Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Скорость поезда "сапсан" сопоставима со стремительным полетом сокола. Высокоскоростной поезд с птичьим именем: все о Сапсане

Итак, обещанный большой рассказ о поездке на скоростном поезде "Сапсан" из Петербурга в Москву.
Поездка состоялась 19 декабря в субботу утренним рейсом (№151), т.е. на второй день полномасштабной эксплуатации состава. Отправление с Московского вокзала - 6:45 утра; прибытие на Ленинградский вокзал столицы - 10:30. Время в пути - 3 часа 45 мин. "Внешних" видов тут будет немного, речь в основном пойдёт о впечатлениях от поездки и разборе плюсов и минусов.

"Сапсан" с горящими хвостовыми огнями на Московском вокзале СПб. 6:30 утра

Билет на "Сапсан" был куплен мною через Интернет примерно за 12 дней до отправления, по цене 2273 рубля; однако предлагаемой на сайте РЖД электронной регистрацией (чтобы садиться в поезд по безбланковой технологии, только по предъявлению паспорта) я решил не пользоваться на этот раз, а в один из вечеров заехал на Витебский вокзал и получил на терминале бланк билета. На билете внимание сразу привлекла большая надпечатка прописными буквами "КУРИТЬ ЗАПРЕЩЕНО!". Это действительно оказалось так: курить на "Сапсане" нельзя, и когда во время поездки я разговаривал в вагоне-бистро с охранником, он сказал, что поезд везде нашпигован противопожарными датчиками, включая туалеты, и при обнаружении даже небольшой дозы дыма (в т.ч. и табачного) поступит автоматический сигнал на остановку поезда. Так что за этим там строго следят.

Сперва я хотел поехать на вокзал на машине, и оставить её на платной стоянке на сутки, но потом вспомнил, что вечером в столице планируется оффлайн с френдами, и утром могу приехать не совсем в тонусе, поэтому решил для полного спокойствия на метро.
Утренний хронометраж выглядел так:
5:25 вышел из дома; 5:37 был на конечной 5-й линии ("Комендантский проспект"); 5:43 уехал на метропоезде; 6:14 доехал до "Пл.Восстания" и поднялся на Московский вокзал. Нигде не спешил. Таким образом, прибыл аж за полчаса до отправления, и у меня было время походить вдоль всего состава, рассмотреть его и поснимать. А в принципе можно было уйти и минут на 10 позже, запас времени вполне позволял.
Вот так выглядит хвост состава со стороны тупика 4-го пути. Пока для нас смотрится довольно необычно, надо ещё привыкнуть.

Герметично закрывающиеся двери.

Вид на "Сапсан" со стороны головы поезда - это я прошёл по платформе вдоль всего состава. В кабине машиниста было 2 человека; что-то обсуждали.

В составе поезда 7 вагонов II класса и 2 - I класса, а также один вагон-бистро. Планировка у них, в принципе, похожа (ряды кресел 2+2), только в I классе кожаные кресла, расстояния чуть больше, горячиее питание в составе билета, розетки на каждое кресло и wi-fi. Однако цена различается вдвое.

Ну ладно; давайте и мы зайдём внутрь, осталось 15 минут до отправления. Проводница посмотрела билет и паспорт и запустила внутрь. Кстати, в прессе проскакивали сообщения, что в этом поезде проводников переименовали в "стюардов", однако по внутренней трансляции во время пути (около купе управления) я слышал, что их всё равно называют проводниками: "проводнику вагона 3 подойти туда-то" . Положа руку на сердце, я считаю, что незачем привносить лишний англицизм в ж/д термины, это довольно глупое корпоративное начинание. Разве слово "проводник" - это плохо?

Переходы между вагонами сделаны "гармошками" без переходных дверей. Температура внутри состава везде одна и та же, немотря на мороз снаружи; прозрачные двери в сами пассажирские салоны вагонов открываются автоматически, по фотодатчику - поэтому можно пройти через весь состав, от головы до хвоста, ни разу не прикоснувшись ни к одной двери.

Заходим в пассажирский салон вагона 2 класса. Выполнен он в бело-синей гамме, с небольшими светло-жёлтыми и серыми вкраплениями. Должен отметить, что это весьма ненапряжное для зрения цветовое сочетание, так что в этом плане у меня ощущения были положительные. Свет в салоне достаточно яркий, ровный; у каждого кресла есть и индивидуальная подсветка сверху, включаемая пассажиром отдельно. Из недостатков надо отметить вот что: при крейсерском движении свет не приглушается, а остаётся такой же интенсивности. Это не очень хорошо, т.к. с раннего утра примерно половина пассажиров через полчаса после отправления засыпает в своих креслах и можно свет и притушить. А кому надо больше - так ведь есть инд.подсветка! Большое окно (на 2 ряда) можно прикрыть серой жалюзи, от солнца.

Раздеться можно двумя путями: в центре вагона есть гардероб с вешалками, хорошо видимый почти со всех рядов; а около окон есть вешалки, куда тоже можно повесить куртку. А вверху вы видите стоп-кран. Он ещё есть и в тамбурах. Багажные полки есть поверху рядов кресел, а также место в самом начале пассажирского салона, для массивных сумок с колёсиками. Интересно, что примерно две трети пассажиров пришли в поезд минут за пять-десять-пятнадцать до отправления. Наверное, специфика такого скоростного поезда.

Посмотрим теперь в сторону выхода. Впереди - переход в другой вагон, немного виден его интерьер и переходная "гармошка". Справа у стены - места для габаритного багажа; наверху - ЖК-дисплей, правее - полупрозрачный дисплей с параметрами рейса (время, дата, скорость, температура за бортом). Слева стоп-кран.

Кресла. Тут надо сказать вот что: сами кресла - немного пошире и расстояние между рядами немного побольше, чем между рядами самолётных "эконом-классов". Конечно, можно плюнуть на это, но в плане комфорта лишние 10-15 см ширины этих расстояний очень даже играют роль. В частности, я смог проходить на своё кресло у окна прямо, не скрючиваясь, как в эконом-классе CZA, когда крайний раз пару месяцев назад летел из Хельсинки в Прагу. Ну и от соседнего пассажира расстояние побольше, тоже хорошо. Наверное, эти размерения поближе к самолётному бизнес-классу - т.е. сравнивать "Сапсан" с эконом-классом самолёта не вполне корректно. Грешным делом, я даже подумал, что если бы у самолётчиков за цену эконома были такие кресельные габариты, то я бы немного терпимей относился к банкам шпрот-авиамуравейникам.
Из минусов должен отметить, что РЖД выбрало, видимо, самый дешёвый синтетический вариант обивки - во всяком случае, мне это заметно. На DB обивка явно покачественней.
Кресла откидываются как-то весьма хитро, "сьезжая" ложементом вниз. Сложно обьяснить методику "на пальцах", это надо видеть.

Ещё о недостатках. Вот посмотрите внимательно на то, что перед креслом. В австрийском Rail Jet, скажем, внизу сделан большой удобный "карман", куда можно засунуть газеты, книги, небольшую ёмкость с водой-соком, какую-нибудь плоскую вещь. Тут этого, увы, нет - девственно плоская поверхность. Карман же находится наверху, и он маленький . Это намного менее удобно! Также я обратил внимание на пластиковые "подножники". Они настолько хлипко выглядят, что я сразу же подумал, что реальный русский пассажир его быстро сломает. Сел какой-нибудь солидный бизнес-дядька, насосался пивом перед сладкой дрёмой в поездке, надавил посильней - и капец этой подставочке. А вот у австрийцев и немцев основа металлическая, а не пластиковая. Я считаю, это не продумано.
И ещё одно существенное замечание. Урн для мусора только две, в концах вагона. А ведь можно было бы сделать маленькие лоточки для мусора в междукресельном расстоянии, сзади ложементов (австрийцы), или периодически в межрядном пространстве, где сменяется направленность кресел (немцы). А так получается, что мелкий мусор деть некуда, и приходится всё время вставать и идти выкидывать.

В маленьком кармашке лежат две вещи - буклет для пассажиров со схемами Москвы/Питера/транспорта, всякими телефонами; и разовые наушники в упаковке для радио- и видео- каналов.

Пульт управления радио- видео- каналами находится в междукресельном расстоянии; нужно просто вставить штекер в гнездо "своей" стороны. Однако практически вопрос это у них тоже не продуман: никому непонятно, что там в четырех выборах радиоканалов (даже пока и проводникам), видеоканал транслирует синхронный звук с верхними жк-дисплеями, но там пока что гоняют в основном ролики с "Сапсаном", пошаговые обьяснения по покупке электронных билетов на сайте РЖД, и только в середине пути транслировали какой-то фильм (честно, я его не смотрел). Да и два из четырёх радиоканалов весьма хрипят. Настраивайте, ребята, свою аппаратуру получше. Ведь и по этому параметру вас будут оценивать.

Общий интерьер вагона в движении; сейчас жк-дисплеи работают.
Заполняемость состава. В моём вагоне (№7) она была примерно 30%, а вот в соседнем, шестом - около 75-80%. С чём связана такая разница, даже не знаю. Может, билеты так продают. Но, думаю, вечерние рейсы, особенно на выходные, будут заполнены полностью.

Из хорошего. Откидывающийся столик очень прочный и основательный, тут можно без проблем размещать и тяжелые полуторалитровые "гранаты" с жидкостями, и много чего ещё. Это мне очень понравилось. Да и вообще, просто здорово, что нет этих авиаограничений на жидкости, которые меня реально бесят. Бери с собой соки, воды, какие надо, еду, и я даже в пути на радостях отхлебнул из своей фляги с коньяком пару раз. Что касается охраны и сопровождения, то поезд сопровождают как менты с оружием, так и неприметные охранники в штатском (вторых я приметил дважды - взгляд намётан). То есть, если вдруг захочешь конкретно нажраться и покуражить, думаю, это будет весьма чревато. Да и имидж поезда РЖД прямо заинтересовано блюсти.
Плюсом является также то, что положение столика не меняется, если пассажир впереди меняет положение кресла.

Однако самый колоссальный недостаток, который будет сильно влиять на заполняемость состава в непиковые дни и интервалы - это отсутствие во 2-м классе индивидуальных розеток. Их только две на вагон. Я посмотрел, что ведь в 1-м классе это реализовано вполне нормально. Так почему же не сделать во 2-м? Думаю, такая мера бы напрочь выбила бы козыри у любителей дюралюминиевых летающих шпротных банок. Сидишь и работаешь себе на ноуте. Или заряжаешь мобилу. Или играешь себе в игрушку какую-нить. Или КПК юзаешь. Зря РЖД этот вопрос не продумало...
С другой стороны, есть резервы для конкуренции и дальнейшего совершенствования.

Немного о ходе поезда. Сразу отмечу приятное - плавность хода мне очень понравилась. Чудесно трогается, плавно замедляет ход, не дёргает. Равно как и звукоизоляция вагонов - она достаточно хороша. Вполне тихо, только вагон немного "поёт", еле слышно. Однако на кривых на большой скорости прижимает вбок. Это было мною отмечено в начале пути, под Тосно, и раз в середине пути. Потом таких мест не было.
Над проходом сделан полупрозрачный монитор, где выводится текущая сменяемая информация о параметрах рейса - дата, время, рейс, вагон; температура за бортом; скорость. Их два, на концах вагона. Информация сменяется на двух языках: первый английский, второй - русский. Я подумал, что удобней было бы сделать мониторы постоянные, а не сменяемые. Например, чтобы всё время, а не периодически, было видно скорость. Ведь место размещения вполне позволяет это.

Сдвоенные био-туалеты находятся в конце каждого вагона (тут - слева по ходу, за прозрачной дверью).

Умывальник. Целиком туалет снять не получилось, т.к. нужна очень большая широкоугольность.

Температура за бортом во время нашего рейса всё время менялась. Если из Питера мы выехали при -12, то в Тосно было уже -15, в Любани -19, а за Чудово - ниже -25. После Чудово состав набрал скорость и в какой-то момент я увидел такое сочетание скорости и температуры. Да, это реальная Россия, а не какой-нибудь Прованс или Нижняя Саксония, где подобного практически нет. Мне стало любопытно - а как с герметизацией состава при таком экстремальном сочетании? Я вышел в тамбур, подошёл к двери, провёл ладонью по сочленениям. Но не сквозило нисколько, и температура была практически такая же, как и в пассажирском салоне. Так что герметизация довольно качественная. Посмотрим, как будет дальше с этим делом...

О реальной скорости движения. Сразу хочу сказать, что заявленные 250 км/ч - это чистый маркетинг, типа "ёмкости винчестера". Состав такой скорости не достигал ни разу . Максимальная скорость была на участке Чудово - Бологое и составила 223 км/ч. Однако, с другой стороны, поезд примерно 80% протяжения пути стабильно держал крейсерскую 200 км/ч - у предшественников "Сапсана" реальная средняя скорость была намного ниже, примерно 150-175 км/ч. Бологое поезд прошёл на 125 км/ч, Тверь - на 109 км/ч, Чудово - на 155 км/ч. Затем быстро и плавно набирал скорость снова до своих крейсерских 200.

После прохождения Чудово я решил протестировать вагон-бистро (№5) и испить тамошнего кофе. Вагон разделён на три части - сначала купе управления, потом стойки и бар; потом сидячая зона.
- Доброе утро! Сколько у вас стоит кофе?
- 60 рублей.
- А чай?
- Тоже столько же.
- А почему ничего нигде не написано? Винная карта вот есть, а где чайно-кофейная?
- (зашуганно) Ой, извините... пока такого нет...
- Ладно... Налейте, мне, барышня, кофейку.
Наливает, забираю. Кладу камеру на стойку. Из купе управления выглядывает бородатый мент с кобурой наперевес, смотрит на меня, потом скрывается обратно в купе. Тут подходят ещё две проводнички. Разговорились.
- Как, девчата, волнуетесь, да?
- Ага... у нас это только второй рейс... вообще...
- Скажите, а вот прямо на своё место я могу заказать кофия?
- Ну... наверное (смущаются, не знаю сами точно)
- А как?
- (неуверенно) Наверное, с вашим проводником поговорить...
- Хм. Ладно, узнаю.
Поговорили, вроде они постепенно заулыбались. Вот только на моё предложение коллективно сфотографировать их на память сразу засмущались. Ну ладно, я не стал настаивать.

Кофе среднее - ну, где-то уровня "Идеальной чашки". Но не поганое, вполне нормально. Уровень венских кофеен требовать было бы глупо, это я понимаю. А вот что хотелось бы, так это фарфоровых кружечек с символикой состава. А не этих безликих интернациональных бумажных. И прозрачных разовых бездушных ложечек. Динамичный Век Эффективных Менеджеров тм...

Заглянем ещё в сидячую зону вагона-бистро, за стойками бара.

Перед Тверью стало светать, а за ней - и совсем рассвело. Вот вам зарево восхода солнца близ станции Клин.

Фото в "за окно" на скорости 200 км/ч. Всё сливается в белую полосу.

В районе Крюково "Сапсан" сбрасывает скорость до 170 км/ч, и при ярком рассветном зимнем солнце камера уже успевает фокусироваться.

А вот и Останкинская Игла. Тут ещё сбросили скорость: идём 95 км/ч.

Несколько снимков сделал камрад observer_8 , который встречал меня - за что ему большое спасибо. Поэтому привожу его снимки прибытия моего рейса №151 в Москву.

Табло с прибытием рейса.

Прибытие "Сапсана" на Ленинградский вокзал. Настоящая ляпота, яркое солнце и морозец!

Вагоны "Сапсана".

А это снова мой снимок: голова "Сапсана" у тупика. Мой рейс окончен.

Вот ещё хороший пост от камрада af1461 , с которым мы в субботу пересеклись в районе близ Бологое на суммарной скорости примерно 420 км/ч - он ехал в Питер, а я в Москву.

Общие итоги : рейс прошёл очень приятно, мягко и плавно. В 5:25 я вышел из дому (а мог и попозже), прибыл на метро к поезду с резервом в полчаса, в 10:30 был в центре Москвы. Никаких регистраций, куч пересадок до аэропортов, досмотров, проверок, ограничений, промежуточных этапов. Свой коньяк в пути и питерский "Байкал" в сумке. В общем, после запуска "Сапсана" самая мысль об авиаперелёте в столицу кажется мне абсурдной - сия добровольная мастурбация теперь будет пригодна в основном для закоренелых авиафилов.

Ну и конечно, я рад, что несмотря на различные проблемы, реальное скоростное сообщение в стабильном режиме "несколько раз в день" наконец установлено. К перманентному злорадству я не склонен, как некоторые, и успехам радуюсь. Я помню ещё грандиозную аферу ельцинской эпохи "РАО ВСМ" и колоссальные средства, ушедшие неизвестно куда. И грандиозную яму у Московского вокзала. Теперь - получилось.
Понятное дело, что их (железнодорожников) можно критиковать и за перерасходы средств, и за откаты-попилы, и за то, и за сё, и за пятое, и за десятое. И вот я много недочётов нарыл. И ещё нарою, наверное. Посмотрим дальше, не будет ли сильно наглеть РЖД с тарифной политикой. Однако не могу не признать, что сделано реальное дело. И - этот факт я уважаю. Не сотрясение воздуха и маркетинговый пердёж, а именно реальное дело .
Теперь - надо совершенствовать начатое.

* * *
Ну и на закуску, ролик.

«Сапсан» - это современный высокоскоростной электропоезд производства немецкой компании Siemens. Был приобретён «РЖД» и начал эксплуатироваться в 2009 году. Подобное название дали поезду в России, а в первоисточнике название звучит как Velaro RUS. Можно упомянуть ещё то, что «Сапсан» за время своей службы сподвиг на создание блога и страницы в твиттере.

Откуда произошло название поезда «Сапсан»

Назван поезд был в честь сокола-сапсана: охотясь, он может развивать скорость до 322 км/ч. Даже для семейства Соколиных это является большой редкостью. Это название как нельзя лучше подходит для самого быстрого поезда России.

Технические характеристики

«Сапсан» имеет ряд отличий от других поездов семейства Velaro:

  • воздухозаборники, вынесенные на крышу;
  • может работать при сверхнизкой температуре;
  • салон объемнее своего европейского аналога на 30 м.

Длина «Сапсана»-составляет 250 м, количество вагонов 10.

Вагоны отлично кондиционируют, а проходы широкие и при выходе не создаётся давка. В поезде отличная шумоизоляция - это значит, что отдыху пассажиров в комфортабельных креслах ничто не помешает.

Максимальная скорость «Сапсана»

Максимальна скорость, которую может развивать «Сапсан», 350 км/ч . Притом что допустимый скоростной показатель на железных дорогах России - 200 км/ч. И только на Мистинском мосту позволяется увеличить скорость до 250 км/ч. На маршруте Москва-Нижний Новгород, от Петушков до станции Вязники допустимо ускорятся только до 160 км/ч. В день «Сапсан» совершает по 6 рейсов туда и обратно.

Длительность поездки

Рейсы Москва-Санкт-Петербург поезд Сапсан проходит от 3 часов 40 минут до 4 часов 10 минут . Всё зависит от количества остановок в пути. Протяженность по маршруту Москва-Нижний Новгород занимает 3 часа 55 минут.

Различия Эконом и Бизнес-класса

Сперва следует заострить внимание на ценовом показателе. Стоимость билета в экономклассе варьируется в пределах 2 406 - 3 600 рублей, а поездка в бизнес-классе обойдется на порядок дороже - 4 750 - 6 680 рублей.

Перечень услуг , предоставляемых пассажирам бизнес-класса и различия с экономклассом;

  • Бизнес-класс предоставляет абсолютно бесплатный WI-FI, в то время как пассажирам экономкласса придется за него заплатить.
  • Каждое сиденье в бизнес-классе оснащено розеткой, а в экономклассе можно довольствоваться только двумя на весь вагон.
  • Для бизнес-класса предоставляется ряд услуг: свежая пресса, гигиенический набор, горячий обед, одна порция алкоголя, чай, свежий кофе, множество напитков, различных игрушек и развлечений для детей. В экономклассе всё это отсутствует.

Происшествия за время работы поезда Сапсан

Сапсан способен развивать огромную скорость и, конечно же, случались несчастные случаи . Не зря в некоторых СМИ его прозвали Белой смертью. Одними из главных причин происшествий стали отсутствие переходов через железнодорожные пути и высокая скорость. Из-за бесшумного передвижения, по сравнению с другими поездами, пешеходы не всегда могли вовремя заметить его приближение.

Но во многих случаях причиной становилась обычная человеческая невнимательность и нарушение правил пересечения путей. За первый год работы поезда погибло порядка 20 человек. Даже с учетом проведенных мер по безопасности в 2010-2011 гг. Что включало: строительство заборов вдоль железнодорожных отводов, оснащение настилов специальным сигнальным оборудованием, патрулирование охраной опасных участков. На сегодняшний день процент несчастных случаев крайне велик.

Что представляет из себя Вагон-бистро?

Несмотря на непродолжительность поездки, многие пассажиры могут проголодаться . Именно с этой целью был создан вагон-бистро. Размещен он в центре поезда, в вагоне № 5. Здесь можно полноценно отдохнуть и расслабиться за чашкой чая или кофе, принять в небольшом количестве алкогольные и прохладительные напитки. А также, для легкого перекуса, имеются в наличии различные горячие блюда, закуски и десерты. Любителям трапезничать под любование красивыми картинами, можно разместиться поближе к окну. Вагон оборудован десятью столами возле окна каждый. Если вы не намерены задерживаться и пришли просто перекусить, то для есть две барных стойки.

Пассажиры с проблемами здоровья или просто не желающие покидать свои места, всегда могут попросить сотрудников Сапсана купить и принести им еду или напитки.

Главным достоинством скоростного экспресса Сапсан для пассажиров являются: скорость, бесшумность и комфорт . Несмотря на большой показатель трагических случаев, связанных с его передвижением, он на пике популярности. В целом можно сказать, что высокоскоростной поезд "Сапсан" - это один из самых быстрых и удобных вариантов, для перемещения из одного города в другой.

Скоростной поезд «Сапсан» (Россия) - подробное описание, расписание, остановки по пути, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Что это: хищная птица из семейства соколиных и ультраскоростной поезд, соединяющий столицу нашей страны с туманным Питером? Разумеется, речь идет о «Сапсане», который с 2009 г. курсирует между первопрестольной и северной столицей.

Скорости, которую развивают составы «Сапсана», могут позавидовать многие европейские поезда, что и немудрено: авторство хищной железнодорожной птицы принадлежит знаменитой компании Siemens. Да и сам выбор имени тоже становится понятным, ведь сапсан - самая быстрая птица в мире.

«Сапсан» способен развивать скорость до 350 км/ч, однако в связи с правилами и техникой безопасности пока что передвигаться по российским железным дорогам быстрее 250 км/ч ему не разрешено. В дальнейшем планируется увеличить скорость на отдельных участках до лихих 330 км/ч. И, кстати, несмотря на свое европейское происхождение, заточен «Сапсан» исключительно на Россию. К примеру, поезд способен работать при температуре до -50 °C, а его салон шире почти на 30 см. Что, конечно же, связано с более широкой железнодорожной колеей.

Как правило, все «Сапсаны» состоят из 10 вагонов, способных разместить 506 пассажиров. (Хотя в последнее время между Питером и Москвой все чаще курсируют сдвоенные поезда.) Традиционно «Сапсан» включает один вагон первого класса, один вагон бизнес-класса, 7 вагонов эконом и один вагон-бистро.

Благодаря современным шумоизолирующим материалам, а также мягкому напольному покрытию, эти поезда, увы, не подарят любителям железнодорожной романтики томные минуты наедине с «тыдых-тыдых»: внутри состава очень тихо.

Но поговорим подробнее собственно о месте размещения пассажира - то бишь о его кресле. Все они имеют регулируемые спинки, опоры для ног, лампу для чтения, откидные столики и подлокотники. Первый и бизнес-класс могут похвастать кожаной обивкой, в экономе - ткань, не менее комфортная, к слову. Вокруг - приятные пастельные тона стен и панорамные окна с солнцезащитными шторами. Рисовать зимой узоры на запотевшем стекле не удастся: они специально обогреваются циркулирующим теплым воздухом. А вот летом никто не будет погибать от духоты - комфортный климат в вагонах поддерживается с помощью электронной климатической системы. Летом и зимой температура держится в районе отметки +22 °C.

Свои вещи можно разместить как над сиденьем, где находится багажная полка для небольших сумок, так и в специальном багажном отсеке, что есть у каждого вагона. Из дополнительных фишек: аппарат для чистки обуви в 3 вагонах, пеленальный столик в туалете 6-го вагона и туалет для пассажиров с ограниченной подвижностью в середине поезда. И, конечно же, вагон-бистро, который находится в центральной части поезда. Здесь можно перекусить стоя за барным столиком или присесть за один из 10 столов.

«Сапсан» выполняет семь ежедневных рейсов из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Стоимость проезда зависит от времени года, сезонности и класса проезда.

Лучшие направления для путешествий на поезде

Все статьи о железнодорожных турах на «Тонкостях»

  • По России: из Москвы и из Санкт-Петербурга , в Северную столицу , в Анапу , в Казань , на Черное море
  • Австрия: Вена
  • Прибалтика : Латвия (Рига), Эстония (Таллин)

Что такое «Сапсан»? Многие тут же поправят: не что, а кто, мол, это птица такая. Хищная, сродни соколам и ястребам. И окажутся неправы, потому что в статье речь пойдет о принципиально новом скоростном поезде. Точнее, электропоезде самого последнего поколения. Ходит он по маршруту Санкт-Петербург - Москва, и уже довольно долгое время радует своих пассажиров не только высочайшим уровнем комфорта, но и скоростью доставки до пункта. Сапсан стоит того, чтобы о нем поговорить особенно.

Немного из истории рождения Сапсана

В 2009г. на сайте РЖД появилось объявление о запуске нового транспорта. Тогда маршрут Сапсана предполагался только из Питера в Москву, а первые рейсы являлись своего рода экспериментом.

Началось все еще в 2005 году, когда президент РФ В.В. Путин и бывший тогда канцлером Германии Герхарт Шрёдер лично проконтролировали подписание между руководителями нашей железной дороги и немецкой фирмы Siemens соглашение о совместной разработке и дальнейшем производстве принципиально новых скоростных поездов на электрической тяге. Изначально предполагалось, что 60 машин произведут в России. Но после того как руководство РЖД сменилось, количество будущих Сапсанов урезали до 8. Было изменено и место выпуска.

Первоначальный маршрут, рассчитанный на максимально быстрое передвижение СПб - Москва, потом предполагалось значительно расширить. Согласно проекту, такие же электропоезда должны были ввести до Нижнего Новгорода, Казани, Самары, а дальше - на линиях сообщения между Новосибирском, Омском и Красноярском. Многое осталось в планах.


Впервые современный красавец отправился в рейс в конце 2009 года, 17 декабря. Это был пробный запуск, и он оправдал себя. Маршрут до сих пор остается коммерческим, но спрос на него не угасает. Уже с 18 декабря того же года билет на Сапсан мог приобрести каждый желающий, движение стало регулярным.

Сначала было только 3 поезда. Наверняка пассажиры, часто ездящие между столицами, помнят их номера: 151/152, 155/156, 165/166. С апреля 2010 года количество машин увеличили еще на 2 (159/160, 161/162).

Билеты на поезд Сапсан расходились очень быстро, даже несмотря на то, что их цена примерно в 2 раза выше, чем на обычный. Именно поэтому было решено расширить маршруты, и появились скоростные электропоезда, обращающиеся между Москвой и Нижним Новгородом, а также между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом (их потом сняли).

Важно! Сейчас нумерация изменилась, и все Сапсаны получили номера, начиная с 700!

Сегодня регулярно по маршруту Москва - Санкт-Петербург и обратно ходят 7 Сапсанов, но есть и дополнительные поезда. Все они отлично справляются с поставленной задачей, поражая пассажиров не только высоким комфортом, но и практически бесшумной, плавной ходьбой. Здесь вы не услышите привычного «чух-чух» колес, не пошатнетесь от неожиданного толчка. Купить билет на Сапсан можно как по интернету, так и непосредственно в кассе. При покупке учитывайте некоторые тонкости. Стоимость билетов зависит от сезона, от того, какой класс вагона вы предпочтете и еще от ряда факторов. Но о них чуть ниже.

Сапсан - максимально комфортный транспорт, который доставит вас от Питера до Москвы за очень короткое время (около 4 часов, что более чем в 2 раза быстрее обычного поезда). Он рассчитан на разные классы обслуживания, но независимо от того, выберите ли вы бизнес вагон или простой, сервис будет на высоком уровне.

Как и любой другой, поезд Сапсан имеет вагон-ресторан. Однако посещать его не потребуется. Даже в эконом-классе вам обязательно предложат что-нибудь перекусить или же поесть основательно. И хотя подается еда примерно так же, как и в самолете, она не бесплатна. В Сапсане кормят, но за заказ вам придется заплатить, и суммы довольно значительные (например, чашечка кофе и небольшое пирожное обойдутся приблизительно в 150 рублей). Поэтому, если с вами едут дети, а платить за еду не особо хочется, целесообразно взять что-нибудь с собой.

Чем Сапсан отличается от других поездов?

Что делает эту машину с красивым птичьим именем такой популярной?

Что ж, попробуем разложить все по полочкам. Так же, как и багаж пассажиров, которые пользуются услугами этого электропоезда.

  1. Скорость. На самом деле, быстрее, чем на этом чуде современной техники вы добраться из северной столицы в официальную (или наоборот) не сможете. Время в пути составит не более 4 часов. А благодаря современному шумоподавлению, в вагонах очень тихо и не нужно напрягаться и кричать при разговоре.
  2. Сервис. Классы обслуживания на Сапсане ничем не отличаются от всех других: бизнес-класс, эконом-класс и туристический. Конечно, различия есть, но комфортно в любом из них. Сервис полностью соответствует европейскому стандарту, а вагоны мы подробнее опишем чуть ниже.
  3. Скидки и акции. В отличие от обычных поездов, этот красавец не предоставляет много возможностей, чтобы купить дешевые билеты на Сапсан. Но некоторые варианты все-таки есть. Вы можете получить скидку, если приобретете билеты на Сапсан туда и обратно. Также существует проездной. Он выгоден для тех, кто регулярно путешествует из Москвы до Питера или наоборот.

Остановимся теперь подробнее на вагонах. Уже при первом взгляде становится понятно, что поезд современный. Внешне он выглядит как гоночный болид: округлые, устремленные вперед формы, белый цвет и российский триколор. Вагон внутри ничуть не хуже. Он вызывает ассоциации с самолетом: просторно, такие же кресла с откидными спинками. И все же, есть значительные отличия.

  1. Вагоны эконом-класса. Довольно просторные, оформленные в приятной сине-белой гамме. В каждом ряду - по 4 кресла, расположенных попарно, между которыми широкий проход. Места в Сапсане довольно удобные, но вытянуть ноги не получится. В первых двух рядах есть возможность ехать в одиночестве: это подробно покажет схема вагона. Кресла покрыты тканным материалом, в салоне очень мягкое, не бьющее по глазам освещение. Во всех Сапсанах установлены небольшие телевизоры, их несколько, поэтому каждому пассажиру будет удобно смотреть. Тут есть еще одна особенность. Звука с экрана вы не услышите, но в подлокотники вставляются наушники. Их стоимость уже включена в билет. И, как в самолете, спинка впереди стоящего кресла может легко трансформироваться в столик. В ее кармашке разнообразная печатная продукция. Уровень комфорта соответствует европейскому, поэтому целесообразно забронировать билет на Сапсан заранее. Лучше всего это сделать по интернету, на сайте, который поддерживает российская железная дорога. Там же вы всегда можете узнать и расписание движения, а также стоимость билета на Сапсан.
  2. Вагоны бизнес-класса. Тут все по-другому. Самое главное отличие - меньше народу. Оно и понятно: билеты на экспресс и так не дешевы, а в бизнес-класс стоят гораздо дороже. Кресла по ширине не особо отличаются. А вот материал отделки другой - искусственная кожа. Для кого-то это может показаться больше неудобством: скользко, есть вероятность сползания. Но есть и большой плюс: бесплатная еда. Если в экономе придется покупать все, что предлагает меню, то тут цена блюд уже включена. Заказать билет на Сапсан в бизнес-класс можно и за день до отправления, они есть практически всегда.
  3. Туристические вагоны (класс обслуживания 2 с). Это обычные вагоны с сидячими местами. Они идут без дополнительных услуг, питание не предусмотрено. Если вы выберете такой вариант, то билеты в Москву, а также обратно, обойдутся значительно дешевле. В любом случае, поездка на Сапсане - это самый быстрый и самый комфортный выбор, даже, если не включено питание и дополнительное обслуживание.

Вообще, скоростной поезда Сапсан не зря носит гордое имя самой быстрой хищной птицы. Он разгоняется до 230 км/ч. Вокзал, с которого машина отправляется в Санкт-Петербурге - Московский.

Станции остановки:

  • Чудово;
  • Окуловка;
  • Угловка;
  • Бологое;
  • Вышний Волочек;
  • Тверь;
  • Москва (Ленинградский вокзал)

Вы можете путешествовать не только традиционным маршрутом из одной столицы в другую, но и, например, до Вышнего Волочка или Твери. Тарифы необходимо узнать в кассе, или онлайн. Через интернет имеет смысл посмотреть и расположение вагонов, и лучшие варианты мест для вас. Эта информация всегда есть на сайте.

Специальные места для специальных путешественников

Скоростной Сапсан рассчитан на самые разные категории пассажиров. Например, в вагонах 10 (20) конструкцией предусмотрен повышенный комфорт. Сюда жд билеты могут приобрести те, кто ценят личное пространство и не любят тесноту.

В вагонах типа «экономический+» больше розеток для подзарядки мобильников, чем в обычных (тоже 10, 20 вагоны в сдвоенных составах). В 6 (16) вагоне имеются места для пассажиров с ограниченными возможностями. Он оборудован специальными пандусами и имеет более широкие проходы, а также очень надежные современные крепления для инвалидных колясок. В туалете находится столик для пеленания маленьких детей, что может быть очень полезно для семей с младенцами.

Есть вагон-бистро (5, 15), а также купе-переговорочная (1, 11)

Сапсан и дети

Маленькие пассажиры - особая категория граждан, о которых разработчики поезда позаботились дополнительно. Детский билет на Сапсан идет со значительными скидками до 5-летнего возраста в сопровождении. В вагоне 10 (20) предусмотрено отдельное место для взрослого в возрасте до года, имеется выдвижной пеленальный столик.

Акции и льготы на детей, как и в обычных поездах. Вы можете оформить билет в детскую зону на специализированных вокзалах Сапсана, а также в центральных кассах РЖД. Предусмотрена возможность перевозки детей в возрасте от 10 до 14 лет без сопровождения. Правда, это возможно только для Сапсанов «Санкт-Петербург - Москва - Санкт-Петербург».

Каждому ребенку дают маленький плед и возрастную печатную продукцию. Проверить наличие билетов Сапсан, заказать и купить их вы можете на специализированных интернет-ресурсах. Перевозки осуществляются ежедневно. Посадка производится с перронов, предназначенных для этого поезда.

Самый важный вопрос: цена

Пора поговорить о ценах на Сапсан. «Птичка» стоит не дешево, но это заслуженно. Время в пути составит около 4 часов, а если вы выберете, например, маршрут «Тверь - Санкт-Петербург», расписание которого можно увидеть в интернете, то и еще быстрее.

Отправление из Москвы начинается в 5.40 и осуществляется до 19.40. Поезда из Питера отправляются примерно в то же время, навстречу московским. Если вы хотите знать, с какого вокзала они уходят, то в Москве это Ленинградский, в Санкт-Петербурге - Московский. Расписание поездов Сапсан для Москвы:

  • 5.40 (752),
  • 7.30 (754),
  • 7.40 (сдвоенный состав, 756),
  • 9.30 (758),
  • 9.40 (760),
  • 15.30 (770),
  • 15.40 (772),
  • 19.30 (778),
  • 19.40 (сдвоенный состав, 780).

Для Санкт-Петербурга:

  • 5.30 (751),
  • 7.00 (753),
  • 7.10 (сдвоенный состав, 755),
  • 13.00 (765),
  • 13.10 (767),
  • 15.00 (769),
  • 15.10 (771),
  • 19.00 (сдвоенный состав, 777),
  • 19.10 (779).

Ну вот, теперь, когда вы знаете, с какого вокзала в Москве отправляется Сапсан, какие типы вагонов и классы обслуживания в нем есть, а также, на какой вокзал прибывает Сапсан, можно перейти и к самому важному вопросу. Касаться он будет стоимости и скидок.

Сколько стоит билет на Сапсан?

Сумма зависит от многих факторов: время года, сезон, наполняемость и тип вагонов, тарификация. В среднем цена билета до Москвы начинается от:

  • 472р (на ребенка до 10 лет),
  • 1032р (на пенсионера от 60 лет),
  • 1935р (для взрослого на двух смежных креслах),
  • 1161р (туда-обратно).

Это специальные тарифы. Обычный билет на взрослого обойдется около 7000р. Теперь вы знаете, сколько стоит Сапсан до Питера или обратно (стоимость одинаковая).

До промежуточных станций будет дешевле. Стоимость Сапсана до Твери равняется примерно 3000, если ехать из Москвы, а из Питера - приблизительно 5500.

Есть и дополнительные бонусы. Электронная карта Сапсан позволяет платить со значительными скидками. Имеется и специальный проездной, оформляемый на месяц. О нем узнать подробно можно в кассах вокзалов.

Поезд популярный. Поезд комфортабельный и практически бесшумный. Поэтому, при наличии обычных маршрутов между столицами (которые в среднем занимают около 10 часов), скидки на Сапсан практически отсутствуют. За удобство и скорость придется заплатить.

Кабина может располагаться как в голове состава, так и в хвосте, это зависит от формирования. Карта расположения мест и вагонов предоставлена в интернете, поэтому вы всегда можете выбрать нужное. Поезд имеет высокие характеристики как обслуживания, так и движения. Этим он заслужил народную любовь.

Прибытие в Москву осуществляется примерно через 4 часа после начала пути (и наоборот). Поезд приходит на Ленинградский вокзал, доехав до Павелецкого, вы можете пересесть до аэроэкспресса в Домодедово, если это необходимо.

Все необходимое можно узнать о Сапсане онлайн. Это современный выбор для тех, кто хочет попасть в нужную столицу быстрее и комфортнее. Поезд полностью оправдывает свое гордое имя - Сапсан!

Птицы – особый вид теплокровных животных, отличающийся телом, покрытым перьями и, как правило, передними конечностями в форме крыльев. Эта особенность позволяет птицам перемещаться в различных средах: летать, бегать по земле, плавать, развивая при этом скорости, непосильные многим другим видам животных.

Самый быстрый из водоплавающих птиц пингвин на поверхности воды плавает медленно, как утка. Но при подводном плавании он развивает скорость 36 км/час, взмахивая ластообразными крыльями и опуская и ежеминутно выныривая из воды для вдоха воздуха. Чемпион мира по плаванию среди людей плавает в 6 раз медленнее пингвина, а самые быстрые в мире боевые корабли способны развить скорость 47 узлов (87 км/час), опережая пингвинов лишь в 2,4 раза.

Топ самых быстрых птиц по скорости полета – перемещения:

  • Сокол Сапсан – 322 км /час
  • Беркут – 300 км /час
  • Иглохвостый стриж – 170 км/час
  • Фрегаты 153 км/час
  • Шпорцевый гусь 142 км/час
  • Средний Крохаль 129 км/час
  • Страус – 70 км/час, рекорд 92 км/час
  • Пингвин плавает как утка, а под водой 36 км/час

В тех районах Земли, где высокая скорость передвижения по ней является жизненной необходимостью (Африка, Австралия, Восточная Азия), обитают страусы ростом до 2,5 м и массой тела до 0,15 тн, мощные конечности которых позволяют перемещаться шагами до 5 м со скоростью 70 км/час. Знаменитый кениец Ноа Нгени, пробежавший 1000 м за 2 мин. 11,96 сек., в соревновании со страусом отстал бы от него на 1 мин. 20 сек.

Наиболее впечатляющие рекорды птицы ставят при воздушных полетах. В этом виде перемещения чемпионом в пикирующем полете является сокол сапсан, обитающий на всех, кроме Антарктиды, континентах Земли. Далеко не каждый автомобиль может сравниться с сапсаном, развивающим скорость 90 м/сек., т.е. 322 км/час. Из живых существ соперничать с ним может только черный стриж, в 2 раза медленнее летающий в пикирующем полете, но опережающий сокола в горизонтальном полете.

Хищная птица беркут , обитающая в горах и лесах 4-х континентов (Азии, Европы, Северной Америки и Европы) считается самой опасной из семейства ястребиных. Беркут охотится не только на птиц, зайцев и грызунов, но и на рогатый скот (телят, косуль, оленей и овец), несмотря на то, что его длина не превышает 0,95 м, а вес 6,5 кг. Размах крыльев беркута достигает 2,2 м, скорость пикирующего полета 300 км/час, что сравнимо с самым быстрым соколом сапсаном. С древних времен беркут, как отличный охотник, пользуется почтением человека.

Очень интересное видео о ОРЛАХ!

Иглохвостый стриж обитает в дуплах лесных деревьев Азии, включая южную часть Сибири и Дальнего Востока. Его рацион при небольших размерах и весе собственного тела (длина до 0,2 м, вес до 0,14 кг) составляют насекомые. Поэтому иглохвостому стрижу не требуется большая скорость пикирующего полета, для него более важна скорость горизонтального полета, составляющая самую большую скорость из всех птиц в мире 170 км/час при размахе крыльев до 0,55 м.

Все 5 видов рода птиц фрегат обитают в тропиках и субтропиках в районах с водоемами, над которыми они длительное время проводят в парящем полете, высматривая свою добычу. Основными объектами охоты фрегата являются летучие рыбы и рыба, добытая другими водными птицами, которую фрегаты у них отбирают. Такой метод охоты доступен фрегатам, благодаря их физическим данным: крупному телу длиной до 1,14 м, весу до 1,6 кг размаху узких крыльев до 2,44 м и большой скорости полета 153 км/час, которая по абсолютному показателю занимает 4-е место в мире, а по скорости горизонтального полета – второе.

Крупный по размерам шпорцевый гусь длиной до 1,15 м и весом до 10 кг распространен на берегах водоемов южнее пустыни Сахара. Его рацион достаточно разнообразен и включает растительную пищу (прибрежную и водную), насекомых (термитов, жуков, гусениц) и мелкую рыбу. Такой пищи для удовлетворения потребностей крупной птицы требуется много, собирать ее приходится с обширной территории, для облета которой шпорцевый гусь снабжен крыльями размахом до 2 м и развивает скорость полета 142 км/час, незначительно отставая от фрегата по этому показателю.

Водоплавающая птица средний крохаль , имеющая небольшие размеры (длина до 0,62 м, вес до 1,4 кг), обитает на покрытых густой травой приморских берегах Северной Азии, Европы и Америки. Средний крохаль питается водными растениями, насекомыми, червями, ракообразными, земноводными, но основной его пищей являются мелкая рыба, для ловли которой он способен нырять на 0,5 минуты на глубину до 30 м. Добыча мелкой пищи также требует способности быстро перемещаться, при размахе крыльев до 0,86 м средний крохаль развивает скорость полета 129 км/час, замыкая по этому показателю пятерку самых быстролетающих в мире птиц.


Высокая пикирующая скорость сокола Сапсан развилась в связи с его методикой охоты: планирование высоко в небе для обнаружения жертвы, пикирование к ней на максимальной скорости для нанесения мощного удара прижатыми к туловищу конечностями. Таким ударом сокол способен отсечь голову жертвы, например, утки или голубя, несмотря на то, что его размер сравним с размером вороны.

Несмотря на большую продолжительность жизни, сохранение в течение всей жизни способности размножаться и легкую приспособляемость к любой среде проживания от жарких тропиков до арктического холода, сапсан, в результате применения пестицидов и других веществ, загрязняющих атмосферу, превратился в редкую птицу, занесенную в Красную книгу. В восточных штатах США и во многих странах Европы сапсаны исчезли, в западных штатах США их популяция сократилась на 90%. Применяемые с 1970-х годов экологические программы позволили постепенно восстанавливать популяцию сокола. В РФ она достигла 3 тыс. пар, создан питомник в заповеднике Галичья Гора. В США сапсаны размножаются в гнездах на небоскребах и соборах. В Канаде и Германии устроены вольеры для выращивания молодняка. В Англии функционирует Королевское общество защиты сапсанов и других птиц.

Сапсан среди соколов является крупной птицей длиной до 0,5 м, размахом крыльев до 1,2 м, весом самки до 1,5 кг, самца в 2 раза меньше. Будучи активным хищником, сапсан обладает твердыми мышцами, широкой грудью, острыми когтями, большими глазами и серпообразным клювом с зубцами для перекусывания шеи жертвы.

В группу семейства соколиных с сапсаном входят кречет, балобан, лаггар, соколы мексиканский и средиземноморский, эволюционное расхождение между ними началось миллионы лет назад. При скрещивании в вольерах сапсана с другими представителями этой группы потомство приобретает качества обоих родителей. Например, потомок сапсана и сокола средиземноморского приобретает выносливость сокола средиземноморского и охотничий инстинкт сапсана.

Научное название сапсана на европейских языках происходит от латинского слова falco (загнутый серпообразно) и peregrinus (странствующий) – Falco peregrinus или peregrine falcon (английский), . faucon pèlerin (французский), falco pellegrino (итальянский), wanderfalke (немецкий), pilgrimsfalk (шведский). Русское название «сапсан» предположительно произошло от калмыцкого (настоящий сокол).


Места обитания сапсана чаще всего малодоступны для человека (скалы берегов водоемов и гор, обрывы горных рек, моховые болота), реже на крышах городских церквей и многоэтажных сооружений. Сапсаны чаще остаются зимовать в постоянном месте обитания или вблизи него, но в условиях арктического климата способны перелетать на очень большие расстояния. Свою территорию сапсаны тщательно охраняют, вытесняя из нее даже залетающих орлов и человека. Гнезда располагают вблизи водоемов, в расщелинах скал, на кочках болот, в дуплах деревьев, иногда захватывают гнезда на деревьях, свитые воронами, коршунами и другими хищными птицами, в городах на колокольнях, дымовых трубах, карнизах высотных зданий. Самка откладывает яйца в конце апреля или начале мая, насиживают яйца и самка, и самец более месяца. После рождения птенцов самец добывает пищу, а самка обогревает потомство. В 1,5-месячном возрасте птенцы начинают летать.

В рацион пищи сапсана входят птицы, небольшие млекопитающие, насекомые и земноводные (воробьи, голуби, утки, скворцы, летучие мыши, зайцы, белки, суслики). Добытую жертву сапсан поднимает высоко к месту гнездовья.

С древних времен в Монголии, Китае, на Ближнем Востоке человек использовал сапсанов для соколиной охоты. Египетского бога солнца изображали в виде диска с соколиными крыльями или человека с соловьиной головой. В Европе сокол начал использоваться для охоты только в III в. элитой общества. Начиная со средних веков до XIX века коронование английских королей сопровождалось дарением им пары сапсанов. В России соколиную охоту сделали популярной кочевники-хазары. Позднее изображение сапсана появилось в центре герба башкирского города Кумертау, российских городов Сокола и Суздаля. Символика сапсана широко используется многими странами: в названии мотоцикла, самолета-истребителя и космического аппарата в Японии, названии скоростного электропоезда компании Siemens, изображение на памятной монете штата США Айдахо.

Сапсан, как абсолютный чемпион по скорости пикирующего полета, привлекает внимание человека на всем протяжении его истории.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода