Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сегментные единицы речевого потока. Фраза

Введение

Раздел предмета «Сценическая речь» - логика сценической речи - развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте роли, рассказа, лекции, помогает определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя.

Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет словесного действия, - он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли.

Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть определить место и длительность логических пауз, определить главное ударное слово, отметить второстепенные и третьестепенные ударения. Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.

Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.

М.О. Кнебель, рассказывая о работе Станиславского с учениками в его студии, свидетельствует, что в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи - расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и т.д. Она говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом».

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

" - люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;

например: Томление / и зной / усиливались.

после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже -- стоящих в середине или конце предложения).

например: Со школьных лет / я чувствовал красоту русского языка, / его силу / и плотность.

Разъединительная логическая пауза ставится между предложениями, если они не развивают непосредственно мысль друг друга.

например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать за дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить; как добор воздуха.

Психологическая пауза - вводится в текст актером в процессе работы над ролью, на письме может быть обозначена многоточием. Эта пауза всецело относится к области словесного действия.

например: Я никого не люблю и… уже не полюблю.

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

например: Жена его… впрочем они были совершенно довольны друг другом.

Речевой такт

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт - понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "речевой такт" в других словарях:

    Речевой такт. Синтагма (речевой такт) отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Связать? … Википедия

    речевой такт

    фонетическая синтагма (или речевой такт) - Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей. – Как обрадовали ее / слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Единица ритмико интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово … Словарь лингвистических терминов

"Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз" К.С. Станиславский.

Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречается люфтпаузы (пауза для добора воздуха) и, наконец, паузы.

Обозначим паузы так:

` - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

| - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

|| - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

||| - еще более длительная соединиельно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме.

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания:

а). между группой подлежащего и группой сказуемого (кроме подлежащего выраженного местоимением):

Лиза | вбежала в дом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

б). между подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами "и", "да", перед разделительным союзом "или" и др.:

Лиза |пошла к себе,| слушая привычный кашель матери | и тяжелый храп выпившего отца. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

в). после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - в середине или в конце предложения):

Каждое утро | гость исчезал из дому | и появлялся только поздним вечером,| голодный и усталый. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

г). перед обстоятельствами:

Бабушка | лежала на подушках,| в том доме. (О. Бергольц "Дневные звезды")

Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение.

Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения - отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений:

Вырванная из школы болезнью матери; | ждала сначала возвращения в класс, | потом - свидания с подружками, | потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, |потом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути, разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается:

И зевнул. Длинно, равнодушно, с завыванием. Лиза, кусая губы, метнулась вниз, больно ударилась коленкой и вылетела во двор, с силой хлопнув дверью. ||| (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Дополнительная пауза перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить - люфтпауза. Помогает уточнению и зависит полностью от намерений и задач исполнителя.

Мой дом был цел,| но каким он стал таким` маленьким! (О. Бергольц "Дневные звезды")

Фраза может члениться на речевые такты, или синтагмы . Речевой такт (или фонетическая синтагма ) - это отрезок речи, составляющий фразу, объединенный особой интонацией, тактовым (синтагматическим) ударением и заключенный между двумя не столь длительными паузами, по сравнению с межфразовыми паузами.

Знаком («одна вертикальная черта») обозначаются границы речевых тактов.

Фраза может состоять как из одного речевого такта, так и из нескольких.

Например , фраза Шел жидкий снежок состоит из одного такта.

Фраза пушинки его мерно летали за окном также состоит из одного речевого такта.

Во фразе же а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках можно выделить разное количество тактов:

    а ветви акации у тротуара выделено 4 такта;

    а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках выделено 3 такта.

Членение речевого потока на фразы и речевые такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.

Сравните два высказывания, смысл которых определяется членением речевого потока на такты.

Надо учиться │ работать │ и отдыхать

Надо учиться работать │ и отдыхать

Как испугали её │ слова брата

Как испугали её слова │ брата

2.3. Фонетическое слово

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова.

В состав фонетического слова могут входить безударные слова.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой . Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы:

на ̮ горé

ко ̮ мнé;

проклитики сестрá и ̮ брáт

сказáл чтобы ̮ пришлú

не ̮ знáю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой . Энклитиками бывают обычно односложные частицы:

скажú ̮ ка

энклитики óн ̮ же

придёт ̮ ли

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: нá ̮ спину, пóд ̮ руки, úз ̮ лесу, бéз ̮ вести, нé ̮ было.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

Например , фраза В ̮ ту ̮ же нóчь │ ширóкая лóдка │ отчáлила от ̮ гостúницы состоит из 3 речевых тактов, каждый из которых состоит из 2 фонетических слов.

Таким образом, фонетическое слово может включать в себя два и более лексических слов.

Шёл жúдкий снежóк пушúнки егó мéрно летáли за ̮ окнóм а ̮ вéтви акáции у ̮ тротуáра лéтом темнúвшие óкна Турбиных всё бóлее обвисáли в ̮ своúх снéжных гребешкáх (М.Булгаков)

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт - понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.

  • - Если вы посмотрите в ноты -- любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями...

    Музыкальный словарь

  • Политология. Словарь.

  • - I чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом. II в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4/4...

    Большая Советская энциклопедия

  • - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом...

    Современная энциклопедия

  • - единица музыкального метра. Структура такта отражается в размере. 1-я доля такта - сильная...

    Современная энциклопедия

  • - специфическая форма и единица музыкального метра. В соответствии с типами метра различают простые, сложные, смешанные такты. 1-я доля такта - сильная...
  • - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом...

    Большой энциклопедический словарь

  • - элементарная, минимальная единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней, образуют дискурс...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - 1) Французское – takt . Немецкое – Takt . В русском языке слово «» в значении музыкального термина употребляется с XIX в. и заимствовано из западноевропейских языков, скорее всего, из французского или немецкого...

    Этимологический словарь русского языка Семенова

  • - Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - в такт нареч. качеств.-обстоят. 1. В соответствии с ритмом; ритмично. 2. Употребляется как несогласованное определение...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - чему. В соответствии с ритмом чего-либо. Оркестр начинает громкую пьесу, солидный старец берёт деревянные колотушки и начинает в такт и не в такт стучать по литаврам...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - чему. Разг. В соответствии с ритмом чего-л. ФСРЯ, 471...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 абатутта в соответствии с ритмом ровно...

    Словарь синонимов

"речевой такт" в книгах

47. Такт

Из книги Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий автора Ильин Иван Александрович

47. Такт Жизнь - искусство; а всякое искусство призвано создавать гармонию. Существует и социальная гармония; искусство подготовить ее, создать и сохранить называется «тактом».Но что такое такт, не знает никто. Ибо тот, кто им обладает, пользуется им почти бессознательно,

Такт

Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер Ллуэллин

Такт Словарь определяет такт как «быстрое или интуитивное понимание того, что правильно, подходит для данного случая или соответствует нормам; четкое представление, чего делать не следует, особенно что могло бы оскорбить или обеспокоить; искусство поддерживать

Такт

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Такт Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) – обозначает, чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. В понятии Т. много условного, зависящего от обстоятельств времени и места. Чувство Т. – отчасти прирожденное или унаследованное, отчасти

Такт (в музыке)

БСЭ

Такт (в музыке) Такт в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4 /4 ; = 1 /2) проставляется в начале нотоносца и при каждой перемене размера. Границы Т. обозначаются в нотах вертикальными линиями (тактовыми чертами). Подробно о Т. см. в статье Метр в

Такт (чувство меры)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Такт (чувство меры) Такт (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus - прикосновение, осязание, чувство), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.

Такт. Тактичность

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Такт. Тактичность См. также «Вежливость», «Манеры. Воспитанность. Этикет» Такт - это умение не говорить того, что думают все. NN Такт - это способность хранить молчание, чтобы собеседник лучше понял свою промашку. Корнелия Скиннер Такт - это искусство заставить других

Такт

Из книги Сталинские методы управления. Как стать вождем своей компании автора Молотов Сергей

Такт Сталин никогда не говорил: «Я живу в особняке, а вы – в подвале, но потерпите, мы построим коммунизм, и тогда всем будет хорошо, у вас тоже появится собственный особняк». Ничего подобного. Он поддерживал имидж человека, полностью погруженного в свою работу, облеченного

1. Такт - лучшее лекарство

Из книги Из воспоминаний сельского ветеринара автора Хэрриот Джеймс

1. Такт - лучшее лекарство - Мастика эта, - сказал мистер Пикерсгилл. - Ну прямо спасу от нее никакого нет!Я кивнул, соглашаясь, что упорный мастит у его коров - достаточная причина для тревоги, а сам подумал, что другие фермеры обошлись бы местным термином «опухание»,

17.3. Педагогический такт

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

17.3. Педагогический такт Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с учениками. Педагогический такт - это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого

Такт и терпение

автора Щербатых Юрий Викторович

Такт и терпение

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Такт и терпение В отношениях супругов в браке очень важны терпение и желание восстановить пошатнувшиеся отношения. Если жена замечает, что муж снизил половую активность, ей ни в коем случае не стоит обвинять его в начинающейся импотенции или тут же заводить любовника

Политкорректность и такт: почувствуйте разницу

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Политкорректность и такт: почувствуйте разницу Думаете, это где-то там, далеко, и к нам не относится? Ошибаетесь. Просто страны Запада немного нас опередили в плане толерантности. Но если ступить на сей путь, то мы догоним «цивилизованный мир» в рекордные сроки. Ведь

Такт прощания

Из книги Литературная Газета 6393 (№ 46 2012) автора Литературная Газета

Такт прощания Такт прощания А НАМ ПРИСЛАЛИ Всякий раз, когда умирает известный актёр или звезда шоу-бизнеса, возникает чувство неловкости от того, как телевидение подаёт эту "новость", собирая на ней рейтинг. Нарочно драматизируется биография, мучают друзей, знакомых и

От воспитателей требуется такт и благоразумие

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

От воспитателей требуется такт и благоразумие СЦ 9,161:816. Нужно приложить намного большие старания, чтобы обучить людей принципам санитарной реформы. Следует организовать школы по обучению методам и способам приготовления здоровой пищи и учить этому искусству, переходя

Правило № 20 В такт

Из книги Как стать мастером общения? 49 простых правил автора Рвачева Елена

Правило № 20 В такт «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы» (Д. Леббок, английский писатель-моралист). Чтобы играть с собеседником в такт, нужно научиться тактичности. Немаловажным правилом поведения

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода