Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рассказ по иллюстрации природа и человек. Рассказы о природе русских писателей

Разделы: Литература

Обучающая цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему (слайд 2).

Воспитательная цель: Доказать учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема. Вызвать у учащихся чувство бережливости к природе.

Оформление:

1. Презентация урока (Приложение 1 ) ;

2. Выставка книг;

3. Стенд “Природа глазами детей”;

4. Картины художников-пейзажистов.

Ход урока

Эпиграфы (слайд 3):

“Любить природу – значит любить Родину”

(М.Пришвин)

“Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя”

(Ч.Айтматов)

“Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.”

(Ф.Тютчев)

Слово учителя с элементами беседы:

Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы.

К.Урманов “Тайны в природе”

Это сибирский писатель, который 70 лет не уставал смотреть на чарующие картины сибирского края.

Когда читаешь книгу Урманова, то сколько дивных картин откроется твоим глазам – от “березы в алмазах”, которая наполнила “юным восторгом” седого писателя-природолюба, до алой зари над тихим озерком, где по утрам водяные лилии раскрывают свои белые чашечки с золотой сердцевиной.

А сколько новых друзей обретешь ты среди пернатых – водоплавающих, певчих – обитателей лесов и лугов не только в книгах Урманова, но и в рассказах М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского.

Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.

О природе пишут, поют, картины природы изображают на полотнах художники.

Вопрос: Кого Вы знаете из художников-пейзажистов?

(Используются картины с изображением пейзажей. Нужно назвать художника).

(слайд 4 – Шишкин И.И.), (слайд 5 – Левитан И.И.), (слайд 6 – Поленов В.Д.)

Вопрос: Какие картины Вы бы нарисовали, слушая стих?

Вопрос: Ребята, прочитайте любимые стихи о красоте природы.

(Ребята читают стихи Тютчева, Фета, Есенина, Мережковского, Пушкина, Баратынского).

Вывод: Разговор о красоте природы можно закончить словами Б.Рябинина (слайд 9) :

Люди, оглянитесь-ка вокруг!
Как природа истинно прекрасна!
Ей нужна забота Ваших рук,
Чтобы красота ее не гасла.

Вопрос: О чем говорят две последние строчки стихотворения?

Вывод: Красота природы зависит от человека.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где природа уничтожается руками человека?

Игорь Северянин (слайд 10)

Что шепчет парк...
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи...
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином...
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: “Вскоре я не буду...
Но я ведь жил – была пора...”
(1923)

Это стихотворение анализирует группа ребят:

  1. Это стихотворение написано в начале 20-го века, в 1923 году. Уже в то время тема человека и природы была очень важной. Чувствуется тревога и боль самого поэта за то, что происходит в отношении людей к окружающей их природе.
  2. Основная мысль стихотворения в том, что человек собственными руками уничтожает парк, прекрасный уголок природы. И стоит задуматься всем живущим на Земле, что, уничтожая природу, мы губим и свою жизнь, так как мы являемся частью природы.

  3. Анализируя это стихотворение, я взял два уровня – графический и фонетический. Стихотворение состоит из 4х строф. Написано двусложным размером – ямбом. Именно такой размер показывает, что здесь нет мелодичности. Строчки звучат резко и отрывисто, как будто стук топора.
  4. Я проанализировал звуковую окраску стихотворения. Много белого цвета дает звук [О]. По видимому, в парке много белоствольных берез, много зеленого цвета – звук [И]. Даже есть

    красный цвет – [А] Ведь парк своей красотой приносит людям радость. Потом все светлые тона сменяются на темные: серый, коричневый, даже черный. Это цвет голой земли и вырубленных деревьев.

    Здесь есть аллитерация – сочетание шипящих и свистящих согласных. Поэт показывает этим художественным приемом, как затихает парк, погибая, то есть умирает.

  5. Я анализировал лексический уровень.
  1. В первой строфе лирический герой говорит о своем душевном состоянии, когда он смотрит на пни, на сломанные ветви:
  • Тоскую смертельно....
  • Трагично – больно мне...
  1. Во второй строфе возникает картина, как когда-то густой и красивый парк уничтожается. Эту мысль передает глагол “редеет”, он повторяется три раза.
  2. Именно в третьей строфе поэт выносит беспощадный приговор человеку, называя его животным на двух ногах. Это метафора. С топором в руках эти “животные” уничтожают парк.
  3. В четвертой строфе с помощью олицетворения поэт показывает последние минуты жизни парка. Слышит последний шепот деревьев: “Вскоре я не буду...”.

В стихотворении мало эпитетов, но есть один “эпитет” - убийственный топор, который подчеркивает основную мысль – человек убивает природу.

Слово учителя:

Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема?

Пришвин “Синий лапоть”, “Лесной хозяин”, “Кладовая солнца”.

Паустовский “Заячьи лапы”, “Мещерская сторона”.

Астафьев “Зачем я убил коростеля”, “Белогрудка”.

Якубовский “В лесной сторожке”.

Группа ребят готовили анализ рассказа “Хвостик” В.Астафьева.

  1. Мы выбрали рассказ Виктора Астафьева “Хвостик”. Астафьев – это наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его воспитывала бабушка. Именно она его научила жить так, “чтобы слышать боль каждого”. Каждого – это не только человека, но и всего живого на Земле: животного, птицы, дерева, полевого цветка, каждой травинки и букашки. У Астафьева есть книга, называется “Затеси”. Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.
  2. Во втором сюжете писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

На берегу мальчик. Он смеётся, заливается, хохочет. Над чем же он смеётся?

И вот картина, над которой смеётся мальчик:

Да, хвостик суслика смешной, похож на ржаной колосок, из которого выбито зерно. По видимому, с голоду пришел суслик на берег крошки подбирать. Его поймали веселые гуляки, которые здесь отдыхали, и засунули в банку. По царапинам на стенках банки видно, что засунули живого. И слова на газете подчеркнуты не карандашом, а кровью зверушки. Какие же зарубки оставил писатель этим рассказом? Много вопросов возникает после этого рассказа. Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеётся, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет? Так Астафьев своими затесями заставляет задуматься и детей и взрослых: Кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем?

Вопрос: Почему природа и человек не существуют раздельно? Докажите.

  • Природа кормит, одевает, поит, обувает человека. Она воспитывает у человека эстетические понятия, нравственные, учит его.

Вопрос: Почему именно сейчас так актуальна стала экологическая проблема?

Докажите фактами (статьи газет, журналов, телепередачи, радиопередачи).

  • Загрязнение водоемов.

Примеры: Иртыш, Ладожское озеро, Байкал, Аральское море, малые реки.

  • Лесные массивы.

Пожары, внеплановые вырубки.

  • Уничтожение редких животных, химическое опыление полей.

Вывод: Вы видите, что природа просит пощады у человека, защиты.

Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где показана экологическая проблема?

Алена Колокольникова (черлакская поэтесса) (слайд 11)

Не разоряйте птичьих гнезд,
Не убивайте пташек малых,
Чтобы вернулся певчий дрозд,
Весною песня не смолкала.
Ты – властелин, о человек!
Пусть даст твое ружье осечку,
Пусть не прольется кровь на снег,
Из берегов пусть выйдет речка.
Природа просит: “Пощади!”
Жестокость будущим чревата,
Задумайся, что впереди?
Не избежать тебе расплаты.
Она умеет все прощать,
Смахнет слезу рукой осины.
Не заставляй её страдать,
Она ведь мать –
Так будь ей сыном.

Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. Алёна Колокольникова не просто просит, а требует:

“не разоряйте....не убивайте...пощадите...”

Последние строчки наполнены любовью и нежностью к природе, как к матери. Мать заботится о своих детях, и дети тоже должны заботиться о своей матери.“Она ведь мать! Так будь ей сыном”. С.Алексеев (слайд 10)

Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!

В этом стихотворении основная мысль в том, что природу нужно беречь, все живое щадить. А человек вовсе не царь природы, а только часть природы. Человек полностью зависит от окружающего мира. Природа дает нам и пищу, и воду, и воздух. Это то, без чего мы, люди, не сможем жить.

Слово учителя:

Человек, вооруженный ружьем и машиной, глухим и жестоким сердцем, ради наживы, может убить лося, охота на которого запрещена, подстрелить утку, после которой останется выводок беспомощных утят, обреченных без матери на гибель.

Может, отправившись в туристический поход, бесчинствовать на природе, оставляя непоправимо разрушительный след на привалах.

Или вооруженный техникой, изломать, искорежить лебедкой одинокое дерево, царственно возвышающееся над округой.

Вывод: А ведь человек – “Бог” природы, как утверждает герой рассказа Александра Иванова “Судья”. Ему в ней жить. Ему её и оберегать.

Эту же мысль можно выразить стихами (слайд 11):

Люди-исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.

Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

Вывод: Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

  • Сожалеть,
  • Сочувствовать,
  • Сострадать,
  • Сопереживать.

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

На последнем этапе урока обращаемся к эпиграфам на доске (слайд 12).

Дети объясняют смысл слов М.Пришвина, Ч.Айтматова и Ф.Тютчева

Итогом урока является вопрос: О чем заставил меня задуматься урок литературы?

Учащиеся отвечают на него письменно.

Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года.

Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Маленькие рассказы, зарисовки и заметки собраны на страницах нашего сайта в небольшой сборник коротких рассказов о природе для детей и школьников.

Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. Небольшие рассказы М. М. Пришвина - это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года. Из книги "Времена года" (избранные зарисовки):

Природа в коротких рассказах К. Д. Ушинского

Педагогический опыт, идеи, цитаты, ставшие основой в воспитании человека передал в своих работах Ушинский Константин Дмитриевич. Его сказки о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.

Рассказы о растениях и животных

Рассказы о временах года

Природа в коротких рассказах К. Г. Паустовского

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского Константина Георгиевича. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.

Природа в коротких рассказах А. Н. Тумбасова

Этюды Тумбасова Анатолия Николаевича о природе представляют собой небольшие эссе каждого времени года. Вместе с автором совершите свое маленькое путешествие в удивительный мир природы.

Времена года в рассказах русских писателей

Небольшие рассказы русских писателей, строки которых неотъемлемо объединяет чувство любви к родной природе.

Весна

Лето

Осень

Зима

Пересказ рассказа требует не только запоминания текста, но и вдумчивости в слова, в содержание рассказа.

Яна Казакова
Конспект занятия «Человек и природа»

Природа и человек .

Цель : объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек-вода , человек-воздух ) условия выживания человека .

Задачи : Воспитывать любовь и бережное отношение к природе , разумно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять Природу . Накопление знаний о живой и неживой природе , взаимосвязь и взаимодействии всех природных объектов экологии .

Предварительная работа : 1. Рассматривание иллюстраций и беседа с детьми.

2. Проведение опыта с водой (грязная или чистая вода) .

Ход работы:

1. Рассказ-беседа.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что я вам принесла! На этой картине изображена природа , которая нас окружает. Знаете ли вы, что такое природа ?

Природа – это то , что нас окружает : солнце, цветы, растения, животные.

А как вы думаете, человек относится к природе ? Является ли ее частью? Почему?

Варианты детей.

Воспитатель : Да, правильно, относится. Человека тоже создала природа .

Она бывает живой и неживой природой . А, как вы думаете, что относится к неживой природе ?

Дети : солнце, вода

Воспитатель : А,что относится к живой природе ?

Дети : животные, растения и т. д.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете какие условия необходимы для жизни живой природы ?

Дети : Варианты (нам нужен воздух, вода) .

Воспитатель : Для чего нужен нам воздух?

Дети : Для того, чтобы дышать.

Воспитатель : Для того, чтобы все люди были здоровыми, какой нужен воздух?

Дети : Чистый.

Воспитатель : Например, в нашей комнате много пыли и поэтому воздух не чистый. А для того, чтобы он был чистым, нужно проветривать комнату, делать влажную уборку. А как вы думаете, кто загрязняет воздух? Воздух, ребята, загрязняет заводы (показывает иллюстрации, т. к. они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют воздух машины, которые выпускают из выхлопных труб выхлопные газы.

Воспитатель : А зачем растениям и животным нужен чистый воздух?

Дети : Чтобы дышать.

Воспитатель : А чем опасен загрязненный воздух?

Дети : Опасен тем, что им трудно дышать.

Воспитатель : А где самый чистый воздух?

Дети : В лесу, на море, в горах.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, без чего не может прожить человек ?

Дети : Без воды и воздуха.

Воспитатель : Для чего человеку нужна вода ? А зачем ее пьют?

Дети : Воды пьют, потому что без воды прожить нельзя.

Воспитатель : Ребята, а какую воду считают чистой?

Дети : Чистая воды - прозрачная, нет неприятного запаха, неприятного вкуса.

Воспитатель : Иногда нам кажется, что вода чистая, например, в ручье, озере.

Но пить ее нельзя, она может быть опасной для здоровья, а иногда и для жизни. Она загрязнена. А кто ее загрязняет?

Дети : Люди.

Воспитатель : Многие бросают в мусор воду, заводы сливают отходы. В водопровод вода поступает из реки, но и эту воду можно пить, только кипяченую, потому что в этой воде все равно остаются вредные вещества и микробы.

2. Физкультурная минутка : Игра «Лягушки и цапля» .

Вот с насиженной гнилушки

В воду прыгнули лягушки.

Будут квакать : «Ква-ке-ке» .

Будет дождик по реке.

Воспитатель : А теперь мы с вами проведем опыт. Наливаем в одну банку чистую воду, а в другую грязную воду. Процеживаем через ситечко грязную воду – видите, вода все равно грязная. Вот такую воду можно увидеть в реке, озере и как плохо в такой воде рыбам, растениям и другим обитателям. Они могут погибнуть.

Воспитатель : У каждого из нас дома есть водопровод. И мы с вами каждый день умываемся, моем посуду, пьем воду, но все равно воду нужно экономить. Как?

Дети : Закрывать кран.

Воспитатель : Чтобы все водоемы оставались чистыми, не нужно загрязнять воду, надо охранять реки и озёра. Потому нужно научить всех не загрязнять, беречь воду.

3. После рассказа – беседы воспитатель задает вопросы детям :

1. Что будет с нами, если не будет воды? Почему?

2. Зачем человеку нужна вода ?

3. Почему нельзя пить воду из реки, озера и т. д. ?

4. Что нужно делать чтобы воздух стал чистым?

Публикации по теме:

Экологический стенд. Пропаганда экологической этики. Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Интерактивная игра «Человек и природа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 91.

Цель: обобщить знания детей об охране природы, о взаимосвязи человека и природы; ; учить выражать свои эмоции при выполнении заданий; развивать.

Конспект итогового занятия в классе предшкольной подготовки «Человек против мозга» Конспект итогового занятия в классе предшкольной подготовки игра «Человек против мозга" Цели: закрепить счет в прямом и обратном порядке.

Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы.

Конспект занятия «Я в мире человек» для подготовительной группы Цель: - формировать представление о себе как о человеке; Задачи: --Познакомить детей с разными проявлениями эмоций. Учить детей различать.

«Чистая поэзия» - так можно назвать рассказы Пришвина. Каждое слово, написанное им, - это намек на то, чего не увидишь поверхностным взглядом. Пришвина нужно не просто читать, им нужно наслаждаться, пытаться уловить тонкий смысл кажущихся простыми фраз. Назидания? Здесь они ни к чему, автор прекрасно это понимает. Особое внимание к каждой мелочи - вот, что действительно важно, вот чему учат рассказы Пришвина.

Отдельного внимания заслуживают рассказы Пришвина о животных. Кажется, вся флора и фауна средней полосы России заключена в них! Лишь два произведения - «Гости» и «Лисичкин хлеб», и столько названий: ворона, трясогузка, журавль, цапля, землеройка, лисица, гадюка, шмель, овсянка, гусь… Но и этого мало писателю, каждый житель леса и болот у него имеет свой особенный характер, свои повадки и привычки, голос и даже походку. Животные предстают перед нами как умные и сообразительные сушества ("Синий лапоть", "Изобретатель"), они могут не только мыслить, но и говорить ("Курица на столбах", "Ужасная встреча"). Интересно, что относится это не только к зверям, но и к растениям: шепот леса едва приметен в рассказе «Шепот в лесу», в «Золотом луге» одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются рано поутру, а гриб прокладывает себе дорогу из-под листвы в «Силаче».

Часто рассказы Пришвина повествуют нам о том, как равнодушны бывают люди ко всей красоте, находящейся рядом с ними. Чем чище и богаче духовно человек, тем больше ему открыты, тем больше он сможет увидеть в ней. Так почему мы забываем об этой простой мудрости сегодня? И когда мы это осознаем? Не будет ли уже поздно? Кто знает…

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода