына Мономаха, князя Новгородского), Бориса и Глеба Всеславичей, причем, как показал в своем исследовании В. Л. Янин, располагает их в строгом иерархическом порядке в соответствии с принятым в то время на Руси принципом старшинства.

В литературе было высказано предположение, согласно которому игумен Даниил мог быть одним лицом с будущим юрьевским епископом Даниилом (поставлен на кафедру в 1114; † 1122), однако оснований для этого явно недостаточно. Другое предположение - о том, что Даниил был автором «Слова о том, како первое погании суще языци кланялися идолом», - представляется бездоказательным.

Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в нач. XII в. / Изд. А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106-1107 гг. / Изд. М. А. Веневитинов // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3 (9); Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 26-117 (подг. текста и перев. Г. М. Прохорова).

Список литературы

Веневитинов М. А. Хождение игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII ст.: Исследование // ЛЗАК. 1884. Т. 7 (1876-1877). № 1. С. 1-138; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила // ТОДРЛ. Т. 10. М.; Л., 1954. С. 92-105; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила» // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 112-131; он же. Сфрагистический комментарий к «Хождению игумена Даниила» // ВИД. Т. 26. СПб., 1998. С. 117-124; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 79-87; Творогов О. В. Даниил // СККДР. Вып. 1. С. 109-112.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода