Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Старорусская икона. Старорусская икона божией матери

Иконы Царицы Небесной - самые почитаемые Святыни Православной Церкви. Сила и мощь, которые излучаются, помогают многим людям, семьям, городам, странам в трудные периоды жизни, лишениях, болезнях. Исцеляют от нечисти. Оберегают.

Именно такими чудодейственными качествами обладает Старорусская Икона Божией Матери.

Храм, акафист, молитва, празднование, связанные с этой Святыней Православия - описаны в данной статье.

История

А названа Икона Божией Матери так в честь города - Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время - город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.

Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.

Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери - для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.

Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.

Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.

В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу - в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.

Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.

Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.

И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца - в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия - священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.

Чудесное исцеление

Предания тех дней гласят, что во время перенесения данной Святыни из Тихвина на ее законное место (в Старую Руссу), происходило множество чудес.

Присутствовал при том один монах - насельник Старорусского Преображенского Монастыря - Сергий. Он описал одно из происшедших чудесных исцелений.

В пути за Иконой Божией Матери шла группа женщин (15 человек). Они кричали не своими голосами. Говорили, что в женщин вселился бес.

И несшие Икону не выдержали, посочувствовали несчастным и опустили носилки. И разрешили женщинам приблизиться к Лику - каждой по 12 раз.

Произошло настоящее чудо: смотря на Святыню, исцелившиеся с горячими слезами стали целовать Икону и просить Царицу Небесную о спасении душ своих. И молитва их была услышана.

Описание

Таким образом, существует несколько Старорусских Икон Божией Матери. Первая, написанная в XIII столетии нашей эры, изображает Царицу Небесную с Иисусом на руках, который лицом повернут к Марии.

Вторая была написана в XVIII столетии, как копия первой, когда не было возможности вернуть Икону в город Старая Русса из Тихвина. А через 180 лет, когда подлинник вернулся на прежнее, законное место, прихожане заметили различия между оригиналом и копией. На последней Иисус располагается на левой руке у Марии, и лицо его обращено в сторону от нее.

Источники утверждают, что причиной тому была неухоженность поверхности Святыни. Она сплошь была в грязи и копоти. А потому художник не смог правильно увидеть Лики.

Оригинальная Старорусская Икона Божией Матери является самой крупной выносной иконой в мире, поскольку ее габариты составляют:

  • Ширина - 2,02 метра.
  • Высота - 2,78 метров.

Дни празднования

В те годы, когда Святыня находилась в Тихвине, а потом вернулась: поначалу в виде копии (17 мая по новому стилю), а через десятилетия оригинал (1 октября), зародилась у прихожан Старой Руссы традиция отмечать праздник Старорусской Иконы Божией Матери в эти дни.

И обязательно придет ответ и может произойти настоящее чудо.

Молитва

Старорусская Икона Божьей Матери способна излечивать от различных недугов, искупить грехи, защитить, помочь запутавшемуся человеку встать на истинный путь.

Молитва к Богородице у этой Святыни начинается с обращения к Царице Небесной и утверждения, что Милость Ее помогает от всяких напастей: смертных и людских. Далее следуют слова о рожденном Ею Спасителе, благодаря которому закончились человеческие мучения и подарена жизнь вечная. Потом звучит просьба о том, чтобы Богородица услышала молящегося и передала эти слова Всевышнему. О том, чтобы снизошла благодать с неба на жизни погибающих. Взывание к Богоматери, как единственной Надежде отчаявшихся людей. Просьба о спасении и сохранении от недоброжелателей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Акафист

Старорусская Икона Божией Матери находится в Храме Святого Георгия Победоносца, что в городе Старая Русса. И в 2015 году, в октябре (когда была 20-я неделя по Пятидесятнице) была проведена вечерняя служба Митрополитом Старорусским и Новгородским. А после нее священнослужитель осуществил акафистное пение Пресвятой Богородице перед Старорусской Иконой Божией Матери.

Вообще, такой прославляющий Царицу Небесную гимн был сочинен еще в Византии в V-VII веках. В современной Православной Церкви акафист Пречистой Деве Марии занимает почетное место, поскольку из всех гимнов включен в богослужебный устав.

А исполнение его у Святыни Старорусской Иконы Божией Матери точно будет услышан.

Ежегодно, в мае, в Русской православной церкви Московского патриархата почитают чудотворную "Старорусскою икону Божией Матери".

Старорусской она считается не от своей древности, хотя в РПЦ МП как обычно находятся "горячие головы" утверждающие, что ее написал сам Апостол Лука!

Нам же она будет интересна не только своей "чудотворностью", но и сложной историей, которая в частности и до наших дней не закончилась, поскольку икона и ее "чудеса" являются и до ныне, "предметом раздора" у православных верующих из российских городов Старая Руса и Тихвина.

А еще, это самая большая из чудотворных икон, во всем христианском мире!

Высота иконы составляет 280 см! Можно сказать, что эта икона, по этому показателю достояна быть занесена о всемирно известную "Книгу рекордов ГИНЕСА".

"Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси.

В Старой Руссе икона находилась до XVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу.

После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу.

В честь этого события было установлено празднество.

17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата".

Из этой первичной информации мы видим, что: -"Старорусская" икона византийского письма и принесена в Московское царство переселенцами с г. Овидиополя

Первое чудо случилось в 1655 году

До 1768 г. находилась в Тихвине и только в 1888 г. икона возвращена в Старую Руссу.

Но, нет главного! Как "Старорусская икона вообще попала в Старую Руссу?

И что с ней было до того? Это очень важно. Но, начнем мы с другого.

И тут уместно и задать первые риторический вопрос.

А, что мы с Вами уважаемый читатель знаем о городах Старая Руса и Тихвин?

Ведь не каждый выпускник российской средней школы может вообще вспомнить названия этих городов и где они находятся.

А не зная истории этих городов нам не понять и историю "Старорусской иконы".

А потому и начнем наш рассказ из Старой Русы


"Старая Русса – город областного значения в Новгородской области России, административный центр Старорусского муниципального района,

Вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решенным.

Впервые в летописи Старая Русса упоминается под 1167 годом, но город, безусловно, существовал с очень давнего времени.

Найденная в Новгороде в 1975 году берестяная грамота N526 подтверждает существование Русы в середине XI века:

"На Бояне въ Роусе гр (и) вна, на Житоб (о) уде въ Роусе 13 коуне и гр (и) вна истине..."


По данным известных на сегодня археологических источников город основан был не позднее X века,

Потом город Старая Русса попала под власть Новгородская республика (XIII-XV века). И в этот же период, начиная с XIII века, Старая Русса стала центром солеварения в России.


В летописях Старая Руса более сорока раз также упоминается под именем "Русь" (с 1167 по 1471, в том числе трижды под названием "Русь" от 1167 года.


С середины XVI века город называется Старая Руса, когда Иван Грозный узаконил Русу как опричный город.

На экономическую мощь в конце XVI века солепромышленного Южного Приильменья в масштабах русского государства указывают записи английского посланника Дж. Флетчера:

"Город Москва платит ежегодно пошлины 12000 рублей, Смоленск 8000, Псков 12000, Новгород Великий 6000, Старая Руса солью и другими произведениями 18000, Торжок 800 рублей, Тверь 700, Ярославль 1200, Кострома 1800, Нижний Новгород 7000, Казань 11000, Вологда 2000 рублей".

Во время Ливонской войны в феврале 1581 года город был сожжен польско-литовскими войсками.

Ну, а соль тогда тоже была своего рода стабильной валютой. И разх так то город рос и богател. Ну и естественно строился и украшался.

Так с 1692 по 1696 год – строился Воскресенский собор.

В 1693 году 21-летний Пётр I с разрешения матери отправился в Архангельск и по пути заехал в Старую Руссу. Он повелел изыскать способы к развитию Старорусского солеварения. Во второй раз он посетил город и 1724 году.

При разделе Российской империи на губернии в 1708 году город был приписан к Ингерманландской губернии (с 1710 – Санкт-Петербургской).

С 1719 года – в составе Новгородской провинции. С 1727 года в Новгородской провинции Новгородской губернии. Центр Старорусского уезда.

В 1763 году произошёл катастрофический пожар, уничтоживший все деревянные постройки. После пожара город застраивался по плану на правом берегу реки Полисть.

С 1776 года уездный город Новгородского наместничества. 15 февраля 1776 года Старой Руссе был пожалован герб, и она была объявлена уездным городом (с 1796 года – Новгородской губернии).

В 1785 году Старая Русса получила общественное самоуправление.

В 1828 году здесь был создан бальнеогрязевый курорт.

В 1831 году в Старой Руссе произошёл кровавый холерный бунт.

Его свидетелем был Александр Пушкин: "Ужасы, – писал он Петру Вяземскому 3 августа 1831 года, - Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны. 15 лекарей убито, зарывали живых и проч."

Справка: Холерный бунт в Старой Руссе начался 23 июля (11 июля по старому стилю) 1831. 24 июля в городе происходили многочисленные убийства офицеров, начальников и даже священников. Толпа подвергала пыткам офицеров, заставляла их признаваться в "отравлениях" и подписываться под своими словами. Началась подготовка к казням. Вечером в город вошли войска, поэтому казни не состоялись. 25 июля беспорядки распространились за пределы Старой Руссы.

Однако действия властей, направленные на выявление зачинщиков, были недостаточно энергичными. Кроме того, в Старой Руссе происходили постоянные контакты солдат с населением. Это привело к тому, что 1 августа (20 июля по старому стилю) солдаты одной из частей отказались подчиняться начальству, поддавшись общим паническим настроениям. После этого в городе произошла вторая вспышка насилия, были убиты офицеры, в том числе генералы Леонтьев и Эмме. Беспорядки продолжались до 7 августа (26 июля по старому стилю), когда в город вновь вошли верные правительству войска. На следующий день по бесчинствующей толпе был открыт огонь.

В конечном счете холерный бунт вылился в восстание в Новгородской губернии







В 1878 году – открыто железнодорожное сообщение.

C 1872 года по 1880 год в Старой Руссе жил Фёдор Михайлович Достоевский

В начале XX века город стал называться Старая Русса (с удвоенной "с") ".

Со Старой Руссой связан еще и один из марафонских исторический споров в российской истории, о том, что название "русский"-"русские" пошло от имени этого города основанного варягами Рюрика.

Но это история хотя и крайне интересна, но к теме "иконы Старорусской" не имеет отношения и тут рассматриваться не будет.

Теперь перейдём к г. Тихвину.



"Тихвин – город (с 1773 года) в России. Административный центр Тихвинского муниципального района Ленинградской области и Тихвинского городского поселения

Тихвин расположен на северо-востоке Ленинградской области. Расположен на обоих берегах реки Тихвинка (бассейн Ладожского озера).


Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году.

Летопись сообщает, что тогда здесь была построена деревянная церковь Успения. Позже, в 1495-1496 годах, писец Ю. К. Сабуров в Новгородской писцовой книге упоминал "...погост Тихвинский, а в нём церковь деревянная...

Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста – предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.

В 1507-1515 годах на средства московского великого князя Василия III новгородский строитель Дмитрий Сырков на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвёл монументальный каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

В 1560 году по приказу царя Ивана IV на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь.


Руководство работами поручили новгородскому строителю Фёдору Сыркову, сыну Дмитрия Сыркова. Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил на всех видах работ использовать крестьян из двадцати волостей.

За один весенне-летний сезон 1560 года одновременно с Большим Успенским монастырём были возведены Малый Введенский женский монастырь, а также два посада, торгово-промышленные поселения с разнообразными жилыми, хозяйственными и культовыми постройками.

Успенский монастырь первоначально окружала бревенчетая островерхая ограда. Позже, к середине XVII века, она была заменена стенами, состоящими из двух параллельных деревянных срубов, заполненных внутри землёй и камнями. По верху стен шёл крытый ход с бойницами. Над стенами возвышались девять мощных башен. Так на месте древнего тихвинского поселения был создан важный укреплённый пункт, сыгравший большую роль в обороне северо-западных границ Руси.

В начале XVII века Русское государство переживало глубокий внутренний кризис. Во время шведско-польской интервенции шведы оккупировали и, по мнению некоторых историков, подвергли опустошению новгородские земли.


В 1613 году Тихвинский посад был захвачен, разграблен и сожжён.

Посадские люди, укрывшись за крепостными монастырскими стенами, выдержали длительную осаду и многочисленные атаки врагов, а затем разгромили шведское войско. Борьба тихвинцев закончилась изгнанием шведов и положили начало освобождению новгородской земли, оккупированной шведскими и польскими отрядами.


В XVII-XVIII веках Тихвинский посад достиг экономического расцвета. На высоком уровне было здесь ремесленное производство. Особенным спросом пользовались изделия тихвинских кузнецов. Их закупали не только в городах России, но и за границей. Тихвин стал одним из пунктов, через который осуществлялась внешняя торговля России, а Тихвинская ярмарка – одной из крупнейших в стране. Расцвет торговли и ремесла в XVII веке способствовал росту посада, который распространился на довольно значительные территории.


С 1560 года Тихвинский посад находится в вассальной зависимости от Большого Успенского и Малого Введенского монастырей. Только на территории монастырей-могущественных феодалов велось каменное строительство.

В Успенком монастыре ещё в XVI веке кроме собора были возведены каменные Трапезная с церковью Рождества Богородицы (1581 год).

Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Фёдора Стратилата (1591-1593 годы), а также пятишатровая звонница (1600 год). Особенно интенсивно каменно строительство в Тихвинском Успенском монастыре развернулось во второй половине XVII века, когда все деревянные постройки были заменены каменными.

В результате этих работ на территории монастыря был создан высокохудожественный ансамбль, интересный историко-архитектурный памятник XVI-XVII веков. В значительной своей части он сохранился до наших дней. В XVIII-XIX веках монастырские здания подверглись некоторым перестройкам, изменившим их первоначальный облик.


В 1723 году после длительной борьбы жители Тихвинского посада освободились от монастырского управления.

Тихвинцы получили свой административный орган – магистр, который подчинился Новгородской губернской канцелярии. Окончательно посад отделился от монастырей лишь в 1764 году после указа о передаче государству монастырских земель.

В 1773 году Тихвин получил статус уездного города Тихвинского уезда Новгородской губернии.

С 1918 года город Тихвин и Тихвинский уезд в составе вновь образованной Череповецкой губернии.

С 1 августа 1927 года город Тихвин – центр Тихвинского района Ленинградского округа Ленинградской области (с 23 июля 1930 года непосредственно в Ленинградской области).

Ну, а что было в Тихвине при безбожной советской власти автор упоминать не считает возможным.

(конец ч.1)


Чудотворная икона Богоматери, которая почитается всеми православными людьми, является святыней старорусской земли. Ее великая сила способна защитить от бедствий и болезней, а также помочь каждой заблудшей душе.

По словам священнослужителей, икона — это окно в храм Господа нашего. Изображение святого выступает проводником ваших желаний и просьб. По церковному уставу просить помощи можно только у Бога, а обращенные к святым молитвы, которые мы читаем у их икон, могут лишь донести наши желания до Всевышнего. Каждый, кто был причислен к лику святых, имеет определенную власть над разными обстоятельствами. Поэтому важно знать, какой силой обладает тот или иной помазанник Божий, когда просите помощи.

История Старорусской иконы

Привезенная греками с украинской земли, икона получила свое наименование от названия города Старая Русса в Новгородской области. Она находилась там очень длительное время и помогала старорусским людям своей чудотворной силой. Однако в период смертельной эпидемии, которая разразилась на родине живописной иконы, она потребовалась обратно жителям Тихвина. Решено было передать ее на время тихвинским горожанам, чтобы они замолили грехи свои и избежали тяжелой участи. Но после прекращения повальной болезни лик Божией Матери отдавать никто не захотел. Так она пробыла там почти триста лет, до 1768 года.

Жителям Старой Руссы в 18 веке разрешили только создать копию с великой иконы, которую они разместили в своем храме. Однако в 1848 году после нескольких попыток вернуть икону обратно в Новгородскую область старорусских людей охватила эпидемия холеры. Началась схватка за чудесную силу иконы Богоматери. И только в 1888, спустя почти 180 лет с первого прощения, было принято вернуть подлинник горожанам Старой Руссы. Встречали икону с должным почтением: всю дорогу от Тихвина ее несли на руках, а к ее возвращению на Новгородскую землю была построена церковь Чудотворной Старорусской Иконы Божией Матери.

Во времена советской власти икона была разграблена: все драгоценные камни, которые служили украшением, были сняты с нее. Лик Богоматери был отправлен в Краеведческий музей. После начала Великой Отечественной войны икона бесследно пропала. Копия, которая находилась в Воскресном Храме, ныне почитается как чудотворная.

Описание Старорусской иконы Божией Матери

Существует два типа копий почитаемой иконы. Древний образ был написан еще в 13 веке: на нем изображен Младенец Иисус, который расположился на руках у Матери и повернулся ликом к Пречистой Деве. Данная копия хранится и по сей день в Покровском женском монастыре в Ленинградской области.

А вот ныне почитаемый образ идет вразрез с изображением, написанным в 13 веке. Невозможность вернуть икону в Старую Руссу послужило поводом заказать копию, которую передали в 1768 году старорусским жителям. Спустя 180 лет, когда образ вернулся на Новгородскую землю, люди увидели несходства между оригиналом и копией: на левой руке покоится Младенец, но он отвернут от Святой Девы, его тело устремляется прочь от Матери.

История утверждает, что тихвинцы небрежно относились к чудотворной иконе, и скопившиеся грязь и копоть помешали разглядеть лики святых при написании копии. Но поверье утверждает иное развитие событий: лик Христа был отвернут от увиденной порочной жизни старорусских горожан. Но именно этот образ почитается на сегодняшний день. Также это самая большая выносная икона в мире, которая в высоту составляет 278 см, а в ширину — 202 см.

Молитва Старорусской иконе

Икону Божией Матери просят об искуплении грехов, о защите от воровства. Сила Богоматери способна исцелить любые недуги и помочь заблудшему встать на путь истинный. К ее чудотворной помощи обращаются многие люди с помощью молитвы:

«Милость Твоя, о Царица Небесная, помочь может от любой напасти — и смертной, и людской. Ты рождением Спасителя нашего закончила наши мучения и подарила жизнь вечную. Услышь просьбы мои и передай их Всевышнему, о Святая Владычица. Пусть снизойдет с неба благодать Твоя на жизни погибающих. О, Богоматерь, Ты единственная надежда отчаявшихся людей. Спаси и сохрани, да пусть недоброжелатели не вздумают ничего плохого. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Дни поминовения иконы — 17 мая и 1 октября. Эти даты не случайны: именно в это время Старорусскую икону вернули жителям Старой Руссы, сначала как копию (17 мая), а затем уже оригинал (1 октября). В эти дни нет ограничений, однако священнослужители призывают помолиться и посетить церковь, особенно если вас терзают болезни. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

18.05.2017 05:26

Икона Богоматери «Скоропослушница» - уникальная православная святыня, которая обрела огромную популярность среди христиан. Дело в...

На фото: Подлинный Старорусский образ Божией Матери на дореволюционной гравюре.

Более трехсот лет отсутствовала в Старой Руссе. Почти сто лет рушане деятельно старались вернуть ее. Икона вернулась, для нее возвели особый собор, освященный в 1892 году с большим торжеством (приезжал даже ). А в XX веке пропала.

Обретение Старорусского чудотворного образа, две версии:

Издревле градохранительницей Старой Руссы была . История ее появления в Русе «раздваивается», что связано с дальнейшей судьбой иконы и тяжбой о ней между рушанами и тихвинцами.

Итак, рушане считали, что икона:

«была перенесена в г. Старую Руссу в первые века христианства греками из Ольвиополя, но насколько верно такое мнение, с утвердительностью сказать о нем трудно. По сохранившемуся в народе преданию известно только то, что она, со времен глубокой древности, принадлежала г. Старой Руссе и находилась в нем несколько столетий на радость и утешение всех жителей города и окрестной области»
А. А. Усинин. Торжество перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина в г. Старую Руссу, Новгородской губернии.

Пребывала она, согласно старорусскому преданию, в Спасо-Преображенском соборе — как самом древнем и почтенном храме города. Тихвинцы же наставали на том, что икона явилась в 1570 году в Выдропуске (Выдро-пужске) и находилась в Старой Руссе лишь недолгое время.

Как Старорусская икона Божией Матери попала в Тихвин

В течение нескольких веков Старорусская икона Божией Матери служила, как уже говорилось, предметом препирательств между рушанами и тихвинцами, и вот из-за какого события. Рушане рассказывают его так. Во времена Ивана Грозного, в 1570-е годы, в Тихвине свирепствовало моровое поветрие, и один благочестивый житель города имел видение, согласно которому для избавления от язвы необходимо было перенесение в Тихвин — на время — Старорусской иконы Божией Матери в обмен на чудотворную Тихвинскую икону. Рушане в простоте сердечной отдали тихвинцам свою икону, а те несколько «схитрили» и вместо чудотворного Тихвинского образа отправили в Русу список.

После морового поветрия икона так и осталась в , где почиталась наравне с прославленным Тихвинским образом Божией Матери (в особенности любили ее старообрядцы).

Тяжба за Старорусскую икону Божией Матери между жителями Тихвина и Старой Русы

Казалось бы, с течением времени жители Старой Руссы должны были смириться с потерей, но нет. В 1787 году они отправили в Тихвин «посольство», имевшее целью возвращение святыни. Как и ожидалось, тихвинцы иконы не отдали, лишь разрешили снять с нее список. И в 1805 году затеялась тяжба между рушанами и тихвинцами о том, кому должна принадлежать Старорусская икона Божией Матери.

Длилась тяжба за Старорусскую икону более восьмидесяти лет и началась с прошения рушан, поданного на имя митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова). Как пишет уже цитированный нами А. А. Усинин, митрополит Амвросий:

«с Евгением, епископом Старорусским, склонны были удовлетворить благочестивому желанию старорусских граждан, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим отказал выдать икону присланным из Руссы депутатам, под предлогом опасения возмущения тихвинских граждан, не желавших отпустить чтимую святыню».

«Старорусские граждане» своих надежд не оставили. Они писали то новгородским владыкам, то в Святейший Синод. Тихвинцы, в свою очередь, указывали на отсутствие достоверных документов, которые подтверждали бы старорусское происхождение чудотворной иконы, и подвергали сомнению предание о перенесении ее в Тихвин во время морового поветрия. Они заявляли:

«Это сказание не имеет никакого основания и суть произведение новейшего времени, а потому более гадательно, нежели достоверно».

Более того, прибегали тихвинцы и к «запрещенным приемам», указывая на маловерие оппонентов:

«Если они почитают икону сию чудотворною, то почему не покорят воли своей чудодейственной ее силе и хотят присвоить ее судебным порядком?»

Старорусская икона, возвращение


Как бы ни было, в 1888 году, при содействии великого князя Владимира Александровича, благоволившего Старой Руссе и Спасо-Преображенскому монастырю, Александр III:

«высочайше соизволил утвердить всеподданнейший доклад Святейшего Синода о перенесении чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из Тихвинского Богородицкого монастыря в... Спасо-Преображенский монастырь».

Ликованию старорусских жителей не было предела. Чудотворный Старорусский образ на руках несли от Тихвина до Старой Руссы, где его встречали, по самым скромным подсчетам, до 50000 человек. Его поставили в Спасо-Преображенском соборе, а уже в следующем году в монастыре началось строительство особого храма для святыни — «в честь и славу Пресвятыя Богородицы, именуемой Старорусской».

Утрата Старорусской иконы Божией Матери

После революцию икону, по выражению рушан, «разорили» (т. е. сняли с нее драгоценный оклад) и передали в краеведческий музей. В годы оккупации она бесследно пропала, и сейчас в Старой Руссе, в Георгиевском храме, пребывает список с нее, также почитаемый чудотворным. Списки — как старые, так и новые — есть и во многих других окрестных церквах.

___________________________________________________

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода