Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сообщение о святом человеке. О святых источниках

Родники всегда воспринимались как источники не только чистой и вкусной, но и целебной воды, чудесным образом воздействующей на человеческий организм. Даже при современном уровне развития медицины количество поклонников родниковой воды с каждым годом увеличивается. Корни этой веры восходят к языческим временам, когда природа была объектом поклонения. О «живой» и «мертвой» воде повествуют русские сказки и былины. На территории Центральной России немало святых источников.

Согласно православным преданиям, целебные источники появляются там, где в разное время происходили различные богоугодные и знаменательные события. Часто такие источники носят имена подвижников Русской православной церкви, они освящены и оберегаются русским народом как целебные. Многие из них благоустраиваются и преображаются силами верующих, на некоторых строят купальни и часовни. К таким источникам идут и идут паломники. В последние годы возле новых и возвращенных церкви храмов и монастырей появилось немало родников, в том числе «оживших». В памятные дни около них служатся водосвятные молебны, совершаются крестные ходы.

В Центральной России известно несколько тысяч источников. Особенно много их в местах, где у поверхности залегают известняки, через трещины которых подземные воды выходят на поверхность. Наиболее почитаемые источники, как правило, расположены на территории или в окрестностях знаменитых православных монастырей и храмов, некоторые объявлены памятниками природы.

В Московской области самые известные источники находятся в Сергиевом Посаде и Звенигороде, городах с богатой культурной традицией.

Источник Гремячий ключ, уникальный памятник природы Подмосковья, расположен в 13 км от Сергиева Посада, в окрестностях деревни Взгляднево, на крутом правом берегу реки Вондиги. От автомобильной стоянки к роднику и всем постройкам комплекса проложены широкие деревянные мостки. В самом низу склона размещены купальни, куда сверху плотной струей по деревянным лоткам спадает вода. Вверх к источнику ведет лестница с несколькими площадками для отдыха. У самой верхней из крутого известнякового склона бьют сильные струи. Три самых мощных из них выведены в лотки, напоминающие головы сказочного Змея Горыныча. Потокам приписывают лечебные свойства: правый – «от сердца», средний – «от головы», левый – «от женских болезней». Эти струи дают начало ручью длиной 25 м, который спадает вниз по склону к Вондиге. В 3 м левее от основных струй находятся еще три родниковых выхода непосредственно из земли, они объединяются в один поток, выведенный в купальню. Вода источника слегка минерализована, ее состав близок к кисловодскому нарзану, но концентрация солей в несколько десятков раз ниже. В воде присутствует радон, составляющий характерную для любой подземной воды «фоновую» величину, что и породило слухи о «радоновом источнике».

На берегу Вондиги в 2002 году построен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского, а в 300 м от него стоит часовня.

Гремячий ключ в любую погоду привлекает большое число богомольцев и туристов. Особенно многолюдно здесь бывает на Крещение – 19 января, когда, несмотря на трескучие морозы, многие совершают омовение.

К этому важному дню дорогу к источнику расчищают от снега, чтобы удобнее было подъехать на машине. Летом грунтовая дорога, ведущая через поле к источнику, после малейшего дождя становится труднопроходимой для автотранспорта.

Святой источник у Преображенской церкви в селе Радонеж расположен на юго-западной окраине села, у крутого левого берега реки Пажи. Вода струится из двух труб, в которые убран источник. Перед храмом установлен памятник Сергию Радонежскому. Территория источника благоустроена, от церкви к нему ведет узкая бетонная дорожка, рядом, на Паже, установлена деревянная купальня.

В Звенигороде наиболее известны Святой источник у Городка и родник Преподобного Саввы.

Святой источник у Городка (бывшее село на окраине) сейчас находится в составе Звенигорода, справа от шоссе Звенигород – Саввинская Слобода. Родник, заведенный в металлическую трубу, широкой струей изливается в середине крутого склона левого берега Москвы-реки. От шоссе к нему ведут два ряда широких бетонных ступенек. Здесь служат молебны монахи Саввино-Сторожевского монастыря. Там же находится Успенский собор на Городке (1399 – 1400 годы) К храму можно подняться по тем же ступенькам.

Источник Преподобного Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, находится недалеко от западных стен Саввино-Сторожевского монастыря на холме Сторожа у впадения реки Сторожки в Москву-реку. К источнику ведут деревянные ступени, начинающиеся недалеко от Житной башни монастыря. У родника возведена небольшая часовенка.

Источник Святого Тихона находится в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни – мужском монастыре, основанном в XV веке преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Выпрейки. Разоренный во время Смуты, монастырь был восстановлен при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Здесь несколько действующих храмов: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм Св. Николая, храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Источник целебной воды имеет несколько выходов. Территория его благоустроена: оборудованы часовня и купальня, к которым ведут дорожки. По физико-химическому составу вода гидрокарбонатно-кальциевая. Это место паломничества, известное уже более 500 лет.

Самый известный источник Орловской области – Святой колодец – находится на территории национального парка «Орловское Полесье».

Вода этого мощного лесного родника считается не только самой чистой в Орловской области, но и целебной. Она способна излечивать разные недуги, давать силы немощным. Просто выпить воды из Святого колодца нельзя: существует несколько специальных обрядов, которым необходимо следовать.

С незапамятных времен на лесную поляну приходят жители Орловской, Калужской и Брянской областей, хотя этот источник известен и за их пределами. Посетителей можно встретить здесь в любой день, но особым для этих мест считается праздник явления образа Казанской Божией Матери. В этот день народные гулянья на поляне собирают тысячи людей со всей России. Начинается праздник торжественным богослужением возле часовни с образом Казанской Божией Матери. Затем батюшка освящает воду, и лишь после этого люди ее набирают и пьют. По окончании службы наступает время народных гуляний. Целый день приехавшие на праздник веселятся. Каждый человек может показать свою удаль и похвастать редким умением. Родник, обычно спокойный, в этот день становится бурным, слой песка на его дне бурлит от сильных водяных потоков.

Святой колодец Сергия Радонежского расположен на территории Троице-Сергиевой лавры в Надкладезной часовне, возведенной над источником в конце XVII века Часовня и сень, в которую летом поступает вода из колодца, расположены рядом с Успенским собором (1559 – 1589 годы). Часовня представляет собой миниатюрный четырехъярусный храм, увенчанный куполом и крестом, и, как другие постройки монастыря конца XVII века, богато украшена резьбой. Строгие белые стены величественного Успенского собора подчеркивают праздничность декора часовни. Роспись внутри и иконы относятся к XIX веку. Первым, благодаря воде из источника, исцелился и прозрел слепой инок Пафнутий.

По преданию, 600 лет назад Сергий Радонежский со своим учеником преподобным Романом шли из Троицы в Киржач. Им понравилось уединенное место у излучины реки, и они прожили здесь долгое время. В то время Русь была под татарами. Преподобный Сергий молился «о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума». В знак того, что молитва была услышана, «из недр горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников».

Святой источник преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) находится в 160 м от стен монастыря, на правом берегу ручья, у автомобильного моста на стыке улиц Пролетарской и Суворова. Над источником устроена купальня, температура воды в ней примерно 2 С. Мужчины и женщины купаются в источнике по очереди. Священнослужителей пропускают первыми. Рядом стоит небольшая часовня, где желающие могут поставить свечи и купить иконы.

Пафнутьевский источник расположен у стен мужского монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь в районе города Козельска на берегу реки Жиздры. Монастырь был основан в конце XIV – начале XV века покаявшимся разбойником Оптой, в монашестве – Макарием, поэтому обитель называют еще и Макарьевской. В главном ее храме – Введенском соборе (1750 – 1771 годы) – хранятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптинских. В храме Казанской иконы Божией Матери (1811 год), самом большом в пустыни, проводятся воскресные и праздничные богослужения. В нем покоятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I. Самый известный из трех крупных источников монастыря расположен в 400 м от обители, выше по течению реки. Вода очень мягкая и обладает целебными свойствами.

Святой колодец – место, окруженное легендами. По преданию, 300 лет назад во время грозы здесь загорелся лес. Когда крестьяне из деревни Старой прибежали его тушить, то обнаружили бьющий из земли источник.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Монастырь Оптина пустынь оставил удивительный след в отечественных истории и культуре. Его посещали члены императорской фамилии: великий князь К. К. Романов с сыновьями, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1878 год к преподобному Амвросию приезжал Ф. М. Достоевский; здесь бывали Н. ВЕК Гоголь, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, М. Погодин, Вл. Соловьев, С. Шевырев, А. Жемчужников, А. Апухтин. После продолжительной беседы со Львом Толстым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

О Святых источниках

Говоря о Святом источнике и Святой воде не лишним будет благочестивому читателю напомнить, а для кого-то и впервые узнать хотя бы кратко о чем вообще идет речь. Да не повредит дополнительное просвещение в этом вопросе желающим посетить Святой источник, или размышляющим на эту тему.

Священное писание, содержащее Божественное Откровение о вере в Бога и почитании Его, православные нередко называют святым источником. В нем люди черпают духовные силы, из Священного писания утоляется жажда богопознания. А святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Почему же именно в воде люди находят очищающую и животворящую силу? Почему у святых источников так часто происходят чудесные исцеления? Что такое «святой источник»? Как, наконец, наука относится к святой воде»?

Возвращая первозданную чистоту

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира - есть вода, и начало Евангелия - Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество…».

Правда, не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда на земле все было свято и чисто. Воду на Земле Бог создал до света, до создания тверди земной, до растительности, даже до времени. Бог создал воду в первый день творения. «И увидел Бог, что все, что Он создал, - говорится в книге Бытия, - хорошо весьма». Живя в созданном Богом гармоничном мире, человек должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил». Но дальше было грехопадение, и Дух Божий отступил от нечистого создания. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть». После этого все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха. Стихии, прежде служившие человеку, изменились. И вода, сделавшись стоком нечистот, стала опасной, стала выступать орудием наказания нечестивых. Правда, и тогда люди не были вовсе лишены святой воды.

Изведенный Моисеем из скалы источник струил, скорее всего, не-простую воду. Понятие о святой воде встречается уже в Ветхом завете: «…И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд», говорится в книге Чисел. В 4 книге Царств сказано еще определеннее: «Пойди и омойся в Иордане, и твое тело исцелится, и ты сам очистишься!». Но история с крещением Иисуса Христа в реке Иордан - особенная.

При Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение». Так после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Кто-то спросит: зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена Крещением Самого Сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.

Святая вода и открытия ученых

История хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Согласитесь, не могут же все эти случаи быть результатом некоего «психологического воздействия на верующих», на которое так любили ссылаться лет 30 - 40 назад приверженцы атеизма. Сегодня наука располагает удивительными данными о качествах святой воды и о том, как самая обычная вода «реагирует» на крестное знамение.

Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем. Тут уместно вспомнить эффект так называемой «магнитной воды». Так к какому же из этих типов надо отнести воздействие святой воды. Или, может быть, это вовсе неизвестный нам пока феномен?

Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Надо пояснить, что длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством - обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но, согласитесь, это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку.

Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает.

Опыты показали, что если в емкость объемом 60 литров добавить одну ложку святой воды, то обычная вода начинает излучать такие же ЭМИ, как и святая. Еще более сенсационные результаты были получены физиками одного из санкт-петербургских НИИ. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробов и изменяет оптические свойства воды. «Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье имеет глубокий смысл, - рассказывает физик Ангелина Малаховская. - Еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит каждый день».

Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Были выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего - преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов - колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержалась кишечная палочка, золотистый стафилококк. Оказалось, если прочитать «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в семь, 10, 100 и даже более чем в тысячу раз! По условиям эксперимента молитву читали и верующие, и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольными образцами.

Было доказано благотворное влияние молитвы и крестного знамения и на человека - у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивительно, но факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении. У гипотоников давление повышалось, у гипертоников - понижалось. При этом было отмечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. Выяснилось, что оптическая плотность воды после освящения повышается. Вода как бы насыщается светом. Человек увидеть эти целительные изменения уловить не может, но спектрограф показывает это совершенно объективно. Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. При этом оптическая плотность водопроводной воды, над которой совершает крестное знамение обычный верующий, мирянин, повышается почти в 1,5 раза. А при освящении священником - почти в 2,5 раза! Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком. Оказалось, вода «различает» даже степени веры - оптическая плотность изменялась только на 10 процентов.

Простая и загадочная вода

Вообще вода -одно из самых удивительных веществ в природе. Например, ее теплоемкость почти вдвое превышает таковую растительных масел, ацетона, фенола, глицерина, спирта, парафина.

Ученые до сих пор не могут прийти к согласию по проблеме 37-градусной температуры в животном мире. Как известно, при нагревании любого вещества его теплоемкость возрастает. Любого, кроме воды. При ее нагревании от 0 до 37 градусов теплоемкость падает и лишь при дальнейшем нагревании начинает возрастать. Этот факт означает, что при 36 - 37 градусах для повышения температуры некоторого объема воды необходимо минимальное количество тепла. Похоже, именно это свойство воды является главным фактором эволюции при выработке теплокровности на уровне 37 градусов по Цельсию.

Вода очень плохо испаряется. Если бы не это обстоятельство, многие озера и реки полностью бы пересыхали. Плотность воды тоже удивительна. При охлаждении она увеличивается только до температуры плюс четыре градуса, а далее вновь уменьшается. Это означает, что самая тяжелая вода именно при плюс четырех градусах, и она опускается на дно, а из более холодной формируется ледяной покров, но на поверхности!

Вода как бы создана для того, чтобы в ней находилась жизнь. Даже при температуре ниже нуля замерзание никогда не начинается со дна, а только с поверхности. В организме взрослого человека содержится около 65 процентов воды. Чем моложе организм, тем он богаче водою. Месячный эмбрион состоит из воды на 97 процентов, новорожденный - на 75-80 процентов. У пожилых людей содержание воды составляет 57 и менее процентов.

О воде много говорится, но мало сказано. Как ни странно, она до сих пор остается наименее изученным веществом природы. Объяснить это очень просто - вокруг нас масса воды, она под нами, в нас. Что же тут особенно изучать…

О тех, кто не может принять святой воды

Если и обычная вода практически не изучена, то что тут говорить про святую воду! Даже те ученые, которые безо всяких сомнений принимают святую воду, мало что могут объяснить. Вот как в книге, вышедшей в начале ХХ столетия, один из профессоров психиатрии рассказывал о разделении им душевнобольных на одержимых (или бесноватых) и больных с повреждениями органов нервной системы.

Первых он определял очень просто. Он давал им выпить святой воды. И никто не мог заставить одержимого выпить святую воду! В книге В. Артемова и Н. Суханина «Святые источники» приводится случай уже из современной жизни, подтверждающий такую особенность.

Одна из паломниц посетила матушку Е., очень старую монахиню высокой духовной жизни. К ней приезжали со всей страны за духовной помощью. Матушка принимала по утрам, выслушивала, молилась, отвечала на вопросы и давала святой воды. От такой воды, по свидетельству многих, исцелялись даже от неизлечимых болезней.

Как рассказывала паломница, она пришла, когда матушка уже закончила прием. Послушница сказала: «Найдите себе в деревне ночлег. Матушка примет вас завтра».

Я знаю одну старушку, которая пускает к себе на ночь, - сказала одна из приехавших к матушке женщин.

А разве вы не пойдете с нами? - спросили у нее.

Меня старушка к себе не пустит, - уверенно сказала женщина.

Паломники не поверили и уговорили ее отправиться вместе. Старушка встретила их приветливо, но когда заметила женщину, указавшую место ночлега, замахала на нее руками:

А ты иди, иди…

Не понимая, в чем дело, паломники стали упрашивать старушку пустить переночевать и ту женщину.

Вы ее не знаете, - сказала старушка, - ведь она никогда не пьет матушкиной воды, а в лесу ее выливает.

Чтобы уверить нас в этом, старушка достала из-под образов бутылочку, налила в стакан святой воды и дала той женщине, которую не хотела пускать.

На, вот, пей, тогда я тебя пущу.

Женщина взяла в руки стакан, подержала его в руке. По ее лицу было видно, что в ее душе происходит какая-то борьба. Наконец она вернула стакан, даже не попытавшись сделать из него глоток

Не могу пить, - сказала она.

Другую историю рассказал один из нынешних священников. В день Богоявления он в храме наливал в сосуды богомольцев только что освященную воду. Подходит женщина и протягивает ему бутылку. Едва священник начал наливать в нее святую воду, как в его руках бутылка лопнула и разлетелась на мелкие осколки. Изумленный священник спросил у женщины:

Что это за бутылка? Не было в ней чего-нибудь?

Смущенная женщина отвечает:

Батюшка, я хотела, чтобы один парень женился на моей дочери. Чтобы приворожить его, я достала у одной старушки наговоренной воды, но побоялась дать ее дочери. Для верности я хотела, чтобы к той воде добавили еще и крещенской…

«Если вера есть теплая…»

На территории России огромное количество святых источников. Есть знаменитые на всю страну, такие, как возникшие в местах обитания величайшего православного святого Сергия Радонежского. Есть «скромные», открывшиеся относительно недавно, как Святой ключ, забивший в местечке Ложок Искитимского района Новосибирской области. Здесь с 1929 по 1955 годы находился один из самых страшных лагерей ГУЛАГа - ОЛП-4 - лагерь особо строгого назначения. Многие страдали в этом лагере за веру.

Почитаться святыми могут собственно источники и родники, колодцы и даже целые озера. Обстоятельства возникновения святых источников бывают самыми разными. Источник может появиться на месте обнаружения той или иной чудотворной иконы. Например, Колочский источник у Успенского Колоцкого монастыря в Московской области забил на месте явления Колочской иконы Богоматери. Источник Коренной пустыни в Курской области - на месте явления иконы «Знамение».

Возникновение святых источников связано со случаем явления Богоматери. Таков, например, источник Стопы Божией Матери в Почаевской лавре на Украине. По преданию, он возник в XIV веке в углублении камня, которое верующие почитают как след от стопы Богородицы. Перед тем как источник был обнаружен, монах, живший неподалеку в пещере, видел Божию Матерь, стоявшую на камне на вершине горы.

Источник может появиться после молитвы того или иного святого (Михаила Клопского, Савватия Тверского, Сергия Радонежского, Давида Гареджийского и других). Так, один из источников преподобного Сергия Радонежского, согласно житию, забил на сухом месте, там, где преподобный ударил посохом о землю. А случается, что святые колодцы выкапываются святыми собственноручно и носят, как правило, их имя.

Освящение вод в озере Антониево-Дымского монастыря

Нередко источники находятся на месте (или неподалеку от него) подвижничества того или иного православного святого, старца или чтимого в данной местности подвижника. Часто источник и называют по имени этого святого. Скажем, источник преподобного Николая Пустынножителя в Псковской области или источник схимонахини Анисии в Татарстане. А вот некоторые озера почитаются святыми после массового крещения в их водах.

Нередко со святыми источниками связано предание, что на их месте существовал когда-то православный храм, который ушел под землю и колокольный звон с которого можно услышать и сейчас. Таково святое озеро в селе Косино под Москвой, святое озеро под Шатурой в Московской области, святой источник в селе Ижеславль Рязанской области.

Порой со святыми источниками связаны рассказы о сверхъестественных событиях. Например, когда патриарх Никон, отслужив молебен, опустил на дно Валдайского озера крест и Евангелие, присутствовавшие при богослужении увидели огненный столп, уходящий в небо. А с источником Скорыж в Брянской области связано явление Пресвятой Троицы в начале XX века.

Святой источник может быть оформлен часовней, беседкой, завершающейся главкой с крестом, просто крестом. В редких случаях источник может находиться внутри храма. Доступ к большинству источников открыт постоянно. Есть источники, для посещения которых следует по-просить ключи у церковнослужителей из ближайшего монастыря или храма.

В святом источнике разрешается набирать воду, обливаться, купаться. Для последнего возле источников специально устраиваются купальни, иногда раздельные для мужчин и женщин. Окунаться в воду следует с молитвой, обращенной к Богу или к тому святому, именем которого назван источник.

Вода любого святого источника, без сомнений, целительна от всякого недуга. Однако существуют источники, которые Премудрость Божия наделила особой благодатью помогать в той или иной болезни. Так, рядом с Псковско-Печерским монастырем расположен источник св. Иоанна Предтечи, вода из которого особенно помогает при головных болях. Около Старого Изборска есть источник, вода которого исцеляет глазные болезни. В Киево-Печерской Лавре есть храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Каждый день здесь совершаются молебны о здравии, освящается вода, принимая которую десятки тысяч людей получают исцеление.

Разумеется, не у всякого верующего есть возможность посетить святые источники. Этим верующим православный врач и священник о. Вадим предлагает помолиться иконе Божией Матери «Живоносный источник», перед которой молятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все, обращающиеся к Ней с верой, получают исцеление. Вот слова молитвы пред иконой Божией Матери «Живоносный источник»:

Царице моя преблагая, Надежде моя Богородице, прибежище сирых и странных Представительнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши; яко не имам иныя помощи разве Тебя, ни иныя Представительницы, ни Благая Утешительницы, токмо Тебя, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит не то что газетных страниц, не хватит даже толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечня тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! - при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Расскажем о другом: о том, что бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, - наставлял Феофан Затворник. - Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться… но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата.

Во оставление грехов моих…

Освященная вода очищает верующих людей, укрепляет их подвиг спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в святую воду при крещении, и святая вода в этом таинстве омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно используется при освящении храмов и всех предметов, употребляемых в богослужении. Без святой воды невозможно освящение домов, автомашин, любого обиходного предмета. Нас окропляют святой водой при крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный несет домой сосуд со святой водой и хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и при всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается православными только натощак. Она, принимаемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему святой водой окропляют жилище и всякую вещь.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленной воды. Преподобный Амвросий послал смертельно больному бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел. И при каждом прикосновении к святой воде возносить - в уме и в сердце - молитву. Слова молитвы на принятие Просфоры и Святой Воды просты и всем понятны.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святыя Твоя во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Сататья Александра ОКОНИШНИКОВА, перепечатано из газеты «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Посмотрите фильм "Великая тайна воды"

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ И ГОНЕНИЙ

Освященная вода имеет силы
к освящению душ и телес всех, пользующихся ею.
Сет. Димитрий Херсонский

Вода... Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники покло¬нялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы - Ганг, германцы - Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде - у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе... И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его (Числ.20,1-11).

Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почи¬тался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны...
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеле¬ния. В Библии упоминается только один такой источник - Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей по¬лучили исцеление... Но загадки здесь нет. Эти чу-деса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.

В те дни приходит Иоанн Креститель и про¬поведует в пустыне Иудейской... И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои... Тогда при¬ходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в от¬вет: оставь теперь; ибо так надлежит нам испол¬нить всякую правду... И крестившись, Иисус тот¬час вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса,и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 1-16).

Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняют-ся народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день - ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника - и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера - из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский (1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верх¬него озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский (1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеж¬дающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская исто¬рия - история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история - «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал навод¬нение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Жи-воносный источник близ Константинополя?

Россия – православная страна, во всех уголках которой можно найти множество святых и целебных мест. Конечно, все монастыри и источники не перечислить, однако есть целый ряд известных паломнических походов, куда отправляются православные христиане для исцеления или же культурного просвещения.

Монастыри и храмы:

Монастырь был построен преподобным Сергием Радонежским в городе Сергиев Посад. Сегодня его двери открыты для тысяч паломников со всего мира как для молебных прошений, так и ради экскурсий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра является великим религиозным центром русского государства. Здесь вы сможете увидеть самую большую библиотеку старинных рукописных книг, красивейшие иконы и разные изделия из серебра и золота. Также на территории лавры находятся святые целебные родники, где можно набрать воду.

Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь считается одним из красивейших в России. Расположен он на побережье Ладожского озера в Карелии. Это мужской монастырь, образованный преподобными Германом и Сергием, мощи которых захоронены под храмом. В это удивительное место приезжают не только многочисленные паломники, но и простые туристы, целью которых является изумительный вид живой нетронутой природы и необыкновенные пейзажи многочисленных островков Карелии.

Это один из самых известных в России мужской монастырь, построенный в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Он является красивейшим архитектурным памятником города. Именно здесь находятся мощи Александра Невского, поклониться которым приезжают многочисленные паломники и туристы.

Новодевичий храм построен неподалеку от столицы России на Девичьем Поле. На территории монастыря были похоронены самые известные представительницы княжеских и царских кровей, а также знаменитые писатели и поэты. Это место полюбили многие москвичи, которых привлекало сюда не только древние иконы святых великомучеников и их мощи, но и цветущие сады внутренних двориков монастыря, живописные пейзажи и необычайно умиротворяющая атмосфера.

Находится мужской монастырь на Соловецких островах, неподалеку от Карелии и Архангельской области. На сегодняшний день Соловецкий монастырь является по большей части музеем, куда приезжают сотни туристов для осмотра древнего храма и других достопримечательностей островов. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, Успенский собор, Вознесенская церковь и другие сооружения храма.

Еще одна мужская обитель Оптина Пустынь расположилась в Калужской области у реки Жиздра. Прославился этот храм своей помощью сиротам и обездоленным людям, а также мудрыми старцами, служащими в этом монастыре многие годы. Здесь во все времена и столетия происходили чудодейственные исцеления и даже некоторые предсказания от старейших жителях этой обители. Многие приезжают сюда за советом или покаянием.

Святые источники России:

Село Дивеево

В этой деревне собрались сразу несколько православных храмов и целебных источников, где собирается большое количество паломников, проходя от одного монастыря к другому и поклоняясь святым угодникам в своих просьбах. Начинается путь паломников от Казанского храма, далее люди проходят в главный собор, где хранятся мощи преподобного Серафима, а следом за ним находится Преображенский монастырь, возле которого проходит святая Канавка Божией Матери . Также в этом селе имеется источник Преподобной Александры , где происходили чудесные исцеления людей. Здесь же установлен источник в честь Казанской иконы Божией Матери , где поставили купальню и небольшую часовню, куда совершаются крестные ходы во время праздников. Еще одной известной святыней Дивеево является купель Серафима Саровского в близлежащем поселке Цыгановка.

Источник преподобного Саввы расположен у Троице-Сергиевой Лавры. Каждый человек, спускаясь по ступенькам к воде этого родника, да и любого другого святого места, всегда верит и надеется на Божью благодать, его прощение за грехи и исцеление духа и тела. Чудо происходит с теми, кто всей душой и сердцем верит во спасение и покаяние.

Конечно, святых источников, купелей и родников великое множество по всей стране и возможно не все еще открыты или известны. Россия славится своими чудодейственными явлениями, которые дарят людям надежду и веру на Господа, его помощь.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода