Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Первый митрополит киевский михаил - киев - история - каталог статей - любовь безусловная. Иоанн I (митрополит Киевский)

Декабрь

Преставление святого ИОАННА, митрополита Киевского

После м. Георгия, преемника блаж. м. Илариону, блаж. Иоанн, родом, вероятно, Болгарин, прибыл в Киев в сане митрополита всей России в 1080 г. и скоро заслужил общее глубокое уважение. Преп. Нестор, современник и очевидец дел его, восхищенный высокими качествами его, говорит: «подобного ему еще не было в Руси да и не будет; это - муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных». Древность называла святителя Иоанна пророком Христовым. По высокому изображению блаженного Иоанна у преп. Нестора не сомневаемся, что, называя его пророком Христовым, соединяли с тем мысль о прозорливце.

Из дел его летопись упоминает о немногих. По ней, в 1086 году он основал храм Ап. Андрея в Андреевском монастыре, - причем называется он «преподобным митрополитом»; в 1087 году торжественно погребал убиенного кн. Ярополка; в 1087 году освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре; 1089 г. августа 14 освящал чудную, великую церковь Печерскую и вслед за тем скончался. Летописи после Нестора называют его то добрым, то святым, то блаженным. По ркп. святцам, он «святой Иоанн митрополит»; а в одном списке прибавлено: «положен бысть в Печерском монастыре». Блаженный Иоанн оставил для Церкви Русской несколько сочинений.

Послание м. Иоанна к Клименту папе старшего Рима - драгоценно и по содержанию своему, особенно же по духу кротости, которым дышит оно. «Приятна любовь твоя о Господе, человек Божий, достойный Апостольского престола», так писал Русский святитель. «Ты из далекой страны призираешь на нашу худость и смирение, касаешься нас крылами любви твоей, приветствуешь нас искренно и с любовью, предлагаешь желания духовные, догматы православной и чистой веры нашей приемлешь и изумляешься им, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Так как дела в таком положении и ты таким оказываешься архиереем Божиим, не каковы были недавно архиерействовшие, возмутители и оскорбители истины: то и я, самый меньший, приветствую и мысленно лобызаю священную главу твою. Будь счастлив! Да покрывает тебя Божественная, Всевышняя рука! Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами!

«Не знаю я, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божием? отчего и как они доселе не исправились? Недоумеваю и не понимаю, какой жестокий демон, злобный враг истины и благочестия, наделал все это, разрушил братскую любовь вашу и союз, соединяющий христиан. Не скажу, что все погублено. Мы знаем, что вы из начала христиане по благодати Божией, и во многом мы одобряем вас. Но вы не во всем согласны с нами и кое в чем отделяетесь. Вот смотрите:

«Все признают семь святых и Вселенских соборов. На них благочестивая и православная вера христиан исследована, изучена, получила твердость со всею полнотою и убедительностью, они семь столпов Богословствующей мудрости; на них построила она свой святый дом - Вселенскую Церковь. Сим святым Вселенским соборам единомысленно последовали все предстоятели и преемники кафедры верховного из славных Апостолов Петра, одни - лично присутствуя и одобряя согласием деяния и слова, другие - чрез доверенных посланных своих подавая содействующий голос Апостольской кафедры вашей. Таковы были: на Первом Вселенском соборе Сильвестр, на Втором Дамас, на Третьем Целестин; Четвертому Вселенскому собору был подкреплением блаженнейший и славный папа Лев, написавший послание к Флавиану премудрое и святое, которое считали столпом православия все знаменитые того времени. На Пятом соборе был Вигилий, на шестом Агафон, муж почтенный и духовно-просвещенный. На Седьмом Вселенском соборе святейший папа Адриан изъявлял согласие чрез посланников своих, святых и Богоносных мужей, Петра протопресвитера и игумена Римской обители св. Саввы.

«Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на Римской ниве такие плевелы? Подлинно много у вас творится дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое: «Во-первых пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от Великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев, вступивших в законное супружество. Тех, которые миропомазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю о опресноках: это явная принадлежность Иудейского служения и веры. Всего хуже то, что вы осмеливаетесь изменять св. Символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух Св. происходит не только от Отца, но и от Сына»... Представив потом опровержение каждого из выставленных своеволий запада, в обличение произвола о Св. Духе говорит: «изумительно и страшно, как дерзаете вы изменять веру 318 св. отцев и св. Вселенских соборов. От конца до конца вселенной, во всех христианских церквах, поется единогласно: «веруем и в Св. Духа, Господа животворящего, от Отца исходящего, со Отцем и Сыном споклоняемого и славимого». Для чего вы не говорите так, как все христиане, а делаете прибавление? Вы вводите новое учение. Но Апостол говорит: «иже благовестит вам паче, еже приясте, да будет проклят» (Галат. I, 8). О! да не услышите вы над собою сего проклятия! Истинно страшно изменять и портить святое Писание, хотя бы одною йотою или одною чертою! Ужели не понимаете, как велик этот соблазн? Вы вводите две причины, два начала для Св. Духа; вы унижаете достоинство Его и впадаете в ересь Македония».

В заключение всего пишет: «прошу и молю и припадаю к священным ногам твоим, - исправитесь во всем этом, особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается св. причащения, а это пагуба для чистой веры. Прости написавшего тебе это»...

«Иоанна митрополита Русского, нареченного пророком Христовым, церковное правило», писанное для черноризца Иакова, долго оставалось в составе правил Церкви Русской, как объяснение правил вселенской Церкви в применении их к нуждам Русской Церкви.

В правиле 4 писал святитель: «с теми, которые служат на опресноках, едят мясо в сырную неделю, едят кровь и удавленину, не должно приобщаться св. Тайн и совершать Богослужение. Но ни мало не возбраняется вкушать с ними пищу, по обстоятельствам, для любви Христовой. Если кто хочет под видом чистоты или по немощи избегать и сего, пусть уклоняется; но смотрите, чтобы не вышел из того соблазн или не возродилась сильная вражда и злопамятование. Надобно из большего зла избирать меньшее». Превосходное правило! Апостольское правило!

В других правилах св. Иоанн осуждает волхвование, языческие обычаи, соблазнительные песни, показывает, как грешно торговать крещенными рабами в земле Половцев: священникам предписывает быть примером трезвости; князьям запрещает отдавать дочерей за иноверцев; налагает эпитимьи на нарушающих чистоту и целомудрие; дает наставления о таинствах и разных священных предметах. «Ты спрашивал меня, так пишет он к Иакову, о тех, которые покупают слуг и после того, как с ними вместе молились и приобщались св. Тайн, продают их язычникам, какой подвергать их эпитимье? Закон говорит: христианина не должно продавать ни жиду, ни еретику: кто продаст жидам, тот беззаконник: он виновен не только пред законом, но и пред Богом. Представь себе Ананию и Сапфиру - и подумай.

Они обещали Ап. Петру цену поля принесть Богу, но потом удержали только малую часть и осуждены на смерть. Купившие же слуг положили знамение Божие на них (крещение) и освятили молитвою, как пишешь ты, потом продают их язычникам? - Они творят не тайное, а явное хищение у Бога, крадут часть, которую принесли Богу. Как думаю, они грешат столько же, сколько те, которые гонят нашу веру и многих от веры доводят до неверия. Их надобно отклонять от такого злого дела всеми убеждениями и увещаниями. Если же не послушают, то считать их за язычников и мытарей».

«Если святая трапеза деревянная и честные кресты и иконы сделаются ветхи, то отнюдь не бросать их, а поправить. Если слишком обветшают и на иконах не видно ликов, то положить их в огражденное место, где бы ни человек, ни животное не могли коснуться их нечистотою, дабы не быть нам сквернителями святыни. В случае перенесения деревянной церкви на другое место, место, где стоял алтарь и совершалась бескровная жертва, должно оградить и хранить неприкосновенным, как святыню».

«Те, которые приносят жертвы бесам, болотам, кладезям, или без благословения берут по нескольку жен, или отпускают свою жену и начинают жить с другою, или ни разу в год не приобщаются св. Тайн, тогда как не удержаны от того духовным отцем, - ты знаешь сам, все таковые чужды чистой нашей веры, осуждены соборною Церковью. Старайся всею силою убеждения направлять их на правый путь, вразумляй их не раз и не два, а много раз, пока узнают истину и научатся добру. Если же не покорятся, не оставят своей худой привычки, то считать их чуждыми соборной Церкви, не принадлежащими к ведению ее заповедей».

Краткое житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

Пре-по-доб-ный Иона Ки-ев-ский ро-дил-ся в 1802 го-ду в бед-ной се-мье. Был на-бож-ным с дет-ства, ча-сто по-се-щал мо-на-сты-ри и пер-во-на-чаль-но по-се-лил-ся у стар-ца Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го. У него Иоанн про-жил 8 лет, по-сле че-го ста-рец бла-го-сло-вил его ид-ти в Брян-скую Бе-ло-бе-реж-скую пу-стынь. Через семь лет в 1843 го-ду там он при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ио-ны.

Пре-по-доб-ный Иона был удо-сто-ен осо-бо-го ви-де-ния, ко-то-рое он по-нял как ве-ле-ние Про-мыс-ла, по-стро-ить на бе-ре-гах Дне-пра но-вый мо-на-стырь. Он при-ни-ма-ет ре-ше-ние уехать в Ки-ев.

Иеро-мо-нах Иона вы-де-лял-ся сво-ей ду-хов-ной опыт-но-стью и бла-го-че-сти-вой жиз-нью, по-это-му мно-гие ки-ев-ляне хо-те-ли быть его ду-хов-ны-ми ча-да-ми. В 1867 го-ду по-стро-е-на бы-ла де-ре-вян-ная цер-ковь во имя Свя-той Тро-и-цы, за-тем но-вый мо-на-стырь быст-ро ста-но-вит-ся круп-ным соб-ствен-ни-ком зем-ли.

Несмот-ря на пре-клон-ный воз-раст и му-чив-шую его бо-лезнь, отец Иона со-хра-нял бод-рость ду-ха и по-чти до са-мой смер-ти при-ни-мал у се-бя на-род. Он мир-но умер в 1902 го-ду.

Полное житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

В 1802 го-ду в се-мье Пав-ла и Пе-ла-геи Ми-рош-ни-чен-ко ро-дил-ся сын, его на-зва-ли Иоан-ном. Ро-ди-те-ли Иоан-на про-ис-хо-ди-ли из ме-щан по-са-да Крю-ко-ва Пол-тав-ской гу-бер-нии Кре-мен-чуг-ско-го уез-да. Се-мья Ми-рош-ни-чен-ко жи-ла в бед-но-сти, и ро-ди-те-ли Иоан-на не мог-ли дать ему хо-ро-ше-го об-ра-зо-ва-ния. Един-ствен-ным, че-му он на-учил-ся, бы-ло чте-ние. Как боль-шин-ство дру-гих де-тей его со-сло-вия, учил-ся чи-тать он по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. От при-ро-ды он был ода-рен Гос-по-дом вы-со-ки-ми и бо-га-ты-ми ум-ствен-ны-ми да-ро-ва-ни-я-ми и твер-дою па-мя-тью. С дет-ства он лю-бил чте-ние книг, осо-бен-но ре-ли-ги-оз-но-нрав-ствен-ных, и чи-тал очень мно-го.

Бу-дучи с ма-лых лет весь-ма на-бож-ным, Иоанн Ми-рош-ни-чен-ко очень ча-сто по-се-щал мо-на-сты-ри и пер-во-на-чаль-но по-се-лил-ся в ка-че-стве по-слуш-ни-ка у стар-ца , из-вест-но-го всей Рос-сии по-движ-ни-ка ХIХ ве-ка, жив-ше-го в Са-ров-ской пу-сты-ни Там-бов-ской епар-хии. По-слуш-ник Иоанн про-жил на по-слу-ша-нии у стар-ца во-семь лет. За это вре-мя он на-учил-ся тво-ре-нию ум-ной мо-лит-вы. То-гда и бы-ло по-ло-же-но ос-но-ва-ние его ду-хов-ной жиз-ни. Не слу-чай-ным был тот факт, что свя-той Се-ра-фим по-слал его к уче-ни-кам . Пре-по-доб-ный Се-ра-фим бла-го-сло-вил Иоан-ну ид-ти в Брян-скую Бе-ло-бе-реж-скую пу-стынь, ку-да, со-глас-но во-ле стар-ца, он по-сту-пил по-слуш-ни-ком в 1836 го-ду. Через семь лет, в 1843 го-ду, Иоанн Ми-рош-ни-чен-ко при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ио-ны и в 1845 го-ду был ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-ди-а-ко-на.

Про-во-дя жизнь в оби-те-ли в су-ро-вых по-дви-гах по-ста и воз-дер-жа-ния, в по-сто-ян-ной мо-лит-ве и бо-го-мыс-лии, Иона раз-вил в се-бе вы-со-кую сте-пень са-мо-углуб-ле-ния и са-мов-ни-ка-ния, тща-тель-но сле-дил за сво-ею внут-рен-нею жиз-нью и ду-хов-ным раз-ви-ти-ем. Тут же он удо-сто-ил-ся осо-бо-го ви-де-ния, по-вли-яв-ше-го на его даль-ней-шую жизнь, ко-то-рое он по-нял как ве-ле-ние Про-мыс-ла взять на се-бя де-ло устрой-ства на бе-ре-гах Дне-пра но-во-го мо-на-сты-ря. Он ре-шил уй-ти в Ки-ев.

В 1851 го-ду от-ца Иону встре-тил Ки-ев-ский мит-ро-по-лит , по его во-ле и же-ла-нию в ав-гу-сте то-го же го-да иеро-ди-а-кон Иона был пе-ре-ве-ден в Ки-ев-ский Ни-коль-ский мо-на-стырь. За-тем в 1858 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-мо-на-ха и через два го-да, в 1860 го-ду, пе-ре-ве-ден в чис-ло бра-тий Ки-е-во-Вы-ду-бец-ко-го мо-на-сты-ря, рас-по-ло-жен-но-го на од-ной из весь-ма жи-во-пис-ных окра-ин Ки-е-ва, на так на-зы-ва-е-мом Зве-рин-це. Уже в это вре-мя иеро-мо-нах Иона вы-де-лял-ся сво-ей ду-хов-ной опыт-но-стью и бла-го-че-сти-вой жиз-нью, и мно-гие ки-ев-ляне ис-ка-ли слу-чая по-лу-чить со-вет и на-став-ле-ние у от-ца Ио-ны, быть его ду-хов-ны-ми ча-да-ми.

Сре-ди мно-го-чис-лен-ных ду-хов-ных дще-рей о. Ио-ны бы-ла и су-пру-га то-гдаш-не-го ки-ев-ско-го ге-не-рал-гу-бер-на-то-ра кня-ги-ня Ва-силь-чи-ко-ва, весь-ма ува-жа-е-мая от-цом Ионой, мно-го со-дей-ство-вав-шая и по-мо-гав-шая ему, осо-бен-но в по-стро-е-нии Тро-иц-кой оби-те-ли. В 1867 го-ду по-стро-е-на бы-ла де-ре-вян-ная цер-ковь во имя Свя-той Тро-и-цы, ко-то-рая в 1871 го-ду за-ме-не-на об-шир-ным и ве-ли-ко-леп-ным ка-мен-ным хра-мом. Кня-ги-ня Ва-силь-чи-ко-ва по-жерт-во-ва-ла от се-бя мо-на-сты-рю да-чу в 55 де-ся-тин зем-ли близ Ки-е-ва. С это-го же вре-ме-ни но-вый мо-на-стырь по-сте-пен-но ста-но-вит-ся круп-ным соб-ствен-ни-ком зем-ли: ча-стью - пу-тем по-жерт-во-ва-ний, ча-стью - пу-тем по-куп-ки, где мо-на-ха-ми ве-дет-ся об-раз-цо-вое сель-ское хо-зяй-ство. В ав-гу-сте 1872 го-да о. Иона воз-ве-ден в сан игу-ме-на. Ука-зом Свя-щен-но-го Си-но-да от 17 ян-ва-ря 1886 го-да о. Иона на-зна-чен на-сто-я-те-лем Ки-е-во-Ме-жи-гор-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го мо-на-сты-ря с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-манд-ри-та. Ре-зо-лю-ци-ей Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та Иоани-кия от 9 де-каб-ря 1899 го-да отец Иона по ста-ро-сти и бо-лез-ни был уво-лен от управ-ле-ния Свя-то-Тро-иц-ким мо-на-сты-рем и остав-лен лишь на-сто-я-те-лем его.

Несмот-ря на свой пре-клон-ный - свы-ше 100 лет - воз-раст, о. Иона по-чти до по-след-них дней сво-ей зем-ной жиз-ни со-хра-нил бод-рость ду-ха и про-яв-лял при-су-щую ему энер-гию, все-це-ло на-прав-лен-ную на де-ло бла-го-устрой-ства Свя-то-Тро-иц-кой оби-те-ли. По-след-ние два го-да свой жиз-ни он стра-дал неиз-ле-чи-мой и тяж-кой бо-лез-нью, от ко-то-рой и слег в по-стель по-сле 1901 го-да.

Несмот-ря на пол-ный упа-док физи-че-ских сил, он по-чти до са-мой смер-ти при-ни-мал на-род и оста-вил всем его знав-шим вы-со-кий урок ду-хов-но-го бодр-ство-ва-ния, са-мо-от-вер-жен-но-го тру-да во сла-ву Бо-жию. Глу-бо-кий ста-рец, ве-ли-кий де-я-тель ар-хи-манд-рит Иона, в схи-ме Петр, мир-но по-чил о Гос-по-де 9 (22 по но-во-му сти-лю) ян-ва-ря 1902 го-да.

Жизнь и де-ла стар-ца Ио-ны, про-жив-ше-го свы-ше ста лет, вы-со-ко по-учи-тель-ны и на-гляд-но сви-де-тель-ству-ют, как мно-го мо-жет до-стичь при энер-гии, са-мо-от-вер-жен-ной де-я-тель-но-сти и люб-ви к де-лу че-ло-век. По-слу-шай-те, де-ти, на-ка-за-ния от-ча, и внем-ли-те ра-зу-ме-ти по-мыш-ле-ние. Дар бо бла-гий да-рую вам: мо-е-го за-ко-на не остав-ляй-те (). Так зву-чит за-вет стар-ца. Со всей Рос-сии к о. Ионе еха-ли лю-ди, чтобы услы-шать его со-вет и по-лу-чить бла-го-сло-ве-ние. Ос-но-ван-ная им Свя-то-Тро-иц-кая оби-тель на-все-гда ста-ла при-ста-нью спа-се-ния, где ца-рит дух сми-ре-ния и по-слу-ша-ния, дух ис-крен-не-го бра-то-лю-бия и все-це-лой пре-дан-но-сти во-ле Бо-жи-ей.

Молитвы

Тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Я́ко лучеза́рное со́лнце/ от коне́ц земли́ возсия́вшее,/яви́лся еси́ напосле́док дни́й,/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы./ К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́, преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.

Перевод: Как лучезарное солнце от концов земли воссиявшее, явился ты в последние дни, одноименному подобный, чтобы подвигнуть людей на . Потому и Сама Пречистая с собранием святых тебе много раз являлась, Ее же повелением создана была во имя Живоначальной Троицы. К Ней же имея , моли, отче наш Иона, подать нам милость и прощение грехов в день судный.

Ин тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей

Дне́сь пресве́тло красу́ется сто́льный гра́д Ки́ев,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю́ вселе́нную созыва́ет похвали́ти тя́, Богому́дре Ио́но;/ пречестна́я же сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во И́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ ста́да учени́к твои́х, весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы́ же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х,/ в земли́ сокрове́нных, я́ко цве́т благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/ любе́зно я́ лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Ио́но,// моли́ Святу́ю Тро́ицу спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня пресветло радуется столичный город Киев, как лучезарным сиянием, молниями чудес твоих озаряемый, всю вселенную созывает восхвалить тебя, Богомудрый Иона, почитаемая же славная обитель твоя, которую во имя Святой Троицы многими трудами твоими создал ты, отче, имея у себя стада учеников твоих, весельем и радостью наполняется. Мы же, празднуя преславное обретение драгоценных твоих, сокрытых в земле, как благоухающие цветы и благовонное кадило, с любовью их лобызая, различные исцеления получаем и по твоим молитвам грехов прощения удостаиваемся, отче преподобный Иона, моли Святую Троицу о спасении душ наших.

Кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния Ио́но о́тче на́ш.// Моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Иона, отче наш. Моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию, обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́// вопию́щим ти́: ра́дуйся, о́тче Ио́но.

Перевод: Ты был наследником (святых) отцов, преподобный, последуя их жизни и учению, нраву и воздержанию, молитве и предстоянию (перед Богом). С ними же, имея дерзновение ко Господу, прощение согрешений и спасение испроси взывающим к тебе: «Радуйся, отче Иона».

Молитва преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Ио́но!
Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу.
Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х. Моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с, ве́рою и любо́вию чту́щих тя́.
Помина́й на́с, недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши. Не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся.
Ве́дуще у́бо тя́ вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с всеси́льному Бо́гу о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми Пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его "добрым и кротким" и, вместе с тем, "хитрым в книгах и ученьи". Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к… …

    Митрополит Иоанн III 10 й Митрополит Киевский и всея Руси 1089 1091 Церковь … Википедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления. {Брокгауз} Иоанн I, митрополит Киевский митрополит Киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн II митрополит Киевский и всея Руси (1078 1089). По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078 1089. Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн IV. Митрополит Иоанн IV Митрополит Киевский и всея Руси 1164 1169 … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1164 году возведен на Киевскую митрополию Константинопольским патриархом Лукой (Хрисовергом; патриарх с 1156 по 1169 годы), но князь Ростислав Мстиславович не захотел признать присланного патриархом… … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн I (в схиме Иона) митрополит киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 года, по другим не позже 1008. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни… … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1089 году возведен на Киевскую митрополию в Царьграде патриархом Константинопольским Николаем Грамматиком и в этом же году выехал в Россию с великой княгиней Анной Всеволодовной, сестрой великого… … Большая биографическая энциклопедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления …

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его добрым и кротким и, вместе с тем, хитрым в книгах и ученьи. Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к черноризцу Иакову (см.).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".

На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников - язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г. Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми "русскими гражданами небесного града" назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12 мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега, предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было требованием церковных правил о повторном крещении христианина при отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны, в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).

Дивен Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода