Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Преподобный Петр Афонский. Первый Святогорец

Преподобный Петр Афонский, родом грек, служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом. Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца . Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо при этом растаяло, словно воск. Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим. Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра святой Петр ушел в Рим. Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество.

На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа громко сказал: "Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самаре из темницы, приди ко мне". Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе. Потом он с благословением отпустил святого Петра туда, куда Бог соблаговолит его направить.

Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой.

Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней - Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе. Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.

В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения. Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: "Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду". Услышав имя Матери Божией, бес исчез.

Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному. Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему Небесную манну. С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.

Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление. Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками. С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе - Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе: "Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут".

Житие преподобного Петра Афонского

Пре-по-доб-ный Петр Афон-ский, ро-дом грек, слу-жил во-е-во-дой в им-пе-ра-тор-ских вой-сках и жил в Кон-стан-ти-но-по-ле. В 667 го-ду во вре-мя вой-ны с си-рий-ца-ми свя-той Петр был взят в плен и за-клю-чен в кре-по-сти го-ро-да Са-ма-ры на ре-ке Ев-фра-те.

Дол-гое вре-мя он то-мил-ся в тем-ни-це и раз-мыш-лял о том, за ка-кие гре-хи под-верг-ся на-ка-за-нию Бо-жию. Свя-той Петр вспом-нил, что од-на-жды имел на-ме-ре-ние оста-вить мир и уй-ти в мо-на-стырь, но так и не ис-пол-нил его. Он стал со-блю-дать в тем-ни-це стро-гий пост, усерд-но мо-лить-ся и про-сил у свя-ти-те-ля Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца за-ступ-ни-че-ства пе-ред Бо-гом. Свя-ти-тель Ни-ко-лай явил-ся свя-то-му Пет-ру во сне и дал со-вет при-зы-вать на по-мощь свя-то-го Си-мео-на Бо-го-при-им-ца. Укреп-ляя уз-ни-ка в тер-пе-нии и на-деж-де, свя-ти-тель еще раз яв-лял-ся ему во сне. В тре-тий раз он явил-ся вме-сте со свя-тым Си-мео-ном Бо-го-при-им-цем на-яву. Свя-той Си-ме-он кос-нул-ся жез-лом це-пей свя-то-го Пет-ра, и же-ле-зо при этом рас-та-я-ло, слов-но воск. Две-ри тем-ни-цы рас-кры-лись, и свя-той Петр вы-шел на сво-бо-ду. Свя-той Си-ме-он Бо-го-при-и-мец стал неви-дим, а свя-ти-тель Ни-ко-лай про-во-дил свя-то-го Пет-ра до гра-ни-цы гре-че-ской зем-ли. На-пом-нив об обе-те, Свя-ти-тель Ни-ко-лай так-же стал неви-дим. Для при-ня-тия ино-че-ско-го об-ра-за при гроб-ни-це апо-сто-ла Пет-ра свя-той Петр ушел в Свя-ти-тель Ни-ко-лай не оста-вил его без сво-ей по-мо-щи: он явил-ся во сне Рим-ско-му па-пе и рас-ска-зал об об-сто-я-тель-ствах осво-бож-де-ния свя-то-го Пет-ра из пле-на, на-ка-зав па-пе по-стричь быв-ше-го уз-ни-ка в мо-на-ше-ство.

На сле-ду-ю-щий день, при мно-го-люд-ном сте-че-нии на-ро-да во вре-мя бо-го-слу-же-ния, па-па гром-ко ска-зал: "Петр, при-шед-ший из гре-че-ской зем-ли, ко-то-ро-го свя-ти-тель Ни-ко-лай осво-бо-дил в Са-ма-ре из тем-ни-цы, при-ди ко мне". Свя-той Петр пред-стал пе-ред па-пой, ко-то-рый по-стриг его в мо-на-ше-ство при гроб-ни-це апо-сто-ла Пет-ра. Па-па учил свя-то-го Пет-ра пра-ви-лам ино-че-ской жиз-ни и дер-жал ино-ка при се-бе. По-том он с бла-го-сло-ве-ни-ем от-пу-стил свя-то-го Пет-ра ту-да, ку-да Бог со-бла-го-во-лит его на-пра-вить.

Свя-той Петр сел на ко-рабль, плыв-ший на во-сток. Ко-ра-бель-щи-ки, во вре-мя оста-нов-ки схо-див-шие на бе-рег, про-си-ли свя-то-го Пет-ра прид-ти по-мо-лить-ся в один дом, где хо-зя-ин и все до-маш-ние ле-жа-ли боль-ные. Свя-той Петр ис-це-лил их сво-ей мо-лит-вой.

Во сне свя-то-му Пет-ру яви-лась Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-ца и ука-за-ла ме-сто, где он дол-жен был жить до кон-ца сво-их дней - Свя-тую Го-ру Афон. Ко-гда ко-рабль про-плы-вал ми-мо Афо-на, то оста-но-вил-ся сам по се-бе. Свя-той Петр по-нял, что в этом ме-сте ему над-ле-жит сой-ти, и со-шел на бе-рег. Это бы-ло в 681 го-ду. Пре-по-доб-ный Петр про-вел в пу-стын-ных ме-стах Свя-той Го-ры, не ви-дя ни-ко-го из лю-дей, 53 го-да. Одеж-да его ис-тле-ла, а во-ло-сы и бо-ро-да от-рос-ли и по-кры-ли те-ло вме-сто одеж-ды.

В пер-вое вре-мя пре-по-доб-ный Петр мно-го-крат-но под-вер-гал-ся бе-сов-ским на-па-де-ни-ям. Ста-ра-ясь при-ну-дить свя-то-го по-ки-нуть пе-ще-ру, бе-сы при-ни-ма-ли вид то во-ору-жен-ных во-и-нов, то сви-ре-пых зве-рей и га-дов, го-то-вых рас-тер-зать от-шель-ни-ка. Но го-ря-чей мо-лит-вой к Бо-гу и Ма-те-ри Бо-жи-ей пре-по-доб-ный Петр по-беж-дал бе-сов-ские на-па-де-ния. То-гда враг стал дей-ство-вать хит-ро-стью. Явив-шись под ви-дом от-ро-ка, по-слан-но-го к нему из род-но-го до-ма, он со сле-за-ми умо-лял пре-по-доб-но-го оста-вить пу-сты-ню и вер-нуть-ся в свой дом. Пре-по-доб-ный про-сле-зил-ся, но без ко-ле-ба-ний от-ве-тил: "Сю-да ме-ня при-вел Гос-подь и Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-ца, без Ее поз-во-ле-ния я от-сю-да не пой-ду". Услы-шав имя Ма-те-ри Бо-жи-ей, бес ис-чез.

Через семь лет бес пред-стал пе-ред пре-по-доб-ным в ви-де свет-ло-го Ан-ге-ла и ска-зал, что Бог по-веле-ва-ет ему ид-ти в мир для про-све-ще-ния и спа-се-ния нуж-дав-ших-ся в его ру-ко-вод-стве лю-дей. Опыт-ный по-движ-ник сно-ва от-ве-тил, что без по-ве-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри не по-кинет пу-сты-ни. Бес ис-чез и боль-ше не смел при-сту-пать к пре-по-доб-но-му. Ма-терь Бо-жия яви-лась пре-по-доб-но-му Пет-ру во сне вме-сте со свя-ти-те-лем Ни-ко-ла-ем и ска-за-ла му-же-ствен-но-му от-шель-ни-ку, что каж-дые 40 дней Ан-гел бу-дет при-но-сить ему небес-ную ман-ну. С то-го вре-ме-ни пре-по-доб-ный Петр 40 дней по-стил-ся, а на со-ро-ко-вой день под-креп-лял-ся небес-ной ман-ной, по-лу-чая кре-пость на даль-ней-шее со-ро-ка-днев-ное воз-дер-жа-ние.

Од-на-жды охот-ник, гнав-ший-ся за оле-нем, уви-дел на-го-го че-ло-ве-ка, об-рос-ше-го во-ло-са-ми и пре-по-я-сан-но-го по чре-с-лам лист-вой. Он ис-пу-гал-ся и бро-сил-ся бе-жать. Пре-по-доб-ный Петр оста-но-вил его и рас-ска-зал о сво-ей жиз-ни. Охот-ник про-сил поз-во-ле-ния остать-ся с ним, но свя-той ото-слал его до-мой. Пре-по-доб-ный Петр дал охот-ни-ку год для са-мо-ис-пы-та-ния и за-пре-тил рас-ска-зы-вать о встре-че с ним.

Через год охот-ник воз-вра-тил-ся с бра-том, одер-жи-мым бе-сом, и дру-ги-ми спут-ни-ка-ми. Ко-гда они во-шли в пе-ще-ру пре-по-доб-но-го Пет-ра, то уви-де-ли, что он уже пре-ста-вил-ся к Бо-гу. Охот-ник с горь-ким пла-чем рас-ска-зал сво-им спут-ни-кам о жиз-ни пре-по-доб-но-го Пет-ра, а его брат, как толь-ко при-кос-нул-ся к те-лу свя-то-го, по-лу-чил ис-це-ле-ние. Пре-по-доб-ный Петр скон-чал-ся в 734 го-ду. Его свя-тые мо-щи на-хо-ди-лись на Афоне в оби-те-ли свя-то-го Кли-мен-та. Во вре-мя ико-но-бор-че-ства они бы-ли со-кры-ты, а в 969 го-ду пе-ре-не-се-ны во Фра-кий-ское се-ле-ние Фо-то-ка-ми. С име-нем пре-по-доб-но-го Пет-ра Афон-ско-го свя-зан свя-щен-ный за-вет Ма-те-ри Бо-жи-ей о сво-ем зем-ном уде-ле - Свя-той Го-ре Афон, ко-то-рый и по-ныне оста-ет-ся в си-ле: "Во Афон-стей Го-ре бу-дет по-кой его, то бо есть жре-бий Мой от Сы-на Мо-е-го и Бо-га, дан-ный Мне, да от-лу-ча-ю-щий-ся мир-ских молв и ем-лю-щий-ся ду-хов-ных по си-ле сво-ей по-дви-гов, ве-рою же и лю-бо-вию от ду-ши при-зы-ва-ю-щий имя Мое, та-мо вре-мен-ное свое жи-тие про-во-дят без пе-ча-ли, и Бо-го-угод-ных ра-ди дел сво-их жизнь веч-ную по-лу-чат: зе-ло бо люб-лю то ме-сто и хо-щу на том умно-жи-ти чин ино-че-ский, и ми-лость Мо-е-го Сы-на и Бо-га иму-щим та-мо ино-че-ство-ва-ти не ра-зо-рит-ся во ве-ки, аще и они со-блю-дут спа-си-тель-ныя за-по-ве-ди; и рас-про-стра-ню их в Го-ре на юг и се-вер, и воз-об-ла-да-ют ею от ми-ра до ми-ра, и имя их во всей под-сол-неч-ной хваль-но со-тво-рю и за-щи-щу тех, иже та-мо тер-пе-лив-но в пост-ни-че-стве под-ви-за-ти-ся бу-дут".

Святой Петр был родом из Царьграда. О имени и звании его родителей нет достоверных исторических сведений, а сам он был одним из схоластиков византийской столицы , и вместе имел чин полководца. Так как он был искусен и опытен в воинском деле, то царь многократно посылал его на войну. В один из таковых походов в пределы великой Сирии, лежащей на границе Вавилона и Финикии, попущением Божиим случилось Петру потерпеть совершенное поражение.

Он со многими другими воинами взят был в плен, и варвары отвели его в одну из сильных в Аравии крепостей, Самару, находящуюся на берегах Евфрата. В Самаре они обложили пленника тяжкими оковами и ввергли в смрадную темницу, под крепкую стражу, запретив к нему всякий вход и таким образом лишив его всякого утешения. Неся столь горькую участь, благоразумный схоластик вместо ропота стал безпрестанно испытывать себя: не был ли он сам причиной такого своего несчастья? - И вспомнил, что когда-то, не один раз, обещал он Богу оставить мир и вся яже в мире и быть иноком, а между тем, и доныне не исполнил своего обещания. Поэтому, вполне сознавая себя достойным своего злополучия, он много и жестоко обвинял себя и, таким образом, с благодарением терпел ниспосланное ему от Бога наказание.

Много уже провел времени Петр Афонский в этом горьком своем заключении и, не чая никаких человеческих средств для освобождения себя, решился просить помощи свыше, у всесильного Бога, могущего освободить его от этих тяжких уз неведомыми судьбами, как извел Он апостола Петра из Иродовой темницы. Вспомнил тогда Петр о великом чудотворце Николае, к которому всегда питал великую веру и любовь и глубоко благоговел пред его чудесами, какие творил святой для всех, с верой призывавших его в своих нуждах. Посему со многими слезами стал он вопиять к скорому помощнику всем сущим в бедах, святителю Николаю.

К теплым своим мольбам святой Петр приложил также и пост, и бдение, так что один раз в продолжение целой седмицы не вкусил никакой пищи. По окончании столь напряженной молитвы узника явился ему во сне великий Николай , скорый помощник всем призывающим его.

Великий Николай заповедал тогда святому Петру иметь терпение в трудах и, приказав ему подкрепиться пищей, стал невидим. После сего Петр еще более усилил подвиги поста и молитвы. Наконец, как бы с торжествующим видом, является блаженному Петру св. чудотворец Николай, уже наяву, и говорит: «Дерзай, брат Петр, и воздай славу Богу: наконец услышал Он наше о тебе моление, и вот великий Симеон, которого я предлагал тебе в помощники в наших к Богу молитвах, пришел освободить тебя от уз.»

Когда Петр взглянул и увидел идущего к себе великого подзаконного праведника, тогда от чудного вида небесного посетителя объял его невольный страх и трепет. Священнолепный старец Симеон имел в руке своей златой жезл и был облечен в полное ветхозаветное архиерейское облачение. Петр показал ему ноги свои, которые были забиты в дерево. Но Богоприимец коснулся жезлом своим оков, и они в мгновение ока распались, как воск от огня. Освободив таким образом Петра от уз, святой Симеон пошел вон из темницы и велел ему следовать за собой, и тотчас же они все трое - святой Николай, Богоприимец Симеон и Петр - оказались идущими вне крепости самарской. Петр от удивления и изумления это совершившееся с ним преславное чудо почитал в мысли своей сновидением.

Уверившись таким образом в истине чудного своего избавления и воздав благодарение Богу и небесным своим ходатаям Симеону и Николаю, Петр начал в точности исполнять свои обеты , данные им Господу Богу во время своего злострадания, - т.е. из Аравии, достигнув пределов греческих, не отправился в свою отчизну, но направил стопы свои прямо в древний Рим. Святитель же Христов Николай, однажды взяв его под свой покров, уже не оставлял своей помощью на всем пути, но, как сострадательный и чадолюбивый отец или как благой детоводитель, руководил его видимо и невидимо и скоро привел в Рим в совершенной безопасности и благополучии.

Пред вшествием Петра в Рим святитель Христов Николай явился во сне папе, которому, держа Петра за руку и указывая на него, рассказал все подробно, причем объявил ему и самое его имя и вместе с тем повелевал ему представляемого им немедленно облечь в иноческий ангельский образ, при гробе святого верховного апостола Петра. Папа, встав от сна, долго размышлял о виденном им ночью. Когда же настало время Литургии, он отправился в церковь. День был воскресный. В числе многих других богомольцев в церковь верховного Апостола пришел и Петр. Папа прилежно рассматривал собравшихся молитвенников, желая узнать человека, виденного им во сне, и лишь только среди множества народа распознал его, тотчас подал ему знак, чтобы он подошел к нему.

Засим папа тотчас же, пред всем народом, облек Петра в иноческий чин . По принятии этого святого образа Петр пробыл у папы несколько времени, слушая душеполезные и спасительные его наставления. А потом папа, следуя открытой ему воле Божией, отпустил его из Рима и напутствовал святительским своим благословением. Итак, святой Петр, испросив себе у отца своего, преблаженного папы, святых молитв и, со своей стороны, пожелав ему вечного спасения и приветствовав весь его клир, вышел из ветхого Рима с усердной молитвой к Богу, да сопровождает Он его всюду всесвятой Своей волей, и скоро явился на берегу моря. Строением Божиим случился тогда корабль, идущий на восток, - и Петр, предавая себя Промыслу Божию, вошел в него. Скоро затем подул попутный ветер, и корабль понесся по своему направлению.

В продолжение плавания Святой Петр восхотел здесь немного уснуть, и лишь только легкий сон смежил его очи, как явилась ему, осияваемая небесной славой, Царица неба и земли и указала, что «для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как Гора Афонская, которую Я прияла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться от мирских забот и смущений, приходили туда и служили там Богу безпрепятственно и спокойно.»

Проснувшись, преподобный мнил еще зреть бывшее ему во сне Божественное видение, а потом, успокоившись немного, от всей души славил и благодарил Бога, сподобившего его видеть Божественное сие чудо. Когда же плыли они против Св. Афонской Горы, корабль их каким-то чудом остановился близ места, называемого ныне Каравастаси, и стал так как вкопанный, и Петр сошел на берег.

Оставшись один на берегу горы, святой Петр принес там прилежную ко Господу Богу молитву, а потом, сотворив знамение честного креста на всем своем теле, начал восходить на гору по некоей узкой, стремнистой тропинке, едва пробитой в страшной густоте леса не стопой человеческой, а дикими зверями, - в намерении найти место, совершенно соответствующее влечениям души своей, то есть во всех отношениях удобное для глубокого безмолвия. С великим трудом и со многим потом восходил он на верх горы. Обозрев многие горы и юдоли, расселины и пропасти афонские, святой нашел наконец одну глубокую и весьма темную пещеру, так как вход в нее загромождался сгустившимися деревьями, но очень удобную для помещения. В этой пещере гнездилось безчисленное множество змей и ядовитых гадов, а еще больше демонов.

Лишь только демоны увидели святого, приближавшегося к их гнездилищу, как восстали против него со всей своей злобой, но он, презирая злобу их, решился водвориться в этом богосозданном убежище, потому что находил его во всем соответствующим святой своей мысли. Итак, призвав многомощное имя Иисуса и Пречистой Его Матери и вооружившись всесильным оружием креста, он дерзновенно вошел в эту пещеру - и все множество бесов и гадов как дым исчезло.

После сего святой, прославляя Христа Бога и Пренепорочную Его Матерь, подвизался в ангельских своих подвигах целых 53 года. В продолжение стольких лет он не видал даже и подобия человеческого. Во все это время пищей служила ему манна, показанная Ангелом; она падала с неба в виде росы, потом сгущалась и делалась подобной меду. А об одежде, о постели, о зданиях и прочих требованиях природы человеческой он не имел и мысли: одеждой для него служила первобытная невинность; о действиях зноя, бурь и холода, одушевляясь пламенной любовью к своему Творцу и Богу и мыслью о будущем воздаянии за все свои страдания, он не безпокоился; ложем была для него земля, а покровом служило ему украшенное звездами небо. Одним словом - он как безплотный жил на земле неземным образом; до того же времени, как показана была ему манна, питался кореньями и пустынными зельями.

Предание

Бог восхотел явить ангельскую жизнь Своего угодника людям и устроил это таким образом. Один охотник, для ловли зверей пришедши на Гору Афонскую, обошел уже много на ней мест и наконец достиг до того места, где святой проводил равноангельскую свою жизнь. Недалеко от пещеры Петровой увидел он одну огромную и красивую лань и при виде такой хорошей добычи, оставив преследование всех других животных, целый день ухищрялся поймать только это прекрасное животное. Лань, как будто кем руководимая, долго избегала преследований ловца и наконец остановилась у самой пещеры святого. Ловец долго гнался по следам ее и теперь, почти уже догнав ее, только было хотел бросить стрелу, как вдруг в правой стороне пещеры увидел некоего человека с предлинной седой бородой, с белыми на главе волосами (покрывавшими до половины тело его) и не имевшего на себе никакой другой одежды, кроме травных листьев.

Святой рассказал ловцу, откуда он сюда пришел, сколько уже времени здесь живет и чем питается, какие претерпел страдания ради небесных утешений, какие имеет утешения в своих скорбях и какие получил залоги вечного блаженства: словом, описал ему подробно всю свою жизнь.

Итак, славя и благодаря Бога, что сподобился видеть такого Его угодника, ловец удалился домой и, живя там, провел весь следующий год по наставлению святого.

По окончании этого года ловец, взяв с собой двух иноков и своего брата, прибыл на Святую Гору. Вышедши на берег Афона, все они отправились к пещере святого Петра. Ловец, имея большую против своих спутников любовь к нему, предупредил своих спутников и достиг пещеры его прежде других, но - какое горе! - он нашел святого уже скончавшимся о Господе; руки его были крестообразно сложены на персях, очи, как следовало, закрыты, и все тело честно лежало на земле.

Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками. И здесь также от святых сих мощей совершились безчисленные чудеса, в радость и утешение пришельцев и туземцев, во славу Единосущной Троицы, в честь и похвалу преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на святоименной Горе Афонской вышечеловечески.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Петра, Анны, Арсения, Стефана, Иоанна, Андрея

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Петра Афонского.

Родом грек, служил в императорских войсках, служил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самарры на реке Ефрате.

Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом. Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо растаяло словно воск. Двери темницы раскрылись, и Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидимым, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим.

Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра Петр ушел в Рим. Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Папе Римскому и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество. На следующий день, при многолюдном стечении народа во время богослужения, Папа громко сказал: «Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самарре из темницы, приди ко мне». Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого правилам иноческой жизни и держал инока при себе. Потом с благословением отпустил святого туда, куда Бог соблаговолит его направить.

Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Петр исцелил их своей молитвой.

Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней - Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе. Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его истлела, волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.

В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный побеждал бесовские нападения. Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: «Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду». Услышав имя Матери Божией, бес исчез.

Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник вновь ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному. Матерь Божия явилась святому Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней ангел будет приносить ему небесную манну. С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплял свои силы небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.

Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать - преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный дал охотнику год для самоиспытаний и запретил рассказывать об их встрече.

Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление.

Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками. С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе - Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе:

«Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: весьма люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут».

На протяжении двух месяцев мы были свидетелями и участниками удивительного события - прихода в Землю Русскую святого великомученика Георгия Победоносца, который прошел своей благодатью по многим городам и епархиям Русской Церкви, собирая сотни тысяч людей к своим многоцелебным мощам.

Одна девочка спросила: «А что такое мощи?» Как объяснить это неверующему человеку? Благодать Божия, божественная энергия, способна собираться в душе человека. Смысл жизни человека - максимально, в меру своих сил обожиться, то есть стяжать благодать Духа Святого Божиего. У разных людей мера разная, но бывают такие облагодатствованные люди, в которых любовь и жажда Бога, и соответственно жизнь по этому устремлению настолько сильны, что благодатью пропитывается не только их тело, но даже одежду и те вещи, которые сопутствовали им при жизни: посох или вериги. Когда наступает момент отшествия угодника Божия в мир иной, то божественная энергия, благодать, сохраняется в нетленных останках его тела - мощах. Более того, именно через них по молитве к святому угоднику Божиему, по вере и почитанию его святых мощей Господь продолжает являть многие и великие чудеса.

Величайшая святыня Афонской Горы, монастыря Ксенофонт посетила пределы нашего Отечества. Абсолютное большинство людей никогда бы не смогли прикоснуться к ней, потому что далеко не каждый человек мужского пола (а для женщин это и вовсе невозможно) доберется до Афонской Горы и монастыря Ксенофонт. Но даже если и доберется... Как-то мы с братией побывали в монастыре, но в такое время, когда было невозможно приложиться к мощам. Получается, что это возможность предоставляется далеко не каждому человеку, но сам великомученик пришел к нам - и это воистину торжество веры православной.

Божией милостью добровольцам и сотрудникам Службы милосердия в Екатеринбурге было благословлено организовать дежурство у святых мощей для поддержания порядка. Впечатления многих добровольцев: «Как будто побывали в паломничестве». Удивительная возможность таким образом послужить святому переполняла душу и радостью, и уверенностью в благодатной помощи и присутствии святого. Совершенно потрясающее богослужение афонским чином с монашеским пением погружало людей в глубокие молитвенные переживания.

Очень хочется пожелать всем христианам, и церковным, и только стремящимся к воцерковлению, не проходить мимо своей жизни и своего счастья, состоящих в удивительной возможности приблизиться к Богу через молитвенное общение с одним из Его величайших угодников, дерзновенно предстоящего у Престола Божия и ходатайствующего за братьев своих, вопиющих к Богу. Хочется пожелать всем не упускать возможности наполнять свою душу Божией благодатью, потому что все это реальное событие, а не организованное общественное мероприятие: к сухому источнику люди не ходят. Сотни тысяч людей готовы были часами стоять в очереди, и в этом особенность природы русского человека, его менталитета. Невозможно представить, чтобы где-то в Европе на жаре, под палящим солнцем люди совершали такие усилия, но русский человек ищет подвига. Пусть хоть малый труд, но он готов потрудиться ради стяжания милости Божией.

Слава Богу за все! И пусть Господь молитвами святого великомученика Георгия Победоносца, являющегося покровителем Русской Земли, образ которого запечатлен в гербе Российской Федерации, сохранит у нас мир и стремление к Богу, к спасению своих душ. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

25 июня святая Церковь молитвенно почитает память преподобного Петра Афонского. Этот дивный святой прожил такую интересную и подвижническую жизнь, что из его жизнеописания можно было бы создать целую книгу!

Петр жил в 7 веке в Византии. Одно время он всерьез подумывал о том, чтобы стать монахом, но потом занялся военной карьерой. То ли сам сделал такой выбор, то ли просто так сложились обстоятельства. Тогда ведь воевали нередко, большую империю нужно было кому-то охранять, и солдат – занятие, достойное настоящего мужчины. Тем более, Петр не был рядовым: его поставили воеводой, командиром.

Началась война с Сирией, и после одного из сражений Петр попал в плен. Поворот судьбы, для военного человека более, чем ожидаемый. Крепкого грека заковали в тяжелые кандалы и отвели в тюрьму на берегу великой реки Евфрат.

Тут бы обозлиться на жизнь, начать роптать на Бога или и вовсе опустить руки – побег-то невозможен! – но Петр поступил иначе. Сидя в камере, он стал размышлять, за что Бог послал ему такое наказание. Он перебрал в памяти всю свою жизнь и все свои мысли и, наконец, вспомнил: когда-то он хотел принять постриг, пойти служить Богу. Хотел – и не сделал. В его руках была возможность потрясающей по глубине жизни – а он выбрал войну. Может быть, хотел свободы – а попал в тесную темную камеру.

От отчаяния Петр заплакал и стал просить Бога освободить его и таким образом дать возможность все-таки стать монахом. Он понимал, что одному выпросить у Господа эту милость не так просто, и молился святителю Николаю, к которому часто обращался за помощью и раньше.

Помимо молитвы Петр наложил на себя пост: сперва ел раз в два – три дня, а потом не брал еды в течение недели. На седьмой день поста Петру в сонном видении явился святитель Николай.

— Так как ты сам был не скор в исполнении Его заповедей, то и Он не хочет скоро освободить тебя от уз, устрояя тебе лучшее для спасения. Однако ты, по уверению милосердого Господа, обнадеживавшего нас, во святом Евангелии словами: «просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам» (Лк.11:9), не ослабевай возносить молитвы и стучать в двери Его благоутробия, чтобы Господь, по Своему милосердию, освободил тебя от уз и отверз для тебя двери темницы. Будь только терпелив в молитве, в ожидании Божией милости, — сказал святитель и велел Петру поесть.

Спустя некоторое время он явился Петру во второй раз и сказал, что молится о нем, но Петру надо попросить молитв еще одного святого – Симеона Богоприимца.

— Симеон праведный имеет великую силу и дерзновение перед Богом, близ престола Которого он предстоит вместе с Пречистой Владычицею Девой Богородицею и святым Предтечею Иоанном, — объяснил святитель.

Петр продолжил молиться так, как сказал ему святой Николай, и через некоторое время святитель вился ему уже не во сне, а наяву, и пришел вместе с праведным Симеоном, который спросил его о данном обете – принять монашество:

— Если обещаешься выполнить это, то можешь беспрепятственно выйти отсюда и идти куда пожелаешь: ни одно из препятствий не может удержать тебя здесь.

Оковы растаяли, дверь в камеру открылась, и Петр вышел наружу. Как и обещал, он не пошел навестить родственников домой, а сразу направился в Рим, чтобы у мощей апостола Петра принять постриг. Перед его прибытием в Рим святитель Николай ночью явился Папе Римскому, рассказал всю историю Петра и велел Папе принять его и совершить постриг.

Наутро Папа отправился в храм и там по слову святителя Николая нашел Петра, совершил постриг при гробнице апостола, некоторое время наставлял в вере и затем по повелению Божию отпустил из Рима.

Петр хотел плыть на Родину, в Грецию, но корабль, на который он сел, остановился в море возле горы Афон. Из видения Петр узнал о том, что ему суждено подвизаться здесь по воле Матери Божией, и сошел с корабля на берег.

Долгое время он провел здесь один, в посте и молитве, терпя многие нападения от бесов и неизменно прогоняя их, призывая Бога и Божию Матерь. Сначала Петр ел плоды, а впоследствии ангел стал приносить ему небесную манну.

Истории о нападениях бесов на Петра можно пересказывать долго, и во всех них у преподобного можно поучиться главным принципам поведения в этой ситуации: он твердо уповал на Бога и Божию Матерь, в первую очередь прибегал к молитве, не терял самообладания и старался максимально трезво смотреть на ситуацию, не поддаваясь соблазнам.

Когда бесы являлись ему в виде диких зверей, понять, что это нечисть, было не так сложно. Потом последовали более тонкие испытания.

Однажды диавол принял вид одного из отроков-слуг Петра, пришел к нему и стал рассказывать, как молился святителю Николаю, чтобы найти любимого начальника, как все домашние соскучились по Петру и как рады будут его видеть. К тому же, на Рожине Петра немало монастырей, так что он сможет подвизаться и там, вблизи от дома.

— К тому же и сам ты рассуди по справедливости: что лучше любит Бог из двух, — отшельничество в пустыне, в ущельях гор, приносящее пользу только для самого отшельника, или житие богоугодного и боговдохновенного мужа, своим учением многих обращающего к Богу и наставляющего на путь спасения, сказал пришелец.

— Сюда привел меня не человек, не ангел, но Сам Бог и Пречистая Богородица и, если не будет от них повеления выйти отсюда, я не покину сего места, — твердо ответил Петр, найдя самую верную точку опоры.

Услышав имя Божие и Богородицы, бес исчез.

Прошло семь лет, и диавол явился Петру в виде ангела, возвещающего, что пришло время ему явиться в мир и наставлять людей.

— Ведь и источник воды, находившийся близ тебя высох, по повелению Божию, чтобы перемерли от безводия все звери, страшившие тебя, — сказал бес.

— Кто я такой — подобный псу смердящему, чтобы ко мне явился архистратиг Господень? – спросил Петр — Да будет тебе известно, — отвечал святой бесу, — я не уйду отсюда до тех пор, пока не укажет мне сего моя Помощница — Пресвятая Богородица и теплый в бедах моих заступник — святитель Николай.

И снова, услышав имя Богородицы и святителя Николая, бес исчез.

После этого преподобному явилась Сама Богородица и сказала, что теперь каждые сорок дней ангел будет приносить Петру небесную манну и таким образом питать его.

В безмолвии и молитве Петр провел 53 года. Все это время он не видел ни одного человека, не имел одежды. Его покровом было небо, постелью – земля. Летом его опалял солнечный зной, зимой ледянил холод, и все это монах терпел ради любви Божией и будущего воздаяния.

Когда же Господь восхотел открыть людям Своего раба, а по Его особому смотрению охотник отправился за дичью на Афон и там встретил Петра. Монах рассказал охотнику о своей жизни.

— Теперь я понял, что посетил меня Господь Твоею милостью: Он сподобил меня узреть тайного Своего угодника — тебя, отец. От сего дня всегда пребуду с тобой, раб Божий, — сказал охотник.

Но Петр не разрешил охотнику остаться с ним и рассказать о встрече и отправил его домой, чтобы тот сначала испытал себя – может ли он отказаться от мяса, сыра, вина, имущества и прежде всего – от общения с женой.

Придя домой, охотник выполнил все, что сказал ему святой.

Через год охотник вернулся на Афон вместе с двумя иноками и нашел преподобного почившим: руки его были сложены крестообразно на груди, очи благообразно закрыты, остальные части тела честно опрятаны. Тогда охотник рассказал своим спутникам то, что знал о Петре, а брат охотника, одержимый бесом, прикоснулся к мощам и получил исцеление.

Охотник и иноки взяли тело преподобного Петра и принесли его в селение. А местный епископ с честью предал преподобного погребению в церкви.

Гора Афон, на которой подвизался преподобный Петр, вскоре привлекла к себе множество монахов и со временем сделалась единственной в мире монашеской республикой.

Молитвами святаго преподобного Петра, помоги нам Господи прожить достойную земную жизнь во спасение своей души!

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода