Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

План-конспект занятия (группа) на тему: Тематический день "День воздуха".

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка; развивать личный познавательный опыт детей; воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе; использовать разнообразные формы работы с семьей для поддержания интереса детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила:

воспитатель Зайцева Е.Н.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка; развивать личный познавательный опыт детей; воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе; использовать разнообразные формы работы с семьей для поддержания интереса детей.

I половина дня.

  1. Прием детей в группе украшенной воздушными шарами.

Беседа на тему: «Что такое воздух? Его значение для человека».

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций на тему: «Воздушные иды транспорта»;
  • игра «Надуй воздушный шарик».
  1. Утренняя гимнастика + Дыхательная гимнастика:
  • Упражнение «Ветер дует нам в лицо»;
  • Подвижная игра «Самолёты на аэродром!».
  1. Завтрак.
  2. Подготовка к занятиям: дежурство.
  3. Непосредственно образовательная деятельность:

Занятие «Воздух-невидимка» .

Показ презентации на тему: «Воздух-невидимка»

Проведение опытов с воздухом.

Цели:

  • закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы,
  • объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.)

Опыт № 1

Воспитатель: Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)

Опыт № 2

Воспитатель раздает детям разные бутылочки, предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку.

Воспитатель: Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «о», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Опыт № 3

На столах у детей находятся салфетки пропитанные духами.

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей.) Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи.)

Воспитатель: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Опыт № 4

Воспитатель: Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр.) Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха.) А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле пёрышка. Что получилось? (Пёрышко сдвинулось.) Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)

Воспитатель: Загадки про воздух

1 . Неизвестно где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,

А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –

Пыль поднимает.

Слышишь его,

А не видишь его.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение про воздух:

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, так что же такое воздух? Какими свойствами он обладает? Как связан с живой природой? Почему летают воздушные шарики и мыльные пузыри? Молодцы! Много узнали и запомнили! А теперь поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

Игра «Мыльные пузыри».

Прогулка.

  1. Наблюдение за ветром на прогулке.
  2. Игры на улице с воздушными змеями и мыльными пузырями, вертушками.

Обед.

Дневной сон.

II половина дня

Постепенный подъём детей:

  • Воздушные ванны;
  • Гимнастика пробуждения;
  • Дыхательная гимнастика.

Полдник.

Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава «Путешествие на воздушном шаре»).

На протяжении долгого времени ветряные мельницы, наряду с водяными мельницами, были единственными машинами, которые использовало человечество.
С развитием в XIX в. паровых машин использование мельниц постепенно стало сокращаться.
В ХХ веке ветряные мельницы заменили ветродвигатели. Один из первых экземпляров ветродвигателя был установлен в 1926 г. в Берлине на башне высотой 15 м.
За рубежом возобновляемая энергетика начала всерьез развиваться после нефтяного кризиса середины 1970-х годов. Странами-лидерами по мощности введённых в эксплуатацию ВЭУ являются Китай, США, Германия и Испания.
Россия имеет самый большой в мире ветропотенциал. Реализованы эти возможности незначительно. На сегодня в России ветроэнергетика производит 0,1% всей вырабатываемой в стране энергии. Всего в работе находятся семь ветроэнергостанций. Самой мощной на сегодняшний день считается ветроэлектростанция в Калининградской области, введенная в строй в 2002 году
К достоинствам ветровой энергии, прежде всего, следует отнести доступность, повсеместное распространение и практически неисчерпаемость ресурсов,
Ветроэнергетика - это экологически чистое производство энергии, без вреда человеку, природе, окружающей среде и земным недрам.

Советы по проведению дня

В городских и загородных оздоровительных лагерях можно провести конкурсы с детьми разного возраста:

1. Вспомнить пословицы и поговорки о ветре . Растолковать их. (Когда можно использовать поговорку. почему так говорят?)

За ветром в поле не угонишься.
Посеешь ветер - пожнешь бурю.
Ветер не может быть попутным для тех, кто не знает куда плыть.
Ветер в голове никогда попутным не бывает,
Слово держать – не по ветру бежать.
Ведром ветра не смеряешь.

2. Как можно смерить ветер?

Знакомство со шкалой Бофора для визуальной оценки силы (скорости)ветра
Определение по ней силы ветра.

3. Подбор синонимов к слову ветер.

Синонимы - дуновение, бриз, буря, буран, вихрь, заверть, вьюга, метель, мятель; (пассаты, самум, сирокко, смерч, тайфун, ураган, циклон, шторм, аквилон, борей, зефир).

4. Загадки на тему ветра (это может быть «домашним» заданием)

Кто летает выше туч?
Кто коварен и могуч?
Он бывает, не приметен
Озорник, проказник... (Ветер)

Без рук без ног по полю скачет,
в село помчится - в дверь постучится.

5. Пословицы и поговорки о ветряной мельнице.

Мир - как ветряная мельница, без устали вращается.

Мелет, как пустая мельница.

Не по ветру мельница мелет, а против.

Пустая мельница без толку мелет.

Все перемелется, мука будет.

Не все мели, что на мельницу привезли.

6. Конкурс рисунков на тему: « Ветер - стихия и ветер – помощник».

7. Мастерим поделку - вертушку. (см. фото 7-10)

8. Можно придумать игры и конкурсы с вертушками . (Чья вертушка дольше крутится. Лучший декор вертушки. Бег с вертушками. и т. п.)

А семью в этот день можно порадовать вкусным салатом «Старый мельник»

Три варианта рецептов см. http://www.liveinternet.ru/users/4732400/post201485491

P.S. Первоначально мельница была задумана с подвижными крыльями.(фото 3 и 4) Но, несмотря на то, что бы оставлен достаточный зазор сзади, в месте крепления, "механизм " все же заедал. Поэтому в окончательном варианте крылья закреплены неподвижно, а сама мельница немного перемещена к центру.

Как сделать базовую форму «катамаран»

Пусть ветер поднимет и закружит тебя в своем вальсе. Пусть унесет твои мысли туда, где ты сможешь обнажить свою душу и быть тем, кем ты всегда хотел быть. Взлети, хоть раз, так высоко, чтобы дыхание сводило от свободы. Празднуй сегодня вместе с Ветром, будь сильным, как он! Летай, пока не надоест… А, потом, возвращайся ко мне!

Сегодня уникальный праздник – Всемирный День ветра. А это еще один повод поздравлять друг друга и дарить позитив! Ветер наделен огромной силой и могуществом, как и положено природным стихиям. Он может сокрушать и сносить все на своем пути, но также он может быть ласковым и нежным. Пусть в этот праздник его мягкое дуновение обнимет тебя и прошепчет на ухо, что все будет хорошо. Попутного ветра тебе во всех твоих делах!

Сегодня праздник – Ветра день,
И у него сегодня выходной!
И раз уж ветру дуть сегодня лень,
Давай и мы немного отдохнем с тобой!

В День ветра я тебя прошу,
Чтоб ты быть ветреной отныне перестала!
И sms отправить я спешу
Чтоб о любви моей еще раз ты узнала!

Пусть приносит День ветра всемирный
Счастье в дом твой на крыльях своих!
И пусть небо всегда будет мирным,
Чтобы жить ты могла средь людей дорогих!

Пусть мне поможет Поздравунчик
Тебя поздравить с Днем ветров!
Свободен и могуч везунчик,
И людям он служить готов!

Так пусть же ветер не утихнет
На славу людям и прогрессу!
Пусть помогает сильным вихрем
Экологическим процессам!

Ну а тебе я пожелаю,
Чтоб ветреность твоя утихла,
И чтоб как солнышко сияла
Твоя прекрасная улыбка!

Ветер буйный, грозный, сильный,
Как тебя нам приручить,
Чтоб энергию такую
Для хозяйства получить?

Ветер может всем нам вдоволь
Электричества давать.
Не придется жечь нам уголь,
Атмосферу загрязнять.

Станет чище вся планета,
Станем мы все здоровей.
Я с Днем ветра поздравляю
Самых близких из людей!

Сегодня ты смело можешь расправить крылья и улететь навстречу ветру, оставив позади все проблемы, невзгоды и переживания. Потому что именно сегодня, 15 июня, ветер особо благосклонен ко всем, кто ищет у него поддержки. И сегодня ветер шепчет в листве о счастье. С праздником, со всемирным Днем ветра!

Сегодня День ветра всемирный!
Сегодня есть повод отметить
Завидное то постоянство,
С каким завсегда дует ветер!

Так вот я тебе пожелаю,
Чтобы также всегда мог и ты,
Новых высот достигая,
Лететь к краю новой мечты!

Чтоб сильным ты был, как внезапный
Осеннего ветра каприз,
И добрым чтоб мог оставаться,
Как легкий утренний бриз!

Желаю Вам мыслей ветреных, таких же свежих и свободных! И «ветреных» рядом людей – сильных в поддержке, способных разогнать тучи! И настроение пусть будет ветреным – стремительно меняющимся из морозного в теплое-воздушное! И дни жизни пусть будут ветреными – такими же целенаправленными и живыми! Да надует Вам ветер всех самых лучших благ!

Пусть ветер поднимет и закружит тебя в своем вальсе. Пусть унесет твои мысли туда, где ты сможешь обнажить свою душу и быть тем, кем ты всегда хотел быть. Взлети, хоть раз, так высоко, чтобы дыхание сводило от свободы. Празднуй сегодня вместе с Ветром, будь сильным, как он! Летай, пока не надоест… А, потом, возвращайся ко мне!

Сегодня уникальный праздник – Всемирный День ветра. А это еще один повод поздравлять друг друга и дарить позитив! Ветер наделен огромной силой и могуществом, как и положено природным стихиям. Он может сокрушать и сносить все на своем пути, но также он может быть ласковым и нежным. Пусть в этот праздник его мягкое дуновение обнимет тебя и прошепчет на ухо, что все будет хорошо. Попутного ветра тебе во всех твоих делах!

Сегодня праздник – Ветра день,
И у него сегодня выходной!
И раз уж ветру дуть сегодня лень,
Давай и мы немного отдохнем с тобой!

В День ветра я тебя прошу,
Чтоб ты быть ветреной отныне перестала!
И sms отправить я спешу
Чтоб о любви моей еще раз ты узнала!

Пусть приносит День ветра всемирный
Счастье в дом твой на крыльях своих!
И пусть небо всегда будет мирным,
Чтобы жить ты могла средь людей дорогих!

Пусть мне поможет Поздравунчик
Тебя поздравить с Днем ветров!
Свободен и могуч везунчик,
И людям он служить готов!

Так пусть же ветер не утихнет
На славу людям и прогрессу!
Пусть помогает сильным вихрем
Экологическим процессам!

Ну а тебе я пожелаю,
Чтоб ветреность твоя утихла,
И чтоб как солнышко сияла
Твоя прекрасная улыбка!

Ветер буйный, грозный, сильный,
Как тебя нам приручить,
Чтоб энергию такую
Для хозяйства получить?

Ветер может всем нам вдоволь
Электричества давать.
Не придется жечь нам уголь,
Атмосферу загрязнять.

Станет чище вся планета,
Станем мы все здоровей.
Я с Днем ветра поздравляю
Самых близких из людей!

Сегодня ты смело можешь расправить крылья и улететь навстречу ветру, оставив позади все проблемы, невзгоды и переживания. Потому что именно сегодня, 15 июня, ветер особо благосклонен ко всем, кто ищет у него поддержки. И сегодня ветер шепчет в листве о счастье. С праздником, со всемирным Днем ветра!

Сегодня День ветра всемирный!
Сегодня есть повод отметить
Завидное то постоянство,
С каким завсегда дует ветер!

Так вот я тебе пожелаю,
Чтобы также всегда мог и ты,
Новых высот достигая,
Лететь к краю новой мечты!

Чтоб сильным ты был, как внезапный
Осеннего ветра каприз,
И добрым чтоб мог оставаться,
Как легкий утренний бриз!

Желаю Вам мыслей ветреных, таких же свежих и свободных! И «ветреных» рядом людей – сильных в поддержке, способных разогнать тучи! И настроение пусть будет ветреным – стремительно меняющимся из морозного в теплое-воздушное! И дни жизни пусть будут ветреными – такими же целенаправленными и живыми! Да надует Вам ветер всех самых лучших благ!

Гульнара Давлетчурина

ДОСУГ

«ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВЕТРА »

Цели и задачи : дать представление о том, что же такое ветер? Значение ветра для человека и природы. Расширение кругозора, активизация словаря. Воспитание любознательности, интереса к изучению природы.

Материалы и оборудование : иллюстрации, изображающие такие явления природы, как ураган, буря, шторм на море, штиль. Изображение парусных кораблей, птиц в полёте, ветряные мельницы , веряные генераторы и другие, показывающие работу ветра .

Бумага, ножницы, кнопки, пластиковые трубочки или использованные палочки от суши, нитки, скотч, полиэтиленовые пакетики, пластилин, ванночка с водой.

Ход СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети, кто из вас может обьяснить, а что же такое ветер? Его можно увидеть? Да, увидеть мы его не можем. Только видим как он качает ветви деревьев. А как вы думаете, а поймать мы его можем? Сейчас я вам покажу, как можно поймать ветер.

Опыт : из полиэтиленового пакета, вырезаем квадрат. По углам квадрата крепим скотчем нитки. Берём кусочек пластилина, это у нас груз, и все четыре нити крепим к пластилину. Получается ввиде парашютика. Поднимем вверх и опустим. Наблюдаем, как он опускается. Вот, мы и поймали ветер.

На этом свойстве воздуха основана работа парашюта. Парашютисты ловят ветер и планируют в воздухе. Даже устраивают соревнования на точность приземления.

Прежде, чем говорить о ветре , нужно вспомнить, что же такое воздух? Да, воздух это смесь газов (кислород, водород, углекислый газ, и он не видим, не имеет запаха, вкуса. Мы можем увидеть только его работу.

Опыт : нарвём мелко кусочки бумаги. Не прикасаясь к ним, другим листом помашем над нашими кусочками. Что мы наблюдаем? Они разлетелись в разные стороны. Это мы привели в движение воздух, от которого разлетились наши мелкие листочки бумаги.

Представьте себе в природе, когда дует сильный ветер. Что мы наблюдаем? Да, это ураган или буря. Бури приносят тучи, дождь, молнии, гром.

Опыт : в таз предварительно налили воду. Дети, давайте вместе подуем на воду. Что мы получили? Мы получили волны. Точно так же происходит на море, при сильном ветре поднимаются волны , это шторм. Море никогда не бывает спокойным. Волны делают воду подвижной. Большая часть волн образована ветром . Чем сильнее ветер, тем выше волны.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

А. С. Пушкин. Шторм опасен для кораблей, когда они находятся в открытом море. А на суше сильный ветер вызывает ураганы. Это неистовые штормы с сильными ветрами . Ещё бывают торнадо. Это более слабые и неродолжительные по времени смерчи. Ураганы и торнадо несут разрушения. Они вырывают с корнем деревья и повреждают дома. А теперь подумайте и расскажите о положительной работе ветра . Где, в каких отраслях человек использует силу ветра ? Раньше, когда не было никаких двигателей, человек использовал ветер как транспорт в парусных кораблях. Паруса ловили ветер, и он нёс корабль по волнам. Так осуществляли путешествия в дальние страны. Вспомним отрывок из произведения А. С. Пушкина

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет ;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Морские птицы мастерски используют ветер, чтобы парить над волнами. Птицы, самолёты и планеры не могли бы летать без воздуха. Такие растения, как одуванчики, используют ветер, чтобы он разносил их семена. В настоящее время человек стремится использовать силу ветра для получения энергии. Для этого строят аэрогенераторы. Они состоят в основном из трёх элементов : пропеллера, ладьи и башни. Схема действия следующая : ветер приводит в движение лопасти пропеллера, и это движение передаётся на вал и затем на генератор, производящий электроэнергию.

А сейчас попробуем вместе с вами сделать ветряную мельницу . Для этого на листе бумаги делаем четыре надреза по диагонали. Концы складываем и закрепляем канцелярской булавкой к пластиковой трубочке или палочке от суши. По завершении работы, выставляем нашу бумажную мельницу против ветра . Если есть ветер, она закрутится, а если ветра нет , можно пробежаться, держа её в руке. Её ещё называют вертушкой.

Дети, все желающие могут сделать себе такую ветряную мельницу или парашют. Многие дети с интересом играли с мельницей в песочнице или пускали парашют. А ещё мы смастерили воздушного змея и мальчишки с удовольствием пускали его по ветру и бегали наперегонки.

Совет родителям, когда гуляют с детьми, также могут смастерить эти поделки и поиграть, занять детей в выходные дни.

Воспитатель подготовитель -

Ной группы №5

Давлетчурина Г. А.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода