Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Святой мученик, князь чешский вячеслав. Храмы московской областиодинцовский район Храм святой людмилы в барвихе

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По одной из версий она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель.

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности - входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага.

Супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако, под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава.

За время своего регентства Людмила смогла сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия, его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава), в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и, по решению сейма, до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность . Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храм св. блгв. кн. Вячеслава Чешского

Деревня Барвиха

История. Надвратный храм во имя св. блгв. кн. Вячеслава Чешского находится в дер. Барвиха на землях, принадлежавших ранее Свято-Зачатьевскому монастырю, разрушенному в 1932 г.

В Подмосковье не было храма, посвященного этому святому. Святой Вячеслав приходился внуком св. мц. Людмиле, княгине Чешской, распространявшей веру Христову в Чехии. Подобно святым русским страстотерпцам кнн. Борису и Глебу , был убит своим братом Болеславом в X в. на пороге церкви, куда шел для утренней молитвы. Вскоре, после совершенного злодеяния, Болеслав осознал свой тяжкий грех и, раскаявшись, отдал приказ о перенесении мощей св. Вячеслава в г. Прагу, где их с честью положили в соборе святого Вита, построенного самим Вячеславом.

Строительство храма в Барвихе закончено в 2004 г. Память св. Вячеслава Чешского совершается дважды в году: в день его мученической кончины - 17 марта и в день обретения и перенесения св. мощей - 11 октября.

Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной… Митрополит Христофор передал в дар Русской Православной Церкви частицы мощей чешских святых Вячеслава и Людмилы

В дар Русской Православной Церкви в пятницу 15 августа переданы частицы мощей чешских святых — благоверного князя Вячеслава и мученицы Людмилы. Святыню из собора святого Вита в Праге привез в Россию Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, который и передал ковчег с мощами митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Владыка Ювеналий от лица Русской Церкви выразил Митрополиту Христофору благодарность за этот дар. Мощи святых будут пребывать в единственном в России храме в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского, расположенном в подмосковной деревне Барвиха.

Перед мощами был совершен торжественный молебен.

Святые Людмила и Вячеслав происходили из чешского княжеского рода. Людмила была бабушкой князя Вячеслава и воспитала внука в христианской вере. Князь отличался особым благочестием — строил храмы, щедро одаривал милостыней нищих, по-христиански обустраивал государство, охраняя покой своих подданных. Святой Вячеслав принял мученическую смерть от рук своего завистливого брата, а святую Людмилу задушили бояре из ее собственного окружения.

«Я родился и учился в Праге. Очень трогательно, что в России чтят память святых Вячеслава и Людмилы. Я рад возможности побывать в храме Святого князя Вячеслава, передать вам мощи и вместе помолиться», — сказал митрополит Чешский и Словацкий Христофор.

О чём писала «Одинцовская неделя» в октябре 2004 года / Евгений Королёв, «Храм небольшой, но заметный»:

«По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия торжественную литургию и освящение 1165-го храма Подмосковья совершил архиепископ Можайский Григорий.

На открытии присутствовало более 200 человек, в том числе представители Администрации Президента РФ. Государственной Думы, Совета Федерации, администрации Одинцовского района, рублёво-успенские жители и москвичи.

Ещё шесть лет назад в Барвихе не было православного храма, теперь — два, В 1995 году несколько неравнодушных жителей создали православную общину и задумали построить храм:

Член попечительского совета храма святого благоверного князя Вячеслава Чешского — Вячеслав Агаджанов . Он же — владелец участка, на котором расположен храм. И владелец дома, гармоничной частью ограждения вокруг которого является… храм.

«В самой деревне строить было негде, и мы планировали построить свой храм на месте нынешней деревянной церкви Покрова Божьей Матери, — рассказывает член попечительского совета Вячеслав Агаджанов. — Но представители Зачатьевского женского монастыря, подворье которого раньше находилось на этих землях, попросили уступить землю. Конечно же, мы отдали участок. Но идея построить свой храм осталась. И тогда Карен Исраельянц предложил свой участок. Там и начали строительство небольшого храма в 1998 году. Здание церкви было построено меньше чем за год. Многие ошибочно полагали, что это закрытий домовой храм. Но церковь изначально задумывалась как общественная. Только из-за ограниченности земельного участка ее пришлось сделать превратной, а не отдельно стоящим зданием. А долго не открывался храм потому лишь, что в нём создавался уникальный иконостас», — пояснил нам Вячеслав Кимович .

Иконостас в новой церкви — точная, но уменьшенная в три раза копия иконостаса работы великого Растрелли в придворном храме Зимнего дворца. Сегодня храм Зимнего не действует, сам же иконостас в 1927 года по частям был продан за границу.

«Директор Эрмитажа Борис Пиотровский любезно предоставил нам чертежи, — продолжает Вячеслав Агаджанов. — И мы полностью, в масштабе один к трём, его воссоздали. На это ушло более трех лет в реставрационной мастерской графа Каменского».

…тыльная сторона храма. Вид изнутри, со стороны двора и дома Вячеслава Агаджанова.

Храм построен в стиле архитектуры петровских морских церквей, поэтому из 27 метров высоты нового барвихинского храма — восемь приходится на шпили.

При церкви планируется открыть храмовый центр, его создание уже благословили архиепископ Григорий и архимандрит Нестор. Нестор лично курировал, а случалось — и лично руководил строительством нового храма в честь св.кн. Вячеслава Чешского, духовно предвосхитившего подвиг святых русских князей Бориса и Глеба. Григорий и Нестор представили прихожанам и благословили настоятеля храма — отца Максима. Сейчас новый храм передан на баланс Одинцовскому благочинью.

В конце торжественной литургии архимандрит Григорий наградил членов попечительского совета церкви: Вячеслава Агаджанова — орденом Святого Благоверного Даниила Московского, а Татьяну Сагура — медалью Даниила Московского».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода