Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Правила формирования индивидуального рейтинга выпускника лицея (2019). Лицей НИУ ВШЭ (Высшей школы экономики) Где находится лицей ниу вшэ

Лицей НИУ «Высшая школа экономики»

Совместно с московским международным форумом «Город образования» , который пройдёт 7 - 9 сентября в Москве в 75 павильоне ВДНХ, Newtonew публикует серию материалов про образовательные учреждения, которые наиболее продуктивно объединяются с городскими ресурсами.

Лицей НИУ ВШЭ - яркое и вдохновляющее явление в системе российского школьного образования. Лицей является одной из ведущих школ в стране, занимает 2 место в рейтинге лучших школ Москвы и 10 место в рейтинге лучших школ России. Это школа, в которой учатся только старшеклассники. Приём в неё осуществляется на конкурсной основе, как в вуз, - абитуриенты пишут мотивационное эссе, проходят собеседование, включающее комплексное тестирование.

Образовательных направлений в школе восемь: «Экономика и социальные науки», «Экономика и математика», «Юриспруденция», «Гуманитарные науки», «Математика, информатика и инженерия», «Дизайн», «Востоковедение» и «Психология». В процессе обучения лицеисты могут перейти с одного направления на другое, если поймут, что их интересы изменились.

Что касается самого образовательного процесса, то здесь тоже всё «по-взрослому». Каждый лицеист самостоятельно составляет индивидуальный учебный план, где есть обязательные для всех предметы, а также вариативная часть. В школе организовано большое количество факультативов, которые ученики посещают по желанию.

Одна из основных задач лицея - предоставление старшекласснику пространства свободы и выбора своей образовательной траектории, возможности примерить на себя профессиональную роль, выбрать, чем действительно хочется заниматься в будущем.

Такой подход к приёму и выпуску учеников оправдывает себя - хотя лицей НИУ ВШЭ существует лишь с 2013 года, он уже входит в число лучших школ страны.

В списке 500 лучших школ страны лицей находится на десятом месте; среди школ социально-экономического и социально-гуманитарного профилей он занимает первое место, а среди школ филологического профиля - второе.

Около 70% выпускников лицея становятся студентами топовых российских вузов. Многие из них затем продолжают обучение в самой «Высшей школе экономики».

Newtonew (N). Как вы считаете, с какими главными вызовами сегодня сталкиваются государственные системы образования?

Дмитрий Фишбейн (ДФ). По моему мнению, главный вызов, который стоит перед государственными школами, - способность меняться и подстраиваться под формирующиеся потребности школьников.

Если мы говорим про крупные города, и особенно мегаполисы, то здесь количество образовательных возможностей настолько велико и разнообразно, что для того, чтобы ученик остался в школе, ему надо предложить что-то интересное, учитывающее его личные особенности. И вот в этом и заключается вызов.

Закон об образовании предусматривает возможность выбора формы образования. И даже если это очная форма, но ребенок фактически не посещает половину занятий, значит, по сути, ребенок бросил школу. Поэтому важен вопрос, как сделать так, чтобы ценность образования осталась в школе.

Старыми методами - простой передачей знаний - ничего не решишь: сейчас любую информацию ребенок может получить из многочисленных источников. Потому школа должна предложить ученику какую-то интересную для него деятельность - тогда есть шанс преодолеть этот вызов.

N. Какие аспекты образовательного процесса необходимо контролировать (например, со стороны администрации образовательного учреждения, департамента образования и по возрастающей - государственного регулятора)?

ДФ. Важно понимать, что мы имеем в виду под словом «контролировать». В менеджменте одно из определений контроля звучит так: «Контроль - это способ приводить людей к успеху».

Если под контролем понимать именно отслеживание процессов, которые должны происходить в школе, или тех процессов, которые реализуются на региональном уровне, то необходимости в высоком уровне контроля нет.

Школы очень разные и с точки зрения социального состава семей учащихся, и с точки зрения финансирования. В этой связи выработать единые правила и контролировать их выполнение, мне кажется, не очень разумно.

Поэтому, если мы говорим про какие-то конкретные аспекты образовательного процесса, то, например, стоит контролировать безопасность детей в школе - это чрезвычайно важно. Но вот таких аспектов мне приходит в голову мало.

N. В таком случае, что такое «контроль» в вашей школе?

ДФ. Мы в лицее как раз пробуем уйти от стандартного понимания контроля. Некоторым может показаться, что это выглядит как бесконтрольность, но это не так.

По нашему мнению, для старшеклассников очень важно развитие самоконтроля, поэтому буквального, жёсткого контроля учащихся у нас не происходит.

Мы не отслеживаем, когда пришел ученик, когда ушел, не оповещаем об этом родителей SMS-сообщениями.

Мы полагаем, что под нашу зону контроля должна в первую очередь попадать та среда, которую мы создаём: какие взрослые работают в лицее, как они общаются с учащимися, какие разнообразные виды урочной и внеурочной деятельности предлагаются, что может зависеть от инициативы самих лицеистов.

Например, все мероприятия, которые проходят в лицее, - инициатива самих ребят, и нам кажется, что это правильно.

То есть у нас мало стандартного контроля - за посещаемостью, успеваемостью, поведением. Но много доверия к ученикам и понимания, что они сами должны определить цели и задачи развития, и для их достижения им необходимо выстраивать свою деятельность в лицее и вне его. Наша роль, скорее, не в том, чтобы контролировать ребят, а в том, чтобы помогать, предоставляя разнообразные возможности.

N. По каким критериям вы определяете «качество образования»?

ДФ. Для нас есть один главный критерий - прогресс каждого учащегося за те два года, что он проводит в лицее, и мы стараемся это отслеживать.

Если мы видим, что за это время ребенок больше смог понять себя, осознать, чем он хочет заниматься, куда развиваться, стал более самостоятельным, у него появились навыки самоконтроля, то считаем, что качество образования, которое должно быть в лицее, достигнуто.

N. Какой вы видите оптимальную систему оценивания знаний учеников? Как эта система построена в вашей школе?

ДФ. Я думаю, что оптимальная система оценивания вообще ещё не создана.

У нас в лицее внедрена накопительная система итоговых отметок. Нам кажется, что она более всего подходит для старшей школы. Суть этой системы заключается в том, что определяются основные типы оценочных процедур (контрольная работа, творческая работы и т. п.) и им присваиваются разные коэффициенты в итоговой отметке. Каждая учебная кафедра в лицее разрабатывает соответствующую формулу оценивания по своей предметной области.

Такой подход, во-первых, позволяет ученику самостоятельно выстроить траекторию достижения максимального результата - высшей оценки за учебный период, во-вторых, снижает субъективность позиции учителя.

N. Что, по-вашему, должно определять содержание образования? Какие элементы оно должно в себя включать? Как вы выстраиваете содержательную структуру своей образовательной программы?

ДФ. Ключевой точкой здесь является определение образовательных результатов. Без их конкретной формулировки невозможно говорить про содержание образовательной программы.

Разрабатывать программу необходимо, отталкиваясь от образовательных результатов. То есть сначала надо сформулировать эти результаты, потом определить возможные способы их достижения, а затем понять, как их измерять.

В лицее ситуация усложняется тем, что мы реализуем восемь разнообразных направлений обучения - от «Математики, информатики и инженерии» до «Востоковедения». И, помимо общих универсальных образовательных результатов, у каждого из них должны быть свои специфические результаты. Предположим, у юристов, если говорить о личностных результатах, - это профессиональная этика.

Сейчас мы как раз размышляем над этим вопросом и, исходя из понимания образовательных результатов, которых хотим достичь, составляем образовательные программы направлений.

N. Как бы вы определили идеальную образовательную среду?

ДФ. Идеальная образовательная среда - это разнообразная среда, которая сконструирована исходя из потребностей ребёнка и в процессе совместной деятельности с ребёнком.

N. Насколько среда, организованная в вашей школе, соответствует вашим идеальным представлениям о ней?

ДФ. Идеальным представлениям она пока не соответствует, и это связано с двумя факторами.

Во-первых, у нас много учеников. В лицее самая большая старшая школа в России (более 1 500 человек), а значит, и очень разнообразны желания и потребности ребят. Не все из них мы пока можем удовлетворить.

Во-вторых, существуют ограничения с пространством: у нас стандартные здания, что не позволяет создать желаемую образовательную среду.

N. Каких видов учебной или внеучебной деятельности, на ваш взгляд, не хватает сегодня в общеобразовательной школе?

ДФ. Здесь надо говорить о конкретной школе, но если попытаться говорить обо всех сразу, то отмечу, что в педагогическом сообществе пока еще не выработали большого «банка форм самостоятельной учебной деятельности учащихся».

У нас хорошо отработаны форматы, где ученик занимает пассивную позицию, и не всегда хватает разнообразия индивидуальной самостоятельной и малогрупповой деятельности, обмена учащимися полученным в результате опытом.

Это что касается учебной деятельности. Если же говорить про внеучебную деятельность, то скажу про старшую школу.

Обстоятельства, в которых мы живем, требуют от выпускника получения высокого результата на ЕГЭ или на олимпиаде. В этой связи есть огромный соблазн выстроить эти два года по очень утилитарной модели, являющейся, по сути, тренировкой для достижения этих результатов.

Мы же глубоко убеждены, что именно во внеучебной деятельности должны происходить неутилитарные вещи, должно быть много занятий, которые могут, на первый взгляд, показаться ненужными и которые не могут принести ученику сиюминутного конкретного результата.

Так, в лицее есть факультатив по норвежскому языку. Почему бы и нет? Важно, чтобы у ребенка была возможность попробовать заниматься тем, чем ему хочется.

И ещё один аспект, если мы говорим про профилизацию в старшей школе, - это предоставление возможности ребятам пробовать себя в других интересующих их областях, например позволить математику разбирать поэтические тексты, а гуманитарию - изучать программирование.

N. Какие подходы, приёмы и виды деятельности, применяемые в вашей школе, вы бы рекомендовали распространить во всех школах страны (или даже мира)?

ДФ. Мы ещё «малыши»: лицей существует только четыре года, и говорить о каких-то подходах, приёмах и видах деятельности, которые мы хотели бы распространить по всему миру, мне кажется, рано.

Также в силу того, что лицей - структурное подразделение НИУ ВШЭ, и в силу того, что для нас один из важных образовательных результатов - исследовательская компетентность, мы знаем, как построить работу с учащимися, связанную с их проектной и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у нас в лицее есть странный предмет под названием ТОК (от англ. Theory of Knowledge, теория познания), который пришёл из системы международного бакалавриата, но мы его переосмыслили. Он решает две задачи: с его помощью мы пробуем создать целостную картину научного знания и в контексте этого - повысить уровень критического мышления у учащихся.

Мне кажется, что это очень важно и может быть интересно другим школам.

N. Педагог как личность и как профессионал - какими качествами он должен обладать?

ДФ. Я бы выделил здесь два ключевых момента.

Я убежден в том, что педагог не обязательно должен любить детей. Не надо любить детей - надо создавать такое пространство интереса, взаимодействия и технологичности, которое позволит ученику самостоятельно двигаться к знаниям. Я могу быть прекрасным человеком, у меня могут быть великолепные отношения с учащимися, но это может быть совсем не эффективно.

Кроме того, профессиональный педагог, особенно в старшей школе, должен уметь что-то ещё, кроме как преподавать. Сегодня вряд ли возможна стандартная ситуация, когда человек оканчивает педагогический вуз, идёт в школу, работает там 20 лет, и у него нет никаких других интересов, кроме работы.

И международные исследования, и наш опыт показывают, что педагог, у которого есть какие-то увлечения, становится во сто крат интереснее и значимее для учащихся.

Да, мне как директору с такими преподавателями бывает сложнее, потому что ты говоришь ему: «Сегодня в 15 часов совещание», а он отвечает, что у него в это время альпинизм и это его страсть. Я могу это сложно воспринимать, но при этом понимаю, что если у человека есть ещё что-то помимо работы и он там профессионален, то это положительно сказывается на его взаимодействии с учащимися.

N. Как вы подбираете кадровый состав?

ДФ. В лицее много вузовских преподавателей, причём не только из Высшей школы экономики, - это наша первая особенность.

Вторая особенность заключается в том, что, признаюсь, к нам достаточно сложно попасть не по знакомству: для нас очень важны рекомендации от тех, кто работает в лицее не первый год и хорошо понимает нашу специфику, видит, что новый человек не только подойдет под формальные требования опыта и навыков, но и органично впишется в лицейскую среду.

У нас здесь особая атмосфера, определённое отношение к взаимодействию взрослого и ребенка: оно должно быть на равных, взрослый должен понимать, что его задача - обеспечить прогресс ученика, и потому он в первую очередь должен не отвечать на вопросы лицеиста, а задавать их.

Не так просто новому человеку влиться в лицейскую среду, в связи с чем ключевой фигурой при подборе преподавателей являются заведующие кафедрами. Они знают профессиональное сообщество и, приглашая кого-то работать в лицей, понимают, подходит ли этот человек под существующий контекст и формат. Это основной способ подбора кадров, и, как мне кажется, будущее за такими сетевыми взаимодействиями.

Для чего нужен рейтинг?

70% выпускников каждого направления лицея в год выпуска имеют право получить скидку на обучение в НИУ ВШЭ. Итоговый рейтинг позволяет рассчитать размер этой скидки: 70%, 50% или 25%. Индивидуализм и соревновательность не входят в ценности лицея, поэтому рейтинг составляется один раз, в конце обучения. В его основе оценка результатов деятельности, которую лицей считает приоритетной для учащихся: хорошая учеба, навыки проектной и исследовательской работы, социальная ответственность. Из соображений такта по каждому направлению публикуется только верхние 70% рейтинга, нижняя часть доступна в индивидуальном порядке по запросу на почту: [email protected] .

Почему скидка — это хорошая стратегия для поступления?

Если представить, что из лицея выпускается 700 человек, то всего благодаря рейтингу скидку получат 70% из них - 490 человек (по 70% с каждого учебного направления). Верхние 20% получат максимальную скидку 70%. И если представить, что стоимость обучения на программе бакалавриата равна 400 000 рублей в год, то со скидкой 70% эта сумма сократится до 120 000 рублей в год или 12 000 рублей в месяц.

Скидка 70%

Скидка 50%

Скидка 25%

Следует знать, что при поступлении в НИУ ВШЭ выпускнику лицея предлагается два вида скидки: по результатам ЕГЭ (предлагается всем абитуриентам НИУ ВШЭ) и по выпускному рейтингу лицеистов. При выборе скидки следует акцентировать внимание не на её размере, а на условиях её предоставления. Скидки по результатам ЕГЭ требуют ежегодного подтверждения вхождением в верхнюю часть рейтинга учеников курса. Таким образом, существует риск не попасть в список лучших из лучших и потерять скидку. В свою очередь скидка выпускника Лицея НИУ ВШЭ сохраняется на все время обучения при условии хорошей учёбы.

Соблюдение каких условий необходимо для получения и сохранения скидки?

Скидка предоставляется выпускникам Лицея НИУ ВШЭ при условии успешного прохождения всех вступительных испытаний и недоборе от 1 до 60 баллов до проходного балла на образовательные программы, имеющие проходной балл 280 и выше при трех вступительных испытаниях, и 380 и выше при четырех вступительных испытаниях, и недоборе от 1 до 45 баллов до проходного балла на остальные образовательные программы.

Правило предоставления лицейской скидки не распространяется на филиалы ВШЭ в Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде. А также на следующие программы бакалаврита:

Масштаб аудитории проекта

Исполнитель

Координатор

Руководитель

30 - 100 человек

Более 100 человек

ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ И НАБОРЕ
ПОЯВИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ФЕВРАЛЯ 2020 Г.

Что такое Распределенный лицей НИУ ВШЭ

Распределенный Лицей НИУ ВШЭ: краткая история, цифры, факты

В рамках создания системы предуниверситетской подготовки старшеклассников в городе Москве в 2014 году НИУ ВШЭ открыл Лицей, а также свои профильные классы, группы (далее - лицейские классы/группы) в школах города Москвы, в которых осуществляется предпрофессиональное образование обучающихся 10-11 классов.

Школам Москвы, в которых открываются лицейские классы, присваивается статус «Школа Распределенного Лицея НИУ ВШЭ» (далее - школа РЛ ВШЭ).

Распределенный Лицей ВШЭ - это объединение лицейских профильных групп и классов образовательных организаций среднего общего образования и НИУ ВШЭ, Лицея ВШЭ, форма сотрудничества и взаимодействия между ними.

Взаимодействие школ РЛ ВШЭ и НИУ ВШЭ осуществляется на основе соглашений о сотрудничестве .

Весной 2015 года с 20 школами РЛ ВШЭ были заключены соглашения о сотрудничестве в рамках проекта «Распределенный лицей НИУ ВШЭ».

Замысел проекта на этапе создания РЛ ВШЭ

Для старшеклассников РЛ ВШЭ - это возможность получать лицейское образование по программам Лицея ВШЭ, стандартам и направлениям обучения в НИУ ВШЭ на базе своих образовательных организаций.

Цели проекта:

  • Достижение высокого уровня профильной подготовки учащихся 10-11 классов.
  • Привлечение в число студентов НИУ ВШЭ мотивированных и талантливых школьников, прошедших обучение по адаптированным образовательным программам, созданным на основе целей, направлений и стандартов Лицея НИУ ВШЭ и Университета.

10-классникам: "Юрьев день" - смена учебного направления / инд. учебного плана

Уважаемые 10- классники!

В период с 3 по 13 декабря 2019 г. вы можете подать заявление (скачать) о переходе на другое направление обучения или об изменении индивидуального учебного плана в рамках своего направления. На документе обязательно должна присутствовать подпись родителей о согласии. Подробнее о порядке перехода на другое направление обучения или об изменении индивидуального учебного плана смотрите в памятке. Обязательно ознакомьтесь с этой информацией перед тем, как подавать заявление!


Памятка обучающегося 10 класса об изменении направления образования / изменении индивидуального учебного плана внутри направления образования

  1. Подумать о своем решении.
  2. Обсудить свое решение о переводе с родителями (законными представителями).
  3. Пройти собеседование у старшего учителя здания или куратора Распределенного лицея, аргументированно представить предложенные изменения индивидуального учебного плана.
  4. Написать заявление о переводе (с одного направления на другое или об изменении индивидуального учебного плана внутри выбранного направления).
  5. Подписать заявление у родителей (законных представителей) / получить их согласие с Вашим выбором.
  6. Подать заявление, в период с 3 декабря 2019 года по 13 декабря 2019 года , для обучения в классах Распределенного лицея НИУ ВШЭ - куратору Распределенного лицея (кабинет №40, Б. Казенный), для обучения в профильных классах (кабинет №36, Б. Казенный) - секретарю.
  7. Выяснить, какие предметы (в случае «академической разницы» учебных планов) необходимо будет освоить самостоятельно и сдать до 1 марта 2020 года. Академическая разница возникает при смене базового уровня на углубленный уровень по учебному предмету и при внесении нового учебного предмета в индивидуальный учебный план.
  8. Написать, в случае необходимости, работу по профильному предмету (классы Распределенного Лицея). График будет согласован не позднее 16 декабря 2019 года.

    ПРОФИЛЬ

    Написание профильного предмета

    РЛ «Гуманитарные науки»

    Литература/история

    РЛ «Экономика и социальные науки»

    Математика (углубленно), Обществознание/история

    РЛ «Востоковедение»

    История

    РЛ «Дизайн»

    Социокультурная осведомленность

    РЛ «Психология»

    Биология

    РЛ «Юриспруденция»

    Обществознание

    РЛ «Экономика и математика»

    Математика (профиль)

    РЛ «Информатика, инженерия и математика»

    Математика (профиль), информатика/физика

    РЛ «Естественные науки»

    Химия, биология

  9. Ознакомиться с решением по заявлению
    • для обучения в классах Распределенного лицея НИУ ВШЭ - у куратора Распределенного лицея;
    • для обучения в профильных классах - у старшего учителя здания.
      а) в случае положительного решения и своего согласия на условия перевода (при наличии академической разницы) получить у старшего учителя здания информацию о дате, времени, месте проведения промежуточной аттестации по дисциплинам «академической разницы»;
      б) в случае положительного решения и своего несогласия на условия перевода отозвать у старшего учителя здания заявление в срок до 9 января 2020 года .
  10. Ознакомиться с приказом об изменении индивидуального учебного плана у куратора Распределенного лицея или старшего учителя до 9 января 2020 года.
  11. Приступить к учебным занятиям 9 января 2020 года в соответствии с индивидуальным учебным планом, утвержденным приказом директора.

Помните! Изменить направление обучения в 11 классе уже нельзя!!!

За дополнительными разъяснениями по обучению:

  • в классах Распределенного лицея НИУ ВШЭ следует обращаться к куратору классов Распределенного лицея - Людмиле Ивановне Акованцевой (e-mail : [email protected]);
  • в профильных классах - к старшим учителям зданий:
    - на Б.Казенном - Боруцкой Ольге Борисовне (e-mail : [email protected])
    - на Б.Трехсвятительском - Наталье Сергеевне Филипповой (e-mail : [email protected]) или Сергею Александровичу Романову (e-mail : [email protected])

Контакты:

По всем интересующим вопросам, связанным с набором и обучением в 10-11-х классах Распределенного лицея НИУ ВШЭ, вы можете обращаться к куратору Распределенного лицея

Акованцевой Людмиле Ивановне

e-mail: [email protected]

Лицей, входящий в состав , открылся в сентябре 2013 года. Это первое в Москве учебное заведение, которое стало работать по новому стандарту среднего образования.

Набор пока производится только в 10 класс.

Сначала будущие лицеисты на стадии подачи заявки выбирают одно из шести направлений: социально-экономическое, математика и информатика, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн. Потом, после поступления в Лицей они завершают формирование своего учебного плана. Если кто-то, начав серьезно заниматься в рамках того направления, которое он первоначально выбрал, поймет, что ошибся с выбором, то он сможет его поменять.

В Лицее нет традиционных классов. Ученики делятся на группы в зависимости от выбранного ими учебного плана. Занятия ведут опытные школьные и университетские преподаватели, которые разрабатывают авторские программы, используя методики и ресурсы НИУ ВШЭ. В Лицее формируют теоретическое мышление, метапредметные навыки, необходимые в любой профессии. Иностранных языков в Лицее преподают несколько: английский, немецкий, французский, испанский.

Обучение бесплатное - Лицей субсидируется московским Департаментом образования. Для поступления в него необходимо иметь постоянную или временную регистрацию в Москве. Все выпускники получают государственный аттестат о среднем общем образовании.Чтобы стать учеником Лицея, необходимо пройти несколько вступительных испытаний , включающих письменные задания и собеседование. Условия поступления прозрачны и одинаковы для всех.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода